Свадебный обряд в Древней Руси - обратимся к истории. Свадьбы в древней руси
Свадебный обряд в Древней Руси
Если обратится к истории, то древнерусский обряд женитьбы – это многодневное действие, требующее неукоснительного следования вековым предписаниям, а также особый свадебный этикет, где каждая мелкая деталь имеет свое скрытое значение. Созданию семьи уделялось огромное значение, и поэтому все было направлено на то, чтобы отвести дурное влияние людей или потусторонних сил от молодоженов.
Традиционно свадебный обряд на древней Руси включал следующие важнейшие этапы:
Сватовство. Отправной момент всего процесса. Сваты засылались к родителям девушки и вели переговоры в иносказательной форме, опять же чтобы запутать нечистую силу («у вас товар – у нас купец»). Согласие никогда не давали с первого раза, полагалось основательно поторговаться.
Смотрины. День либо осмотра дома жениха на предмет достатка в хозяйстве, либо красоты невесты и ее мастерства как хозяйки.
Помолвка (рукобитие). На Руси после ее совершения невеста не имела права выходить из дома на улицу одна, девушку освобождали от всех домашних дел.
Девичник – посещение невестой бани и прощание с подругами, свободой и «красной красотой» - лентой, заплетавшейся в девичью косу. Волосы расплетали и собирали в две косы, уложенные на затылке, как у замужних женщин.
Свадебный поезд, за которым следует выкуп невесты.
Обряд венчания.
Свадебный пир, длившийся 3 дня. Первый день гуляние происходило в доме у жениха, на второй день торжество перемещалось в дом невесты, а на третий – опять возвращалось в дом жениха.
Для невесты в древней Руси отводилась особенная роль. С момента сватовства она переставала существовать для своей семьи и как бы заново рождалась в доме своего мужа, переходя под покровительство его рода. С этим связаны и многочисленные причитания невесты, ее печально-молчаливый облик до венчания – она хоронила себя прежнюю, чтобы стать уже новым человеком после свадьбы. Традиционно цвет венчального наряда не был белым, эта традиция в древней Руси распространилась лишь в XVIII в. До этого на обряд венчания невесту одевали в темные неброские одежды и вели под венец, подхватив под локти, так как она уже считалась «не жива, не мертва». И только после того как совершался обряд церковного брака, молодая жена выходила к гостям в своих лучших одеждах.
За жениха на Руси говорили и действовали его дружки, а сам будущий муж был молчалив и сосредоточен. Придерживались многочисленных примет и поверий, чтобы застраховать молодых от колдовства и плохих намерений: подметали улицу перед их выходом в церковь (чтобы дорога была чистой без подброшенных колдовских предметов), на жениха одевали на обряд венчания вязаный кушак от порчи пр.
Нормы свадебного этикета – это надо знать
Современный свадебный этикет зародился в Европе в XIX в. С тех пор он сохранился практически в неименном виде.
Что же нужно знать, организовывая свадьбу или отправляясь на церемонию? Что касается организации, то расходы на предстоящее торжество делятся между сторонами. Родители невесты оплачивают платье, фату, услуги парикмахера, цветочное оформление свадьбы, приглашения, автомобиль. Сторона жениха спонсирует наряд сына, обручальные кольца, букет, банкет, медовый месяц.
Свадебный этикет диктует и свои правила относительно свадебных приглашений. Они должны быть выполнены в минималистичном стильном дизайне на плотном светлом картоне. Пишутся пригласительные либо от имени родителей невесты или жениха, а также от имени самих молодоженов, причем имя невесты должно идти первым. Этот порядок будет изменен после свадьбы, когда девушка возьмет фамилию мужа.
Платье невесты в зависимости от времени суток, на которое попадает проведение свадьбы, может быть коротким и легким (утро), из легких тканей и гладким (день), из плотного материала с обилием декора (вечер). Свадебный этикет запрещает гостям одевать чисто белые или черные наряды, это прерогатива молодоженов. Подбирая одежду для свадьбы, гости должны помнить о том, что роскошью своих одеяний они не должны затмевать виновников торжества.
Рассаживать гостей свадебный этикет требует так, чтобы рядом не оказались люди, не знающие друг друга, или находящихся в натянутых отношениях. Здесь учитывается статус, возраст и интересы гостей. Тосты не выбираются слишком длинные, лучше избежать упоминаний из далекого детства жениха или невесты, которые они с удовольствием бы забыли.
Свадебные статьи на тему: "Разное" -
Еще полтора века назад русские невесты выходили замуж либо в красивых национальных костюмах, либо в вечерних туалетах. В обоих случаях в нарядах преобладающим был красный цвет. Моду на подвенечное платье белого цвета ввела английская королева Виктория. Постепенно это веяние распространилось по всему миру. С этого времени традиционным цветом невесты стал белый.
Как правило, свадебные гулянья на Руси продолжались три дня, но вполне допустимым было празднование, длившееся неделю, во время которой угощали всех близких и дальних родственников, а в селах — и всех жителей.
Утром в день свадьбы жених обязательно должен был отправить своей будущей жене «женихову шкатулку», в которой находились все венчальные принадлежности и иные дары (всевозможные сладости, ленты, украшения и пр.).
♥ Снарядихой могла быть только замужняя женщина из родни невесты. ♥
Сразу после того, как в руках молодой девушки оказывалась долгожданная шкатулка, ее начинали собирать под венец. Для этого приглашали снарядиху, в обязанности которой входило одевание и причесывание невесты. Помимо снарядихи в этом обряде принимали участие подруги невесты. Более богатые семьи, купеческие или дворянские, могли позволить себе пригласить цирюльника. Кроме всего прочего, на Руси имел место обычай, по которому право обувать невесту имел лишь «свадебный отрок» (младший брат или другой ее близкий родственник). В более состоятельных семьях невесте в туфлю клали золотую монетку, а свадебный отрок не только обувал невесту, но в его обязанности также входило преподнесение ей на серебряном подносе перчаток и фаты. Именно он провожал ее до свадебной кареты, неся шлейф.
Помимо ритуала одевания невесты, существовали также свои правила для жениха. Так, например, с самого утра его мама лично должна была чесать своему сыну кудри.
В некоторых случаях для того, чтобы сбе¬речь молодого человека от сглаза, крестная мама крестообразно срезала небольшие пучки волос, а места срезов подпаливала.
Естественно, что одежда жениха, так же как и невесты, должна была быть новой. Рубаху его заблаговременно должна была вышить невеста, она же ткала и пояс. По традиции жениха одевал дядя по материнской линии. Он же клал ему в правый сапожок монетку.
Практически повсеместно был распространен обычай о пяти приборах. Его проводили в день свадьбы и в доме жениха, и в доме невесты. Участвовать в нем могли лишь пять человек: мать, отец, жених (невеста), сваха или тетка, шафер (дружка). Примерно за час до того, как следовало отправляться в церковь, накрывался стол на пять приборов. При этом родители жениха, равно как и родители невесты, благословляли их иконами. Затем необходимо было хороводом обойти стол и немного закусить.
♥ Венцы над головами невесты и жениха держали подневестница и подженишек — в современной свадьбе свидетель и свидетельница. Это должны были быть обязательно неженатые молодые люди. А вот дружка — это, напротив, женатый мужчина, руководивший в те времена всей свадьбой. ♥
Обязательным элементом любой свадьбы являлась традиция передачи матерью невесты своей дочери какого-либо оберега или талисмана. Роль такого оберега могли играть, например, семейные драгоценности, которые передавались от матери к дочери из поколения в поколение. Эти семейные талисманы были очень дороги и не подлежали продаже даже в самый сложный и трудный для семьи период. Лишиться поддержки своих покойных предков означало заведомо обрекать себя на несчастья. Невеста знала, что рано или поздно она передаст эти украшения своей дочери.
Вообще во всех русских деревнях обереги играли чуть ли не центральную роль в жизни людей. При этом «охранником» от злых духов могло быть все что угодно. Например, лук, мак, рыболовная сеть, шерстяные нитки, колокольчики и т. д. На свадьбах к ним прибегали не только в деревне, но и в городе. Так, например, известен обычай, который был более распространен в городе, чем в деревне. Для того чтобы сберечь невесту от сглаза, в подол ее подвенечного платья обязательно втыкались иголки. Именно с этой же целью в дверной косяк того дома, где собирались проводить праздник, вкалывали крест-накрест две крупные иголки. Иголки в этом случае могли заменить и гвозди.
Доброй приметой в древности, равно как и сейчас, являлись пролитые невестой в день свадьбы слезы. Если невеста поплачет в день свадьбы — быть ее жизни в замужестве счастливой и беззаботной.
Свадьба начиналась с венчания. Как правило, жених со своими друзьями и родственниками приезжал к невесте, забирал ее и в церковь отправлялись вместе.
Перед тем как отправиться за невестой, в доме жениха совершались общая молитва и родительское благословение. Дружка, иногда его функции выполнял сват, должен был подозвать всех присутствующих, обращаясь к ним по имени-отчеству, для того чтобы принять напутственные слова. Конечно, в первую очередь свои слова произносили родители. Каждому, кто благословил, жених кланялся в пояс три раза и благодарил. Момент отправления свадебного поезда также сопровождался особы¬ми ритуальными действиями, целью которых были защита от нечистой силы, а также обеспечение появления в новой семье потомства. Отправляющиеся должны были испить пива и вина, обязательно домашнего приготовления, затем их обсыпали каким-либо зерном.
Дружка в этот момент должен был обойти свадебный поезд с иконой в руках и окро¬пить людей и лошадей святой водой. Лишь после всего вышеперечисленного жених мог отправляться за невестой.
Приезд свадебного поезда также не обходился без особых ритуальных действий. В числе таких действий можно назвать самые распространенные: коням жениха преграждали дорогу ряженые, просившие угощения. Закрытые ворота у дома невесты следовало «купить», следом за «покупкой» ворот следовала «покупка» невесты, и наконец в последнюю очередь жених должен был оплатить свое право находиться рядом со своей будущей женой.
При этом все разговоры велись у закрытых ворот. Функции дипломата в этом случае выполнял дружка, который беседовал с отцом и остальной родней невесты. Лишь после того как переговоры заканчивались удачно, с выплатой денег, жениха и его сопровождение впускали во двор. Сегодня мы также используем эту несколько трансформированную традицию выкупа невесты.
В церковь отправлялись на упряжках или на санях, если свадьба праздновалась зимой. На хомутах коней обязательно висели колокольчики, которые своим радостным перезвоном возвещали всей округе: «Свадьба едет!»
При этом в повозке молодоженов должны были обязательно присутствовать пушные шкуры, которые также считались оберегами, способными сохранить жениха и невесту от нечистой силы.
В весеннее и летнее время от свадебного поезда до церкви стелилась дорожка, составленная из цветов. Более богатые слои общества, например купечество, могли позволить себе ковровую дорожку, тянущуюся вплоть до аналоя.
Сразу после того, как молодые были обвенчаны, они торопились к праздничному столу. Однако далеко не на всех свадьбах устраивали общий стол. Зачастую молодые разъезжались каждый по своим родителям. И только после того, как было получено благословение, жених ехал за невестой и привозил ее в свой дом.
Из церкви все возвращались домой, распевая песни. В соответствии со старинными поверьями дорогу молодых в дом жениха можно было легко сглазить и навести на них порчу. Именно поэтому дружка обязательно должен был предупредить любое возможное зло. Так, например, всю дорогу именно он читал молитвы и различные заговоры, также убирал большие камни с дороги, на которые легко можно было напустить колдовство.
♥ Сваха не только находила невесту и участвовала в переговорах, но и была одним из главных действующих лиц на свадьбе. Эта замужняя женщина исполняла многие обрядовые действия, без которых немыслима русская свадьба. ♥
В доме жениха молодых встречала его мама, на которой был надет вывернутый наизнанку тулуп. Она посыпала молодоженов овсом, пшеном — все это также оберегало пару от дурного сглаза и должно было принести достаток в их дом. Затем на пороге показывался отец жениха, теперь родители уже вдвоем благословляли пару и приглашали молодых и всех гостей за стол.
Именно в это время наставал черед уже не шуточного, как до этого, а серьезного выкупа за привезенную невесту. Когда жених проходил все приготовленные для него трудности и отдавал имеющиеся у него деньги, а чаще — подарки (или называл их, если это была домашняя живность), вся толпа отправлялась теперь уже к общему столу.
♥ Постель молодых от порчи охраняла замужняя женщина из родни невесты, называемая на свадьбе постельницей. Она же продавала постель родне жениха и застилала ее для первой брачной ночи. ♥
Празднование проходило всегда в доме мужа. При этом молодой паре совсем не разрешалось пить спиртное. Воздержанием от алкоголя они готовили себя к первой брачной ночи.
В соответствии с установленной традицией первая брачная ночь проводилась вне стен дома. Это объяснялось верой в то, что шумное празднование привлекло нечистую силу в дом родителей жениха. Для того чтобы спрятаться от этой нечистой силы или чтобы ее перехитрить, молодым стели¬ли в сенях или же на сеновале.
♥ Для проведения первой брачной ночи в Казани можно забронировать гостиничный номер. На страничке нашего сайта «Первая брачная ночь» представлены гостиницы и отели Казани. ♥
По наступлении второго свадебного дня праздник продолжался в доме невесты. Именно туда съезжались все друзья, родные и конечно молодожены.
Когда наступал третий день, свою гостеприимность должны были продемонстрировать молодые. Жена преподносила различные угощения гостям, а также раздавала всем рушники, которые сама же и сшила, и выткала. Этим она подчеркивала свое мастерство в ведении хозяйства.
Фотограф Азманова Дина, тел.: 89179138079
21.01.2009, 4104 просмотра.
www.svadbavkazani.ru
Свадьба в Древней Руси - Культура Руси
В день свадьбы мать передавала невесте «талисман». Талисманом могли быть драгоценности, которые становились семейной реликвией. Они очень ценились и не при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы.
Утром перед свадьбой жених посылал невесте «женихову шкатулку» с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.).
Свадьба начиналась с венчания. Обычно жених со своими спутниками прибывал за невестой, и вся процессия отправлялась в церковь. Однако, часто жених приезжал в церковь первым и ждал свою невесту перед входом. Только, когда невесте сообщали о прибытии на место венчания жениха, она сама отправлялась к алтарю. Так проверялась серьезность намерений жениха, а девушки страховали себя от получения «клейма отвергнутой невесты». В повозку молодоженов клались пушные шкуры, чтобы защитить их от нечистой силы.
Весной и осенью от свадебного поезда до церкви выстилали дорожку из цветов. А на купеческих свадьбах выстилали ковровую дорожку прямо до аналоя.
После венчания новобрачные спешили к столу. Впрочем, не всегда это был общий стол. Часто молодожены обедали каждый у своих родителей. И лишь получив их благословление, жених отправлялся за невестой. Выкуп проводился уже после венчания, перед общим празднованием. Начиналось общее торжество у родителей жениха. Причем, молодожены на свадебном банкете ничего не должны были пить и есть. На второй день все переезжали к родителям невесты. А вот на третий день молодожены уже сами принимали гостей у себя. Молодая жена демонстрировала свое мастерство, угощая гостей и одаривая каждого рушником собственной работы.
Первую брачную ночь было принято проводить вне дома. Такая традиция установилась из-за порчи, которую по поверью насылала нечистая сила на дом, где играли свадьбу. Вот, чтобы ее обмануть, молодые и уходили в сени, а то и на сеновал.
Автор: kremlion.ru
kremlion.ru
Второй день свадьбы в Древней Руси
Строго говоря, название этой статьи не совсем корректно. Дело в том, что погулять наши предки любили, поэтому свадьбу они праздновали целых три дня. Но так как данный раздел нашего сайта называется “Второй день”, то и название статьи выбрано соответствующим образом. Будем считать, что мы будем говорить о втором дне свадьбы, растянувшимся на целых два.
Свадьбы гулялись по три дня не случайно. Первый, основной день свадьбы праздновался в доме родителей жениха. Туда по традиции переезжала после свадьбы невеста, вливаясь в его дружную семью.
А вот на второй день гуляний перемещались в дом родителей невесты, где жила молодая жена до свадьбы.
На третий же день гостей принимали уже сами молодожены у себя дома, если собирались жить отдельно, или дома у родителей жениха, если собирались жить после свадьбы с ними.
Но на третий день свадьбы именно молодожены считались принимающей стороной и у молодой жены появлялась превосходная возможность блеснуть во всей красе и показать свою хозяйственность и домовитость.
По традиции, утро второго дня начиналось с того, что на всеобщее обозрение вывешивалась простыня, на которой спали молодожены в свою первую брачную ночь. На ней хорошо проглядывалось характерное пятно красного цвета - как доказательство невинности невесты до свадьбы.
Если же такого пятна не наблюдалось, то это сулило девушке серьезные неприятности, вплоть до аннулирования брака и позорного выдворения обратно в дом ее родителей.
Поэтому часто в случае, когда такого пятна в силу объективных причин естественным образом на простыне появиться не могло, чтобы избежать скандала, простыню намеренно изматывали кровью животных, имитируя тем самым естественный процесс.
Такое обычай сохраняется у некоторых народов и по сей день. А наши предки в конце концов от такой традиции отказались(правда не везде) и заменили ее вывешиванием полотенца с вышитым на нём красным узором. Это тоже символизировало собой девственность невесты, но уж без физиологических подробностей.
Затем молодую жену знакомили с хозяйством в доме родителей жениха, которое теперь будет в ее ведении. А заодно и проверяли ее хозяйственные и домоводческие качества.
Иногда это сопровождалось шутками и насмешками над невестой со стороны родственников жениха. Но невеста должна была ни на что не обращать внимание и спокойно делать свою работу. В этом случае она считалась выдержавшей испытание и принятой в семью жениха.
К обеду молодожены вместе с родственниками жениха перемещались в дом к родителям невесты, где уже был накрыт обеденный стол.
После этого второй свадебный банкет продолжался до вечера, сопровождаясь поздравлениями, задорными танцами и веселыми шутками. Только на этот раз главными героями праздника были не молодожены, а их родители. Все тосты и поздравления посвящались им.
А вот на третий день свадьбы принимающей стороной считались уже молодожены. Поэтому гости собирались по месту их жительства в доме родителей жениха или в их собственном доме, если молодожены собирались жить отдельно.
Вот тут вся хозяйственность молодой жены проявлялась во всей красе. Она готовила блюда и накрывала стол для дорогих гостей (конечно с помощью своих родственников).
А когда гости насыщались, то молодые супруги одаривали их подарками собственного изготовления. Так молодая жена могла показать свое умение рукодельницы.
Молодожены обходили гостей, благодарили их за то, чтоб те пришли на их свадьбу и за преподнесенные гостями подарки. А затем вручали свои подарки. Гости же в очередной раз поздравляли молодоженов и желали им долгой счастливой семейной жизни.
Свадебный сайт Суперсемья.ру
09.02.2013
www.superfamily.ru
Древние обычаи свадьбы на Руси
Свадьбы на Руси праздновались совершенно не так, как это сейчас принято у нас. Это было – яркое и красочное зрелище, окруженное огромным количеством традиций, примет и поверий. Свадьбу начинали играть тогда, когда уже был убран урожай. На Руси свадьбы, как правило, справляли по несколько дней, чаще всего по три дня, но иногда празднование доходило до недели. Молодые люди могли женится после того как им исполнялось 12 лет.
Традиционная свадьба на Руси включала в себя следующие этапы:
- подбор невесты – ложился на плечи родителей, жених в этом процессе не имел права участвовать. До 15 века вообще считалось нормой, что жених и невеста увидятся впервые лишь в день свадьбы. Подбор невесты очень тщательно проводился в доме жениха его родителями и родственниками. Выяснялись достоинства и недостатки предполагаемой невесты, обсуждалась ее родственники, перечислялись «хозяйские» качества невесты, выяснялось, нет ли между женихом и невестой родственных связей. Если кандидатура невесты была одобрена, начинался следующий этап свадьбы – сватовство;
- сватовство проводили либо сваты (как правило, братья или родственники жениха), либо сваха (обычно в ее роли выступала профессиональная сваха). Свататься выезжали исключительно после захода солнца. При первой встречи сваты выясняли, не против ли родители предполагаемой невесты, возможной свадьбы. Если родители не были против, беседа продолжалась в доме за столом. Родителей и сватьей, по традиции, обслуживала невеста. Если сваты договаривались с родителями невесты (ее мнение при этом совершенно не учитывалось), назначалась дата следующего этапа – смотрин невесты;
- смотринам невесты предшествовало посещение отцом невесты дома жениха. Отец невесты осматривал дом и хозяйство жениха, выяснял его достаток, и только после этого проходил в дом, к столу. Он договаривался с родителями жениха об официальной дате смотрин невесты. Смотрины проходили в доме невесты. По традиции, отец невесты должен был всячески противиться предстоящей свадьбе, а его должны были уговаривать родственники жениха. Гости усаживались за богато убранным столом и начинали обедать. Невеста должна была обслуживать гостей, поражать их своими рукодельными подарками и умением готовить. После удачных смотрин назначалась дата сговора; Иногда родители невесты прибегали к хитрости: если их дочь была не особо красива и хороша, они на время смотрин подменяли ее на служанку. Жених не имел права видеть свою невесту до свадьбы, поэтому когда обман все же раскрывался, то брак мог быть расторгнут. Впрочем случалось это очень редко
- сговор включал в себя составление рядной записи (нечто вроде современного брачного контракта) и рукобитья. Запись содержала в себе такие вопросов: когда будут играть свадьбу, сколько гостей будет с каждой стороны, на какую сумму будут гулять свадьбу, каково приданое невесты? Иногда включалась такая запись: сколько работы будет делать молодая жена в первый год, и даже иногда вносилось условие, что муж никогда не будет бить свою жену.
- далее следовал обряд венчания. Он проходил в церкви. Жених и невеста троекратно целовались и обменивались кольцами;
- после венчания свадьбу праздновали несколько дней. В первый день устраивался обряд венчания и празднования свадьбы в доме невесты. До дома невесты добирались на свадебных поездах – украшенных лошадях с повозками. Гостей должны были обслуживать молодые. Гости ели, танцевали и играли в разные свадебные конкурсы. За проведение свадьбы отвечал, как правило, либо друг со стороны жениха, либо специально нанятый человек. Второй день свадьбы традиционно отмечался в доме жениха. А на третий день гостей свадьбы угощали пирогами, сделанными невестой.
Первую брачную ночь на Руси молодожёны проводили в бане. Считалось, что это чистое место, где нет злых сил.
Это основные этапы старинной русской свадьбы. Однако нередко в этот процесс входили также: мальчишник и девичник, обряд посещения бани молодыми накануне свадьбы и многое другое.
Интересные факты: Но, в славянской истории даже некоторое время существовало даже многоженство и многомужество. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста переселялась к жениху, а свадьбу праздновали после рождения ребенка. Если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе. Невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Но это лиши некоторые исключения из правил, которые встречались крайне редко.
Современный свадебный обряд по сравнению с традициями русской свадьбы стал более простым. Но, может быть, легкость, с которой современные люди вступают в брак, и приводит к такому количеству разводов.
gorko.in.ua
Дикие свадьбы в Древней Руси — HistoryTime
Семейная жизнь на Руси — дело нелегкое! Сейчас мы обязаны развлекать гостей «веселыми» алкогольными конкурсами, а раньше все было и того хуже. О кошмарах древнерусских свадеб расскажет HistoryTime.
Если вы думаете, что ваша свадьба была утомительной, то вы жестоко ошибаетесь. На Руси все было куда хуже. Всю ночь перед праздником невеста по древнему славянскому обычаю расплетала косы и пела с подружками тоскливые песни. Всем было плевать, что с утра будущую супругу ожидала куча утомительных свадебных обрядов. Все ритуалы продолжались до позднего вечера и обязательно на пустой желудок. Даже во время праздничного застолья невесте нельзя было есть.
Впрочем, жениху тоже было не сладко: все торжество он был обязан бодро скакать вокруг многочисленных родственников.
И вот наконец-то пир заканчивался. Обессиленные молодые оказывались одни в опочивальне и собирались заняться безудержным сексом или хотя бы завалиться спать. Размечтались! Сексуальная традиция предполагала активное участие родственников в первой брачной ночи молодоженов. А что, старшее поколение же знает как лучше! Гости удобно устраивались под окнами спальни и до утра орали непристойные частушки. Самый смелый еще и периодически стучал в дверь и интересовался, мол, ну как там — лед тронулся?
В такой обстановке жених скоро начинал осознавать, что миссия невыполнима. Представляете, какой облом: вот она, новоявленная супруга, ан-нет — не получается! Чтобы не втоптать окончательно в грязь самолюбие жениха, ему давали реабилитироваться в течение нескольких последующих ночей.
Если дело все равно не шло, то к нему подключали опытных советчиков: брата или отца жениха. Известно, что на Украине в некоторых деревнях уполномоченный суфлер удобно устраивался под кроватью, откуда помогал молодоженам добрым советом. Заодно своим присутствием создавал атмосферу праздника. Согласитесь, непередаваемые были ощущения.
historytime.ru
Свадебный обряд на Руси, как он проходил в древности
У современной свадьбы, безусловно, свои традиции. Они значительно отличаются от исконных. В старину жених и невеста принадлежали одному сословию. Материальное состояние невесты соответствовало состоянию мужа. Кстати, их тогда называли князь и княгиня, независимо от сословия и чина.
На Руси замужеством детей занимались родители. Именно они выбирали пару, обговаривали условия заключения брака и только потом знакомили будущих новобрачных. Их первая встреча зачастую происходила на венчании. Обычно справляли свадьбу зимой или осенью.
Свадебный обряд на Руси делится на три составляющие:
- Обряды перед венчанием (сватовство, шитьё приданого и девичник или мальчишник).
- Венчание.
- Застолье.
В былые времена заключался брак так: когда родители решили, что время наступило, они советуются с родственниками, потом отправляют сватов, которые как раз и занимаются приготовлением брака.
Исконные свадебные обряды на Руси
В прошлые века одной из традиций было заключение браков между детьми. Необходимо было только дождаться, когда их дети достигнут сознательного возраста и заключить взаимовыгодное соглашение.
Как писал знаменитый русский историк В. Ключевский: «В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам».
Для невесты готовили приданое. Оно являлось неотъемлемой частью торжества. Уходило на его подготовку много времени. Зависело всё от материального достатка семьи будущей невесты. В него входили платья, постельные принадлежности, домашняя утварь, украшения. Если же статус позволял, то могли входить в приданое даже крепостные или имущество. Обычно такое приданое было у дворянской невесты.
Драматический сюжет развивается в момент проведения обряда, когда девушке расплетали косу.
Время проведения обряда – вечер. Надевалось самое красивое платье и все украшения, которые только могли быть дома. В гостиной накрывали стол. За ним ждали жениха. Он приезжает с родителями и начинается обряд. Свекровь расчёсывает волосы и заплетает две косы, которые являются символом замужней женщины. Здесь же новоиспеченные молодые получают благословение и едут на венчание.
Согласно традиции, жених приезжает первым. Поцеловаться они смогут только после венчания. Выходящих из церкви молодожёнов осыпают семенами льна и хмелем, желают счастья. Затем все дружно едут в дом новоиспеченного мужа, где и происходит само празднование.
Такого рода мероприятие на Руси имело определенные стандарты, которые безукоризненно должны были исполняться. Все старинные свадебные обряды на Руси шли по конкретному сценарию.
Если вспомнить старые фильмы, сказки, то в них жених не пешком приходил за невестой, а приезжал на лошадях. Транспорт наряжали лентами с бубенцами, звон которых сообщал о приближении жениха.
По русской традиции на свадьбе родителей молодожёнов заменяли посаженные мать и отец. Это должна быть замужняя женщина и женатый мужчина. Они являются и организаторами свадьбы. Посаженная мать отвечает за хлеб и соль для свадебного обряда. Отец выступает в образе, которым благословляют новобрачных перед отправлением в церковь. Настоящие родители не едут на венчание, отправляют туда своих «заместителей». В отличии от регистрации, куда всегда ездили родители.
У обряда выкупа тоже имеется своя изюминка. Подарки должны быть изготовлены только своими руками. Только после завершения выкупа жених мог ступить на территорию будущего тестя.
Девичник и мальчишник, как и другие этапы свадебного обряда, в древней Руси имели особое значение. Девушка прощалась с молодостью, со своими подругами, а юноша – со своими друзьями. Мальчишник считается синонимом буйного веселья. Организатором мальчишника является шафер или по-другому свидетель, у невесты – это подружка. На девичник можно пригласить и жениха с его друзьями.
Особое внимание древниетрадиции оказывают месту жениха и невесты за праздничном столом. Место устраивалось на возвышении – рундуке. Стол покрывают тремя скатертями. На них ставили соль в солонке, калач и сыр либо творог. На сиденье молодым клали мех – для богатства.
Видео по теме статьи
webdiana.ru