«Беседа «Развитие физической культуры у народов Древней Руси «». Физическая культура у народов древней руси


Зарождение физкультуры в древней Руси

Зарождение физической культуры у народов Древней Руси

Зарождение физической культуры у народов Древней Руси

Возникновение физической культуры у народов Древней Руси относится к первобытному обществу. Различные виды физических упражнений и игр применялись в трудовом и военном воспитании древних людей. Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов.

Возникновение физической культуры у народов Древней Руси относится к первобытному обществу.

Различные виды физических упражнений и игр применялись в трудовом и военном воспитании древних людей.

Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов.

У древних народов бытовала верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки.

У древних народов бытовала верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки.

Тяжелые условия существования славян, постоянное преодоление опасностей, связанных с внезапными нападениями кочевых племен, требовало от них хорошей военной выучки, развития физических и морально-волевых качеств: владения оружием, обладания силой, ловкостью, выносливостью, необходимыми в рукопашной схватке, стойкостью, а также навыками в быстром беге, различного рода прыжках, метаниях, переноске тяжестей, лазании по деревьям, плавании, умении преодолевать водные преграды.

Тяжелые условия существования славян, постоянное преодоление опасностей, связанных с внезапными нападениями кочевых племен, требовало от них хорошей военной выучки, развития физических и морально-волевых качеств: владения оружием, обладания силой, ловкостью, выносливостью,

необходимыми в рукопашной схватке, стойкостью, а также навыками в быстром беге, различного рода прыжках, метаниях, переноске тяжестей, лазании по деревьям, плавании, умении преодолевать водные преграды.

Военное дело и физическая подготовка до изобретения пороха представляя собой единое целое. На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а также тяжелые, прочные щиты. Древнерусские стрелки-лучники имели хорошую выучку, занимаясь обучением стрельбе с детских лет одновременно с обучением верховой езде.

Военное дело и физическая подготовка до изобретения пороха представляя собой единое целое. На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а также тяжелые, прочные щиты.

Древнерусские стрелки-лучники имели хорошую выучку, занимаясь обучением стрельбе с детских лет одновременно с обучением верховой езде.

Музыка заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, неутомимых. Недаром танцы близки физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России были скоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси.

Музыка заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками,

вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, неутомимых. Недаром танцы близки физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России были скоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси.

Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы) и встречи весны, а также культом предков. До наших времен сохранились следы древних игр, таких как «просо», «лен», «гуси-лебеди» и многие другие.

Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы)

и встречи весны, а также культом предков.

До наших времен сохранились следы древних игр, таких как «просо», «лен», «гуси-лебеди» и многие другие.

Крупные состязания древних именовались игрищами. На этих состязаниях демонстрировались следующие упражнения: бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, кулачный бой, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические трюки скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.

Крупные состязания древних именовались игрищами. На этих состязаниях демонстрировались следующие упражнения: бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука,

кулачный бой, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические трюки скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.

В Киевской Руси племена создали у себя систему централизованного управления и постоянную, фактически профессиональную армию в виде большой боярской и малой княжеской дружин.

В Киевской Руси племена создали у себя систему централизованного управления и постоянную, фактически профессиональную армию в виде большой боярской и малой княжеской дружин.

Везде была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины. Высоким физическим развитием, силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью.

Везде была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины.

Высоким физическим развитием, силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью.

Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами. С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию. Юноши состязались в метании в цель дротиков, устраивали скачки на лошадях. Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье.

Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.

С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию.

Юноши состязались в метании в цель дротиков, устраивали скачки на лошадях. Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье.

Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и обладать прикладными навыками. К ним относились верховая езда, гребля, плавание. Поэтому в дружинах старшие воины обучали молодых воинов, а при дворах устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе.

Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и обладать прикладными навыками. К ним относились верховая езда, гребля, плавание.

Поэтому в дружинах старшие воины обучали молодых воинов, а при дворах устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе.

Обилие рек и озер, в том числе и пригодных для судоходства, способствовало созданию крупной водной артерии «путь из варяг в греки». Водные пути превосходили в ту пору сухопутные, так как прокладывание последних в те времена было делом очень сложным. Такая ситуация требовала внимания к подготовке гребцов, умеющих плавать. Русские воины были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом.

Обилие рек и озер, в том числе и пригодных для судоходства, способствовало созданию крупной водной артерии «путь из варяг в греки». Водные пути превосходили в ту пору сухопутные, так как прокладывание последних в те времена было делом очень сложным.

Такая ситуация требовала внимания к подготовке гребцов, умеющих плавать.

Русские воины были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом.

Средства физического воспитания при подготовке знати – князей, бояр и других представителей господ заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно. Примером может служить княжеская охота, которая была не только забавой и господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни.

Средства физического воспитания при подготовке знати – князей, бояр и других представителей господ заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно.

Примером может служить княжеская охота, которая была не только забавой и господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

1.2. Физическая культура в Киевском государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (IX-XIV вв.)

В IX веке на территории Восточной Европы возникало государство славян, центром которого стал Киев. Образование Киевской Руси стало переходом славянских и иных племен, проживающих на этой территории, от первобытных отношений к феодальным. С установлением феодального строя на Руси стал формироваться феодальный тип физической культуры, характеризующийся разделением на физическую культуру господствующих классов и народных масс.

Киевское Государство возглавлял Великий князь, которому подчинялись князья и посадские мужья, у всех были военные дружины. Во время участия в военных походах и отражения набегов враждебных племен к основному составу княжеских дружин, состоявшей из феодалов, набирали народное ополчение из крестьян. Поэтому феодалы были заинтересованы в хорошей физической подготовке ополченцев и нередко сами занимались ею.

В XI-XIV веках Русь вела длительную борьбу за свою независимость с половцами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, татаро- монголами, всего более 160 войн, не считая междоусобных. Это борьба требовала от народных масс высоких физических качеств — выносливости, силы, ловкости, умения бороться, владеть оружием. Все это и определило военно-прикладную направленность физического воспитания, но наряду с военными, в народе широко бытовали физические упражнения, связанные с трудом, зимними и летними развлечениями и играми. Ценными источниками, дающими представление о распространенных на Руси физических упражнениях и играх, являются Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, литературные памятники: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», былины и сказания о русских богатырях, пословицы и поговорки. Из них мы узнаем, что на Руси широко популярна была борьба, кулачные и фехтовальные бои, стрельба из лука, поднятие и метание камней, бег, ходьба на лыжах, плавание, гребля, верховая езда. В Лаврентьевской летописи описывается игра с домашним быком.

Популярны в народе были разнообразные приемы ратоборства. Они включали фехтование на палицах, с копьями, обоюдоострыми мечами, рубку саблями. В фехтовальных поединках применялись дубинки - «ошарашники». Ратоборцы обучались приемам защиты телом, подножкам, уходам и уверткам от ударов. Особой популярностью на Руси пользовались кулачные бои - поединки - «сам на сам» и групповые - «стенка на стенку». Участники делились на «стены» по возрасту - подростки, юноши, взрослые, причем подростки дрались с подростками и не имели права биться с юношами, а юноши- со взрослыми. Существовал целый ряд и других неписанных правил и этических норм, которые строго соблюдались. Например, «лежачего не бить», «подножек не ставить», « биться лицом к лицу», «со спины не нападать», «заначку в рукавицу не класть», «на чужую сторону не переходить» и др. В приемах кулачного и фехтовального боя было много сходного с тактическими приемами, используемыми во время боевых действий княжеских дружин.

В зимнее время были распространены катания на санках, коньках, лыжах, игры в снежки, «взятие снежных крепостей». Летом играли в бабки, городки, чурки, свайки, набивные мячи, бытовали игры с элементами погони и поиска (бег взапуски, «прятки») и др.

В народе ценили целебные свойства воды и широко использовали купание, плавание и ныряние в гигиенических и закаливающих целях. Распространенным средством закаливания служили имеющиеся в каждом подворье парные бани с обливанием холодной водой, а в зимнее время - с купанием в прорубе.

Важное прикладное значение имело гребное дело. Гребля широко использовалась в трудовой практике и во время военных походов, что требовало специальной подготовки. Русские дружинники были хорошими гребцами, умело управлялись парусом. В скандинавских сагах говорится, что славянский флот из 160 ладей в 1136 г. участвовал в морском сражении у норвежского города Конундахалду и захватил его. В одну ладью помещалось по 44 война и 2 лошади.

Несмотря на то, что после крещения Руси официальной религией стало христианство, во многих местах продолжали проводить игрища, посвященные языческим богам. Судя по летописным записям, игрища носили массовый характер. Нередко они устраивались на местах исторических битв в память о подвигах героев.

Своя система военно-физической подготовки сложилась у княжеской дружины. Она основывалась на народных упражнениях и играх, но имела различия в средствах физического воспитания и формах его организации. Важное место в обучении молодых воинов отводилось овладению прикладными навыками в верховой езде, владению всеми видами холодного оружия, охоте с соколами и гончими, облавами на крупного зверя. В качестве средств физической подготовки использовали бег на большие расстояния, упражнения в лазанье, борьба и кулачный бой.

При дворах Великого и удельных князей устраивались « конные ристания», в программу которых входили скачки, рубка на скаку, вольтижировка, стрельба из лука, метания копий, фехтование и борьба. О так называемых «турнирах знати» - «господарских утехах», организуемых в княжеских дворах, упоминается в Ипатьевской летописи.

Представление о физическом воспитании и физической подготовки феодалов можно составить по сведениям о Владимире Мономахе. Он был крепкого телосложения, физически силен и вынослив. Он вступал в единоборство с медведями, кабанами, лосями и даже зубрами. Митрополит Никифор в одном из писем упоминает о привычке Мономаха ходить зимой на лыжах. Мономах со своей дружиной провел 83 дальних похода верхом и на ладьях. В «Поучении детям своим» Мономах, перечисляя важнейшие занятия княжичей на каждый день, называет охоту и верховую езду, рекомендует заниматься физическими упражнениями, развивать в себе силу, ловкость, выносливость и смелость. Он завещал потомкам быть мужественными, не бояться «ни рати, ни зверя». «Поучение» - своеобразное педагогическое сочинение, которое донесло до нас цели и содержание физического воспитания господствующего класса.

Мономах много сделал для укрепления Киевского государства, но после его смерти обострились междоусобицы, феодальная раздробленность привела к ослаблению государства. Тяжелым ярмом легло монгольское иго. Русичи были оттеснены различными завоевателями на северо- восток, оказались в стороне от выгодных торговых путей, были лишены контактов с Европой. Но в этих условиях Русь смогла сохранить свою самобытность, письменность, религию, искусство, культурные традиции, в том числе и в области физической культуры.

studfiles.net

«Беседа «Развитие физической культуры у народов Древней Руси «»

Развитие физической культуры у народов Древней Руси Возникновение физических упражнений у народов Древней Руси относится к первобытному обществу (можно сказать, с самого появления Древней Руси как самостоятельного государства). Исторические исследования дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. У древних народов бытовала верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых молодые люди показывали «удаль молодецкую», в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки. Физические упражнения и игры у восточных славян Великий русский просветитель, историк и писатель Николай Михайлович Карамзин связывает происхождение наименования СЛАВЯН, людей мужественных и воинственных, со СЛАВОЙ, которую стяжали храбрые славянские воины, защищая свою землю, народ, семьи. Основной хозяйственной деятельностью было пашенное земледелие, заметную роль играло скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Тяжелые условия существования, постоянное преодоление опасностей, связанных с внезапными нападениями кочевых племен скифов, сарматов, печенегов, половцев и других, требовало от славян хорошей военной выучки, развития физических и морально-волевых качеств: владения оружием, обладания силой, ловкостью, выносливостью, необходимыми в рукопашной схватке, стойкостью, мужеством, а также навыками в быстром беге, различного рода прыжках, метаниях, переноске тяжестей, лазании по деревьям, плавании, умении преодолевать водные преграды. По сведениям очевидцев, византийских писателей Прокопия и Маврикия (VI в. н. э.), анты отличались свободолюбием, гостеприимством, были высокорослыми, сильными и храбрыми воинами. Так, Маврикий отмечал, что «анты не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, особенно в своей земле, выносливы, легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и в пище… Они особенно умеют переправляться через реки, потому что они больше и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде…». Военное дело и физическая подготовка во времена до изобретения пороха, как известно, были связаны теснейшим образом, представляя собой, по сути, единое целое. На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а также тяжелые, прочные щиты. Исследователи отмечают хорошее владение ими оружием. Древнерусские стрелки-лучники имели хорошую выучку, занимаясь обучением стрельбе с детских лет одновременно с обучением верховой езде. «В результате постоянной тренировки в стрельбе из лука с коня восточные конные стрелки добивались удивительной меткости. Они поражали цель на полном скаку…».  Удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая «состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых». Недаром танцы сродни физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России былискоморохи – народные музыканты, танцоры, акроб

schoolfiles.net

VI. Развитие физической культуры в России с древнейших времен до

XX в.

1. Зарождение физической культуры у народов, проживающих на террито-

рии России.

2. Физическое воспитание в ранний период феодализма (IX-XII вв.).

3. Развитие физической культуры в Российской империи в XVIII – первой

половине XIX в.

А. Введение физического воспитания в учебных заведениях.

Б. Военно-физическая подготовка в русской армии.

В. Физическое воспитание и спорт в народном быту.

Г. Спорт и игры в быту дворянства.

Д. Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физи-

ческого воспитания.

Зарождение физической культуры у народов, проживающих на тер-

Ритории России.

Возникновение физических упражнений и игр у народов нашей страны,

проживающих на современной территории России как и у других народов мира,

относится к первобытному обществу. Археологические и этнографические ис-

следования, проводившиеся в южных, восточных и северных районах, дают ос-

нование говорить о применении различных видов физических упражнений и

игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих

народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корня-

ми в далекое прошлое. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводче-

скую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов пер-

вобытного общества. У древних народов бытовали верховая езда, метания раз-

ных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы Севера с IV-III

тыс. до н.э. применяли в охоте и быту передвижение на лыжах. У нанайцев,

манси, ненцев и других народностей Сибири и Дальнего Востока широко в вос-

питательных целях использовались состязательные игры с бегом, метания ко-

пья, дротиков, гребля, игры в медведя и оленя. Многие игры и физические уп-

ражнения русского, белорусского народов и жителей Прибалтики в своем пер-

воначальном состоянии относятся к древним состязательным играм.

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в

процессе включения детей в конкретные виды деятельности. В первобытных

родовых общинах подростки, достигшие 14 лет, проходили специальную под-

готовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, разви-

вали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали

к религиозным тайнам. Этот этап подготовки завершался обрядом инициации, в

ходе которого подростки должны были доказывать свою физическую и соци-

альную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными члена-

ми общин, получали статус взрослого человека.

Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности

(охоте, изготовлению орудий труда), а девочек – к женским (сбору растений,

приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми).

В VI-IX вв. у восточных славян общая направленность воспитания была

неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой

социальной группы. Этот образ олицетворял в себе как бы высшую цель воспи-

тания, в принципе недостижимую, но определявшую его общую конечную на-

правленность. Каждому периоду исторического развития соответствовал и свой

образ героя-богатыря. Старинные русские былины и сказки показывают иде-

альный образ богатыря-воина – Никиты Кожемяки, Ильи Муромца, Добрыни

Никитича, Алеши Поповича и др. Богатырь предстает перед нами не только как

физически непобедимая личность, но и как человек, в совершенстве владеющий

трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими

врагами. Установлено, что былины родились в крестьянской среде, в самой

многострадальной части населения Древней Руси. Все беды и невзгоды Русской

земли в первую очередь и наиболее тяжко ложились на их плечи, поэтому не

случаен был отбор характеров былинных героев, не случайно складывались их

образы.



infopedia.su

Физические упражнения и игры у восточных славян

Физические упражнения и игры у восточных славян

В начале новой эры на территории Восточной Европы сложились многочисленные племена славян. Как и другие народы, они были вовлечены в миграционные процессы, начавшиеся в конце IV века, – так называемое великое переселение народов. На протяжении VI—VIII вв. славяне – крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению и языку народов – заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе, образовав западную (венеды) и восточную (анты) ветви славян.

Великий русский просветитель, историк и писатель Николай Михайлович Карамзин связывает происхождение наименования СЛАВЯН, людей мужественных и воинственных, со СЛАВОЙ, которую стяжали храбрые славянские воины, защищая свою землю, народ, семьи.

От Карпатских гор и Западной Двины до верховьев Оки и Волги, от Ильменя и Ладоги до Черного моря и Дуная располагались восточнославянские племена ко времени образования Киевского государства. Волыняне, дреговичи, ильменские славяне, поляне, древляне, вятичи, кривичи верховьев Днепра, Западной Двины, Волги и других рек и местностей к VI веку составили этническое единство. Это была восточная, русская ветвь славянских племен. Их этническая близость способствовала впоследствии образованию единого государства, сплотившего славянские племена в единый массив. Это позволило Н. М. Карамзину именовать в своем главном труде упомянутые племена Русью, а то и Россиею.[19]

К этому времени у восточных славян происходил процесс разложения родоплеменного строя. В результате смешения племен складывались новые общности, которые носили территориально-политический характер. Основной хозяйственной деятельностью было пашенное земледелие, заметную роль играло скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Тяжелые условия существования, постоянное преодоление опасностей, связанных с внезапными нападениями кочевых племен скифов, сарматов, печенегов, половцев и других, требовало от славян хорошей военной выучки, развития физических и морально-волевых качеств: владения оружием, обладания силой, ловкостью, выносливостью, необходимыми в рукопашной схватке, стойкостью, мужеством, а также навыками в быстром беге, различного рода прыжках, метаниях, переноске тяжестей, лазании по деревьям, плавании, умении преодолевать водные преграды.

По сведениям очевидцев, византийских писателей Прокопия и Маврикия (VI в. н. э.), анты отличались свободолюбием, гостеприимством, были высокорослыми, сильными и храбрыми воинами. Так, Маврикий отмечал, что «анты не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, особенно в своей земле, выносливы, легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и в пище… Они особенно умеют переправляться через реки, потому что они больше и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде…».[20]

Военное дело и физическая подготовка во времена до изобретения пороха, как известно, были связаны теснейшим образом, представляя собой, по сути, единое целое. На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а также тяжелые, прочные щиты. Исследователи отмечают хорошее владение ими оружием. Так, А. Ф. Медведев пишет о том, что древнерусские стрелки-лучники имели хорошую выучку, занимаясь обучением стрельбе с детских лет одновременно с обучением верховой езде. «В результате постоянной тренировки в стрельбе из лука с коня восточные конные стрелки добивались удивительной меткости. Они поражали цель на полном скаку…».[21]

Особенностям физического развития, образа жизни, месту в нем народных игр, плясок, нравственным правилам и обычаям далеких предков русских, украинцев, белорусов посвящена специальная III глава I тома вышеупомянутого труда Н. М. Карамзина, которая называется «О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ». Вначале автор останавливается на роли климатических условий, в которых жили тогдашние славяне. По его мнению, умеренный климат, нежаркий, даже холодный, способствовал долголетию, укрепляя здоровье и телесные силы человека. Если обитатель южного пояса, томимый зноем, отдыхал больше, нежели трудился, и тем самым слабел в неге и в праздности, то житель Севера любил движение, согревающее его кровь. Неудивительно, что восточные славяне отличались бодростью, силой и неутомимостью, «сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою сырою пищею; удивляли греков своею быстротою; с чрезвычайной легкостью всходили на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и глубокие реки». По мнению Карамзина, славяне считали, что «главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках, легкость в движении…».[22]

Останавливаясь на храбрости предков, ученый приводит пример: хан аварский, зная о чрезвычайной отважности славян, ставил их впереди своего многочисленного войска, ибо славяне обладали особенным искусством биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятеля мгновенным нападением и брать в плен.

Вместе с тем они отличались добродушием, обходились с пленными дружелюбно и ограничивали срок их пребывания в рабстве. Отмечая общее гостеприимство славян, Н. М. Карамзин рассказывает об обычае, согласно которому славянин, выходя из дома, оставлял открытою дверь и пищу, предназначенную для странника.

Обращает внимание наш великий историк и на искусство, в частности, на музыку и пляски. Вот что он говорит об этом: «Первая нужда людей есть пища и кров, вторая – удовольствие, и самые дикие народы ищут его в согласии звуков, веселящих душу посредством слуха». И автор отмечает, что большое место в жизни славян занимает музыка и что они берут обыкновенно с собой в путь не оружие, а кифары или гусли, ими придуманные. Удовольствие, производимое музыкой, продолжает Н. М. Карамзин, заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая «состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых»[23]. Недаром танцы сродни физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России были скоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси. А вот еще одно свидетельство, может быть самое яркое, широкого распространения в Древней Руси многообразных национальных средств физического воспитания: «Народные игры и потехи, – отмечает историк, – доныне единообразны в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски – остались также памятниками их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».

Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы) и встречи весны, а также и культом предков.

До наших времен сохранились следы древних игр в виде восклицаний «чур, не я!», когда первобытные люди искали защиту у пращура – родоначальника. Такие народные игры, как «просо», «лен», «гуси-лебеди» и многие другие, своими корнями уходят в первобытное общество.

Игры, физические упражнения предков носили, как правило, состязательный характер. Взять, к примеру, тризны, проводившиеся при погребении воинов. Н. М. Карамзин сообщает: «Славяне Российские – кривичи, северяне, вятичи, радимичи – творили над умершими тризну: показывали силу свою в разных играх воинских, сожигали труп на большом костре и, заключив пепел в урну, ставили ее на столпе в окрестности дорог»[24]. Этот обряд, как отмечает историк, показывает воинственный дух народа, который праздновал смерть, чтобы не страшиться ее в битвах.

Слово «тризна» в древнеславянском языке означало состязание, применялся термин «тризницы и борцы». На состязательный характер тризны указывает чешский исследователь Любор Нидерле. «Из всех свидетельств, – пишет он, – видно, что при погребении, а в некоторых местах и при поминках, которые впоследствии повторялись периодически, исполнялась какая-то игра, состоящая из символических движений, причем главным моментом ее была военная сцена – собственно тризна-состязание, сопровождаемое бряцанием оружия, криками и военными песнями»[25]. Позднее тризны стали проводить и без реальных похорон, именно как состязания, где погребальный костер с покойником заменялся сжиганием чучела. Сжигание чучел проходило в любые времена года, но среди этих празднеств особое место занимал праздник Ивана Купалы, проводившийся в самый длинный летний день. Зажигание костра или чучела, круговые танцы вокруг пламени сопровождались самыми разнообразными формами борьбы, конных ристаний и другими состязательными упражнениями. Победа была очень почетной. А о проигравшем говорит пословица: «На Ивана Купала кого побьют, тому пропало! Лучших невест проигравшему не видать, да и свадьбе его долго не бывать».

Крупные состязания древних именовались игрищами и проводились в честь языческих богов – Перуна, Сварога, Волоса. Для понимания их места и роли в жизни древних славян обратимся к важнейшему литературному памятнику, в котором уже нашла отражение церковная (христианская) идеология, – к «Повести временных лет» (XI век), точнее, к ее страницам, посвященным народной физической культуре. Из этого бесценного источника российской истории, автором которого был летописец-писатель, монах Киево-Печерского монастыря Нестор, мы узнаем о широком распространении в докиевской и Киевской Руси народных игр и физических упражнений, их огромной популярности. Летописец свидетельствует о том, что проводились игры между селами: «СХОДИЛИСЬ НА ИГРИЩА, НА ПЛЯСАНИЕ И ВСЕ БЕСОВСКИЕ ПЕСНИ и умыкали себе жен по взаимному согласию, имели же по две или три жены». Игрища славян, как и древнегреческие Олимпийские игры, посвящались языческим богам, носили религиозный характер. Кто знает, возможно по своим масштабам и социальной значимости эти состязания, зрелища, собиравшие толпы народа, не уступали античным Олимпийским играм?! Но с уверенностью можно сказать, что социальная значимость их была весьма весомой. В летописи отмечается одна из социальных ролей древних славянских зрелищ, состоявшая в «умыкании» жен. Надо полагать, что этого права удостаивались в первую очередь победители состязаний. Касаясь этого вопроса, В. О. Ключевский считает, что это служило взаимному сближению родов, одним из средств которого являлся брак. Говоря об игрищах между селами, В. Ключевский пишет: «Эти села – родственные поселки, разросшиеся из отдельных дворов, какими расселялись восточные славяне. На играх между селами похищали невест из чужих сел, т. е, родов, которые не уступали их добровольно при недостатке невест вследствие господствовавшего тогда многоженства».[26] Таким образом, игрища служили сплочению славянских родов. Очевидно, они выполняли и другие социальные функции: способствуя развитию физических и морально-волевых качеств, они играли важную роль в подготовке молодого поколения к трудовой и военной деятельности.

Разрозненные источники дают возможность составить представление о видах физических упражнений, демонстрировавшихся на этих состязаниях. Это бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, конные ристания, кулачный бой, палочные бои, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические упражнения скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.

Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры русского народа в последующие эпохи, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь современного человека к спортивным зрелищам, самым популярным в мире.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Часть II . История физической культуры нашей страны.

Глава 1. Физическая культура у народов нашей страны с Древнейших времен до 18 века.

1.1. Элементы физической культуры у народов нашей страны до образования Киевского государства.

Возникновение и первоначальное развитие физической культуры у народов, проживающих на территории нашей страны относится к самому раннему периоду человеческой истории – первобытному обществу. Археологические раскопки и этнографические исследования показывают, что уже в древности у народов живших в условиях первобытной общины, применялись различные физические упражнения и игры , связанные охотничьей, земледельческой, скотоводческой деятельностью, с бытом и культовыми обрядами.

Представление об элементах первобытного физического воспитания дают рисунки на камне - петроглифы, сделанные древними охотниками и рыболовами. Такие рисунки найдены на стоянках первобытных людей у Онежского озера и Белого моря. На них — изображение фигурок в беге, передвижений на лыжах, стрельбе из лука, танцевальных движениях и играх. Характер некоторых изображений дает основание полагать, что уже тогда появились простейшие формы передачи опыта обучения физическими упражнениям, основанное на подражании трудовым действиям. Постепенно подражательные игры заменялись символическими. В игры вводились предметы, но имевшие прямого отношения к труду - бабки, свайки, клюшки, набивные мячи и др.

Судя по этнографическим материалам, у многих сибирских и дальневосточных племен широко использовались воспитательных целях коллективные состязания в беге, прыжках, плавании, гребле, метаниях. У манси и нанайцев, проживающих в тайге, популярны были игры в медведя, у ненцев, занимающихся оленеводством — игры в оленя и выполнение действий с арканом. У осетинского народа — восхождение на горные вершины и переход по качающейся перекладине через горные реки и т.п. Эти сведения дают представление о том, как зародилась физическая культура у народов, проживавших на территории нашей страны.

Возникнув в условиях первобытной общины, многие физические упражнения и игры в усовершенствованном виде применялись в быту племенных союзов скифов, сарматов, восточных славян и древних рабовладельческих государствах Закавказья, Северного Причерноморья. Здесь они использовались уже в целях не только трудовой, но и военной подготовки. Скифы и сарматы, кочевавшие по прикаспийским и приазовским степям, были прекрасными наездниками, отлично владели разными видами наступательного и оборонительного оружия, что достигалось специально организованным военно- физическим воспитанием юношества.

Сарматская система воспитания походила на скифскую. Сарматы также были отличными наездниками, в совершенстве владели мечом и щитом, умело вели рукопашный бой. Сарматские женщины не уступали мужчинам в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, метании дротика.

У всех племен во время праздников были состязания всадников, стрельба из лука, конные игры и единоборства. В некоторых захоронениях были найдены каменные, костяные и глиняные фигурки, предназначенные для игр.

Своеобразием отличалась физическая культура у древних славян. К V-VI векам они образовали политический союз племен с целью отражения набегов кочевых племен. Наряду с трудовой, большое внимание уделялось военно-физической подготовке. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. По свидетельству многих авторов славяне отличались высоким ростом, силой и закалкой, также отмечали их выносливость в ходьбе и беге, плавании, гребле. Известно, что в ответ на набеги варягов они совершали походы на парусниках и ладьях по рекам и морям, доходя до берегов Дании и юга Норвегии, пускались в плавание по Днепру в Черное море и доходили до Крита.

Основной формой занятий физическими упражнениями были игрища, которые устраивались в честь языческих богов Сварога, Ярилы, Перуна, Даждь-бога и других. В игрища обычно включались игры с элементами бега и прыжков, борьбы, стрельбы из лука, кулачные бои, игры с животными, культовые игры - горелки, прыжки через костер, «чур» и др. Различные боевые упражнения, военные танцы и хороводы обязательно исполнялись на тризнах - обрядах погребения павших воинов.

По мере разложения родовых отношений и появления имущественного неравенства, физическое воспитание стало приобретать классовый характер. Почти у всех народов, совершавших переход к классовому обществу, существовало в той или иной форме рабство. Но наиболее развитые рабовладельческие отношения сложились в Закавказье и Северном Причерноморье.

Древнейшей рабовладельческой формацией в Закавказье было государство Урарту (IX-V вв до н.э.). Многочисленные войны, которые вело это государство, требовало от жителей хорошей военно-физической подготовки. Основной силой была конница. В Урарту имелись даже конные заводы, проводились состязания в езде на колесницах, в скачках. Кроме того, были развиты фехтование и стрельба из лука.

Наследниками культуры Урарту, в том числе и физической, стали древние Армения и Грузия. В древней Армении, население которой состояло из рабовладельческой аристократии, крестьян-общинников и рабов, помимо конницы, в состав армии входило и крестьянское ополчение. Поэтому физическое воспитание получали не только рабовладельцы, хотя оно у них было лучше организовано, чем у крестьян. Дети аристократов с 7-8 лет обучались верховой езде, фехтованию, стрельбе из лука, кулачному бою, борьбе. Много времени отводилось охоте и конным играм. На крупных праздниках, таких как Навасард и Вардавар, устраивались состязания с большим числом участников. Для их проведения строились спортивные арены. Жители Армении и Грузии были хорошо знакомы с культурой Древней Греции и Рима, многое перенимали у них и в области физической воспитания. Известно, что армянские атлеты принимали участие в Олимпийских играх и добивались побед. Так, одним из последних олимпиоников был армянский князь Вараздат, выигравший на 291-х играх в 385 г. соревнования по кулачному бою.

В VII-V вв. до н.э. на севере Черного моря возникли возникли города Ольвия, Херсонес, Феодосия и другие, основанные древними греками как города-колонии – Северное Причерноморье. В них применялись многие элементы древнегреческой системы физического воспитания, имелись палестры и гимнасии, проводились регулярные тренировки и состязания. Наиболее известные – в честь богов Ахилла и Гермеса. На них состязались атлеты из многих городов. В программе были состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, кулачном бое, стрельбе из лука, скачках и гонках на колесницах. Кроме того, атлеты колоний выезжали в Афины для участия в Панафинейских играх и нередко выходили победителями, награждаясь амфорами с оливковым маслом и зерном. Такие амфоры были найдены участниками археологических экспедиций у Черного моря и хранятся теперь в Эрмитаже.

studfiles.net

20. Развитие рабочих спортивных организаций вначале XX веке.

Возникновение самостоятельных рабочих спортивных организаций как часть рабочего движения, непосредственно связано с ростом промышленного производства и концентрацией пролетариата на заводах и фабриках, созданием самостоятельных политических рабочих партий, ростом профсоюзов → политизированность, борьба между политическими течениями за влияние на рабочее спортивное движение.

1892-1893 гг. образование "Германского рабочего спортивного союза". В момент создания 9.000 человек, в 1908 г. - 124.000, в 1913 - 187.000.

В начале XX века рабочие спортивные организации созданы во Франции, Бельгии, Венгрии и других странах.

В 1913 г. в Генте (Бельгия) попытка создать международную организацию по руководству рабочим спортом.

Накануне I Мировой войны.

Задолго до начала военных действий принимаются меры к усилению боеспособности армий, улучшению военно-физической подготовки резервов.

Германия.

Гимнастические и спортивные организации в 1915 г. - 1.800.000 членов.

С 1911 г. требования программ и инструкций усилить идеологическую и физическую подготовку в милитаристском духе: военно-спортивные игры, форсированные марши, создание стрелковых и моторизованных клубов. В школах вводится военно-физическая подготовка (3 часа в неделю), ежедневная 10-минутная гимнастика и 30-минутная маршировка.

Франция.

Ж.Эбер (1875-1957 гг.) - новый метод физической подготовки, основанный на естественных движениях человеческого тела.

Подбор упражнений по ускоренной физической подготовке солдат: ходьба, бег, прыжки, метания, переползания, лазание, плавание, борьба, нападение и защита.

"Кодекс силы" для молодежи: нормы + правила гигиены + закаливание → преодоление усталости, развитие мускулатуры, выполнение естественных и прикладных упражнений, воспитание храбрости и мужества.

В подготовку солдат вводятся: владение винтовкой, шпагой, пистолетом, умение ездить верхом, править запряженной лошадью, управлять мотоциклом или автомобилем, грести на лодке и ставить парус, пользоваться топором, лопатой, ломом, пилой и молотком.

Клубы стрелкового спорта, фехтования, плавания, бокса, велосипедного, авто- и мотоспорта, аэроклубы > 500.000 членов. Военное ведомство предоставляет бесплатно помещения для занятий и плацы для маршировок.

Англия и США.

Стрелковые союзы и клубы, введение военной подготовки в школах.

В 1916 г. физическое воспитание в школах, колледжах и университетах США заменено военной подготовкой, приняты законы в отдельных штатах о физической подготовке молодежи.

21. Физическая культура древних славян и Киевской Руси.

Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. Отличительной особенностью было то, что у восточных славян рабовладельческие отношения не получили полного развития, как в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI – VII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.

Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек – женщины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, существовали дома молодежи, проводились инициации, в которых основное место уделялось физической подготовке молодых славян. По мере распада родовой общины воспитательные функции переходили к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метании копья, плавании. По наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славянам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хазаров и др.). Это требовало военной подготовки молодежи и взрослых.

В воспитательной системе славян особое место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. Молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в играх (городки, бабки и др.).

В связи с разложением рабовладельческих отношений в Средней Азии, Закавказье и в Крыму и родового общества у древних славян, создались предпосылки для возникновения феодальной общественно-экономической формации.

В Киевском государстве (IX – XI вв.), в период феодальной раздробленности на Руси (XII – XIV вв.) и в эпохуРусского централизованного государства (XV – XVII вв.) народ несмотря на многочисленные войны бережно сохранял и продолжал развивать самобытные формы физического воспитания.

Широкой популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и множество игр. Большое распространение получили кулачные бои, групповые и одиночные. Основными правилами кулачного боя являлись: лежащего не бить, заначку в рукавицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, подножек не ставить.

Были распространены такие виды упражнений, как плавание, гребля, передвижение на лыжах. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака.

Процессу развития физических упражнений и игр во многом препятствовала религия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и других физических упражнений. Свод церковных постановлений «Сто глав» (1551) и «Домострой» (1580) отдельными положениями были направлены против народных игр, забав и развлечений, но поощряли телесные наказания.

Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал указ о запрещении народных игр и забав.

Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить процессы развития физических упражнений и игр, и они передавались из поколения в поколение.

studfiles.net