Музей-заповедник «КИЖИ», Деревянное зодчество Карелии. Деревянное зодчество карелии


Деревянное зодчество Карелии » Перуница

Деревянное зодчество КарелииПеред советскими зодчими стоит важная задача — привнести в отечественную архитектуру черты индивидуальности, непохожести, подчеркнуть ее местные национальные особенности. Естественно, что эту задачу нельзя решить без проникновения в сущность архитектурного наследия, без глубокого понимания тенденций и особенностей развития зодчества прошлых эпох, чтобы, не вставая на путь поверхностного подражания и стилизаторства, рассказать языком современных архитектурных форм о созданной предками красоте.

При определении дальнейших путей развития современной архитектуры Советской Карелии вполне закономерно желание обратиться к опыту карельского народа, тем более что народное деревянное зодчество карел еще недостаточно изучено и довольно распространены сомнения относительно его национального характера.

Задача настоящей книги — наметить общую картину формирования и развития деревянного зодчества на территории Карелии на основании натурного изучения памятников, проведенного автором в период с 1950 по 1970 г., привлечения литературных и архивных источников (подборку архивных документов по культовой архитектуре Карелии, часть из которых публикуется впервые, выполнила В. Ф. Хеглунд).

В хронологическом отношении рассматриваются постройки до конца XIX — начала XX вв., когда в результате общего кризиса Российской империи народное искусство пришло в упадок. Ранняя граница рассматриваемого периода, определяемая главным образом существующими сооружениями, довольно условна, так как устойчивость традиций и относительная неподвижность крестьянского быта до Октябрьской революции обусловливали длительное сохранение архаичных типов построек или отдельных архитектурно-конструктивных решений.

Если читатель проявит интерес к памятникам народного искусства Карелии, почувствует их прелесть и поймет основные особенности и закономерности их развития, задачу настоящей книги можно будет считать выполненной — интерес к памятникам, ощущение и понимание их красоты не могут пройти бесследно и, в конечном счете, должны принести практические плоды.

Материальная культура любого народа, неотъемлемой частью которой является архитектура, в результате контактов этого народа с соседями неизбежно приобретает различные наслоения. Это можно сказать и о культуре карел, в которой из-за специфики исторического развития края прослеживаются черты вепсской, финской, саамской и особенно сильно — русской культуры.

Уже в XI в. карелы были связаны со славянами, а первые переселенцы из новгородских земель и с Верхнего Поволжья оседали в Обонежье и Поморье. В XII в. часть территории Карелии вошла в состав Новгородской феодальной республики, а в XV в. Карелия вместе с Новгородом влилась в Русское государство, в рамках которого окончательно сформировалась карельская народность.

К XIX столетию восточная часть края имела преобладающее русское население, в то время как западная часть была заселена карелами (граница между территориями с русским и карельским населением к тому времени проходила примерно по линии современной Октябрьской железной дороги). Но и население западной части края было неоднородно по своему составу. Так, юго-восточную часть Прионежья, в окрестностях Шелтозера, заселяли немногочисленные вепсы — потомки некогда могучего племени веси. В результате общения древних вепсов и карел образовались две этнолингвистические группы — приладожские карелы (ливвики) и прионежские карелы (люди-ки), заселяющие юго-западную часть края. Средняя и северная Карелия была заселена собственно карелами, которые, по словам Р. Ф. Тароевой, в процессе своего расселения «столкнулись с редким, но чрезвычайно самобытным по своей культуре лопарским населением и ассимилировали его» .

Разделение карельского народа на собственно карел и южных карел (ливвиков и людиков) предопределило некоторые различия в их культуре, обусловленные более сильным русским влиянием на юге Карелии и культурными контактами с соседними народами: с вепсами — на юге, с лопарями, а позднее финнами — на севере. Но общение между карелами облегчалось общностью происхождения и связанной с ним общностью языка, что в конечном счете обусловило культурную общность карел. И точно так же «как ни сильно было русское влияние, оно не вело к обрусению карельского народа, сохранившего в последующие века и свой язык, и свою культуру».

Большое значение для формирования деревянной архитектуры Карелии имели особенности экономического развития края: интенсивная хозяйственная жизнь Обонежья новгородских времен (XI— XV вв.), угасшая после присоединения к Москве в результате смещения на восток основных торговых путей, вновь оживилась в начале XVII в. в связи с развитием здесь металлургической промышленности. Позднее, во второй половине XVIII в., сохранению относительно высокого уровня экономики в крае способствовала торговля преимущественно лесом и продуктами морских промыслов. Затем, начиная с первой половины XIX в., в период разложения крепостнического строя, Карелия постепенно превратилась в отсталую окраину России — здесь из-за бездорожья и низкой плотности населения развитие капитализма происходило относительно медленно.

Такова общая картина экономического развития края. Однако необходимо сразу же оговориться — различные части Карелии развивались с разной интенсивностью. Естественно, что периоды расцвета экономики способствовали оживлению архитектурно-строительной деятельности, а экономические спады приводили к своеобразной стабилизации сложившихся архитектурно-строительных традиций.

В значительной степени успехи народной культуры и искусства Карелии обусловлены фактическим отсутствием здесь крепостного права.

Все перечисленные особенности исторического развития карел определили собой специфические черты их архитектуры, памятники которой, вместе с русскими постройками края, входят в сокровищницу народного искусства нашей страны.

В.ОрфинскийДеревянное зодчество Карелии

Книги в продаже:ozon.ru

www.perunica.ru

Краткая история и характеристика народного деревянного зодчества Русского Севера | Школа плотника-реставратора| Электронная библиотека

Строительство из дерева было с древнейших времён широко распространено в лесных районах.

Лёгкая доступность материала, его самовозобновление, простота обработки позволили древесине стать основным строительным материалом при постройке зданий и сооружений различного назначения на Севере России со времён появления первого наземного жилища до XX века. Считается, что на территорию современной Карелии навыки и традиции деревянного зодчества были привнесены, главным образом, новгородскими переселенцами, осуществившими мирную колонизацию части этих земель с ХI-ХII веков.

Характер народного зодчества, его особенности, интенсивность и направленность развития, зависели от целого ряда факторов и при многих общих чертах, в разных районах Карелии народная архитектура отличалась своеобразием и неповторимостью.

К основным факторам, определявшим особенности становления народной архитектуры, можно отнести: природно-географические условия, этническую принадлежность, уровень социально-экономического развития, особенности мировоззрения, бытового уклада крестьян.

Основными источниками для изучения народной архитектуры являются историко-архивные документы, исторический изобразительный материал (иконы, зарисовки и описания путешественников), сами старинные здания. Возраст наиболее древних построек сохранившихся до наших дней насчитывает для культовых зданий максимум 400 лет, для жилых – 150 лет.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Основой любой бревенчатой постройки являлась прямоугольная рубленная из брёвен клеть, различные пристройки и докомпоновки к которой с изменением планировочной и объёмной структуры зданий, приводили к созданию построек разнообразных типов и назначений.

Эволюция культовых зданий происходила не однозначно. Часовни, как правило, видоизменялись от более простых, одночастных и двучастных, разношироких, к трёхчастным с помещениями равной ширины, с надстроенными над сенями звонницами. Однако в более поздний период времени (конец XIX – нач. ХХ вв.) появляются вновь часовни упрощённые по форме и планировке, близкие к более древним, но в то же время обладающие отличными от средневековых часовен формами и характером дверных и оконных проёмов, пропорциональными соотношениями и т. п…

Интересной представляется и характер развития церковных зданий, происходивший от клетских построек к шатровым и многоглавым. При этом существуют определённые, выявленные исследователями закономерности, в развитии и формировании тех или иных форм зданий в различных районах Русского Севера, Карелии. Это также самостоятельная обширная тема, с которой можно более детально ознакомиться по указанным выше библиографическим источникам.

Жилые крестьянские дома на территории современной Карелии к середине XIX века представляли собой дом-комплекс, объединяющий под одной крышей жильё и хозяйственную часть. Структура этих домов, системы блокировки жилья и хозяйственного двора так же не были одинаковы для всей Карелии. В настоящее время исследователями сделаны попытки провести картографирование по территории Карелии на различные периоды времени преобладавших в том или ином районе типов жилого дома, тех или иных его характерных элементов и конструкций. Так, только для Заонежья середины XIX в. было характерно почти преимущественное преобладание домов типа «кошель» и «глаголь». Но уже к началу XX в. многие из них были заменены на дома-комплексы «брус». Для различных районов Карелии было характерно не только отличие в типологии построек, но и значительное своеобразие деталей, элементов, декоративных мотивов. Знание этих отличий порой позволяет безошибочно соотнести ту или иную постройку с районом и этнической группой, к которым она принадлежит.

В настоящем разделе приведены только общие положения о развитии народной архитектуры, отмечено большое разнообразие существовавших традиционных архитектурно-строительных форм и приёмов. Представление об этом необходимо каждому реставратору, для того, чтобы при выполнении докомпоновок, замен, восстановлений но аналогам не допустить ошибок по идентификации тех или иных приёмов для конкретного памятника, и не создавать обобщённый нивелированный облик этих памятников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Детально материал по этому разделу предполагается сформировать и выпустить в виде отдельного методического пособия для Плотницкого Центра в ходе последующей планомерной работы.

В виде приложения к настоящему разделу приводится часть хронологической таблицы по культовым зданиям Карелии, разработанной В. П. Орфинским, и позволяющей достаточно объективно определять датировку и вероятный характер конструктивных решений для культовых зданий различного периода постройки. Использование этих данных также поможет избежать ошибок при проведении реставрации.

Рекомендуемая литература:

  1. М. Красовский. Курс истории Русской архитектуры, ч. 1. Деревянное зодчество.— Петроград, 1916.
  2. Габе Р. М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941. (библиотека музея «Кижи»).
  3. Орфинский В. П. Карельское деревянное зодчество и его связь с архитектурой русского Севера. // Архитектурное наследство, № 23, М.,1975.
  4. Орфинский В. П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии. // Архитектурное наследство, № 31, М., 1983.
  5. Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. (библиотека музея «Кижи»).
  6. Орфинский В. П. В мире сказочной реальности. Петрозаводск, 1972. (библиотека музея «Кижи»).
  7. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество (Культовая архитектура). М., 1986.
  8. Ополовников А. В. Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. М., 1955.

// Школа плотника-реставратораИнтернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2005.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

kizhi.karelia.ru

Музей-заповедник «КИЖИ», Деревянное зодчество Карелии

Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это — уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Реставрация памятников Кижского погоста происходит «на глазах у всего мира».

Программа «Масленица на острове Кижи с путевой экскурсией» (Праздники и программы)

Программа «Путешествие в Заонежье зимой с посещением острова Кижи»* (Праздники и программы)

Программа «Путешествие на остров Кижи зимой. Встреча с мастером» (Праздники и программы)

Программа «Путешествие на остров Кижи зимой. Таинство реставрации» (Праздники и программы)

Программа «Путешествие на остров Кижи зимой. Игры и забавы Олонецкой губернии» (Праздники и программы)

Program “The welcoming Kizhi Island” (with the museum audio guide in English, Finnish) / «Гостеприимный остров Кижи» (с аудиогидом на русском и иностранных языках) (Праздники и программы)

Масленица в Старом городе (Праздники и программы)

Русская Масленица на Соборной площади (Праздники и программы)

Программа «Путешествие на остров Кижи в гости (модули)» (Праздники и программы)

Круглый год — народных кукол хоровод (Выставки)

6 февраля в конференц-зале Национальной библиотеке Республики Карелия состоялась XIV отчётная конференция музея-заповедника «Кижи». Руководители служб и отделов рассказали о своей работе в 2017 году, поделились планами на этот год.

Учебно-методический центр по сохранению памятников деревянного зодчества музея-заповедника «Кижи» приглашает специалистов в области консервации и реставрации памятников деревянного зодчества принять участие в обучающей программе «Консервация и реставрация памятников деревянной архитектуры».

С 5 по 17 февраля музей «Кижи» проводит акцию «Счастливый билет в музей». У каждого участника акции есть шанс выиграть главный приз — поездку на юбилейный, 20-ый фестиваль «Кижская регата»! Победитель будет определён 17 февраля на празднике «Старый город. Зима».

В Российском центре науки и культуры в Риме 1 февраля стартовал форум «Святыни неразделенного христианства». На церемонии открытия выступили заместитель министра культуры России Алла Манилова, заместитель министра культурного достояния, культурной деятельности и туризма Италии Дорина Бьянки, посол России в Италии Сергей Разов, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев), генеральный секретарь Папской комиссии по священной археологии Паскуале Якобоне. С первым докладом на форуме выступила директор музея «Кижи» Елена Богданова, рассказав о культурном наследии и туристическом потенциале заповедного острова.

Начальник отдела курирует работу хранителей музейных коллекций. В коллекциях музея собраны предметы этнографии, археологии, произведения древнерусской живописи, современной живописи и графики, рукописные и старопечатные книги, документы и фотографии, материалы архитектурной фиксации памятников народного деревянного зодчества. Фонды музея насчитывают более 55 000 единиц хранения. В целом собрание музея «Кижи» всесторонне отражает материальную и духовную культуру коренных народов Карелии, уникальность и взаимопроникновение их культурных традиций. Тематический и видовой состав фондов полностью обеспечивает основную историко-архитектурную и этнографическую экспозицию на острове Кижи, а также различные выставки музея.

Музейный магазин

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи.

Почтовый адрес: 185035, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Кирова, д. 10а

Телефон: г. Петрозаводск — (8142) 79-98-00 (приёмная), 79-98-11 (общий отдел), 79-98-66 (отдел выставок), экскурсионный отдел на острове Кижи — (8142) 53-57-22. Факс: 79-98-99.

Веб-камеры

Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.

Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.

searchbar.ru

www.rkna.ru

Проект "Деревянное зодчество Карелии в фотодокументах Национального архива Республики Карелия. Электронный каталог"

В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 26 апреля 2009 г. №264-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» по результатам конкурса, проведенного в 2008 году государственному учреждению «Национальный архив Республики Карелия» был присужден грант Президента Российской Федерации на осуществление проекта «Деревянное зодчество Карелии в фотодокументах Национального архива Республики Карелия. Электронный каталог». Целью данного проекта стало создание базы данных в форме электронного каталога фотодокументов Национального архива Республики Карелия, содержащего сведения о составе и содержании фотодокументов с аннотациями и цифровыми копиями фотодокументов по истории деревянного зодчества Карелии. Сегодня пришло время по-новому взглянуть на эти информационные массивы, вводя их в активный научный оборот на современном уровне. Карелия имеет давнюю историю, город Петрозаводск основан в 1703 году. Территория Карелии постоянно менялась, первые постройки были деревянные, возводились соборы и храмы, в том числе такие жемчужины, как всемирно известный архитектурный комплекс острова Кижи. Интереснейшая история зодчества Карелии запечатлена на черно-белых фотоснимках, хранящихся в фотофондах Национального архива Республики Карелия. Этот информационный массив стал основой для научного описания на современном уровне в электронном каталоге по проекту «Деревянное зодчество Карелии в фотодокументах. Электронный каталог».

Практические работы по осуществлению проекта велись в течение годового периода, начиная с весны 2009 года. Все поставленные перед началом работы задачи специалистам архива - участникам творческого коллектива проекта удалось осуществить. В течение отчетного периода, в результате работы по проекту «Деревянное зодчество Карелии в фотодокументах. Электронный каталог» сотрудниками архива, как и планировалось (описать и оцифровать около 1000 фотодокументов архива по теме «Деревянное зодчество Карелии»), введено в электронный каталог архива 100 % планового показателя, описано 1007 единиц хранения фотодокументов. Научному описанию и обработке подверглись фотодокументы на различных по материалу носителях: негативы на стекле, пленке на горючей основе и безопасной пленке, большей частью черно-белой, но также на цветной пленке и позитивы. Крайние даты введенных в электронный фотокаталог документов: 1920-е - 2000-е годы. На весь объем описанных документов созданы цифровые копии. Общее число цифровых копий составляет 1147. Этот показатель превышает количество фактически описанных фотодокументов в связи с тем, что некоторые единицы хранения фотодокументов имеют более одного негатива под одним редакционным заголовком документа и одним архивным номером. Например, представленный в электронном каталоге документ «Карельский дом в д.Усть-Яндома Медвежьегорского района» содержит 5 негативов с кадрами, на которых запечатлен объект фотосъемки в разных ракурсах — фасад, боковая часть, часть дома с встроенными хозяйственными постройками и т.д. Таким образом, только в современном электронном каталоге мы сможем увидеть весь спектр визуализации объекта, описанного как одна архивная единица хранения фотодокумента.

Фотодокументы, описанные в рамках проекта, передают общую картину формирования и развития деревянного зодчества на территории Карелии во всем ее многообразии: функциональном, конструктивном, художественном. В представленном ниже перечне показана небольшая часть фотодокументов, описанных в рамках проекта.

На фотодокументах запечатлены жилые, хозяйственные постройки и культовая архитектура, которые возводились мастерами по одним и тем же принципам: польза, прочность и красота.

На фотографиях мы видим жилые постройки конца XIX — начала XX веков, добротные, построенные на совесть, простоявшие многие годы и запечатленные фотографами в течение XX века. Многие из них стоят до сих пор. Большинство деревянных построек не сохранилось, но они сохранились на черно-белых фотопленках, хранящихся в архиве.

В хронологическом отношении фотодокументы, независимо от даты и места съемки, представляют деревянные постройки конца XIX — начала XX вв., встречаются и более ранние памятники деревянного зодчества. Например, Успенский собор в г.Кеми, постройки 1711-1717 гг., сохранившийся до сегодняшнего дня.

Дата постройки, особенно жилых и хозяйственных сооружений, довольно условна и чаще всего не определена, так как устойчивость традиций и относительная неподвижность крестьянского быта до Октябрьской революции обусловливали длительное сохранение архаичных типов построек или отдельных архитектурно-конструктивных решений.

Ценность фотодокументов еще и в том, что на них запечатлены фрагменты деревянных строений, на основе которых сегодня можно изучать принципы технологии старинной застройки в деталях и особенности уклада жизни местного населения.

Принципы пользы, прочности и красоты, безусловно, относятся и к культовой архитектуре.

Говоря о культовой архитектуре Карелии особо следует отметить неповторимое место края — остров Кижи с его деревянными архитектурными комплексами, яркими примерами деревянного зодчества Карелии. Памятники народного деревянного зодчества Карелии бережно сохраняются в уникальном музее-заповеднике под открытым небом «Кижи». На небольшом пространстве Кижского острова представлены церкви, часовни, крестьянские дома, бани, амбары, кузницы и другие хозяйственные постройки. Часть деревянных построек привезены на остров из разных деревень Карелии и знакомят посетителей с древней культурой. Жемчужина музея — ансамбль Кижского погоста (Кижский архитектурный ансамбль), включен в список Всемирного наследия Юнеско. В 1993 г. архитектурное собрание музея было включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

На фотографиях, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия описанных и введенных в электронный каталог, представлены виды Кижского архитектурного ансамбля с 1930-х годов по настоящее время, а также составляющих его: Преображенской (летней) церкви, Покровской (зимней) церкви и колокольни.

Преображенская церковь на Кижском острове постройки 1714 года - непревзойденный образец народной деревянной архитектуры, в котором воплотились лучшие традиции русских плотников.

Покровская церковь — один из лучших памятников народного деревянного зодчества Русского Севера. Первоначально церковь строилась клетской, затем предпринимались попытки перестройки ее в шатровую, и только в середине XVIII века появилась десятиглавая корона, создавшая нерушимую гармонию с Преображенской церковью.

Третье сооружение Кижского архитектурного ансамбля — Колокольня. Она срублена в 1862 г. на месте своей предшественницы, разобранной из-за ветхости и перестроена в 1874 г.

Главный архитектурный ансамбль музея-заповедника «Кижи» дополняют и другие интересные деревянные постройки, как культовые, так и жилые, хозяйственные.

Церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XIV–XVI века) — один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохранившихся до наших дней. В экспозиции музея-заповедника «Кижи» она занимает особое место, позволяя проследить путь становления мастерства зодчих от простейшей клетской срубной постройки до многоглавой композиции Кижского погоста.

Заслуживает внимание архитектура часовен музея-заповедника «Кижи» и Кижского ожерелья: часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро (XVII-XVIII вв.), часовня из деревни Кавгора (XVII-XVIII вв.), часовня Успения в деревне Васильево (XVII-XVIII вв.), часовня в деревне Воробьи (конец XVIII - начало XIX в.), часовня в деревне Подъельники (XIX в.), часовня в деревне Насоновщина на Волкострове (XVII-XVIII вв.), часовня в деревне Корба (XVIII в.).

Жилые крестьянские дома, хозяйственные постройки — экспонаты музея-заповедника «Кижи» - яркое доказательство богатого строительного опыта зодчих. Они понимали и ценили пользу и красоту дерева, хорошо знали его технические, конструктивные и декоративные возможности.

Дома крестьян - это дома-комплексы, в которых жилые и хозяйственные помещения объединены под общей крышей. В суровых условиях Севера такая планировка позволяла выполнять большую часть работ по дому, не выходя из него.

Древняя деревянная архитектура, почти исчезнувшая на остальной территории России, сравнительно хорошо сохранилась в далеких деревеньках на онежских островах и шхерах, в карельских лесах. Многонациональность карельского края, взаимовлияние и обогащение культур карельского, вепсского, русского народа, влияние финской и лопарской культур нашли свое выражение и в многообразии и самобытности памятников деревянной архитектуры, в деталях деревянной застройки. Резные наличники, причелины, причудливые обрешетки балконов говорят о декоративном творчестве северных крестьян.

Таким образом, представленные фотодокументы демонстрируют самобытность и в то же время традиционность материальной культуры народов Карелии, неотъемлемой частью которой является архитектура, в частности деревянная архитектура. Народные постройки — от деревенского дома до величественного храма – удивительно практичны и красивы, каждая деталь, каждая линия в них – осмыслены. Красота старинных деревянных построек - это сердцем прочувствованная и разумом осмысленное соотнесение частей и целого, мудрая простота форм и естественное изящество линий. Польза и красота здесь неотделимы, как неразделимы они и в жизни человека.

 

Дерево, к сожалению, материал не долговечный. Природные катаклизмы, войны, пожары привели к тому, что на всей территории России, за исключением отдельных ее краев, почти не осталось произведений деревянного зодчества. Преемственность же исконных традиций, восходящих к Киевской Руси, сохранялась на территории Карелии в почти первозданной чистоте. Действительно, в разных уголках Карелии на протяжении веков и до сих пор стоят деревянные постройки. Часть этого культурного наследия осталась запечатлена на фотографиях. В данном перечне представлены некоторые штрихи из всего многообразия фотодокументов по истории деревянной архитектуры, хранящихся в архиве, часть из которых описана на современном уровне в рамках данного проекта.В данном перечне представлено описание 44 фотодокументов (56 цифровых копий), из которых 6 особо ценных. 

Посмотреть "Перечень фотодокументов Национального архива Республики Карелия по теме "Деревянное зодчество Карелии".

rkna.ru

Музей-заповедник «КИЖИ», Деревянное зодчество Карелии

Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это — уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Реставрация памятников Кижского погоста происходит «на глазах у всего мира».

Программа «Масленица на острове Кижи с путевой экскурсией» (Праздники и программы)

Программа «Путешествие в Заонежье зимой с посещением острова Кижи»* (Праздники и программы)

Программа «Путешествие на остров Кижи зимой. Встреча с мастером» (Праздники и программы)

Программа «Путешествие на остров Кижи зимой. Таинство реставрации» (Праздники и программы)

Программа «Путешествие на остров Кижи зимой. Игры и забавы Олонецкой губернии» (Праздники и программы)

Program “The welcoming Kizhi Island” (with the museum audio guide in English, Finnish) / «Гостеприимный остров Кижи» (с аудиогидом на русском и иностранных языках) (Праздники и программы)

Масленица в Старом городе (Праздники и программы)

Русская Масленица на Соборной площади (Праздники и программы)

Программа «Путешествие на остров Кижи в гости (модули)» (Праздники и программы)

Круглый год — народных кукол хоровод (Выставки)

6 февраля в конференц-зале Национальной библиотеке Республики Карелия состоялась XIV отчётная конференция музея-заповедника «Кижи». Руководители служб и отделов рассказали о своей работе в 2017 году, поделились планами на этот год.

Учебно-методический центр по сохранению памятников деревянного зодчества музея-заповедника «Кижи» приглашает специалистов в области консервации и реставрации памятников деревянного зодчества принять участие в обучающей программе «Консервация и реставрация памятников деревянной архитектуры».

С 5 по 17 февраля музей «Кижи» проводит акцию «Счастливый билет в музей». У каждого участника акции есть шанс выиграть главный приз — поездку на юбилейный, 20-ый фестиваль «Кижская регата»! Победитель будет определён 17 февраля на празднике «Старый город. Зима».

В Российском центре науки и культуры в Риме 1 февраля стартовал форум «Святыни неразделенного христианства». На церемонии открытия выступили заместитель министра культуры России Алла Манилова, заместитель министра культурного достояния, культурной деятельности и туризма Италии Дорина Бьянки, посол России в Италии Сергей Разов, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев), генеральный секретарь Папской комиссии по священной археологии Паскуале Якобоне. С первым докладом на форуме выступила директор музея «Кижи» Елена Богданова, рассказав о культурном наследии и туристическом потенциале заповедного острова.

Начальник отдела курирует работу хранителей музейных коллекций. В коллекциях музея собраны предметы этнографии, археологии, произведения древнерусской живописи, современной живописи и графики, рукописные и старопечатные книги, документы и фотографии, материалы архитектурной фиксации памятников народного деревянного зодчества. Фонды музея насчитывают более 55 000 единиц хранения. В целом собрание музея «Кижи» всесторонне отражает материальную и духовную культуру коренных народов Карелии, уникальность и взаимопроникновение их культурных традиций. Тематический и видовой состав фондов полностью обеспечивает основную историко-архитектурную и этнографическую экспозицию на острове Кижи, а также различные выставки музея.

Музейный магазин

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи.

Почтовый адрес: 185035, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Кирова, д. 10а

Телефон: г. Петрозаводск — (8142) 79-98-00 (приёмная), 79-98-11 (общий отдел), 79-98-66 (отдел выставок), экскурсионный отдел на острове Кижи — (8142) 53-57-22. Факс: 79-98-99.

Веб-камеры

Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.

Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.

mishanya-g.ru

Церкви и часовни Карелии | Путешествие по Карелии

Кижский Архитектурный ансамбльЛегенды и быльПреображенская церковьПреображенская церковь - реставрацияПокровская церковьИконы Кижского ансамбляКолокольня Кижского ансамбля

Дерево - увы! - материал не столь долговечный; дождь, снег, наводнения, междоусобицы, войны и – особенно - пожары привели к тому, что на всей территории России, за исключением отдельных ее краев, почти не осталось произведений деревянного зодчества. Большинство сохранившихся памятников относится к XVII-XIX вв.  На Севере же сложились особые условия, способствующие возникновению и сохранению уникальных памятников народного деревянного зодчества. Большое значение для формирования деревянной архитектуры Карелии имели особенности развития края: интенсивная хозяйственная жизнь Обонежья новгородских времен (XI-XV вв.).  Многонациональность карельского края, взаимовлияние и обогащение культур карельского, вепсского, русского народа, влияние финской и лопарской культур нашли свое выражение и в многообразии и самобытности памятников деревянной архитектуры. Преемственность же исконных традиций, восходящих к Киевской Руси, сохранялась в почти первозданной чистоте. Ведь и знаменитые русские былины Владимирского цикла были записаны не в Киеве и не в Центральной России, а в Заонежье. Упорная приверженность к древним образам и формам сказывается и в северном деревянном зодчестве.

Александра Невского кафедральный собор Петрозаводск Александра Невского кафедральный собор Петрозаводск Апостола Петра храм. Марциальные Воды Апостола Петра храм. Марциальные Воды Важеозерский Спасо-Преображенский женский монастырь Интерпосёлок Важеозерский Спасо-Преображенский женский монастырь Интерпосёлок Во имя Воздвижения Креста Господня собор Петрозаводск Во имя Воздвижения Креста Господня собор Петрозаводск Во имя преподобного Алексия, человека Божия храм Великая Губа Во имя преподобного Алексия, человека Божия храм Великая Губа Во имя святой великомученицы Екатерины храм Петрозаводск Во имя святой великомученицы Екатерины храм Петрозаводск Во имя Сретения Господня храм Петрозаводск Во имя Сретения Господня храм Петрозаводск Георгия Победоносца часовня Заонежье, Усть-Яндома село Георгия Победоносца часовня Заонежье, Усть-Яндома село Знамения Богородицы часовня Кижи Знамения Богородицы часовня Кижи Николая Чудотворца церковь Питкярантский район, Салми посёлок. Николая Чудотворца церковь Питкярантский район, Салми посёлок. Никольская часовня. Заонежье, Кондобережская село Никольская часовня. Заонежье, Кондобережская село Петропавловская церковь. Калевала посёлок Петропавловская церковь. Калевала посёлок Покровская церковь. Кижи Покровская церковь. Кижи Преображенская церковь. Кижи Преображенская церковь. Кижи Преображенский собор. Валаам. Преображенский собор. Валаам. Пудожский район, Пелусозеро село Часовня Пудожский район, Пелусозеро село Часовня Святителя Николая храм. Беломорский р-н, Вирма село. Святителя Николая храм. Беломорский р-н, Вирма село. Святителя Николая храм. Беломорский р-н, Троица остров. Святителя Николая храм. Беломорский р-н, Троица остров. Спаса Нерукотворного часовня. Беломорский район, Троица остров. Спаса Нерукотворного часовня. Беломорский район, Троица остров. Спасо-Преображенский храм. Шелтозеро село Спасо-Преображенский храм. Шелтозеро село Успенская церковь. Заонежье, Космозеро село Успенская церковь. Заонежье, Космозеро село Успенская церковь. Олонец Успенская церковь. Олонец Успенский собор. Кемь Успенский собор. Кемь Успенский храм. Кондопога Успенский храм. Кондопога Церковь воскрешения Лазаря. Кижи. Церковь воскрешения Лазаря. Кижи. Церковь Святого Николая. Повенец. Церковь Святого Николая. Повенец. Церковь Смоленской Божьей матери. Олонец. Церковь Смоленской Божьей матери. Олонец. Часовня во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Выгозеро Часовня во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Выгозеро Часовня Вознесенья. Колгостров. Часовня Вознесенья. Колгостров. Часовня над мощами Кассиана Муезерского. Беломорский район, Троица остров. Часовня над мощами Кассиана Муезерского. Беломорский район, Троица остров.

kartravel.ru

описание и где находится. Музей-заповедник Кижи – деревянное зодчество

Кижи: описание и где находится. Музей-заповедник Кижи – деревянное зодчество

22 ноября 2011     Калейдоскоп, Вокруг света, Остров, Музей заповедник

Кижи называют не иначе как 8-ым чудом света – настолько уникальны расположенные там строения, которые гармонично вписаны в окружающий ландшафт скудного на тепло и яркие краски, но прекрасного русского Севера. Из-за своеобразия плотницкого мастерства, позволившего донести до настоящего времени особенности и умения русского деревянного зодчества, Кижи внесены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Описание Кижей

Кижи – остров, на котором располагается памятник архитектуры. Кижский погост включает в себя колокольни и 2 церкви, опоясанные оградой и составляющие единый ансамбль. Величина самого острова невелика: от 0,5 км до 1 км в ширину и 5 км в длину. С января 1966-го года там располагается одноименный исторический и архитектурный музей под открытым небом. Кроме изначально находящихся на острове строений, в Кижи завезено немалое число хозпостроек, домов и часовен из некоторых карельских регионов. Все они – образцы плотницкого искусства северных мастеров-ремесленников.

Также в Кижах имеется несколько деревень, составляющих одноименный населенный пункт. Административно он включен в состав Медвежьегорского района и входит в Великогубское сельское поселение (до 2004-го они относились к г. Петрозаводск). В 1990-ом местный погост был внесен в перечень ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. Через 3 года (в 1993-ем) этот музей под открытым небом приказом Президента РФ вошел в Свод объектов наследия, представляющих для государства особую культурную ценность.

Где находится остров Кижи

Остров Кижи находится в Карелии, на Онежском озере, куда идеально вписан архитектурный памятник – известный на весь мир ансамбль Кижского погоста. Территориально о. Кижи располагается в 66-клометровой отдаленности от города Петрозаводск и затерян среди Кижских шхеров – так называются живописные скопления небольших островков.

Музей-заповедник Кижи

На основе местного одноименного погоста в Кижах 01.01.1966 года был открыт музей-заповедник, являющийся на сегодняшний день историко-архитектурным объектом государственного значения. Помимо базовых, первоначально существовавших там строений, на остров были привезены из Заонежья и некоторых других зон Карелии деревянные хозяйственные постройки, дома и часовни. Все это позволило превратить остров Кижи в один из самых больших музеев России под открытым небом.

Основа музея-заповедника Кижи – ансамбль погоста. Самое значимое и величественное строение в нем – Церковь Преображения Господня, датированная 1714-ым годом. Это аутентичное 22-главое чудо. Ее прототипом принято считать Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что находится на территории Вологодщины.

Следующий по значимости музейный объект – Покровская церковь, отапливаемый зимой храм, в котором церковная служба проходит в холодное время года (с октября до пасхальных праздников). Еще ее называют «зимником». Возникла она на полстолетия позже главной церкви – в 1764-ом. Чтобы новый храм полностью соответствовал основному, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастерами было решено сделать сооружение-«отголосок», своеобразное архитектурное «эхо».

Еще один не менее значимый экспонат – Шатровая колокольня, возникшая в 1863-ем на месте прежней, «скрытой за ветхостью». Из-за невозможности «утверждения восьмерика» (как гласил представленный Копошевым новый проект строительства), колокольня в 1874-ом г. была подвергнута серьезной перестройке, в результате чего исчезли полицы, формировавшие опояску конструкции по периметру четверика, и фронтончики, служившие декором скатов шатра.

Деревянная ограда – еще одна архитектурно-плотницкая ценность. До наших времен не дошла в оригинале, поэтому была полностью воссоздана по сохранившимся образцам (в 1959-ом году). В качестве примера послужили бревенчатые ограды северных погостов Севера. Архитектор – А. В. Ополовников.

Кроме того, в музей-заповедник Кижи входит Церковь Воскрешения Лазаря, построенная преподобным иноком, дожившим до 105-летнего возраста. Храм посвящен библейскому событию о воскрешении Иисусом Лазаря. Сейчас – это важнейшая местная достопримечательность, которая слывет в народе исцеляющей от болезней.

Часовня Архангела Михаила – тоже часть музея-заповедника Кижи. Перевезена в 1961-ом из д. Леликозеро. Она представляет собой оригинальное архитектурное сооружение – по разновидности клетской часовни на подклете с 3-частной композицией.

Ветряная 8-крылая мельница – архитектурно-историческая памятка, вошедшая в состав кижского музея. Была возведена в 1928-ом г. и отреставрирована в 1976-ом. Помимо этого в ансамбль включено большое число часовен, формирующих Кижское ожерелье.

Деревянное зодчество

Музей-заповедник Кижи объединяет 76 крупных построек деревянного зодчества. Наиболее яркая из них – Преображенская церковь, выполненная в форме строгого пирамидального силуэта, каким она видится издали. Основа храма – сосновые бревна. Венчают его 22 главы различной величины. Они отделаны лемехом из осины и поставлены в пять ярусов. Из-за причудливо перемежения друг с другом главы придают церкви своеобразный сказочный вид. В пасмурную погоду они отдают в серебристый цвет, на вечерней зорьке – в малиновый, а в солнечный день – кажутся сделанными из золота.

Церковь Преображения Господня представляет собой аутентичное произведение своей эпохи, вобравшее весь предшествующий опыт и лучшие мастеровые традиции деревянного зодчества Севера России. Она отражает ту нарядность и пышность, которая была характера культуре народа в 18-ом столетии. Но помимо величия русские мастеровые придали храму и долговечности, практично соорудив систему водостоков и выполнив кровлю в особой форме. Единственным их инструментом был обычный топор. Помимо этого, все сложнейшие конструкции были сделаны плотниками без единого гвоздя.

Еще один шедевр русского деревянного зодчества – Церковь Покрова Богородицы. Ее уникальность заключается в том, что благодаря неординарной конструкции она стала подлинным украшением Кижей: вместо традиционного шатра она украшена нарядным 9-главием, что, при основе вытянутого строения, не характерно деревянной архитектуре народов Севера.

Колокольня с шатровым завершением является наиболее поздней памяткой деревянного зодчества. Она замечательна тем, что в ее внешнем виде возникли проявления каменной городской архитектуры второй половины 19 столетия. Стены колокольни отделаны досками, световые проемы, расположенные над дверями, имеют арочный облик, двери сделаны наподобие высоких порталов.

Церковь Воскрешения Лазаря – это самый древний архитектурно-деревянный памятник русского зодчества, дошедший до нашего времени (сделан во второй половине 14 столетия). Этот храм позволяет отследить путь становления мастерства северных мастеров.

Отдых в Кижах

Кижи – восьмое чудо света, поэтому каждый турист, побывавший на русском Севере, не может обойти вниманием уникальное архитектурное собрание объектов деревянного зодчества. Так как это музей под открытым небом, то основной упор идет на весенне-летний период, когда по острову Кижи можно беспрепятственно пройтись, рассмотреть древние памятки и насладиться запахом разнотравья (из-за отдаленности цивилизации там удивительно свежий воздух, дополненный ароматом северных лекарственных растений). Экскурсия занимает не менее 3 часов.

Но бывают и продолжительные многодневные туры с отправлением из С.-Петербурга и заходом в другие места. При этом стоит учитывать, что на острове нет гостиниц. Ближайшие из них – в Петрозаводске. Не угощают там заезжих туристов и национальными блюдами – все это также можно попробовать в столице Карелии. В Кижах лишь возможно согреться кофе или чаем на причале, что стоит учитывать при экскурсии в эти незаурядные места.

Как добраться до острова Кижи

Зимой добраться до Кижей проблематичней всего – в это время года используют преимущественно вертолет, доставка которым ведется из аэропорта «Пески». Летом – теплоходом из Петрозаводска. «Метеоры» на подводных крыльях приплывают к острову за короткое время (длительность пути – порядка полутора часов). Из Москвы можно добраться до Карелии на самолете или на поезде. Поездка на последнем занимает около 14 ч. Доехать из Северной столицы в Петрозаводск – 7 ч. А далее – на теплоходе до Кижей. Они курсируют между островом и Петрозаводском с весны до самой осени.

Автор: Елена Тихонова Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

www.manorama.ru