Искусство Древней Руси. Искусство древней руси в


§ 9. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс

§ 9. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

1. Архитектура

После принятия христианства главным украшением городов стали каменные храмы, возведению которых Русь училась у Византии. В основу древнерусских построек лег греческий крестово-куполъный тип храма. В плане такие храмы имели форму креста. В центре креста возвышался главный барабан с куполом. Как правило, барабан опирался на 4 столба (см. рис. на с. 51). Внутренние залы – нефы перекрывались сводами. К ним примыкали боковые пристройки – хоры и открытые галереи. Крыши крыли свинцовыми пластинами. В оконные проемы вставляли деревянные рамы с круглыми стеклами в свинцовых переплетах.

Среди множества храмов Руси имелись настоящие шедевры архитектуры и строительной техники. В Киеве возвели церковь Богородицы (989 – 996). В народе она была известна как Десятинная. Церковь погибла в 1240 г. во время монголо-татарского нашествия. Софийский собор (1037) украшает Киев до сего дня. Он был сильно перестроен в XVII – XVIII вв. Золотые ворота (1037) с церковью Благовещения были реставрированы в 1982 г. Княжеские дворцы X – XII вв. погибли в 1240 г.

В Чернигове построили Спасский собор (XI в.), он существует и ныне. Терем в детинце (XI в.) известен по реконструкции, он погиб во время монголо-татарского нашествия. Борисоглебский собор (1128) разрушили в Великую Отечественную войну, сейчас он восстановлен в первоначальном виде. В Новгороде и Полоцке в середине XI в. были возведены соборы Святой Софии. Переяславль украсила церковь св. Михаила.

Устройство крестово-купольного храма

Софийский собор в Киеве. Реконструкция

2. Изобразительное искусство

Живопись. Оформление соборов Киевской Руси способствовало развитию живописи. Мастера составляли из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты – мозаики. По сырой штукатурке красками создавали фрески. На досках писали иконы.

Книги украшали заставки из орнаментов и небольшие рисунки – миниатюры. В подлинниках X – XII вв. миниатюр дошло мало. Это рисунки «Изборника Святослава», заставки «Мстиславова Евангелия». Но в позднейших хрониках есть копии миниатюр эпохи Киевской Руси.

Скульптура. В дохристианской Руси на капищах стояли деревянные и каменные идолы. О том, как они выглядели, можно судить по Збручскому идолу (см. с. 61).

На шиферных и известняковых плитах художники делали полуобъемные изображения – рельефы.

Архангел Гавриил. Мозаика из Софийского собора в Киеве

3. Прикладное искусство

Древнерусские ювелиры – «кузнецы по злату, серебру и меди» владели всеми известными в средневековой Европе видами обработки цветных металлов: чернью, литьем, волочением проволоки, сканью, зернью, цветной эмалью.

Иноземных путешественников поражали золотые ворота русских церквей. По медному темному фону шел золотой рисунок на библейские сюжеты. Это была золотая роспись по меди.

Спас Нерукотворный. Икона

Скань представляла собой кружевное плетение из проволоки. Иногда проволоку плющили, надрезали под разными углами. Она начинала напоминать блестящие камешки и узоры. Это была уже филигрань.

Травлением серебра наносили на браслеты, ларцы, оклады книг и икон черные рисунки. В технике черни с X в. делали височные кольца, медальоны, кресты, перстни.

Зернь. Украшения-подвески. Реконструкция

Зернь была очень трудоемкой техникой, но позволяла создавать прекрасные вещи из золота и серебра, словно усыпанные множеством маленьких бриллиантов. На поверхность изделия ремесленник напаивал сотни мелких металлических отполированных шариков.

У византийских художников русские научились работать с разноцветной эмалью – стеклообразной массой, которую наносили на металл. Была освоена более сложная техника перегородчатой эмали. Сначала мастер напаивал на основу тонкие перегородки – контуры рисунка. Эмаль заливалась между перегородками. Греки предпочитали синий и белый цвета, русские – коричневый, бордовый, красный, зеленый. Большое хождение на Руси имели стеклянные браслеты.

1. Какие жанры искусства были известны на Руси?

2. Перечислите наиболее известные архитектурные памятники и расскажите о них.

3. В тетради по истории дайте определение таких видов живописи, как фреска, мозаика, икона и миниатюра.

4. Расскажите о ювелирном искусстве Руси.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Искусство Древней Руси

Количество просмотров публикации Искусство Древней Руси - 309

Искусство Древней Руси, Украины и Белоруссии

О.Сопоцинский

Почти тысячелœетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в 9 -10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь; последним его этапом был 17 в.-период кризиса средневековой художественной культуры в России и сложения новых художественных принципов. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.

В отличие от Византии Древняя Русь вступила на путь феодализма, минуя рабовладельческий строй. Это обусловило более непосредственную и глубокую связь феодальной художественной культуры с народными художественными представлениями. В то же время развитие феодализма в Древней Руси имело существенные социально-экономические и политические особенности. Величайшим испытанием для русского народа было нашествие монголов в 13 в. Татаро-монгольское иго длилось несколько столетий и наложило тяжелую печать на всю жизнь древнерусского общества. При этом героическое сопротивление русских господству захватчиков имело огромное историческое значение - оно спасло Западную Европу от монгольского вторжения, постепенно ослабило и привело к крушению монгольскую державу.

Большую роль в истории Древней Руси сыграли города, но одной из особенностей древнерусской городской культуры была ее глубокая связь с крестьянским творчеством. Крестьянское искусство, развиваясь параллельно с ʼʼбольшимʼʼ городским искусством, не было отделœено от него глухой стеной. Интересно, что в Новгороде, наиболее зрелом средневековом городе Древней Руси, это влияние порой прослеживается с гораздо большей отчетливостью, чем в искусстве столиц больших княжеств. Разумеется, это не исключает ведущей роли в формировании древнерусского искусства крупнейших городов - центров феодальной культуры.

Существенные особенности древнерусского искусства в значительной степени определялись жизненностью патриотических идей. Уже в 11 -12 вв. люди Древней Руси, жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире, ощущали свою связь с русской землей. Это чувство намного обострилось в период татаро-монгольского ига, ускорило рост национального самосознания и, естественно, отразилось во всœех сферах духовной жизни, в т.ч. и в художественном творчестве. В результате древнерусское искусство получило яркий отпечаток художественных вкусов народа, обрело свое национальное своеобразие. Характерно также то, что, несмотря на обилие местных школ, неизменной оставалась общность всœего древнерусского искусства; заметно эволюционируя с 10 по 17 в., оно на протяжении всœего этого времени не утратило своих базовых особенностей.

Уже в 11 -12 вв. в древнерусском искусстве появляются композиции и образы, которых византийское искусство не знало. К примеру, культ Бориса и Глеба вызвал к жизни новые иконографические сюжеты. Возникла композиция ʼʼПокров Богоматериʼʼ и ряд других. Древнерусский художник выполнял предписания церкви, но вносил в свои произведения и новшества, которые показались бы еретическими в Константинополе. Церковь была вынуждена санкционировать эти новшества, ибо только таким путем она могла противостоять широкому потоку местных, часто еще языческих верований и вводить их в русло официальной господствовавшей религии. Эти особенности древнерусской художественной культуры очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях - храмах (что, как известно, свойственно всœему средневековому зодчеству). Древнерусские зодчие прекрасно чувствовали связь архитектуры с окружающим ландшафтом. Будь то скромный монастырский храм в лесной глуши или величественный городской собор, окруженный мощными крепостными стенами, они гармонично ʼʼвписываютсяʼʼ в пейзаж, прекрасно соответствуя характеру русского ландшафта. Постоянное общение древнерусского человека с природой придало и зодчеству внутреннее единство и цельность, соразмерность, простоту форм, спокойный и мужественный ритм. Необходимо также отметить взаимосвязь деревянного и каменного зодчества, принимавшую самые различные формы на разных этапах исторического развития древнерусской архитектуры.

В изобразительном искусстве Древней Руси своеобразие проявилось с не меньшей силой. Даже в Византии иконопись никогда не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из базовых, общераспространенных форм изобразительного искусства, соперницей монументальной живописи.

В пределах твердо установившихся правил (плоскостность изображения, условность передачи фигуры, лица, архитектурного и природного фона) художники достигали огромной выразительности линœейного ритма, силуэта͵ красочного пятна. Простыми средствами они создавали образы глубокого внутреннего содержания, необычайной эмоциональности и силы. Это дает право считать икону одним из важнейших вкладов древнерусского искусства в мировую художественную культуру.

Пластика занимала в древнерусском искусстве подчинœенное положение. Как и в Византии, православная церковь видела в круглой скульптуре наследие ʼʼидольскихʼʼ, языческих времен и относилась к ней неодобрительно. Хотя данный взгляд с течением времени изменился, круглая скульптура так и не получила на Руси большого развития. Зато процветало прикладное искусство: резьба по дереву и камню, литье, чеканка, эмальерное дело, вышивка, керамика и др.

Путь развития древнерусского искусства делится на ряд четко обозначенных периодов, в основном совпадающих с этапами социально-экономической и политической истории общества. Это Эпоха Киевской Руси (9 - начало 12 в.), пора феодальной раздробленности (12 и 13 вв.), период борьбы против татаро-монгольского ига и объединœения русских княжеств (14 - начало 15 в.), время сложения и укрепления русского централизованного государства (15 и 16 вв.) и, наконец, 17 столетие, когда обнаружился кризис средневекового искусства и зарождалось искусство нового типа.

Для истории искусства народов СССР огромное значение имеет рубеж 13 и 14 вв. До того времени искусство Руси развивалось как искусство единой древнерусской народности, окончательное сложение которой относится еще к 9-10 вв. В период феодальной раздробленности на базе древнерусской народности стали формироваться русская (великорусская), украинская и белорусская. Специфические признаки и особенности их культуры ясно определились в течение 14 и 15 вв. По этой причине древнерусское искусство 10-13 вв. является общим наследием русских, украинцев и белоруссов, а с 14 в. искусство каждого из этих народов следует рассматривать отдельно. Тем не менее и в последующие века сохранялась, росла и укреплялась тесная связь русского, украинского и белорусского искусств.

referatwork.ru

Искусство в Древней Руси - История России

Успенский собор в Московском Кремле. 1476-1479 гг.

Успенский собор в Московском Кремле. 1476-1479 гг.

В XIV—XV вв. высокого развития достигло русское искусство. Создалась замечательная школа живописи, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублев. Использовав и творчески переработав художественное наследие предшествующего времени, Рублёв воспитал целую плеяду русских живописцев. Кисти Рублёва принадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря (Звенигород) и фрески владимирского Успенского собора. Замечательным творением Рублёва является иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» (в настоящее время находящаяся в Третьяковской галерее) и «Жёны-мироносицы у гроба Христа». Другом и ближайшим помощником Рублёва был Даниил Чёрный.

В конце XIV в. в Россию из Византии приехал живописец Феофан Грек, украшавший церкви фресками сначала в Новгороде, а затем в Москве. Работы Феофана Грека отличаются яркой живописной манерой изображения. К концу XV и началу XVI в. относится творчество Дионисия и его сыновей. Они расписали церковь в Пафнутьево-Боровском монастыре и собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря (у Белоозера).

На протяжении XIV—XV вв. развивалось русское зодчество. В крупнейших русских городах (Москве, Твери, Новгороде, Пскове и др.) возводились крепостные сооружения, строились церкви. В связи с превращением Москвы в столицу Русского централизованного государства во второй половине XV в. началась перестройка Кремля, каменные стены которого были возведены ещё при Дмитрии Донском (в 1367 г.). В Москву вызвали лучших мастеров из Пскова, Твери, Ростова и других городов. Вместе с ними работали приглашённые итальянские мастера: Аристотель Фиоравенти, Антон Фрязин, Марко Руфо, Пётр Соларио, Алевиз и др. Новый Кремль, построенный при Иване III, отвечал требованиям военно-инженерного искусства того времени. Были построены и новые соборы (Успенский, Благовещенский, Архангельский), Грановитая палата и другие здания княжеского двора.

В митрополичьем Успенском соборе были воспроизведены характерные особенности владимиро-суздальской и новгородской архитектуры. В то же время в русском монументальном зодчестве, развивавшемся на основе национальных традиций, широко использовались образцы античного и итальянского искусства (например, в орнаментации Архангельского собора). Новые постройки возводились и в других городах (Волоколамске, Дмитрове, Угличе).

Русские мастера были известны и за пределами своей родины. Русские иконописцы работали в Кракове и в Люблине, в городе Висби, па острове Готланд, и в Золотой Орде.

www.history-at-russia.ru

Искусство Древней Руси

Культура Руси X — начала XIII в.Искусство

Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели — воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, — все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и навсегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.

И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы — солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений.

Выше уже шла речь о том, что однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество. То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. В это время прославился печерский монах-живописец Алимпий, про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе [был] зело». Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и Животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость; лики их стали более мягкими, округлыми.

Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный» (также XII в.), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И таких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).

Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.

В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание. Византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы — по-своему.

На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.

Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.

Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второй половины XIX — начала XX в. Стасов писал: «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало — дескать, дело пустое и вздорное… Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь». Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов.

Это касалось не только резьбы по дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры — золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенными старанием и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого.

До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги (XI—XII вв.): кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см . На колечках закреплены крошечные зернышки серебра диаметром 0,04 см . Как делали это люди, не располагая увеличительными приборами, представить себе трудно.

Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах — лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали» (конечно, с их согласия), в более поздних — когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог обернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, — боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов.

В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с которым заняла целый период в истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они — и князь и герои в конце концов решали одно общее дело — дело народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в виду Владимир I. В этом образе слился обобщенный образ и Владимира Святославича — воителя против печенегов, и Владимира Мономаха — защитника Руси от половцев, и облик других князей — смелых, мудрых, хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро посылала на завоевание восточнославянских земель. Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о них, сродни эпосу Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских народов.

 

alpan365.ru