Деревянная архитектура. Википедия зодчество
Древнерусское зодчество - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.
До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Общая характеристика[ | ]
Городские и сельские постройки[ | ]
Храмы, церкви и монастыри[ | ]
Большие церкви Древней Руси, возведенные до принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.
Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Крепостные и оборонительные постройки[ | ]
Валы Переславского кремля в Переславле-ЗалесскомВ истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств[1]. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной[2]. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон[3]. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове[3].
Основным видом городских укреплений были городские стены[4]. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под для жилья и хозяйственных нужд[4]. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города[5]. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера[5]. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах[6].
Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом. Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное»[7].
Примечания[ | ]
- ↑ ДР ГЗС, 1985, с. 167.
- ↑ Тихомиров М. Н., 1956, с. 233.
- ↑ 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 234.
- ↑ 1 2 ДР ГЗС, 1985, с. 168.
- ↑ 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 236.
- ↑ Тихомиров М. Н., 1956, с. 237.
- ↑ Тихомиров М. Н., 1956, с. 241.
Литература[ | ]
- Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
- Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
- Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.: Наука, 1986. — 160 с.
- Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
- Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
- Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — С. 233.
- Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
- Фроянов И. Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 269 с.
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid
Зодчество Википедия
Архитекту́ра, или зо́дчество[1] — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы)[2][3], а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека[4]. Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями[2][3]. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность) и эстетические (красота) свойства объектов[2].
Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей[4].
Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство[4], которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства[5].
Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры.
По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, ежегодно в первый понедельник октября отмечается международный профессиональный праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров — Всемирный день архитектуры[6].
Этимология слова «архитектура»[ | код]
Русское слово «архитектура» через посредство польск. architektura заимствовано из лат. architectura[7]. В латинском это слово образовано от architectus «архитектор», которое было заимствовано из др.-греч. ἀρχιτέκτων: αρχι- (главный, старший) и τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель»[8][9].
В русском языке име
ru-wiki.ru
Деревянное зодчество - Википедия
Деревянная архитектура — разновидность архитектуры, связанная с использованием дерева (в отличие от архитектуры каменной, где используют каменные глыбы, кирпич, бетон и т. п.). Присуща многим культурам в которых дерево является местным материалом, доступным сырьем, лесистостью местности, культом древесины (деревянный идол) и др. В искусстве и архитектуре некоторых стран на протяжении веков имела преобладающую роль.
История[ | ]
Наивысший подъём деревянного зодчества на Руси приходится на 17 век. Тогда это был почти единственный строительный материал, а мастерство работы с ним находилось на таком высочайшем уровне, который кажется уже недостижимым сегодня. В частности, при реставрации деревянных храмов Каргополья и Нижне-Новгородского районов поражает отсутствие засечек от топора на обработанных руками плотников тех времён брёвнах. Отсутствие засечек, безусловно, сказалось и на сохранности этих строений. Именно благодаря такому стилю работы, при котором плотник точно рассчитывал силу удара и подкрутку топора, приводивших в сумме к тому, что топор не останавливался в древесине, а срезав щепу, легко отскакивал вверх, мы можем по сей день любоваться этими 400-летними шедеврами их работы.
Начиная с XVIII века новые материалы стали всё более вытеснять дерево. Все эти материалы имели определённое техническое превосходство над традиционным деревом по различным легко оцениваемым признакам: огнестойкости, устойчивости к гниению и грибку, в более позднее время и по теплоизолирующей способности.
Этих явных преимуществ оказалось вполне достаточно, чтобы полностью исчезли профессиональные бригады, владевшие искусством возведения деревянных строений, способных переживать века. Древесина стала рассматриваться как материал, к которому приходится прибегать, только если нет возможности обратиться к чему-то лучшему, например, более дорогому. Работа с деревом велась только в рамках дешёвых строительных проектов и доверяли её тем, кто явно не годился в ряды строительной элиты, работавшей с новыми современными материалами. Поэтому на деревянных строениях середины XX века лежит своеобразная печать упадочничества, грубой и неаккуратной работы. Стиль работы 17 века был полностью утрачен. Не сохранилось ни одного человека, владевшего им.
На рубеже тысячелетий ситуация стала существенно меняться. Значительное количество людей стало замечать, особенно после посещения памятников деревянного зодчества, как угнетают их холодные бетонные коробки домов, в которых они вынуждены жить в сравнении с живым теплом деревянных стен. Всех, кто произносил подобные слова, так или иначе упрекают в субъективизме, но на рубеже тысячелетий уже сформировался значительный слой людей, которые при принятии решений предпочитают опираться на свои чувства, а не на технические аргументы. Именно благодаря им, а может быть ещё и тому, что многие возили своих детей лечить аллергию, приобретённую в «каменных стенах», в деревню, деревянное зодчество получило шанс второго расцвета.
Настоящее время[ | ]
В настоящее время деревянный дом, если он правильно построен, не уступает по своим техническим характеристикам строениям из других строительных материалов, а по некоторым важным параметрам — превосходит. Современные нелетучие антипирены и антисептики не нарушая микроклимат жилья надёжно защищают дерево как от огня, так и от гниения. А вот сейсмостойкость сруба выполненного из цельных брёвен превышает сейсмостойкость практически всех иных конструкций зданий, что при растущей в настоящее время активности земной коры кажется немаловажным. Деревянный дом, как бы красиво он ни был выполнен, не является дорогим. Так как если даже были использованы толстые стволы, приглашён для строительства кран и щедро оплачена бригада профессионалов, всё-равно экономия была достигнута на фундаменте. Такова особенность деревянного зодчества: деревянные дома не требуют дорогостоящего фундамента. Раньше, зачастую, строили вообще без него. Сейчас специалисты рекомендуют все же возвести хотя бы простейший фундамент. Таким образом, на рынке современного жилья, деревянный дом заслуживает одно из самых почётных мест, если даже рассматривать ситуацию с чисто технических позиций.
Но, как известно, современное общество не склонно двигаться в разумном или целесообразном направлении. Масса новейших строительных материалов создаёт вокруг себя такую рекламную шумиху, что перебирая возможные сочетания этих материалов, до традиционных решений заказчики не доходят вообще, останавливаясь на чём то очередном и уступая своей усталости. Поэтому строительство деревянных домов в настоящее время ведётся преимущественно теми, кто осознал что дерево является лучшим материалом для строительства жилья независимо от экономических соображений.
Изучение мнения этих людей должно было бы быть приоритетной задачей так как именно они являются источником финансового наполнения отрасли, но подобные исследования сталкиваются с серьёзной трудностью. Так как мотивация выбора строительного материала не может быть выражена в чётких технических терминах, то в большинстве случаев, её просто избегают приводить ограничиваясь невнятным: «просто нравится». Эту мотивацию удалось выявить более подробно в результате обращения к ещё одной группе людей тесно связанной с новой волной расцвета деревянного зодчества. Но прежде необходимо перечислить и охарактеризовать других участников процесса возрождения деревянного зодчества.
Самым заметным участником являются строительные фирмы, которые никогда раньше деревянным зодчеством не интересовались, а теперь стали активно трудоустраивать тех, кто хоть как-то может держать в руках топор и обеспечивать этих наёмных рабочих заказами через свои наработанные каналы. Фирмам это очень выгодно: оригинальное, а значит дорогое строительство, экономия на фундаментах, случайные, а значит дешёвые рабочие. В таких условиях они даже не будут скупиться на рекламу, создавая себе надувной имидж знатоков деревянного зодчества, которыми они не являются и не могут являться потому что возрождение зодчества происходило не через их усилия, а через кропотливый труд другой группы людей, менее заметной на сцене современности.
Настолько велик был упадок деревянного зодчества, что даже в учебниках по плотницкому делу стало возможным обнаружить неверные рекомендации по использованию плотницкого разметочного инструмента. Поэтому самостоятельно построить качественный дом, научившись всему по книгам, однажды стало просто невозможно. У тех, кто сам пытался построить себе дом из дерева получалось плохо.
В конце второго тысячелетия одним из наиболее упорных энтузиастов деревянного зодчества был разработан аналогичный по функциональности, но более совершенный инструмент разметки. Он позволил не только повысить качество работы до древних стандартов, но и увеличить производительность работы плотника. Он поделился открытием с друзьями — такими же поэтами деревянного зодчества. Вскоре целые бригады по всей России были оснащены новым инструментом. Но это новшество не было отражено ни в книгах ни в периодической литературе. Поэтому оно распространилось только «в кругу друзей». И хотя этот круг оказался широким как земля России, он в то же самое время оказался и на удивление узким. И очертил отчётливой чертой ещё одну группу людей, которая связана с деревянным зодчеством.
Эта группа людей настолько необычна, что требует отдельного описания. Во-первых, выяснилось, что в бригадах, работающих с новым инструментом, никто не курит. Речь рабочих чиста от использования типичных для рабочего класса грубых слов. Использование алкоголя сведено к минимуму, который, наверно, можно охарактеризовать как оправданный с медицинских позиций. Возникает вопрос: Откуда же взялась такая рабочая элита?
В основе её формирования находятся люди пытавшиеся исследовать вопрос наилучшего для человека жилья. Все они в результате своих исследований так или иначе пришли к тому, что возможности дерева в решении этой задачи намного выше, чем у других строительных материалов. Кроме того, что древесина благородных пород дерева продолжает в течение десятков лет выделять целебные испарения своих смол в помещение, где живёт человек, есть и другие более тонкие грани взаимодействия хозяина со своим жилищем, которые стали известны мастерам из разных источников, в ряде случаев из древних книг.
Перед строительством храма бригада древних плотников всегда постилась в течение 40 дней, что вряд ли помогало им поднять физические силы для тяжёлой работы топором. Так и современные нам бригады делают упор не на скорость строительства (хотя в большинстве случаев она выше чем у строительных фирм, так как в бригадах работают настоящие мастера), а на то, чтобы построить уют будущего дома, чтобы этот уют был заложен внутри материала стен. Они понимают что оставляют глубокий отпечаток человеческих отношений сложившихся внутри бригады в стенах строящегося дома. Этот отпечаток будет влиять в течение всего существования дома на жизнь тех, кто в него войдёт. Поэтому он важней скорости строительства.
Это понимание пришло к ним не через обучение на каких-либо курсах. Подобных курсов не существовало, а через призму собственного восприятия мира. Обладая схожей призмой эти люди сдружились несмотря на то, что жили друг от друга часто на огромных расстояниях. Они активно делились между собой своими лучшими наработками и сформировали одно из самых удивительных обществ современности.
Они продолжают брать на обучение людей, но лишь из числа тех, чей внутренний мир сформирован не настолько грубо чтобы утратилась способность воспринимать тонкий смысл строительного ритуала. Поэтому наиболее близки им молодые люди из числа, например, эолов.
Это понимание особенностей древесины, сформировавшееся у строителей посвятивших деревянному зодчеству свою жизнь, приоткрывает нам и причины интереса к дереву у клиентов — у тех, кто просто хочет иметь деревянный дом. И позволяет сформулировать важную рекомендацию для тех, кто готов заказать себе строительство дома: Приоритетным по важности для клиента заказывающего деревянное жильё является выбор строительной бригады. Для того, чтобы жильё впоследствии оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо познакомиться с группой людей, которая берётся его возвести. Она должна быть, как минимум, свободна от пагубных человеческих привычек, информация о которых способна фиксироваться материалом стен и впоследствии оказывать влияние на живущих в доме в течение всего его существования.
Технические особенности[ | ]
Новый виток деревянного зодчества, конечно, имеет свои особенности: топор и ручная пила всё меньше используются на стройплощадке, вместо них сейчас чаще можно заметить бензопилу и кран. Но это не значит, что качество возводимых строений сейчас хуже. Если оценивать новые строения по всему спектру параметров характеризующих жильё, то у лучших современных бригад он уже начинает превосходить то, что нам известно как высочайшие достижения 17 века.
А строительные фирмы активно учатся у них. В частности, за свои деньги проводят тихие (скрытые от прессы) соревнования плотников. В этих соревнованиях побеждают бригады, но фирмы наблюдают за техникой их работы, методикой применения инструмента, затем обучают своих рабочих, постепенно подтягивая их уровень. Из того, как это активно происходит, становится видно, что деревянное зодчество — действительно современно.
Литература[ | ]
- Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского Севера: Страницы истории. — Л.: Стройиздат, 1981 год.
encyclopaedia.bid