Предания Руси Древнейшей. Часть 3. Короткие предания древней руси


Предания Руси Древнейшей. Часть 3.

Кто только не населяет древний, хранящий тысячи тайн и загадок, мир славянских языческих преданий! «Там чудеса, там леший бродит…» И не только он: добрые домовые и опасные водяные, чудо-птицы, оборотни, полевики, берегини… И, конечно, Боги — суровые, но справедливые.

 ЗОЛОТО БЕРЕГИНЬ

Пошел пригожий молодец в лес - и видит: на ветвях большой березы качается кра-савица. Волосы у нее зеленые, будто березовые листья, а на теле и нитки нет. Увидала красавица парня и засмеялась так, что у него мурашки по коже побежали. Понял он, что это не простая девушка, а берегиня.

"Плохо дело, - думает. - Надо бежать!"

Сказать легко, да сделать трудно. Знающие люди до Ивана Купалы в лес ходят, надев крест задом наперед, а самые умные вообще по два креста носят: спереди и сзади, чтобы ни с какой стороны сила нечистая не подступилась. Но наш парень оказался простоват, пренебрег оберегом. А теперь спохватился - да поздно: берегиня свесилась с ветки, тянет к нему руки, хохочет-заливается... Вот-вот набросится, начнет душить поцелуями да ще-котать до смерти!

"Ну, хоть крестным знамением зачураюсь!" - в отчаянии подумал бедолага. Только поднял руку, надеясь, что перекрестится - и сгинет сила нечистая, но дева жалобно запричитала:

- Не гони меня, добрый молодец, жених ненаглядный. Слюбись со мною - и я тебя озолочу!

Начала она трясти березовые ветки - посыпались на голову парня круглые листочки, которые превращались в золотые и серебряные монетки и падали на землю со звоном. Батюшки-светы! Простак отродясь столько богатства не видал. Прикинул, что теперь непременно избу новую срубит, корову купит, коня ретивого, а то и целую тройку, сам с ног до головы в новье обрядится и присватается к дочке самого богатого мужика. А может, и ко княжеской. Деньжищ-то ему берегиня натрясла полные карманы!

Не устоял парень перед искушением - заключил зеленовласую красавицу в объятия и ну с ней целоваться-миловаться. Время до вечера пролетело незаметно, а потом берегиня сказала:

- Приходи завтра - еще больше золота получишь!

Пришел парень и завтра, и послезавтра, и потом приходил не раз. Знал, что грешит, зато в одну неделю доверху набил золотыми монетами большой сундук. Да и хороша была призрачная возлюбленная необыкновенно: после нее на крестьянских да купеческих дочек и глядеть не хотелось.

Но вот однажды зеленовласая красавица пропала, будто и не было ее. Вспомнил па-рень - да ведь Иван Купала миновал, а после этого праздника в лесу из нечистой силы только лешего встретишь. Ну что ж, былого не воротишь. Погоревал парень, погоревал да и успокоился. Очень утешала его мысль, что стал он самым богатым человеком в округе!

Поразмыслив, решил он со сватовством погодить, а пустить богатства в оборот и сделаться купцом. Открыл сундук... а он доверху набит золотыми листьями берез.

С той поры сделался парень не в себе. До самой старости бродил от весны до осени по лесу в надежде встретить коварную берегиню, но больше она не появлялась. И все слышался, слышался ему переливчатый смех да звон золотых монет, падающих с березовых ветвей...

С тех пор кое-где на Руси опавшую листву так и зовут - "золото берегинь".

ХРУСТАЛЬНАЯ ГОРА

Один человек заблудился в горах и уже решил, что настал ему конец. Обессилел он без пищи и воды и готов был кинуться в пропасть, чтобы прекратить свои мучения, как вдруг явилась ему красивая синяя птичка и начала порхать перед его лицом, удерживая от опрометчивого поступка. А когда увидела, что человек раскаялся, полетела вперед. Он побрел следом и вскоре увидел впереди хрустальную гору. Одна сторона горы была белая, а другая черная, как сажа. Хотел человек взобраться на гору, но она была такая скользкая, словно покрыта льдом. Пошел человек кругом горы. Что за чудо? С черной стороны дуют свирепые ветры, клубятся на горой черные тучи, воют злые звери. Страх такой, что жить неохота!

Из последних сил влез человек на другую сторону горы - и от сердца у него тотчас отлегло. Здесь стоит белый день, поют сладкоголосые птицы, на деревьях растут сладкие плоды, а под ними струятся чистые, прозрачные ручьи. Путник утолил голод и жажду и решил, что попал в самый Ирий-сад. Солнышко светит и греет так ласково, так приветливо... Рядом с солнцем порхают белые облака, а на вершине горы стоит седобородый старец в великолепных белых одеждах и отгоняет облака от лика солнечного. Рядом с ним увидел путник ту самую птичку, которая спасла его от смерти. Птица спорхнула к нему, а вслед за ней явился крылатый пес.- Садись на него, - сказала птица человеческим голосом. - Он донесет тебя домой. И больше никогда не дерзай лишить себя жизни. Помни, что удача всегда придет к смелому и терпеливому. Это так же верно, как то, что на смену ночи придет день, а Белбог одолеет Чернобога.

ПРЕДАНИЕ ОБ ОТЦЕ БОГОВ

Когда Дый сотворил землю, а Род породил людей, все они стали жить под покровительством Сварога, отца богов. Этот первый мир был истинный рай, во всем подобный небесному Ирию: светлый, яркий, лучезарный.

Боги-Сварожичи на небесах жили радостно и счастливо, такую же жизнь вели и люди на земле. А так как мир освещался всегда лазурным светом и ночи не было, то не было и тайн и секретов, а с ними не было и зла. Тогда на земле была вечная весна, то природа цвела и благоухала.

Так продолжалось долгое время, пока Сварог-Творец не ушел творить новые звездные миры. За себя он оставил старшего Сварожича — Денницу, которому и поручил управлять богами, людьми, всем Лазурным миром. Тогда Деннице пришла мысль попробовать творить, как это делал сам Сварог. Денница сотворил новых людей — помощников себе и начал править. Но он позабыл вдохнуть в них добрую душу, и произошло на земле первое зло. Сначала появилась тень, а потом и ночь — время недобрых замыслов и деяний.

Против зла и самовластия Денницы восстали почти все Сварожичи. Разгневанный Денница решил захватить чертоги Творца и уничтожить защищавших их своих же братьев-богов.

Началась война. Верные Сварогу Сварожичи — Перун, Велес, Огонь, Стрибог и Лада — крепко держались в чертогах Сварога.

Перун, сотрясая небеса, громом и молнией сбрасывал нападающих с Лазоревых небес, где стоял чертог Сварога. Вихрем-ураганом сбивал их Стрибог. Огонь жег-палил бунтующих, и те, обожженные, падали на землю, повергая в ужас людей.

И вот прибыл Сварог. Простер свою десницу — и всё замерло. Взмахнул — и все бунтовщики, как горящие звезды, посыпались дождем с небес на разрушенную землю, где теперь дымились развалины, горели леса и высохли реки и озера. Горящей звездой сверкнул падающий Денница, вместе с единомышленниками пробил землю, и земля поглотила в своей пылающей пучине — Пекле — бунтующих.

Так погиб первый мир, первое творение Сварога. Так родилось зло.

И поднял Сварог свой чертог ввысь, и защитил его ледяной твердью. А поверх тверди сотворил новый, прекрасный Лазоревый мир и перенес туда Ирий, и провел туда новую дорогу — Звездный путь, чтобы достойные Ирия могли достичь его. И залил водою горящую землю, потушил, и из разрушенного, погибшего создал новый мир, новую природу.

И повелел Сварог всем бунтовщикам искупить свой грех и забыть свое прошлое, рождаться людьми и в страданиях только совершенствоваться, чтобы достичь, что утеряли, и вернуться очищенными к Сварогу, в Ирий…

О. Миролюбов. «Как зародилось зло»

Сварог — верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Все основные боги славянские — дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.

ВСЕМ КАМНЯМ ОТЕЦ

Поздним вечером вернулись охотники из Перуновой пади с богатой добычей: двух косуль подстрелили, дюжину уток, а главное - здоровенного вепря, пудов на десять. Одно худо: обороняясь от рогатин, разъяренный зверь распорол клыком бедро юному Ратибору. Отец отрока разодрал свою сорочку, перевязал, как мог, глубокую рану и донес сына, взвалив на могучую спину, до родного дома. Лежит Ратибор на лавке, стонет, а кровь-руда все не унимается, сочится-расплывается красным пятном.

Делать нечего - пришлось отцу Ратибора идти на поклон к знахарю, что жил одиноко в избушке на склоне Змеиной горы. Пришел седобородый старец, рану оглядел, зеленоватой мазью помазал, приложил листьев и травушек пахучих. И велел всем домочадцам выйти из избы. Оставшись вдвоем с Ратибором, знахарь склонился над раной и зашептал: 

На море на Окияне, на острове Буяне Лежит бел-горюч камень Алатырь. На том камне стоит стол престольный, На столе сидит красна девица, Швея-мастерица, заря-заряница, Держит иглу булатную, Вдевает нитку рудо-желтую, Зашивает рану кровавую. Нитка оборвись - кровь запекись!

Водит знахарь над раною камушком самоцветным, в свете лучины гранями играющим, шепчет, закрыв глаза: 

Бел-горюч камень Алатырь – Всем камням в мире отец. Из-под камушка, с-под Алатыря Протекли реки, реки быстрые Средь лесов, полей, По Вселенной всей, Всему миру на пропитание, Всему миру на исцеление. Ты, струя, не струись, - Кровь-руда, запекись!

Незаметно утихла боль в ноге. Вопросил отрок сквозь дрему:

- А откуда, старче, камушек твой волшебный, коим над раною водишь, скажи?

- Как откуда? От деда моего, тоже ведуна и травознатца. А дед добыл его на море на Окияне, на острове Буяне.

И снова возвещает старец нараспев древнее сказанье: 

Идут по морю много корабельщиков, У того у камня останавливаются, Берут много с него зелья-снадобья, Посылают по всему свету белому. Ты, корабль, к Алатырю устремись, - Кровь-руда, запекись!

Две ночи и два дня проспал беспросыпно Ратибор. А когда очнулся — ни боли в ноге, ни знахаря в избе. И рана уже затянулась.

 СКАЗ О ВОДЕ-ЦАРИЦЕ

Жил-был пригожий молодец, потомственный кузнец. Присмотрел себе девицу в соседнем селе, свадьбу веселую справил. Год проходит, другой, третий - а детей у них нет как нет. И надумал кузнец обратиться к волхву за советом. Тот растопил воск, вылил в чашу с водой, а потом и говорит:

- Крепко сердита на тебя Вода-царица. Ведь вы, кузнецы, железо раскаленное в нее опускаете, с огнем непрестанно ссорите. Ступай на поклон к царице.

- Да где ж ее искать? - спрашивает кузнец.

- У Падун-камня, где река шумит-гуркотит. Так и быть, поутру свезу вас с женою туда.

Вот поплыли они на ладье к Падун-камню, где река шумит-гуркотит, стали кликать Воду-царицу. И явилась царица в серебряных струях падучих. Поведал ей кузнец свою печаль. А она отвечала:

- Помогу, так и быть, отвращу от тебя злые помыслы свои. Но коли сын у тебя родится, обещай у меня погостить три дня и три ночи. Скуешь мне серебряное ожерелье.

Связал себя словом кузнец, и домой они возвратились. А следующей весною вот радость-то несказанная! родила Кузнецова жена сына. И отправился он, как обещал, в гости к Воде-царице. За три дня и три ночи выковал серебряное ожерелье на загляденье! А когда из дворца царицына вышел на белый свет, то увидал у Падун-камня седую старуху, а с нею рядом пригожего молодца, точь-в-точь он сам, и ясноглазого отрока.

- Гляди, сын мой, гляди, внучонок, вот здесь живет коварная Вода-царица. Это она много лет назад заманила к себе вашего отца и деда, а моего мужа, причитала старуха.

Оказалось, не три дня и три ночи пробыл кузнец у Воды-царицы, а тридцать лет и три года. За это время и сам стал стариком.

Обнялись они все, расцеловались и поплыли в родное село. Оборотился на прощанье кузнец к Падун-камню, где вода шумит-гуркотит. И явилась опять Вода-царица в серебряных струях падучих. И молвила:

- Время течет незаметно, как вода в Небесной реке.

7lostworlds.ru

Интересная легенда. Самые красивые легенды мира

Красивые и удивительные легенды есть у каждого народа. Они разнообразны по тематике: предания о подвигах героев, рассказы о возникновении названий географических объектов, страшные истории о сверхъестественных существах и романистические сказания о влюбленных.

интересная легенда

Определение термина

Легенда – это недостоверное повествование о каком-либо событии. Она очень похожа на миф и может считаться его приблизительным аналогом. Но легенду и миф все же нельзя назвать полностью идентичными понятиями. Если мы говорим о мифе, то здесь имеют место выдуманные герои, не имеющие к реальности никакого отношения. Легенда же допускает в своей основе реальные события, позже дополненные или приукрашенные. Так как в них добавляется много вымышленных фактов, за достоверный источник информации ученые легенды не принимают.

Если брать за основу классическое значение слова, то легенда – это предание, изложенное в художественной форме. Такие сказания существуют практически у всех народов.

Лучшие легенды мира – о них пойдет речь в статье.

Виды преданий

1. Устные легенды – самый древний вид. Распространялись они через бродячих сказителей.

2. Письменные предания – записанные устные рассказы.

3. Религиозные легенды – повествования о событиях и лицах из церковной истории.

4. Социальные предания – все остальные сказания, не имеющие отношения к религии.

5. Топонимические – объясняющие происхождение названий географических объектов (рек, озер, городов).

6. Городские легенды – новейший вид, получивший распространение в наши дни.

легенды о золоте

Кроме того, существует еще много разновидностей сказаний, смотря по тому, какой сюжет лежит в их основе – зоотропоморфные, космогонические, этиологические, эсхатонические и героические. Есть совсем короткие легенды и длинные повествования. Последние обычно связаны с историей о героических свершениях какой-либо личности. Например, предание о короле Артуре или богатыре Илье Муромце.

Как возникли легенды?

С латинского языка legenda переводится как «то, что надлежит прочитать». История легенд уходит в глубокое прошлое и имеет те же корни, что и миф. Первобытный человек, не имеющий представления о причинах многих происходящих вокруг него природных явлений, слагал мифы. Через них он пытался объяснить свое видение мира. Позднее на основе мифологии стали возникать удивительные и интересные легенды о героях, богах и сверхъестественных явлениях. Многие из них сохранились в преданиях народов мира.

Атлантида – предание об утерянном рае

Лучшие легенды, возникшие в древности, дожили до наших дней. Многие из них до сих пор пленяют воображение искателей приключений своей красотой и реалистичностью. История об Атлантиде говорит о том, что в древности существовал остров, жители которого достигли невероятных высот во многих науках. Но затем он был уничтожен сильным землетрясением и затонул вместе с атлантами - его жителями.

легенда о золотом драконе

Нужно выразить благодарность великому древнегреческому философу Платону и не менее почитаемому историку Геродоту за историю об Атлантиде. Интересная легенда волновала умы еще при жизни этих выдающихся ученых древней Греции. Не потеряла она своей актуальности и в наши дни. Чудесный остров, затонувший тысячелетия назад, продолжают искать и сейчас.

удивительные легенды

Если предание об Атлантиде окажется правдой, это событие войдет в число величайших открытий века. Ведь существовала не менее интересная легенда о мифической Трое, в существование которой искренне верил Генрих Шлиман. В конце концов ему удалось найти этот город и доказать, что и в древних сказаниях есть доля правды.

Основание Рима

Эта интересная легенда входит в число самых известных в мире. Город Рим возник в древности на берегу Тибра. Близость моря давала возможность заниматься торговлей, и в то же время город был хорошо защищен от внезапного нападения морских разбойников. По легенде, основали Рим братья Ромул и Рем, вскормленные волчицей. По приказу правителя их должны были убить, но нерадивый слуга бросил корзину с детьми в Тибр, надеясь, что она утонет. Ее подобрал пастух и стал приемным отцом для близнецов. Возмужав и узнав о своем происхождении, они восстали против родственника и отобрали у него власть. Братья решили основать свой город, но во время строительства поссорились, и Ромул убил Рема.

лучшие легенды

Построенный город он назвал своим именем. Сказание о возникновении Рима относится к топонимическим легендам.

Легенда о золотом драконе – путь в Небесный храм

Среди сказаний большой популярностью пользуются истории о драконах. Они есть у многих народов, но традиционно это одна из любимых тем китайского фольклора.

легенды мира

Легенда о золотом драконе говорит, что между небом и землей есть мост, который ведет в Небесный храм. Он принадлежит Владыке Мира. Попасть в него могут только чистые души. На страже святыни стоят два золотых дракона. Они чувствуют недостойную душу и могут разорвать ее при попытке проникнуть в храм. Однажды один из драконов разгневал Владыку, и тот изгнал его. Спустился дракон на землю, встретил других существ и родились от него драконы разных мастей. Разгневался Владыка, когда увидел их, и уничтожил всех, кроме еще не родившихся. Появившись на свет, они долгое время прятались. Но Владыка Мира не стал уничтожать новых драконов, а оставил на земле в качестве своих наместников.

Клады и сокровища

Легенды о золоте занимают не последнее место в списке популярных преданий. Один из самых известных и красивых мифов древней Греции рассказывает о поисках аргонавтами золотого руна. Долгое время просто легендой считалось предание о кладе царя Агамемнона, пока Генрих Шлиман не нашел сокровище из чистого золота на месте раскопок Микен – столицы легендарного царя.

Золото Колчака – еще одна известная легенда. В годы Гражданской войны в руках адмирала Колчака оказалась большая часть золотого запаса России – около семисот тонн золота. Перевозили его в нескольких эшелонах. Что произошло с одним эшелоном, историкам известно. Он был захвачен восставшим Чехословацким корпусом и отдан властям (большевикам). А вот судьба оставшихся двух неизвестна по сей день. Драгоценный груз мог быть сброшен в шахту, спрятан или закопан в землю на огромной территории между Иркутском и Красноярском. Все раскопки, которые велись до сих пор (начиная с чекистов), результата не дали.

Колодец в ад и библиотека Ивана Грозного

Россия тоже имеет свои интересные предания. Одно из них, появившееся относительно недавно, входит в число так называемых городских легенд. Это история о колодце в ад. Такое название получила одна из самых глубоких рукотворных скважин в мире – Кольская. Ее бурение началось в 1970 году. Длина составляет 12 262 метра. Создали скважину исключительно для научных целей. Сейчас она законсервирована, поскольку нет средств на поддержание ее в рабочем состоянии. Легенда о Кольской скважине появилась в 1989 году, когда в американском телеэфире прозвучала история о том, что датчики, опущенные на самую глубину скважины, зафиксировали звуки, похожие на стоны и крики людей.

Другая интересная легенда, которая может вполне оказаться правдивой, говорит о библиотеке книг, свитков и манускриптов. Последним владельцем драгоценного собрания был Иван IV. Считается, что она входила в приданое Софьи Палеолог, племянницы византийского императора Константина.

короткие легенды

Боясь, что драгоценные книги в деревянной Москве могут сгореть при пожаре, она приказала разместить библиотеку в подвалах под Кремлем. По мнению искателей знаменитой Либерии, она может насчитывать 800 томов бесценных сочинений древних и средневековых авторов. Сейчас существует порядка 60 версий о том, где может храниться загадочная библиотека.

fb.ru

Сказание о Руси Святой

Сказание о Руси СвятойСказание о Руси СвятойЗдесь публикуется "Сказание о Руси Святой».

Автор - Галина Найман.

Сказание посвящается Елене Мироненко.

Поведу о Руси я былинный сказ,Сказание о Руси Святой

Сказание о Руси Святой О земле благодатной, о русичах. О делах их великих и праведных, О надеждах их светлых и чаяньях, Поколеньям младых наставлениях, И служения Богу в молениях. Ты, земля, древних россов кормилица И духовная люду заступница. Уж ты вдоль–поперек ими хожена. Со заботой руками изглажена. Каждый стебель тебе поклоняется, И с тебя же весною рождается. А славяне пришли с крайне Севера, Да с холодной земли не приветливой, Не родящей и сильно застуженной. Покрылась снегом земля плодородная, Лютовала зима там холодная. С ледником вдруг она стала каменной, Не пригодной для жизни их праведной. На каменьях ведь жито не вырастишь, И тельцов тучных стадо не выкормишь. Горевать стали росы – задумались, О судьбине своей опечалились. Где спасенье искать от той напасти? Чтобы с младу жилось и до старости. И пошел люд искать края дивные, Их бесплодных земель супротивные, Где водились в лесах звери дикие, Дерева где стояли великие.Расселились до морей и Уральских гор, И народ тот был светел и духом горд. По земле заселялися родами, Жили в дружбе с другими народами. Были женушки будто бы павушки, По грибочки ходили в дубравушки, Духу леса с почтением кланялись, И хозяйством ухоженным славились.

Выходила молодушка в полюшко,Чтобы встретить там красное солнышко.Лучу первому улыбалась,Ключевою водой умывалась.Обращалась к Дажьбогу в молении,Чтобы род пребывал в процветении,Чтобы нить золотая не рвалася,С Творцом связь никогда не терялася.А по небушку солнце катается,Но с луной он не встречается.Два светила игрой забавляютсяИ нести людям свет свой стараются.Выходила молодка в ночь звездную,

Да роняла слезиночку росную. Небо ласково с нею общалось, Серебром над ней рассыпалось. Поднимала младая вверх рученьки, Где сияли звезды сквозь тученьки: - «Ой, ты небушко синее-синее Сбереги от беды дитя милое, Да от жизни тяжелой, неволюшки, От судьбы лихой, худой долюшки». Россы жили в великом смирении, К старшим рода в большом уважении. Прежде Бога всесильного славили, И с любовью землей своей правили. Поклонялись солнцу, дубравушке, Изумрудной роще и травушке, Разноцветьем лугов любовались, Синевою озер восхищались. Пили воду из чистых ручьев лесных, Были песней единой в сердцах своих. Да любили мужья своих женушек, Белокурых красавиц – лебедушек. Жили семьи в согласии радостном И растили детей в доме благостном. Приходила пора чад взросления, Да землицы родной заступления, Тогда мудростью старцы делились – Поученья младым пригодились. Милосердными русичи были, Справедливостью всех покорили. С соседями братством сроднилися, В голод житом последним делилися. Пели песнь о любимой земле родной, О Великой, прекрасной Руси Святой, О доблестных предках Отечества – Колыбели всего человечества. В забайкальских степях селились И во Славу потомков трудились. Не давали род свой в обидушку, Побеждали темную силушку. Ты цвети, расцветай земелюшка, Славных предков света колыбелюшка. Укрепляйся Святое Отечество, Славься дружбой, Земли человечество!

Подробнее об этой и других статьях о неизведанном см. на сайте газеты «6 раса» («Новый Мир») - http://6rasa.ru/

Фото для заставки взято с адреса - http://www.72deir.ru/images/morfeoshow/___2-3214/big/4321.jpg

Семья – это когда никого не бросают: пусть свет радости чаще сияет в твоих глазах!

Расскажи на harra.ru о своём счастье, увлечении, мечте, опыте, точке зрения, приключении, сне, поздравь друзей!

Оцените публикацию:   

Загрузка...

harra.ru

Обряды на Руси, русские и древнерусские обряды

Многовековые обряды на Руси своими корнями уходят глубоко в пору язычества, которое даже после принятия христианства не смогло окончательно исчезнуть и еще долгое время продолжало негласно существовать. Удивительный факт: многие из тех языческих обрядов живы и по сегодняшний день, как одна из неотъемлемых частей богатой русской культуры и истории.

Обряды на руси

Из поры язычества

Какие же духовные традиции дошли до наших времен и продолжают передаваться от поколения к поколению?

С чем связано появление самых первых обрядов на Руси?

Русские обряды

Как появлялись обряды

Самые важные и наиболее древние русские обряды неразрывно связаны с силами природы, с мифологическими олицетворениями стихий и могущественных природных сил. Не следует забывать, что основой жизни простого смертного крестьянина являлся тяжкий труд земледельца, а, следовательно, и большинство старорусских обрядов, в первую очередь, было связано с умилостивлением природы и существующих в ней сил.

Для каждого времени года существовала своя совокупность обрядов и ритуалов, направленных на получение щедрого урожая, на привлечение дождя или обильного снега, на укрощение нечистых сил, на защиту скота или получение от него здорового потомства и т. д. Отсюда, кстати, и начинает прослеживаться взаимосвязь первых обрядов с существующим тогда календарем. Этот негласный календарь брал свое начало в декабрьскую пору, когда солнце «поворачивалось на лето», и заканчивался глубокой осенью – с окончанием земледельческих работ и сбора урожая.

Обряды на Руси и их взаимосвязь с Церковью

Дошедшие до нашего времени древнерусские обряды связаны не только с плотно укоренившимся язычеством, но и с принятым на тот момент христианством. К примеру, среди важнейших из таинств, признаваемых всеми религиями, по сегодняшний день считаются крещение и причащение.

Обращаясь к церковному календарю, можно заметить, что практически все православные праздники связаны с теми или иными ритуальными деяниями. В качестве примера здесь можно привести Рождество Христово, Крещение и Вознесение Господне, которые и поныне сопровождаются проведением символичных церемоний.

Языческие обряды и их взаимосвязь с календарными праздниками

Колядование

Древнерусские обряды

Календарные праздники

Колядование – своеобразный ритуал, приуроченный к святкам (т. е. к периоду двенадцати праздничных дней у славян, именуемому «от звезды и до воды»), во время которого участники обряда обходили дома, исполняли песни, «колядки» и всевозможные приговоры в адрес их хозяев, за что получали от них специальное угощение.

В ту пору было принято считать, что в период святок солнце набирает энергию, чтобы вскоре пробудить землю и оживить матушку-природу. В частности, древнерусские земледельцы были убеждены, что участвуя в святочных играх, сопровождающихся различными забавами и вкусными угощениями, люди удваивают пробуждающуюся энергию плодородия и, тем самым, способствуют получению щедрого урожая.

Колядование по сегодняшний день входит в украинские и белорусские обряды, которые неразрывно связаны со славянской культурой и историей. Обязательной составляющей святочных ритуалов помимо колядования также являлись и гадания, которые во времена Руси позволяли людям приоткрыть тайную завесу будущего, чтобы узнать насколько урожайным окажется предстоящий год и какими событиями он будет сопровождаться.

Масленица

Этот праздник исстари отмечался славянскими народами в конце мартовских дней, в период вешнего равноденствия. Традиционным блюдом этого древнего праздника были блины, олицетворяющие золотой диск небесного светила.

Кроме этого, непременным атрибутом масленичных гуляний было чучело самой Масленицы, которое жгли, закапывали или, разорвав на части, разбрасывали по пашням. Это чучело, наряженное в женскую одежду, символизировало окончание зимних дней и наступление долгожданной весны. После ритуального погребения или сожжения Масленица должна была передать свою могущественную энергию полям, подарив им плодородие и защитив от коварства стихий.

Весенние обряды

С приходом весны начиналась новая пора ритуальных деяний, также направленных на умилостивление сил природы и защиту от разрушительных стихий и гнева языческих божеств. Многие весенние обряды древней руси дошли и до наших дней. К примеру, ярким тому подтверждением служит традиция расписывать куриные яйца, без которых сейчас не обходится такой важный религиозный праздник, как Пасха.

Изначально расписное яйцо само по себе являлось самостоятельным атрибутом многих старинных обрядов (приблизительно с Х века). Еще много столетий назад считалось, что он обладает чудодейственными свойствами – к примеру, им можно было излечить больного человека и даже погасить пламя, разгоревшееся после удара молнии.

Также по весне непременно осуществлялись всевозможные земледельческие ритуалы, связанные с укрощением нечисти, помышлявшей в местных водоемах. В тот период на пашнях уже появлялись первые всходы, и все, чего опасались землепашцы на этом отрезке времени – это коварства русалок и кикимор, способных пробудить воду, затопить посевы и оставить население без урожая. Чтобы выманить нечисть из омутов, на берегах рек устраивали хороводы, шумные гуляния и пляски, жгли костры и пели песни.

Ярилин день

В ожидании щедрого урожая требовалось не только защитить первые посевы от затопления, но и обеспечить их достаточным количеством солнечного света. С этой целью славяне обращались к Ярилу – богу восходящего (вешнего) солнца. Он же считался божеством, покровительствующим животным и растениям, богом любви, храбрости и силы.

На Ярилин день проводили очень важный обряд – «Отмыкание земли» (или, как его еще называли заРОД т.е. обряд, связанный с зарождением). Непременной частью обрядов на Ярилу являлось умывание, а если говорить точнее, то и вовсе – купание в утренней росе. Издавна считалось, что роса, выпавшая на Ярилин день, обладает чудодейственными, целебными свойствами.

Иван Купала

Описывая самые известные старинные русские обряды и обычаи, нельзя обойти стороной и всем известный праздник – день Ивана Купалы. Под этим именем в мифологии славян фигурирует могущественное божество, тесно связанное с поклонением Солнцу. Любопытно, что изначально этот праздник был привязан к летнему солнцестоянию, но по мере укоренения христианства его стали связывать со днем рождества Иоанна Крестителя.

По ритуальному наполнению ночь на Ивана Купалу превосходит день, поскольку все гуляния и ритуальные деяния осуществлялись преимущественно в темное время суток. По настоящее время этот день является общенациональным и церковным праздникам во многих странах мира.

Символом данного праздника во все времена являлись цветы иван-да-марья, из которых плели венки, использующиеся для гаданий. Венки с зажженными свечами незамужние девушки пускали по воде, чтобы с их помощью определить свою дальнейшую жизнь в супружестве. Считалось дурной приметой, если венок тонул – это говорило об измене в отношениях между незамужней девушкой и ее избранником («Венок утонул – милый обманул»).

Согласно старинным поверьям в ночь на Ивана Купалу распускаются цветы папоротника, указывающие верное направление к старинным кладам и несметным сокровищам, однако отыскать их, как и открыть местонахождение богатств, считалось почти невыполнимой задачей для простого смертного.

Непременной частью обрядов в ночь этого праздника являлись хороводы и прыжки через распаленный костер, который, согласно поверьям, способствовал очищению души и защищал от болезней, колдовских чар и дурного глаза.

Прочие обряды

Другие, менее известные старорусские обряды приходились на время сбора урожая и началу его переработки. В этот период наиболее важными считались такие праздники, как:

  • ритуальный период «первых плодов», приходившийся на первые недели августа, когда пожинали первый урожай;
  • сезон «бабьего лета», в период которого собранный урожай ссыпали в закрома;
  • время прядения льна, приходившееся на октябрь.

privorogi.ru