Ученые доказали наличие письменности у славян до Кирилла и Мефодия. Резы в древней руси


1. Письменность в дохристианской Руси 1.1.Черты и резы – письмо древних славян

Спорным оставался до недавнего времени вопрос о докирилловской (дохристианской) славянской письменности. Лишь в результате последних работ советских и болгарских ученых, а также в связи с открытием новых древнейших памятников, существование письма у славян в докирилловский период почти доказано. Меньше материалов для решения вопроса, что представляло собой первоначальное славянское письмо и как оно возникло. Задолго до образования связей славян с Византией у славян существовали местные разновидности первоначального письма типа упоминаемых черноризцем Храбром в трактате «О письменах» «черт и резов». Возникновение такого первоначального письма происходило тогда, когда на основе небольших и разрозненных родовых групп возникали более сложные, крупные и долговечные формы общности людей — племена и союзы племен. Славяне достигли расцвета племенного строя в первой половине I тысячелетия н. э. К этому времени следует относить и возникновение письма типа «черт и резов». Такой вывод подтверждается документальными данными о высокой культуре славян середины I тысячелетия н. э. Подтверждается этот вывод и лингвистическими данными. Как отмечали многие исследователи, слова 'писать', 'читать', 'письмо', 'книга' общи для славянских языков. Следовательно, эти слова, как и славянское письмо, возникли до разделения общеславянского языка на ветви, т. е. не позже середины 1 тысячелетия н. э. Правда, древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным, включавшим небольшой, нестабильный и разный у разных племен ассортимент простейших знаков. В сколько-нибудь развитую и упорядоченную логографическую систему письмо это превратиться не могло. Никто из соседей славян логографических систем не применял, а для самостоятельного развития фразографии в логографию требуются века; кроме того, логография не соответствует и особенностям славянского языка. Ограниченным было и применение первоначального славянского письма. Это были, видимо, простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, календарные знаки и знаки для гадания.

Наряду со свидетельством черноризца Храбра, с приведенными выше соображениями социологического и лингвистического порядка, существование у славян письма типа «черт и резов» подтверждается также литературными сообщениями IX—X вв. и археологическими находками. Важнейшие литературные сообщения следующие:

1. Сообщение арабского путешественника Ибн Фодлана, который во время пребывания у волжских болгар в 921 г. видел обряд погребения одного руса. «Сначала они развели костер и сожгли на нем тело, — рассказывает Ибн Фадлан,— а затем они построили нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку тополя, написали на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились».

2. Сообщение арабского писателя Эль Массуди (умер в 956 г.), который в сочинении «Золотые луга» утверждает, что он обнаружил в одном из «русских храмов» пророчество, начертанное на камне.

3. Сообщение епископа Мерзебургского Титмара (976—1018 гг.), который указывает, что в языческом храме города Ретры на славянских идолах были начертаны особыми знаками их имена.

4. Сообщение арабского ученого Ибн эль Недима, который в труде «Книга росписи наукам» передает относящийся к 987 г. рассказ посла одного из кавказских князей к князю русов. «Мне рассказывал один, на правдивость которого я полагаюсь,— пишет Ибн эль Недим, — что один из царей горы Кабк послал его к царю русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображены, не знаю, были ли они слова или отдельные буквы». Дешифровать эту надпиьс не удалось; по графике она отлична и от греческого, и от латинского, и от глаголического, и от кирилловского письма. Подтверждается существование у славян письменности типа «черт и резов» также и археологическими находками. Наибольший интерес в этом отношении представляет исследование академика Б.А. Рыбакова, посвященное «черняховским» календарным знакам.

studfiles.net

К вопросу о древней письменности славян

21.04.2018 К вопросу о древней письменности славян

То, что у славян была своя письменность ещё задолго до прихода христианства на Русь – это уже неоспоримый факт. Пра-язык был един, а способов его записи было множество. В этой статье рассматриваются «черты» и «резы», которые и по сей день используются в узорах народной вышивки, хозяйственной и бытовой деятельности.

Старейшим упоминанием о наличии письменности у славянских народов считается «Сказание о письменах» черноризца Храбра, болгарского монаха, жившего на рубеже 9 — 10 веков. Он писал: «Прежде убо славяне не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху погани сущее». На современный руский язык это переводят по-разному, каждый исследователь предлагает своё видение вопроса [6].

Черты

Ныне использование черт известно преимущественно в контексте гадания: например, гадание чертами на земле было присуще на определённом этапе развития традициям всех народов. Нас, безусловно, интересует славянская культура.

Достоверно можно утверждать, что славяне были знакомы с данным методом гадания. Он был известен на Руси под названием «Рафли». На это указывают: 

  • Книга Рафли впервые упоминается в двух важнейших исторических источниках середины XVI в. — в «Стоглаве» [7, с. 181, 182, 188, 189] и «Домострое» [4, с. 57; 5, с. 22]. В постановлениях Стоглавого собора эта книга возглавляет список запретных книг: «...злые ереси кто знает и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, острономии, зодеи, алманах, звездочётьи, аристотель, аристотелевы врата и иные составы мудрости еретический» [8, с. 261]. 
  • иллюстрация из Радзивилловской летописи, датируемая, примерно, 1182 годом, посвящённая взятию Торжка. В её нижнем правом углу имеется геомантическая таблица (рис. 1).

Рисунок 1. Изображение из Радзивиловской летописи.

Ниже приведённая система основана на существовании так называемых «Хранителей», которая, как и рафли, строилась на основе четырёх составляющих (стихий), из которых можно выделить 16 подэлементов. Каждая составляющая рассматривается во взаимодействии с остальными. Так Огонь подразделяется на Огонь Огня, Воду Огня, Воздух Огня и Землю Огня. Огонь Огня рассматривается как замена базового элемента Огонь. По этой схеме Вода Огня является лавой, Огонь Воздуха - гремучим газом и Огонь Земли - раскалённым ядром Земли. Более подробно можно ознакомиться в книге Г.Э. Адамовича [1].          

На основе имеющегося знания можно, например, «прочитать» некоторые сохранившиеся до наших дней народные узоры, широко применяемые и в настоящее время.  

Таблица 1. Соответствие первостихий и хранителей

Таблица 2. Толкование узоров на основании системы «Хранители»

Узор №1

В предложенном узоре представлены знаки, образующиеся из знаков воды (▼) и огня (▲), на чередующихся белом (смерть) и красном (жизнь) полях.

Обе первостихии управляются Белобогом, поэтому можно предположить, что данный узор олицетворяет его борьбу с Чернобогом (чередование смерти и жизни), основанную на силе воды и огня. 

Кроме того - возможно только для этой части узора: количество ячеек – семь. Три ячейки – белые (смерть) и четыре – красные  (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью.

Узор №2

В предложенном узоре представлены знак земли (◊) на чередующихся белом (смерть) и красном (жизнь) полях.

Земля, как первостихия, управляется Чернобогом, поэтому можно предложить, что данный узор олицетворяет его борьбу с Белобогом (чередование смерти и жизни), основанную на силе земли.

Кроме того - возможно только для этой части узора: количество ячеек – девять. Четыре ячейки - белые (смерть) и пять - красные (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью.

Узор №3

В предложенном узоре на красном поле представлен знак земли (◊) с точкой в середине (знак семени, оплодотворения). Его значение – оплодотворение.

На белом фоне – сложный знак, состоящий из знака земли (◊) с точкой в середине (здесь точка, видимо, знак ветра (Х), знака воды (▼), знака огня (▲).

Его значение – защита произошедшего оплодотворения от вредоносного воздействия при помощи силы четырёх стихий.

Кроме того - возможно только для этого фрагмента узора: количество ячеек – семь. Три ячейки – белые (смерть) и четыре – красные  (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью.

Узор  №4

В предложенном узоре на красном поле представлены знак земли (◊) с крестом (знак предков, полученный за счёт перекрещивания двух знаков ветра) в центре.

Его значение – благословенная земля предков. Земля и Ветер, как первостихии, управляются Чернобогом, поэтому можно предложить, что данная часть узора является просьбой к предкам в получении хорошего урожая.

На белом фоне: аналогичный узор, но значение может быть иное, а именно – просьба о защите от вредоносного воздействия на посевы к Белобогу.

Кроме того - возможно только для этого фрагмента узора: количество ячеек – пять. Две ячейки - белые (смерть) и три - красные (жизнь). Это может знаменовать победу жизни над смертью. 

Следует заметить, что выше представленные символы первостихий используются для изготовления обережных нательных поясов (рис. 2) и в наши дни. (Подробнее см. [1]).   

Рисунок 2. Обережный нательный пояс.

Резы

«Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид» - писал Дитмар Мерзебургский (кон. IX — нач. XI вв.) в своих «Хрониках», описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген.

Хотя последнее время употребление понятия «резы», стали всё более часто заменять скандинавским словом «руны», но, думается, что Титмар Мерзебургский не мог не знать «рун».

Возможно, более древним источником, указывающим на применение рез, - но уже во время международных отношений – являлся бы договор, заключённый между Русью и Византией князем Олегом в 911 году, который по международным законам заключался «на двое харатьи», т.е. на двух языках. Следовательно, один экземпляр договора должен был быть написан на славянском языке – и, возможно, на резах. К сожалению, он не сохранился.

Так же наличие «рез» у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники). Среди  находок археологов различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек.

Любопытные значки, в которых можно увидеть письмена, были обнаружены как на землях России, так и в странах Восточной Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 знаков, была найдена в 1897 году неподалёку от Рязани. Позже, в 20-м веке, аналогичные находки обнаружили в Белоруссии, Болгарии, Польше, в Крыму. Всего было найдено 75 различных знаков, но прочитать их не удавалось. Большинство знаков относилось к III — IV векам.

Использование рез находит прямое доказательство, при рассмотрении знаков нанесённых на боевые знамена панцирных бояр Полоцкого уезда [3, с. 18-26]. 

Таблица 3. Знаки на боевых знамёнах панцирных бояр Полоцкого уезда.

В качестве своеобразного подтверждения, что система «рез» не была забыта ещё и в начале 20-го столетия, можно привести таблицы знаков (рис. 3), находящихся в коллекции краеведческого музея г. Рузы, что на западе Московской области, составленных в 1920-1923 гг. руским краеведом – агрономом П.М. Смирновым. По данным музея, эта работа была отмечена дипломом первой степени на ВСНХ 1923 г.

Эти знаки, как правило, использовались при межевании — вырезались на дёрне. Кроме того, иногда, этими знаками помечали рабочий инвентарь, и использовали их в качестве жребиев при решении спорных вопросов [2].

Рисунок 3. Доска с таблицами межевых знаков, применявшихся крестьянами окрестностей г. Рузы в конце XIX – начале XX веков. Снимок А.Ю. Почерникова.

Таким образом, можно достоверно утверждать о наличии древней письменности у славян, «черты» и «резы», которые и по сей день используются в узорах народной вышивки, хозяйственной и бытовой деятельности. Их знаковое значение может рассматриваться с помощью «системы хранителей», предложенной исследователем.

Адамович Геннадий Эдуардович, доктор философии. Сотрудник МАИТ. Минск. Республика Беларусь.

Список литературы

1. Адамович Г.Э. Свадебный клубок поясов. – Минск, 2014. – 172 с.

2. Почерников А.Ю. Залесские Руны. Тайные знаки Подмосковья.  Режим доступа: http://zalesje.net/news/zalesskie_runy_tajnye_znaki_podmoskovja/201 3-11-26-43

3. Анатоль ЦІТОЎ // ―Спадчына‖, № 3. 1995. – С. 18-26.

4. Домострой по Коншипскому списку и подобным. - М., 1908. С. 22. 

5. Домострой по списку Общества истории и древностей российских. - М., 1882. – С. 22.

6. «Сказание о письменах» черноризца Храбра // Образование и православие. «Москва»,  №  9, 1990. 

7. Стоглав: Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чипах. – М., 1890. – С. 181, 182, 188, 189.

8. Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченная книга Рафли. Труды отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука, 1985. – 266 с. Пятая – 261 с.  

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

drevoroda.ru

Черты и Резы: Миф или реальность?

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Не слишком ли многое в окружающем нас мире мы воспринимаем как должное? Даже трагические события ХХ века скоро будут казаться нам древней историей – только лишь потому, что наступило новое тысячелетие. Но все, что нас окружает сегодня, наши знания, наши достижения есть результат тех процессов, которые произошли много веков назад.

Так, и наш язык — умение читать и писать, является неотъемлемой частью нашей жизни и, несомненно, лежит в основе нашей сегодняшней культуры. Но обычно мы задумываемся о языке, только если нужно написать текст без ошибок или пообщаться с иностранцами. «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь и письмо наши, — писал в XVIII столетии Александр Николаевич Радищев, — но в самом существе ничто столь удивительно есть, как эти самые речь и письмо…»

История открывает нам свои секреты весьма неохотно, и чем больше таких открытий, тем больше возникает вопросов. Одной из таких неразгаданных тайн являются, так называемые «черты и резы», которыми, по некоторым версиям, писали в Древней Руси. В конце IX — начале X веков болгарский монах с языческим именем Храбр создал «Сказание о письменах славянских».

«Прежде убо словене не имеху книг, но чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…» На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов»

Позже славяне пользовались греческими и латинскими буквами, но без упорядочения, «безустроения».

«Так проходит много времени, — пишет Храбр, – «пока не появляется Константин (он же Кирилл) Философ…» Он «создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью».

Подлинник «Сказания» не сохранился, но известно более 70 – ти его списков (переписанных с подлинника, рукописей) XIV – XVIII веков, в том числе и перевод на русский язык. Обычно, основываясь на этих словах, написанных Храбром, и делают вывод о том, что до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия славяне не знали письменности. По мнению же ряда современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 – 885) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки.

Известие о необычном письме славян встречается у арабского писателя Аль-Массуди (ум. 956 г.). При описании славянского храма в золотых лугах он говорит, что видел там, на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были «будущие дела».

Есть мнение что именно «чертами и резами» написана самая спорная и скандальная книга со времен «Слова о полку Игореве» — «Велесова книга». В 1919 году полковник белой армии Али Изенбек в одном из разграбленных имений обнаружил связку дощечек с неизвестными письменами. По утверждению переводчиков, книга создана новгородскими жрецами IX века, посвященная богу богатства и мудрости Велесу. Дощечек, размером 22х38х1 см, было по разным версиям 35 или 37. Дощечки соединялись как книга. На них были нарисованы прямые параллельные линии, под которыми «подвешивались», размещались буквы, — висячее письмо, как в санскрите или хинди. Буквы вдавлены, во вдавленные места втерта краска, дощечки покрыты чем–то вроде лака. Буквы плотно прижимались друг к другу, без интервала. Подобный тип текстов называется «сплошняком».

Тексты охватывают время с V века до н.э. до IX века н.э. В тексте говорится о происхождении родов древлян, кривичей, полян, северян, руссов. Часто упоминается имя бога Велеса. Отсюда и название книги – «Влесова», «Велесова». Интерес к ней не пропадает, хотя сегодня подлинность древней книги большинством ученых отрицается.

Так что же это за «черты и резы», если на алфавит, созданный Кириллом и Мефодием, они не похожи?. Как назвал их археолог В. Городцов – это некие «литеры неизвестного письма» славян. В 1897 году он вел раскопки, у села Алеканово под Рязанью. Здесь он обнаружил сосуд, содержащий 14 непонятных знаков. «Сосуд оказался очень слабо обожженным… изготовлялся наспех… изготовление… местное, домашнее, а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, то есть славянином».

Через год там же, у села Алеканово, В. Городцов на фрагментах глиняных сосудов вновь нашел подобные! знаки. Встречаются они и на других предметах. На рисунке изображен кувшин, украшенный орнаментом из множества квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков, треугольников. Сопоставляя различные знаки, археологи пришли к выводу, что на кувшине изображен сельскохозяйственный календарь.

Верхний ряд рисунков обозначает языческие праздники. Усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение «громового колеса», знака бога грозы Перуна и обозначал главный грозовой день в году — 20 июля, два креста — Купала, 23 июня. Окружность с крестом – знак Солнца и бога Хорса Однотипные квадраты нижнего ряда — это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний ряд между ними — обозначение времен года. Например, колоски, серп и снопы — это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август. Вертикальные волнистые линии — время дождей, т.е. осень. К настоящему времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям.

Все рисунки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Таким образом, «черты и резы», о которых пишет черноризец Храбр, —есть символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания, а также прообразом рунического письма, широко использовавшегося в орнаментах ритуальных предметов. 

Возможно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико. Выдающийся русский историк и археолог –академик Б.А.Рыбаков внес неоценимый вклад в изучение и систематизацию этого материала. На сегодняшний день самые подробные исследования этого вопроса отражены в его монографиях "Язычество древних славян” (М., 1981) и "Язычество древней Руси” (М., 1987).Письмо чертами и резами –это не примитивная «зачаточная письменность славян», это огромное культурное наследство, к сожалению, мало изучаемое ныне, охватывающее и социальную жизнь, и религию и древнюю магию. И даже само название линий – «черты и резы» напоминает нам о том, что русский язык, а правильнее было бы сказать — Великорусский язык, язык Великой, Белой и Малой Руси –всегда был начертанным а это означает одно — письменным.

Елена РадостьЖурнал "Родноверие" № 1(1) 2009

Источник

slavicnews.ru

Ученые доказали наличие письменности у славян до Кирилла и Мефодия

Ученые доказали наличие письменности у славян до Кирилла и Мефодия Фото из открытых источников

Как  отмечают  многие  ученые,  такие  как  Е.Классен,  Ф.Воланский,  В.Георгиев,  П.Черных,  В.Истрин, В.Чудинов,  Г.Белякова, С.Лесной,  А.Асов, Г.Риневич,  М.Бор, А.Иванченко,  Н.Тарасов  и  другие,  славянские  племена и  древние  русы  имели  свою письменность  в  виде  "черт и рез"  или же  "славянскую руницу"  задолго до  прихода  на  Русь  "создателей  славянской письменности"  византийских  монахов  Кирилла  и  Мефодия. 

 

И  вовсе  не  случайно  известный болгарский  монах  Чернорирец  Храбр  в  своем  "Сказании о  письменах"  писал: "Прежде  убо словене  не имяху книг,  но  чертами и  резами  четеху  и  гадаху  (т.е.  читали и гадали),  погани суще  (т.е. будучи еще  язычниками).  Крестиве же  ся,  римскими и греческими  письмены  нуждахуся  (писати) словенску речь  без  устроения...   И таку  бешу  многа  лета.   Потом  же  человеколюбец  Бог...  послал им  святого Константина Философа,  нарицаемого  Кирилла,  мужа  праведна и  истинна,  и  сотвори  имь  30  письмена  и  осмь,  ова  убо  по  чину греческих  письмен,  ова же  по  словенстей  речи".

 

Таким  образом,  даже  христианские монахи  признают  наличие  письменности у  славян  до  крещения  Руси  -  "руницы".  Но  "руница"  -  это была не  единственная  древнерусская  письменность. Существовала  еще  и  глаголица,  написанные  на  которой  Евангелия и Псалтырь обнаружили в Крыму  в  869 году  Кирилл и Мефодий. Именно эту  "глаголицу"  они и реформировали,  преобразовав ее  в  "кирилицу". О сути этой реформы  уже неоднократно писалось  ранее,  а потому остановимся на этот раз более подробно на славянской (древнерусской) рунице. 

 

Вот  что  о  ней  пишет   О.Мирошниченко  в  своей  книге  "Тайны  русского  алфавита": "В  настоящее  время  самыми  древними  памятниками письменности  на  планете  Земля  являются  глиняные  таблички,  найденные  при  раскопках  в 1961  году  на  территории  Румынии  в  поселке Тертерия,  и  таблички  из  местечка  Винча  (Сербия)  в  Югославии,  относящиеся  к  V  тыс.  до  н.э.

 

Известный  югославский  ученый  Р.Пешич  на  основании  археологических  находок  на правом  берегу  Дуная  около  Железных Ворот, относящихся  к  VII - X тыс.  до  н.э.,  провел  первую  систематизацию  винчанского письма.   Р.Пешич  рассматривал  его  через  призму этрусско-пеласгического алфавита,  придерживаясь  славянского метода  прочтения  этой  письменности,  согласно которому  старый  славянский язык  своими корнями  уходит в  этрусскую  почву.

 

Этой  же  точки  зрения  придерживались  замечательные  русские  и  западноевропейские  исследователи,  такие,  как  доктор философии, магистр изящных  наук,  статский  советник  Егор Классен  (1856 год),  выдающийся  польский  лингвист и этнограф  Фаддей  Воланский, расшифровавший  надпись  на  могиле  Энея  -  предводителя  троянцев  (1846),  а  в  наши  дни  -  словенский  ученый  Матей  Бор,  Г.С.Белякова, многие  работы  которых  посвящены  этой  теме,  Г.С.Гриневич,  А.С.Иванченко,  А.Асов  и  некоторые  другие.

 

Огромную  работу по  систематизации  и  дешифровке  рунических  знаков  и  надписей,  относящихся  к  эпохе  Трипольской  славянской археологической  культуры  (III - XI тыс.  до  н.э.),  глиняных  табличек  с  о.Крит,  многочисленных  этрусских  надписей  и  текстов, письменности  Древней Индии,  енисейских  рунических  надписей  и  многого другого  проделал  современный  выдающийся  русский  ученый Г.С.Гриневич.

 

Рунические  письмена,  подобные  тем,  которые  были  обнаружены в  местечке  Винча,  найдены  в  Триполье  в  слоях  III - XI тыс.  до  н.э.  и позднее  в  Трое,  в  Шумере,  на  о.Крит,  в  Этрурии,  Парфии,  на  Енисее,  в  Скандинавии.  Это  же  письмо  существовало  на  Кавказе,  а также в  Северной  Африке и  Америке.  Короче,  имеются  основания  предполагать,  что  мы  имеем  перед  собой  как бы  первый  алфавит,  вернее праалфавит,    который  послужил  основой  для  ряда  известных  алфавитов:  финикийского,  древнегреческого,  кельтского,  готского, протоиндийского,  латинского,  иврита,  кириллицы и  глаголицы.

 

Славянская  руница,  как и вся  древняя  письменность,  была  слоговым  письмом,  в  котором  употреблялся  устойчивый  набор  слоговых знаков, причем  эти  знаки  передавали  слоги  только  одного типа  -  открытые,  состоящие  из  сочетаний  согласный + гласный  (С + Г),  или  же  из одного  гласного  (Г).   Такой  строй  письма  не  допускал  сдвоения  согласных.  Но  поскольку  звуковая  структура  языка  древних  славян была все  же  несколько  сложнее,  то  они  применяли  особый  знак  -  косой  штрих  -  вирам (знак,  существующий  сейчас  в  индийской  слоговой письменности  "девангари"  -  "языке богов"),  который  сигнализировал  о  сдвоенных  слогах,  сдвоенных  согласных  типа  СГ + СГ =  ССГ.

 

Замечательный  русский  ученый  Г.С.Гриневич,  которому  удалось  расшифровать  эту  древнейшую  письменность,  доказывает,  что древнейшими  на  планете  Земля  являются  памятники  праславянской  письменности.  Он  подчеркивает,  что  среди  письменных  памятников, открытых  в  нашем  столетии,  наибольший  интерес  представляют  надписи,  выполненные  методом  "черты и резы",  иначе,  "славянскими рунами",  ибо  они  являются  самыми  древними на  Земле.

 

Среди  письменных  памятников,  дешифрованных  Г.С.Гриневичем,  относящихся  к  периоду  Трипольской  культуры  и  выполненных "славянскими рунами",  обращают  на  себя  внимание  многочисленные  надписи  на  бытовых  предметах,  горшках,  прялках  и т.д.,  например, надпись  на  пряслице  из  поселка  Лецканы  (348 г. н.э.),  надпись  на  горшке  из  поселка  Огурцово  (VII в. н.э.),  горшки  из  Алеканова (IX-X в. н.э.)  и  т.д.  и  т.д.  

 

Еще одним ученым,  который  доказывает  существование письменности  до  прихода  Кирилла и Мефодия,  является  профессор Н.Тарасов, который  отмечает: "Утверждение, что на Руси никакой письменности не было до Кирилла и Мефодия, основано на одном единственном документе — «Сказании о письменах» черноризца Храбра, найденного в Болгарии.  Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за огрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы. В одном варианте: «славяне до Кирилла не имели книг», в ругом — «букв», но при этом автор указывает: «писали они чертами и резами».

 

Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного русского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились». И в «Житии Кирилла», известном Русской православной церкви, читаем: «В городе Корсуне Кирилл встретил русина (русского), у которого были с собой книги, написанные русскими письменами». Кирилл (у него мать была славянкой) достал какие-то свои письма и с их помощью стал читать те самые книги русина. Причем это были не тонкие книжки. Это были, как утверждается в том же «Житии Кирилла», переведенные на русский «Псалтырь» и «Евангелие». О том, что своя азбука на Руси была задолго до Кирилла, есть много свидетельств. И Ломоносов о том же говорил. Он приводил в доказательство свидетельство Римского папы VIII, современника Кирилла, в которых утверждается, что Кирилл эти письмена не изобрел, а вновь открыл.

 

Возникает вопрос: зачем же Кириллу было создавать русскую азбуку, если она уже была? Дело в том, что у монаха Кирилла было задание от моравского князя - создать для славян азбуку, пригодную для перевода церковных книг. Что он и сделал. И буквы, которыми сейчас написаны церковные книги (а в измененном виде - наши сегодняшние печатные творения) — это работа Кирилла, то есть кириллица...

 

Существует 22 пункта, которые доказывают, что глаголица была древнее, чем кириллица. Есть такое понятие у археологов и филологов - палимпсест. Так называется надпись, сделанная поверх другой уничтоженной, чаще всего выскобленной ножом, надписи. В Средневековье пергамент из кожи молодого ягненка был довольно дорогим, и ради экономии писцы часто уничтожали «ненужные» записи и документы, а на выскобленном листе писали что-то новое. Так вот: везде в русских палимпсестах затерта глаголица, а поверх нее - надписи на кириллице. Исключений из этого правила нет.

 

В мире осталось всего пять памятников, написанных глаголицей. Остальные были уничтожены. Причем, по-моему, записи на глаголице были уничтожены намеренно. Поскольку глаголица не подходила для записи церковных книг. Цифровое значение букв (а тогда очень сильна была вера в нумерологию) в ней было иным, чем требовалось в христианстве. Из уважения к глаголице Кирилл оставил в своей азбуке те же названия букв, что и были. И они очень-очень сложны для алфавита, «родившегося» в IX веке, как утверждается. Уже тогда все языки стремились к упрощению, буквы во всех алфавитах того времени обозначают только звуки. И только в славянской азбуке такие названия букв: «Добро», «Люди», «Мыслите», «Земля» и т. д.   А все потому, что глаголица очень древняя. Она имеет множество признаков пиктографического письма".

 

Итак,  не только  славяне,  но и древние русы  имели  задолго до  прихода  на  Русь  христианства  "руницу"  и  "граголицу"  в  качестве  письма. Таким  образом,  христианский  миф  о том,  что  это  якобы  византийские  монахи  обучили  "темных"  и  "диких"  ведических  русов письменности  является  одной  из  множества  фальсификаций,  из  которых  составлена  вся  официальная  версия  истории.

 

Основная  цель  этой  фальсификации  состоит в  сокрытии  великого прошлого  и  настоящих  истоков  древнерусской ведической традиции, происхождение которой  идет  от  легендарной  Арктиды-Гипербореи  -  одной  из  самых  высокоразвитых  допотопных цивилизаций  далекой древности,  а  также  насаждение  русскому  и  другим родственным  народам  рабской  психологии  и  комплекса неполноценности, и внесения между  ними раздора,  для успешного осуществления  мировой  паразитической  "элиткой"  плана  установления  "нового мирового порядка".

 

Надписи типа "черт и резов",  или  "славянских рун",  датируются  в  пределах  временного  интервала,  охватывающего  IV - X в.в. н.э.  таким образом,  реально доказано  существование  письменности  до  Кирилла и Мефодия.  Эта  письменность,  сравнительно  недавняя,  своими корнями  уходит в  письменность  Триполья  III - XI тыс. до н.э.  и  еще  дальше,  в  пиктографическую  письменность  культуры  Винча - Турдаши, являющуюся  самой  древней на  планете Земля".

 

Источник

planet-today.ru

Черты и Резы - Русская тайнопись

Таинственность славянской письменности — Черты и Резы

Первые упоминания

Как часто мы задумываемся о том, что любая частичка нынешних нас и всего, что это наше «Я» окружает — все есть прямое следствие любого, возможно, что самого незначительного события, происшествия. Одним словом — факта.

Не исключение и наша речь, наш язык, само умение его воспринимать и общаться, такой каким он есть — часть нашего нынешнего жизненного уклада, стоящий у истоков нынешней культуры. Но сколь часто нас посещают эти самые мысли о языке как факте, как предмете, сколько раз на день мы задумываемся о том, откуда же родом этот наш инструмент. И самое главное — инструмент, дошедший до нас именно в таком виде.

Несомненно, невольно у нас возникаю мысли на счет нашего языка, речи — когда нужно подобрать наиболее меткое словцо, чтобы выражение было либо проще, либо наоборот — насыщеннее, в зависимости от поставленной цели. Но чаще всего мы просто думаем, как бы не написать сейчас без ошибок вот это слово, или вон то. Тщательно подбираем слова в попытках общения с иностранцами, дабы быть понятыми и услышанными.

Даже уважаемый многими в нашей стране философ и прозаик, Александр Николаевич Радищев, некогда выразился на счет удивительности предмета явления речи и письма, сказав, что поистине удивительно, как столь обыкновенные повседневные вещи (наши письмо и речь)оказываются в сущности самыми поразительными в своем существе.

С какой же неохотой дается нам история с ее секретами, однако все новые и новые открытия этих тайн плодят еще больше подобных. Сколько вопросов остаются немыми. Такими можно считать идущие с древних глубин вопросы о так называемых «чертах и резах». Из некоторых источников можно узнать, что именно методом применения чертов и рез славяне творили свое письмо.

Некий болгарский священник, монах по имени Храбр, еще в конце девятого столетия создал трактат с названием «Сказание о письменах славянских». Где можно обнаружить занимательные пометки, указывающие на то, что издревле славяне, не имея иных способов как-то письменно упорядочить свою речь, пользовались какими-то чертами и резами. Надо заметить, что спектр применения данного способа был достаточно разнообразен, ибо при помощи него наши предки даже совершали церемонии гадания.

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий

Чуть позже к нашим славянским прародителям пришли знания о греческой и латинской письменности, но все это не имело упорядоченности. Сам Храбр пишет, что достаточно много времени пройдет пока однажды не появится Константин Философ (так величали Кирилла, христианского проповедника, который создал старославянскую азбуку. Храбр упоминает, что Кирилл создал для славян тридцать письмен и еще восемь по примерам греческой письменности, остальные стали прообразом славянской речи.

К сожалению, подлинник «Сказаний о письменах славянских» бесследно исчез, однако радует хотя бы то, что около семидесяти его списков, переписанных непосредственно с подлинника (приблизительно восемнадцатого века), еще сохранились. Потому хоть какие-то, нестрогие, выводы делаются на основе тех, что были оставлены нам монахом Храбром. В частности то, что покуда не было в нишах краях этих двух миссионеров, Кирилла и Мефодия, славянам не была знакома письменность. Не смотря на это, среди некоторых лингвистов бытует мнение, что ни Кирилл, ни Мефодий не могли быть создателями, но лишь преобразователями существующей на тот момент готовой, славянской, азбуки.

Имя Бога Велеса

Также не исключают версию того, что как раз «чертами и резами»была написана книга, чье существование вызывает уйму споров и всевозможных скандалов и поныне — то есть «Велесова книга». Так, приблизительно, году в 1919 один из полковников белой армии, Али Изенбек, нашел несколько старинных дощечек. Они содержали старинные письмена. Переводчики пришли к выводу, что эта книга, которой были связка дощечек, была авторством жрецов из Новгорода девятого века. Посвящены письмена были Велесу, богу мудрости и богатства. Есть разные версии, но приблизительно таких дощечек, параметрами 22х38х1 см, было около 36 штук.

Как уже сказано выше — дощечки имели форму книги. Они были исполосованы прямыми линиями, параллельно друг другу. Под ними, так сказать, подвешивались, то есть размещались буквы. Своего рода висячее письмо, подобно хинди или санскриту. Символы вдавливались, куда во вдавленные места втирали пигмент краски. После этого дощечки покрывали лаком. Такой тип письменности называли «сплошняком» в силу кучности используемого текста.

Эти тексты во временном охвате занимают место где-то в пятом веке до нашей эры и вплоть до девятого века от рождества Христова. Этот текст может поведать нам о том, откуда родом такие народы, как древляне, поляне, северяне, руссы и кривичи. Не считая этого, часто замечают упоминания имени бога Велеса. Отсюда, несложно догадаться, и названа было книга — именно «Велесова», либо — «Влесова».

До сих пор эта книга будоражит умы многих экспертов, несмотря на то, что некоторыми из их же коллег подлинность поддается бурному оспариванию.

Бытовая письменность, первые сосуды

Странно, но нигде нельзя найти ответа, что это такое — «черты и резы»? раз они не имеют ничего общего с привитой письменности миссионеров Кирилла и Мефодия, то что это? Один из археологов, В. Городцов, прозвал их литерами какого-то неизвестного письма славян. Как раз в 1897 году под его руководством велись раскопки, неподалеку села Алеканово что под Рязанью. Там-то и были обнаружены странный сосуд. Вся его странность заключалась не столько во внешнем виде, сколько в содержащихся на нем порядка четырнадцати непонятных знаков.

Бытовая письменность, первые сосуды

Как оказалось позже, сосуд делали наспех. Об этом говорят такие следы, как сам материал, который был слабо обожжен. Судя по этому изготовление таких атрибутов тамошнего быта было сугубо домашнее местное, каким-нибудь писцом. А значит — человеком не просто славянских корней, а и ментальности. то есть просто славянином. Такие выводы сделали эксперты во главе Городцова.

Чуть позже, буквально спустя год, все на то же месте у села Алеканово, это археологическое предприятие снова дало удивительные результаты. Подобные знаки встречались вновь! Все новые и новые предметы несли на себе след этих дивных символов, как будто желая дать недостающие ответы.

Так был найден очередной кувшин, чье свободное поле было украшено орнаментом из всевозможных квадратиков, черточек, волнистых линий, крестиков и треугольников. Посредством тщательной и скрупулезной работы по сопоставлению данных знаков, ряд археологов пришли к выводу, что перед ними не что иное, как календарь, использовавшийся славянами для сельскохозяйственных нужд.

Наглядно все это представляло такую картину: верхний ряд рисунков-символов представлял собой обозначения языческих праздников. У несколько усложненного солярного символа окружность замещалась ломаной линией, что впоследствии приобретало смысл «громового колеса», то есть — знака бога грозы, Перуна. Эта зарисовка отмечала главный грозовой день в году — двадцатое июля, два креста можно было прочесть как день Ивана Купала, по принятым правилам отмечающийся 23 июня.

Также в календаре часто встречались пометки в виде окружности с крестом. Это символизировало бога Хорса, знак Солнца. Однотипно были выполнены в нижнем ряду квадраты, которые отвечали за дни, разграничивающие праздники друг от друга. Тот ряд, что шел между казанными двумя выше, средний, обозначал времена года.

Например, те же колоски, снопы и серп отвечали за обозначение в календаре времени созревания урожая и его последующего сбора. Такие пометки приходились на июль и август. Что касается волнистых линий, которые имели вертикальную позицию во всей этой схеме — они отмечались как время дождей — осенние месяца. До наших дней дошли около десятка таких сосудов, которых можно котировать как календарные сосуды. Все эти рисунки выполнены зачастую длинными (это черты) и, конечно же, короткими, резами, линиями.

Так вот, имея все эти пояснения, видно, что некогда болгарский монах Храбр указал в своем труде так называемую славянскую письменность — «черты и резы». Такие вот незатейливые черточки и зарубки, которые древние славянские народы использовали как счетными, личными, родовыми знаками. Их изображали символами собственности, пользовались в качестве календарных знаков, даже в качестве гадания эти знаки были востребованы. Не говоря уже о том, что эти черточки и зарубки стали прообразом рунического письма, ставших способом обозначения орнаментом ритуальных предметов.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Славянские Резы Рода – знаете ли вы о них? — Славянская культура

Славянские Резы Рода – знаете ли вы о них?

Странно даже подумать, что четыре года назад славянские Резы Рода были известны только некоторым наследникам северных родов! Они бережно хранили доставшиеся от что там бабушек! прабабушек! дощечки со знаками славянских Богов, почти позабыв их значения. Бытовали и наборы из кости, традиционном северном поделочном материале. И вот, трудами Ольги Бояновой и издательства «Северная сказка», славянские Резы Рода получили широкую известность. На этот момент больше 12 000 человек, имея славянские Резы Рода, получают возможность гадать и общаться с Родными Богами. Для тех, кто не знаком ещё с нашими Резами, расскажу по порядку, как их изучить.

С чего начать знакомство с Резами?

 

Славянские Резы – удивительный инструмент для предсказания и проведения обрядов. О последних позже скажу. Прежде всего же необходимо изучить сами Резы и узнать их историю. О том поведает книга «Что знают Боги?». Без нее никак не обойтись, это основа изучения славянских Рез Рода!

 

 

Вот её содержание:

От автора  «Сказка о том, как Боги решили открыть людям Тайну» 1. Объяснение того, как правильно изучать Резы 2. Толкование значения Резы, выпадающей Спрашивающему 3. Объяснение того, как можно гадать на Резах 4. Примеры раскладов для разных ситуаций и их толкование     Расклады на ситуацию  Расклады на взаимоотношения Расклады на здоровье  Расклад на денежные дела   Послесловие       

 

Книга «Что знают Боги?» содержит чудесную северную сказку — легенду о возникновении славянских Рез Рода, и конечно, само объяснение, что это за оракул, как гадать с его помощью, и расклады, которые помогают увидеть прошлое, настоящее, будущее. Объяснения очень подробные, несколько листов на каждую из сорока Рез.

 

Что такое славянские Резы Рода?

  Это сорок традиционных знаков-символов, с помощью которых Гадал обращается к славянским Богам. Это их материальная форма. Они могут быть на бумаге или дереве, даже вырезаны из кости. Все эти виды Рез есть в лавке «Северная сказка».

 

    Но довольно трудно объяснить, чем являются славянские Резы как гадательная система. Проще сказать, чем они не являются! Это не карты таро, несмотря на то, что они могут выглядеть как колода карт. Это не руны (славянские или скандинавские), несмотря на то, что они могут выглядеть как плашки с нанесёнными на них знаками. Это совершенно самобытный славянский оракул, который прямо обращается к славянским Богам за знанием о прошлом, настоящем и будущем. И, конечно, значение славянских Рез Рода и толкование совершенно отличается от перечисленных выше способов гадания. Именно для того, чтобы понять это, написана книга «Что знают Боги?». Это толковник-самоучитель, при изучении которого становится понятно, как вопрошать родных Богов и как толковать полученные ответы.

 

Можно ли продолжить обучение Резам дальше?

Второе в постижении северного гадания. Удивительной особенностью славянских Рез Рода является их принадлежность к обрядовому славянскому гаданию. Гадать на них — значит, соблюдать ритуал гадания. Здесь и алтарная скатерть, ориентированная по сторонам света, и верча стихиям, и восковая свеча, и отворённая ножом вода… Если вы хотите глубже понять славянское гадание, то вам нужна книга «Что знают Люди?». К тому же в ней 54 (!) расклада, представляющие собой различные варианты одного изначального Целостного расклада. И об этом тоже трудно рассказать кратко, проще прочитать всю книгу, толщиной в 500 страниц. И это ещё не все тайны славянских Рез Рода!

  

Содержание книги «Что знают Люди?»:

  • Сказка о Мiровом Древе
  • Напутное от автора
  • Объяснение Цельного расклада
  • 54 варианта рсклада
  • Славянские северные гадательные обряды
 

Можно ли с помощью Рез влиять на будущее?

В северных Резах хранится магия! Древняя, северная, заговорная, с обращениями к стихийным Богам, да владыкам Прави и Нави! Славянские Резы Рода — мощное средство связи с родными Богами, торжество нашей природной связи с ними, расцвет наших чародейных способностей.

Многие тайны открыты в книге «Магия славянских Рез Рода», все они — вполне доступны тому, кто с чистыми помыслами желает счастья себе, своим близким и всему миру.  Все, кто творит чародейные обряды с помощью славянских Рез Рода, знают, что это — светлая магия добра.  

  

Какие Резы нужны для магии?

  Для обрядов используют не сорок Рез, как в гадании, а лишь двадцать один знак Светлых Богов.      Резы эти должны быть сделаны из камня, сила их больше, чем у деревянных или бумажных знаков. Можно использовать и соляные Резы, особенно тем, кто только учится северной магии.

В славянских Резах есть особое волшебство. Это оракул, на котором знаки Богов соединяют ныне живущих с другими мирами, и напоминают нам о нашем прошлом, о наших Предках и Богах. Обращение к Резам – уже больше, чем гадание! Славянские Резы Рода, которые помогают сообщить о своём чаянии Божьему Миру и получить ответ — уже больше, чем простой материальный объект. В нас, которые пользуются этим инструментом для гадания и магии, просыпаются знания нашего рода — и это, на мой взгляд, самое важное, что может и должно с нами происходить.

 

Будьте счастливы!

Ирина Иванова, главный редактор издательства «Северная сказка»

Похожие статьи:

Славянская магия → Волосы…нити…магия…

Рассказы → Как стать Богиней всего за один вечер?

Традиции → ПРАВильная жизнь: как славяне относились к жизни и смерти

Боги, духи и существа → Дети Велеса: что ведаем о загадочном славянском Боге?

Славянская магия → Мистические места Архангельской области: часть 2

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Черты и резы древних славян — Славянская культура

Черты и резы древних славян

Сколько известно различных историй о том, как были раскрыты таинственные шифры, запутанные надписи, непонятные знаки! Обычно в этих историях логики, интуиция, наблюдательность помогают обнаружить несметные сокровища или раскрыть преступление. 

О поисках ключей к шифру, попытках прочесть загадочную надпись пойдет речь и в этом номере «Вокруг света». У наших рассказов те же «главные герои» — логика, интуиция, наблюдательность. Но здесь они помогли ученым открыть смысл знаков на глиняном кувшине, нанесенных нашим далеким предком многие и многие столетия назад, разгадать письмена тысячелетиями молчавшего языка, дарят миру непрочтенные пушкинские строк.

Об их расшифровке рассказывает директор Института археологии АН СССР, академик Б.А. Рыбаков

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания. 

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества...

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий... Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев... С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

На «ромашкинском» кувшине в числе других рисунков были изображены молодое деревцо, два креста и круг с шестью радиусами, так называемый «громовой знак».

Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд — ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.

Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?

Я предположил, что квадратики обозначают дни. За основу отсчета лучше всего было взять «громовой знак», символизирующий, вероятно, праздник грома и грозы, — летописи донесли до нас его точную дату, 20 июля (Здесь и далее даты приведены к современному календарю. — Прим. ред.). Но как проверить такое предположение? Из летописей известна и дата другого древнерусского праздника — дня Ивана Купалы. От праздника грома он отстоит на 27 дней. В верхнем ряду кувшина этот июньский праздник обозначен двумя крестами. И что же, число квадратов нижнего ряда «между» ними составляет ровно... двадцать семь. Что это, простое совпадение?

Есть и другое доказательство. Известно, что празднику Ивана Купалы, обозначенному на кувшине двумя крестами, предшествовала так называемая «русальная неделя», состоящая из шести дней. Но вплотную ко дню Купалы на календаре в нижнем ряду примыкает выбивающаяся из обычного ряда «гирлянда» квадратов, их ровно шесть. И наконец, последнее в звене доказательств. Один из квадратов стоит прямо под значком, напоминающим дерево, предположительно символом праздника Ярилы. Единственное летописное свидетельство о дате этого праздника, часто подвергавшееся историками сомнению, называет день 4 июня. И если подсчитать, квадрат под деревом стоит точно на месте 4 июня...

Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь...

11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями. 

Похожие статьи:

Боги, духи и существа → О тьме и хаосе в начале времен.

События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов

История → Ведическая культура славян ариев

История → Велесова книга

История → Русская вера!

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru