Презентация - История Древней Руси - Часть 21 «Господин Великий Новгород». Новгород древней руси


Презентация - История Древней Руси

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

История Древней РусиЧасть 21ГосподинВеликий Новгород

Слайд 2

Торговля Великого Новгорода Новгородские купцы Торговля и промыслы Новгородские «сотни» Новгородские былины о богатстве НовгородаНовгород в истории отечества Новгородские летописи Расположение города Земли Великого Новгорода Новгородское самоуправление Новгородское вечеПланТесты

Слайд 3

Новгород в истории ОтечестваС незапамятных времен Новгород именовался Великим, то есть старшим городом во всей Новгородской земле.

Слайд 4

Ученые называли Новгород ровесником русской истории.

Слайд 5

Писатели утверждали, что Новгород — это слава и щит Руси. Новгородский детинец - древнейший русский кремль

Слайд 6

Сами новгородцы именовали свою землю (не только город!) — Господин Великий Новгород.Алексей Саврасов. Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871

Слайд 7

«История Новгорода, — писал знаменитый русский историк Николай Михайлович Карамзин, — составляет любопытнейшую часть Древней Российской истории».Новгородский Детинец

Слайд 8

Новгородские летописиНовгород является одним из древнейших и крупнейших центров русского летописания. Летописи изначально велись при дворе епископа Новгородского.

Слайд 9

Древнейшей летописью Новгорода является так называемая «Новгородская первая летопись». В этой летописи отразились труды киевских летописцев XI века.Берлинский список XIV века Новгородской Первой летописи

Слайд 10

Существуют также «Новгородская вторая», «Новгородская четвертая» летописи, а также «Летопись Софийская первая», «Летопись Софийская вторая» и другие новгородские летописи.Выдержка из софийской летописи

Слайд 11

В большинстве своем — это более поздние, чем «Новгородская первая летопись», летописные своды.Пасхальная таблица с летописными записями в сборнике Новгородской первой летописи XIV века.

Слайд 12

Новгородцы знали о всех важнейших событиях, происходивших в Русской земле. Из новгородских летописей мы узнаем не только о внутренней жизни города, но и о том, когда и с кем сражались новгородцы, защищая свой город и всю землю Русскую.Русские полки перед боем

Слайд 13

Расположение городаГород Новгород расположен по обеим сторонам реки Волхова. Река делила город на две половины или стороны.Дополнительная иллюстрация

Слайд 14

Новгород. Панорама города второй половины XI в. Реконструкция Г. В. Борисевича

Слайд 15

Новгород. XIV в. Реконструкция Е.Д. Шеко

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Правая сторона называлась Торговой, потому что здесь находился главный городской рынок — торг.Великий Новгород. Торговая сторонаОт самого торга (Гостиного двора) осталась только аркада.

Слайд 19

Левая сторона называлась Софийской, потому что здесь находился главный храм Новгорода — кафедральный Софийский собор.

Слайд 20

Обе стороны соединялись большим Волховским мостом, который был построен недалеко от торга.Великий мост и Св. София Новгородская. Реконструкция Д.П. СуховаДополнительная иллюстрация

Слайд 21

Константин Горбатов. Вид на старый город

Слайд 22

Слайд 23

Современный Волховский мост

Слайд 24

К торгу примыкала площадь, называвшаяся Ярославовым двором.

Слайд 25

Здесь находилось подворье князя Ярослава Мудрого, когда он княжил в Новгороде еще при жизни своего отца великого князя Владимира.

Слайд 26

Здесь, на этой площади, висел вечевой колокол — символ свободы Великого Новгорода.Вечевой колокол. Миниатюра Лицевого летописного свода

Слайд 27

Своим звоном он созывал новгородцев на вече — народное собрание, где изъявлялась воля горожан. Две славы было у Новгорода — его торговля и его вольность.

Слайд 28

Земли Великого НовгородаЗемли Великого Новгорода простирались от Балтийского моря и Ледовитого океана до Урала.

Слайд 29

Новгородцы уже в XI веке ходили собирать дань на берега Белого моря, в Пермскую землю, на Печору и даже за Урал.

Слайд 30

Велики были владения Новгорода! Чудь и емь, карелы и другие финно-угорские народы подчинялись Новгороду.

Слайд 31

Часто в новгородских летописях мы читаем такие слова: «Ходил Мстислав на Чудь называемую Терму (чудское племя) с новгородцами, и многих полонили (взяли в плен), скота без числа привели, и поклонилась чудь князю, и дань с них взял».Разные языки дань дают Руси. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV век

Слайд 32

Или такое сообщение: «Пошли из Новгорода на Югру» (Югра — Северо-Западная Сибирь). Силен был Господин Великий Новгород!Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

Слайд 33

Все земли Великого Новгорода делились на пять частей, или пятин, по числу «концов» (районов) города, с которыми и было связано управление этими землями.Новгороду были подвластны многие города: Ладога, Псков, Изборск, Торжок — со своими волостями. Они назывались «пригородами», и Новгород посылал в них своих посадников. Новгород имел свои земли даже на Вятке.

Слайд 34

Новгородское самоуправлениеБогатые бояре и купцы не хотели полностью подчиняться своему князю и во всем зависеть от великого князя в Киеве. Уже в конце XI века новгородцы стали выгонять притеснявших их князей и приглашать новых по своему желанию.Новгородцы договариваются с Андреем Боголюбским о выборе князя.

Слайд 35

Сильный и богатый город хотел сам быть себе господином. Великий князь больше не «садил» в Новгороде князя. Вольнолюбивые новгородцы сами «вводили» к себе того, кого хотели.Вече. Васнецов А.М

Слайд 36

Тех князей, которые стремились взять власть в свои руки, своенравные граждане прогоняли — «указывали путь». И такое случалось очень часто. В новгородских летописях можно встретить, например, такие заметки: «И, сговорившись, новгородцы показали путь князю Роману», «Изгнали новгородцы князя Ярослава и ввели Ростислава».Новгородское вече изгоняет князя. Царственный летосписец

Слайд 37

Высшая власть теперь была у народного собрания — вече. По зову вечевого колокола на Ярославов двор или к Софийскому собору сходились и богатые бояре, и купцы, и «черный люд» — мелкие торговцы и ремесленники.

Слайд 38

Иногда на вече новгородцы не приходили к согласию и начиналось побоище, которое остановить был в силах лишь духовный глава Новгорода — архиепископ.Вечевые «партии» сошлись на мосту через Волхов

Слайд 39

Новгородское вечеВече решало судьбу Новгорода — принимало или отвергало князя, объявляло войны, выбирало должностных лиц.

Слайд 40

Главным в правительстве Новгорода был посадник, который вел вече, вместе с князем возглавлял войско и чинил суд. Посадниками всегда были бояре.Вторым лицом после посадника был тысяцкий, заведовавший сбором налогов, торговыми тяжбами, военной повинностью.

Слайд 41

Очень важное место в управлении Новгородом занимал архиепископ, в избрании которого тоже иногда участвовало вече. Подписи архиепископа, посадника и тысяцкого есть на всех важных документах Новгорода.Были в городском управлении и старосты от «концов» города, и представители от торговых «сотен».Схема управления Новгородом

Слайд 42

В Новгороде князь уже не был главой княжества. Принимая князя, новгородцы заключали с ним «ряд» — договор. Князья были лишь военачальниками во время войн и высшими судьями.Дополнительная иллюстрация

Слайд 43

Слайд 44

Князья часто менялись — трудно было ужиться со своенравными новгородцами. Но в трудные моменты, когда враг угрожал богатым новгородским владениям, новгородцы прибегали к своему князю «с повинной».

Слайд 45

И тогда по зову князя к новгородскому ополчению присоединялись войска соседних княжеств. Сильный Новгород нуждался в помощи других русских земель. Ведь земли Новгорода защищали Русь от многих врагов с запада — шведов, немцев, литовцев.

Слайд 46

И в минуты тяжелых испытаний Новгород отражал набеги и походы алчных соседей, являясь могучим стражем Руси — щитом земли Русской.

Слайд 47

Торговля Великого Новгорода«Повесть временных лет» описывает водный путь «из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Византию. На этом торговом пути стоял и Новгород — крупнейший торговый город Древней Руси.

Слайд 48

Большой участок этого легендарного пути «из варяг в греки» — река Нева, Ладожское озеро, река Волхов и озеро Ильмень — принадлежал Новгороду.

Слайд 49

«Люди, приходящие в Константинополь из внешней Руси, выходят из Новгорода», — писал византийский император Константин VII в своем сочинении «Об управлении государством». Новгородскую землю он называл «внешней Русью» в отличие от южной Руси — Киева.Близость Балтийского моря сделала Новгород важным торговым центром Севера Европы. Множество купцов с берегов Балтийского моря постоянно торговало в Новгороде.В. Килиниченко. Новгород торговый

Слайд 50

Новгородские купцыС древнейших времен Господин Великий Новгород славился своими купцами. Далеко за море ходили новгородские купцы, чтобы привезти на Русь товар из восточных и западных стран.Васнецов А.М. Новгородский торг

Слайд 51

Торговали они на скандинавских и германских ярмарках, везли свои товары в Крым, Константинополь и Персию. Даже такие знаменитые торговые города, как Венеция и Генуя, не имели столь разнообразных и далеких торговых связей, как Новгород.Новгородский торг. 16 в., Лицевой летописный свод

Слайд 52

В Европу новгородцы поставляли пушнину, кожи, воск, лен и коноплю. Из Европы они привозили сукна, бумагу, стекло и церковное вино. Из Англии они везли олово, из Швеции — медь. В неурожайные годы они везли из Европы хлеб.

Слайд 53

Покупая в странах Востока дорогие восточные ткани, арабские и персидские ковры, а также драгоценные камни, новгородские купцы поставляли эти товары в скандинавские и западно-европейские страны.

Слайд 54

Очень большое значение имела для Новгорода рыбная торговля.Петр Кончаловский. Новгород

Слайд 55

Торговля и промыслыТорговля порождала целый ряд побочных промыслов, которые давали заработок жителям Новгорода. По берегам Волхова длинной вереницей тянулись пристани. От пристани — торговые ряды: кожевенный, котельный, хлебный, иконный, серебряный и другие.

Слайд 56

В Новгороде строились суда: плоскодонные речные и большие корабли «с чердаками», то есть с помещениями для экипажа.

Слайд 57

Торговля же породила и профессию лоцманов: Новгород отвечал за сохранность иноземных судов только в том случае, если на ближайших путях в город и из города их сопровождал новгородский лоцман.Константин Горбатов Великий Новгород. 1919

Слайд 58

Приезжие купцы имели свои дворы в Новгороде. У скандинавских купцов был в городе и свой храм — варяжская церковь.Боголюбов А.П. Новгородский торг. Вид Нижнего Новгорода. 1878

Слайд 59

Новгородские «сотни»Новгородские купцы объединялись в артели. Дети купца, вступившего в артель, получали наследственное право считаться членами артели без вступительного взноса. Новгородское купечество делилось на сотни, в каждой из которых избирался староста. Купцы принимали живое участие в городском управлении, несли расходы на снаряжение военных походов и участвовали в возведении новгородских храмов.

Слайд 60

Самым древним купеческим объединением в Новгороде являлось так называемое «Иванское сто». Оно возникло в начале XIII века при церкви Святого Иоанна Крестителя. Среди других товаров новгородские купцы из «Иванского сто» продавали воск. Этот воск расходился по различным городам Руси и по многим странам Европы. Воск продавался большими кругами — до 160 килограммов. Высшее качество этого воска удостоверялось особой печатью с надписью «Товар Божий», то есть не фальшивый, а изготовленный «по Божией правде».

Слайд 61

В 1156 году новгородские купцы построили храм во имя святой Параскевы, которую наряду со святителем Николаем они почитали покровительницей торговли.В 1207 году вместо первоначального деревянного храма новгородские купцы выстроили великолепный каменный храм в честь святой Параскевы.Новгород. Храм Параскевы Пятницы на Торгу

Слайд 62

Новгородские былины о богатстве НовгородаО сказочном богатстве Новгорода слагались былины и легенды. В былине «Садко и морской царь» изображается состязание чудесным способом разбогатевшего гусляра Садко с новгородскими купцами.

Слайд 63

Садко получил несметные сокровища от морского царя и стал мериться своим богатством сначала с отдельными новгородскими купцами, а затем и с самим Новгородом.

Слайд 64

Но если у купцов он выиграл заклады, то Новгород он победить не мог: Как тут Садко пораздумался: Не выкупить товара со всего бела света; Еще выкуплю товары московские, Подоспеют товары заморские. Не я, видно, купец богат новгородский, Побогаче меня славный Новгород.

Слайд 65

ТЕСТЫ

Слайд 66

1. Летопись Софийская перваяВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответВопрос: Как называется самая древняя летопись, отражающая труды киевских летописцев XI века?2. Летопись Софийская вторая5. Новгородская четвертая летопись 3. Новгородская первая летопись4. Новгородская вторая летопись

Слайд 67

1. ЧудьВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Какие народы проживали на территории, подвластной Великому Новгороду?2. Емь5. Эсты3. Ливы4. Карелы6. Югра7. Печера8. Пермь9. ПоловцыИ. Глазунов. Русский Север

Слайд 68

1. ПсковВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Какие города были подвластны Великому Новгороду?3. Изборск4. Ростов2. Владимир5. Торжок6. Ладога7. Суздаль8. ПолоцкГорбатов К.И. Вид с реки на старый город

Слайд 69

1. БояреВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответВопрос: В подвластные города новгородцы назначали своих правителей. Как назывались эти правители?2. Князья3. Посадники

Слайд 70

Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответВопрос: Все русские земли управлялись князьями, которые подчинялись великому князю, т.е. тому, который занимал киевский стол, а с XII века — владимирский стол. Князем можно было только родиться, т.е. вести происхождение от династии Рюриковичей. Новгородские земли управлялись иначе. Богатый Новгород был сам себе Господин. Что это означало?1. Новгородцы сами выбирали князя2. Новгородцы приглашали князя3. Новгородцы вообще обходились без князя

Слайд 71

Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Многие вопросы в древнерусских городах решало вече — народное собрание. Особенностью Новгорода было то, что здесь вече было высшей властью. Какие вопросы решало новгородское вече?1. Разрешало или не разрешало торговать купцам2. Принимало или отвергало князя5. Устраивало суд3. Объявляло войну4. Выбирало правительство6. Иногда избирало архиепископа

Слайд 72

1. ПосадникВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Новгородское вече избирало правительство. Кто входил в правительство Великого Новгорода?3. Тысяцкий5. Министры2. Мэр4. Архиепископ6. Князь7. Старосты8. Представители от купеческих артелейБашни Детинца.Великий Новгород. Иванов Э.Н. 1992

Слайд 73

1. ТысяцкийВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответВопрос: Кто в правительстве Новгорода был самым главным?3. Князь2. Посадник4. Архиепископ5. Староста

Слайд 74

1. Вести вечеВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Каковы были обязанности посадника?3. Возглавлять войско5. Решать торговые тяжбы2. Собирать налоги4. Чинить суд6. Определять военную повинность

Слайд 75

1. ПосадникВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответВопрос: Как называлось второе лицо в правительстве Новгорода? 2. Князь3. Тысяцкий4. Архиепископ5. СтаростаГорбатов К.И. Новгород. 1922

Слайд 76

2. Собирать налогиВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Каковы были обязанности тысяцкого?4. Решать торговые тяжбы3. Чинить суд1. Вести вече6. Определять военную повинность5. Возглавлять войско

Слайд 77

2. Возглавлять войскоВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Князь в Новгородской земле не был главой княжества. Его новгородцы приглашали и с ним заключали договор. Каковы были обязанности князя?3. Чинить суд4. Собирать налоги1. Вести вече6. Определять военную повинность5. Решать торговые тяжбы

Слайд 78

1. АрхиепископаВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: В Новгороде сохранилось много важных документов, отражающих все стороны жизни города. Чьи подписи имеются на этих документах?3. Посадника4. Князя2. Старост5. Тысяцкого

Слайд 79

1. Балтийское мореВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Какие географические названия имеют отношение к пути «из варяг в греки»?3. Река Ладога2. Река Днестр4. Река Волхов9. Черное море10. Город Волоколамск11. Белое море5. Озеро Ильмень6. Река Днепр7. Чудское озеро8. Днепровские порогиК.М.Громов. Волок

Слайд 80

1. Со ШвециейВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: С какими странами торговали новгородские купцы?3. С Америкой2. С Англией4. С Германией5. С Литвой6. С Византией7. С Индией8. С ПерсиейНовгородская торговля. Литография. Конец XIX – начало ХХ в.

Слайд 81

1. ПушнинаВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Какие товары новгородские купцы вывозили в Европу?3. Воск2. Стекло4. Кожи5. Сукно6. Конопля7. ЛенГорбатов К.Н. Новгород. Пристань. 19198. Бумага9. Церковное вино10. Медь11. Олово12. Хлеб13. Ковры14. Драгоценные камни

Слайд 82

1. ПушнинаВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Какие товары новгородские купцы привозили из Европы, Англии и Швеции?3. Воск2. Стекло4. Кожи5. Сукно6. Конопля7. ЛенГорбатов К.Н. Новгород. Пристань. 19198. Бумага9. Церковное вино10. Медь11. Олово12. Хлеб13. Ковры14. Драгоценные камни

Слайд 83

1. ПушнинаВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Какие товары новгородские купцы привозили из стран Востока?4. КожиГорбатов К.Н. Новгород. Пристань. 191913. Ковры14. Драгоценные камни2. Стекло3. Воск5. Сукно6. Конопля7. Лен8. Бумага9. Церковное вино10. Медь11. Олово12. Хлеб

Слайд 84

1. Выделка шкурВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Каких занятий не было в Великом Новгороде в изучаемый период?4. Ткачество11. Изготовление ковров2. Шитье3. Сапожное дело6. Гончарное дело7. Кузнечное дело8. Бондарное дело9. Строительство10. Проводка судов5. Виноделие

Слайд 85

1. Собирали налогиВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответыВопрос: Купцы играли важную роль в управлении Новгородом. В каких делах они принимали участие?4. Участвовали в военных походах5. Строили храмы2. Купеческие сотни выбирали старост3. Несли расходы на снаряжение военных походов6. Участвовали в вече

Слайд 86

1. Илья МуромецВнимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответВопрос: Как называется былина, рассказывающая о славе Великого Новгорода?2. Садко и морской царь3. Вольга и МикулаИ. Билибин. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Слайд 87

Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь — Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России

lusana.ru

§ 24. Великий Новгород. Новгородская Русь. Учебник русской истории

§ 24. Великий Новгород. Новгородская Русь

Новгород расположен по обоим берегам р. Волхова, при истоке Волхова из озера Ильменя. Среди болот и низменностей Новгород занял ближайшие к озеру возвышенные места по течению реки. На правом берегу Волхова находилась «Торговая сторона» города; на левом — «Софийская сторона». Торговая сторона получила свое название от «торга» — рыночной площади и торговых дворов и рядов; вся Торговая сторона делилась на две части, называвшиеся «концами». Софийская сторона называлась так потому, что в ее центре находился знаменитый храм св. Софии, построенный Ярославом Мудрым. На этой стороне было три «конца» города и, кроме того, среди них внутренняя крепость — «детинец» (иначе — «кремль»). Думают, что первоначально «концы» города были отдельными самостоятельными поселками, которые лишь впоследствии слились в один город с общим «торгом» и «детинцем» в середине. По отношению к старым отдельным «концам» новый общий город и был на самом деле назван «Новгородом». В течение всей новгородской истории «концы» Новгорода сохраняли внутреннюю самостоятельность и имели каждый свое самоуправление. Таким образом, «господин Великий Новгород» слагался из пяти «концов». Соответственно пяти «концам» города вся волость Новгорода разделялась на пять провинций, носивших название «пятин». Кругом Онежского озера (и до Белого моря) лежала Обонежская пятина; кругом Ладожского озера (и до Финского залива) лежала Водьская пятина. На юго-запад от Новгорода и Ильменя шла пятина Шелонская (по р. Шелони), а на юго-восток — пятина Деревская. Эти четыре пятины своими границами подходили к самому Новгороду. Пятая же, Бежецкая пятина лежала вдали от Новгорода на восток, на водоразделах между р. Мстою и притоками Волги. Эти пять пятин составляли территорию Новгородского государства. За ним, на северо-восток, по рекам Онеге, Северной Двине, Мезени, Печоре и по всему побережью Белого моря простирались зависимые от Новгорода «земли Новгородские»: Заволочье (по Северной Двине), Тре, или Терская земля (на севере Белого моря), Печора (на р. Печоре), Пермь (на р. Вычегде), Вятка (на р. Вятке) и др. Как в древнем Риме государственною землею была Италия, а земли вне ее были особыми «провинциями» (praedium populi romani), так и в Новгороде Великом государственною землею были «пятины», а «земли» вне их играли роль зависимых провинций, бывших предметом новгородской эксплуатации.

Таков был состав Новгородских владений в эпоху процветания Новгорода (XIII–XIV вв.). Хозяином этих владений был «Новгород Великий» — старший город со всем его свободным населением. Новгородцы называли все свои владения «землею Святой Софии», олицетворяя свое государство в своем главном храме, в общей народной святыне. Подчиненные Новгороду города они звали «пригородами» новгородскими. Все эти пригороды были в западной половине их государства (на запад от рек Волхова и Ловати). С запада и юго-запада грозили Новгороду чужеземные враги: шведы, немцы и литва; от них Новгород и заслонялся крепостями. Важнейшие из пригородов были: Псков (впоследствии отделившийся от Новгорода), Изборск, Старая Руса, Ладога; небольшие же укрепленные городки на запад и юг от Новгорода и Пскова считались десятками. На восток от Новгорода, напротив, совсем не было городов, ему подчиненных: там роль городов исполняли маленькие неукрепленные поселения, носившие названия «рядков» и расположенные главным образом по рекам (Боровичи на Мсте и др.). Таких рядков было много, но в каждом из них не было более 100–200 дворов. Если не считать городов Пскова и Старой Русы, то можно сказать, что и все новгородские пригороды были невелики: они были сильны своими укреплениями, но бедны населением и имели тоже по 200, много по 300 населенных дворов. По сравнению с ними Новгород и Псков можно назвать огромными городами, потому что в них было по 6–7 тыс. дворов, если не более. Вообще в древней Руси не было городов многолюднее Новгорода и Пскова. Стало быть, при слабой населенности страны эти города собирали в своих стенах очень значительную часть населения и на многолюдных вечах тем легче могли распоряжаться делами своих волостей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древние города России - Новгород

увеличитьВеликий Новгород, один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу».увеличить

Большие изменения в жизни Новгорода произошли в годы княжения Владимира Святославича и его сына Ярослава Мудрого. При Владимире Святославиче была крещена Русь. В 989 году в Новгород прибыл первый епископ, грек Иоаким Корсунянин, который вместе с  посадником Добрыней разрушил древние языческие святилища и крестил новгородцев. При Ярославе Мудром Новгород попытался освободиться от власти Киева. В 1014 году князь Ярослав отказался платить дань Киеву и пригласил к себе наемников - варяжскую дружину, которая лишь причинила городу многие беды.

Возмущенные новгородцы перебили большую часть варягов и рассорились со своим князем. Вскоре Ярослав узнал о кончине отца и захвате киевского престола Святополком. Восстановив с Новгородом мир и опираясь на его помощь, после нескольких лет упорной борьбы Ярослав становится великим киевским князем и в знак благодарности щедро одаривает новгородцев. Все же полной независимости от Киева Новгород так и не получил. По-прежнему  из Киева присылались в Новгород наместники, одним из которых был сын Ярослава Мудрого князь Владимир. При нем в городе развернулось большое каменное строительство. Был возведен Софийский собор, ставший не только главным храмом всей земли новгородской, но и политическим символом.

К XII веку Новгород становится центром огромной территории, простиравшейся от Ледовитого океана до Торжка. Большая дань, получаемая с подвластных территорий, являлась одним из источников богатства Новгорода. Новгород так и не обзавелся собственным князем. В других русских землях обосновались княжеские династии, и они присылали в город своих представителей, однако власть их была довольно шаткой.  Смена князей в Новгороде происходила довольно часто: за два столетия, с 1095 по 1305 год, князья в Новгороде менялись 58 (!) раз.

Новгородская республика образовалась не сразу, окончательно она сложилась  к середине XIII века. Со второй половины XIV века город называет себя Великий Новгород.

Иногда в Новгороде усиливалась княжеская власть. Обычно это было связано с военной опасностью. Так, в годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться со своеволием князя, который защитил земли от рыцарей-крестоносцев. Даже когда тот стал великим князем и покинул Новгород, город продолжал признавать его власть.

увеличитьДо конца XV века Новгород оставался политическим, торговым и религиозным центром подчиненной ему территории. В источниках сохранились сведения об экономическом развитии города. Жители  занимались возделыванием зерновых культур и льна, животноводством, огородничеством. Существенное место в хозяйстве занимали охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Ремесло в Новгороде имело узкую специализацию с преобладанием металлообработки и использованием сложных технологических приемов. Особой отраслью было производство оружия. Кроме того в Новгороде процветали ювелирное дело, деревообработка, керамика. ткачество и выделка кожи.

Огромное значение для развития города имела торговля. По количеству и разнообразию ввозимых и вывозимых товаров Новгород, пожалуй, занимал первое место среди русских городов. На протяжении столетий город использовал для оплаты серебро других стран, не имея собственной монеты. Лишь в 1420 году из-за низкого качества иностранного серебра Новгород стал чеканить собственную монету, на которой изображался всадник с копьем, что дало монете название «копейка».

XIII веке монголо-татары не дошли до Новгорода. Древний русский город остался цел, и в нем сохранились многие памятники культуры и искусства. Но все равно город разделил судьбу покоренных городов, платя Орде дань, а в 1259 году новгородцы прошли и татарскую перепись.

Вплоть до вхождения в состав единого Русского государства Новгород вел самостоятельную внешнюю политику, в задачу которой входило расширение территории и охрана границ. Именно Новгород защитил северо-западные рубежи России: в 1240 году новгородское ополчение разгромило крестоносцев на берегах Невы, а через два года вместе с  владимирскими дружинами нанесло сокрушительное поражение немецким рыцарям на льду Чудского озера. Новгород вел успешную борьбу со своим северным соседом - Швецией. Шведы не раз нарушали «вечный мир» и вторгались в новгородские земли, но неизбежно терпели поражение.увеличить

С конца XIV века за владение Новгородом воевала Литва и Московское государство. Угроза Новгороду со стороны Литвы усилилась при князе Витовте, в годы правления которого Литва и Новгород трижды находились в состоянии войны. Борьба Новгорода с Москвой закончилась при великом князе Иване III, для которого главной задачей стало присоединение города. Не желая расставаться с вечевым правлением, новгородцы приняли решение обратиться за помощью к литовскому князю Казимиру IV, признав его своим правителем при условии сохранения новгородских вольностей. Этот договор стал удобным поводом для  Ивана III. Он пошел на город войной. В 1471 году в битве при реке Шелони новгородское ополчение, которому Казимир так и не оказал никакой помощи, было разгромлено. Затем, в 1478 году, используя недовольство части новгородского населения, Иван III вошел в Новгород, отменил вече и оставил в городе двух наместников для управления прежде вольным городом от имени великого князя. Так закончилось существование новгородской республики. Чтобы вырвать с корнем традиции вольности, указом великого князя из Новгорода было выслано около 7 тысяч человек, их владения были конфискованы и поступили в казну. С того времени Новгород стал частью единого Русского государства.

В XVI веке Новгород продолжал оставаться одним из крупнейших русских городов, центром торговли и ремесла, в котором проживало около 32 тысяч человек. Княжеские наместники вершили в городе суд, руководили войском, ведали внешнеполитическими делами, вопросами строительства и благоустройства города.

В 1570 году Новгород разгромили опричники Ивана Грозного. За время их пятинедельного разгула в городе погибло около 3 тысяч человек.

В Смутное время Новгород был захвачен шведами и отторгнут от России. Лишь в 1617 году он вновь вошел в состав русских земель. Возрождение дотла разоренного города шло очень медленно. В первую очередь были восстановлены крепостные сооружения и жилые дома.

XIII век начался Северной войной, и Новгород, находясь в непосредственной близости от театра военных действий, становится местом сбора русских войск.

С развитием новой российской столицы Новгород оказывается в стороне от всех торговых путей и постепенно превращается в маленький захолустный городок. Уже ничто не напоминало о его былой славе, силе и величии. В 1772 году Новгород получил статус губернского города.

И в XIX веке жизнь в Новгороде продолжает приходить в упадок. Город имел значение лишь как административный центр. Промышленность и торговля были незначительны. Великий Новгород сделался тихим провинциальным городком северной России.

 

goroda-ru.narod.ru

Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? (С. И. Аверков, 2016)

Материал представлен в авторской редакции!

Автор взялся за написание книги «Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде?» после знакомства с трудами некоторых киевских историков, проповедующих древнюю обособленность развития украинцев от Московии. Им противостоял киевский журналист и писатель Олесь Бузина. После знакомства с его книгами «Докиевская Русь», «Тайная история Украины-Руси», «Воскрешение Малороссии» созрело у Станислава Ивановича решение лично познакомиться с Олесем Алексеевичем. Встреча должны была состояться в мае 2015 года в Киеве. Но в апреле 2015 года киевлянин Олесь Бузина был убит во дворе киевского дома, где жил.

Был убит за то, что высказал в этих своих книгах историческую правду без политических вывертов.

В чем заключались историческая правда и политический исторический выкрутас?

Обратимся к известнейшей древнейшей летописи «Повести временных лет». Согласно исследованиям известнейшего российского историка, действительного члена Петербургской Императорской Академии Наук А.А. Шахматова (1864 – 1920) первая рукопись «Повести временных лет» была создана монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая рукопись была написана монахом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 году. В 1118 году была сотворена третья рукопись «Повести временных лет» в Великом Новгороде по указанию новгородского князя Мстислава Владимировича. Согласно эти трех «Повестей…» истоки Руси находятся в Приильменьской земле, в Древнем Великом Новгороде.

Алексей Александрович после тщательного анализа этих трех рукописей пришел к выводу, что они были созданы на основе более древнего рукописного исторического источника, до нас не дошедшего. Гениальные летописцы рассказали нам о наших замечательных предках.

Современником А.А. Шахматова был другой академик М.С. Грушевский (1866–1934). В отличие от выпускника Московского университета и профессора Петербургского университета А.А. Шахматова Михаил Сергеевич закончил историко-филологический факультет Киевского университета, а затем переехал в Австро-Венгерскую империю. Там он, будучи с 1894 года по 1914 год профессором Львовского университета (тогда Львов был составной частью Австро-Венгрии), впитал в себя австрийско-императорское восприятие исторических начал.

Результатом восприятия этого австрийско-венгерского исторического начала стал многотомный труд М.С. Грушевского под названием «История Украины-Руси». Вот что в нем было написано:

«…Из киевской летописи («Повесть временных лет» – С.А), как мы теперь ее имеем, начало Руси и киевских князей рассказывается так: род Кия княжил над полянами, но затем вымер. Киев остался без князей, и его захватили два брата, варяжские предводители Аскольд и Дир, пришедшие из Новгорода, из северных стран. В Новгороде тогда господствовали варяги, они брали дань с северных славянских и финских племен: новгородских славян, кривичей, мери; эти племена взбунтовались было и прогнали варягов, но от этого не стало у них больше порядка, и в конце концов они решили взять себе князя от варягов: сами добровольно призвали к себе князя от варягов, чтобы те княжили над ними. Три брата варяга, Рюрик, Синеус, и Трувор, приняли это приглашение… Так рассказывает один из летописцев, передавши более раннюю киевскую летопись, и этот рассказ перешел в историю (речь идет о летописце Несторе, Грушевский упорно не упоминает его имени – С.А.).

Особенно полагаться на его рассказ нельзя. Летописец соображал наугад, многого не знал: не знал даже, что Олег был киевский князь, а не Игорев воевода. Ввиду этого трудно ему верить на слово, когда он рассказывает, что Аскольд и Дир были варяжские предводители, и что Игорь был сыном какого-то новгородского князя из варяжского рода, призванного новгородцами (Грушевский упорно не признает ни князя Рюрика, ни Великий Новгород, но Михаилу Сергеевичу противопоставить князю Рюрику и Великому Новгороду нечего – С.А.). Трудно верить его (летописца Нестора – С.А.) уверениям, что имя «Русь» могло быть принесено в Киев варяжскими дружинами из Новгорода…

…Не легко поверить также и тому, что киевские князья пришли из Новгорода, два раза попарно, один за другим: сначала пришли Аскольд и Дир, а спустя несколько лет Игорь с Олегом и заняли место Аскольда и Дира.

Не принимая на веру всего того, что рассказывает киевский летописец, как верили раньше, мы кое чего не можем узнать и из других источников, и эти вопросы остаются неясными для нас. Но лучше признать, не знаем ничего достоверно, чем повторять, как правду, чужие домыслы (но своих-то исторических сведений нет, но все же как хочется обвинить Нестора во лжи, да нечем – С.А.). Тем более, что начало государства и у других народов обыкновенно остается не известным во всех подробностях (наконец-то, нашел Михаил Сергеевич, чем оправдаться)».

Прочитав это «низвержение» М.С. Грушевским летописца Нестора с исторического пьедестала, можно лишь улыбнуться. Голословное умозрительное «низвержение» без единого подтверждения гнусности летописца Нестора! А как быть с киевским монахом Сильвестром, с новгородским летописцем? Так же, как и Нестора, отправить их на свалку истории?

Автора предлагаемой читателям книги «Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде?» заняться историческими изысканиями принудило еще одно весьма неприятное обстоятельство. Наша современность такова, что диву даешься! Еще вчера мы были братьями, единым народом, а сегодня расползлись по индивидуальным особнякам. Между некоторыми особняками началась сварка, одни обвиняют других – ты захапал мое, отдай! И начали пересматривать историю. В первую очередь, древнюю. Доказывать, кто древнее, воспользовавшись гипотезой Грушевского. В «Истории Украины-Руси» черным по белому записано:

«Имя Руси связано ближайшим образом с землею полян и, очевидно, было ее исконным именем. Нельзя класть рассказов «Повести временных лет», летописи XI века, в основание истории Киевского государства, принимать ее теорию о том, что это государство обязано своим возникновением скандинавским конунгам и так далее. Имя Руси указывает на полянскую землю и ее старый центр Киев. Географические, культурные и экономические условия подкрепляют это указание, поясняя, что здесь скорее, чем где бы то ни было на Восточно-Европейской равнине вообще, и в наших (?! – С.А.) землях специально, должна была почувствоваться нужда в образовании постоянных военных сил, более прочной и интенсивной государственной организации и были налицо материальные средства к ее созиданию».

В книге «Где родилась Русь…» автор приводит реакцию на труд М.С. Грушевского российских историков. В 1905 году в Харькове были опубликованы критические статья и книга под одним и тем же названием «Ученый труд профессора Грушевского: «Очерки истории украинского народа». Их автор историк, писатель, член Общества любителей российской словесности с 1874 года, член Русского исторического общества с 1902 года Николай Михайлович Павлов сразу же опроверг исторические измышления Грушевского.

Н.М Павлов особо отметил, что «если у «Повести временных лет» и есть какие то недостатки, то неужели тогда надо выбросить в корзину всю ту древнюю эпоху вместе с Великим Новгородом, с путем из «варяг в греки»? И что это такое – «были налицо материальные средства к ее созиданию», если для того, чтобы их заиметь, надо было грабить древлян и Византию и даже принять христианство, чтобы обогатиться? Неужели в то время в Киеве в отличие от Великого Новгорода говорили в то время на особом языке – украинском, а не на древнеславянском?»

В книге «Где родилась Русь…» особое внимание уделяется возникновению Киева. Согласно исследованиям американских историков профессоров В.Г. Вернадского и Е.И. Прицака, Киев возник, как еврейско-хазарский центр работорговли. Евреи-хазары ловили славян-язычников, сгоняли их в «Киеву» и киевские партии рабов продавали западноевропейским христианам и ближневосточным мусульманам.

В книге рассказано и о том, как древняя «Киёва – мать городам русским» со временем изменила пол с женского на мужской и превратилась в мужчину – Киев. Какой исторический нонсенс! Похлеще современных людишек, превращающихся из мужчин в женщин и наоборот! Как доказал Олесь Бузина, в древности произносили «Киёва», делая ударение на «ё». Прошли века и древнеславянский язык трансформировался. Ударение было перенесено на «и», буква «ё» была заменена на букву «е», после чего исчезла буква «а». Так древняя женщина превратилась в современного мужчину. Если у древних русских городов есть мать, то должны были быть и бабушка, и отец. Конечно, это Ладога и Великий Новгород!

Уже тогда элита древней Киевы делилась на «Западников» и «Русь-Новгородцев». Святой князь Владимир – креститель непреднамеренно вырастил в своем княжестве две политические партии – «Западников» и «Русь-новгородцев». Это были первые политические партии на Руси. Их возглавили его сыновья-князья. Одному была мила Европа, другому – Великий Новгород. Оттого и пошла «усобица» на Руси. И в наше время Западники и Русь-новгородцы до сих пор противостоят на Руси друг другу.

Читатель узнает из книги о том, что не отмечено в других исторических изданиях. Княгиня Ольга, будучи первой правительницей на Руси, отказавшейся от язычества, не сумела внедрить христианство в свое Киевское княжество из-за непонимания государственной стратегии своего сына князя Святослава. Его стратегия заключалась в создании Русской империи от Северной Руси до Дунайских земель со столицей в Переяславце-на-Дунае. Святослав понимал, что Дунай – это торговый перекресток между Византией, Западной Европой, Азией, Китаем и Русью. Киев – это всего лишь один пункт из многих на пути «из варяг в греки». Великий Новгород – это совмещение славян с варягами. В летописи монаха Нестора приведены слова князя Святослава:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце-на-Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мед и рабы». Торговля рабами в то время была весьма выгодна.

Другим торговым перекрестком между Северо-Западной Европой, Византией, Северной Русью, Персией и Китаем, использовавшими вместо Днепра Волгу, был тоже Великий Новгород.

Киеву была уготовлена роль всего лишь быть неким промежуточным звеном между Дунайским Переяславцем и Великим Новгородом. Но планам князя Святослава не было суждено сбыться, так как он погиб из-за предательства правителей Византии, направивших печенегов на убийство Святослава, возвращавшегося домой с богатой византийской данью.

В советское время российский и советский историк академик М.Н. Покровский в своем труде «Русская история с древнейших времен» (изданном в 1899 году, запрещенном в СССР с 1937 года и переизданном в России только в 2005 году) констатировал, что в Великом Новгороде зародился один из первых в мире торгово-купеческих центров, ставший основой современного торгового капитализма. Он обеспечил процветание Великому Новгороду. Из-за почти семидесятилетнего запрета книга М.Н. Покровского и ныне не получила широкого распространения в исторических кругах. Читатель с удивлением узнает о ней и с интересом прочитает биографию этого видного исследователя влияния экономики на развитие человечества на примере Древней Руси.

Из книги С. Аверкова читатель узнает, как Киев, богатейший во время действия пути «из варяг в греки», закономерно, по словам М.Н. Покровского, рухнул в 1204 году, когда Константинополь сдался крестоносцам. Это воинство римского папы было направлено венецианцами для уничтожения Константинополя – конкурента Венеции в торговле с Азией. Столица Византии пала, пал и путь «из варяг в греки», обнищал Киев, но Великий Новгород остался торговой звездой на европейско-азиатском небосклоне благодаря великой реке Волге.

Читатель присоединится к мнению автора книги о том, что после того, как хан Батый окончательно ускорил падение Киева в 1240 году, княжеская столица на Днепре оказалась захудалой деревней. Не смог Киев найти ту экономическую опору, что превратила бы его в мировую экономическую звезду.

Автору этой книги пришлось попытаться показать в дальнейших главах этой книги с помощью публикаций известного советско-российского историка Льва Гумилева и киевского писателя Олеся Бузины, а также других компетентных историковедов, что древнее украинское государство «Украина-Русь» – это выдумка некомпетентного львовского профессора М.С. Грушевского. В книге «Где родилась Русь…» показано, что зарождение Древнего Русского государства – это сложный процесс соприкосновения, слияния и объединения многих наций, в том числе славян, варягов, греков, армян, готов, шведов, финских племен, печенегов, хазар, гуннов, евреев, монголов и многих других. Показано, что образование государств основывается не столько на желаниях правителей, а сколько на экономическо-материальной основе их княжеств (об этом написал известный историк Михаил Покровский в своей книге «Русская история с древнейших времен»).

kartaslov.ru

Великий Новгород: американские горки Древней Руси - Нескучная Русь

Великий Новгород: американские горки Древней Руси Распечатать

Фото: rublev.com

Почти год назад я побывал в Великом Новгороде в качестве туриста. Причем всей семьей – в составе паломнической группы во главе с выдающимся гидом нашего времени – Игорем Владимировичем Гарькавым. Тогда я еще до конца не осознавал, как круто изменится моя жизнь в ближайшие месяцы – что я сам, неожиданно для всех и самого себя, начну заниматься организацией путешествий (об этом расскажу еще отдельно).

Просто Великий Новгород очень много значит для меня и моей жены Ани: здесь покоятся мощи моего святого Никиты, святителя Новгородского, сюда мы с супругой в далеком 2001 году отправились в свадебное путешествие… Поэтому в сентябре прошлого года я просто наслаждался поездкой и получал невероятно насыщенные впечатления, которые дарила программа Игоря Владимировича. Например, помимо таких всем известных обителей, как Юрьев и Варлаамо-Хутынский монастыри, мы не забыли заехать в укромный Перынский скит с дивным храмом XIII века. И таких церквей в самом Новгороде и его окрестностях Игорь Владимирович показал нам чуть ли не с десяток…

Душа то замирала, то возносилась ввысь – я бы назвал это путешествие «американскими горками русской древности»… Храмы были настолько разными и в то же время настолько прекрасно-гармоничными, как могло быть только в уникальном европейском княжестве-республике, каким являлся Новгород в средние века. Каждый раз нас поджидало какое-то открытие, новый ракурс, новая архитектоника, новый декор… Здания храмов, легкие, как перышко – по ощущению взгляда – стояли на земле, как на бескрайнем блюдце, – без ограждений, дополнительных строений и прочей чепухи– словно одинокие путники из глубины веков…

Послевкусие после поездки было вполне четким: хочется побывать здесь снова и снова увидеть это неповторимое древнерусское «одиночество формы»… И показать его тем, кто пока еще не увидел. И вот, звезды сошлись: Игорь Владимирович сказал, что у него снова есть время в середине сентября, появились заинтересованные лица, и мы решили повторить свидание с Великим Новгородом! Приглашаем мы и вас – участников и читателей сообществ «Нескучная Русь» и Rublev.com и всех желающих – на это свидание. Даже если оно для вас не первое, поверьте – оно пройдет совершенно по-особенному!

Узнать подробную программу и стоимость и записаться в поездку можно здесь http://nr.rublev.com/great_novgorod

Никита Новиков, автор проекта "Нескучная Русь"

Фото: Нескучная Русь

rublev.com

Архитектура Древней Руси (Киев, Новгород, Владимир)

Презентация «Архитектура древней Руси» (Киев, Новгород, Владимир) МБОУ Школа № 9 г.о.Самара Учитель МХК Осипова И.М. Высшая категория

Презентация «Архитектура древней Руси» (Киев, Новгород, Владимир)

МБОУ Школа № 9

г.о.Самара

Учитель МХК

Осипова И.М.

Высшая категория

 Киевская Русь Русское искусство эпохи Средневековья начиная с 10в. И вплоть до конца 17 столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной. Первым городом на Руси, принявшим крещением, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце 10в. при великом князе Владимире Святославовиче. К 11 столетию было возведено много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками) и иконами. Церкви строили и расписывали – мастера-греки, приезжавшие на Русь из Византии. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. 11век.(Самый древний храм) «Богоматерь Оранта.» Мозаика собора Св.София. Собор Святой Софии в Киеве. 11век. Фекла святая. Фреска Спасо-Преображенского собора в Чернигове . Конец 1030-х гг. Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век. «Христос Вседержитель». Мозаика в главном куполе.

Киевская Русь Русское искусство эпохи Средневековья начиная с 10в. И вплоть до конца 17 столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной. Первым городом на Руси, принявшим крещением, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце 10в. при великом князе Владимире Святославовиче. К 11 столетию было возведено много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками) и иконами. Церкви строили и расписывали – мастера-греки, приезжавшие на Русь из Византии.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

11век.(Самый древний храм)

«Богоматерь Оранта.»

Мозаика собора Св.София.

Собор Святой Софии в Киеве. 11век.

Фекла святая. Фреска Спасо-Преображенского собора в Чернигове . Конец 1030-х гг.

Благовещение.

Мозаика на алтарных столбах. XI век.

«Христос Вседержитель». Мозаика в главном куполе.

На рубеже 12-13вв. В Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала наиболее ярким воплощением новых веяний в русской архитектуре, которые характеризуются смелостью конструкций и оригинальностью композиционного решения. Особую нарядность внешнему облику храма придают декоративные вставки и пояски из кирпича. Борисоглебский собор в Чернигове 12в. Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове. 12-13вв.

На рубеже 12-13вв. В Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала наиболее ярким воплощением новых веяний в русской архитектуре, которые характеризуются смелостью конструкций и оригинальностью композиционного решения. Особую нарядность внешнему облику храма придают декоративные вставки и пояски из кирпича.

Борисоглебский собор в Чернигове 12в.

Церковь Параскевы Пятницы

в Чернигове. 12-13вв.

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА 11-15 СТОЛЕТИЙ . 11 век древнерусской архитектуре – это эпоха «трёх Софий». Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси – Киева, Чернигова, Переславля – строился храм, тем больше в нём черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. Храмы София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу Софии Киевской, но северные зодчие творчески преобразили соборы до неузнаваемости. Древнерусские зодчие издревле руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру каждого храма в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм и природы. Софийский собор в Новгороде Великом.11в. Софийская звонница. 1437г. Интерьер Софийского собора Пророк Соломон. Фреска Пророк Даниил. Фреска

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА 11-15 СТОЛЕТИЙ .

11 век древнерусской архитектуре – это эпоха «трёх Софий». Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси – Киева, Чернигова, Переславля – строился храм, тем больше в нём черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. Храмы София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу Софии Киевской, но северные зодчие творчески преобразили соборы до неузнаваемости. Древнерусские зодчие издревле руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру каждого храма в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм и природы.

Софийский собор в Новгороде Великом.11в.

Софийская звонница. 1437г.

Интерьер Софийского собора

Пророк Соломон. Фреска

Пророк Даниил. Фреска

Церковь Спаса Нередицы. Новгород.1198г. Роспись алтарной части. 1199г. Христос Ветхий Деньми. Фреска Екатерина святая. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199. Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.

Церковь Спаса Нередицы.

Новгород.1198г.

Роспись алтарной части. 1199г.

Христос Ветхий Деньми. Фреска

Екатерина святая. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199.

Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.

Юрьев Монастырь. 1113г. Новгород. Юрьев Монастырь.1113г. Новгород. Георгиевский собор. Юрьев монастырь.1119г. Колокольня Юрьева монастыря Интерьер Георгиевского собора.

Юрьев Монастырь.

1113г. Новгород.

Юрьев Монастырь.1113г. Новгород.

Георгиевский собор.

Юрьев монастырь.1119г.

Колокольня Юрьева монастыря

Интерьер Георгиевского собора.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках.1127г. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря.1117г. Фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.

Церковь Иоанна Предтечи

на Опоках.1127г.

Собор Рождества Богородицы

Антониева монастыря.1117г.

Фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.

Церковь Спаса Преображения. 1374г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. Икона Богоматери Знамение Новгородская. Фреска в куполе церкви Спаса Преображения. Даниил столпник. Фреска Святая Троица. Фреска.

Церковь Спаса Преображения. 1374г.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

Икона Богоматери Знамение Новгородская.

Фреска в куполе церкви Спаса Преображения.

Даниил столпник. Фреска

Святая Троица. Фреска.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом святым Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности. Преображенский собор Мирожского монастыря Сошествие во ад 30–40-е годы XII в. Явление Христа женам мироносицам 30–40-е годы XII в.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом святым Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности.

Преображенский собор Мирожского монастыря

Сошествие во ад 30–40-е годы XII в.

Явление Христа женам мироносицам 30–40-е годы XII в.

Новгородская Детинца.15век. Башня Кокуй. Детинцы.15в. Владимирская башня Детинца.15г.

Новгородская Детинца.15век.

Башня Кокуй. Детинцы.15в.

Владимирская башня Детинца.15г.

Архитектура Владимиро-Суздальское княжества. Процветавшие киевские земли постепенно пришли в упадок от княжеских междоусобиц и набегов кочевников. Во время княжения Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо новым центром политической и культурной жизни русских земель стал Владимир. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152. Суздаль Фреска в нише северной стены Фреска в нише южной стены

Архитектура Владимиро-Суздальское княжества.

Процветавшие киевские земли постепенно пришли в упадок от княжеских междоусобиц и набегов кочевников. Во время княжения Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо новым центром политической и культурной жизни русских земель стал Владимир.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152. Суздаль

Фреска в нише северной стены

Фреска в нише южной стены

Спасо - Преображенский собор Золотые ворота Спасо - Преображенский собор в Переславском кремле заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157. Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Феофан Грек. Преображение. Икона из Спасо-Преображенского собора. Фреска с изображением апостола из Спасо-Преображенского собора.

Спасо - Преображенский собор

Золотые ворота

Спасо - Преображенский собор в Переславском кремле заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157.

Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

Феофан Грек. Преображение.

Икона из Спасо-Преображенского собора.

Фреска с изображением апостола

из Спасо-Преображенского собора.

Успенский собор во Владимире Успенский собор во Владимире — кафедральный православный храм. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фьораванти. фрагменты фресок Андрея Рублева 1408 Иконостас 1408. Андрей Рублёв.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире — кафедральный православный храм. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фьораванти.

фрагменты фресок Андрея Рублева 1408

Иконостас 1408. Андрей Рублёв.

Церковь Покрова́ на Нерли.́1165г. Дмитриевский собор Церковь Покрова́ на Нерли́ (Покров на Нерли́, также употребляется вариант ударения

Церковь Покрова́ на Нерли.́1165г.

Дмитриевский собор

Церковь Покрова́ на Нерли́ (Покров на Нерли́, также употребляется вариант ударения "Нерли") — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. 1165г.

Дмитриевский собор города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. По Н. Н. Воронину, построен в 1194—97 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, в 1191 году.

Георгиевский Собор 1230—1234 г. Георгиевский Собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Южный портал

Георгиевский Собор 1230—1234 г.

Георгиевский Собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.

Южный портал

Княжеский дворец Боголюбово.12в. Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея здесь был основан монастырь. В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия монголо-татар (30-е годы XIII века) были разрушены крепостные сооружения. В XVII—XIX вв. велось значительное монастырское строительство.

Княжеский дворец Боголюбово.12в.

Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея здесь был основан монастырь. В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия монголо-татар (30-е годы XIII века) были разрушены крепостные сооружения. В XVII—XIX вв. велось значительное монастырское строительство.

multiurok.ru

Два центра Древней Руси

Приглашение варягов. Новгород

Древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода. В него вошли земли, расположенные вдоль пути «из варяг в греки», поселения в районах Старой Ладоги, Гнездова и другие. Во главе Древнерусского государства, известного также под названиями Киевская Русь, Древняя Русь, стояла династия Рюриковичей, основание которой положил легендарный варяг – Рюрик.

Городища, а в дальнейшем города Новгород и Киев, располагались в ключевых точках знаменитого пути «из варяг в греки», главной торговой магистрали славян. Она приносила местным жителям большой доход, она же сыграла свою роль и в том, что славянские племена вынуждены, были пригласить княжить сильных варягов. Знаменитый историк В. О. Ключевский называл Киев «ключом» от русской торговли: «Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стекались торговые лодки отовсюду, с Волхова, с Западной Двины, верхнего Днепра и его притоков. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли»[1].

Казалось бы, у славян не было никакой необходимости приглашать варяжских вождей к себе в руководители. Но нужно помнить, что в конце VIII века началась так называемая «эпоха викингов». В это время первый отряд «бродяг моря» из Скандинавии осуществил налет на остров Линдисфарн, где обитали мирные монахи. Викинги разграбили остров, многих монахов взяли в плен на продажу. Ни одно государство Западной Европы не смогло справиться с викингами. Правители больших и малых европейских государств вынуждены были идти на компромисс с дерзкими воинами, не знавшими пощады.

Славяне, заняв огромные территории, не могли быстро их освоить, то есть, говоря современным языком, создать прочную инфраструктуру государства, поэтому приглашение варягов было не только вынужденной мерой, но и мудрым шагом. Славяне пригласили варягов в тот момент, когда сила скандинавов, а также других могучих соседей, находилась в апогее. Когда приглашай, не приглашай, они все равно явились бы в Восточную Европу, вышли бы к Днепру, и Волге – хотя бы потому, что этого хотели богатейшие купцы Византийской державы. Вдобавок до этого варяги не раз совершили набеги и разоряли городища славян. Славянам надоели «заморские гости», они прогнали их, установив свою власть.

Но не успели они порадоваться победе, как самый страшный враг для любого народа – внутренняя распря полыхнула в Новгороде. Междоусобица не прекращалась долго и подорвала силы новгородцев. Н. М. Карамзин говорит: « тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне убежденные – так говорит предание – советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов»1. Они направили в Скандинавию послов, которые сказали Рюрику: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами». Князь должен был править « по ряду» - договору и « по праву» - по закону. Отсутствие порядка и его установление – «ряд», договор с князем, который должен «судить и рядить», - главный мотив в летописной легенде.

Рюрик, который начал продвижение на Русь из Ладоги, принял приглашение и стал править Новгородом. Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодно географически: город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток, поэтому к середине IX века он сделался самым крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Археологические данные позволяют предполагать, что Новгород сформировался из трех поселков, возникших от резиденции первых князей – Городища – IX-X веков. Археологи также обнаружили, что первые новгородские усадьбы X века были построены на пашне – новгородцы обязаны были кормить княжескую дружину, которая располагалась неподалеку – на Городище. В Новгороде княжеская резиденция располагалась вне самого города – ведь и князя призывали со стороны.

В «Записках о московских делах (XVI век)» С. Герберштейн пишет о Новгороде: «Новгород Великий – самое обширное княжество во всей Руссии; на их родном языке он называется Новый город. Ибо все то, что окружено стеною, укреплено тыном или огорожено другим способом, они называют городом. Этот обширный город, посередине которого протекает судоходная река Волхов. Она вытекает почти в двух верстах выше города из озера Ильмень и впадает в озеро Нево, которое теперь от лежащего при нем города называется Ладогою» [2].

Через два года после начала правления в Новгороде, по стечению обстоятельств, князь стал править огромной территорией, « очевидно, заморские варяжские князья с дружиной призваны были новгородцами и союзными племенами для защиты от каких-то внешних врагов и получили корм за свои сторожевые услуги. Но наемные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооруженной рукой. Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей»[3]. Рюрику подчинились новгородские славяне, кривичи, финно-угорские племена, мурома. Он назначал им посадников из лучших своих дружинников. Случилось это в середине IX века – началась эпоха Рюриковичей.

Призвав Рюрика, славянские вожди, помимо всего прочего, получили сильного союзника в борьбе со шведами, дружины которых часто нападали на Восточную Прибалтику. Как написано в Ипатьевской летописи, Рюрик с дружиной в 862 году прибыл в Ладогу, дотла сгоревшую в результате случившегося в том году пожара. Первым делом пришельцы срубили новый город Ладогу: «Рюрик не прямо сел в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, чтобы быть ближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды»[4]. Затем они пошли к Ильмень – озеру и срубили над Волховом город, получивший название Новгород. Затем они срубили города Полоцк, Ростов и Белоозеро, ставшие опорными пунктами.

Историки в XIX веке назвали средневековую резиденцию князей под Новгородом - Рюриковым Городищем. Однако в русских летописях это место называлось просто Городищем. Ученые полагали, что это был тот «Старый город» рядом с которым возник Новгород. Археологи обнаружили пребывание скандинавской дружины, которая действительно появилась там, в середине IX века – во время призвания варяжских князей.

Образование Киева. Первые его правители

Начало Киева летописец Нестор относит ко времени после Рождества Христова, рассказывая, что он был основан предводителями полян, тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом. Они жили на Дунае, и князя Кия с честью принял сам византийский император, разрешив ему поселиться на землях империи. Но окрестные жители не дали полянам обосноваться на Дунае, и те переселились на Днепр. Здесь братья основали городок, названный в честь старшего Киевом; о Щеке напоминает киевская гора Щекавица, о Хориве – Хоревица. У них была и сестра – Лыбедь: так называлась впадающая в Днепр киевская речка.

«Повесть временных лет» свидетельствует о том, что у полян преобладала кровнородственная община, но была и территориальная община. Из этого следует, что племя полян – смешанное в этническом отношении. Н. М. Карамзин обращает наше внимание на два обстоятельства в изложенном Нестором происхождении Киева: « первое, что славяне киевские издревле имели сообщение с Царьградом, и второе, что они построили городок на берегах Дуная еще задолго до походов россиян в Грецию»[5]. Археологам удалось определить границы и территории этого племени: на западе – р. Тетерев, на севере – г. Любеч, на юге р. Рось. Но во второй четверти X века на этих же землях появляется и другой народ, который хоронил умерших по обряду трупоположения и пользовался гончарным кругом. Ученые доказали, что это население пришло из Среднего Подунавья. Скорее всего, это были дунайские руги-русы из Великой Моравии. Поляне и русы со временем, смешались, русы, стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное название – поляне-русь.

При князе Рюрике Русь искала пути, минуя Хазарию, чтобы добираться до рынков мировой цивилизации. В. О. Ключевский писал о Киеве так: «Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья политическая форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Образование этого княжества было подготовлено указанными выше экономическими и политическими фактами. На каких бы пунктах русского промышленного мира ни появлялись варяжские князья, их постоянно тянуло к городу на южной окраине этого мира, замыкавшему цепь торговых русских городов по греко-варяжской речной линии Днепра - Волхова, - к Киеву. Здесь заморские искатели выгодного найма и торгового барыша могли поживиться всего более. Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков. Отсюда в летописном рассказе о событиях IX и Х вв. довольно явственно выступают два факта: тяготение варяжских пришельцев с Балтийского моря к Киеву и экономическая зависимость русских городов от Киева » [6].

Согласно «Повести временных лет» два «мужа» - дружинника Рюрика, Аскольд и Дир, получили у князя разрешение отправиться в поход на Царьград – Константинополь. Они двинулись из Новгорода на юг, достигли Днепра и обосновались у полян в Киеве, собрав в свою дружину множество варягов. Поляне платили дань хазарам, но Аскольд и Дир овладели «Польской землей», не встретив их сопротивления.

Видимо Хазария уже не могла удерживать в подчинении отдаленные земли на западе своих владений. Однако целью руси была не только власть над полянами и путем по Днепру. Из Киева, по русской летописи, русь отправилась в первый свой поход на Царьград (860 год). В византийских хрониках не упомянуты имена предводителей этого похода, и ученые спорят, действительно ли русь пришла к стенам Царьграда из Киева. Норманны – скандинавы звавшиеся русью, - могли приплыть и через проливы Средиземного моря: недаром арабские источники сообщают, что в 844 году северный народ рус напал на Севилью в Испании, а в 860 году норманны добрались до Италии и пытались захватить сам Рим.

Основным маршрутом, вероятно, был путь от Новгорода к Киеву, по Волхову и Днепру. Он вел из Скандинавии в Царьград по рекам Восточной Европы и назывался в летописи «путем из варяг в греки». Этот путь соединял Русскую землю со всем европейским миром.

Аскольд и Дир с русским войском первыми прошли по нему. Они потерпели поражение под стенами Царьграда, но даже неудача воспринималась как начало русской славы: ведь после этого похода имя руси впервые попало на страницы официальных византийских хроник, войдя тем самым во всемирную историю.

Разбитые под Царьградом Аскольд и Дир вернулись в Киев, Рюрик же продолжал княжить в Новгороде. Перед смертью он отдал своего малолетнего сына Игоря на попечение родственнику – Олегу. Воспитатель становился фактически правителем и воеводой при малолетнем князе – таков был средневековый обычай (879 год).

Через три года, в 882 году, Олег собрал войско из варягов и подвластных ему племен – чуди, словен, мери и кривичей. Князь взял с собой «младенца» Игоря и двинулся с войском с Волхова на Днепр. Он подошел к Смоленску – одному из кривичских городов – и взял его. Следующим городом, который знал Олег на днепровском пути, был Любеч. «Но желания завоевателя стремились далее: слух о независимой державе, основанной Аскольдом и Диром, благословенный климат и другие естественные выгоды Малороссии, еще украшенные, может быть рассказами, влекли Олега к Киеву. Вероятность что Аскольд и Дир, имея сильную дружину, не захотят ему добровольно поддаться и неприятная мысль сражаться с единоземцами, равно искусными в деле воинском, принудили его употребить хитрость. Оставив назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладиях и велел объявить государям киевским, что варяжские купцы, отправленные новгородским князем в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег: воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель сказал: Вы не князья и не знаменитого роду, но я князь, - и показав Игоря, примолвил: - Вот сын Рюриков! Сим словом, осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым»



biofile.ru