Русская Православная Церковь. Никон история россии


НИ́КОН | Энциклопедия Всемирная история

Никита Минов или Минин.

Шестой патриарх Московский и Всея Руси (1652-1666).

Родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово (ныне Перевозский район Нижегородской области). Дата рождения должна быть близкой к 24 мая (по юлианскому календарю), когда церковь отмечает память Никиты, переяславского чудотворца, в честь которого крестили новорожденного. Некоторые исследователи считают, что он родился 17 (27) мая. Умер 17 (27) августа 1681 года в Ярославле в Тропинской слободе.

Семья. Священство. Монашество

По косвенным свидетельствам биографами делаются предположения о мордовской или марийской этнической принадлежности отца - крестьянина Мины Васильева и русской - его матери Мариамы Гавриловой. Ни сам Никон, ни официальные документы, с ним связанные, этот вопрос не затрагивают, да он и не имел тогда существенного значения. Известны имена трех его братьев: Симеона, Никифора, Григория. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Мачеха пасынка невзлюбила, часто била его, морила голодом, даже, по преданию, пыталась убить. По предложению священника Иоанна из села Колычево отец разрешил Никите переселиться к нему. Мальчик сумел выучиться грамоте, приобщился к духовному чтению. Вернувшись через три года домой, Никита, не желая терпеть обид со стороны мачехи, на двенадцатом году жизни тайно ушел в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником. Это был один из самых древних и почитаемых монастырей нижегородского края, где Никита смог продолжить образование, утвердиться в желании выбрать в жизни духовную стезю, завести связи и знакомства в церковной среде. Принять монашеский постриг тогда не дали родственники, которые уговорили Никиту жениться и стать священником «в некоем селе». Возможно, речь шла о близлежащих от монастыря селах Лысково или Кириково. Московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку, уговорили молодого, умного и деятельного пастыря перейти на священническое место в Москву, где тот и прослужил около десяти лет. Поворотной в судьбе стала смерть всех троих его детей, которую Никита воспринял как знак свыше. Он уговорил потерявшую детей супругу постричься в монастырь, а сам удалился в Анзерский скит на Соловецких островах, где принял монашество с именем Никон. Переселившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь, он в 1643 году стал там игуменом.

Новоспасский архимандрит. Новгородский митрополит

Небывалый взлет по социальной лестнице крестьянского сына и бывшего сельского священника начинается в 1646 году. Будучи в Москве по делам своего монастыря, Никон впервые встретился с царем Алексеем Михайловичем. Юный правитель, разглядев незаурядные административные и богословские способности Никона, восхитившись его духовностью, аскетичностью, познаниями и нравом, не отпустил его обратно на Север, а перевел архимандритом в столичный Новоспасский монастырь, являвшийся одной из важнейших русских обителей. Он был старинной родовой усыпальницей боярского рода Захарьиных-Романовых, пользовался покровительством царской семьи, члены которой приезжали туда молиться за упокой своих предков. В свою очередь, царь часто приглашал Никона к себе для бесед. Участие царя, называвшего Никона “собинным другом”, помогло в 1648 году получить ему сан митрополита Новгородского, один из самых высоких в иерархии Русской церкви.  В 1650 году в Новгороде вспыхнуло восстание. Никон смело обличал мятежников, укрыл у себя разыскиваемого ими воеводу, за что был избит, однако после умиротворения мятежа просил простить его участников.

Патриарх. Церковные реформы

Новоспасский архимандрит, а затем новгородский митрополит был деятельным и активным участником кружка «ревнителей благочестия», в который входили царский духовник Стефан Вонифатьев и другие авторитетные деятели церкви, включая будущего вождя раскола протопопа Аввакума. Они глубоко понимали и чувствовали серьезное внутреннее разделение в недрах русского общества, что проявлялось в отступлении от веры и церкви, наметившемся в самых разных слоях общества и в разных направлениях. Согласные в стремлении укрепить устои православия, избавить его от накопившихся за столетия разночтений и ошибок в обрядах, богослужебных книгах, церковных правилах «ревнители благочестия» при этом расходились по вопросу о способах достижения этих целей. Никон был среди тех, кто считал правильными греческие тексты и обычаи, призывая исправлять русское богослужение по ним. Эту позицию склонен был поддержать сам царь, исходя из политических интересов. В целях усиления влияния России на Украине, Балканах и других православных землях Алексей Михайлович считал необходимым тесное единение русской церкви с греческой и малороссийской. Оно, по его мнению, как раз и могло быть достигнуто путем согласования русской церковной практики с греческими образцами. Свои взгляды Никон решил реализовать, когда достиг высшей церковной власти. 15 (25) апреля 1652 года умер патриарх Иоаким. “О, крепкий воине и страдальче Царя Небесного, о, возлюбленный мой любимче и сослужебниче, святый владыко, — писал Никону царь, призывая принять участие в выборах патриарха, — возвращайся, Господа ради, поскорее к нам... а без тебя отнюдь ни за что не примемся”. Влияние Никона росло, несмотря на боярское недовольство. На соборе в Москве он был сначала назван в числе двенадцати “духовных мужей”, которые были представлены духовенством в качестве кандидатов на патриарший престол. Когда собор принял решение об избрании Никона, тот не сразу дал согласие. Царь и все присутствовавшие на коленях и со слезами просили его не отрекаться от сана, Никон же потребовал обещания слушаться его, как «главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах”. Царь, бояре и освященный собор дали обет пред Евангелием и иконами исполнять то, что предложил Никон, занявший 25 июля (4 августа) 1652 года место патриарха всея Руси.

В 1653 году он начал церковную реформу, которая касалась в основном обрядовой стороны богослужения. Первым важным распоряжением Никона было предписание совершать в церкви поклоны "в пояс" вместо "метаний на колену" и креститься "тремя персты". Созванный патриархом Никоном в 1654 году собор постановил исправить богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. Собор 1656 года одобрил служебник Никона и проклял крестящихся двумя перстами. Сам Никон не был упорным догматиком, старые и даже неправильные с его точки зрения книги не подвергались осуждению, они даже могли быть использованы в церковной службе при определенных обстоятельствах. Безоговорочно осуждались сами противники нововведений и патриарха, которые делали старые обряды и привычные тексты знаменем борьбы против руководителей церкви и государства. При этом сам Никон не был инициатором жестокого наказания лидеров раскола, надеясь привести их к покаянию и компромиссу. При нем не было массовых преследований тех, кто пошел за расколоучителями. Лишь со временем сторонники старых обрядов не совсем справедливо персонифицировали своё недовольство на Никоне, став называть всех принявших церковную реформу «никонианами». Когда раскол в церкви углубился, старообрядцы подверглись преследованиям, а некоторые из них приняли мученическую смерть, но в это время Никон уже не управлял церковью и не имел влияния на государственные дела. Строго говоря, собственно его вины в самых трагических последствиях церковной реформы и не было.

Непосредственную угрозу для Никона и его власти представляли не старообрядцы, а внутренняя оппозиция в церкви и среди придворных, возникшая вне связи с церковным преобразованиями. Некоторое время его политическое значение продолжало возрастать. Он сыграл важнейшую роль в деле воссоединения Украины с Россией, благословив решения Земского собора 1653 года и войну с Польшей. Отправляясь в 1654 году в поход на поляков, царь поручил Никону заботу о своем семействе, переехавшем в Вязьму по случаю «морового поветрия» - эпидемии, а в 1656-1657 годах во время своего похода против шведов он оставил Никона фактическим правителем государства, несмотря на очевидное недовольство родовитых бояр. Алексей Михайлович наделил возвысившегося бывшего крестьянского сына титулом “великий государь”, который прежде из патриархов носил только Филарет как отец царя Михаила Федоровича. Никон, стремился воплотить в жизнь основополагающую идею православной государственности - “симфонию властей”, духовной и светской, как самостоятельных служений и послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями обеспечить “народу Божьему” порядок и покой ради спасения души. В предисловии к Служебнику, изданному в августе 1655 года по его благословению, говорилось, что Господь послал России два великих дара, благочестивого и христолюбивого великого  царя и святейшего патриарха. Идеал «симфонии» все-таки по-разному воспринимался светской и церковной властью. Никон начинал склоняться к мысли, что «священство» выше «царства» не только в духовных, но и в мирских делах. Он требовал сделать духовенство подсудным только ему, а не государственным органам власти, не решать имущественные дела церкви светскими властями и по светским законам. Он даже осуждал соответствующие нормы Соборного Уложения 1649 года, которое сам же подписал в чине новгородского митрополита. Такую трактовку «симфонии властей» Алексей Михайлович, возводивший здание будущей империи и абсолютной монархии, принять не мог. Он стал постепенно отдалять от себя бывшего друга, подозревая в посягательстве на свои прерогативы и интересы. В этом настроении его поддерживали бояре, считавшие патриарха безродным выскочкой, и значительная часть духовенства, недовольная авторитарными и жесткими методами, которыми тот управлял делами церкви. Развязку конфликта не в свою пользу приблизил сам Никон. У него сложились ошибочно преувеличенное мнение о масштабе своей власти и степени влияния на царя. 10 июля 1658 года в ответ на отказ Алексея Михайловича присутствовать на патриаршем богослужении и распоряжение впредь не писаться патриарху «великим государем» Никон прилюдно отказывается выполнять обязанности по управлению русской церковью. Он при этом не слагал с себя патриаршего сана и надеялся, что царь попросит его вернуться к делам, но этого не случилось. 12 июля Никон удалился в подмосковный Воскресенский монастырь, называемый Новым Иерусалимом. Под его управлением остались еще два основанных им монастыря – Иверский на Валдайском озере и Крестный на Кий острове в Белом море. Пока были надежды на примирение с царем, патриарх занимался хозяйственными делами этих обителей, а также благотворительностью. Но так долго продолжаться не могло. В 1660 году церковный собор постановил провести выборы нового патриарха, а Никона лишить сана, но царь не утвердил это решение. Он часто посылал в монастырь Никону богатые дары, демонстрировал отсутствие гнева. Однако вместо восстановления отношений, события продолжали развиваться в неблагоприятном для Никона направлении. Патриарх сам опять поторопил такое развитие. Посчитав, что царь просто не решается сделать первым шаг навстречу, 18 декабря 1664 года Никон явился в Успенский собор Московского Кремля и возглавил богослужение, но попытка остаться в Москве и встретиться с царем закончилась приказом уезжать обратно. В 1666-1667 годах состоялся церковный собор с участием не только русских архиереев, но и двух восточных патриархов, Александрийского и Антиохийского, ряда зарубежных митрополитов и епископов. Признав правильным все церковные нововведения Никона и прокляв раскольников, собор тем не менее осудил самого Никона. Суд прошел 1-8 декабря 1666 года и закончился лишением Никона архиерейского сана и  ссылкой в северный Ферапонтов монастырь у Белого озера. 31 января 1667 года члены собора подали царю имена трех кандидатов на пост нового патриарха. Царь отдал предпочтение Иоасафу, архимандриту Троице-Сергиева монастыря, несмотря на то, что тот был «уже тогда в глубочайшей старости и недузех повседневных». Выбор говорит о том, что царь больше не хотел видеть рядом с собой чересчур деятельного и энергичного религиозного лидера. Такой урок извлек самодержец из прежней дружбы и совместной работы с харизматичным, пробившим себе самостоятельно путь к вершинам власти патриархом Никоном.

В ссылке

После практически добровольной ссылки в Новый Иерусалим пришла пора настоящего принудительного заточения. В Ферапонтовом монастыре условия содержания были первоначально суровыми. Никону разрешали из неудобной обгоревшей кельи, где его поместили, выходить только в церковь, не позволяли принимать никого. Положение улучшилось после смерти первой жены Алексея Михайловича в 1669 году, когда стало падать влияние враждебно настроенных к Никону Милославских. Бывшему патриарху разрешили свободно передвигаться по монастырю и окрестностям, принимать посетителей. Он всецело отдался хозяйственным делам, много читал, на церковной службе требовал называть себя патриархом, благо, игумен и братия скромного монастыря ему не перечили. Никон открыл в себе дар целительства, люди издалека шли к нему за помощью в болезнях. То ли помогали приготовленные им травяные отвары, то ли его горячие молитвы, то ли вера «пациентов» в столь знаменитого «врача».  Алексей Михайлович не оставлял бывшего друга без помощи, слал щедрую милостыню, просил простить его за обиды, молиться за царя и его родных. Прощения Никон не давал, но молиться – молился. Новое ухудшение положения наступило в 1676 году после смерти Алексея Михайловича. Узника перевели в Кирилло-Белозерский монастырь под более строгий, жесткий и недоброжелательный надзор. Через несколько лет царь Федор Алексеевич наконец решил вернуть Никона из северной ссылки, разрешив вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Возвращение не состоялось. По дороге Никон умер, едва добравшись до Ярославля. Не добившись от русских иерархов признания осуждения Никона  ошибочным, новый царь обратился письменно к восточным патриархам с просьбой восстановить его в сане патриарха и такое согласие получил. Таким образом, государство и церковь примирились с опальным патриархом посмертно. Никон был похоронен в соответствии с его саном в Воскресенском монастыре, где его могила находится, сохраняется и почитается до сих пор.

Никон – несомненно, личность эпохи начавшейся модернизации, как и его самый знаменитый оппонент - протопоп Аввакум, как и его бывший друг – царь Алексей Михайлович. Несмотря на внешне средневековое религиозное содержание споров и ряда действий, биография, поступки, сочинения этого патриарха выходят за рамки норм традиционного общества, свидетельствуют о формировании в России XVII века человека и культуры нового времени с ярко выраженным индивидуальным началом.

w.histrf.ru

Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич) / Персоналии / Патриархия.ru

Патриарх Никон был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви. С его именем связаны самые важные исторические события нашей жизни XVII столетия — не только церковные, но и политические, имевшие решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства.

Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился В мае 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманова Нижегородской губернии и был наречен во святом крещении Никитой, по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. С малых лет Никита учился «святых книг чтению» и старался не пропускать ни одного богослужения. В возрасте 12 лет склонный к уединению, любознательный и любящий учение мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения.

По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре был посвящен в приходские священники. Ему было тогда только 20 лет. Ревность его в служении Церкви и народу, любовь, искренность, простота, смирение и миролюбие стали известны многим в столице, куда вскоре и переехал священник Никита с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной Москве оказалась еще более суетной и так же отягощала склонного к аскетизму молодого священника — душа его стремилась к монашескому служению. 10 лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое его детей умирали один за другим еще во младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий.

Священник Никита уговорил жену принять иноческий постриг, и сам в 30 лет на Соловках, в Анзерском скиту принял монашество с именем Никон. В 1643 году он стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву и так полюбился 16-летнему царю Алексею Михайловичу своей духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями, живым, благородным нравом, что царь уже не отпустил его обратно, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых. Царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу. Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю, который вскоре поручил Никону принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. Избранный в 1649 году митрополитом Новгородским, Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 году проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря. Как справедливо отмечает современный церковный исследователь, митрополит Никон «своими осторожными и мудрыми действиями не только способствовал благополучному исходу всего дела, но и избавил от суровых кар множество людей...».

В 1651 году митрополит Никон, будучи в Москве, убедил царя и Патриарха Иосифа перенести мощи святителей Филиппа, Иова и Гермогена в Московский Успенский Собор.

В 1652 году после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи. Поначалу он решительно отказывался. Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и, «простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения, но счел нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, Патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре, народ дали такую клятву.

Объяснение столь необычной «присяги» заключается в том, что Никон очень глубоко видел и чувствовал серьезное внутреннее разделение в недрах русского общества, грозившее расколом. Это проявлялось в отступлении от веры и Церкви, наметившемся в самых разных слоях общества и в разных направлениях. Задача, которую сознательно он ставил для себя, состояла, таким образом, в том, чтобы удержать все русское общество в целом в послушании Православной Церкви. Отсюда и необходимость клятвенного обещания всех безоговорочно слушаться Церкви в лице ее Патриарха во всех делах чисто духовной и церковной жизни.

Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел.

Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико, он являлся по существу первым советником царя. Это влияние имело для Церкви много благоприятных аспектов. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению — исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

С самого начала своего Патриаршества светлейший Никон установил строгую чинность в богослужении. Единогласие и «наречное» пение при нем стали практической нормой. Он сам служил неспешно, благоговейно, стремясь к тому, чтобы церковные службы были как можно более нравоучительными. Патриарх Никон был талантливым проповедником, говорившим свои поучения и проповеди так, что люди забывали обо всем и в храме стояла полная тишина. В те времена в Русской Церкви ему не было равных в слове. Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий, хотя сам Патриарх ни в коем случае не был его причиной.

Патриарх Никон много заботился о церковном благолепии. В вещественных образах Церковь должна являть людям не вещественную красоту горнего мира Царства Небесного, таково было его глубокое убеждение. Строгий постник и подвижник в личной жизни, носивший в быту самые простые одежды, а под ними — железные вериги, Патриарх Никон употреблял за богослужением такие богатые облачения, каких не имел никто из русских Патриархов.

Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.

Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Очень щедро поощряя достойных и сурово наказывая распущенных и нерадивых, он добился весьма значительного повышения нравственного уровня священнослужителей и монахов и в связи с этим — повышения их авторитета и значения в обществе. «Церковь — не стены каменные, но каноны и пастыри духовные», — говорил Патриарх Никон. Иными словами, по его мнению, пока нерушимо стоит каноническая ограда Церкви и пастыри ее бодрствуют на страже «словесных овец» стада Христова, враждебные силы не могут проникнуть в нее.

Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку, где были книги Священного Писания, богослужебная литература, святоотеческие сочинения, книги по истории, философии на греческом и на латыни, в том числе сочинения Аристотеля, Плутарха, Геродота, Страбона, Демосфена. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов... При нем создавались школы как начального, так и высшего уровня.

Патриарх Никон являл собой при мер милосердия к бедным, несправедливо притесняемым, и нелицеприятия в обличении пороков сильных мира сего, чем нажил немало врагов в числе боярства. Под влиянием Патриарха Никона в России упорядочивалась система попечения о нищих, убогих, нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах. По настоянию Патриарха царь принимал действенные меры к пресечению пьянства и нравственной распущенности.

Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр. Они не позволили ему вывести Русь на путь дальнейшего воцерковления, углубить Православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь, истина и жизнь. Они оклеветали Патриарха перед царем.

Патриарх Никон вынужден был оставить Первосвятительскую кафедру и уединиться в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном им под Москвой. В 1666 году царь вызвал в Москву Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария для участия в Соборном разбирательстве по делу Патриарха Никона. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение Собора.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон, изнуренный тяготами, скорбями и бременем перенесенных трудов, 17 (30) августа 1681 года мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. У гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи (особенно — матерям и несправедливо гонимым), что свидетельствовало о том, что душа его сподобилась пребывать в Небесном Иерусалиме. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

www.patriarchia.ru

Никон (Патриарх) - биография

Патриарх Московский (1652-1667).

Патриарх Никон (светское имя - Никита Минов или Минин) родился в 1605 году в семье крестьянина села Вельдеманово (ныне в Перевозском районе Нижегородской области) по имени Мина.

В 12-летнем возрасте Никита ушел в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нем послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.

Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1639 году Никон был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году он был избран игуменом этой обители.

В 1646 году своей энергией и смелостью Никон обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича. В 1646 году по желанию монарха он был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и примкнул здесь к влиятельному «Кружку ревнителей благочестия». С 1648 года Никон был митрополитом Новгородским, где участвовал в подавлении Новгородского восстания 1650 года.

В 1652 году, после кончины патриарха Иосифа, Никон был избран его преемником. В июле 1652 года он был торжественно возведен на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела церкви. Весной 1653 года он начал проведение церковных реформ. Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися под турецким игом. Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений, в церкви возник раскол. Никон и светская власть преследовали раскольников, среди которых были и единомышленники патриарха по «Кружку ревнителей благочестия».

Патриарх Никон активно участвовал в решении политических вопросов, склоняя царя Алексея Михайловича к прекращению войны с Польшей, выступал за борьбу со Швецией в Прибалтике. Неудачная попытка «пробить» для России выход к Балтийскому морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Никона вызвали расхождение между царем и патриархом, который стремился использовать реформу для укрепления церковной организации и усиления собственного авторитета, с тем чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти. Выдвинув тезис «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя.

Разрыв между царем и патриархом произошел в 1658 году. Никон, оставив патриаршество, уехал в основанный им в Подмосковье Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но этого не случилось, ему было приказано оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 году самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно.

Большой Московский церковный собор 1666-1667 годов, подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. После смерти царя Алексея Михайловича был переведен под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1681 году царь Федор III Алексеевич разрешил тяжело больному Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. 17 (27) августа 1681 года в дороге он умер. Это произошло в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.

Несмотря на протесты патриарха Иоакима, царь Федор III Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха. Опальный первоиерарх был похоронен в северном приделе Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. На его погребении присутствовал царь Федор III Алексеевич.

В 1682 году царь Федор III Алексеевич, невзирая на сопротивление патриарха Иоакима и значительные издержки, исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты в которых повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать его в этом звании открыто.

www.bankgorodov.ru

Судьба. Патриарх Никон — Historion

 

Никита Минин родился в мордовской крестьянской семье в глухой деревне под Нижним Новгородом. Мать умерла, а появившаяся вскоре мачеха била его, оставляла голодным. У приходского священника обучился грамоте и подростком ушел в ближний монастырь. Потом вернулся, женился, сам стал священником в соседней деревне. Узнавшие о его начитанности московские купцы уговорили его переехать в Москву, где он стал священником в одной из небольших церквей.

Смерть троих их детей привела супругов к мысли уйти от мира. Жена стала монахиней одного монастыря, а тридцатилетний Никита под именем Никон принял постриг в скиту на острове близ Соловецкого монастыря. Устав там был строжайший, монашеские кельи находились в версте друг от друга, монахи встречались только по воскресеньям на совместных молитвах, жили на то, что занимались мелким рукоделием, обменивая у рыбаков нехитрые свои изделия на еду. Однако лидерский, беспокойный характер Никона дал о себе знать и в этом существовании на грани голода — обвинив монахов в «сребролюбии» он бежал с острова.

Он пришел в один из самых северных, труднодоступных монастырей, Кожеозерский, что недалеко от Белого моря. Там он наладил добычу и продажу соли и красной рыбы, и через три года монахи попросили поставить Никона своим игуменом. Как было заведено в то время, вновь поставленные главы монастырей ездили в Москву представляться царю. Никон семнадцатилетнему Алексею Михайловичу понравился чрезвычайно, и он попросил патриарха оставить его в столице, назначив архимандритом Новоспасского монастыря.

Здесь, среди церковных деятелей столицы уже начиналось брожение по поводу «нестроения» жизни в Московской патриархии. Вокруг молодого царя постепенно сложился неформальный кружок духовных и светских «ревнителей благочестия», в который вошел и Никон.

«Ревнителей» очень беспокоило, что Церковь не воспитывает население в христианском духе, что главное для нее — чтобы правильно выполнялись обряды, чтобы были исполняемы формальные ритуалы. И первым принципиальным столкновением их с патриархией стал вопрос о единогласии и многогласии во время церковных служб.

Православная литургия, в течение которой прихожанин внутренне должен был соединяться с Богом, если проводить ее по всем правилам, занимала не менее восьми часов. Чтобы сократить время службы, ее разбивали на фрагменты и несколько дьяконов читали молитвы одновременно. Все положенные молитвы формально были прочитываемы, но в этой разноголосице ни о каком «общении с Богом» прихожан не было и речи. «Ревнители» не намерены были терпеть такое положение и открыто выступили против патриарха.

Собор, который был созван для решения этого вопроса окончился великой руганью, но к окончательному решению так и не пришел — остальные священнослужители опасались, что при восьмичасовых службах церкви потеряют свою паству («свечам-де большой расход»). Позицию своего кружка активно отстаивал Никон, который сделал стремительную карьеру — он был уже архиепископом Новгородским (вторая после патриарха церковная должность). У себя в епархии он круто ломал не нравившиеся ему традиции, вызывая ненависть как священников, так и мирян.

После того, как пришло по этому поводу письмо от Константинопольского патриарха, единогласие, наконец, стало церковной нормой: «Во всех же церквах в Московском государстве и по всем городем единогласно на вечериях, и на повечериях, и на полуношницах, и на заутренях псалмы и псалтырь говорить в один голос тихо и неспешно среди церкви на восток лицем со всяким вниманием».

Но когда новые обязательные правила церковных служб довели до сведения (под роспись) низовых священников, те вместе со своей паствой взбунтовались. Пострадал за единогласие протопоп Аввакум («в церкви бьют, да волочат, а иные и вь ризах не щадять»), который вынужден был бежать из своего прихода в Москву. Во множестве приходов принявшихся проводить долгие службы священников избивали до полусмерти, обзывали их «ханжами».

Но тут нашла коса на камень, «ревнители» уже фактически руководили церковной политикой — священников, продолжавших «многогласить», арестовывали и отправляли в ссылки в строгие дальние монастыри. В конце концов, им удалось переломить ситуацию, и церковные службы приняли вид, к которому православные прихожане привыкли и посейчас. Как это отразилось на посещении церквей, осталось неизвестным, ибо последующие события заслонили собой этот первый шаг в попытках приведения Церкви в «божеский вид».

Умирает прежний патриарх и настоятельные рекомендации сделали свое дело — собор выбирает в новые патриархи многими нелюбимого новгородского архиепископа Никона. При вступлении на патриарший престол Никон берет с царя клятву в церковные дела не вмешиваться. Более того, Никон, имевший тогда на Алексея Михайловича огромное влияние, добился присвоения ему титула Великого Государя, что уравнивало его в правах управления с самим царем. Никон был уверен, что после этого сможет продвинуть реформирование Церкви и дальше.

И первый же его шаг на этом пути расколол русскую православную Церковь — в 1653 году Никон объявил, что отныне креститься нужно не двумя сложенными пальцами, а тремя, сложенными в щепоть. Причем, это нововведение прошло вполне в его стиле — решительно, бескомпромиссно, грубо и «с позиции силы»: те, кто отказывается перейти от двуперстия к троеперстию, отлучались от Церкви и объявлялись еретиками.

Форма крещения была приведена к греческому «стандарту», но двоеперстие ведь тоже пришло из того же источника! Во времена начала христианизации Киевской Руси греки крестились двумя перстами, и лишь спустя два-три века у них возобладало троеперстие. Греческие монахи, присылавшиеся патриархами в Москву, кстати, на смене этой русской традиции не настаивали. Священная символика этого жеста от смены пальцев не изменялась. И традиция креститься тремя перстами издавна была в ряде районов страны. Но грубо насильственный, грозный приказ нового патриарха в одночасье перейти к новой форме перекрещивания с анафемой, церковным проклятьем всем несогласным вызвал в стране бурю. Люди жертвовали всем своим достоянием, шли на муки, жизни свои отдавали за право придерживаться своей «старины», сохранить старые книги, в которых упоминается двоеперстие, иконы, на которых святые слагают для крещения два перста…

Однако, несмотря на ярость этих протестов, несмотря на почти всеобщее сочувствие к новым мученикам «за истинную, отеческую веру», в целом население приняло предписанные высшим церковным начальством нововведения — «старообрядцы» так и остались сектой, хоть втайне и уважаемой многими «никонианами», но все-же значительно уступающей общей массе прихожан «официальных» церквей.

А Никон продолжал идти напролом, разрубая давно и туго завязавшиеся церковные проблемы. Он разрешил, наконец, вопрос о единообразии текстов церковных книг. За предыдущие столетия христианские тексты переводились с разных греческих диалектов на разные местные варианты церковного русского языка, и в ту пору, когда книги были рукописными,  разницы в текстах не всегда замечали. Но с появлением типографий на досках, с которых эти книги должны были печататься для всей Церкви, единообразие текстов стало обязательным. При Никоне основная масса христианских текстов была заново переведена на церковнославянский с греческих канонических оригиналов. В результате изменились названия многих богослужебных книг, было устранено разночтение в написании имени Иисуса, несколько изменились и имена святых (которыми называли детей), уточнены молитвенные формулировки и т.д. Это еще более подлило масла в огонь внутрицерковных распрей — старообрядцы до сих пор пользуются текстами, списанными с различных (но, главное, дониконовских!) старинных книг.

Строительная деятельность Никона позволяет говорить о том, что он, изменяя русские церковные каноны в соответствии с греческими образцами, пытался сделать именно Московскую Русь центром мирового православия.

По его повелению на острове Валдайского озера был выстроен монастырь в «афонском» стиле названный так же, как и знаменитый монастырь на Святой горе — Иверский [в центре православного монашества на горе Афон в Греции свой монастырь выстроили грузинские монахи, отчего он и получил свое название (Иверия — Грузия)]. Земли заложенного Никоном Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой были перепланированы и названы так же, как и места евангельских рассказов, даже речку Истру переименовали в Иордан, главный же собор монастыря был сооружен по обмерам Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Предполагалось, что именно здесь будет резиденция московских патриархов.

Царь патриарха безмерно уважал и почитал, и доверял ему безоговорочно — уезжая с армией, оставлял его главой государственного управления. Но Никон был убежден, что в правящей «связке» Царь/Патриарх первенство всегда должно оставаться за духовной властью. Этого Алексей Михайлович уже допустить не мог, и постепенно в их отношениях пролегла трещина. И когда царский чиновник ударил слугу патриарха, а царь оставил это дело без последствий, Никон «пошел на принцип» — он покинул Москву и уехал в Ново-Иерусалимский монастырь. Очевидно, он ждал, что царь кинется к нему за прощением, но Алексей Михайлович, выдержав характер, из столицы не двинулся.

Дела в то время делались неспешно, и прошло целых восемь лет, пока в столице не собрался Большой Московский церковный собор, который лишил добровольного изгнанника патриаршего сана. Никона отправили под надзор монахов на север — в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастыри…

После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Федору, сохранившему к Никону благоговейное отношение. Он приказал вернуть бывшего патриарха из ссылки. Но пятнадцать лет монастырского надзора сломили здоровье Никона — он умер на пути в столицу…

 

 

Опубликовать:

www.historion.org

Как патриарх Никон стал «антихристом»

Патриарх Никон - один из самых противоречивых персонажей русской истории. Он родился в простой крестьянской семье и достиг того, что его величали «великим государем» и сам московский царь падал ему в ноги.

Он был неутомимым строителем, создал великолепные монастыри, а дни свои завершил простым монахом в удаленной северной обители. Братия основных им монастырей ждала его канонизации, а представители старообрядчества считали антихристом.

«Ревнитель благочестия»

Будущий Патриарх родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина Мины в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. При крещении он получил имя Никита. В раннем детстве ему изрядно досталось от злой мачехи, и в 12 лет он сбежал из дома в Макарьевский Желтоводский монастырь. Никита оказался земляком Аввакума, с которым в молодости даже дружил и который впоследствии стал его главным идейным противником.

Пробыв несколько лет послушником в монастыре, Никита не принял постриг, поскольку умирающий отец попросил его вернуться домой. Никита женился, взял на себя заботы о хозяйстве. В 20 лет он был рукоположен в священники. Грамотный и строгий молодой поп глянулся московским купцам, и Никиту вызвали в столицу, где он стал настоятелем одного из московских храмов.

За десять лет супружества у священника Никиты один за другим умерли трое детей. Говорят, именно в этом он увидел знак Божий и окончательно решил стать монахом. Жену он так же убедил принять постриг. Для своего иноческого подвига Никита выбрал самый суровый из всех русских монастырей – Соловецкий. Там тридцати лет отроду он принял монашество под именем Никон и подвизался в Свято-Троицком Анзерском скиту монастыря.

Своим неуемным усердием он понравился начальному старцу скита Елеазару, и тот назначил Никона заведовать хозяйственной частью скита. Есть предание, согласно которому именно Елеазар предрек Никону, что тот станет Патриархом, поскольку старцу было видение Никона с омофором на плечах. В старообрядческой традиции, впрочем, в видении Никон был не с омофором, а с черным змием. Скоро неуемное усердие Никона стало причиной конфликта. Он обвинил братию и самого Елеазара в сребролюбии и сбежал из Анзерского скита. Никон был принят монахом в Кожеозерский монастырь, и через некоторое время братия избрала его своим игуменом.

В 1646 году он приехал в Москву для сбора милостыни. По тогдашнему обычаю Никон явился на поклон к царю Алексею Михайловичу. Его живой ум, образованность, благочестие произвели на 16-летнего государя такое впечатление, что он оставил его в Москве, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря. Никон стал наставником молодого царя и вошел в неформальное сообщество духовных и светских людей, которое в русской историографии называется кружком «ревнителей благочестия».

Своей задачей эти люди ставили оживление церковной жизни в стране и общее исправление нравов. Никон приходил к царю каждую неделю, беседовал с ним на духовные темы, обсуждал государственные дела и приносил просьбы от простых людей, которые жаловались на «неправды». Все это Алексею Михайловичу очень импонировало.

Патриарх

В 1649 году Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. Здесь он показал себя как мудрый государственный муж и, по всеобщему признанию, великолепно проявил свою энергию и ум во время бунта, который случился в Новгороде в 1650 году. Никон сделал все, чтобы усмирить бунт на корню обойтись при этом без излишней жестокости.

В 1652 году умер Патриарх Иосиф. Государь желал видеть на Патриаршем престоле Никона. Тот решительно отказался. И тогда произошла невероятная сцена. В Успенском соборе при большом стечении народа Алексей Михайлович пал сыну мордовского крестьянина в ноги и, проливая слезы, умолял его принять Патриарший сан. После того как вслед за царем поверглись ниц все остальные, Никон дал свое согласие. Однако при этом он взял с царя и всех присутствующих клятву, что они будут ему во всем послушны в делах веры. Царь, бояре и народ такую клятву дали. Так сбылось видение анзерского старца Елеазара.

Никон основал несколько монастырей: Иверский монастырь на Валдайском озере, Онежский Крестный монастырь на Кий-острове и самое знаменитое детище Никона – Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся им ни много ни мало как центр православного мира и повторение храма Воскресения Господня в Иерусалиме.

Он вернул в церковную жизнь обычай проповеди с амвона, упразднил многогласие (одновременное исполнение нескольких песнопений, отличающихся словами и напевом), делавшее церковную службу для паствы совершенно непонятной, и приступил к «исправлению» церковных книг.

Реформатор и «антихрист»

Церковная реформа, повлекшая за собой раскол, возникла отнюдь не на пустом месте. Столетия разъединения, политические потрясения и завоевания привели к тому, что к XVII веку Обряд русской Православной Церкви стал серьезно отличаться от греческого. Поскольку веру русские люди приняли из Византийской империи, Никон и задумал привести обрядность в Московском государстве в соответствие с греческой.

Исследователи говорят, впрочем, и о более далеко идущих замыслах Патриарха. Именно в ту пору окончательно утвердился тезис «Москва – Третий Рим», и Никон видел государя Московского новым императором, себя – Вселенским Патриархом, а Москву – центром православия, пришедшим на смену оскверненному турками Константинополю. Разумеется, для реализации такого замысла нужно было сделать русский церковный обряд ближе к греческому.

Помимо ревизии богослужебных книг и исправления в них ошибок, допущенных переписчиками, Никон покушается и на такие вещи, как «сугубая аллилуйя», направление движения крестного хода, одежду священства и, наконец, на крестное знамение. Для большинства русских людей богослужебные тексты были чем-то очень далеким и непонятным, по-настоящему против правки возмутились лишь несколько грамотеев из числа духовенства. Но ходить крестным ходом против солнца, хотя издревле ходили посолонь, но восклицать «аллилуйя» трижды, хотя всегда делали это дважды, и, наконец, креститься «троеперстно» - с этим смириться было невозможно. К тому же Никон переодел священство в одеяния греческого образца.

Может быть, наберись Никон и сторонники реформ терпения и начни внедрять новшества постепенно, все прошло бы более или менее мирно. Но вот как раз терпения Никону и не хватило. Поместный Московский собор под его председательством в 1656 году объявил всех, кто крестится двумя перстами, еретиками и придал анафеме. Этого было достаточно, чтобы сопротивление из глухого стало активным. Начался раскол. И если сторонников старого обряда назвали «еретиками», то они в ответ нарекли Никона «антихристом».

Изгнанник

Вначале влияние Никона на царя было огромным. Дошло до того, что к титулу его были присоединены слова «великий государь». Но в конце концов огромная власть Никона и его ревнивое отношение к любому посягательству на его полномочия в церковных делах привели к охлаждению отношений с царем. В 1658 году Патриарх и Алексей Михайлович окончательно рассорились, и Никон в знак протеста покинул Москву и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь.

Возможно, он надеялся на то, что Алексей Михайлович, как встарь, коленопреклоненно будет молить его о милости. Однако все пошло иначе. Царь решил лишить Никона архиерейства, для чего собрал суд восточных Патриархов. В 1666 году открылся большой Московский собор, на заключительном заседании которого состоялся суд над Никоном.

Суд постановил извергнуть Никона из священства, лишив его не только патриаршеского сана, но и епископского. Перечень преступлений Никона, за которые он был так сурово наказан, очень показателен, поскольку дает яркое представление о нраве этого незаурядного человека. Так, Никон был извержен из священства, в частности, за то, что «анафематствовал патриархов Паисия и Макария, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом», «без соборного рассмотрения лишил епископа Павла Коломенского сана, сам стащив с Павла мантию», «своего духовного отца два года немилостиво бил и ему наносил язвы» и так далее. Разумеется, в числе других прегрешений было указано, и то, что Никон не смирился перед царем, а продолжал упорствовать в своей обиде.

Никон был отправлен в Кирилло-Белозёрский монастырь, где прожил на положении простого монаха до 1681 года. После смерти Алексея Михайловича его сын Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Москву. Однако по дороге уже больной к тому моменту Никон умер. Федор Алексеевич настоял на отпевании Никона как Патриарха. Впоследствии он добился того, чтобы восточные Патриархи вернули Никону сан.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет патриарха Никона

Патриарх Никон

               

Исторический портрет патриарха Никона

N

Годы патриаршества:1652-1666

Из биографии.

  • Никон, патриарх Московский и всея Руси.
  • Уже в 20 лет стал священником. Трагедия в семье — смерть троих детей- привела его и его жену в монастырь, где он полностью посвящает себя Богу.
  • Царь Алексей Михайлович после бесед с ним был покорён образованностью Никона, его благочестием. Он приближает его к себе и в 1652 году Никон назначен патриархом.
  • Первые пять лет Никона и царя связывала настоящая дружба. Царь во всём доверял Никону. Мог даже в своё отсутствие оставлять за Никоном право контроля за Боярской думой. Во всём Никон поддерживал царя, особенно в деле воссоединения с Украиной. Никона именовали «Великий государь», как называли только в своё время Филарета.
  • Боярам не нравилось такое возвышение Никона, они сумели восстановить против него царя, который отстранил его от государственных дел. Тогда Никон отказался от патриаршества и уединился в Новоиерусалимском монастыре.
  • Характер Никона был вспыльчив. Он иногда не мог сдерживать своего раздражения. Не хватало ему дипломатии, которая должна быть у человека, имеющего такой вес в стране.

 

Церковная реформа Никона

Причины:

  • Приведение к единообразию церковных обрядов и порядков, то есть к унификации церкви. Этого требовала проводимая в стране централизация власти.
  • Официальная идеология « Москва — третий Рим» имела целью сделать Москву центром православия. Греческая церковь требовала привести все обряды, церковные книги к единому греческому образцу.
  • Стремление решить давнюю проблему в России : что выше — церковная или царская власть.Усиление влияния церкви на государство.

Суть реформы:

  • Приведение к единству внешней, обрядовой стороны церкви, реформа не затрагивала основ религии (например: креститься надо было тремя, а не двумя перстами, крестный ход проводить против солнца, а не по солнцу).
  • Исправление по греческим образцам церковных книг.
  • Борьба за укрепление авторитета церкви.

Ход реформы:          

  • Сначала царь поддерживал Никона, понимая, что унификация церкви по греческим образцам усиливает авторитет церкви и Руси в целом. Церковный собор поддержал реформы Никона.
  • Однако потом бояре рассорят царя с Никоном, внушат, что тот стремится возвысить церковную власть  над  царской.
  • Церковный собор 1666-1667 года привёл к церковному расколу на сторонников Никона и противников во главе с Аввакумом. Собор же принял решение, что в гражданских делах преимущество имеет царь, а в церковных — патриарх. Здесь же Никон был низложен, его лишили сана патриарха и отправили в ссылку простым монахом в Ферапонтов монастырь.

Исторический портрет патриарха Никона

Направления деятельности Никона

Направления деятельности Результаты
Активная государственная деятельность, поддержка царя в его политике. Поддерживает реформы Алексея Михайловича, внешнюю политику, особенно процесс воссоединения Украины с Россией.
Церковная реформа 1653- начало реформы. Приведение церкви к унификации обрядов, порядков по греческому образцу.Стремился повысить роль церкви, поставить власть патриарха выше царской, чем и вызвал негодование царя, за чем последовало отречение от сана и ссылка.
Развитие книгопечатания Основал Патриаршую библиотеку, поддерживал печатание и выпуск церковной литературы, способствовал переводу её на греческий язык.
Литературная деятельность Написал ряд литературно — исторических и публицистических работ, обосновывая в них необходимость церковной реформы.Никон часто читал проповеди собственного сочинения.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Деятельность Никона способствовала укреплению царской власти
  • Церковная реформа усилила централизацию церкви, привела её в унификации
  • Церковная реформа вызвала гнев негодования, массовые выступления. Особенно сильным был протест монахов в Соловецком монастыре в 1668-1676г.Только при помощи царских войск удалось подавить восстание.
  • С именем Никона связывают начало церковного раскола, представители старообрядцев есть на Руси и сегодня, они считают, что Никон посягнул на основы церкви.

Хронология жизни и деятельности  патриарха Никона

1605-1681 Годы жизни Никона (в миру- Никиты Минина)
1649-1652 Митрополит Новгородский.
1652- 1666 Патриарх Московский и всея Руси.
1653 Начало церковной реформы, начатой по поручению Алексея Михайловича.
1654 Церковный собор одобрил все реформы Никона
1656 Церковный собор отлучил от церкви всех сторонников старой веры.
1656 Никон основал Новоиерусалимский монастырь.
1658 Никон уезжает в Новоиерусалимский монастырь на реке Истре.
1666-1667 На церковном соборе произошёл церковный раскол. Против реформ выступил протопоп Аввакум и его сторонники.Низложение Никона, лишение его сана патриарха. Ссылка простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь.
1682 При царе Фёдоре Никону разрешили вернуться в Москву в новый Воскресенский монастырь. Но тяжело больной Никон умер  по дороге.

 

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6 (№40)  исторический портрет.

                                                                  Автор: Мельникова Вера Александровна

 

Новоиерусалимский монастырь. Основан Никоном в 1656 г.

Новоиерусалимский монастырь. Основан Никоном в 1656 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Патриарх Никон на памятнике «Тысячелетие Руси». М.О. Микешин, 1862г. Новгород.

Патриарх Никон на памятнике «Тысячелетие Руси». М.О. Микешин, 1862г. Новгород.

istoricheskij-portret.ru

Патриарх Никон

Патриарх Московский и всея Руси Никон (в миру Никита Минич) родился в 1605 г., в семье крестьянина села Вельдеманово (ныне Нижегородская область, Перевозский район). Юношей Никита ушел в Макарьев Желтоводский монастырь. Через несколько лет он станет священником. Потрясенный смертью своих детей, он убеждает жену уйти в монстырь, а сам на Белом озере, в Анзерском скиту, принимает монашество под именем Никона. В 1642 г. Никон переходит в Кожеозерскую пустынь и вскоре становится её игуменом. С 1646 г. он делается известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря. В 1648 г. Никон – митрополит Новгородский.

В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа (память 23 декабря с.с.). В это время в Москве умирает патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником.

Еще при патриархе Иосифе, в видах упорядочивания церковной жизни, образовался в Москве кружок ревнителей, с царским духовником Стефаном Вонифатьевым во главе. Воззрения ревнителей разделял и Никон. Сам царь, примыкая к ревнителям в общей постановке задачи, на способ ее осуществления имел, однако, особый взгляд, так как сколнен был придавать церковной реформе политическое значение. Алексей Михайлович считал необходимым тесное единение русской церкви с греческой и малороссийской, а оно, по его мнению, могло быть достигнуто путем согласования русской церковной практики с греческими образцами.

Царя и патриарха связывала настоящая дружба. Еще будучи архимандритом, Никон каждую пятницу ездил к царю во дворец, и они подолгу засиживались за откровенной беседой; царь и сам нередко его навещал. Когда Никон стал патриархом, царь иногда целые дни проводил с ним в загородных монастырях.

Первым важным распоряжением Никона и вместе с тем началом церковной реформы было предписание (в 1653 г.) "творить в церкви" вместо "метаний на колену" поклоны "в пояс" и креститься "тремя персты". Созванный патриархом Никоном в 1654 г. собор постановил исправить богослужебные книги по древним рукописям. Собор 1656 г. одобрил служебник Никона и проклял крестящихся двумя перстами.

Противники Никона восстановили царя против патриарха. Никон сложил с себя сан и уехал в Воскресенский монастырь. На состоявшемся в 1666 г. в Москве соборе Никон был приговорён к лишению сана и сослан в Ферапонтов монастырь, а после в более тяжелое заключение – в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь Федор Алексеевич решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г., и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.

www.n-jerusalem.ru


Смотрите также