РУССКАЯ МЕБЕЛЬ. Диван в древней руси это
ДИВАНЫ разных эпох. | ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ
Что можно считать предком дивана? Вы удивитесь, но это…стул! Причем вплоть до 14 века стул был такой редкостью, что посидеть на нем предлагали далеко не каждому гостю. На стульях сидели хозяева, гостям же доставались скамьи либо же табуреты. Конечно, этим незамысловатым деревянным конструкциям было очень далеко до современного, удобного варианта.
Мягкая мебель тогда становилась таковой не с помощью современной обивки, а посредством укладывания на деревянную основу подушек. Надо ли говорить, что это было не просто неудобно, но и непрактично. Поэтому в 17 веке подушки наконец-то заменили современной обивкой, которая для начала крепилась на аналоге стула – табурете со спинкой. Затем постепенно в конструкцию стульев вносились изменения, которые привели к появлению кресел.
С момента появления мягкой мебельной обивки и началась настоящая популярность сначала стула, а со временем и комплектов мебели. В такие комплекты входили диваны. Но такие удобства были прерогативой очень состоятельных людей. Поэтому, с появлением дорогой мебельной обивки, в 17 веке мягкая мебель стала предметом роскоши, символом благополучия и гордости хозяев дома.
Слово «диван» - персидского происхождения, и есть версия, что диван ведет свою родословную от простой деревянной скамьи.
В России же диван появился значительно позже, только в середине XVIII века. А моду на него ввел известный царедворец Григорий Александрович Потемкин.
На кушетках и диванах тогда возлежали светские красавицы, и своего основного предназначения – служить местом отдыха – диван не утратил до сих пор. Например, на софе, поначалу только сидели, но постепенно традиция лежания на диване победила, причем в России победила раньше, чем в Европе.
Диван стал более совершенным, полезным и универсальным.
Диван западный и диван восточный, хоть и являются братьями, но значительно отличаются. Западный образ жизни воспринял диваны в первую очередь как место для сидения, а не для сна. Поэтому европейские диванчики 18 века были маленькие и изящные. И лишь потом диваны стали специальной мебелью для дневного сна (по-французски – меридьен, а по-английски - day bed).
Раскладной диван, так популярный в современности, появился во Франции еще в 17 веке. У этих диванов откидывались подлокотники, и они превращались в кровать, у других можно было регулировать наклон изголовья.
Приобретая такой диван, можно
<dl>здорово сэкономить на светильниках:боковые его части уже подсвеченыизнутри, придавая атмосфере некоторую интимность.В 1928 году появились проекты диванов Ле Корбюзье и Людвига Мисс Ван дер Роэ. Они делали ставку на функционализм, стандартизацию и новые технологии. Так возникли диваны на пружинном каркасе из гнутых стальных трубок. Этой мебели были добавлены качества гамака - настоящий переворот в концепции сиденья.Старинные диваны
maxpark.com
История мебели - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
Вряд ли нам станет когда-нибудь известна разгадка тайны появления мебели. Она наверняка появилась в тот момент, когда женщина начала заботиться о создании уюта и комфорта в своем жилище, заставляя вернувшегося с утомительной охоты мужа изготавливать примитивные, но столь необходимые предметы мебели... Слово "мебель" происходит от французского – meuble. Уже несколько тысяч лет, как мебель сопровождает человека. Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, скажем, вопросы связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта.
Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также "авторами" кроватей и стульев.
Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.
Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари - своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.
В это время в традиции создания мебели входит культ использования природных мотивов. Точнее, ножки всех древних табуретов выполнялись в виде копыт животных, подлокотники тронов были сделаны в форме шагающих львов. В отделке тронов для самых богатых особ не скупились на золото, цветную эмаль, резьбу, перламутр, цветное стекло. Применяли в основном краски теплых тонов: желтую, красную, зеленую, черную, коричневую, а также голубую и белую. Во время раскопок при осмотре стула фараона Тутанхамона было обнаружено, что верхняя часть спинки украшена металлической накладкой, изображающей золотое крылатое солнце - знак бога Ра.
Примечательно, что именно Египтянам предстояло изобрести много новшеств в разработке мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки, табуреты, столы, кровати, сундуки и ларцы - именно их выдумка. Надо отметить, что простые люди хранили продукты, одежду и другую утварь в основном в корзинах, шкатулках и глиняных сосудах. Спали на циновках, плетеных матах, расстеленных прямо на полу. Сидели, в зависимости от благосостояния, на связках тростника, соломы или на простейших табуретах.
Раскопки в Греции показали, что всё внимание древние греки в основном уделяли архитектурному искусству, но культа мебели еще не существовало. Если ее и изготавливали, то делали из дерева, бронзы и мрамора. Хотя подлинных образцов деревянной мебели того времени не сохранилось. Наиболее важным типом домашней мебели был ларь - особый ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов. Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах, изготовленных в виде ног крупных животных.
Художественная форма изготовления мебели, как и всякое творчество, определялась прежде всего общественным устройством в тот или иной период времени. Решающими факторами были и географическое положение, технические достижения, культурные запросы и вкусы заказчика. Под влиянием этих факторов мебель непрерывно изменялась и совершенствовалась.
История мебели знает несколько кульминационных периодов, когда художественные черты мебели могли по праву считаться "высоким искусством". И один из этих периодов - позднее средневековье или иначе - готика.
В начале XVII века общее повышение жизненного уровня и запросов привело дворянство к желанию иметь более роскошную "жизненную среду". Подобные тенденции особенно четко обозначились в городах, где развитие искусств более всего отражалось на ремесленных цехах.
Именно в этот период мебель стала привычным повседневным реквизитом - предметом интерьера.
Сундук в те времена был объектом творческого интереса и был символом благосостояния семьи. Его переднюю стенку обычно покрывали рельефы и ряды стрельчатых аркад. Украшениями также служили изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Орнамент зависел и от породы дерева. Так, например, в Южной Германии, Тироле и Австрии из хвойного дерева создавались лиственные завитки на синем или красном фоне. В Скандинавии, Англии, Северной Италии и Испании пользовалось хорошо обстругиваемое жесткое дерево. В других странах мебель украшалась завитками, кустами и гирляндами из цветов и плодов.
Значительно позже стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной "династии": из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.
Помимо этого изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и продолговатые, опирающиеся на широкие боковые щиты.
Однако центральное место в убранстве жилищ того времени отводилось кровати. На юге она стояла на приступках, а на севере снабжалась балдахином или полубалдахином. В XVI веке во Франции и в Нидерландах предпочитали иметь кровать непосредственно встроенную в деревянную обшивку стены.
Если предыдущие стили органично развивались друг из друга, то ренессанс, через тысячелетие избрал отправной точкой художественное наследие античности. Для мебели этого стиля характерны четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Родиной всех новых форм художественного выражения стала Италия. Корпусная мебель (сундук, шкаф) решаются как архитектурные сооружения, при этом декорируется, как правило, почти все. Используются различных форм колонны, пилястры, растительные орнаменты (например, очень популярный мотив - "акант", гермы, купидоны, гротески, арабески, плетенки, гирлянды, фестоны, львиные головы, грифоны и т.д. Столярное дело достигает в этот период очень высокого уровня. Цветовое решение мебели ренессанса - сдержано. Обыгрывается естественный цвет и текстура вощеной древесины. В это время был изобретен станок для выработки фанеры - это открыло путь для распространения техники фанерования, а вместе с ней приему украшения мебели интарсией. В отличие от предыдущих периодов до нас дошло много предметов мебели эпохи Возрождения разных школ, техник и стран. При кратком рассказе о мебели Ренессанса важно также отметить, что большое разнообразие ее образцов и направлений связано в том числе с огромной ролью ставшего особенно требовательным заказчиком и тем, что над их созданием трудились не только мастера ремесленники, но и проектировщики - художники, делавшие для них эскизы.
Помимо архитектурных стилей, мебель очень "зависела" и от страны, где она создавалась. Во Франции - изящная и декоративная, в Германии - прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии - удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.
Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую, маленькие столики.
Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. "Набивалась" мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.
Русская мебель в своем развитии прошла в основном те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера.В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место.Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречались редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной). Сундук в обстановке русского жилища появился позднее.Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точеными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы.
В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики.Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла все богатство архитектурных форм зданий.В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство ее было очень невелико и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжелые и жесткие. Эти вещи отличались необыкновенно тонкой, филигранной обработкой деталей, сквозным орнаментом с насечкой золота и серебра, блестящими "алмазными" гранями, образующими настоящее металлическое кружево высокого художественного качества.Русская мебель второй половины XVIII - начала XIX века была связана с архитектурой интерьера, точно повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Предметы обстановки отличаются легкостью, строгостью и простотой. Они были удобны по форме и не перегружены украшениями. Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков.Стулья и кресла классицизма имеют прекрасные округлые линии и профили, напоминающие античные образцы. Они делались с учетом пропорций фигуры человека.Мебель русского классицизма можно разделить на две группы - по форме, характеру отделки и материалу. Первая группа - это дворцовая, парадная мебель. Создавалась она по проектам крупнейших русских архитекторов - А. Н. Воронихина (мебель для дворца в Павловске), К. И. Росси (мебель для многих дворцов Петербурга), Джакомо Кваренги, В. П. Стасова, Доменико Жилярди и других. Эту мебель выполняли из дорогих материалов в столичных мастерских. Крупными мастерами-мебельщиками в это время были Гамбс и Тур.
Петербургский мастер Гамбс работал в России приблизительно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он состоял придворным мебелыциком. Фирма Гамбс продолжалась его сыном.Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом.
Вторая группа - мебель бытовая. Ее делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же строгих, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др.Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями обработки дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина - в Москве, Ивана Рудина, Андрея Федорова - в Вятке.
Материалом для мебели в основном служили береза, орех, тополь и ясень, которые отделывались почти всегда под модное тогда красное дерево. В 70-х годах XVIII века в России для изготовления мебели впервые была использована карельская береза. Это крупный вклад русских мастеров в мировое искусство мебели.Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства - потайные ящики с незаметными пружинами, складывающиеся, выдвигающиеся с поворотами отдельных частей, целой системой запоров и услуг, вплоть до крошечных музыкальных инструментов, исполняющих целые оперные увертюры. В условиях крепостного труда не считались со временем, потраченным на изготовление предмета.Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название "павловский", хотя по времени он был гораздо дольше, чем царствование Павла I, продолжавшееся с 1796 по 1801 год. Павловская мебель - крупная и массивная по форме. Декоративная отделка ее с большими пятнами орнамента на гладком фоне в основном красного дерева или карельской березы подчеркивала массивность предмета. Характеру орнаментики свойственна некоторая театральная утрировка форм: косматые орлы, причудливые грифоны, грузные сфинксы оформляют тяжелые архитектурно-монументальные секретеры, комоды, столы.Еще в обработке павловской мебели, а затем позднее, при Александре I, на изготовлении предметов обстановки ощущалось влияние французской мебели стиля ампир. Большие плоскости красного дерева, четкие и прямые формы предметов подчеркивались введением тонких медных полосок, окаймляющих их.Такая мебель введена во Франции мебельным мастером Жакобом (стиль Жакоб).Русская ампирная мебель имеет свои совершенно самобытные решения по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего русская мебель гораздо более монументальна. В ее декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определенных местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера употребляют золоченую резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса.Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную - дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, пред-диванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели - большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько суха, строга и малоудобна для обихода.В 20-х годах XIX века начинает меняться характер интерьеров. Вместо парадных анфилад громадных залов появляются более интимные, небольшие комнаты - диванная, чайная, кабинет, курительная комната. Мебель становится более комфортабельной. Появляется тяга к восточной мебели (20-е и 30-е годы), к обильным драпировкам, восточным мягким диванам (оттоманкам). В отделке мебели красного дерева сказывалось увлечение готикой. В моду входит мягкая (кутаная) мебель, обитая стеганой кожей, кретоном, бархатом.
Кретоновая мягкая мебель была модна в 1870-1880 гг. Всевозможных форм кресла и диваны отделывались сложной системой обивки, с пуговицами, кисеей, кружевами, бархатом с бахромой, висюльками, подвесками, помпонами, Эта мебель была чрезвычайно тяжелой, неуклюжей, некрасивой, негигиеничной и непрочной.
К концу XIX века предметы обстановки повторяли мебель стиля рококо, но в более простых и тяжелых формах, Фирма Гамбс ввела в моду ореховую мебель с упрощенной и обобщенной орнаментацией стиля рококо. Позже появляются вещи, в отделке которых эклектически смешиваются элементы разных стилей мебели. Комнаты наполняются тяжелыми бархатными драпировками и массой мелких вещей: сувениров, портретов, дешевых картин в тяжелых золотых рамках. Формы мебели становятся мельче, с множеством точеных украшений, окрашивают ее в основном в черный цвет. Возникла мода на мебель в стиле ренессанс. Образцы ее в большом количестве выделывались на мебельных фабриках, но они ничего общего не имели с предметами подлинного стиля Возрождения.В начале XX века появилось увлечение старинной мебелью. Крупные мебельные фабрики Фишера и Шмидта в Москве и Мельцера в Петербурге выпускали доброкачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков - крупной буржуазии и купечества. Стиль модерн не внес в русскую мебель каких-либо своеобразных национальных черт по сравнению с образцами европейского модерна.
А как появился стол?
Обыкновенный стол - прямоугольная доска на четырех ножках - с незапамятных времен служил человеку. Изначально популярными были лишь самые простые пиршественные столы - грубо сколоченные доски, водружённые на козлы. За такими столами пировали и князья со своими дружинами, и простые люди.
С развитием письменности появляются самые первые письменные столы: в то время они были невысокими, и верхняя доска их находилась на уровне колен. Но стол не служил непосредственно для письма, на нем лишь размещали чернильницы, линейки, перья и ножи для их затачивания. Затем для дополнительного удобства появились столы с открывающейся столешницей, под которой стали располагать множество отделений и маленьких ящичков.
Древние греки, славящиеся своим либерализмом и ораторским искусством, для проведения переговоров впервые решились закруглить у стола углы и поставили его на изогнутые ножки. Так появился круглый стол. В эпоху классицизма в период развития мебельного искусства мебельные мастера уже изготавливали более 20 видов столов: делались и сервировочные столики, и полноценные письменные столы. Появились игорные столы для азартных игр, столы для рукоделия (так называемые «бобики», имеющие форму боба), туалетные столики для спален прекрасных дам. Столы стали изготавливать не только из дерева, но и из всевозможных более дорогих материалов: мрамора, бронзы, яшмы.
Как появился стул?
В Древнем Египте во времена правления фараонов, когда не существовало еще полноценных стульев, принято было сидеть на скамьях и простейших табуретах. Существует некая легенда, которая гласит, что во время погребения одного из фараонов, один из его приближенных просто упал с такой неудобной скамейки. Это событие могло послужить дурным знаком.
Поэтому ученые предполагают, что именно после этого случая были придуманы первые подлокотники, а позднее и спинки. Но столь роскошные и богатые предметы мебели выполняли функцию скорее трона и были доступны лишь правителям государства. Трон оказался настолько удобным, что с тех пор ни один державный правитель от него не отказывался. Кроме того, позднее, наличие стула стало признаком принадлежности к богатейшему сословию. Примечательно, что в Древней Греции, в отличие от Египта, стулья были привилегией лишь женщин и детей. Мужчины же предпочитали возлежать во время неторопливых бесед и пиров.
Для древних римлян, как и для египтян, стул или кресло были показателем того, насколько человек преуспел. И поэтому было принято носить свой собственный стул с собой: так чиновники имели складные украшенные слоновой костью стулья, которые носили за ними их рабы. На низком, богато украшенном сидении сидеть позволялось лишь особо уважаемым гражданам. А глава богатого семейства имел право восседать на домашнем троне, изготовленном из мрамора, и устроенном по типу императорского.
В Европе члены королевской семьи восседали на стульях с подушками, знать располагалась на богато украшенных сиденьях, а придворные, имеющие более низкий ранг, сидели на складных стульях. Вся остальная прислуга обязана была стоять. Так долгое время стул оставался показателем богатства и престижа, играя важную роль в дворцовом ритуале.
На протяжении долгого времени задачей древних мастеров при изготовлении стула было не создание комфортного и удобного седалища, а сотворение величавого и богатого трона. Зачастую такие стулья обрекали человека на многочасовую муку, похожую на пытку. Так Людовик XIV приказал изготовить стулья для своего дворца из чистого серебра.
И только лишь к XVII веку отношение к стулу кардинально переменилось. В основе его лежал принцип удобства. Первым таким стулом стал шезлонг, на котором можно было как сидеть, так и лежать. Шезлонги были разными по форме: в виде лодки или в виде «разбитой герцогини», состоявшей из кресла и приставленного к нему мягкого табурета, а иногда из двух кресел и табурета между ними. Но культ «светского стула» всё еще не сдавал позиции: например, мужчине, одетому во фрак, приходилось сидеть задом наперёд - лицом к спинке стула, чтобы не измять фалды.
Лишь в середине XIX века в истории мебельного строения, наконец, произошел окончательный переломный момент. Изобретение венского столяра Михаила Тонета позволило простому человеку пользоваться обыкновенным стулом в своём доме благодаря практичности и, прежде всего, дешевизне. Тонет разработал идею производства мебели из гнутого дерева. К концу XIX века фирма «Тонет» произвела на своей фабрике уже 50 миллионов стульев. Стулья быстро покорили Америку, Европу и даже Россию. По примеру Тонета мебель во всём мире стали делать из гнутых конструкций: фанеры, труб, металла.
В современной истории стула можно наблюдать самые неожиданные тенденции дизайнерской мысли. Так появился стул, изготовленный из квадратной в сечении трубы; не так давно был придуман стул с сиденьем в виде чаши на высокой подставке. В Англии было изобретено кресло со встроенным механизмом, позволяющим удобно усаживаться в 4-х разных позициях. Итальянцы придумали кресло, которое за несколько секунд превращается в кушетку. Также был изобретен рабочий стул для конструктора, приспосабливающийся к любому росту сидящего.
В двадцатом веке бурно развивается химия, а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров - это практически уже обставленная комната. И как вершина поточного производства - ужас недавнего прошлого: одинаковые "стенки" и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах. Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс - это современное состояние мебельного рынка. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничеваясь только чувством меры и платежеспособностью.
Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и ведеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны--трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Дизайнерские работы в области конструирования мебели поражают смелостью фантазии: пуф в виде шляпы с яблоком, стеклянный стол на водорослях-ножках. Создание мебели стало искусством.
Безусловно, мебель всегда существовала для того, чтобы облегчить быт человека, улучшить интерьер, создать уют. Поэтому в разные исторические отрезки времени совершенствовалась технология изготовления, использовались новые и новые материалы. Неизменным осталось лишь одно - желание человека поспать в уютной кровати, пообедать за столом, располагающим к трапезе, посидеть в мягком и удобном кресле.
moole.rup-i-f.livejournal.com
Мебель в древнерусском стиле · NiceDom — Архитектурное 3D-моделирование и визуализации
Мебель в древнерусском стиле
Попытка воссоздания предметов мебели времен Киевской Руси.2010 — 2014 гг.
Разработка дизайна, комплекта рабочей документации и визуализация.
Мебель проектировалась как экспонаты для музея и для практического использования в «Парке Киевская Русь».
Такие кресла могли стоять в княжем дворце, в доме воеводы или боярина
Для увеличения кликнуть по картинке
*
Эта кровать проектировалась по аналогии с теми, что использовали древние викинги.Можно предположить, что такую же мебель могли завозить или даже изготавливать и у нас в 10 -13 веках.
Для увеличения кликнуть по картинке
В «Парке Киевская Русь» мы предполагаем использование таких предметов мебели для практических целей, например в гостиничном номере.Как это будет выглядеть? ну, примерно вот так
*А такая мебель — лавки, столы, кровати и сундуки могли быть в доме зажиточного горожанина в Древнем Киеве
Для увеличения кликнуть по картинке
В начало страницы »
Вернуться в портфолио
www.nicedom.com
ДИВАН - это... Что такое ДИВАН?
диван — а, м. divan m.<перс. возвышение, покрытое ковром. 1. Род мягкой мебели для сидения и лежания. Сл. 18. Когда хозяйка одета Гречанкою, тогда и мёбели Греческия, когда она в Турецкой шубе, тогда мягкие диваны покоят ея прелести. ММ 1803 1 176.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИВАН — (перс, diwan, араб. daiwan). В Персии и Турции: 1) поземельная книга, реестр, список. 2) собрание поэтических произведений. 3) одна из комнат в жилище турок, по стенам которой находятся мягкие софы. 4) собрание министров в Турции под… … Словарь иностранных слов русского языка
диван — См … Словарь синонимов
Диван — (соб. «счетная книга, канцелярия») в языках Ближнего Востока собрание лирических стихотворений одного поэта или группы их, объединяемой по какому нибудь признаку (напр. «Диван племени Хузайль»). Стихотворения располагаются в алфавитном порядке их … Литературная энциклопедия
ДИВАН — 1. ДИВАН1, дивана, муж. (см. диван2). Род мягкой мебели для сидения и лежания, с длинной спинкой и ручками. 2. ДИВАН2, дивана, муж. (перс. divan, первонач. записи доходов). 1. В старой Турции совет высших сановников при султане. 2. В восточных… … Толковый словарь Ушакова
ДИВАН — 1. ДИВАН1, дивана, муж. (см. диван2). Род мягкой мебели для сидения и лежания, с длинной спинкой и ручками. 2. ДИВАН2, дивана, муж. (перс. divan, первонач. записи доходов). 1. В старой Турции совет высших сановников при султане. 2. В восточных… … Толковый словарь Ушакова
диван — 1. ДИВАН, а; м. [от перс. divan возвышенный пол, покрытый ковром] Вид (обычно мягкой) мебели с длинной спинкой и ручками (или подушками и валиками), предназначенный для сидения и лежания. Спать на диване. Сесть на д. Разложить д. ◁ Диванчик, а; м … Энциклопедический словарь
диван — ДИВАН, канапе, оттоманка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ДИВАН — ДИВАН. Как правило, диван имеет спинку и подлокотники. Сиденье может быть жёстким, полужёстким, полумягким и мягким. Три первых вида диванов используются только для сидения, их длина 1200 1800 мм, длина мягких не менее 1850 мм. Для удобства… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
ДИВАН — (перс. канцелярия, присутственное место) в мусульманских странах в Средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых др. совет при государе. В ряде современных государств Ближнего и Среднего Востока правительственные… … Юридический словарь
ДИВАН — (персидское), в классических литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихов одного поэта, расположенных в традиционном порядке жанров, а в пределах жанра в порядке алфавита рифм (по последним буквам рифмующихся слов) … Современная энциклопедия
state_law_history.academic.ru
В своем развитии русская мебель прошла в основном те же исторически сформировавшиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах мебели часто чувствуется большая самобытность, индивидуальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера. В Древней Руси мебель изготавливалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими свои очень удобные конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место. Основными предметами обстановки жилища были скамьи,лавки и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречалисьв ткаом интерьере редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной). Сундук в обстановке русского жилища появился позднее. Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точеными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы. В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики. Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла все богатство архитектурных форм зданий. В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство ее было очень невелико и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжелые и жесткие. Эти вещи отличались необыкновенно тонкой, филигранной обработкой деталей, сквозным орнаментом с насечкой золота и серебра, блестящими "алмазными" гранями, образующими настоящее металлическое кружево высокого художественного качества. Русская мебель второй половины XVIII - начала XIX века была связана с архитектурой интерьера, точно повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Предметы обстановки отличаются легкостью, строгостью и простотой. Они были удобны по форме и не перегружены украшениями. Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков. Стулья и кресла классицизма имеют прекрасные округлые линии и профили, напоминающие античные образцы. Они делались с учетом пропорций фигуры человека. Мебель русского классицизма можно разделить на две группы - по форме, характеру отделки и материалу. Первая группа - это дворцовая, парадная мебель. Создавалась она по проектам крупнейших русских архитекторов - А. Н. Воронихина (мебель для дворца в Павловске), К. И. Росси (мебель для многих дворцов Петербурга), Джакомо Кваренги, В. П. Стасова, Доменико Жилярди и других. Эту мебель выполняли из дорогих материалов в столичных мастерских. Крупными мастерами-мебельщиками в это время были Гамбс и Тур. Петербургский мастер Гамбс работал в России приблизительно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он состоял придворным мебелыциком. Фирма Гамбс продолжалась его сыном. Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом. Вторая группа - мебель бытовая. Ее делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же строгих, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др. Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями обработки дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина - в Москве, Ивана Рудина, Андрея Федорова - в Вятке. Материалом для мебели в основном служили береза, орех, тополь и ясень, которые отделывались почти всегда под модное тогда красное дерево. В 70-х годах XVIII века в России для изготовления мебели впервые была использована карельская береза. Это крупный вклад русских мастеров в мировое искусство мебели. Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства - потайные ящики с незаметными пружинами, складывающиеся, выдвигающиеся с поворотами отдельных частей, целой системой запоров и услуг, вплоть до крошечных музыкальных инструментов, исполняющих целые оперные увертюры. В условиях крепостного труда не считались со временем, потраченным на изготовление предмета. Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название "павловский", хотя по времени он был гораздо дольше, чем царствование Павла I, продолжавшееся с 1796 по 1801 год. Павловская мебель - крупная и массивная по форме. Декоративная отделка ее с большими пятнами орнамента на гладком фоне в основном красного дерева или карельской березы подчеркивала массивность предмета. Характеру орнаментики свойственна некоторая театральная утрировка форм: косматые орлы, причудливые грифоны, грузные сфинксы оформляют тяжелые архитектурно-монументальные секретеры, комоды, столы. Еще в обработке павловской мебели, а затем позднее, при Александре I, на изготовлении предметов обстановки ощущалось влияние французской мебели стиля ампир. Большие плоскости красного дерева, четкие и прямые формы предметов подчеркивались введением тонких медных полосок, окаймляющих их. Такая мебель введена во Франции мебельным мастером Жакобом (стиль Жакоб). Русская ампирная мебель имеет свои совершенно самобытные решения по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего русская мебель гораздо более монументальна. В ее декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определенных местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера употребляют золоченую резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса. Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную - дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, пред-диванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели - большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир ( подробнее о стиле Ампир смотрите здесь )отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько суха, строга и малоудобна для обихода. В 20-х годах XIX века начинает меняться характер интерьеров. Вместо парадных анфилад громадных залов появляются более интимные, небольшие комнаты - диванная, чайная, кабинет, курительная комната. Мебель становится более комфортабельной. Появляется тяга к восточной мебели (20-е и 30-е годы), к обильным драпировкам, восточным мягким диванам (оттоманкам). В отделке мебели красного дерева сказывалось увлечение готикой. В моду входит мягкая (кутаная) мебель, обитая стеганой кожей, кретоном, бархатом. Кретоновая мягкая мебель была модна в 1870-1880 гг. Всевозможных форм кресла и диваны отделывались сложной системой обивки, с пуговицами, кисеей, кружевами, бархатом с бахромой, висюльками, подвесками, помпонами, Эта мебель была чрезвычайно тяжелой, неуклюжей, некрасивой, негигиеничной и непрочной. К концу XIX века предметы обстановки повторяли мебель стиля рококо, но в более простых и тяжелых формах, Фирма Гамбс ввела в моду ореховую мебель с упрощенной и обобщенной орнаментацией стиля рококо. Позже появляются вещи, в отделке которых эклектически смешиваются элементы разных стилей мебели. Комнаты наполняются тяжелыми бархатными драпировками и массой мелких вещей: сувениров, портретов, дешевых картин в тяжелых золотых рамках. Формы мебели становятся мельче, с множеством точеных украшений, окрашивают ее в основном в черный цвет. Возникла мода на мебель в стиле ренессанс. Образцы ее в большом количестве выделывались на мебельных фабриках, но они ничего общего не имели с предметами подлинного стиля Возрождения. В начале XX века появилось увлечение старинной мебелью. Крупные мебельные фабрики Фишера и Шмидта в Москве и Мельцера в Петербурге выпускали доброкачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков - крупной буржуазии и купечества. Стиль модерн не внес в русскую мебель каких-либо своеобразных национальных черт по сравнению с образцами европейского модерна. |
sk-frontal.ru
История мебели в России: как появилась русская мебель
Издревле на Руси мебель делали народные умельцы, и всегда она была связана с планировкой жилища, нередко встраивалась в отведенное ей место. В основном мебель была представлена скамьями, сундуками, которые служили и как кровати, открытыми полками для посуды, массивными столами. Украшением служили резьба, пропиленные узоры и роспись.
До середины восемнадцатого века дома и даже дворцы обставляли разномастной, несочетающейся между собой мебелью. И только во времена правления Екатерины Великой входит в моду использование мебельных ансамблей, которые не допускают появления случайных вещей. Но история мебели в России повествует о том, что на рождение и развитие мебельного дела на Руси повлияла вовсе не великая императрица, а менее известный государь Павел Первый, который ввел запрет на ввоз французской мебели. Это и послужило толчком к появлению и развитию этого ремесла.
В то время и наступает настоящий расцвет мебельного искусства в России. В разработке проектов мебели принимают участие такие знаменитые архитекторы, как А. Н. Воронихин, К. И. Росси, Дж. Кварнеги. Мебель делится по назначению: парадная – роскошная, торжественная и бытовая – удобная, более сдержанная. Бытовая мебель, в основном, разрабатывалась и производилась крепостными мастерами. Развивается и производство. Самыми известными и значительными в то время были такие русские мебельные производители, как мастерская Л. Споля в Москве, предприятия П. Гамбса, А. Тура и И. Шарлеманя в Петербурге.
С середины 19 века появляется большое количество фирм, фабрик и мастерских, производящих мебель. Открываются магазины, специализирующиеся на продаже предметов мебели. В конце ХIХ века сначала в домах знати, а затем и более простых людей, появляются шкафы для хранения одежды, белья и прочего домашнего текстиля — гардеробы.
В начале двадцатого столетия крупные фабрики Шмидта и Фишера в Москве производили художественную мебель разных стилей. В том числе и по заказам купечества и представителей буржуазии. В Петербурге работала фабрика Мельцера и выпускала доброкачественную мебель.
Опираясь на историю, можно утверждать, что мебель в России прошла эволюцию от первобытных необработанных коряг до сегодняшнего ее вида, впитав в себя различные стили дизайна, а также национальный колорит и самобытность народа. Образцы мебели времен Древней Руси, уже достаточно удобные и функциональные, переходили из поколения на протяжении многих столетий.
Русская мебель всегда была откликом видов жилья, характерных для ее времени, повторяя элементы форм строений. Что касается мебели из дерева, то сырьем для нее чаще всего были тополь, орех, береза, сосна, лиственница и ясень, которые часто отделывали под популярное в те времена красное дерево. Мебель русского народа имела также еще одну отличительную черту – это всевозможные потайные ящички с выдвижными и поворотными механизмами.
В нынешнее время традиционная русская мебель интересует не только почитателей истории, ее идеи часто заимствуются современными дизайнерами мебели, которые создают творения, стилизованные под старину. Изготовленная ими эксклюзивная мебель — настоящие шедевры, напоминающие те, что можно увидеть в музеях, но отличающиеся по качеству, весу и практичности.
pro-dom-mebel.ru
Какая мебель появилась первой и где?
Когда же появилась мебель?
Ни кто с уверенностью не может ответить на это сложный вопрос.
Большое количество ученных спорят об это и выдвигают ряд различных идей. Которые могут казаться даже не правдоподобными и все-таки вот ряд из них.
Некоторые ученые предполагают, что она появилась во время древних людей, которые использовали подручные средства, обустраивали свои пещеры, и в основном этим занимались женщины, в то время как мужчины были на охоте.
Другие говорят о том, что первая мебель появилась в Древнем Египте и это были низенькие скамеечки и стулья с тремя ножками и не большой спинкой. Спали они на специально сделанных лежанках из дерева, под головой у них были не мягкие и удобные подушки, а изготовленные необходимые обработанные деревянные дощечки. Особое место мебель занимала у фараона, так как у него было довольно много её, особое значение имело кресло обделочное различными златыми и позолоченными украшениями, ковры из убитых зверей, стол для кушанья, зеркало, хотя оно было не такое как сейчас, но фараон мог видеть своё отражение.
Но наибольшую популярность мебель приобретает, конечно же, на Руси. Здесь этим делом занимались ремесленники, которые довольно грамотно и с наибольшим удобством делали её, историки утверждают, что мебель на Руси имело особое значение, так как попросту она стоять не могла, а обязательно для чего-нибудь предназначалась и это действительно так.
Самая первая мебель на Руси это лавы (лавки) и скамьи. Позднее появились сундуки, в которых хранили вещи, впервые времена они были только у людей с достатком, таких как торговцы и лежанки.
Что касается царя то, тот мог выбрать наиболее понравившуюся и наиболее удобную мебель. Это было кресло с деревянным корпусом, мягкой обивкой, в которую входил пух перья птиц и другие частицы, была великолепная обработанная лучшими мастерами спинка, подлокотники обшитые тканью, и специальный табурет для ног.
Но, все-таки, самой главной мебелью были старинные печи, на которых было довольно удобно и тепло. Это теперь огромный выбор мебели, что глаза разбегаются. А в то время, довольствовались малым.
Мой блог находят по следующим фразам• Кресло качалка взрослый купить Бишкеке• heaven house павлодар• хевен хаус мебель каталог• мягкая мебель алматы• ???????? ?????? ? ??????? ? ?????• спортивки для подростков
Загрузка...www.heaven-house.kz