Тема 2. Государство и право Древней Руси. Государство это определение в древней руси


I. Государство и право Древней Руси.

1.Возникновение государственности у восточных славян. Киевская Русь—раннефеодальная монархия.

1.1 Возникновение государственности у восточных славян.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов распада большой семьи и перерастания разовой общины в сельскую (соседскую).

Форму общественых отношений славян в 7-8 в.в.можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем: особая роль народного собрания как высшего органа власти: всеобщее вооружение населения (народного ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейших) и членов общины разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей.

Образование государственности у восточных славян совпало (и было обусловлено) с разложением родоплемнных , кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К 8 в. на территории, населенной славянскими пленами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военное объединение. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князья и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются еще более крупные формирования—“союзы союзов”. Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминается три крупных пилитических центра , которые могут считатся протогосударственными объединениями : Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (Северная группа , Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань) В 9 в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название “Русская земля”. Центром объединения был Киев ,где провела полулегендарная династия Кия ,Дира и Асколида.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 до начала 11 в. это государство включала территории других славянских племен-древлян, северян, родимичей, уличей, тиверцев, вяеичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян . Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен , по своей форме это было раннефеодальная монархия .

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине 11-начале 12 в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества - полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

В 9-11 в. в. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл “варяжеский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории” происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывались влияния выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть нового правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния , признанными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом , где влияние ворягов было более раннего происхождения и ,видимо , более значительным .

Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования, на периферии которого стали возникать опорные центры - погосты. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу , Полоцк и т. д. . ) ,но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений . В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Лагоду и Псков. Только с 11 в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

К середине 12 в. все территории “полугосударств”, составлявших Киевское

государство, сливаются воедино. Название “Русская земля”, прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

studfiles.net

Предпосылки образования государства в Древней Руси

Понятие и признаки государства в науке

Определение 1

В науке вопрос определения понятия государство дискуссионен, но можно обозначить под государством систему органов и права, действующую на определенной территории. Формирование государства является закономерной стадией развития общества.

Формирование государства у восточных славян произошло под влиянием внутренних процессов в обществе славянских племен. Для того чтобы выделить предпосылки к образованию, государства, следует обозначить признаки, по которым выделяют государственность в эпоху раннего средневековья. К этим признакам относится наличие власти, отделенной от масс, а также содержание этой власти за счёт собирания дани с народа. Обеспечение укрепления власти и государства достигается тоже с помощью народа. Важным признаком государства является размещение населения по территориальному признаку.

Рисунок 1.

Тенденция объединения на территориях, занятых славянскими племенами, началась к $VII-VIII$ вв. Эти стремления выразились в создании двенадцати союзов племен. К этому времени обозначилась родоплеменная знать, ей стали свойственны административные функции. В то же время складывается сословие военной верхушки.

Замечание 1

Говоря об эпохе формирования государства на Руси, всегда следует учитывать, что история этого времени зачастую легендарна, а все данные дискуссионны. Какие-либо точные даты указаны по материалам летописей, которые, в свою очередь, изобилуют вольными и невольными неточностями.

В целом для исторической науки нет единой стройной и общепринятой концепции оформления социальной и экономической организации у восточных славян. Также обстоит дело и с проблемой образования государства на первом этапе его развития.

Соответственно, нельзя определить конкретную дату появления древнерусского государства. Необходимо понимать, что формирование государственности у славян было длительным и сложным процессом. Государство начало складываться, когда потребовалось регулирование межличностных, групповых и социальных отношений в связи с общим усложнением жизни общества и нарастанием внутренних противоречий.

Рисунок 2.

Причин возникновения государственности у восточных славян несколько, их можно разделить их на внешние и внутренние, если принимать во внимание, что внешние и внутренние причины взаимосвязаны. Мы можем сказать, что существовала группа взаимовлияющих факторов, которые воздействовали на социальные, экономические, политические и духовные процессы в славянском обществе.

Внутренние и внешние причины образования государства

Итак, в целом можно выделить следующие внутренние причины образования древнерусского государства. Переход к пашенному земледелию и в связи с этим отделение ремесла от земледелия. Также свою роль сыграло развитие торговли и ремесел. Вышеупомянутое появление аристократии также повлияло на оформление государства – знать сама являлась элементом государственности, также ей требовались предоставляемые государством защита своих привилегий и присоединение новых территорий. Родовая община постепенно сменяется соседской, вместе с этим появляется такой феномен как социальное неравенство и здесь уже закономерно требуется контроль над общественными отношениями. В рассматриваемый период складывался древнерусский этнос. Особенности духовной культуры, религия, традиции тоже оказали влияние на оформление государственности у славян.

Внешние предпосылки появления государства в некоторых чертах схожи у всех народов, например, угроза нашествия недружественных племен. В то же время славяне сами вели определенную экспансию, и, значит, покорение соседних племен тоже повлияло на появление государственности. Отдельный важный внешний факт – это военные походы русских правителей. Обычно самым характерным фактором образования древнерусского государства признается призвание варягов в качестве основоположников правящей династии.

На современном этапе вполне однозначно признается важность варяжского фактора в формировании государства у славян. При этом вопрос все равно не может быть закрыт, так как при согласии с самим фактом их участия, остаются много спорных вопросов. Например, разделяются мнения относительно того, каким был строй у славян до «призвания варягов», попросту говоря, существовало ли какое-то государственное образование или нет. Согласно сторонникам норманнской теории, варяги стали решающим фактором при формировании государства, славяне же сами на том этапе не могли создать подобное политическое объединение. В основном норманнская теория превалирует в зарубежной историографии, но. Также в среде ученых споры возникают по поводу роли варяг в деле образования Древнерусского государства. Отечественная историческая наука в основном опирается на внутренние причины при объяснении оформления государственности у славян. При этом советские историки умышленно нивелировали роль варягов в этом процессе. Современная отечественная историография трактует роль варягов в качестве наемников, торговцев, строителей и основателей династии Рюриковичей, но само создание государства относит к достижению славян.

Замечание 2

Как уже было сказано, нельзя определенно датировать момент появления государства у славян. Политические образования славянских племен постепенно трансформировались в феодальное Древнерусское государство. Историография и литература привязывают разные даты к этому явлению: $862, 882$ гг. и т.д., но в целом мнения сходятся на том, что появление государства произошло во второй половине $IX$ века.

Подъем Новгорода и Киева

Главными центрами политической и культурной жизни государства стали Киев и Новгород. Оба города выгодно расположены с точки зрения торговли – на пути «из варяг в греки», они соединяли северную ветвь славян с южной. Северную часть представляли собой словене, кривичи и некоторые инородные племена, к южной части относились поляне, вятичи, северяне. Объединение славянских территорий под Киевом стало «стартом» русского государства. Летопись достаточно подробно описывает эти события. В $862$ году, согласно «Повести временных лет» Рюрик, варяжский конунг, пришел в Новгород и княжил там до 879 года. После Рюрика князем стал Олег, в $882$ году он со своей дружиной пошел походом на Киев. По пути в Киев Олег занял Смоленск и Любеч, там стали править его наместники. Открытый штурм города Олегу был не под силу, поэтому он пошел на обман. Аскольд и Дир были приглашены на встречу с купцом, где и были убиты дружиной Олега. Так Олег стал князем в Киеве, объединение земель под его властью стало решающим знаком в жизни восточных славян. Таким образом, $882$ год считается годом слияния Новгорода и Киева и образования Древнерусского государства. Олег выбрал в качестве столицы именно Киев, это легко понять, так как Киев был с точки зрения культуры восточных славян древнейшим центром с обширными и хорошими традициями и связями. С точки зрения земледелия Новгород без сомнения проигрывал Киеву с его мягким климатом, плодородной почвой, хорошими пастбищами, богатыми залежами руд и полноводными реками.

Замечание 3

Таким образом, Киев стал центром восточнославянского мира; он был в равной степени близок Востоку, Западу и Византии, и это способствовало активному развитию культурные, политических и торговых связей. Принятие христианства имело целью укрепление единства внутри государства, а также на мировой арене, стали складываться междинастические браки.

spravochnick.ru

Тема 2. Государство и право Древней Руси

Поиск Лекций

Вопрос 1. Возникновение Древнерусского государства

 

Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства (VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы. У славян шел распад большой семьи – задруги, в которую входило несколько парных семей, объединенных под властью главы семейства.

На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.

Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию. Она основывалась на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения. Глава племенного союза – князь – вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Но рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, то есть рабы входили в состав владевшей ими семьи.

Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями. В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.

Славяне жили в степи и в лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной. Но в плане военной безопасности она была более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.

Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Племенные союзы восточных славян постепенно перерастали в феодальное государство.Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть–варягам. Затем варяги были изгнаны. Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединения ряда славянских племен.

Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г. Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода. Под его властью находилась лишь часть восточнославянских племен. Помимо этого существовал иной союз племен, объединенных вокруг Киева. В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.

В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.

Первым критиком норманнской теории был М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной.

В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство с самого начала было этнически неоднородным.

 

Вопрос 2. Общественный строй Древней Руси

 

В Древней Руси привилегированное положение занимали члены княжеского рода и княжеские дружинники. В окружении князя выделялись бояре - старшие дружинники князя и княжьи мужи, которые наряду с боярами составляли верхушку княжеской дружины.

Княжескими имениями управляли огнищане. А отдельными отраслями княжеского хозяйства ведали тиуны.

За убийство этих людей устанавливался двойной штраф – 80 гривен. Тогда как жизнь свободного человека стоила 40 гривен, а зависимого – и того меньше. Еще одной привилегией бояр и дружинников был особый порядок наследования. Если у них не было сыновей, то земля их доставалась дочерям. Для всех остальных действовало другое правило – при отсутствии сыновей землю получали либо община, либо князь.

Свободное население состояло из сельских жителей – смердов - свободных крестьян-общинников и жителей посадов, то есть городов (купцы, ремесленники, наемные рабочие и др.).

Личность и имущество свободного человека находились под защитой закона. Эти люди сами отвечали за совершенные ими преступления и по своим обязательствам.

К зависимому населению относились зависимые смерды, закупы, работавшие на феодала за «купу» – заем в виде денег, земли или иного имущества, и холопы - лица, находившиеся на положении рабов, полностью бесправные.

Порядок отработки долга нигде не был определен. И с нарастанием процентов зависимость закупа все более усиливалась.

Закуп обладал некоторыми правами. Хозяин мог наказать его «за дело», но ему запрещалось бить закупа беспричинно. Также его нельзя было продать в холопы и забрать его имущество. Но если закуп убегал от хозяина, то он становился холопом. За закупа, совершившего преступление, имущественную ответственность нес господин. Но в этом случае закуп также превращался в холопа.

Полностью бесправным был холоп.Имущество, которым обладал холоп, было собственностью господина. Холоп не мог выступать в суде. За действия холопа имущественную ответственность нес его хозяин. Убийство холопа приравнивалось к уничтожению имущества.

 

Вопрос 3. Государственный строй Древней Руси

 

Древняя Русь в начале своего существования представляла собой объединение племенных территорий. Оно больше напоминало конфедерацию, чем единое государство. Сохранялись племенные князья. Племена часто выходили из подчинения Киеву, и их приходилось вновь покорять.

Государственным строем Древней Руси была раннефеодальная монархия –форма правления, существовавшая в период становления феодальных государств, при которой монарх не располагал всеобъемлющей властью и вынужден был считаться с мнением своей дружины и народными собраниями.

Во главе Древнерусского государства стоялвеликий князь. Он опирался на дружину. Дружина служила военной силой. А так как государственного аппарата не существовало, то в мирное время дружинники выполняли административные и судебные функции.

Дружина делилась на старшую и младшую. Старшую дружину составляли бояре и княжьи мужи. Младшие дружинники назывались отроками и детскими. Помимо дружины сохранялось народное ополчение. При решении государственных вопросов князь советовался со своей дружиной. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы.

Власть князя ограничивало вече –народное собрание в Древней Руси, состоявшее из всех свободных взрослых мужчин и принимавшее наиболее важные решения.

Также князь был вынужден считаться и с советом, куда входили приближенные великого князя, верхушка его дружины. На местах сохранялись племенные князья. Они также имели свою дружину, вече, совет старейшин.

Для усиления власти великий князь посылал на места своих приближенных – членов княжеского рода или дружинников. Городами управляли наместники, а сельскими поселениями – волостели. Эти лица обязаны были обеспечить сбор дани с местного населения и передать ее в Киев. За свою работу они не получали заработной платы. Но местное население обязано было давать им «корм» в виде продуктов, питания и ремесленных изделий. Также наместникам и волостелям доставалась часть сборов.

Наместники и волостели пытались получить как можно больше с подвластного населения. Иногда они отказывались посылать дань в Киев. Великий князь Владимир Святославич (Красное Солнышко) даже собирался организовать поход против своего сына Ярослава, который, будучи наместником в Новгороде, перестал посылать дань в Киев. Ярослав тоже готовился к войне с отцом и даже нанял в Швеции большие отряды наемников.

Дань собиралась путем полюдья, когда князья с ноября по апрель по льду замерзших рек объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. В процессе сбора дани возникали конфликты. Князь Игорь был убит древлянами за то, что попытался в течение одного года дважды собрать дань. Это заставило его вдову княгиню Ольгу после проведения карательного похода упорядочить налогообложение. Она учредила уроки – фиксированные размеры дани и погосты – специальные пункты сбора дани.

Первоначально не был четко урегулирован порядок престолонаследия. Власть принадлежала не князю лично, а всему роду Рюриковичей. Поэтому после смерти великого князя киевский престол доставался не его сыну, а старшему в княжеском роде. Остальным князьям доставались уделы. Чем более высокое место занимал князь на лестнице старшинства, тем более богатый и престижный удел он получал. Такой порядок престолонаследия получил название очередного, или династического.

Очень часто возникали споры по поводу старшинства. Эти споры разрешались путем договоров или силой оружия. Многие князья были убиты в ходе борьбы за власть.

Первоначально в Древней Руси применялась десятичная, или численная, система управления. Она выросла из военной организации. Население делилось на десятки, сотни и тысячи, возглавляемые десятскими, сотскими и тысяцкими. Затем эта система была перенесена и на административное управление.

Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной. Последняя выросла из соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись слуги, ведавшие отдельными его отраслями (конюшие, чашничьи и др.). Со временем князья стали поручать этим лицам вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.

Важным элементом политической системы древнерусского общества с момента принятия крещения стала православной церковь. Во главе церкви стоял митрополит Киевский, назначавшийся из Византии. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.

 

Вопрос 4. Древнерусское право

 

Первым источником древнерусского права былиобычаи.Обычай, санкционированный государством,становился правовым обычаем.

Первыми письменными памятниками древнерусского права былидоговоры Руси с Византией. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича. Они устанавливали обязательность отчисления десятины в пользу церкви со всех доходов государства и населения. Также в них содержался перечень деяний, подсудных церкви, регулировались брачно-семейные отношения.

После принятия христианства источниками права на Руси стали византийские сборники законодательства. Номоканоны, или Кормчие книги, содержали нормы церковного, гражданского, семейного и уголовного права.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда. Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени. Известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, и по содержанию. Русскую Правду принято делить на три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную.

ВКраткую редакциювходят Правда Ярослава (1–18 статьи), Правда Ярославичей (ст. 19–41), Покон Вирный (ст. 42 – определяла размер отчислений вирнику – лицу, занимавшемуся взысканием штрафов) и Урок мостников (ст. 43 – отчисления на строительство и ремонт мостов). Краткая редакция возникла не ранее 1016 г. и не позднее 1054 г.

Пространная редакция делится на Суд Ярослава (ст. 1–52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53–121). Появилась она не ранее 1113 г.

Сокращенная редакция появилась в XV в. Она представляет собой выборку из статей Пространной Правды.

Уголовное право. Преступление по Русской правде рассматривалось как обида – причинение морального или материального вреда. Закон защищал как личность, так и имущество. Преступление делилось на две стадии – покушение и оконченное преступление. Русская правда знала понятия соучастия, а также рецидива (повторности) – в случае с конокрадством.

Преступление могло быть совершено умышленно и по неосторожности. К преступлениям против личности относились убийство, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, побои, оскорбление. Наиболее распространенным имущественным преступлением являлась кража («татьба»).

Русская правда ничего не говорит о смертной казни. Наиболее строгой мерой наказания был поток и разграбление – вид наказания, связанный с конфискацией имущества преступника и продажей его в рабство вместе с семьей.

Поток и разграбление назначался за убийство в разбое, конокрадство и поджог.

Менее строгим наказанием была вира –штраф, назначаемый за убийство.

Существовала также «дикая вира». Она налагалась на всю общину, если на ее территории был обнаружен труп, а общинники не выдали подозреваемого либо не предприняли усилий к поиску преступника.

За тяжкие телесные повреждения взыскивалось полувирье. Иные преступления карались продажей – штрафом.

 

Схема 2.1 Виды наказаний по Русской Правде

Судебный процесс. Судебный процесс носил состязательный характер. Процесс распадался на три стадии:

1) заклич – объявление о совершенном преступлении;

2) свод – лицо, у которого обнаружена пропавшая вещь, должно было указать, у кого эту вещь приобрело, а кто не мог дать объяснения – признавался вором;

3) гонение следа – поиск доказательств и преступника.

 

Схема 2.2 Виды доказательств

 

Гражданское право. Русская правда упоминает вещные и обязательственные права. Обязательства могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом. Если он не мог расплатиться, то мог быть превращен в холопа. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях.

 

Схема 2.3 Виды договоров

 

poisk-ru.ru