Форма Древнерусского государства. Государственный строй Древней Руси. Десятичная и дворцово-вотчинная система управления. Форма правления в древней руси


Форма Древнерусского государства. Государственный строй Древней Руси. Десятичная и дворцово-вотчинная система управления.

Форма государства — это способ организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства и методы осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Древнерусское государство по форме правления было раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Фигура князя родилась из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга. Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без того, чтобы выслушать мнения приближенных. Так сложился Совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжи мужи. Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды (съезды верхушки феодалов), решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела. Великие князья, а затем и удельные при обсуждении жизненно важных вопросов совещались не только с боярами, но и с широким собранием городских жителей — вече. Обыкновенно на вече по звону колокола сходились все свободные взрослые люди (мужчины) города. Дело докладывалось вече или князем, или «старейшинами града», выборными властями города. Свое мнение вече высказывало криком. Для решения дела требовалось, чтобы все согласились с предложением. Отдельные голоса не брали в расчет, а «на глаз» убеждались, что нет заметных возражений против господствующего мнения. В большинстве городов вече собиралось редко. По мере феодализации общества вече утрачивает свое значение.

По форме правления древнерусское государство - раннефеодальное монархия. По форме гос. устройства - единое гос-во, основанное на тимократической основе (власть военных). Государство делилось на княжества. Во главе стоял князь (Сюзерен), остальные вассалы Великого князя. Система сюзеренитета-вассалитета - отличительная черта раннефеодальной монархии.

Князь- государственный орган. Происхождение княжеской Власти по наследству и по избранию.

Функции Великого князя:

1) военная (князь - полководец)

2) финансовая, сбор дани (полюдье, судебные пошлины, штрафы за уголовные преступления)

3) организатор внешней и внутренней торговли

4) внешнеполитическая деятельность

5) управление делами церкви (церковь подчинена гос-ву). Церковь содержалась за счет церковной десятины (Церковный Устав Владимира)

6) Управление своей вотчиной (Особенная система управления - дворцово-вотчинная, существовала до приказной системы (конец XV - нач. XVI в.)). Центр управления - княжеский двор, не существовало деления на высшие и местные органы управления.

7) Поддержание государственного единства страны.

Функции совета при князе

Совет при Князе (свидетельствует о неустойчивости статуса Великого Князя) - эпизодический созыв, не имеющий постоянного состава, собирается по мере необходимости. Здесь решались вопросы мира и войны, принятие законодательства.

Функции древнерусского вече

Вече- народное собрание (слабость верховной власти, отсутствие аппарата принуждения в стране - не было регулярной армии). Прокопий (VI В): «Славяне жили в народоправстве». В гос. период летопись упоминает о Белгородском вече. В вече участвовали свободные жители. Оно проходило в старших городах. Вопросы, решаемые на вече, дублировали Совет при князе.

1) Вопросы войны и мира. «Единение всех на вече означало мнение большинства, кот. Заставляло молчать меньшинство».1147 г. - Киевское вече отказывает князю идти против Юрия Долгорукого. Иногда созывалось 2 вече (в зависимости от вопросов).

2) Призвание и смещение князей (1068 г. - был изгнана Изяслав).

3) Судебная

4) управленческая (назначение, смещение чиновников). 1146 г. - потребовали от князя отстранить тиунов киевских и назначить новых.

Функции феодальных съездов

Феодальные съезды(с сер. XI в. в период обнаружения тенденции к распаду гос-ва)

- общеземские (все князья)

- смесные съезды (региональные).

Вопросы:

1) Охрана торговых путей

2) война и мир

3) принятие законодательства

Местные органы гос. власти и управления были созданы в городах и волостях. Представители: волостели и наместники. Основная функция - сбор дани, судебные функции, наблюдали за порядком, борьба с разбоями. Достаточно обширные полномочия. Содержались за счет кормов (до 1555г.) 1497 г. - Судебник ограничивает подсудность кормленщиков.

Судебной системы не было в Др. государстве. Впервые суды появились в 1864 г. (Независимые суды). Отсутствовала регулярная армия. Были: дружина и ополчение.

Организация власти и управления в Киевской Руси (дворцово–вотничная система управления)

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная,системауправления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Со временем, однако,десятичнаясистемауступает местодворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединенияуправлениявеликокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.

Системаместногоуправлениябыла проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложиласьсистемакормления, намного пережившая Древнерусское государство (в Московском государстве она была отменена лишь в середине XVI в.).

studfiles.net

Форма правления Киевской Руси

Курсовая

По курсу: «Государство и право»

На тему: «Форма правления Киевской Руси»

Содержание

ВведениеI. Предпосылки образования государственности в VII-VIII в. н.э II. Норманизм и антинорманизмIII. Образование Киевской РусиIV Государственный строй Киевской РусиV. Эпоха феодализма: конфедерация независимых «государств»ЗаключениеСписок литературы Более тысячи лет назад, в IX в. н. э., в восточной половине нашего континента сложилось огромное и исторически важное государство — Киевская Русь, воспетое былинами, скандинавскими сагами, половецкими песнями, описанное арабскими и персидскими географами, византийскими хронистами и русскими историками-летописцами. Его ядром был древний культурный центр Восточной Европы — Среднее Приднепровье, где уже за четыре тысячи лет до князя Владимира жили земледельческие племена. Его окраины упирались на юге в тысячеверстные просторы степей, доходя местами до “Русского” — Черного моря, а на севере до Балтики и непроходимых таежных массивов Заволжья. Современники называли первую славянскую державу Русью; мы теперь, уточняя, называем ее Киевской Русью, так как несколько столетий Киев был столицей первого феодального государства и по праву считался “матерью городов русских”. Былины о древних богатырях, записанные в разных концах нашей родины, неизменно начинаются словами: “Как во славном было городе во Киеве...” В изучении предпосылок образования Киевской Руси очень важны две эпохи: VI век — время сложения мощных союзов славянских племен и IX век — время формирования самой Киевской Руси.[1]

Древнерусское государство в своем развитии прошло три этапа:

Первый - в форме раннефеодального государства (конец IX-X вв.) Этот период характеризуется завершением процесса объединения славянских племен в единое государство, формированием и совершенствованием государственного аппарата и военной организации.

Второй этап - период расцвета Киевской Руси (конец X - первая половина XI вв.).

Третий этап - вторая половина XI в. - первая половина XII в. - период экономического и политического ослабления Руси. Во второй половине XI в. наметились тенденции к феодальной раздробленности.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Все же, судя по более поздним источникам, можно констатировать у них наличие трех общественно-экономических укладов, свойственных периоду становления феодализма.

Что касается политической организации, то академик Б. А. Рыбаков полагает, что наши предки стояли на грани формирования классового общества уже в течение праславянского периода.[2]

Западные и восточные источники отмечают в VI и даже IV в. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Отмечается также наличие единства законов, т. е. определенного правопорядка. В VIII в. источники говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии, Славии, Артании. Разумеется, государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной. Однако она создала фундамент для возникновения Древнерусского государства

В конце I тысячелетия у восточных славян господствовал первобытнообщинный строй. Основной хозяйственной единицей владевшей землей, орудиями труда, скотом, продуктами труда была родовая община. Она состояла из группы кровнородственных малых семей. Хозяйство велось коллективно, всей общиной. Земельные участки периодически перераспределялись между отдельными семьями. Частной собственности на землю не существовало.

У восточных славян началось отделение ремесла от земледелия, развитие товарного производства. Это привело к появлению наряду с родовой общиной - общины территориальной (соседской), (называлась "мир" или "вервь"). Начинается разложение первобытного строя, который был связан с дальнейшим развитием пашенного земледелия.

В соседской общине происходил быстрый процесс социального расслоения. Различный состав семей, неравенство имущества, природных условий привели к росту частной собственности у зажиточных членов общины. Образовалась верхушка общества, присвоившая право собирать продукты на общие нужды и распоряжаться ими. В процессе становления феодального общества этот процесс превратился в сбор дани.

Большинство славянских племен миновали рабовладельческую формацию. Патриархальное рабство, имевшее место у восточных славян, не переросло в рабовладельческую формацию.

- Рабовладельческий труд был невыгоден; суровые климатические условия требовали больших затрат для содержания раба.

- Развитие рабовладения задерживала сельская община.

- Отсутствовал источник рабов - пленников, обширные соседние территории были мало заселены.

- Уровень развития производительных сил требовал, чтобы работник был заинтересован в результатах труда.

Более выгодным для феодала был труд зависимого крестьянина, несшего определенные повинности (барщину, оброк и т.д.). Рабство у славян носило патриархальный, домашний характер (холопы, челядь и т.д.).

Предпосылки образования государственности обозначились в VII-VIII вв. н.э. Наивысшей ступенью развития первобытнообщинного строя у восточных славян были союзы племен. Предположительно таких союзов было 14, наиболее крупные из них объединяли до десяти племен. В начале существования этих союзов племен формой управления была военная демократия. [3]

Итак, в VIII – первой половине IX века у славян стало складываться общественное устройство, которое исторически называется “военной демократией”.

У вождей племён собиралось много богатств. Раньше их власть основывалась на мудрости, справедливости, авторитете. Теперь они превратились в племенных князей, чья власть основывается на силе.[4]

Фигура князя родилась из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т. е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга.

Военную силу союза племен составляли наиболее боеспособные мужчины. Впоследствии часть из них, храбрых и сильных, группировалась вокруг предводителя в качестве его дружины. Дружина с предводителем (князем) занимала главенствующее положение, постепенно вытесняя такие демократические организации, как народное собрание и совет старейшин.

Росту общественного положения князя и его дружины способствовало возрастающая необходимость защиты союза племен от всевозрастающей угрозы нападения внешних врагов.

Выделяется у восточных славян воевода, являющийся предводителем племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Дружина – профессионалы, не связанные ни с землей, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия — война. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет,— война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать — главы родов, сильных патриархальных семей. Выделяется и знать, чьим основным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому вся эта демократия переходного периода к государству приобретает военный характер.[5]

Военная демократия - это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство с его сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению.

Военный дух пронизывает весь строй жизни этого переходного общества. Грубая сила, меч лежат в основе выделения одних и начавшегося принижения других.

Поддержка дружины позволяла предводителю нарушать обычаи и традиции, вводить свои порядки. Военная демократия постепенно перерастала в военно-иерархическое правление - княжеское. Таким образом, развивался процесс преобразования органов самоуправления в государственные органы.

Союзы племен отличались более высоким уровнем управления, органы общественного самоуправления превращались в государственный аппарат князя. Формировался государственный строй, важным признаком которого было появление особой, отделенной от народа публичной власти, со специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. [6]

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX веку.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с, так называемой, норманнской теорией.

Древнейший летописный свод «Повесть временных лет» казалось бы, в какой-то мере отвечает на вопрос о происхождении Древнерусского государства. Это Летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные — варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами». Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик — в Новгороде, Трувор — в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус — в Белоозере.

mirznanii.com

Государственный строй и форма правления Древней Руси. Высшие и местные органы власти и управления.

Государственное устройство Киевской Руси

Князь и княжеский совет

В IX–X вв. сформировался важнейший формально-юридический при­знак раннефеодальной монархии – наследственная передача стола. Даже при наличии регентства Олега при малолетнем Игоре и Ольги при мало­летнем Святославе передача власти по сыновней линии является фактом совершившимся. В X в. и местные племенные князья заменяются младши­ми членами рода Рюриковичей – наместниками великого киевского кня­зя. Уже сыновья Владимира Святославовича, а затем и внуки расселись на местных княжеских столах. Правда, связь между отдельными землями, которые стали называться «уделами», была ещё чисто механической, ибо единого народа русского в государстве этом не сложилось, не было выра­ботано ещё надёжных связок не только экономического характера, но да­же психологического, нравственного. Христианство, принятое в 988 г., распространялось медленно, отвоёвывая позиции у язычества, даже в на­чале XII в. не все славянские племена были крещёны (вятичи, к примеру). Связь осуществляли князья и их дружины, периодически наводившие по­рядок там, где в этом возникала необходимость, а также представители княжеской администрации, периодически отчитывавшиеся перед своим государем.

Уже в X в. киевские князья, заимствуя у могущественных соседей – Византии и Хазарского каганата – идею величия монаршей власти, стали величать себя каганами («хакан-рус»). С принятием христианства и цер­ковь, возглавлявшаяся митрополитами-греками, стала переносить на рус­ского князя византийские понятия о государе, поставленном от Бога.

Функции киевских князей заключались, во-первых, в организации дру­жины (или её найма) и военных ополчений для борьбы с внешними врага­ми, с внутренними усобицами, для сбора дани и внешней торговли, рас­пространения власти на новые племена. С принятием христианства цер­ковь стала формировать у русских князей представление о том, что они поставлены не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Функция регулятив­ная, направленная на достижение социальной стабильности в обществе, становится постепенно одной из важнейших. Князья не только применяют военную силу во время восстаний, но и пытаются гасить конфликты мир­ными средствами: раздачей денежных средств нуждающимся, организаци­ей бесплатных «столов», помощью сиротам и вдовам, законодательным ограничением своеволия ростовщиков и пр.

Со времени Владимира I источники особенно подчеркивают важность судебной функции князя. Князь был высшей судебной инстанцией, доступ­ной населению, высшей справедливостью в обществе. Но он же являлся организатором всей системы судопроизводства, которая функционирова­ла на основе княжеского законодательства («уставов» и «уроков»). Князья назначали штрафы за проступки и преступления, сообразуясь с обычным правом, устанавливали размеры вознаграждения должностным лицам, создавали местную администрацию.

Издревле князья выполняли ещё одну функцию – сбор налогов с под­властного населения. Древним способом сбора налогов на Руси было по­людье, своего рода военные экспедиции, проводившиеся князьями, как правило, два раза в год – весной и осенью. Однако строгого порядка в этом деле поначалу не существовало, и князья наведывались за данью ча­ще двух раз в год, всё зависело от их доброй воли. После смерти Игоря, поплатившегося за жадность, Ольга упорядочила сбор дани, установив погосты – особые места – и учредила особых чиновников сборщиков налогов. Единицей обложения становится двор (дым), «становища и ловища».

При великом князе действовал Совет, состоявший из наиболее влия­тельных дружинников и представителей родоплеменной знати (старцы градские). К окружению князя принадлежали тысяцкие, сотские и десят­ские. Эти названия военного происхождения, они ведут своё начало от принятой у славян, как, собственно, и у других народов, десятичной сис­темы деления племенного войска – ополчения. Эти названия закрепились затем за начальниками гарнизонов и командирами частей, поставленных великим князем в отдельных городах – центрах княжений. Позднее они трансформировались в городское и вообще местное начальство; тысяцкий – в воеводу, сотские и десятские – в финансово-административные органы.

С конца X в. в организации власти великого князя происходят серьёз­ные изменения. Между ним и князьями-наместниками, которые приобре­тают всё больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалитета. Во главе управленческой лестницы – великий киевский князь – сюзерен, но он лишь первый среди равных, он – старейший обла­датель самого богатого стола. Остальные князья – молодшие – его васса­лы, их отношения с ним строятся на основе договора ряда или так назы­ваемых «крестных грамот» (от «целовать крест», приносить присягу). Вас­салы обязаны оказывать старейшему особый почёт, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании». В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землёй (лёном или феодом).

Феодальный съезд

Особой структурой в государственном управлении были феодальные съезды, на которых князья согласовывали политику, обсуждали законы, изгоняли со столов нерадивых, провинившихся, нарушивших «крестную грамоту», принимали решения о войне и мире, заключали союзы. Так, первый съезд состоялся после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г., послед­ний – накануне битвы при Калке в 1223 г. Особо известен съезд 1097 г. в Любече, фактически узаконивший политическую раздробленность своим решением, что каждый князь «держит отчину свою».

Вече у славян, как и у германцев, возникло в глубокой древности. Правда, данные о нём так скудны, что вряд ли возможно достаточно оп­ределённо говорить о его функциях и организационных формах. Были ли вечевые собрания продолжением племенных сходок или они сразу зарож­дались как городские собрания – на этот вопрос вряд ли можно ответить. Известно новгородское вече более позднего времени, о котором речь впе­реди. Можно думать, что вечевые собрания созывались князем крайне редко в виду процедурной сложности, ведь надо было собрать в одном месте дружину, родоплеменную знать, свободных жителей города, а затем принять на этом сборище какие-то важные решения. Скорее всего дела­лось это методом вопросов и ответов: «да» или «нет».

cyberpedia.su

Форма Древнерусского государства. Государственный строй Древней Руси. Десятичная и дворцово-вотчинная система управления

Форма государства — это способ организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства и методы осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Древнерусское государство по форме правления было раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Фигура князя родилась из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга. Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без того, чтобы выслушать мнения приближенных. Так сложился Совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжи мужи. Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды (съезды верхушки феодалов), решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела. Великие князья, а затем и удельные при обсуждении жизненно важных вопросов совещались не только с боярами, но и с широким собранием городских жителей — вече. Обыкновенно на вече по звону колокола сходились все свободные взрослые люди (мужчины) города. Дело докладывалось вече или князем, или «старейшинами града», выборными властями города. Свое мнение вече высказывало криком. Для решения дела требовалось, чтобы все согласились с предложением. Отдельные голоса не брали в расчет, а «на глаз» убеждались, что нет заметных возражений против господствующего мнения. В большинстве городов вече собиралось редко. По мере феодализации общества вече утрачивает свое значение.

По форме правления древнерусское государство - раннефеодальное монархия. По форме гос. устройства - единое гос-во, основанное на тимократической основе (власть военных). Государство делилось на княжества. Во главе стоял князь (Сюзерен), остальные вассалы Великого князя. Система сюзеренитета-вассалитета - отличительная черта раннефеодальной монархии.

Князь - государственный орган. Происхождение княжеской Власти по наследству и по избранию.

Функции Великого князя:

1) военная (князь - полководец)

2) финансовая, сбор дани (полюдье, судебные пошлины, штрафы за уголовные преступления)

3) организатор внешней и внутренней торговли

4) внешнеполитическая деятельность

5) управление делами церкви (церковь подчинена гос-ву). Церковь содержалась за счет церковной десятины (Церковный Устав Владимира)

6) Управление своей вотчиной (Особенная система управления - дворцово-вотчинная, существовала до приказной системы (конец XV - нач. XVI в.)). Центр управления - княжеский двор, не существовало деления на высшие и местные органы управления.

7) Поддержание государственного единства страны.

Функции совета при князе

Совет при Князе(свидетельствует о неустойчивости статуса Великого Князя) - эпизодический созыв, не имеющий постоянного состава, собирается по мере необходимости. Здесь решались вопросы мира и войны, принятие законодательства.

Функции древнерусского вече

Вече - народное собрание (слабость верховной власти, отсутствие аппарата принуждения в стране - не было регулярной армии). Прокопий (VI В): «Славяне жили в народоправстве». В гос. период летопись упоминает о Белгородском вече. В вече участвовали свободные жители. Оно проходило в старших городах. Вопросы, решаемые на вече, дублировали Совет при князе.

1) Вопросы войны и мира. «Единение всех на вече означало мнение большинства, кот. Заставляло молчать меньшинство».1147 г. - Киевское вече отказывает князю идти против Юрия Долгорукого. Иногда созывалось 2 вече (в зависимости от вопросов).

2) Призвание и смещение князей (1068 г. - был изгнана Изяслав).

3) Судебная

4) управленческая (назначение, смещение чиновников). 1146 г. - потребовали от князя отстранить тиунов киевских и назначить новых.

Функции феодальных съездов

Феодальные съезды (с сер. XI в. в период обнаружения тенденции к распаду гос-ва)

- общеземские (все князья)

- смесные съезды (региональные).

Вопросы:

1) Охрана торговых путей

2) война и мир

3) принятие законодательства

Местные органы гос. власти и управлениябыли созданы в городах и волостях. Представители: волостели и наместники. Основная функция - сбор дани, судебные функции, наблюдали за порядком, борьба с разбоями. Достаточно обширные полномочия. Содержались за счет кормов (до 1555г.) 1497 г. - Судебник ограничивает подсудность кормленщиков.

Судебной системы не было в Др. государстве. Впервые суды появились в 1864 г. (Независимые суды). Отсутствовала регулярная армия. Были: дружина и ополчение.

megaobuchalka.ru