Институт кормлений в русских княжествах. Кормление история россии


История общественного питания в России

Как менялась сфера общественного питания — Antenna Daily изучает историю вопроса. 

Первый этап (Древняя Русь–XVII век) характеризуется появлением и развитием первого доступного всем слоям населения предприятия общественного питания – корчмы. Корчма является исконно славянским учреждением. В начале своего существования и до начала XII века корчма была вольной, т.е. служила для народа трибуной, с которой общественные деятели того времени обсуждали различные дела и мероприятия.

Что касается Древней Руси, то вольная корчма считалась у нас коренным учреждением. Там, где она появлялась, было многолюдно, шла широкая торговля, развивалась кипучая деятельность. Так вольная корчма существовала на Руси вплоть до начала XII века, когда впервые по ее «вольности» был нанесен удар. В летописи 1150 г. есть прямые указания на то, что корчма была обложена княжеской пошлиной. С этого момента начинается переходное состояние корчмы: из вольной она делается княжеской, или общественно-городской, затем – казенной и переходит в наследственную собственность арендаторов. Последняя зависимость сильно изменяет первоначальный облик корчмы, и она мало-помалу утрачивает свое прежнее значение.

В 1545 г. по Указу Ивана Грозного славянскую корчму сменил татарский кабак («государев кабак»), где была запрещена продажа любой еды, можно было только подавать напитки. Утолять голод простой люд ходил в харчевни. Харчевню мог завести любой человек, но продавать там какие-либо алкогольные напитки запрещалось. Кабаки стали давать большой доход и постепенно превратились в единственное место, где разрешалось торговать алкоголем. Кабаки обычно располагались в людных местах – на пристанях, ярмарках, при таможнях, у торговых рядов, бань. В XVII веке они стали неотъемлемой частью российских посадов.

Второй этап (начало XVIII–середина XIX века). Начало XVIII столетия ошеломило россиян всевозможными новшествами. Петровская эпоха своими законами утверждала абсолютное всесилие власти монарха. Образцом стал уклад жизни Западной Европы.

В кабаках работала «чернь». В крупных городах, в столице прежние питейные заведения для простонародья уже не могли соответствовать запросам более «чистой» публики. В развитых промышленных городах потребовались иные условия для городской «публичной» жизни: необходимы были пристанища для приезжих, места для общения, деловых встреч. Вместе с Петровскими реформами в быт россиян входит трактир, или как его еще называли в столицах – «вольный дом», в котором вместе с выпивкой посетителям предлагали еду, где можно было более цивилизованно провести время.

К середине столетия в европеизированном Петербурге появились герберги – трактирные дома с квартирами и постелями. Герберги стали прообразом современных гостиниц, «со столом» для приезжающих.

В 1795 г. была проведена реформа системы общественного питания. В этом году окончательно во всей Российской Империи была введена откупная система с правом получения прибыли как с напитков, так и с еды. Так в России возродилась исконно славянская корчма – место, где одновременно можно было получить еду и напитки.

В начале XVIII века в Санкт-Петербурге появились первые кухмистерские, или «кухмистерские столы». Эти заведения были рассчитаны на публику со скромным достатком — ремесленников, мелких чиновников, небогатых купцов. Обед из трех-четырех блюд в кухмистерской обходился довольно дешево — примерно 35–45 копеек. Посетителям, которые постоянно столовались в таких заведениях, было выгоднее покупать абонементы на обеды — 10-рублевый билет давал рублевую скидку.

В зависимости от национальности хозяина такого заведения, посетителям предлагали польские, немецкие, татарские, кавказские блюда. Но самыми популярными были греческие кухмистерские, меню которых, однако, не имело практически никакого отношения к греческой кухне. В них подавали разнообразные русские супы, вторые блюда, выпечку.

Популярность кухмистерские обрели не только из-за относительной дешевизны еды, но и благодаря тому, что всегда располагались в центре города и работали с утра до ночи. Впрочем, имели кухмистерские один ощутимый минус — поскольку чаще всего они находились в подвалах, в них было грязно и душно.

Практические все кухмистерские продавали обеды «на дом». Готовые блюда разносили студентам, квартирантам и холостякам: они не имели достаточно денег, чтобы держать свою кухню и кухарку, но предпочитали обедать дома. Во многих кухмистерских можно было не только пообедать или поужинать, но и отпраздновать торжество: юбилей, крестины, свадьбу. Некоторые из них специализировались на поминальных обедах — такие располагались рядом с кладбищами.

Третий этап (середина XIX века–1917 г.). Ресторан как особая категория «заведений трактирного промысла» состоялся в начале XIX века. Первый русский ресторан открылся в 1805 г. в Петербурге при «Отеле дю Норд».

В 1835 г. Николай I утвердил новое «Положение о трактирных заведениях в Санкт-Петербурге». Ресторации, гостиницы, кофейные дома, трактиры и харчевни были выделены в «трактирные заведения» с особыми правилами работы. С этого момента в России трактиры расцвели, превратившись из низкопробных забегаловок в национальные заведения русской кухни. Основными посетителями хороших трактиров была молодежь, а также лица торгового сословия.

Предвестником демократизации ресторанного дела стало появление нового формата заведений. В 1841 г. итальянский кондитер Доминик Риц-а-Порт предложил открыть «кафе-ресторан на парижский образец», т.е. соединить под одной крышей продажу вина, кофе, кондитерских изделий, разного рода закусок a la fourchette, чтение газет и журналов, игру в бильярд, шахматы и домино. Разрешение было получено, и кафе-ресторан Доминика вскоре завоевал огромную популярность. Широко распространенные по всей Европе заведения подобного рода отличались от «больших» ресторанов своим более демократичным характером. Здесь можно было быстро и недорого поесть, встретиться с другом, почитать свежую газету, сыграть в шахматы. Постоянными посетителями кафе были студенты, журналисты, небогатые чиновники и инженеры – все те, кого петербургские газеты называли «столичными интеллигентами среднего достатка».

Кафе открывались и в новых торговых домах – пассажах, и в своеобразных развлекательных центрах – воксалах.

Трактиры и рестораны не сразу вошли в общественный быт и сознание россиян. Патриархальные традиции обычно осуждали тех, кто посещал эти заведения. Окончательная демократизация ресторанного бизнеса произошла в 60–70-х годах XIX века после отмены крепостного права.

В конце XIX века на смену кухмистерским пришли столовые, предлагавшие клиентам завтраки, обеды и ужины порционно. Первые столовые были практически благотворительными — еду, конечно, не раздавали бесплатно, но стоила она очень дешево. Меню здесь было однообразным, но к приготовлению блюд предъявлялись высокие санитарные требования. Столовые работали каждый день с 12 до 16 часов дня. Их стены украшались дешевыми лубочными картинками, а столы покрывались клеенками. Внутреннее убранство напоминало трактир: на стойку для наглядности выставлялись разные блюда, имевшиеся в сегодняшнем меню. Холодную закуску было принято съедать прямо за стойкой, а вот горячие блюда — исключительно за столом. Бесплатный хлеб лежал в корзинках на всех слотах, даром можно было получить и горячую воду. Те посетители, которые имели месячный абонемент в столовую, получали в ней персональный шкафчик, в котором хранили салфетку, газету или книгу для чтения во время еды, а порой и собственные столовые приборы.

В результате стремительной индустриализации к началу XIX века ресторан и другие предприятия общественного питания стали частью городской инфраструктуры.

После революции 1905 г. появилось первое объединение рестораторов – «Общество взаимопомощи владельцев заведений трактирного промысла». Начали выходить первые отраслевые издания: в Москве – «Ресторатор» (1910–1912) и «Ресторанная жизнь» (1912–1915), в Санкт-Петербурге – «Ресторанное дело» (1912–1916).

Начало XX века – пик развития ресторанного дела. Рестораны, кафе и трактиры стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Посетителями были люди самых разных профессий, социального статуса и уровней дохода. Некоторые рестораны стали легендой. Но Русско-Японская и Первая мировая войны существенно подорвали экономику России. В стране начался голод, рестораны закрывались.

antennadaily.ru

Институт кормлений в русских княжествах

Начало XXI века – время активного становления новой российской государственности, институтов государственного управления и местного самоуправления. Трансформация унитарного тоталитарного государства с жестко централизованным управлением в демократическую систему обусловила глубокий кризис российской государственности. Проблема совершенствования и укрепления государственности, форм, содержания государственного управления и местного самоуправления стала одной из важнейших в общественной жизни России. Поэтому обращение к изучению отечественного опыта государственного управления закономерно и необходимо.

История государственного управления — молодая, актуальная и перспективная отрасль научных знаний. Наибольший научный интерес у исследователей новейшего времени вызывают проблемы государственной власти и реформ в России, преодоления вульгарно-классового подхода к оценке деятельности монархов-реформаторов, объективного анализа деятельности консерваторов — А.А. Аракчеева, П.А. Валуева, К.П. Победоносцева и др., модернизации местного управления и самоуправления [1, с.53].

В представленной статье предпринята попытка проследить эволюцию института кормлений как основы местного управления в средневековой России.

Появление кормлений как важного государственного института Киевской Руси можно отнести ко времени правления князя Игоря (912-945 гг.), который посадил в древлянскую землю своего «мужа» Свенельда.

В древнерусском государстве при первых Рюриковичах местное управление находилось в руках местных князей и их администраторов. С усилением власти киевских князей они заменялись назначаемыми из центра должностными лицами — посадниками. Взять посадника у князя нередко означало добровольное покорение ему.

Ресурсы для своего существования агенты местной администрации получали через систему кормлений. Кормление — это порядок управления, при котором облеченные властью администраторы получали вознаграждение за свои действия от управляемого населения [2, с. 45]. В состав кормов входили: во-первых, периодические уплаты, которые все население вносило в определенные сроки местной администрации. Как правило это были большие религиозные праздники — Рождество, Пасха, Петров день; во-вторых, пошлины, то есть специальные оплаты каждого отдельного правительственного акта (например, судебные, торговые).

Особенность, кормлений состояла в том, что государственные сборы, взимавшиеся с населения, не поступали в казну, а распределялись между лицами, которые получали территорию в корм. Происхождение этого порядка связано с княжеско-дружинными отношениями. Князь и дружина — одно целое. Князь все делил со своей дружиной. Дружинники смотрели на все княжеские приобретения как на свои собственные. «Княжие мужи», направляясь на посадничество, рассматривали себя как равноправных правителей отдельных территорий, независимых от центра.

Такая постановка посаднической власти имела важные последствия. Административные функции посадников были несложными. В то время «управлять» означало следить за правильным и своевременным поступлением кормов, а не обеспечивать внутренний порядок на местах. В период феодальной раздробленности институт кормлений сохранился. Но если формы кормленного управления остались прежними, то основания этой системы изменились.

В Северо-Восточной Руси дружинные отношения исчезают. Верхи общества теперь обязаны служить великому князю и садятся на кормления на основании договора. И если в Киевской Руси кормление — это род соправительства, то в удельный период кормление уже служба. Кормленщик князю не товарищ, а слуга.

Собирание удельной Руси Москвою долгое время не сопровождалось изменением внутренних административных порядков в бывших княжествах. Все перемены сводились к замене власти местных князей властью великих князей Московских. Местное управление по-прежнему строилось на кормлениях. Но кормление являлось одновременно и государственной службой, и формой вознаграждения за военную службу.

Первоначально кормления ничем не ограничивались. Наместника, приехавшего, на кормление, население встречало «выезжим кормом». Взимаемые с населения корма были столь велики, что ими кормились и семьи, и челядь наместников.

Наместники были обязаны управлять территориями своими собственными силами, опираясь на административный и военный аппарат. Этому персоналу полагался особый корм. По мере усиления власти центра начались преобразования местного управления. Первые мероприятия правительства были направлены на сокращение количественного размера кормов. С конца XIV в. московские князья выдавали административным округам так называемые Уставные грамоты, которые определяли: во-первых, точные максимальные нормы кормленых сборов. Оригинал грамоты выдавался кормленщику.

Выборные представители общества (сотские, старосты) получали с нее копию. Всякий перебор кормов считался незаконным и население имело право требовать с наместников их возвращения через суд; во-вторых, сам сбор кормов запрещалось производить самим кормленщикам и их слугам. Сборщиками являлись сотские, выбранные населением. Они передавали корма наместникам. По замыслу правительства это должно было оградить население от вымогательства; в-третьих, наместникам запрещалось держать при себе второстепенных агентов свыше установленных грамотой; в- четвертых, устанавливались сроки и порядок разъездов слуг наместников. Каждому разрешалось объезжать округ не более двух раз в год.

Это были подготовительные шаги к полной реорганизации местного управления. Процесс реформирования местного управления был ускорен следующими обстоятельствами: — присылаемые из центра на короткий срок администраторы не были озабочены состоянием дел местного хозяйства. Главных для них было обогащение. Это вело к росту преступности, запустению местного хозяйства;

— усилилось недовольство населения тяготами поборов;

— поднимавшееся дворянство было недовольно кормлениями, так как доходы от местного управления шли в карман боярству, обеспечивая ему больший политический вес;

— слишком большая независимость кормленщиков к концу ХV в. стала неприемлемой для центральной власти. Следовательно, в ликвидации кормлений были заинтересованы и власть, и общество.

В середине ХVI в. в ходе земской реформы, проводимой Избранной радой, институт кормленщиков был упразднен. Таким образом, анализ кормленного управления позволяет сделать вывод, что эта система являлась одновременно и формой налаживания связи центра с местами, и формой вознаграждения боярства за военную службу.

Автор: Конова В.И.

Литература:

1. История государственного управления России. Учебник /Отв.ред. В.Г. Игнатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России IХ-ХIХ вв. — М.: 1910.

 

vrnbiz.ru

КОРМЛЕНИЕ - это... Что такое КОРМЛЕНИЕ?

  • КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, кормления, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. кормить в 1 и 3 знач. Кормление зверей бывает в 6 часов. Кормление грудных детей. 2. В древней Руси система вознаграждения бояр администраторов путем предоставления им права облагать в свою… …   Толковый словарь Ушакова

  • кормление — См …   Словарь синонимов

  • Кормление — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения на Руси до середины 16 века. Первоначально кормления носили эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики виры, строители городов… …   Политология. Словарь.

  • КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников и других) за счет местного населения на Руси. Складывалось в Древней Руси. Ликвидировано земской реформой Ивана IV (1555 56) …   Современная энциклопедия

  • КОРМЛЕНИЕ — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси. Ликвидировано земской реформой 1555 56 …   Большой Энциклопедический словарь

  • кормление — КОРМИТЬ, кормлю, кормишь; кормленный; несов., кого (что). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения. Ликвидировано Земской реформой Ивана IV. Источник: Энциклопедия Отечество способ содержания должностных лиц за счет местного населения на… …   Русская история

  • Кормление — означало первоначально способ содержания должностных лиц.Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населениявсе необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и дажелошадей. Это был так назыв. корм в натуре. Сначала… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Кормление — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников и других) за счет местного населения на Руси. Складывалось в Древней Руси. Ликвидировано земской реформой Ивана IV (1555 56).   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Кормление — У этого термина существуют и другие значения, см. Кормление (значения). Кормление вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Кормление

    Кормление

     

    Древняя Русь имела разветвлённый аппарат управления. Великие и удельные князья назначали на места, то есть определённые территории, должностных лиц, которые вели административно- судебную деятельность. Как же оплачивался труд этих людей?

    Кормление как форма отплаты должностным лицам

    Кормлением называлась форма пожалования, которое получали должностные лица на Руси. Она заключалась в том, что эти люди содержались местным населением, а не князем.

     

     

    Из истории

    • Сначала кормление как вид пожалования князя за деятельность должностным лицам было эпизодическими случаями. По Русской правде Ярослава мудрого некоторые виды лиц(сборщики штрафов (виры), строители и другие, получали натуральные продукты от местного населения.

    • В 11-14 веках кормление стало уже повсеместным явлениям. Князья посылали на места наместников, волостелей, которые за работу получали часть пошлины, собираемые с местного населения. То есть получалось, что население содержало (« кормило») этих людей.

    • Первоначально , по русской правде, было расписано, сколько каких продуктов получали кормленщики для себя и своей челяди в день, неделю ( например, по две куры на день, в среду и пятницу по сыру и т.д.)

    • Позже «корм» кормленщики получали при вступлении в должность (« въезжий корм») и трижды в году, по праздникам: на Рождество, на Пасху и в Петров день.

    • Кормление имело натуральную форму: продукцию сельского хозяйства. А для лошадей кормленщиков выделялось сено и овёс.

    • Кормленщики находили и другие способы получения оплаты за свой труд. Так, взималась судебная, полавочная и другая пошлина.

    Такова была система местного управления. Князья не тратили из казны деньги на содержание огромной армии должностных лиц, живущих за счёт кормления.

    Однако со временем кормленщики стали злоупотреблять своим положением, стремясь получить как можно больше с населения. Тогда князья ограничили, регламентировали их доходы. Стали выдаваться специальные «кормленные» грамоты.

    Следующий этап развития системы кормлений связан с тем, что в конце 14- 15 веках постепенно оброк стал приобретать денежную форму. Тогда кормление  князья начали ограничивать. Иван Грозный в 1555 году вообще отменил кормление.

    Каким же стало жалование бывших кормленщиков? Из чего оно складывалось?

    А вопрос был решён снова за счёт местного населения. Был введён « кормленый откуп»- специальный вид налога, который шёл в государственную казну. Теперь должностные лица на местах получали обычное жалование.

    Такова история кормления на Руси.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    poznaemvmeste.ru

    История России с древнейших времен до 1917 года

    Кормление

    кормление

    – на Руси система натуральной оплаты, содержания за счет местного населения некоторых категорий должностных лиц, несущих службу в пользу князя. Эта система была ликвидирована при Иване IV земской реформой 1555 – 1556 гг.

     

    См. в других словарях

    1.

      система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси. "Кормленщикам" при вступлении на должность население платило "въезжий корм", а затем "корм" натурой, обычно 3 раза в году (на Рождество, Пасху и Петров день). Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение и продажу лошадей, "полавочные" деньги и т.д. Ликвидировано земской реформой 1555-1556 гг. ...

    Отечественная история в терминах и понятиях

    2.

      в России до середины XVI в. способ содержания должностных лиц за счет местного населения Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. К. состояли из судебных пошлин и части налогов, являлись вознаграждением, но не за исполнение настоящих административных и судебных обязанностей, а за прежнюю военную службу. Поэтому кормленщики относились к своим обязанностям небрежно и передоверяли их своим управителям – тиунам. Не было строгой системы ни в самих назначениях кормленщиков, ни в размерах пошлин и налогов. В целом система К. являлась неэффективной. По земской реформе 1555–1556 гг. К. было ликвидировано, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны (см. Земская реформа Ивана Грозного). ...

    Российская государственность в терминах

    3.

      система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения. Ликвидировано Земской реформой Ивана IV. ...

    Энциклопедия "История отечества"

    Вопрос-ответ:

    Ссылка для сайта или блога:

    Ссылка для форума (bb-код):

    www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

    Кормление - это... Что такое Кормление?

    Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

    Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие.

    В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

    Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

    Литература

    dic.academic.ru

    Кормление

    Кормление

     

    Древняя Русь имела разветвлённый аппарат управления. Великие и удельные князья назначали на места, то есть определённые территории, должностных лиц, которые вели административно- судебную деятельность. Как же оплачивался труд этих людей?

    Кормление как форма отплаты должностным лицам

    Кормлением называлась форма пожалования, которое получали должностные лица на Руси. Она заключалась в том, что эти люди содержались местным населением, а не князем.

     

     

    Из истории

    • Сначала кормление как вид пожалования князя за деятельность должностным лицам было эпизодическими случаями. По Русской правде Ярослава мудрого некоторые виды лиц(сборщики штрафов (виры), строители и другие, получали натуральные продукты от местного населения.

    • В 11-14 веках кормление стало уже повсеместным явлениям. Князья посылали на места наместников, волостелей, которые за работу получали часть пошлины, собираемые с местного населения. То есть получалось, что население содержало (« кормило») этих людей.

    • Первоначально , по русской правде, было расписано, сколько каких продуктов получали кормленщики для себя и своей челяди в день, неделю ( например, по две куры на день, в среду и пятницу по сыру и т.д.)

    • Позже «корм» кормленщики получали при вступлении в должность (« въезжий корм») и трижды в году, по праздникам: на Рождество, на Пасху и в Петров день.

    • Кормление имело натуральную форму: продукцию сельского хозяйства. А для лошадей кормленщиков выделялось сено и овёс.

    • Кормленщики находили и другие способы получения оплаты за свой труд. Так, взималась судебная, полавочная и другая пошлина.

    Такова была система местного управления. Князья не тратили из казны деньги на содержание огромной армии должностных лиц, живущих за счёт кормления.

    Однако со временем кормленщики стали злоупотреблять своим положением, стремясь получить как можно больше с населения. Тогда князья ограничили, регламентировали их доходы. Стали выдаваться специальные «кормленные» грамоты.

    Следующий этап развития системы кормлений связан с тем, что в конце 14- 15 веках постепенно оброк стал приобретать денежную форму. Тогда кормление  князья начали ограничивать. Иван Грозный в 1555 году вообще отменил кормление.

    Каким же стало жалование бывших кормленщиков? Из чего оно складывалось?

    А вопрос был решён снова за счёт местного населения. Был введён « кормленый откуп»- специальный вид налога, который шёл в государственную казну. Теперь должностные лица на местах получали обычное жалование.

    Такова история кормления на Руси.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    poznaemvmeste.ru


    Смотрите также