КИЕВСКАЯ РУСЬ. Киевская русь это


КИЕВСКАЯ РУСЬ - это... Что такое КИЕВСКАЯ РУСЬ?

 КИЕВСКАЯ РУСЬ КИЕВСКАЯ РУСЬ, смотри Древнерусское государство.

Современная энциклопедия. 2000.

  • КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
  • КИЕВСКИЙ МУЗЕЙ ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА

Смотреть что такое "КИЕВСКАЯ РУСЬ" в других словарях:

  • Киевская русь — 862 1240 …   Википедия

  • КИЕВСКАЯ РУСЬ — КИЕВСКАЯ РУСЬ, см. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. Источник: Энциклопедия Отечество государственное объединение русского народа вокруг Киевской земли в IX XI вв. Еще в VIII в. Древняя Русь состояла из земель княжений, во главе которых стоял князь со… …   Русская история

  • Киевская Русь —         Искусство Киевской Руси сложилось и достигло расцвета в IX XII вв. в период формирования и интенсивного развития раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве. Сложные идейно художественные задачи, возникавшие в ходе… …   Художественная энциклопедия

  • Киевская Русь — древнерусское государство 9 начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян Новгорода и Киева, а также земель (поселения… …   Политология. Словарь.

  • Киевская Русь — (Kiev Rus), историч. ядро России. Киев, возможно, основан в 6 или 7 в. н.э. как центр ранне феод. гос ва, в 9 13 вв. управлялся Рюриковичами. Ок. 878 г. князь Игорь из Новгорода спустился по Днепру и сделал Киев столицей варяжско русского… …   Всемирная история

  • Киевская Русь — У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская Русь (значения). Киевская Русь …   Википедия

  • Киевская Русь —         раннефеодальное государство 9 начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8 9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р.… …   Большая советская энциклопедия

  • КИЕВСКАЯ РУСЬ — раннефеод. гос во 9 нач. 12вв., сложившееся в Вост. Европе на рубеже 8 9 вв. на базе вост. слав. племен, древним культ. центром к рых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р. охватывала огромную терр. от Таманского п ова на Ю., Днестра… …   Советская историческая энциклопедия

  • Киевская Русь — см. Древнерусское государство. * * * КИЕВСКАЯ РУСЬ КИЕВСКАЯ РУСЬ, см. Древнерусское государство (см. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО) …   Энциклопедический словарь

  • Киевская Русь — К иевская Р усь …   Русский орфографический словарь

Книги

  • Киевская Русь, Вернадский Георгий Владимирович. Эта книга о том, как образовалось, крепло, развивалось и погибло первое русское государство. Возникшее в IX веке под властью Рюриковичей, воспринявшее через Византиюхристианскую культуру,… Подробнее  Купить за 775 руб
  • Киевская Русь, Вернадский Г.. Эта книга о том, как образовалось, крепло, развивалось и погибло первое русское государство. Возникшее в IX веке под властью Рюриковичей, воспринявшее через Византиюхристианскую культуру,… Подробнее  Купить за 616 руб
  • Киевская Русь, Вернадский Георгий В.. Эта книга о том, как образовалось, крепло, развивалось и погибло первое русское государство. Возникшее в IX веке под властью Рюриковичей, воспринявшее через Византиюхристианскую культуру,… Подробнее  Купить за 566 руб
Другие книги по запросу «КИЕВСКАЯ РУСЬ» >>

dic.academic.ru

Киевская Русь - это... Что такое Киевская Русь?

 Киевская Русь Киевская Русь древнерусское государство 9 - начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность.

Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.

Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

  • Киевская земля
  • Киевское княжество

Смотреть что такое "Киевская Русь" в других словарях:

  • Киевская русь — 862 1240 …   Википедия

  • КИЕВСКАЯ РУСЬ — КИЕВСКАЯ РУСЬ, см. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. Источник: Энциклопедия Отечество государственное объединение русского народа вокруг Киевской земли в IX XI вв. Еще в VIII в. Древняя Русь состояла из земель княжений, во главе которых стоял князь со… …   Русская история

  • КИЕВСКАЯ РУСЬ — КИЕВСКАЯ РУСЬ, смотри Древнерусское государство …   Современная энциклопедия

  • Киевская Русь —         Искусство Киевской Руси сложилось и достигло расцвета в IX XII вв. в период формирования и интенсивного развития раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве. Сложные идейно художественные задачи, возникавшие в ходе… …   Художественная энциклопедия

  • Киевская Русь — (Kiev Rus), историч. ядро России. Киев, возможно, основан в 6 или 7 в. н.э. как центр ранне феод. гос ва, в 9 13 вв. управлялся Рюриковичами. Ок. 878 г. князь Игорь из Новгорода спустился по Днепру и сделал Киев столицей варяжско русского… …   Всемирная история

  • Киевская Русь — У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская Русь (значения). Киевская Русь …   Википедия

  • Киевская Русь —         раннефеодальное государство 9 начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8 9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р.… …   Большая советская энциклопедия

  • КИЕВСКАЯ РУСЬ — раннефеод. гос во 9 нач. 12вв., сложившееся в Вост. Европе на рубеже 8 9 вв. на базе вост. слав. племен, древним культ. центром к рых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р. охватывала огромную терр. от Таманского п ова на Ю., Днестра… …   Советская историческая энциклопедия

  • Киевская Русь — см. Древнерусское государство. * * * КИЕВСКАЯ РУСЬ КИЕВСКАЯ РУСЬ, см. Древнерусское государство (см. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО) …   Энциклопедический словарь

  • Киевская Русь — К иевская Р усь …   Русский орфографический словарь

Книги

  • Киевская Русь, Вернадский Георгий Владимирович. Эта книга о том, как образовалось, крепло, развивалось и погибло первое русское государство. Возникшее в IX веке под властью Рюриковичей, воспринявшее через Византиюхристианскую культуру,… Подробнее  Купить за 775 руб
  • Киевская Русь, Вернадский Г.. Эта книга о том, как образовалось, крепло, развивалось и погибло первое русское государство. Возникшее в IX веке под властью Рюриковичей, воспринявшее через Византиюхристианскую культуру,… Подробнее  Купить за 616 руб
  • Киевская Русь, Вернадский Георгий В.. Эта книга о том, как образовалось, крепло, развивалось и погибло первое русское государство. Возникшее в IX веке под властью Рюриковичей, воспринявшее через Византиюхристианскую культуру,… Подробнее  Купить за 566 руб
Другие книги по запросу «Киевская Русь» >>

dic.academic.ru

Киевская Русь — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!

Киевская Русь — государство, сложившееся в IX—X вв. на Восточно-Европейской равнине и называвшееся в то время Русью или Русской землёй.

История создания[править]

В V—VIII вв. славянские племена, до этого обитавшие на территории примерно от Вислы до среднего течения Днепра, втянулись в общеевропейский процесс великого переселения народов. В ходе расселения они заняли обширные территории в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе и разделились на три ветви — западных, южных и восточных славян. Расселение ускорило разложение родоплеменного строя и после завершения передвижения у славян сформировались новые общества — племенные княжества, объединявшиеся в союзы. Эти образования были уже не племенными, а территориально политическими, хотя ещё и не являлись государствами.

В IX—X вв. территории славянских догосударственных общностей — древлян, северян, дреговичей, кривичей, радимичей, словен, волынян, хорватов, уличей, тиверцев, вятичей — были объединены под властью князей наиболее сильного восточнославянского политического образования, которое сложилось на основе общности полян и получило политико-географическое наименование Русь. Первоначальная территория Руси располагалась в среднем Поднепровье. Столицей её стал Киев. В X в. в Киеве утвердилась княжеская династия, происходившая, по преданию, от выходца из Скандинавии Рюрика.

Этнический состав населения[править]

Границы Киевской Руси сложились в основном к концу X в. и оставались стабильными в последующее время. Они соответствовали территории расселения восточнославянского этноса, оформившегося к этому времени в так называемую древнерусскую народность — этническую общность, называвшуюся Русью. В состав государства Русь вошло и несколько неславянских (финноязычных) народов, обитавших в Волго-Окском междуречье и близ побережья Финского залива; они были постепенно ассимилированы. Кроме того, около 20 финно- и балтоязычных племён, не входя непосредственно в территорию Древнерусского государства, находились в зависимости от русских князей и были обязаны платить им дань.

Внешняя политика[править]

Русь стала крупнейшей и сильнейшей державой в Восточной Европе. В IX в. наиболее опасным её противником был Хазарский каганат — тюркское государство, занимавшее в VII в. междуречье Нижнего Дона и Волги. Некоторые восточнославянские общности находились одно время в зависимости от него. В 965 киевский князь Святослав (ок. 945—972) нанёс решающий удар Хазарскому каганату и положил конец его существованию.

Важным направлением русской внешней политики стали отношения с Византией. Периоды мира, во время которых процветали торговые связи, сменялись военными конфликтами. Трижды — в 860, 907 и 941 годах — русские войска подступали к столице Византии — Константинополю; ожесточённую войну вёл с Византией на Балканах в 970—971 годах князь Святослав. Результатом войн стали русско-византийские договоры 907, 911, 944 и 971 годов; их тексты сохранились до наших дней.

Серьёзную опасность для южных границ Руси представляли набеги тюркских кочевых племён, обитавших в степной зоне Северного Причерноморья, — печенегов (в X — первой половине XI в.) и сменивших их в середине XI в. половцев (кипчаков). Отношения и здесь не были однозначными — с половцами русские князья не только воевали, но и нередко вступали в политические союзы.

Обширные связи поддерживала Русь и со странами Центральной и Западной Европы. В частности, русские князья заключали династические браки с правителями Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Франции, Англии, Польши, Венгрии, Византии. Так, киевский князь Ярослав Мудрый (1019—1054) был женат на дочери шведского короля — Ингигерд, его дочери были замужем: Анастасия — за венгерским королём Андреем, Елизавета — за норвежским королём Харальдом, а после его смерти — за датским королём Свейном, Анна — за королём Франции Генрихом I. Сын Ярослава Мудрого — Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын Владимир — на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, погибшего в 1066 в битве при Гастингсе. Женой Мстислава Владимировича была дочь шведского короля Христина.

Общественный строй[править]

Общественный строй в Киевской Руси, как и в других средневековых государствах Европы, формировался как феодальный, основанный на сочетании крупной земельной собственности с зависимым мелким крестьянским хозяйством. Первоначально на Руси преобладали государственные формы феодальных отношений. Господствующий класс был представлен военно-служилой знатью русских князей — дружиной. Дружина осуществляла сбор дани с земледельческого населения: полученный доход распределялся князем между дружинниками. Система сбора дани сложилась уже в IX в. В X в. появляется индивидуальная форма феодальной земельной собственности — вотчина. Первыми вотчинниками стали князья; в XI в. развивается землевладение дружинников (в первую очередь верхушки дружины — бояр) и церкви. Часть крестьян переходила из разряда государственных данников в зависимость от частных землевладельцев. Вотчинники использовали в своих хозяйствах также труд рабов — холопов. Но ведущую роль продолжали играть государственно-даннические формы феодальных отношений. В этом заключалась особенность Руси в сравнении с Западной Европой, где вотчинное (сеньориальное) землевладение быстро заняло преобладающие позиции.

Социальная структура населения[править]

В социальной структуре древнерусского общества верхнюю ступеньку занимали князья Рюриковичи. Следом стояла «старейшая дружина» — бояре, затем шла «молодшая дружина» — детские и отроки. Основная масса сельского и городского населения, не принадлежавшего к господствующему классу и нёсшего повинности в пользу государства или частных землевладельцев, носила название «люди». Существовала особая категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя, — смерды. Во 2-й половине XI в. появились «закупы» — так называли тех, кто попал за долги. Низшую ступеньку социальной иерархии занимали рабы — «холопы», «челядь».

Феодальная раздробленность[править]

С конца X в. (времени окончательного формирования территории Древнерусского государства) и до середины XII в. Русь представляла собой относительно единое государство. Его составными частями были волости — территории, в которых княжили родственники киевского князя — верховного правителя Руси. Постепенно самостоятельность волостей усиливалась. Они закреплялись за определёнными ветвями разросшегося княжеского рода Рюриковичей. В каждой волости формировалось вотчинное землевладение той или иной княжеской ветви. Этот процесс наметился уже во второй половине XI в. В первой трети XII в. князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1113—1125) и его сыну Мстиславу (1125—1132) удавалось ещё сохранять государственное единство Руси. Но после смерти Мстислава Владимировича процесс дробления приобрёл необратимый характер. В результате к середине XII в. окончательно сформировался ряд фактически самостоятельных княжеств. Это княжества Киевское (номинально киевский князь продолжал считаться «старейшим» на Руси), Черниговское, Смоленское, Волынское, Галицкое, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Переяславское, Муромское, Рязанское, Турово-Пинское, а также Новгородская земля, где существовала особая форма правления, при которой князья приглашались по воле местного боярства. Самостоятельные княжества стали называться землями. Наступил период феодальной раздробленности. Земли, каждая из которых была крупнее европейского государства, стали вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными государствами и между собой. По мере обособления княжеств междоусобная борьба, до этого периодически вспыхивавшая и в рамках единого государства, превратилась в почти непрерывную войну. Князья вели ожесточённую борьбу за расширение подвластных им территорий. Больше всего их привлекало киевское княжение. Киевский князь номинально продолжал считаться «старейшим» на Руси, и при этом киевское княжество не стало «отчиной» (наследственным владением) какой-нибудь княжеской ветви: на него сохраняли право претендовать большинство русских князей. Привлекали князей также в их борьбе новгородское, а с начала XIII в. — галицкое княжение.

Правовая система[править]

Становление феодальных отношений и феодального государства сопровождалось формированием правовой системы. Кодекс законов Древней Руси, называвшийся «Правда Русская», первоначально бытовал в устной форме. В X в. некоторые его нормы были включены в договоры Руси с Византией 911 и 944 годов. В первой половине XI в., в княжение Ярослава Мудрого, утверждаются два законодательных кодекса — «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей», в совокупности составившие так называемую Краткую редакцию «Русской Правды». В начале XII в. по инициативе Владимира Мономаха создаётся Пространная редакция «Русской Правды», в которую помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого, вошёл «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений (возникновение боярского землевладения, категорий лично зависимого от феодалов населения и др.).

В конце X в., при князе Владимире Святославиче (ок. 980—1015), на Руси было введено христианство в его православном (византийском) варианте (отдельные представители русской знати принимали крещение, начиная со второй половины IX в., христианкой была бабка Владимира княгиня Ольга). Акт государственного принятия христианства состоялся в конце 80-х годов X в. Фактически же распространение и утверждение новой религии в народе растянулось на многие десятилетия и даже столетия. Принятие христианства знаменовало собой определённый рубеж. К этому времени окончательно сформировалась территория Киевской Руси, были ликвидированы местные княжения в восточнославянских догосударственных общностях: все их земли перешли под власть князей из рода Рюриковичей.

Ко времени принятия христианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос её международный авторитет, сложилась самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства; складывался эпос; его сюжеты сохранились в записанных много веков спустя былинах. Не позднее конца IX — начала X в. на Руси появились славянские азбуки — кириллица и глаголица.

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течение столетия к этому времени являвшейся христианским государством), приобщил страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них — к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Её оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного — славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык, незнакомый большинству населения, и вследствие этого раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной).

Уже в XI в. появляется оригинальная древнерусская литература. Она стала самой значительной по своим достижениям в русской средневековой культуре. К выдающимся литературным памятникам мирового средневековья относятся такие произведения, как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (середина XI в.), «Поучение» Владимира Мономаха (начало XII в.), «Повесть временных лет» (начало XII в.), «Слово о полку Игореве» (конец XII в.), «Слово Даниила Заточника» (конец XII в.), «Слово о погибели Русской Земли» (середина XIII в.).

Высокого уровня достигла древнерусская архитектура. Среди её наиболее выдающихся памятников, сохранившихся до наших дней, — соборы святой Софии в Киеве и Новгороде (середина XI в.), Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире (вторая половина XII в.), церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (первая половина XIII в.).

Причина падения государства[править]

В середине XIII в. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи — центральноазиатского государства, распространившего свои завоевания на территории от Тихого океана до Центральной Европы. Усиление обособления русских княжеств, междоусобные войны, обострившиеся в 30-е годы XIII в., не позволили организовать серьёзного отпора: князья были разбиты поодиночке. На долгих 240 лет на Руси установилось золотоордынское иго. Одним из политических последствий этих событий стало расхождение путей развития русских земель. На территориях Северо-Восточной Руси (бывшее Владимиро-Суздальское княжество) и Новгородской земли в XIV—XV вв. формируется Российское государство со столицей в Москве, складывается русская (великорусская) народность. Западные и южные русские земли в конце XIII — начале XV в. включаются в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. На их территориях начинают формироваться украинская и белорусская народности.

Восточнославянская средневековая цивилизация, сложившаяся в Киевской Руси, оставила яркий след в истории. Она сформировалась в регионе, где переплетались взаимные влияния — византийское, западноевропейское, восточное, скандинавское. Восприятие и переработка этих разнообразных социальных, политических и культурных элементов во многом определили самобытность древнерусской цивилизации.

Несмотря на тяжёлые последствия иноземного нашествия XIII в., наследие Киевской Руси сыграло основополагающую роль в становлении трёх ныне существующих славянских народов.

www.wikiznanie.ru

КИЕВСКАЯ РУСЬ - ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?

Ты, наверное, слышал, что Киев называют часто: «мать городов русских»? Это справедливо. Именно Киев был столицей первого большого древнерусского государства — Киевской Руси, которое существовало с 9 по 12 век. В старинных ЛЕТОПИСЯХ есть легенда о том, что славяне прислали гонцов в Скандинавию к воинственным варягам (как их называли на Руси). И будто сказали: «Придите княжить и властвовать нами». На самом деле всё происходило не совсем так. Хотя первыми киевскими князьями были действительно варяги, но никто не звал их на княжеский престол. Они захватили власть в уже существовавшем государстве. А их потомки обрусели, забыли о своём варяжском происхождении, стали русскими князьями.

Киевская РусьКиевская Русь была сильным государством. Князь Олег со своими дружинами доходил даже до стен столицы Византийской империи — Константинополя (сейчас это город Стамбул в Турции). Киевские князья были связаны родственными отношениями с правителями многих европейских стран: Франции, Швеции и Норвегии, Польши и Венгрии.

По-разному жили люди в Киевской Руси. Богатые наряды, просторные и затейливо украшенные хоромы принадлежали князю, его боярам и дружинникам. Иначе жилось смердам (крестьянам) и горожанам в небольших избах, топившихся «по-чёрному», без трубы.

Грамотные люди были только среди бояр, купцов да горожан.

Власть в государстве принадлежала князьям и их дружинникам, а содержали их простые люди — ремесленники и смерды. Князь с дружинниками объезжал свои земли и собирал дань. Такой сбор даниназывался полюдье. Однажды, когда князь Игорь собирал дань со славянского племени древлян, ему показалось, что дани мало. Он вернулся и потребовал дани снова. Но древляне сказали: «Повадится волк по овцы — всё стадо перетаскает до одной, пока его не убьют». Они восстали и убили князя. Это только один из эпизодов борьбы крестьян против власти князей и дружинников.

При князе Ярославе Мудром в Киевской Руси появились первые писаные законы—«Русская правда». И конечно, они защищали богатых, притесняя бедных. За убийство княжеского приближённого присуждали огромный штраф — 80 гривен, а за убийство смерда—всего 5 гривен. Князь и его приближённые — бояре и дружинники — захватили земли крестьян. Крестьяне старались вернуть себе землю и рубили деревья с княжескими и боярскими знаками, перепахивали межи. «Русская правда» считала это преступлением и устанавливала жестокие наказания для крестьян.

С глубокой древности славяне поклонялись множеству разных богов и главному из них — богу грома и молнии — Перуну. Но в 10 в., чтобы ещё больше укрепить княжескую власть, понадобилась другая религия.

Такую религию — христианство — заимствовали у могущественной Византии. В 988 г. киевский князь Владимир торжественно крестился вместе со своими приближёнными. Потом тысячи простых людей загнали в Днепр и под пение попов тоже совершили над ними обряд крещения. Статуи древних славянских богов были уничтожены. Так началось христианство на Руси.

Народ чувствовал, что христианство выгодно его угнетателям. Да к тому же приходилось кормить попов: отдавать им десятую часть урожая. Сопротивление людей, не желавших становиться христианами, князья подавляли силой. О двух княжеских дружинниках говорили: «Добрыня крестит огнём, а Путята мечом».

Но христианство принесло на Русь и немало полезного: оно ускорило распространение письменности, книг, появление грамотных людей.

Киевская Русь просуществовала до середины 12 в., а потом постепенно распалась на несколько отдельных княжеств. Киевский князь считался старшим среди князей, но власть его была ограничена. Жадные и воинственные князья воевали друг с другом за богатые земли. Они заманивали друг друга в ловушки, часто предательски убивали или ослепляли соперников.

Киевская Русь была государством единой древнерусской народности. Из племён, входивших в неё, впоследствии образовались три братских славянских народа — русские, украинцы и белорусы. Лишь через много веков все земли, входившие в Киевскую Русь, вновь объединились в одном Русском государстве.О Киевской Руси 11 и 12 веков, о киевских князьях интересно рассказывают повести Б. Прилежаевой-Барской «В древнем Киеве» и О. Гурьян «Набег».

 

www.what-who.com

Киевская Русь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................................................... 3

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В IX веке......................................................................... 4

2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ КОНЦА IX – НАЧАЛА ХII в................................................................................................................ 7

3. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ....................................................................................................................... 10

4. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУСИ............................................................................................... 11

5. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА РУСИ......................................................................................... 13

6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ.............................................................................................................................................. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................................................ 19

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................................................................................. 21

На протяжении VI—IХ вв. у восточных славян шел процесс классообразования и создания предпосылок феодализма. Территория, на которой начала складываться древнерусская государственность, находилась в месте пересечения путей, по которым шла миграция народов и племен, пролегали кочевые трассы. Южнорусские степи были ареной бесконечной борьбы перемещающихся племен и народов. Нередко славянские племена нападали на пограничные регионы Византийской империи.

В VII в. в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом образовалось хазарское государство. Славянские племена в районах Нижнего Дона и Азова попали под его владычество, сохранив, однако, определенную автономию. Территория хазарского царства распространялась до Днепра и Черного моря. В начале VIII в. арабы нанесли хазарам сокрушительное поражение, и через Северный Кавказ глубоко вторглись на север, дойдя до Дона. Большое число славян — союзников хазар — было взято в плен.

С севера в русские земли проникают варяги (норманны, викинги). В начале VIII в. они обосновываются вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля, установив контроль над территорией от Новгорода до Смоленска. Часть северных колонистов проникает в южную Россию, где они смешиваются с русами, приняв их наименование. В Тмутаракане образуется столица русско-варяжского каганата, вытеснившего хазарских правителей. В своей борьбе противники обращались за союзом к константинопольскому императору.

В такой сложной ооетановке происходила консолидация славянских племен в политические союзы, которые стали зародышем оформления единой восточнославянской государственности.

В IX в. в результате многовекового развития восточнославянского общества образовалось раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве. Постепенно в Киевской Руси объединились все восточнославянские племена.

Рассматриваемая в работе тема истории Киевской Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения национального самосознания россиян. Признаком возрождения нации является и все возрастающий интерес к историческому прошлому русского народа, к его духовным ценностям.

Время с VI по IX в.— это еще последняя стадия первобытнообщинного строя, время классообразования и незаметного, на первый взгляд, но неуклонного роста предпосылок феодализма. Ценнейшим памятником, содержащим сведения о начале Русского государства, является летописный свод «Повесть временных лет, откуда пошла Русская земля, и кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала», составленный киевским монахом Нестором около 1113 г.

Начав свой рассказ, как и все средневековые историки, со всемирного потопа, Нестор повествует о расселении в древности западных и восточных славян в Европе. Он делит восточнославянские племена на две группы, уровень развития которых, согласно его описанию, был неодинаков. Одни из них жили, по его выражению, «зверинским образом», сохраняя черты родового строя: кровную месть, пережитки матриархата, отсутствие брачных запретов, «умыкание» (похищение) жен и т. д. Этим племенам Нестор противопоставляет полян, в земле которых был построен Киев. Поляне — это «смысленные мужи», у них уже утвердилась патриархальная моногамная семья и, очевидно, изживалась кровная месть (они «отличаются кротким и тихим нравом»)[1] .

Далее Нестор повествует о том, как был создан город Киев. Княживший там князь Кий, по рассказу Нестора, приезжал в Константинополь в гости к императору Византии, который принял его с большими почестями. Возвращаясь из Константинополя, Кий построил город на берегу Дуная, предполагая обосноваться здесь надолго. Но местные жители враждебно отнеслись к нему, и Кий вернулся на берега Днепра.

Первым историческим событием на пути создания Древнерусского государств Нестор считал образование княжества полян в Среднем Приднепровье. Сказание о Кии и его двух братьях распространилось далеко на юг, и было занесено даже в Армению.

Ту же картину рисуют византииские писатели VI в. В царствование Юстиниана огромные массы славян продвинулись к северным рубежам Византийской империи. Византийские историки красочно описывают вторжение в пределы империи славянских войск, уводивших пленных и увозивших богатую добычу, заселение империи славянскими колонистами. Появление на территории Византии славян, у которых господствовали общинные отношения, содействовало изживанию здесь рабовладельческих порядков и развитию Византии по пути от рабовладельческого строя к феодализму.

Успехи славян в борьбе с могущественной Византией свидетельствуют о сравнительно высоком для того времени уровне развития славянского общества: уже появились материальные предпосылки для снаряжения значительных военных экспедиций, а строй военной демократии позволял объединять крупные массы славян. Далёкие походы содействовали усилению власти князей и в коренных славянских землях, где создавались племенные княжения.

Археологические данные вполне подтверждают слова Нестора о том, что ядро будущей Киевской Руси начало складываться на берегах Днепра тогда, когда славянские князья совершали походы в Византию и на Дунай, во времена, предшествующие нападениям хазар (VII в.).

Создание значительного племенного союза в южных лесостепных областях облегчало продвижение славянских колонистов не только в юго-западном (на Балканы), но и в юго-восточном направлении. Правда, степи были заняты различными кочевниками: болгарами, аварами, хазарами, но славяне Среднего Приднепровья (Русской земли) сумели, очевидно, и оградить свои владения от их вторжений, и проникнуть в глубь плодородных чернозёмных степей. В VII—IX вв. славяне жили и в восточной части хазарских земель, где-то в Приазовье, участвовали совместно с хазарами в военных походах, нанимались на службу к кагану (хазарскому правителю). На юге славяне жили, очевидно, островками среди других племён, постепенно ассимилируя их, но в то же время и воспринимая элементы их культуры.

На протяжении VI—IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родоплеменные институты, шёл процесс классообразования. В качестве важнейших явлений в жизни восточного славянства на протяжении VI—IX вв. следует отметить развитие пашенного земледелия и выделение ремесла; распад родовой общины как трудового коллектива и выделение из неё индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину; рост частной земельной собственности и формирование классов; превращение племенного войска с его оборонительными функциями в дружину, господствующую над соплеменниками; захват князьями и знатью племенной земли в личную наследственную собственность.

К IX в. повсеместно на территории расселения восточных славян образовалась значительная площадь расчищенных от леса пахотных земель, свидетельствовавшая о дальнейшем развитии производительных сил при феодализме. Объединением небольших родовых общин, для которого характерно известное единство культуры, являлось древнеславянское племя . Каждое из этих племен собирало народное собрание (вече) Постепенно усиливалась власть племенных князей. Развитие межплеменных связей, оборонительные и наступательные союзы, организация совместных походов и, наконец, подчинение сильными племенами своих более слабых соседей — все это приводило к укрупнению племен, к объединению их в более значительные группы.

Описывая время, когда происходил переход от родоплеменных отношений к государству, Нестор отмечает, что в различных восточнославянских областях были «свои княжения». Это подтверждается и данными археологии.

Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе все восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжелом коллективном труде по подсеке и корчевке леса значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины.

Разложение первобытнообщинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всемирно-историческом масштабе. В процессе классообразования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.

В IX—Х вв. формируются антагонистические классы феодального общества. Повсеместно увеличивается количество дружинников, усиливается их дифференциация, идёт выделение из их среды знати — бояр и князей.

mirznanii.com