История появления полотенец. Полотенце в древней руси


История появления полотенец | Почемучкам

История появления полотенецМало кто может представить себе современную квартиру или дом без полотенец. Эти предметы гигиены используются для самых разных целей. На кухне мы используем полотенца для вытирания рук, а протираем ими посуду, помытые фрукты и овощи. В ванной невозможно обойтись без банных полотенец, а также без полотенец для рук. Давайте немного окунемся в историю, чтобы узнать, как появился такой необходимый в быту предмет, как полотенце.

Согласно историческим источникам, кусочки ткани, предназначенные для вытирания влаги с тела или с каких-либо предметов и продуктов, появились очень давно. Один из древних источников, в которых упоминается использование полотенец, — это Библия. Но есть доказательства того, что люди начали пользоваться полотенцами еще в каменном веке.

Конечно, древние полотенца существенно отличались от тех, которыми мы привыкли пользоваться. Раньше это были кусочки шкур, ветошь или просто кусочки тканевого полотна. Кроме того, этот кусочек ткани использовался сразу для всего. Но через какое-то время, с развитием домашнего хозяйства и появлением понятий и представлений о личной гигиене, полотенца стали различаться по своему предназначению и использованию.

Помимо гигиенического полотенце имеет еще и обрядовое значение. У славян полотенца назывались рушниками, и использовались они не только в бытовых или гигиенических целях, но и в обрядовых и религиозных. Например, рушники использовали в гаданиях, на свадьбах, а также при встрече гостей. В некоторых местах нашей страны этот обычай до сих пор сохранился. Дорогих гостей встречают караваем и солью, вынося их на красивом вышитом рушнике. Также осталась и русская традиция использования рушника на свадьбе. Молодожены должны встать на специальный свадебный рушник, а затем хранить его в качестве залога долгой семейной жизни и счастья.

Но все же в наши дни полотенца используют чаще всего в гигиенических и бытовых целях. Кроме того, благодаря богатому выбору цветовой гаммы и рисунку, полотенца могут стать частью дизайна кухни или ванной.

Екатерина Ельшова, специально для сайта Почемучкам.

Short URL: http://pochemuchkam.ru/?p=1632

pochemuchkam.ru

О чем рушник льняной расскажет...

Некоторые, казалось бы, вполне обычные предметы, окружающие нас в повседневной жизни, имеют интересную и давнюю историю. Так льняной рушник, который является неотъемлемым атрибутом современной кухни, некогда выполнял роль оберега. Славяне изготавливали рушники из домотканой льняной ткани и они являлись важными элементами культуры.

Значение льняного рушника для славян

В древней Руси льняной рушник использовали в качестве ритуального атрибута для проведения обрядов, а также и в роли украшения жилища. На рушниках вышивали символы, связывающие людей с их предками. Делали полотенца в основном из льняной ткани. При этом в ширину они достигали 40 см, а вот длина могла превышать 3 метра.

В роли украшения рушников выступала вышивка цветными нитями и ленты. Наиболее популярными считались зооморфные орнаменты, содержащие изображения животных и птиц. Довольно широко были представлены растительные и геометрические узоры. По сочетанию рисунков можно было определить, в какой части государства вышивалось полотенце.

Древние обычаи

Раньше на Руси девушки были обязаны с малых лет готовить себе приданое, в том числе и рушники. Длинными зимними вечерами они расшивали льняные полотенца. Доставать рушники для приданого можно было лишь на великие церковные праздники. Полотенцами украшали стены дома, чтобы гости могли оценить трудолюбие и талант вышивальщиц.

До 18-19 веках каждый узор, нанесенный на полотенце, имел свой смысл и значение. Во времена Петра I рушники отчасти утратили обрядовый характер.

Цвета русского рушника

Главными цветами славянского рушника на протяжении веков были белый и красный. В зависимости от региона, где вышивались полотенца, красный мог менять оттенок. Несмотря на то, что многие славянские традиции подзабыты, в русских деревнях льняными рушниками до сих пор украшают иконы, двери и окна.

Рушник, которым украшают иконы, называется божник и вышивается он голубыми нитками. Голубой считается цветом Богородицы. Кроме того, на таком полотенце обязательно должны присутствовать буквы И С (Иисус Христос) или Б М (Божья Мать).

Существовали и хлебные рушники (хлебники), на которые было принято класть свежеиспеченный хлеб. Раньше считалось грехом класть хлеб просто на стол. Также существовали льняные полотенца (убрусы), украшенные орнаментом, символизирующим плодородие. Их использовали в весенних обрядах.

Для крестин также использовали льняные полотенца, с яркой вышивкой. Считалось, что, чем светлее и ярче будет орнамент, тем счастливее будет жизнь крестника. Кстати, полотенце для крестин вышивала крестная мать. Большой популярностью как раньше, так и сейчас пользуются свадебные рушники.

В последние годы отмечается рост интереса наших соотечественников к льняному рушнику и его истории. А для иностранцев это один из самых интересных сувениров, который можно привезти из России.

izolna.livejournal.com

Полотенца в народной культуре — Вики-Поляны

© В. Слесарев

В крестьянской культуре к полотенцу всегда было особое отношение. Конечно, прежде всего, оно предназначено для того, чтобы вытираться после мытья. В любой избе рядом с рукомойником на специальной вешалке висит полотенце для рук: рушник. Полотно почище используется для вытирания лица. Крупные, махровые полотна используются как банные полотенца...

Полотенца являются необходимым атрибутом в течение всей жизни человека, часто выполняя особую символическую роль. С момента рождения младенца, когда его берут в руки, обхватив чистым, мягким полотном. Отец - глава семьи - торжественно выносит новорождённого, бережно держа его на руках, и показывает малыша Небу и восходящему Солнцу, прикладывает к Земле-Матери, окунает в Воду (или просто обрызгивает, если холодно). Этот обычай одинаков у многих народов, и учёные видят в нём отголосок древнейшего ритуала приобщения нового человека... Космосу.

Вспомним, а как на Руси встречают гостей: хлебом-солью. При этом каравай хлеба обязательно преподносится гостям на расписном полотенце, которое подчеркивает в этом случае особое отношение хозяев к хлебу, как к святыне.

Во время традиционных религиозных обрядов, которые сохранились у местных народов (у удмуртов, марийцев, татар), ритуальная каша во время молитвы держится в руках на специальном полотенце.

Полотенце - непременный атрибут многих обычаев.

Во время свадьбы расписным полотенцем украшают дуги на сбруе лошади, которая повезёт под венец молодых. На свадьбе же есть человек, который ходит с закрученным в руке полотенцем и, тихонько подкравшись, хлещет им гостей, которые скучают и не поют песни. У удмуртов невеста на второй день свадьбы облачалась в особую одежду, которую носили замужние женщины. При этом на голове молодой женщины была чалма - длинное, широкое полотенце с особым орнаментом на обоих концах. Это головное полотенце завязывалось на голове так, что вышивка располагалась на спине. Иногда концы чалмы заправляли под пояс фартука сзади, расправив полотно, чтобы был хорошо виден вышитый рисунок. Чалму молодушка носила в течение трёх лет. После этого она должна была надеть особый головной убор, какой был у пожилых женщин. Удмуртская поговорка: "не спеши чалмой голову покрыть", означала - "не спеши замуж".[1]

Что-то подобное раньше можно было, наверное, видеть и у славян. Одни из древнейших славянских наименований головного убора замужней женщины - "повой" и "убрус" - означают, в частности, "покрывало", "полотенце", "платок". Такой головной убор в виде длинного узкого полотна, свисающего на спину, встречался ещё в начале ХХ века на Украине и в западной Белоруссии. Этнографы называют его "полотенчатым". А в русском языке сохранилось выражение: "до повоя", имевшее смысл - "до замужества".[2]

Полотенца сопутствуют также человеку, когда он покидает этот мир. На похоронах у окна ставят ковшик с водой и рядом вешают полотенце: пусть душа умершего сможет умыться. Гроб с покойником выносят из избы, подняв его на длинных полотенцах. На этих же полотенцах его опускают в могилу: пусть на том свете душа легко сможет переправиться на другой берег реки. Наши предки считали, что, умирая, человек оказывается в ином мире, и путь туда лежит через реку, а полотенце для него тогда становится мостом. И, как мост соединяет два берега реки, так это полотенце служит как бы связующей нитью с умершим.

Полотенце часто используется в качестве подарка.

Когда парень уходит служить в армию, на проводах ему обязательно дарят полотенце: чтобы оно напоминало о Родине. Здесь полотенце тоже играет роль связующей силы.

Во время весенних праздников победителям на конных скачках обычно дарят полотенца, вышитые молодыми невестами. Эти полотенца собирают по деревне молодые парни в день накануне праздника. Этот обычай одинаков и у удмуртов перед праздником "Гырон быдтон", и у татар перед "Сабан-туем". Молодёжь ходит по домам, собирая дары, исполняя песни. Вынесенные полотенца привязываются к специальному, длинному шесту, который в руках заводилы.

Если родился ребёнок, то полотенце дарят крёстной.

Полотенце, наконец, может просто висеть на стене или на окне, как украшение. У южных удмуртов широко распространено применение декоративных полотенец с тканым узором, которые развешиваются в проёмах между окон и над окнами, обрамляют "красный угол" в избе.

Как видим, в течение жизни человека полотенца повсюду его сопровождают в самых разных ситуациях и в разном качестве. И, зная об этом, любая девушка, собиравшаяся замуж, и готовившая приданое, обязательно запасалась необходимым количеством вышитых платочков, занавесочек, полотенец. И каждое из них старалась украсить особым узором.

Узорный край полотенца у южных удмуртов обычно имеет деление на три полосы. Эти полосы в одном случае могут быть разделены узкими полосками другого цвета, в другом - могут быть выполнены в иной технике ткачества или вышивания. Орнамент представлен преимущественно геометрическими узорами, в которых большое значение имеет цвет отдельных элементов. У южных удмуртов широко распространены полотенца с нашитыми на конце элементами из другой ткани, на которых выполнена вышивка по красному или синему фону.

Русские и татарские полотенца отличаются преобладанием растительного орнамента, чаще вышитого. Хотя у татар встречается и тканый узор.

Всякий раз, когда встречаешь эти с любовью и старанием вышитые полотна, то перед глазами невольно встаёт молодая девица, склонившаяся у окна за своим рукоделием... Что она в этот момент думает, о ком мечтает, колдуя над незамысловатыми узорами?

Примечания

  1. ↑ Христолюбова Л.С. Калык сямъёсты чакласа. Удмуртские народные обычаи. Учебное издание на удм. языке. - Ижевск: Удмуртия, 1995.
  2. ↑ Семёнова М. Мы - славяне!: Популярная энциклопедия. - СПб.: Азбука, 1999.

kraeved.vp43.ru

История русского полотенца

Издавна так повелось, что любая девушка, мечтая о замужестве, готовила себе приданое. Так было в старину. Так происходит и сейчас. Единственное существенное различие заключается в том, что раньше юные головы занимали мысли об урожае льна, из которого потом надо было соткать ткань для белья, полотенец и одежды.

Сейчас же решается вопрос о выборе качественных и красивых постельных наборов, одеял и подушек. Многие современные невесты пользуются также электронными каталогами, тщательно изучая отзывы о шелковых одеялах и бязевых простынях. И пока будущие хозяйки щелкают мышкой и клавиатурой, окончательно запутавшиеся в предсвадебной суете родственники проклинают прогресс и бегают по магазинам.

А ведь действительно – раньше все было совсем иначе. В период великого Домостроя невеста с юных лет сама готовила себе приданое: шила, кроила и вышивала куски полотна, вкладывая в них все свои надежды на счастливое семейное будущее.

Наборы полотенец в подарок, закупленные заботливыми родителями, не идут ни в какое сравнение с теми пусть грубыми, но с любовью обшитыми и вышитыми разноцветным узором полотенцами старины. Сколько часов тоненькие ручки по вечерам трудились над каждым таким полотенцем, сколько слез от несбыточных желаний было в это время ими утерто!

Быть может, именно поэтому подготовленное невестой приданое так ценилось. Не по количеству собранных тряпок, а по искусности, прилежности и мастерству обработанных и расшитых полотенец оценивали молодую хозяйку в семье мужа.

Обычай украшать наряд жениха поясом из расшитого невестой полотенца также подчеркивает значимость приданного, приготовленного своими руками. Всякая девушка того времени, боясь прослыть лентяйкой и неумехой, тратила все свое свободное время и фантазию на придумывание красивых узоров и воплощение их в жизнь. Фактически это была демонстрация таланта: вышитые на полотенцах дома, петухи и цветы символизировали надежды на изобильную жизнь и одновременно доказывали право на уважение (или – неуважение) нового члена семьи, которым становилась невеста.

Полотенца, изготовленные за период девичества и развешанные в новом доме на следующий день после свадьбы, были для молодой жены посвящением в новую жизнь и вкладом в общее дело создания большой и дружной семьи – той самой счастливой семьи, о которой мечтала каждая девушка. Быть может, прогресс все же не так хорош, как о нем принято думать?!

epigraf.su