Черты и резы древних славян. Что такое резы в древней руси
резы - это... Что такое резы?
Мавзолей Имама Резы — Мавзолей Мавзолей Имама Резы … Википедия
Черты и резы — Славянские руны (руница) гипотетическая письменность, по мнению отдельных исследователей существовавшая у славян до их крещения и изобретения кириллицы и глаголицы. Иногда именуется письмом «черт и резов». Гипотеза о «славянских рунах» была… … Википедия
ПЛЁРЕЗЫ — (фр., от pleurer плакать). Траурные нашивки на платьях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЛЕРЕЗЫ белые нашивки на черном платье. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском… … Словарь иностранных слов русского языка
РЕЗ — резы, на Руси рост, процент от денег, данных в рост. Слово Р. обозначало первоначально, видимо, прирезку, прибавление к металлич. монете или к шкуре ценного зверя (имеются и др. объяснения происхождения слова Р. ). Русская правда упоминает о 3… … Советская историческая энциклопедия
Мешхед — город на С. В. Ирана, в долине р. Кешефруд. Административный центр остана Хорасан. 505 тыс. жителей (1971). Конечная станция ж. д. Тегеран Мешхед. Узел автодорог. Торгово промышленный центр северо восточной части страны.… … Большая советская энциклопедия
Dreamfall: The Longest Journey — Dreamfall: Бесконечное путешествие Dreamfall: The Longest Journey Разработчик Funcom Издатель … Википедия
Лейла (фильм) — Лейла لیلا Жанр драма Режиссёр Дарьюш Мехрджуи Длительность 125 мин. Страна … Википедия
Машхад — Город Мешхед مشهد Герб … Википедия
РЕЗАНЬЕ — ср., ·длит. резка, резь жен. рез муж., ·об. действие по гл. | Резка, снаряд или орудие для резанья, крошки чего, напр. сена, соломы, для месива или посыпного корма скоту; | самый корм этот, сечка, крошеное сено, солома. Табак мелкой, крупной… … Толковый словарь Даля
Мешхед — Город Мешхед مشهد Страна ИранИран … Википедия
dic.academic.ru
Дохристианская письменность у славян
Распространение грамоты на Руси обычно связывают с появлением христианства. Этому мы находим подтверждение в "Сказании о буквах" черноризца Храбра X века (Болгария):"Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи (язычниками). Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения. И так было долгие годы..." Далее Храбр описывает благое дело Кирилла, подарившего славянам азбуку. Почему нельзя было продолжать дальше пользоваться латинским или греческим алфавитом? Храбр на это отвечает, что в этих алфавитах не доставало букв для специфического славянского языка.
Вроде бы все предельно ясно. Изначально славяне использовали примитивную систему "черт и резов" для гадания и каких-то простых записей. Потом появились Кирилл и Мефодий, которые привели в порядок несовершенную систему славянской грамоты и на Руси распространилась кириллица. Так ли это на самом деле?Некоторые свидетельства существования дохристианской письменности у славян:
- одно из древнейших упоминаний о существовании на Руси какой-то собственной оригинальной письменности содержится в Житии создателя нашей азбуки св. Константина-Кирилла. Посланный императором Византии Михаилом с посольством к хазарскому каганату, будущий просветитель славян по пути туда в 861 году посещает крымский город Херсонес (Корсунь), где обретает мощи св.Климента. "Обрете же здесь евангелие и псалтирь, написанные русскими письменами..."Ну если уж сама церковь признает, что была письменность!...
- Согласно "Повести временных лет" при осаде князем Владимировичем Херсонеса один из жителей осажденного города Анастасий пустил в стан Владимира стрелу с надписью: "Кладези еже суть за тобою от востока, из того вода идет по трубе". Грек-предатель подсказал русским, где идет водопровод. Дружина Владимира перекрыла воду и город сдался. Не исключено, что надпись грек сделал на своем родном языке, но в любом случае среди русских были люди грамотные, а значит могла быть и своя письменность.
- в русских летописях неоднократно упоминается о заключении славянами неких письменных договоров с византийцами. А конкретно после победы Олега, когда он прибил свой щит к воротам Царьграда, был заключен письменный договор по-гречески и по-славянски. Инициатива составления договора исходила от славян. В договоре (от 907 года) между прочим упоминается составление славянами письменных завещаний.
-стоит упомянуть сообщение арабского миссионера Ахмеда Ибн Фадлана, посетившего в 921–922 годах земли волжских булгар. В его книге содержатся описания быта и нравов некоторых встреченных им народов, в том числе «русов», торговцев, прибывающих в Булгарию откуда-то извне. Помимо прочего описываются похороны знатного руса, по окончании которых над погребением возводится курган и устанавливается памятник с надписью: «Потом они построили <...> нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились »
- Сообщение арабского писателя Эль Массуди (ум. в 956г.), который в сочинении "Золотые луга" утверждает, что он обнаружил в одном из "русских храмов" пророчество, начертанное на камне
- Сообщение арабского ученого Ибн эль Недима, который в труде "Книга росписи наукам" передает относящийся к 987 г. рассказ посла одного из кавказских князей к князю русов. "Мне рассказывал один, на правдивость которого я полагаюсь, - пишет Ибн эль Недим, - что один из царей горы Кабк послал его к царю русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображены, не знаю, были ли они слова или отдельные буквы".
Фрагмент сочинения эль Недима (обведенная красным надпись - образец русского письма)
- Сообщение персидского историка Фахр ад Дина (начало XIII века) согласно которому хазарское письмо (речь, по-видимому идет уже об исчезнувшем, но известном Фахр ад Дину, хазарском руническом письме) "происходит от русского".
- анонимный автор арабского сочинения «Моджмал-ат-таварих» пишет: «Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе».
- Византийский писатель Евтихий (ум. в 939 году) сообщал, что русы имеют свою письменность, о которой, впрочем, он не был осведомлен
- Титмар, епископ Мерзебургский (976–1018), двоюродный брат германского императора Оттона I, описывал увиденное им святилище западных славян близ города Ретры: "...внутри же стояли, со своими именами на пьедестале, истуканы богов, сделанные рукою человека,..."
- некоторые свидетельства, содержащиеся в поучениях против язычества. В «Слове св. Моисея о ротах и о клятвах» дано следующее описание народных нравов: «Жертву приносят бúсомъ. Трясцю мнятъ прогоняюще нúкими ложным писмяны проклятыхъ бúсов еленьскихъ, пиша имяна на яблоцúх, покладают на святúй трапезú въ год люторгечней »26. Имеется в виду, что русские крестьяне для излечения от болезней писали на яблоках имена языческих («эллинских ») богов и приносили эти яблоки в церковь.
- слова "читать", "писать", "глава", "книга" - оригинальные славянские слова. Если бы изначально письменность пришла бы к славянам извне, славяне безусловно позаимствовали бы и иностранные слова для обозначения процессов чтения и письма. Глагол "читать" - однокоренное слово с глаголами "чтить", "почитать", т.е. процесс чтения считался чем-то почти священным. Слово "глава" (раздел) упоминается в договоре Олега с Византией.
Найденные артефакты, подтверждающие существование дохристианской письменности у славян:
Писала
Одним из археологических доказательств нехристианского характера славянской письменности на ранних этапах ее развития являются находки писал. Дизайн писал сугубо языческий.
Камни из СкальскаВ 1852 году чешский археолог Вацлав Кролмус прибыл в село Кралск (болеславский край). В это же самое время сельчанин Юзеф Кабша, ремонтировал подвал, в котором хранил пиво. Ударив в одну из стен подвала, он отметил, что удар прозвучал подозрительно глухо — создавалось впечатление, что за стеной была пустота. Кабш пробил стену и оказался в достаточно большом подземном зале. Потолок зала был подперт каменным столбом. Подземелье явно было могильным склепом, поскольку в нем было обнаружено несколько урн. Увидев урны, Кабш понадеялся, что найдет в них деньги, однако его надежды не оправдались. Огорчившись, крестьянин разбил урны и выбросил на свалку. Именно в это время и прибыл Кролмус. Прослышав о разбитых Кабшем урнах, Кролмус нанес ему визит и попросил показать склеп. Осмотр склепа проходил в присутствиинескольких местных жителей. Во время этого осмотра на столбе, подпирающем свод, и были замечены два камня с надписями. Кролмус перерисовал обе надписи и, закончивдругие свои дела, уехал. Однако он не был уверен в достаточной качественности и точности своего рисунка, поскольку во время осмотра камни были покрыты грязью и плесенью. Поэтому Кролмус в 1853 и 1854 годах попросил нескольких человек, чтобы они еще раз скопировали эти надписи. Все присланные копии, за исключением одной, весьма плохо выполненной, совпали между собой.
Драгельчицкая урнаВ 1857–1858 годах в Чехии строилась железная дорога из Кладно до Нучиц. В Драгельчинах строители наткнулись на большое языческое захоронение. Найденные погребальные урны не представляли, по мнению рабочих, никакой материальной ценности, и поэтому большинство из них было уничтожено. К счастью, в Драгельчинах нашелся человек, которого заинтересовали эти памятники прошлого — это был Ежи Дрвота. Он собрал все, что смог обнаружить. Он-то и нашел между иными темносерую урну ручной работы с пеплом внутри и с руническими знакамиснаружи. Урну приобрел для чешского музея в Праге Вацлав Кролмус, который производил археологические изыскания поблизости от тех мест
Бодинский каменьКамень, находившийся в Бодине (Тренчинский комитат) представлял собой большой валун из зернистого серого песчаника, выступавший на два метра над поверхностью земли. По мнению местных жителей, валун лежал на этом месте с незапамятных времен. Поверхность камня не имела никаких следов обработки, за исключением упомянутых на нем знаков. Я.Лечеевский, пытаясь как-либо интерпретировать данный рисунок, выдвинул предположение, что многочисленныекресты представляют собой обозначения числительных. Соответственно, по Лечеевскому, надпись указывала расстояния до границ земельного владения.
Камень из ПневищВ 1873 году при строительстве каменной церкви в местечке Романове Городецкого уезда Могилевской губернии был обнаружен странный камень. С обеих сторон на нем были выбиты знаки непонятного происхождения. Камень был привезен к месту строительства крестьянином соседнейдеревни Пневищи. Согласно показаниям крестьянина, данная находка была сделана в лесу неподалеку от Пневищ. Камень был не один — как удалось выяснить, на месте находкипервоначально существовал курган из камней, на вершине которого и находилась стела с надписями. Во время заготовки стройматериалов курган был разобран до основания; никакого захоронения в основании обнаружено не было. Находка была зафиксирована тамошним помещикомкнязем А.М.Дондуковым-Корсаковым. Он велел перенести камень к себе в усадьбу и хранить в сарае. Вскоре по факту находки был сделан доклад на археологическом съезде, проходившем в Смоленске. Ввиду громоздкости памятника, А.М.Дондуков-Корсаков не повез его в Смоленск, но предложил всем желающим осмотреть на месте. На приглашение откликнулся доктор Г.Ванкель из Моравии, который составил собственное описание памятника. 23 августа 1874 года в имении Дондукова-Корсакова случился пожар, и сарай, в котором хранился камень, сгорел.Сам памятник от высокой температуры раскололся на мелкие части.
Алекановские надписиРусский археолог В.А.Городцов, раскапывая осенью 1897 года кладбище в селе Алеканове, в Муромском округе Рязанской губернии, нашел между иными многочисленными археологическими памятниками также небольшой глиняный сосуд с загадочными знаками. Сосуд невелик по размерам:его высота составляет всего 15 см, а ширина — до 11 см. Сосуд изготовлен из глины с большим содержанием песка, не очень хорошо обожжен. По верху шейки нанесен орнамент, состоящий из небольших насечек. Все признаки (особенно шесть характерных височных колец) указывали на то, что захоронение было славянским. В.А.Городцов датировал его X–XI веком.
Надписи из МасковичейБолее ста руноподобных надписей и рисунков, процарапанных на костях животных и птиц, было обнаружено в 1976–1988 гг. во время раскопок у деревни Масковичи Браславского района Витебской области. Раскопки производились Л.В.Дучиц. Городище было военно-политическим, торговым и культурным центром на русско-латышско-литовском порубежье; судя по находкам, здесь присутствовали представители многих национальностей — славяне, скандинавы, балты.
Пломбы из села ДрогичинаЗагадочные знаки были обнаружены на свинцовых пломбах X–XIV вв., видимо являющихся торговыми печатями. Несколько сотен таких пломб было обнаружено на Западном Буге близ села Дрогичина. На лицевой стороне некоторых пломб стоит буква кириллицы, а на обратной — один из «загадочных» знаков.
Печать СвятославаВ 1912 году в Киеве при раскопках была обнаружена печать с двумя круговыми надписями икняжеским знаком посередине. Впоследствии она была утеряна, сохранилось только изображение, изданное Н.П.Лихачевым и переизданное В.Л.Яниным. Сравнение с другими археологическими находками позволяет утверждать, что крупные знаки, находящиеся в круге из мелких «букв», представляют собой усеченный «трезубец» — герб Рюриковичей, а сама печать принадлежала некому должностному лицу из администрации князя Святослава Игоревича (Х в.).
Знаки на бараньем ребреЕще одна загадочная находка была сделана Д.Я.Самоквасовым. В курганном захоронении близ Чернигова он обнаружил ребро барана, на котором был странный рисунок
Знаки на камне, опубликованные Ф.Н.Глинкой
В 1956 году в Новгороде в слое, датируемом первой четвертью XI века, было найдено коровье ребро с непонятной надписью из 35 знаков, расположенных в несколько строк
В качестве загадочного набора руноподобных знаков можно указать берестяную грамоту, найденную в 1989 году в Старой Русе.
Тверская монета XIV века — один из средневековых русских предметов с нечитаемыми знаками
Знаки в пещере близ села СитовоВ 1928 году близ села Ситово, неподалеку от местоположения древнего города Шутгарда, в горной пещере были обнаружены неидентифицируемые надписи. Секретарь археологического общества в Пловдиве Пеев писал в отчете: «При внимательном осмотре южной стены пещеры (стена представляет собой почти отвесную скалу) мы обнаружили, что примерно в двух метрах от пола высечена гладкая отшлифованная полоса шириной от 23 до 30 см и длиной 260 см. На этой полосе выдолблены какието загадочные знаки. Без сомнения, надпись сделана рукою человека.Знаки напоминают так называемые рунические письмена, которыми пользовались древнегерманские народы...»
Возможные варианты дохристианской письменности у славян:
КириллицаЕсть мнение, что кириллицу изобрел вовсе не Кирилл (КОнстантин), а это исконно славянское древнее письмо. Думаю, что это мнение не имеет оснований. Кириллица, как и гласит официальная версия, есть трансформированный греческий алфавит. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить русский алфавит и греческий - они похожи.
ГлаголицаСоветский ученый Энговатов пытался соотнести найденные археологические памятники, в которых использовалось древнее славянское письмо, с глаголицей. Эту же мысль проталкивают некоторые неоязычники.Происхождение глаголицы довольно туманно. Есть версия, что ее изобрел св.Иероним (об этом пишет Мавро Орбини в книге "Славянское царство"). Вероятнее всего глаголица есть искусственно созданный алфавит, поскольку аналогов этих причудливых завитушек нет ни в одном известном алфавите. Они трудны для написания и вряд ли могли появиться естественно. И создание этого алфавита очевидно связано с появлением христианства. Первая буква алфавита "А" представляет собой крест. Это говорит о том, что занятие грамотой - дело богоугодное и первая буква должна напоминать о Боге (крест как символ христианства начинает распространяться с V века). Для обозначения букв "И" и "С" используется один и тот же символ, но буквы перевернуты по отношению друг к другу. Буквосочетанием "ИС" на иконах обозначается имя Иисус. Кроме того буквы "и" и "с" в глаголице напоминают рыбок - древний символ христианства.Глаголица получила наибольшее распространение среди южных славян и до сих пор кое-где используется в богослужении.Буквы в глаголице и кириллице одни и те же, т.е. глаголица могла появиться как альтернативный алфавит в тот же период, что и кириллица, а точнее она могла появиться в момент преследования Мефодия, когда службы на славянском языке были запрещены.
РуныНа территории России и Украины найден ряд памятников с рунами. Есть версия, что в древней Руси, как и по всей Европе и в Скандинавии, были распространены руны. Принадлежали ли найденные камни с рунами славянам или пришедшим извне норманнам теперь неизвестно. Но эта теория вполне обоснованна и имеет право на существование. Западные славяне скорее всего пользовались рунами.
ВелесовицаВероятно "Велесова книга" является подделкой.
БрахмиВ книге "Русская дохристианская письменность" Серяков соотносит древние русские письмена с языком брахми. На мой взгляд разделение индоевропейской группы произошло чрезвычайно давно и едва ли до средних веков могла сохраниться индийская система письма.
Локальные системы письмаНе исключена версия, что в каждом княжестве, в каждой области была своя система знаков. Кроме того, в теории локальных систем письма возможны варианты: в некоторых землях мог быть распространен некий буквенный алфавит, а в некоторых могла быть система символов, где каждый символ представляет собой не букву, а целое слово, значение или может быть слог.
Основные источники:
Дмитрий Громов, Алексей Бычков "Славянская руническая письменность: факты и домыслы"Серяков М.Л. "Русская дохристианская письменность"Истрин В.А. "1100 лет славянской азбуке"
historicaldis.ru
Слово РЕЗ - Что такое РЕЗ?
Слово рез английскими буквами(транслитом) - rez
Слово рез состоит из 3 букв: е з р
Значения слова рез. Что такое рез?
Рез
Рез, в Древней Руси прибыль, процент от денег, данных взаймы. Первоначально слово "Р." означало, по-видимому, прирезку, прибавление. Сроки уплаты Р. устанавливались по месяцам, третям года и году.
БСЭ. — 1969—1978Резы, - на Руси рост, процент от денег, данных в рост. Слово "Р." обозначало первоначально, видимо, прирезку, прибавление к металлич. монете или к шкуре ценного зверя (имеются и др. объяснения происхождения слова "Р.").
Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982РЕЗ Андреас [псевдоним A. Réz, Карл Биро, 1898—] — венгерский писатель. Р. в мещанской семье. Учился в средней ремесленной школе, по окончании к-рой работал техником по машиностроению на будапештских предприятиях.
Лит. энциклопедия. — 1929-1939Рез (царь)
Рез (царь) ('Ρήσος) — царь фракийский, сын реки Стримона и музы Евтерпы или Каллиопы. Был под Троей в качестве союзника троянцев. Было предсказано, что Трою не удастся взять грекам, если только необыкновенные белые кони Р.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907Рез, (Resos), мифол., царь фракийский, союзник троянцев; обладал чудесными конями, которые были уведены греками и помогли овладеть Троей.
Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909Реза Пехлеви
Реза-шах Пехлеви (Реза-хан) (Reza Shah Pahlavi) (1878-1944), шах Ирана (1925-1). Офицер персидской кавалерийской бригады, пришел к власти в рез-те воен. переворота (1921) и вскоре установил воен. диктатуру.
Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная историяРЕЗА-ШАХ ПЕХЛЕВИ (1877–1944), государственный деятель Ирана, основатель династии Пехлеви, правившей страной в 1925–1979.. Реза-хан родился 16 марта 1877 в Мазендеране в семье мелкого помещика-офицера.
Энциклопедия КругосветРеза-шах Пехлеви [16.3.1878, Мазендеран, — 26.7.1944, Йоханнесбург, ЮАР; похоронен в г. Рей (под Тегераном)], шах Ирана (1925—41), основатель династии Пехлеви.
БСЭ. — 1969—1978Рез, Зинаида Яковлевна
Рез, Зинаида Яковлевна — выдающийся советский методист, доктор педагогических наук, профессор. Зинаида Яковлевна родилась 19 октября 1921 года в Нижнем Новгороде.
ru.wikipedia.orgДепрессия
Депрессия (depression) Понятие депрессии Д. — термин, используемый для описания настроения, симптома и синдромов аффективных расстройств. Что касается настроения, Д. означает преходящее состояние, для к-рого характерны чувства грусти, уныния…АКТГ стимулирует кору надпочечников, в рез-те чего повышается выброс двух осн. кортико-стероидных гормонов: минералокортикоидов и глюкокортикоидов.
Психологическая энцклопедияРусский язык
Рез/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002Рез, -а.
Орфографический словарь. — 2004- резюмируется
- резюмируются
- резюмирующий
- рез
- реимпортный
- реимпорт
- реинвестирование
wordhelp.ru
Черты и резы древних славян
Сколько известно различных историй о том, как были раскрыты таинственные шифры, запутанные надписи, непонятные знаки! Обычно в этих историях логики, интуиция, наблюдательность помогают обнаружить несметные сокровища или раскрыть преступление.
О поисках ключей к шифру, попытках прочесть загадочную надпись пойдет речь и в этом номере «Вокруг света». У наших рассказов те же «главные герои» — логика, интуиция, наблюдательность. Но здесь они помогли ученым открыть смысл знаков на глиняном кувшине, нанесенных нашим далеким предком многие и многие столетия назад, разгадать письмена тысячелетиями молчавшего языка, дарят миру непрочтенные пушкинские строк.
Об их расшифровке рассказывает директор Института археологии АН СССР, академик Б.А. Рыбаков
Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.
В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.
Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.
М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества…
Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.
В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.
Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.
Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.
Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.
Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий… Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев… С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?
На «ромашкинском» кувшине в числе других рисунков были изображены молодое деревцо, два креста и круг с шестью радиусами, так называемый «громовой знак».
Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд — ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.
Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?
Я предположил, что квадратики обозначают дни. За основу отсчета лучше всего было взять «громовой знак», символизирующий, вероятно, праздник грома и грозы, — летописи донесли до нас его точную дату, 20 июля (Здесь и далее даты приведены к современному календарю. — Прим. ред.). Но как проверить такое предположение? Из летописей известна и дата другого древнерусского праздника — дня Ивана Купалы. От праздника грома он отстоит на 27 дней. В верхнем ряду кувшина этот июньский праздник обозначен двумя крестами. И что же, число квадратов нижнего ряда «между» ними составляет ровно… двадцать семь. Что это, простое совпадение?
Есть и другое доказательство. Известно, что празднику Ивана Купалы, обозначенному на кувшине двумя крестами, предшествовала так называемая «русальная неделя», состоящая из шести дней. Но вплотную ко дню Купалы на календаре в нижнем ряду примыкает выбивающаяся из обычного ряда «гирлянда» квадратов, их ровно шесть. И наконец, последнее в звене доказательств. Один из квадратов стоит прямо под значком, напоминающим дерево, предположительно символом праздника Ярилы. Единственное летописное свидетельство о дате этого праздника, часто подвергавшееся историками сомнению, называет день 4 июня. И если подсчитать, квадрат под деревом стоит точно на месте 4 июня…
Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.
Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь…
11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.
Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.
В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.
Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.
gifakt.ru