Бортный промысел в Древней Руси. Ябедничество это в древней руси


История бортевого пчеловодства, бортничество в древней руси

Что такое борть?

Бортевое пчеловодство носит короткое название — бортничество. Дупло дерева, в котором находили пристанище дикие пчелы, называли «борть». Дупла в деревьях использовали уже образованные естественным способом, или же выдалбливали своими силами.

В одном дереве могло быть сделано несколько дупел, которые располагали не менее чем на 4 метровой высоте от земли. Размер борти мог быть 50 см в ширину и до 1 метра в длину.

Для того чтобы пчелиным сотам было на чем крепиться, внутри дупла устанавливали снозы — две перекрещенные жерди. Для сбора меда использовали узкие отверстия, называемые должеи.

Бортничество в Древней Руси

В Древней Руси бортничество занимала важное место среди хозяйственной отрасли. Люди, занимающиеся данным видом промысла, должны были обладать опытом, знаниями и физической подготовкой, помогающей взбираться на высокие деревья.

Мед у россиян пользовался большим спросом. К тому же, до того, как царь Петр привез на родину водку и вина, соотечественники употребляли в качестве хмельного напитка медовуху. Но, с течением времени, и начавшейся вырубкой лесов, бортничество снижает свой размах, и все больше стало оборудоваться пасек.

 Бортничество

Для того чтобы облегчить наблюдение за пчелами и сбор урожая из бортей, деревья с дуплами старались устраивать на небольших участках леса.

История бортевого пчеловодства

Широкое распространение бортничество в России было отмечено в X—XVII веках. Объемы добычи воска и меда были очень значительны. Еще в XI столетии некий путешественник Галл, писал в своих заметках, что в России великое множество пчельников, пчел и бортей, а также в изобилии мед и воск.

Бортничество, бортевое пчеловодство, бортничество в древней руси, бортничество восточных славян, бортничество история

Именно с бортевого пчеловодства стали предприниматься попытки и прилагаться усилия, чтобы сохранить пчелиные семьи зимой. Самое большое, до чего додумались в те года пчеловоды-бортники — оставлять часть меда для корма пчел. В основном же, бортничество в те времена было примитивным.

Работа бортника и пасечника

Если бортники занимались пчеловодствам в лесу, то сельское население прилагало все усилия, чтобы содержать пасеку у себя дома. Ульи для пчел были выстроены как павильоны. Присматривали за пчелами люди старшего возраста, которые не обладали уже большими физическими силами, и чтобы не быть в тягость семье, таким образом, приносили пользу. Зачастую, летняя откачка меда совпадала с работами в поле. Взрослые, не желая оставлять детей без присмотра, посылали их к старикам на пасеку, в помощь.

Если для бортничества имело значение физическая подготовка, чтобы влезть на дерево, то на пасеке таких усилий прилагать не требовалось. Мало было влезть на дерево, нужно было еще удалить из бортей сор, скопившийся за зиму, вырезать часть сот, и так далее. Вырубка лесов стала причиной начавшегося спада этого промысла. Особенно это стало заметно в 17 веке.

receptymeda.ru

История древней Руси - » Бортничество

Сельское хозяйство в домонгольский период

Остается сказать еще об одном, чрезвычайно распространенном в древней Руси промысле — о пчеловодстве, или, точнее, «бортничестве». Среди других лесных промыслов, играющих заметную роль в древнерусском хозяйстве, оно занимало исключительное место. Судя по многочисленным упоминаниям об этом промысле в летописи и в других письменных источниках, пчеловодство в древней Руси мало походило на современное. Мед и воск добывались тогда преимущественно от лесных пчел. Бортью называлось дерево с дуплом, заселенным пчелами. В соответствии с обычным правом, уходящим в далекое прошлое, лицо, нашедшее борть, могло объявить его своей собственностью. Для этого на борти надо было поставить знак собственности — «знамя». Это право охранялось и Русской Правдой: «а еже борть разнаменуеть, то 12 гривен продажи». Еще первые русские князья получали дань с населения медом. Древляне платили княгине Ольге дань «скорою [мехами] и медом». В 1146 г. в погребах путивльского двора князя Святослава в момент разгрома оказалось 500 берковцев (5000 пудов) меду. В составе надворных построек Боголюбовского замка упоминается княжая «медуша» — специальное помещение для хранения меда. Смоленская уставная грамота 1150 г. говорит об уплате повинности медом. Все это говорит о значительном развитии бортничества. Как и меха, мед и воск являлись важнейшим товаром русской торговли. Князья и монастыри имели и свои собственные борти, или бортные «ухожаи». Наряду с конюхами, огородниками и ловчими при князьях состояли «бортники».

Упоминания об искусственном разведении пчел, о пчеловодстве, встречаются в русских источниках лишь начиная с XIII—XIV вв. Но еще в сочинениях арабского писателя X столетия Ибн-Русте читаем о славянах такие строки: «Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Хмельной напиток приготовляют из меда». Очевидно, искусственное разведение пчел было известно довольно рано. Наряду с естественными дуплами, в бортных землях были бесспорно дупла искусственные, а также колоды, подвешенные на деревьях. В Повести о муромском князе Петре и супруге его Февронии, сохранившей многие черты древнего быта, крестьянка Феврония рассказывает князю: «отець мой и брат древолазцы суть, в лесе бо мед от древ всяк въземлют»; из того же рассказа ясно, что этот промысел был очень опасен, бортники срывались с высоты и разбивались, брат Февронии уходил на промысел, «мысля абы не урватися с высоты, аще ли кто урьвется еси живота гознет [лишится жизни]». Известны из археологических материалов также ножи для вырезывания меда. Связанная с тем же Муромом Повесть о введении здесь христианства сообщает, что в языческие времена «по мертвых ременная плетения древолазная с ними в землю погребающе»; известные по археологическим материалам особые железные шипы, которыми пользовались бортники при лазании на деревья, привязывались к ногам ремнями.

Таким образом, если основные отрасли сельскохозяйственного производства, земледелие и скотоводство, в основных чертах достигли в XI—XIII вв. того уровня, который был присущ и последующим столетиям, то второстепенные разделы экономики — охота, рыболовство и бортничество в эту эпоху еще удерживали много архаичных черт. В значительной мере этому способствовали сохранившаяся до того времени девственная природа, лесные дебри и воды.

istoiarusi.ru

Бортный промысел в Древней Руси. Дикие пчёлы в натуральном хозяйстве. История пчеловодства в России.

Из глубины веков доходят до нас удивительные памятники письменности, которые по- новому освещают некоторые привычные для нас приемы ведения хозяйства. Пчеловодство не обойдено вниманием. О пчелах написано много, но есть еще проблемы, которые недостаточно освещены.

Первые письменные указания о быте и хозяйстве славян на территории нашей страны принадлежат арабам, которые побывали у нас гораздо раньше греков. Ибн-Даста не был путешественником, но добросовестно записал рассказы своих современников, которые побывали в Куябе, то есть в Киеве. Их путешествие, по- видимому, не ограничилось только Киевом. Ибн-Даста в «Книге драгоценных сокровищ» пишет: «Страна славян - страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его». Из этой короткой выдержки следует, что пчеловодство у славян стояло на одном из первых мест по сравнению с другими видами хозяйства. В те времена оно имело название бортничества. У арабского географа бортничество как особый вид деятельности славян выступает рельефно, выпукло. Он не упоминает об охоте славян, хотя меха, поступавшие на восточный рынок, ценились там очень высоко. Но бортничество в хозяйстве славян занимало более важное положение, чем охота, поэтому-то оно и нашло отражение в описании Ибн-Дасты. Слово «сидж», означавшее мед, - не славянское, а попало к Ибн-Дасте от соседей славян - волжских болгар (булгар).

Бортничество заключалось не только в том, чтобы найти дупло с пчелами в лесу и взять мед. Это было особого рода хозяйство, которое имело под собой земельно-правовую основу. Во времена дофеодальной Руси хозяйственно – социальной единицей было «дворище», объединяющее несколько близкородственных семей. Каждое дворище имело свое землевладение. До наших дней дошли некоторые документы, представляющие юридическую форму древнейшего землевладения. «Земля» дворища, по этим документам, представляется совокупностью целого ряда промыслов. Дворище всегда было «…и с полями, сеножатьми и слесы и боры, и с деревом бортным, и с реками и озеры, и с гати и езы, и с ловы рыбными и пташими…». Из этих документов ясно видно, что хозяйство славянина просто невозможно было представить без пчел и меда. Для каждой семьи обязательно выделялись бортевые деревья, а точнее, участок леса с бортевыми деревьями. Эти участки носили название «бортевые ухожаи». Диких пчел в те времена было много, и водились они, по-видимому, повсеместно. Ибо если это не так, то в юридических документах не было бы записано, что в наделы дворища обязательно должны входить бортевые деревья.

Бортевые ухожья представляли собой естественные пасеки на не тронутых земледельцем полянах и участках, окруженных девственным лесом. Пчелы водились в изобилии в дуплах вековых деревьев липо - дубрав. Медовый урожай пчелы снимали и с нескольких трав, и особенно с липы. Пространства некоторых бортевых ухожий иногда тянулись на десятки верст. В писцовых книгах есть такая фраза: «Изстари к тем ухожаям потягли другие угодья». То есть бортевые ухожья являлись как бы основным угодьем, а остальные пашни, пожни, рыбные и пташьи ловы – примыкали к ним. Бортевые ухожья имели четкие границы и отделялись друг от друга особыми условными знаками, которые делались на деревьях топором, получившие впоследствии название «тамги».

Так как дворище представляло собой совокупность нескольких семей, то принадлежащие ему бортевое угодье делилось на более мелкие участки – «кабицы» (очаги). Такое деление было неизбежным продолжением земельно-правовых отношений. Каждая семья являлась земельным собственником территории очага – кабицы, что делало семью более или менее самостоятельной в экономическом отношении.

О важности бортевых ухожий в экономике семьи и даже государства говорит тот факт, что еще в ХII веке на них существовал особый государственный налог – медовый. Он взимался натурой и ни в коем случае не заменялся ни деньгами, ни другими продуктами. Мед славился далеко за пределами Древней Руси. Купцы довозили его до Египта, Александрии. Мед служил важным источником поступления иностранных денег и иностранных товаров на внутренний рынок. Этому способствовало особое свойство меда – он не портился при перевозках на далекие расстояния.

Хозяйство бортевого урожая было весьма сложным. На его территории выделялись деревья трех групп: «дельные с пчелами», «дельные без пчел» и «холостцы». К первой группе относились дуплистые деревья, занятые пчелиными семьями, ко второй – дуплистые деревья , еще не заселенные пчелами. Холостцы – это такие деревья , которые достигли определенной толщины, и в ни хуже можно было долбить дупло. Этот факт следует отметить особо. В бортевом ухожье, оказывается, пользовались не только деревьями естественными дуплами, но и долбили их специально. Этим, видимо, и объясняется особое обилие диких пчел у славян, поражавшее воображение иностранных путешественников.

Наша страна искони славилась своим медом, воском и пчеловодством. Нигде в мире не было такого обилия пчел. До XVII века включительно на территории нашей страны господствующим было бортевое пчеловодство, которое затем резко сходит на убыль. К XVII веку в некоторых районах юго-запада России и на Украине, отчасти в Белоруссии и Литве имелись и значительные пасеки, насчитывающие порой несколько сот ульев и колод. Бортевые ухожья весьма важной составной частью крестьянского хозяйства вплоть до XVII века, когда стали появляться пасеки. Впоследствии они уступили по важности свое место земледелию. Пчеловодство стало считаться подсобной отраслью сельского хозяйства.

Бортевое пчеловодство, бортный промысел известен был на востоке Европы еще в очень древние времена. На протяжении нескольких столетий у восточных и западных славян, а также литовцев, чувашей, мордвы, башкир и многих других складывались определенные, в чем-то весьма сходные культурные традиции бортевого пчеловодства, что в той или иной мере нашло отражение в языке, приемах и методах ведения самого хозяйства, сложении своеобразной, уникальной, во многом единой культуры бортного промысла. Стоит отметить еще одну важную черту бортевых ухожий до XVII века. Они играли роль своеобразных заказников, где охранялся весь природный комплекс – и растительность, и животный мир. Несомненно, что некоторые дубравы, сохранившиеся в южной части лесостепи, были когда-то бортевыми ухожьями, что и спасло их от неминуемой вырубки в ранние времена. Среди деревьев, произраставших на территории бортевых ухожий, наибольшим вниманием пользовалась липа. Ее ценность была не только в том , что она давала большой медосбор. Самое ценное было то, что липа часто образовывала дупла естественным путем, а если нет, то ее мягкая мелкопористая древесина позволяла быстро и легко выдолбить искусственное дупло. Кроме того, стенки дупла в липе не давали трещин.

Собственно бортью называлось естественное, а немного позднее и искусственное дупло в живом дереве, заселенное пчелами. В удачный год с одного такого дупла бортник, то есть пчеловод, в ведении которого находились борти, получал примерно около трех пудов меда. Работа бортника требовала больших практических познаний, ловкости и физической силы. Первоначально все искусство бортника сводилось к обеспечению необходимых мер по охране и уходу за дуплом с дикими пчелами, позднее они научились сажать рой в естественные дупла и, наконец, в искусственные.

Борть выдалбливалась задолго до роения пчел, чаще в сосне, дубе, липе или осине, на которые бортник взбирался с помощью специального приспособления, называемого у славян чаще лезивом. На изготовление искусственной борти уходило в среднем от одной до двух недель; на день-два и более задерживала бортника работа по обновлению и чистке старых дупел. Бортники прекрасно ориентировались в лесу, нередко метили свои борти специальными значками, называемыми бортевыми знаменами, бывшими в употреблении у некоторых народов до самого последнего времени. В ведении одного бортника было до нескольких десятков бортевых деревьев, которые устраивались не далее километра друг or друга. Иногда в одном дереве имелось до трех и более бортей. Такие деревья особенно ценились, являлись предметом особой гордости бортника. Бортное угодье, располагавшееся в диаметре от нескольких до двух десятков километров, включало 60 бортей.

Происхождение слова «борть» не до конца выяснено. По одной версии, наиболее распространенной, слово «борть» происходит от «бор» (сосновый лес), по другой, на наш взгляд, более обоснованной, - от глагола «бортить», то есть выдалбливать в дереве углубление.

Самым ранним древнерусским документом, в котором речь шла о продуктах пчеловодства, был договор 911 г. киевского князя Олега с византийским императором. По этому договору предусматривались значительные поставки в Византию меда и воска. Постепенно в древнерусском государстве выработался кодекс бортного права, отраженный уже в «Русской правде» в XI веке, которая предусматривает взимать за вред, нанесенный княжеской борти, 3 гривны, а борти смерда - 2 гривны. В это время, по- видимому, закладываются рациональные основы древнерусского бортного хозяйства, достигшего своего расцвета в XVI в.

Постепенно выделяются основные районы бортного промысла на территории современной России, Украины, Белоруссии, Литвы. Интересно, что немало бортных лесов было и вблизи самой Москвы. Примером может служить большой некогда бортный лес на востоке от Москвы. Часть его — современное Измайлово с парком. Этот бортный лес входил в состав Васильцева стана, первое упоминание о нем относится примерно к 1339 г. Именно тогда великий князь Иван Калита велел записать в своей духовной грамоте: «А оброком медовым городским Васильцева веданья поделятся сынове мои». По документам можно проследить судьбу этого бортного леса вплоть до XVI века, когда здесь возникли целые «деревни деловые бортные Васильцева ста», то есть бортничество в этих местах получило свое наивысшее развитие. В дальнейшем в связи с вырубкой леса бортевое пчеловодство утратило здесь главенствующее положение и пришло в упадок.

Расширение пашни привело к сокращению площади лесов, одновременно сократилась численность «диких» пчелиных семей. Сейчас в лесах только изредка можно найти дупло с пчелами и медом.

В настоящее время увеличению численности диких пчел препятствует лесное законодательство, обязывающее проводить так называемые рубки ухода и санитарные рубки, во время которых уничтожаются, прежде всего, дуплистые деревья. Дикие пчелы оказываются лишенными убежищ. Даже в лесах заповедников, где тоже проводятся санитарные рубки, численность диких пчел не возрастает. А в большинстве заповедников вообще нет таких пчел. Этот факт весьма тревожный. Заповедники призваны охранять весь природный комплекс на их территории. Дикие пчелы являлись в наших лесах весьма важным звеном экосистемы. Остается надеяться, что заповедники все же не обойдут своим вниманием диких пчел, которые станут составной частью заповедных геобиоценозов.

www.magichoney.ru

Дар в древней Руси - это... Что такое Дар в древней Руси?

 Дар в древней Руси — в древней Руси сбор, возникший из добровольных приношений. При объезде князьями и их слугами волостей с административными и судебными делами они получали в местах остановки содержание натурой от местного населения и сверх того различные приношения в виде дара, "на поклон, в почесть или на взаезд". Совершенно подобный обычай практиковался землевладельцами или их приказчиками при объезде имений (вотчин). Эти приношения натурой сделались мало-помалу обязательными и уже довольно рано переводились князьями на деньги. От первой половины XII в. имеются указания, что Д. взимается наряду с данью, продажами и вирами и поступает вместе с этими сборами в пользу церкви в виде десятины. В ханских ярлыках, гарантирующих привилегии церкви, даруются льготы от податей и сборов и в числе последних перечисляются: корм, запрос, дар, почестье и проч. В договорах Новгорода с князьями постоянно повторяется условие, что "с волостей имати дар по старине", причем князья могли собирать этот Д. в местах остановок при въезде в Новгородскую землю, но не при отъезде. Можно думать, что с переводом натуральных приношений на деньги не исчез, однако, обычай при встрече князья и его слуг одарять их разными приношениями и поминками. Д., таким образом, возобновились и продолжали довольно долго существовать до вторичного выкупа их в половине XVI в., когда вводится денежный оброк за наместнич. корм. Но и после того Д. в виде добровольных приношений властям еще долго держатся в обычаях и нравах населения. Д., собираемый землевладельцами, также упоминается еще в XVI в., напр. в новгородских писцовых книгах при перечислении натуральных и денежных сборов в пользу землевладельца и его приказных людей, обыкновенно наряду с "постояньем", т. е. сбором взамен корма в местах остановок, и с "переваром", т. е. сбором взамен доставки питья во время тех же объездов. Д., постоянье и перевар взимаются или продуктами, или деньгами.

М. Д.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Дар в гражданском праве
  • Дар государство в Индии

Смотреть что такое "Дар в древней Руси" в других словарях:

  • Дар, приношение — в древней Руси сбор, возникший из добровольных приношений. При объезде князьями и их слугами волостей с административными и судебными делами они получали в местах остановки содержание натурой от местного населения и сверх того различные… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иосиф, патриарх московский и всея Руси — пятый патриарх московский и всея Руси, преемник Иоасафа І и предшественник Никона, умер 15 апреля 1652 г. Уроженец г. Владимира на Клязьме, он избран был на патриаршество 20 марта 1642 г. из архимандритов московского Симонова монастыря, по… …   Большая биографическая энциклопедия

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… …   Православная энциклопедия

  • ГЕОРГИЙ — [греч. Γεώργιος] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.). Один из наиболее известных святых в христ. мире, а в нек рых странах (напр., в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые… …   Православная энциклопедия

  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; …   Православная энциклопедия

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… …   Православная энциклопедия

  • Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих, Скляренко Валентина Марковна, Батий Яна Александровна, Панкова Марина Александровна, Иовлева Татьяна Васильевна. Нострадамус, Мессинг, Ванга - эти имена известны миллионам людей, ибо их обладатели владели даром, который всегда вызывал восхищение и страх окружающих. Они были ясновидящими и прорицателями:… Подробнее  Купить за 287 руб
  • 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих, Скляренко В.. Нострадамус, Мессинг, Ванга - эти имена известны миллионам людей, ибо их обладатели владели даром, который всегда вызывал восхищение и страх окружающих. Они были ясновидящими и прорицателями:… Подробнее  Купить за 253 руб
  • 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих, Скляренко Валентина Марковна, Батий Яна Александровна, Панкова Марина Александровна, Иовлева Татьяна Васильевна. Нострадамус, Мессинг, Ванга - эти имена известны миллионам людей, ибо их обладатели владели даром, который всегда вызывал восхищение и страх окружающих. Они были ясновидящими и прорицателями:… Подробнее  Купить за 224 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Дар в древней Руси» >>

dic.academic.ru