Река Смородина и Калинов мост. Калинов мост смородина река


Калинов мост, река Смородина – проклятые места у древних славян

Русские народные сказки изобилуют многочисленными фольклорными элементами. Заморское тридевятое царство, молочные реки и кисельные берега, камень бел-горюч, под которым спрятаны несметные богатства, или же таинственный Синь-Камень... Многим читателям все эти названия знакомы с детства. Но известно ли вам, что изначально многие из этих невинных элементов детских сказок имели совершенно другое значение и наводили ужас на наших далёких предков?

 

Взять, к примеру, Калинов мост. На первый взгляд, невинное название, вызывающее ассоциацию с деревянным мостиком, украшенным цветущий калиной. Однако в легендах древних славян Калинов мост происходил от слова «калить», то есть раскалять железо добела. Богатырь, желающий доказать свою удаль, должен был перейти этот пышущий жаром мост, тут можно заметить своего рода отсылку к греческой реке Стикс. Разумеется, перейти по раскаленному металлическому мосту физически невозможно. Поэтому «перейти по Калинову мосту» фактически означало «отправиться на тот свет».

Горящий Калинов мост

Как повествует легенда, Калинов мост перекинут через реку Смородину, чьё плодово-ягодное название тоже может сбить читателя с толку. Название реки Смородины произошло от слова «смрад, смердящий», то есть издающий резкий неприятный запах. А смердела река Смородина потому, что в ее водах плавало множество трупов.

Река Смородина - мертвая вода

Между прочим, в языческие времена славянские племена нередко вели междоусобной войны, случалось и так, что трупы павших врагов сбрасывали в водоемы. Так что река Смородина может быть не только художественным образом, но и отсылкой к мрачным событиям давно минувших веков.

 

Избушка на курьих ножках

Очень часто встречается в славянских сказках это мифическое жилище лесной колдуньи Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках имеет не только весьма экзотический внешний вид, но и некоторые зачатки интеллекта. Во всяком случае, она умеет выполнять простейшие команды, к примеру, повернуться к лесу задом и передом к подъезжающему богатырю. В некоторых легендах избушка на курьих ножках помогает Бабе Яге сражаться с врагами или же уносит свою обладательницу в топкие болота, помогая ей спастись бегством. Откуда же взялся столь поэтичный собирательный образ?

Согласно одной из версий, избушка на курьих ножках – это обычный лабаз (кладовка  на высоких подпорках), которую соорудил охотник, чтобы уберечь свое имущество от зверей. Слово «курья» в некоторых диалектах означает «небольшой ручеек», тогда как ношка (изначально это слово произносилось именно с буквой «ш») – это мера земли. Соответственно, избушкой на курьих ножках можно назвать небольшой домик у ручья.

Избушка на курьих ножках в лесу

Вторая версия происхождения термина гораздо более интересна. Есть мнение, что ещё до прихода славян в лесах жили дикие племена, практиковавшие так называемую «срубную культуру» – обычай хоронить покойников в небольших деревянных срубах, установленных на подпорки. Впоследствии племена вымерли или были истреблены врагами, а вот похоронные домики остались. Теперь представьте себе ситуацию: идёт по лесу ничего не подозревающий человек и набредает на эдакую избушку на курьих ножках. От любопытства заглянет внутрь, а там – истлевшая мумия покойника! Немудрено и Бабу-Ягу себе вообразить!

Существует еще одна версия происхождения избушки на курьих ножках, также связанная с погребальными обрядами. Некоторые славянские племена сжигали покойников, предварительно положив их на деревянный настил, установленный на подпорках. Во время кремации эти ножки-подпорки начинали дымиться, иначе говоря, куриться. Возможно, именно отсюда и взялось поверье о курьих (курящихся) ножках.

 

Мрачное Кощеево царство

Кощей Бессмертный, он же Чернобог – это один из самых мощных и таинственных персонажей славянского пантеона. Его можно было бы сравнить с греческим Аидом (повелителем загробного мира), если бы не одно «но». В отличие от Аида, Кощей Бессмертный всё-таки может умереть, если богатырю удастся отыскать и сломать некую иглу, заключенную в курином яйце, в золотом ларце.

мрачное царство Кощея Бессмертного

Попасть в гости к Кощею нелегко: вот как раз для этого и нужно перейти Калинов мост, перекинувшийся через реку Смородину. А выйти к этому мосту богатырю обычно помогал специальный клубок, подаренный Бабой-Ягой, проживающий в избушке на курьих ножках. Клубок постепенно разматывался, и приводил добра молодца к нужному месту. Здесь тоже можно увидеть отсылку к путеводной нити Ариадны, которая помогла Тесею выбраться из лабиринта минотавра.

Если попасть в кощеево царство непросто, то выйти из него живым так и вовсе почти невозможно! Во всяком случае, для этого богатырю потребуется помощь верного товарища, в качестве которого обычно выступает заколдованный конь. Истолковать этот элемент народных былин несложно – ведь именно быстрый конь в старину помогал спастись воину, случайно угодившему в окружение врагов.

 

valtasar.ru

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.

Река Смородина - это Огненная река. Само название "Смородина" имеет древнее толкование. Смородина - красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова "Смородина". Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова "смород", который обозначал сильный и резкий запах, иногда  вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру "смородом" назывались даже благовония.  Даль в своих записях называет ягоду смородину - ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина - ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову "калить", "накалять", "раскалять", т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку.  Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

Академик Борис Рыбаков выдвинул другую точку зрения. По его мнению Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.

 

Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, в древнегреческом язычестве существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной - препятствие на пути души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.

Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются очень древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени и новой установившейся религии, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют "Чудо-Юдо", иногда "Змей-Горыныч".

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

Существовали  традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.

 

Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название - река "Сестра". Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского - река Смородина, Систер - смородина, йоке - река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре. Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как - Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения и до сих пор они существуют только лишь в виде версий.

maxpark.com

Калинов мост — Магия Шувани

Калинов мост сделан не из растения калина; хотя названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «калить», которое означает разогрев твердого материала (например металла) докрасна и/или добела.

Река Смородина также называется Огненной; потому мост через нее и представляется докрасна раскаленным. Таким образом, это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накалить», «раскаленный», «окалина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был есть персонаж Калин-царь.

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мертвых (сопоставимо с явью и навью в родноверии). Мост этот является границей, последним рубежом, перед царством Мораны, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мертвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев и других образов).

Итак, название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова «смород». Оно употреблялось на Руси в XI-XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — «Смородина».

Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает ее описаниям в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Так «эффектно» гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, — видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается.

калинов мост2

Образ Калинова моста, как некоего рубежа, встречается во многих легендах, сказаниях, а также обрядах и заговорах. И нередко, значения этого символа были совершенно противоположны. Так, в одно время, фраза «Перейти Калинов мост» — означала смерть, а в другое время, фраза «Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту» — означала любить.

Во время похорон, процессия, под причитания плакальщиц, должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир, и усложнить возможность ее возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь»), воспроизводится процесс похорон, с переходом Калинова моста. Иногда переход по Калинову мосту означал лишь расставание с молодостью.

Согласно древним преданиям, чтобы попасть в мир мертвых, нужно было пересечь Долину смерти, пройти по Калинову мосту и победить «драконов Нави», охраняющих путь из царства мертвых в благодатные земли. Легендарная долина смерти затаилась за перевалом, название которого переводится как черный. Даже песок здесь черного цвета! Смородина – река смерти, отделяющая Явь и Навь, мир живых – и мир усопших. В сказках говорится, что перебраться через Смородину можно только по Калинову мосту, на котором и происходили сражения богатырей с огнедышащими хранителями царства мертвых. А рядом с Калиновым мостом стоит гигантская каменная голова. Это – сын бога подземного царства и страж Калинова моста.

калинов мост3

Но в основном в русских народных поверьях Калинов мост соединяет два берега мифической реки Смородины.Считается также, что вместо воды в этой реке огонь, который нагревает мост, отчего его и назвали Калиновым, то есть каленым. Потому Калинов мост — это рубеж между Добром и Злом. И поэтому его чаще всего упоминали в заговорах, отпугивающих нечистую силу и исцеляющих болезни.

Например, чтобы вылечить больного человека, в то время, когда он спит, кто-то из родных должен положить ему на лоб смоченную в холодной родниковой воде тряпочку и сказать шепотом 3 раза заговор:Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. Да будет так! Бывать по сему.

Если на человеке порча или сглаз, то он должен выложить на земле круг из рябиновых или калиновых веточек, встать в его центр и сказать 3 раза такие слова заговора:По Калинову мосту иду, от берега темного, к берегу светлому, поднимаются волны огненные, поднимаются волны смрадные, нечистого духа во мне убивают, сжигают, меня на волю отпускают. Так дойду до конца моста нетронутым(ой), от беса освободившимся(ейся).Да будет так! Да будет так.После заговора веточки следует сжечь.

Также наши предки считали, что Калинов мост соединяет наш мир и мир мертвых, и душа всякого человека после смерти будет вынуждена пройти по нему. Поэтому после смерти человека над его телом кто-то из родных должен прочитать такой заговор:

За горами, за лесами течет река — огненная волна, кипит, бурлит, проходить не велит. Через реку ту мост каленый есть, горяч да жгуч, по нему тебе, (имя покойного), пройти велено, в царство сонное. Ты иди, душа, не оглядываясь, безбоязненно, пусть жар реки той тебя не коснется, жар моста покоем обернется. Пути спокойного тебе, пути короткого. Бывать пр сему! бывать по сему! бывать по сему!

Источник

shuwany.rs

Река Смородина и Калинов мост

Начиная с конца XIX века и по наши дни энтузиасты-исследователи отыскивают ее на карте европейской части России, Кавказа и Украины. Топонимические ориентиры, т.е. географические названия, близкие сюжетам былин и сказок, находят, в частности, в Курской, Смоленской, Ленинградской областях, в Приэльбрусье и в Москве.

Любопытно, например, что название реки Сестры, что под Петербургом, имеет финское происхождение: Систерйоки («систер» – смородина, «йоки» – река). Заметьте, смородина имеется в виду растительная. А согласно «Пантеону Российских Государей», князь Олег в 880 году прибыл на Москву-реку, которая звалась тогда Смородиной (или Самородиной). Ведь и по сию пору на юго-западе столицы, в Тропаревском лесопарке протекает речка, название которой имеет две транскрипции: Смородинка и Самородинка.

Вовсе не для того, чтобы настаивать на «московитском» приоритете географического расположения мифической реки, а для характеристики ее образа стоит обратиться к текстам старинных исторических песен. Так, в записи легендарного Кирши Данилова «Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине», герой, отправляясь на службу царскую, воинскую, прибывает на берег и обращается:А и ты, мать – быстра река, Ты быстра река Смородина! Ты окажи мне, быстра река, Ты про броды кониные, Про мосточки калиновы, Перевозы частые!

Чудесным образом он получает от нее такой ответ:Провещится быстра река Человеческим голосом, Да и душой красной девицей: «Я скажу те, быстра река, Добрый молодец, Я про броды кониные, Про мосточки калиновы, Перевозы частые: Со броду кониного Я беру по добру коню, С перевозу частого – По седелечку черкесскому, Со мосточку калинова – По удалому молодцу, А тебя, безвремянного молодца. Я и так тебя пропущу».

Благополучно достигнув другого берега и отъехав на пару верст, незадачливый путник стал «своим глупым разумом» похваляться тем, как удачно переправился, а вместо благодарности сравнил Смородину, имевшую славу неприступного препятствия, с дождевую лужей. Позвала тогда река хвастуна обратно, сославшись на недостаточное вооружение и предрекая скорую встречу с врагом, а когда он стал возвращаться, то оказался в омуте… Взмолился бедолага и услышал в ответ:Не я тебя топлю, Безвремянного молодца, Топит тебя, молодец, Похвальба твоя, пагуба!

Этот сюжет явно демонстрирует не только волшебные свойства реки, но и ее полномочия в решении вопроса о жизни и смерти, а также показывает как ее великодушие, так и строгость наказания. Заметьте, герой ничуть не усомнился в предсказательных способностях собеседницы, да и обращается к ней уважительно, называя «мать – быстра река».

В повествовании «А князь Роман жену терял» (вообще-то он ее убил), говорится:Жену терял: он тело терзал, Тело терзал – во реку бросал,Во ту ли реку во Смородину.

Здесь явно присутствует мифологема, связанная со смертью, причем насильственной, но опять никаких прямых упоминаний об огне и т.п. Быть может, имеется в виду способность священного водного потока очистить душу несчастной, направив ее в подобающее место для дальнейшего существования?

Наконец, к Смородине обращались за предсказанием. Вот, например, фрагмент поэтического текста «Князь Роман и братья ливики»:Собирал он силы девять тысячей,Приходил он ко реке ко СмородинеСам говорил таковы слова:«Ай же вы, дружинушка хоробрая!Делайте дело повеленое:Режьте жеребья липовы,Кидайте на реку на Смородину…Которой силе быть убитой».

Здесь мы имеем подтверждение тому, что река была вещей. Упоминается она и в ряде былин («Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), но в них опять-таки не говорится об огненной природе. Судите сами: «…река Смородина бурливая, болота, топи глубокие…»; «Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается… И в сказках «Иван Быкович», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» нет огненной характеристики.

Все это свидетельствует о том, что смрадность – огненность и т.п. как ведущие характеристики образа Смородины, насколько бы устойчивыми не представлялись, все-таки не могут считаться единственной версией, претендующей на истинную. По крайней мере, стоит допустить многозначность его в качестве древнего символа.

Это уместно хотя бы потому, что с течением времен случалось, что образы, изначально бывшие самостоятельными, смешивались. Подобное имело место еще в античные времена: в поздний их период греки и римляне путали реку Стикс (через которую переправлялись души умерших) с двумя другими, вытекавшими из Аида: Летой (рекой забвения) и Ахероном (рекой скорби). Вот и Смородину иногда называют то Забыть-рекой, то Пучай-рекой, хотя достаточных доказательств того, что они являются одним и тем же, нет.

Что же касается Калинова моста, соединявшего берега реки Смородины, то об этом разговор уже был.

ruklinok.info

Калинов мост, река Смородина – места ужаса древних славян? — Альтернативный взгляд Salik.biz

Русские народные сказки изобилуют многочисленными фольклорными элементами. Заморское тридевятое царство, молочные реки и кисельные берега, камень бел-горюч, под которым спрятаны несметные богатства, или же таинственный Синь-Камень… Многим читателям все эти названия знакомы с детства. Но известно ли вам, что изначально многие из этих невинных элементов детских сказок имели совершенно другое значение и наводили ужас на наших далёких предков?

Взять, к примеру, Калинов мост. На первый взгляд, невинное название, вызывающее ассоциацию с деревянным мостиком, украшенным цветущий калиной. Однако в легендах древних славян Калинов мост происходил от слова «калить», то есть раскалять железо добела. Богатырь, желающий доказать свою удаль, должен был перейти этот пышущий жаром мост, тут можно заметить своего рода отсылку к греческой реке Стикс. Разумеется, перейти по раскаленному металлическому мосту физически невозможно. Поэтому «перейти по Калинову мосту» фактически означало «отправиться на тот свет».

Как повествует легенда, Калинов мост перекинут через реку Смородину, чьё плодово-ягодное название тоже может сбить читателя с толку. Название реки Смородины произошло от слова «смрад, смердящий», то есть издающий резкий неприятный запах. А смердела река Смородина потому, что в ее водах плавало множество трупов.

Между прочим, в языческие времена славянские племена нередко вели междоусобной войны, случалось и так, что трупы павших врагов сбрасывали в водоемы. Так что река Смородина может быть не только художественным образом, но и отсылкой к мрачным событиям давно минувших веков.

Избушка на курьих ножках

Очень часто встречается в славянских сказках это мифическое жилище лесной колдуньи Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках имеет не только весьма экзотический внешний вид, но и некоторые зачатки интеллекта. Во всяком случае, она умеет выполнять простейшие команды, к примеру, повернуться к лесу задом и передом к подъезжающему богатырю. В некоторых легендах избушка на курьих ножках помогает Бабе Яге сражаться с врагами или же уносит свою обладательницу в топкие болота, помогая ей спастись бегством. Откуда же взялся столь поэтичный собирательный образ?

Согласно одной из версий, избушка на курьих ножках – это обычный лабаз (кладовка на высоких подпорках), которую соорудил охотник, чтобы уберечь свое имущество от зверей. Слово «курья» в некоторых диалектах означает «небольшой ручеек», тогда как ношка (изначально это слово произносилось именно с буквой «ш») – это мера земли. Соответственно, избушкой на курьих ножках можно назвать небольшой домик у ручья.

Вторая версия происхождения термина гораздо более интересна. Есть мнение, что ещё до прихода славян в лесах жили дикие племена, практиковавшие так называемую «срубную культуру» – обычай хоронить покойников в небольших деревянных срубах, установленных на подпорки. Впоследствии племена вымерли или были истреблены врагами, а вот похоронные домики остались. Теперь представьте себе ситуацию: идёт по лесу ничего не подозревающий человек и набредает на эдакую избушку на курьих ножках. От любопытства заглянет внутрь, а там – истлевшая мумия покойника! Немудрено и Бабу-Ягу себе вообразить!

Существует еще одна версия происхождения избушки на курьих ножках, также связанная с погребальными обрядами. Некоторые славянские племена сжигали покойников, предварительно положив их на деревянный настил, установленный на подпорках. Во время кремации эти ножки-подпорки начинали дымиться, иначе говоря, куриться. Возможно, именно отсюда и взялось поверье о курьих (курящихся) ножках.

Мрачное Кощеево царство

Кощей Бессмертный, он же Чернобог – это один из самых мощных и таинственных персонажей славянского пантеона. Его можно было бы сравнить с греческим Аидом (повелителем загробного мира), если бы не одно «но». В отличие от Аида, Кощей Бессмертный всё-таки может умереть, если богатырю удастся отыскать и сломать некую иглу, заключенную в курином яйце, в золотом ларце.

Попасть в гости к Кощею нелегко: вот как раз для этого и нужно перейти Калинов мост, перекинувшийся через реку Смородину. А выйти к этому мосту богатырю обычно помогал специальный клубок, подаренный Бабой-Ягой, проживающий в избушке на курьих ножках. Клубок постепенно разматывался, и приводил добра молодца к нужному месту. Здесь тоже можно увидеть отсылку к путеводной нити Ариадны, которая помогла Тесею выбраться из лабиринта минотавра.

Если попасть в кощеево царство непросто, то выйти из него живым так и вовсе почти невозможно! Во всяком случае, для этого богатырю потребуется помощь верного товарища, в качестве которого обычно выступает заколдованный конь. Истолковать этот элемент народных былин несложно – ведь именно быстрый конь в старину помогал спастись воину, случайно угодившему в окружение врагов.

salik.biz

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.

Река Смородина - это Огненная река. Само название "Смородина" имеет древнее толкование. Смородина - красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова "Смородина". Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова "смород", который обозначал сильный и резкий запах, иногда  вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру "смородом" назывались даже благовония.  Даль в своих записях называет ягоду смородину - ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина - ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову "калить", "накалять", "раскалять", т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку.  Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

Академик Борис Рыбаков выдвинул другую точку зрения. По его мнению Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.

Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, в древнегреческом язычестве существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной - препятствие на пути души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.

Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются очень древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени и новой установившейся религии, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют "Чудо-Юдо", иногда "Змей-Горыныч".

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

Существовали  традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.

Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то естьреально-существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название - река "Сестра". Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского - река Смородина, Систер - смородина, йоке - река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре. Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как - Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения и до сих пор они существуют только лишь в виде версий.

Денис Блинцов

источник

el-tolstyh.livejournal.com

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.

Река Смородина — это Огненная река. Само название «Смородина» имеет древнее толкование. Смородина — красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова «Смородина». Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова «смород», который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру «смородом» назывались даже благовония. Даль в своих записях называет ягоду смородину — ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина — ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову «калить», «накалять», «раскалять», т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку. Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

Академик Борис Рыбаков выдвинул другую точку зрения. По его мнению Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным, раскаленным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт не видел угрозы и падал вниз, оказываясь в ловушке. Мамонт же, или другое большое животное, также стал прототипом и для мифологического чудовища, который всегда присутствует возле Калинова моста. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.

Стикс, Харон

Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, в древнегреческом язычестве существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной — препятствие на пути души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.

Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник — Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются очень древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени и новой установившейся религии, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют «Чудо-Юдо», иногда «Змей-Горыныч».

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

Существовали традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.

Река «Сестра»

Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название — река «Сестра». Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского — река Смородина, Систер — смородина, йоке — река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре. Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как — Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения и до сих пор они существуют только лишь в виде версий.

Калинов мост

Калинов Мост — одна из самых значимых фолк групп отечественного рока. Свое начало группа Калинов Мост черпает с 1984 года, когда в Новосибирске, под дверью у приемной комиссии, познакомились Дмитрий Ревякин и Дмитрий Селиванов (они хотели попасть в местную… …

Русский рок. Малая энциклопедия

Калинов Мост — «КАЛИНОВ МОСТ», российская рок (см. РОК МУЗЫКА) группа (Новосибирск, Москва), соединившая в своих песнях энергетику драйв (см. ДРАЙВ) рока 1970 х гг. и мелодический язык отечественного фольклора. Образована в ноябре 1986. В первый состав группы… …

Энциклопедический словарь

Калинов Мост — Это статья о группе. Про мифический мост см. Калинов мост Калинов Мост Калинов Мост Годы с 1986 по наст. время …

Википедия

Калинов Мост — У этого термина существуют и другие значения, см. Калинов мост (значения). Калинов мост мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых[1]. Содержание 1 Происхождение названия …

Википедия

Калинов Мост — У этого термина существуют и другие значения, см. Калинов мост (значения). Калинов мост …

Википедия

Калинов Мост — Это статья о группе. Про мифический мост см. Калинов мост Калинов Мост Калинов Мост Годы с 1986 по наст. время …

Википедия

Калинов Мост — Это статья о группе. Про мифический мост см. Калинов мост Калинов Мост Калинов Мост Годы с 1986 по наст. время …

Википедия

Калинов Мост) — У этого термина существуют и другие значения, см. Калинов мост (значения). Село Калинов Мост укр. Калинів Міст Страна …

Википедия

Калинов Мост — Эта статья о мифологическом Калиновом мосте; о группе см. Калинов Мост (группа) Калинов мост в русских былинах соединяет берега речки Смородина, на одном берегу которой находится Навь, на противоположном Явь. Иными словами мост между миром живых… …

Википедия

Калинов Мост — Калинов мост: Калинов мост мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых Калинов Мост село в Пирятинском районе Полтавской области Украины. «Калинов Мост» советская российская рок группа …

 

www.skudelnica.ru