КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ. Воспитание детей в древней руси


КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

В системе духовных ценностей славян за основу всегда бралось сохранение традиций, воспитание детей, передачу нравственных ценностей из поколения в поколение. Сегодня мы убедимся насколько сильно искажены наши представления о настоящих ценностях, в которые так свято верили наши предки.

Как воспитывали своих детей на Руси наши предки?

Любовь к Отчизне

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать всё для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с её лугами, полями, лесами, соседние сёла и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те сёла, города, где расселилось «русское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребёнок: «глупа та птица, которой своё гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Доброта и милосердие

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своём доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали.

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

Заботясь о том, чтобы жизнь ребёнка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить — себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек — как уголь: если не жжёт, то чернит», отказаться от мщения за обиды.

Особенно старались предохранить ребёнка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить обидчику его «неразумное поведение».

Честь и достоинство

Учили в народе хранить «честь с молоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга — в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды.

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нём. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле».

Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек — чистоту, для женщин — отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить своё поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребёнка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определённой, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребёнка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду.

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

Процесс трудовой подготовки ребёнка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объём нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учётом количества лет прожитых ребёнком. В противном случае можно отбить у ребёнка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжёлой повинности.

В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребёнка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребёнок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребёнку.

КАК ВОСПИТЫВАЛИ ДЕТЕЙ НА РУСИ

С раннего детства ребёнка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая своё чадо к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нём ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда.

Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, колоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери.

В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять в бабки».

Читайте также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Воспитание дочек на Руси — Славянская культура

славянская дочка Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Детей учили подчиняться родительской воли и почитать старших. Девочек и мальчиков сильно различалось. Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию,почтению к старшим, целомудрию. Родители были обязаны научить девочка "хранить чистоту свою для мужа своего". "Домострой", по которому тогда жили люди требовал от главы семейства: «Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее». Девочки с детства помогали по хозяйству.русская девочка

Они присматривали за младшими детьми,помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери,которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить,вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины. Роли жены и матери. Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами. Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного. Обряды касались и внешнего вида девушек. Например девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.русская девушка

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу. На Руси говорили " Отец бережет дочь до венца,а муж до конца".Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то,чему ее научили родители она передавала своим детям, внукам.

Похожие статьи:

Рассказы → Босиком по лужам

Жизнь → Живите, как в детстве

Культура → Родом из детства. Советского.

Русское дело → Воспитание Воина

Жизнь → Айфоново детство

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Воспитание в Древней Руси

Работа Н.А. Лавровского «О древнерусских училищах» (Харьков, 1854 г.)[205] положило начало тому направлению в историографии, которое признавало высокий уровень просвещения в Древней Руси. Н. Г. Чернышевский в рецензии на труд Н.А. Лавровского критикует это направление. Наиболее негативное отношение к образованию на Руси высказал историк Е.Е. Голубинский «История русской церкви» (М., 1880 г.) [107]. Критическая статья В.Я. Струвинского (1940 г.) была направлена на осмысление в дореволюционной историографии объективных процессов развития образования в Древней Руси, одной из последних работ в этом направлении являются «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в.» (1989 г.) [352].

Киевский период (X-XIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

В отечественной истории образования существование этнокультурной модели воспитания находит подтверждение в традициях, сказания, былинах, предметах древнеславянской культуре. С принятием христианства в Древнерусском государстве складывается постепенно система просвещения, возникшая под влиянием церкви и распространившаяся в виде церковных и светских училищ. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. «Заимствование византийской школы здесь... не было легким и простым, а испытало сильнейшее влияние славянской языческой культуры, не знавшей школы и не воспринимавшей ее как необходимость... Обучение на родном языке требовало гораздо меньших усилий, что в свою очередь не могло не повлиять на характер школ и отчасти даже тормозило организацию школьного обучения. Если заботы о распространении христианства и устройстве школ первоначально взяло на себя государство, то с упрочением древнерусской церковной организации они полностью перешли в ее ведение» [352]. Педагогическая мысль, древнерусские училища, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица).

Дошедшие до нас летописи, поучения и другие документы дают представление о сущности и содержании воспитания Древней Руси. В качестве образца поучений можно указать «Изборник Святослава» (1076), материал которого взят из других религиозных источников. Были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407), цитаты из которого были использованы в сборниках: «Измарагды», «Златоусты», "Пчелы».

Любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет: «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». Большое внимание наши предки уделяли воспитанию в детях почитания и бережного отношение к природе.

Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри. Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Очень любопытно в связи с этим кормильство на Руси. Кормильцы -специально подобранные воеводы, знатные бояре из отдаленных областей государства, в семью которых на обучение и воспитание отправляли сыновей из княжеской семьи. Кормилец выполнял роль наставника в делах управления, на него возлагались все обязанности по воспитанию мальчика. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сначала сама занималась воспитанием сына Святослава, а затем передала его кормильцу Асмуду, которые взял его в поход еще в малолетнем возрасте. К воспитанию мальчиков на Руси относились серьезно, т.к. он будущий воин. Первое письменное свидетельство о воспитании мальчиков на Руси в привилегированной княжеско-боярской среде можно встретить в начальной русской летописи -«Повести временных лет» там, где говорится о юных годах сына Игоря и Ольги - Святослава.

Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей. В городах и селах стали появляться церкви. В церквях скапливались книги, которые нужно было уметь читать.

Дворцовая школа учения книжного, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели писать и читать. Школы учения книжного носили элитарный характер; учениками обычно были дети представителей высших сословий. Обучение велось в индивидуальной форме. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне). Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.

Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме, Турове, Галиче, Ростове и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием («учили чести»). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители платили за обучение (давали «мзду»).

Многие историки считают, что грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот.

На Руси утвердилось отношение к знанию как исходящему от Бога духовному опыту. В Изборнике 1076 года написано, что чтение книг -«доброе дело» для каждого христианина, ибо там слова Божьи. Детей учили -с детства читаешь святые книги - совершаешь добрые дела. Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали «инемние» (иностранные) языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передавать им свои знания. В старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Даже при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование. Если отец сам не мог обучит ремеслу сына, то отдавал мастеру, подписав контракт о «выучке», по которому сын превращался на время подмастерьем, на положении холопа. (В.О. Ключевский).

В XII веке появляется «Поучение Владимира Мономаха своим детям» - свод жизненных правил, которые завещал своим потомкам, в котором Владимир Мономах говорит о достоинстве учения: «Чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Присутствуют в «Поучении» и правила этикета: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». «Поучение Владимира Мономаха» переписывалось и вставлялось в редакции летописей вплоть до XV в. - столько времени оно оставалось руководством по воспитанию князей. Другие произведения литературы XII и последующих веков подтверждают эти воспитательные ценности в феодальной среде. Кроме христианской педагогики существовала и мирская, нацеленная на мирскую жизнь человека: на работе, в доме, среди людей («в миру»). Обе системы смыкались в подходах к основным общечеловеческим ценностям.

Христианская педагогика в борьбе с языческими традициями со временем сумела смягчить их суровость, одновременно включив в себя национальный дух, характер, национальные чувства русского человека.

Чтобы наставить человека в его жизненном пути, христианская педагогика применяла широкий спектр методов воздействия: от убеждений до наказаний. К последним относятся рекомендации применять детям розги в процессе воспитания как средства укрощения греховной плоти во имя исцеления души (воспитание терпения к боли и телесным лишениям). Одним из известных педагогических приемов в домашнем воспитании было «во внешнем действии на ум, волю и чувство посредством производимого битьем нервного ощущения. Любя сына, учащай ему раны, не жалей жезла; дщерь имаши, положи на ней грозу свою. Гораздо плодотворнее был другой прием древнерусской педагогики - живой пример, наглядный образец» (там же). В отличие от Западной Европы, метод убеждения, примера (хождение с учениками по воскресениям к храму и раздача милостыни - воспитание милосердия, причем главным было не облагодетельствовать сирых и убогих, а просить их взять милостыню «яко оне дети Божии», личный пример наставника и т.д. - Ключевский В.О.) чаще использовался в Древней Руси. В школах Западной Европы жестко отслеживали правило: за нарушение -наказание розгами, как метод приучения к выполнению обязательств, законов.

«В возникших впоследствии школах Францисканского и Доминиканского орденов были следующие предметы: кроме чтения, письма и пения, заучивали молитву Господню, Символ веры, несколько молитв, церковных песней и псалмов; сюда же входил и латинский язык. Городские школы были устроены по образцу монастырских, а потому не отличались от последних относительно предметов обучения. Отсюда видно, что во всех показанных школах полный состав предметов состоял из чтения, письма, счисления, иногда грамматики и латинского языка; с необходимостью же, везде и постоянно в элементарных школах обучали первым четырем предметам. Сравнивая отечественные древние училища с иностранными в рассматриваемом отношении, что, как полагаем, должно понимать относительно. Весьма вероятно, что счисление, в смысле арифметики, не было введено в наши школы, как его не было и в европейских школах того же времени и того же рода, потому что арифметика. была предметом обучения в высших школах; но оно могло входить как простое счисление в собственном смысле, как умение вести правильный счет, предполагавшее знание нумерации с ее практическим применением». Голубинский напротив считал, что «Владимир желал и пытался было ввести к нам просвещение, но его попытка осталась безуспешною. После него мы уже не делали никаких попыток и остались без просвещения, при одной грамотности, при одном умении читать».

Государственные и общественные институты Древнерусского государства, не испытавшие влияния высокой цивилизации Римской империи, под воздействием которой складывались государства Западной Европы, оказались в Киевской Руси достаточно слаборазвитыми и не требовали большого притока грамотных людей. Ученики имели весьма ограниченную сферу применения своих знаний...

В Древней Руси существовала следующая классификация педагогической практики, составленная М.В. Громовым [117, с. 37-39]:1. Училищная. Связанная со сложившимися нормами преподавания и воспитания в системе начальной, средней и высшей школы, в разные века различной, начиная от первых училищ эпохи крещения Руси и кончая деятельностью Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии. Охватывала сравнительно узкий круг населения допетровской Руси.2. Профессиональная. кроме узкой специализации, воспитывалась своеобразная профессиональная этика и определенные социальные установки. Охватывало в основном посадское население.3. Приходская. посещать приходские храмы, где (население) выслушивало проповеди, поучения, наставления клира.4. Монастырская. Воспитание послушников и монахов соответственно принятому уставу. Наряду с религиозной аскезой включала обучение книжному, иконописному, певческому и другим видам искусства и «рукоделия». Густая сеть монастырей охватывала всю страну, русские монастыри были за рубежом, в частности на Афоне.5. Сословная. Различные представления о жизненных ценностях у феодалов, монахов, крестьян, ремесленников и торговцев порождались различием их места в социальной пирамиде (домашнее воспитание - А.И.).6. Групповая. вовлечение человека в конкретную социальную группу (сельскую общину, стрелецкий полк, приказную палату, купеческую гильдию)., создавали разные представления о жизни на основе личного опыта.7. Бытовая. Поддерживалась прежде всего семьей. (местные, семейные традиции - А. И.)8. Индивидуальная. Самовоспитание, личная ответственность за свои благие и дурные не только дела, поступки, но даже и мысли.(нацелено, прежде всего, на индивидуальное приспособление к среде и самосовершенствованию - А.И.).

psyera.ru

Воспитание детей на Руси

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом - дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, родители хотели защитить своих детей, воспитать их справедливыми и добрыми, честными и счастливыми. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека.

Воспитание детей в славянской традиции понималось как божественное, жизненно необходимое явление, как долг перед людьми, как священная обязанность не только родителей, но и всех взрослых. «Не тот отец и мать, кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, да добру научил», «Умей дитя родить, умей и научить» – гласят народные пословицы.

Существовали определенные циклы воспитания, повторяющиеся в каждой семье из поколения в поколение. Особую роль играли сложившиеся обряды. Развитие ребенка было нацелено на передачу опыта от старших к младшим. Через традиции и обычаи, детям передавались важные истины, наставления, поучения, касающиеся жизненных принципов и мировоззренческих основ.

До восьми лет дети получали домашнее воспитание, участвовали в обрядах, приобщались к фольклорному творчеству: сказочному, песенному, обрядовому. Всё, что сейчас называется русским народным фольклором, во времена Древней Руси было важнейшим средством обучения. Особое место, конечно, занимали сказки. Своим волшебным содержанием они привлекали детей, воспитывая в них в представления о добре и зле - побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин и преданий. Погружаясь в мир легенд, верований и традиций, ребёнок проходил особую духовную школу. Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит, даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось детям в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках, пестушках и потешках.

Период с 8-12 лет считался самым благоприятным для овладения ремеслами. Ребенок поступал в ученичество к мастеру, параллельно обучаясь грамоте. В период многолетнего обучения, между мастером и учеником существовал особый «кодекс чести». Мастер не имел права утаить что-либо из секретов мастерства от ученика и не должен был скрывать, преуменьшать талант ученика, если он превосходил его собственный. Такая традиция прямой передачи опыта, испокон веков существовала на Руси. Навыки передавались от учителей к ученикам на практике. Чтобы стать, например, зодчим ребёнок шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера.

Также происходило и в военном деле. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. В набор юного воина входили деревянные копья, ножи, лук со стрелами. Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в три-четыре года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги, Святослав, был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов. И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.

Подготовка юных ратников проходила в форме народной игры. Участие в игре было для мальчика испытанием, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам. Лет с десяти мальчики принимали участие в коллективных играх вместе с взрослыми, а с 12 лет будущие дружинники жили в особых домах - гридницах, где полноценно овладевали воинским искусством. Они не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали развитию жизни. Дети жили в духе взаимопомощи, почитали родных богов, защитников рода и человека. Мужество и сила, гостеприимство и радушие, храбрость, бесстрашие, воинская удаль – эти и многие другие качества впитывало молодое поколение день за днем.

Если до 12 лет детей не разделяли по половому признаку, одевали в одинаковые льняные рубахи до пят, шитые из одежды родителей, и называли «чадо», то в 12 лет наступало совершеннолетие. Проводился обряд Имянаречения (детские ласковые имена сменялись взрослыми), и детей впервые одевали во взрослую одежду – юношам вручали мужские штаны, девушкам – понёвы, особый род юбок, который носили поверх рубахи на пояске. Так начиналась взрослая жизнь.

Каждое возрастное посвящение было особым этапом для ребенка. Прохождение его свидетельствовало о готовности к новому отрезку жизни. Каждый переход давал ребенку внутренний стержень и дополнительную духовно-магическую защиту. Ребенок не только обучался определенным навыкам и умениям, но и естественным образом проходил нелегкий путь взросления, обучаясь, меняясь и впитывая бесценный опыт.

 

 

 

Так же рекомендуем посмотреть

zarenica.net

Как наши предки воспитывали детей?

Как наши предки воспитывали детей?

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями.

Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания - неуместными, подчас дикими.

Но интерес к ним остается, и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.

Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.

Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."

Читайте также: Воспитание целомудрия в девочке

В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, "кормильство" - форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.

Другая форма воспитания - "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те - первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава - Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.

Так же существовало "кумовство" - выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли "пестунами". Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси.

Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.

Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика - как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек - как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки - из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

Читайте также: Из мальчика в Мужчину: секреты воспитания

Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: "Добрый сын всему свету завидище", "Вся девичья краса - это гордость и коса", "Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут", "Дочь - чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай"

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.

И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого "воспитывал", образно, девушку.

Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной", назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала "младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям."

Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.

Юноши в 12 лет получали по два меча - это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.Читайте также: Образ отца или «отец не считается». Мужской взгляд

В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в "Поучении князя Владимира Мономаха детям." Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми.

Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам - приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

www.dal.by

Как воспитывали детей в дохристианской Руси.

slavgorod1.jpgВзгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразными. 

В сис­те­ме ду­хов­ных цен­но­стей  сла­вян со­хра­не­ние пле­ме­ни бы­ло ос­нов­ным по­ня­ти­ем. Жизнь от­дель­но­го че­ло­ве­ка все­це­ло за­ви­се­ла от се­мьи, об­щи­ны и пле­ме­ни. Ук­лад жиз­ни сла­вян оп­ре­де­лял тра­ди­ции в вос­пи­та­нии де­тей, нрав­ст­вен­ные цен­но­сти, пе­ре­да­вае­мые из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

В дох­ри­сти­ан­ской Ру­си вос­пи­та­тель­ные ме­то­ды бы­ли тес­но свя­за­ны с язы­че­ски­ми пред­став­ле­ния­ми о при­ро­де и ок­ру­жаю­щем ми­ре. Вос­пи­та­ние бы­ло на­прав­лен­но, пре­ж­де все­го на то, что­бы раз­вить в ка­ж­дом ре­бен­ке важ­ные и по­лез­ные для об­щи­ны ка­че­ст­ва ха­рак­те­ра, та­кие как тру­до­лю­бие, че­ст­ность, ис­пол­ни­тель­ность, ува­же­ние к стар­шим и т.д. Че­рез тра­ди­ци­он­ные об­ря­ды и фольк­лор ре­бе­нок учил­ся ос­но­вам раз­лич­но­го ви­да дея­тель­но­сти, уз­на­вал при­ро­ду и ок­ру­жаю­щий мир.

Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода. Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше (обычно это делали с мальчиками 1-3 лет). Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет.

slavgorod2.jpgО де­тях за­бо­ти­лась вся се­мья, и опе­ка это на­чи­на­лась за­дол­го до его по­яв­ле­ния на свет. Из­древ­ле чле­ны сла­вян­ской се­мьи ста­ра­лись ог­ра­дить бе­ре­мен­ную жен­щи­ну от вся­ких на­пас­тей. На­при­мер, в по­след­ние пе­ред ро­да­ми ме­ся­цы жен­щи­ну да­же не вы­пус­ка­ли из до­му, по­то­му что в до­ме она на­хо­ди­лась под опе­кой до­мо­во­го и свя­щен­но­го ог­ня до­маш­не­го оча­га. Да и во­об­ще, бо­ясь сгла­за, да­же сам факт бе­ре­мен­но­сти жен­щи­на пы­та­лась скрыть по воз­мож­но­сти доль­ше, а срок ро­дов хра­ни­ла в стро­жай­шем сек­ре­те. Но са­ма бе­ре­мен­ная счи­та­лась лю­би­ми­цей бо­гов и мог­ла при­но­сить сча­стье и уда­чу. Жен­щи­ну, жду­щую ре­бен­ка, ино­гда спе­ци­аль­но при­гла­ша­ли в сад и уго­ща­ли яб­ло­ком. Со­глас­но при­ме­там, ес­ли бе­ре­мен­ная от­ве­да­ет яб­ло­ко с мо­ло­дой яб­ло­ни, де­ре­во весь свой век бу­дет бо­га­то пло­до­но­сить.

Про­цесс ро­ж­де­ния сла­вя­не счи­та­ли один из са­мых са­краль­ных со­бы­тий. Они ве­ри­ли, что ро­ж­де­ние, как и смерть, на­ру­ша­ет тон­кую грань ме­ж­ду ми­ром жи­вых и мерт­вых лю­дей. По­это­му ро­ж­де­ние ре­бен­ка счи­та­лось опас­ным де­лом не толь­ко для ма­те­ри и но­во­ро­ж­ден­но­го, но и для всех ро­ди­чей. По этой при­чи­не жен­щи­на не ос­та­ва­лась ро­жать до­ма, что­бы не на­вре­дить ос­таль­ным. Она ча­ще все­го ухо­ди­ла в лес или хо­тя бы в дру­гое по­ме­ще­ние, на­при­мер, в ба­ню.

Су­ще­ст­во­ва­ло мно­го обы­ча­ев и об­ря­дов, цель ко­то­рых бы­ла по­мочь жен­щи­не в ро­дах. На­при­мер, что­бы те­ло ма­те­ри лег­че рас­кры­ва­лось, и ре­бе­нок бы­ст­рее ро­дил­ся, ро­же­ни­це рас­пле­та­ли во­ло­сы. Да­же в до­ме от­кры­ва­ли все ок­на и две­ри, раз­вя­зы­ва­ли уз­лы и от­пи­ра­ли зам­ки. В ро­дах бу­ду­щей ма­те­ри обыч­но по­мо­га­ла опыт­ная жен­щи­на, ко­то­рая са­ма уже име­ла не­сколь­ких здо­ро­вых де­тей. Не ред­ко на ро­дах при­сут­ст­во­вал и муж, это бы­ло обыч­ным де­лом и счи­та­лось, что нет ни­че­го дур­но­го в том, что ря­дом со стра­даю­щей жен­щи­ной на­хо­дит­ся лю­бя­щий и на­деж­ный че­ло­век.

Ес­ли ро­ж­дал­ся маль­чик, то пу­по­ви­ну пе­ре­ре­за­ли на то­по­ри­ще или стре­ле для то­го, что­бы он рос хо­ро­шим охот­ни­ком или мас­те­ро­вым. Ес­ли по­яв­ля­лась на свет де­воч­ка, то пу­по­ви­на от­се­ка­лась на ве­ре­те­не, что­бы де­воч­ка рос­ла тру­до­лю­би­вой ру­ко­дель­ни­цей. Пу­пок ре­бен­ку пе­ре­вя­зы­ва­ли льня­ной нит­кой, ку­да впле­та­лись во­ло­сы от­ца и ма­те­ри.

Гла­ва се­мей­ст­ва брал на ру­ки но­во­ро­ж­ден­но­го и по­ка­зы­вал его Не­бу и вос­хо­дя­ще­му Солн­цу, что­бы жизнь ре­бен­ка бы­ла дол­гой. За­тем мла­ден­ца по­ка­зы­ва­ли Ог­ню оча­га и рас­ту­ще­му ме­ся­цу, что­бы ма­лыш рос креп­ким и здо­ро­вым. По­том отец при­кла­ды­вал сво­его ре­бен­ка в Зем­ле-Ма­туш­ке и оку­нал его в Во­ду. Та­ким об­ра­зом, но­во­ро­ж­ден­ный пред­став­лял­ся всем Бо­же­ст­вам Все­лен­ной, все­му Ми­ру, Кос­мо­су и от­да­вал­ся под их по­кро­ви­тель­ст­во.

По­том ре­бен­ку да­ва­ли имя, од­на­ко оно хра­ни­лось в стро­жай­шем сек­ре­те. Сла­вя­не счи­та­ли, что имя во мно­гом оп­ре­де­ля­ет судь­бу че­ло­ве­ка. Имя нуж­но бы­ло обе­ре­гать от злых ду­хов и не­до­б­рых лю­дей, по­это­му у сла­вян дол­гое вре­мя су­ще­ст­во­вал обы­чай двой­ных имен: од­но имя тай­ное, да­ва­лось при ро­ж­де­нии, а дру­гое имя бы­ло мир­ским.

Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

От груди ребенка в Древней Руси отлучали не постепенно, а в один день. В этот же день было принято гадать о будущем малыша. Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха.

Вос­пи­та­ние ре­бен­ка рас­смат­ри­ва­лось как про­цесс его взрос­ле­ния, ко­то­рый про­хо­дил в не­сколь­ко эта­пов: "мо­ло­дой" — 3-6 лет­нее ди­тя, "ча­до" — 7-12 лет­ний ре­бе­нок, "от­рок" — под­рос­ток 12-15 лет.

Де­ти до 3-4 лет на­хо­ди­лись под опе­кой ма­те­ри. Роль ма­те­ри в вос­пи­та­нии на про­тя­же­нии все­го пе­рио­да дет­ст­ва бы­ла весь­ма важ­ной. Вот от­че­го всту­пив­ше­го во взрос­лую жизнь че­ло­ве­ка на­зы­ва­ли "ма­тё­рым", то есть вос­пи­тан­ным ма­те­рью.

 

Мальчиков воспитывали быть настоящими мужьями. И для этого необходимо было развивать два основных качества.

Первое – мужчина должен уметь защищать свою женщину. Защищать физически: если нападали враги, он должен был уметь постоять за жену и семью. Защищать материально: мальчики с детства понимали, что на них вся ответственность по содержанию семьи, это было естественно. И защищать психологически.

Что значит защищать психологически?

У женщин очень активный ум, и настроение может меняться ежеминутно. И мужчине важно быть твердым в те моменты, когда женщина закатывает истерику. Он не должен истерить вместе с ней. Мужчине важно понимать, что женщине без его помощи трудно с собой совладать, он должен уметь ее успокоить, его обязанность – защитить женщину от ее беспокойного ума, дать заботу и поддержку.

И второе качество настоящего мужа – умение контролировать свои чувства. Особенно, что касается других женщин. Мужчина должен быть верным своей жене и не обижать ее, заглядываясь на соседок.

 

Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию.

Девочки с детства помогали по хозяйству. Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины.

Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами.

Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного.Обряды касались и внешнего вида девушек.

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу — вскочу, не хочу — не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу.

Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего peбенка.

 

Образование по — древнерусски

В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди настолько уважали ученость, что даже в старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

Археологами найдено множество берестяных грамот, на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова. Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное «высшее образование»: от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все драгоценные знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание единственного человека.

Столетиями русским внушали, что письменность «диким язычникам» дали «добрые греки» — монахи Кирилл (Константин) и Мефодий. Но и теперь мы имеем массу данных, что славяно-русы имели свою письменность задолго до крещения.

Например, найдено два древнерусских меча (дохристианской эпохи), на них славянские надписи – видимо, имена кузнецов, «Людота Коваль» и «Славимир».

Ещё одно материальное свидетельство о существовании славянской письменности — это надпись на знаменитой «гнездовской корчаге» середины 10 столетия (она найдена в одном из Гнездовских курганов в 1949 году Д. А. Авдусиным). Надпись состоит из одного слова «гороушна» (видимо, горчица), процарапанного на поверхности уже обожженной корчаги. Есть и другие материальные доказательства, так в Новгороде найдена деревянная бирка с надписью, в слоях X века.

Таким образом, наши пращуры были весьма развитым народом, имели свою державу, цивилизацию, задолго до крещения.

playroom.ru

Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается. Воспитание детей в Древней Руси

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания – неуместными, подчас дикими.

 

Но интерес к ним остается и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.

 

Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.

 

Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве – как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."

 

В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, "кормильство" – форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью – кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.

 

Другая форма воспитания – "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава – Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.

 

Так же существовало "кумовство" – выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли "пестунами". Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знатиДревней Руси.

 

Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.

 

Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика – как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек – как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки – из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

 

Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: "Добрый сын всему свету завидище", "Вся девичья краса – это гордость и коса", "Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут", "Дочь – чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай"

 

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу – это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

 

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу – вскочу, не хочу – не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.

 

И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого "воспитывал", образно, девушку.

 

Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной", назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала "младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям."

 

Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.

 

Юноши в 12 лет получали по два меча – это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.

 

В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

 

Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в "Поучении князя Владимира Мономаха детям." Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам – приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

maxpark.com