Читать онлайн "История России" автора Шубин Александр Владленович - RuLit - Страница 2. Шубин история россии


Лекция «Застой» — История России

О лекторе

Шубин Александр Владленович — доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории Российской академии наук.

План лекции

1. Обновление руководства и реформа 1965 г.2. Успехи Л. Брежнева в борьбе за власть.3. Кризис бюрократической системы.4. Политическая система. Конституция 1977 г.5. Национальные проблемы.6. Наука и культура.7. Диссидентское движение.8. Власть и общество.

Аннотация

Лекция посвящена ситуации в СССР в 1965–1982 гг. В 1965 г. новое коллективное руководство КПСС приступило к реформе, призванной повысить эффективность хозяйства с помощью хозрасчета. Постепенно Л. Брежнев укрепил свои позиции в качестве единоличного лидера КПСС. В 70-х гг. в СССР установилась система, которая позднее была названа «застоем». Бюрократическая система была стабильна, выросли доходы от экспорта нефти. Происходило падение темпов роста производства в результате отсутствия заинтересованности в эффективном труде, старения оборудования, нехватки расточительно расходуемых ресурсов, неспособности обеспечить запросы населения, растущие и усложняющиеся по мере роста уровня культуры. Усиливалось технологическое отставание СССР от капиталистических стран. Происходили межнациональные конфликты. В новой конституции СССР говорилось, что КПСС является руководящей силой советского народа. Важнейшие государственные решения принимались Л. Брежневым и несколькими его товарищами по Политбюро ЦК КПСС.

Несмотря на официально провозглашенное идейное единство советского народа, в СССР развивались различные неподконтрольные КПСС идейные течения («почвенники», «либералы» и др.) и общественные движения (музыкальные, педагогические, экологические, а также диссиденты). Государство вело борьбу с диссидентами, но старалось избегать широких репрессий. Брежнев и его окружение стремились избегать конфронтации в обществе. Однако к концу 70-х гг. руководство КПСС стало воспринимать диссидентов как серьезную угрозу, и в условиях обострения борьбы с США разгромило его. Но несмотря на это, в обществе продолжались осторожные дискуссии между сторонниками разных взглядов, отличавшихся от официального марксизма-ленинизма, деятели культуры позволяли себе с помощью намеков критиковать существующих в СССР порядков.

Вопросы по теме лекции

1. Чем политика Л. Брежнева в отношении чиновничества отличалась от политики Н. Хрущева? 2. Кто определял основные направления политики советского государства?3. Как связаны экономические трудности в СССР и национальные конфликты конца 70-х - начала 80-х гг.?4. Почему период 70-х – начала 80-х гг. получил название «застой»?5. Какие трудности испытывало развитие науки в СССР в 70-е гг.?6. Почему диссидентское движение не стало более массовым?7. Какие общественные течения и общественные движения существовали в СССР в 70-е гг. кроме диссидентов?8. Что общего между взглядами А. Сахарова и А. Косыгина?

Литература

Л.И. Брежнев. 1964–1982. Вестник Архива Президента. Специальное издание. М., 2006.Горбачев М.И. Жизнь и реформы. М., 1995.Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991 гг. М., 1998.Сахаров А.Д. О стране и мире. Нью-Йорк. 1975.Шубин А.В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. М., 2008.Шубин А.В. «Золотая осень» или период застоя. СССР в 1975¬–1985 гг. М., 2007.

histrf.ru

Лекция Россия в начале XX века — История России

О лекторе

Шубин Александр Владленович — доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории Российской академии наук.

План лекции

1. Трудности модернизации и социальные кризисы.2. Власть и общество.3. Николай II.4. Идейные течения в России.

Аннотация

Лекция освещает положение в России в начале ХХ века. Затрагиваются и процессы, которые начались в России после реформ Александра II.

Россия в начале ХХ века подошла к состоянию кризиса. Он был вызван противоречием между назревшей модернизацией и традиционной социальной и политической структурой России. Положение крестьян оставалось очень тяжелым из-за нехватки земли, это сдерживало и улучшение условий жизни рабочих. «Аграрный голод» приводил к голоду настоящему. Бедность крестьян не позволяла им покупать товары, производимые российской промышленностью. Это сужало внутренний рынок России и затрудняло развитие фабрично-заводского производства. В результате успехи российской промышленности зависели от состояния международного рынка.

В начале ХХ в. Российская империя оставалась абсолютной (самодержавной) монархией. Консерватизм, неизменность социально-политической системы в условиях социально-экономических перемен вели к социальным выступлениям — рабочему, крестьянскому и студенческому. Росла межнациональная напряженность. Модернизация вела к нарастанию оппозиционных настроений в обществе. Несмотря на сохранение влияния консерватизма, особенно на политику самодержавия, в России развивался либерализм, а также социалистические идейные течения – народничество и марксизм. Раскол марксистской партии РСДРП привел к возникновению течений меньшевиков и большевиков. Внешняя политика России в начале ХХ в. была чревата конфликтом с Японией на Дальнем Востоке.

Вопросы по теме лекции

1. Вспомните, в чем заключались реформы Александра II, как они повлияли на развитие России и почему прекратились?2. Чем политика Николая II до 1904 г. отличалась от политики Александра III? Что между ними было общего?3. Какие меры Николая II способствовали модернизации, а какие – не способствовали?4. Как община влияла на социально-экономическое развитие России?5. Представители каких социальных слоев проводили массовые выступления протеста, а какие – не проводили? Почему?

Литература

Дневники императора Николая II. 1894 – 1918. М., 2011 – 2013.Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995.Зырянов П.Н. Поземельные отношения в Русской крестьянской общине во второй половине XIX – начале ХХ века // Собственность на землю в России: история и современность. М., 2002.Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII – начало ХХ века. М., 2010.Литошенко Л.Н. Социализация земли в России. Новосибирск, 2001.О причинах Русской революции. М., 2010.Шубин А.В. Великая Российская революция. От Февраля к Октябрю 1917 года. М., 2014.

histrf.ru

Курс лекций А. Шубина по отечественной истории ХХ века

На портале «История России» (история.рф) размещены 30 моих лекций по отечественной истории ХХ века – плод интенсивного труда, которому мы посвятили часть декабря прошлого года (записывали по 3-4 лекции в день).Тот, кто слушал мои лекции в университетах, найдет некоторые отличия. Во-первых, очень не хватало слушателей, с которыми я люблю общаться во время лекции. Здесь я не видел даже операторов – софиты в глаза, перед глазами тьма. Так что приходилось воображать, как вы, слушатели, будете потом ловить меня на слове, если я в этом 25-часовом марафоне буду допускать неточности.Отсюда, во-вторых: видеозапись немного сковывает ответственного лектора. Он – не митинговый или думский вития, не драматург или режиссер. Он помнит: слово – не воробей, нужно подбирать выражения, раз уж они останутся на записи. Впрочем, когда сейчас я прослушал некоторые фрагменты, то всё равно кое-где хотел себя поправить. Так что не судите строго – пусть эти лекции будут толчком для размышлений, а не заменой моих монографий.В-третьих, я люблю использовать доску, рисовать схемы, дабы что-то прояснить, закрепить текстовую информацию визуальной. Но режиссер воспротивился против этого, потому что возникнут сложности с фокусировкой кадра, если я начну вскакивать с места и что-то чертить на доске. Решили заменить рисование схем расстановкой шахматных фигурок. Но эта идея, по-моему, не очень удалась – тогда нужно было снимать фигурки сверху, а не сбоку, и покрупнее. В кадре я разыгрываю партии, которые зритель практически не видит. Ну что же, было приятно почувствовать, что в твоих руках – Николай II, Ленин, Сталин, дивизии и массы демонстрантов. J Сверху всё выглядело логично, даже сам кое-какие нюансы стал лучше понимать. Интересный опыт, можно будет потом как-нибудь его ещё применить, но на более видимой зрителю доске.В-четвертых, хотя это и не краткий курс, как серия моих выступлений по мировой истории, но времени иногда не хватало. Во многих случаях это – всё равно конспект важнейших проблем и явлений нашей истории ХХ века. За подробностями и уточнениями отсылаю к печатному слову.Лекции размещаются в обратном порядке, первая посвящена России в начале ХХ века, последняя – России в начале XXI века.http://histrf.ru/ru/lectorium

Первая лекция:http://histrf.ru/ru/lectorium/card/rossiia-v-nachalie-xx-vieka 

shubinav.livejournal.com

Читать онлайн "История России" автора Шубин Александр Владленович - RuLit

Б. Н. Земцов, А. В. Шубин, И. Н. Данилевский

История России

Предмет. Слово «история» с древнегреческого языка переводится как «расследование», «узнавание», «установление». Первым историком считается грек Геродот из Галикарнаса (485–425 гг. до и. э.). Древние ценили историю и называли ее magistra vitae («наставница жизни»). Русский историк В. О. Ключевский так писал об истории: «В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс; 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Целью истории как науки является изучение исторического процесса, скрытого в многообразных исторических источниках. Целью истории как учебной дисциплины в высшей технической школе является укрепление связей подрастающего поколения с историей и культурой родной страны, которые облегчают социальную адаптацию и культурное развитие личности. Хотя речь идет о формировании сознания, история – это не идеологический предмет, подобный Закону Божьему в дореволюционных гимназиях или истории КПСС в советских вузах. «История России» сегодня – это учебный курс, раскрывающий на основе последних достижений отечественной и зарубежной науки основные закономерности становления и развития общества в нашей стране.

История – наука очень сложная и многоаспектная. В технических вузах охватить все процессы и явления невозможно из-за небольшого количества часов, выделяемых на их изучение, да это и не нужно, поскольку функции курса истории в технических вузах и на исторических факультетах различны.

На первый взгляд история изучает только прошлое. Однако, как отметил философ К. Ясперс: «История непосредственно касается нас… А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека». То есть в конечном счете история изучает возникающие во времени, исторические корни современного состояния общества.

Органической частью исторического процесса является развитие науки и техники. То, что современный студент технического профиля воспринимает как данность, когда-то создавалось и открывалось путем преодоления неудач и заблуждений. Этой теме также посвящен учебник истории, написанный для технического вуза.

История в техническом вузе представляет собой органическую часть блока социально-гуманитарных дисциплин, изучающих общество. Общество – это максимально сложная система, что предельно затрудняет создание теории его развития. Различные науки изучают составные части общества: политическую подсистему – политология, экономическую – экономика, социальную – социология и т. д. История изучает развитие этой системы во времени. Таким образом, предмет «История России» в высшей технической школе состоит в выявлении исторических закономерностей возникновения и развития российского общества во всех его проявлениях: от техники до политики, от экономики до науки.

Методология. В области точных и естественных наук появление новых учебных программ и учебников связано с научными достижениями. В сфере гуманитарных наук это тоже является основанием для корректировки программ. Однако основным условием создания концептуально новых научных школ и соответственно учебников является смена методологий. Методология представляет собой единство трех составляющих: теории исторического процесса, принципов и методов исследования.

Теоретической основой советской исторической науки была марксистско-ленинская формационная теория. Она представляла собой глобальную типологию исторических процессов, построенную на социально-экономических критериях. Такой подход недооценивал значение этнонациональной специфики. Между тем культура, национальная ментальность и даже государственные институты имеют внутреннюю историческую инерцию развития.

Монополия единственной формационной методологии в советской исторической науке вызвала своего рода теоретическую катастрофу 90-х гг. XX в.: с переходом к свободе мнений в гуманитарном знании был предъявлен слишком значительный по объему и содержанию материал, который не укладывался в старые, подчас догматические схемы. В результате вместо плавного совершенствования старых подходов они были просто отброшены многими специалистами. Само наличие закономерностей в историческом процессе было подвергнуто сомнению.

В качестве альтернативы коммунистическому строю новое политическое руководство страны в 1991 г. выбрало либеральный путь развития. В области исторического знания это сопровождалось ростом вестернизации (форсированного внедрения западных политических и экономических структур) и исторических методологий, развивавшихся в Западной Европе и Америке.

www.rulit.me

Шубин Александр Владленович | Ридли

Прочитав эту книгу, вы узнаете:

• Почему партия меньшинства сумела повести за собой огромную страну?

• Земля – крестьянам, а заводы – кому? Как выйти из капитализма?

• Борьба двух моделей социализма: кто победит?

• Как формировалась Советская власть? Кто помогал большевикам?

• Большевики против социалистов: почему не состоялась коалиция левых сил?

• Когда и почему началась гражданская война?

«Левая политика» — независимое непартийное издание. Материалы журнала посвящены взаимодействию левых и социальных движений, реформе образования, опыту профсоюзов и левых партий в разных странах мира, исследованию глобализации. Издание является площадкой для теоретических дискуссий о путях левой идеологии в современном мире. Авторы принадлежат к разным левым течениям. Также в журнале публикуются рецензии на новинки философских, социологических и политологических работ, выходящих в России и в мире. Журнал стремится перенять опыт как «New Left Review начала 1970-х годов, так и русских толстых журналов XIX века, сыгравших немалую практическую роль в освободительном движении.

 Когда десять лет назад мы писали, что в ближайшее десятилетие планету ждет новая Великая депрессия[1], нам отвечали — это нереально. Либеральная экономическая наука учла уроки, отработала механизмы, предусмотрела… Что же, за экономическую науку пусть отвечают экономисты, а лично я рассуждаю, как историк. Мы уже видели то, что наблюдаем в начале XXI века.       20-е годы. Время расцвета мировой экономики, где доминируют предприниматели Запада. Предыдущая глобализация. В эпоху глобализации и в 20-е, и в 90-е гг. мировой порядок многим казался незыблемым, вечным. «Конец истории». Экономисты рассуждали о мощи западной экономики, которая неизменно справляется с временными трудностями, о необходимости повсеместного распространения «нормальных» экономических отношений — наиболее благоприятных для транснациональных корпораций. Капиталистическая экономика росла, и казалось, что этому росту не будет конца. В крайнем случае, он может замедляться и ускоряться. Люди мечтали о новых материальных благах, надеялись, что им выпало жить в эпоху процветания и мира. Эта иллюзия стала рушиться 24 октября 1929 г., когда началась паника на Нью-йоркской фондовой бирже. Волны этой финансовой катастрофы охватили весь мир, погрузили в нищету миллионы людей, и уже через десятилетие последствия депрессии привели мир к новой мировой войне.       Уроки этой катастрофы необходимо помнить. История не всегда повторяется как фарс. Иногда — как новая трагедия.

Серия: Великие полководцы России

Революция и Гражданская война, ознаменовавшиеся сломом старых социальных отношений и структур государственного и военного управления, поставили задачу создания новой модели вооруженных сил. Это был период «революционного творчества», в котором приняли участие практически все стороны, участвовавшие в гражданском конфликте 1917–1922 гг. Как показали события, наиболее жизнеспособными оказались две из них, выступавшие под красным знаменем Советской власти и черным стягом свободы и анархии. Завершение борьбы между РККА во главе с председателем РВСР Л. Д. Троцким и Революционной повстанческой армией Украины Н. И. Махно ознаменовало окончание Гражданской войны. В следующей книге читатель не только сможет ознакомиться с деталями биографий этих выдающихся военно-политических деятелей, но и узнать подробности о методах военного строительства в период Гражданской войны. Также его вниманию будет представлена информация о малоизученной странице отечественной военной истории — повстанческом движении, своеобразной «третьей силе» Гражданской войны.

А. В. Шубин

Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

Дорогие ребята!

Сегодня вы приступаете к изучению последнего периода всеобщей истории – Новейшему времени, который охватывает XX – начало XXI в. Это – та эпоха в жизни человечества, в создании которой принимали участие ваши дедушки и бабушки, родители. Последние страницы истории XX столетия дописывались уже на ваших глазах. И вот уже началась история XXI в. Знание важнейших событий XX в. позволяет увидеть истоки многих современных конфликтов и определить основные тенденции развития мира в будущем. Не зная истории Новейшего времени, нельзя быть активным, успешно действующим участником нашей сегодняшней жизни.

XX век – драматичный и трагичный период истории. Именно в это время человечеству пришлось пережить две мировые войны, массовое уничтожение людей. В то же время именно в XX в. человечество сумело достичь невиданных прежде высот: оно выпело в космос, в некоторых странах был достигнут высочайший уровень жизн…

Серия: Военные тайны XX века

А. В. Шубин

Мир на краю бездны

(От Великой депрессии к мировой войне, 1929–1941 годы)

Только все мы уже на вершине, И теперь только вниз босиком… Б. Гребенщиков

Эта книга о трагической эпохе 30-х годов, начавшихся Великой депрессией и закончившихся Мировой войной, о социальных процессах и людях, влиявших на развитие планеты, о трагических случайностях и возможностях, большей частью упущенных, о спорах, которые мы до сих пор ведем об этой эпохе. Что было подчинено жесткой логике событий, а что зависело от выбора людей.

В наше время, в эпоху глобализма, мировой порядок многим кажется незыблемым, вечным. Экономисты рассуждают о мощи американской экономики, которая неизменно справляется с временными трудностями, о необходимости повсеместного распространения «нормальных» экономических отношений — наиболее благоприятных для транснациональных корпораций.

Также было и в 20-е гг. Время расцвета мировой экономики, руководимой государствами Запад…

Annotation

Издание описывает основные проблемы отечественной истории с древнейших времен по настоящее время.

Материал изложен в доступной форме. Удобная периодизация учитывает как важнейшие вехи социально-экономического развития, так и смену государственных институтов.

Книга написана в соответствии с программой курса «История России» и с учетом последних достижений исторической науки.

Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов, а также для всех интересующихся историей России.

Рекомендовано Научно-методическим советом по истории Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине «История» для студентов технических вузов.

Б. Н. Земцов, А. В. Шубин, И. Н. Данилевский

Введение

Б. Н. Земцов, А. В. Шубин, И. Н. Данилевский

История России

Введение

Предмет. Слово «история» с древнегреческого языка переводится как «р…

Серия: Размышляя об Анархизме

А.В. Шубин

МАХНО И ЕГО ВРЕМЯ

О Великой революции и Гражданской войне 1917-1922 гг. в России и на Украине

Предисловие

Эта книга — о Великой революции и Гражданской войне 1917-1922 гг. в России и на Украине.

Так уж устроена историческая память, что мы воспринимаем сложный исторический процесс сквозь призму отдельных ярких личностей и ключевых событий. 1917-1922 гг. — эпоха Ленина. Он символизирует волю большевизма к власти и реорганизации страны. Но на протяжении этого времени воле большевизма противостояли не только осколки старой элитарной России, обозначенные в исторической памяти портретами белых генералов. И большевизму, и белым противостояла народная стихия. Мы знаем почти все о политических элитах и «контрэлитах», но гораздо меньше — о стихии, о народе. А ведь революция состоит из стихии в такой же степени, как человеческое тело — из воды.

Описать стихию так же «просто», как дать точную картину движения облака. Мириады частиц идут свои…

Серия: Размышляя об Анархизме

readli.net

Читать онлайн "История России" автора Шубин Александр Владленович - RuLit

Кризис либеральных реформ и сложность применения западных либеральных принципов к российской действительности ограничили распространение либерально-западнически х подходов к истории, которые, однако, заняли свое место в идейном спектре современной исторической науки России. Другими составляющими этого спектра стали различные вариации марксизма, а также державно-патриотические подходы. Вместе с тем современная историческая наука позволяет сосуществовать различным методологическим и идейным течениям на основе принципов историзма, многофакторности и объективности анализа исторического материала.

Принцип историзма обязывает историка изучать явления и процессы прошлого в развитии, в связи с порождающими их условиями, конкретно-исторической обстановкой, в контексте их места и времени.

Принцип объективности подразумевает, что идейные оценочные выводы должны вытекать из анализа исторического материала, а не определять его направление. Многофакторный подход рассматривает исторические явления как сложный результат воздействия различных факторов развития общества. Ряд исследователей также придерживаются системных подходов, стремясь выявить связи между самыми разнообразными факторами, выстраивая модели целостных общественных систем.

Сегодня все больше ученых начинают рассматривать российскую социальную систему как сложное и оригинальное культурно-историческое явление. Жизненный уклад каждой страны и каждого народа возникает не случайно, а в результате объективных закономерностей и творческого порыва людей.

Методы исторических исследований представляют собой совокупность способов и конкретных приемов получения новых знаний. Как и любая другая наука, история использует общие (общенаучные) и специальные методы познания. К общим относятся: описание, анализ (то есть разделение исторического объекта на составные части и изучение их в отдельности) и синтез (требующий исследования не какого-то отдельного явления, а построения модели процесса в целом, сведения воедино выводов, относящихся к каждой части, и получения на основе этого нового знания).

Среди специальных методов одним из важнейших является сравнительный. Сравнение ведется как по вертикали (сравнение подобных явлений на разных этапах исторического развития), так и по горизонтали (анализ процессов, протекающих в разных странах и в разные эпохи). При этом критерии сравнения должны оставаться неизменными. Это позволяет понять причины исторической специфики той или иной социальной системы.

Периодизация. Одной из задач любой науки является классификация изучаемых явлений и процессов. В истории эта задача предстает в виде периодизации. Периодизация – это разделение исторического процесса на этапы, рамки которых ограничены определенными критериями, связанными с наиболее важными характеристиками исторического процесса. Любая периодизация представляет собой какое-либо методологическое упрощение, тем не менее она необходима, поскольку позволяет рассмотреть важнейшие изменения в эволюции общества.

Основная трудность создания периодизации курса заключается в том, что качественные изменения в развитии общества, государства, экономики, культуры не совпадают. В этих условиях обычно за основу периодизации берется история государства.

Дореволюционные ученые выделяли в истории России разные периоды. Так, придворный историк и знаменитый русский писатель Н. М. Карамзин (1766–1826) делил ее на периоды правлений. Эта традиция сохранилась и позднее.

Однако по мере исследования связей между государственной политикой и общественными явлениями критерии периодизации сместились в сторону последних. Марксистские историки, видевшие в социально-экономическом развитии причины политических явлений, положили в основу периодизации социально-экономические формации. Современная наука стремится к соблюдению нейтральности периодизации и комплексности критериев.

Авторы учебника придерживаются следующей периодизации отечественной истории.

♦ Древняя Русь (IX–XII вв.).

♦ Удельная Русь (XII – первая половина XV в.).

♦ Россия во второй половине XV–XVII в.

♦ Российская империя (XVIII – первая половина XIX в.).

♦ Россия в 1861 г. – начале XX в.

♦ Россия в период революции и гражданской войны (1917–1922 гг.).

www.rulit.me

Читать онлайн "История России" автора Шубин Александр Владленович - RuLit

♦ Советский Союз (1922–1991 гг.).

♦ Российская Федерация (90-е гг. XX в. – начало XXI в.).

Эта периодизация учитывает как важнейшие вехи социально-экономического развития, так и смену государственных институтов.

Авторы учебного пособия стремились быть беспристрастными и строить выводы на достижениях дореволюционной, советской и современной исторической науки.

Глава 1 ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX–XII ВВ.)

§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Прародина славян. Предки славян – племена, говорившие на балтославянских диалектах, – приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э. из единого позднеиндоевропейского (балтославянского) языка выделились собственно славянские и балтские племенные диалекты. Причем балты разделились на три крупные группы: западную (предки пруссов, ятвягов, галиндов, куршей и скалвов), срединную, или летто-литовскую (предки литвы, жемайтов, аукштайтов, латгалов, земгалов и селов) и днепровскую (предки летописной голяди и других племен, названия которых неизвестны). В свою очередь, славяне в IV–X вв. также разделились на три главных диалектных ареала: южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов). Южные славяне расселились преимущественно на Балканах, западные – в Центральной Европе, а восточные – в Восточной Европе.

В археологии нет единой точки зрения относительно места прародины славян. Одни ученые находят ее в междуречье Вислы и Одры, другие – Вислы и Немана, третьи считают, что зарождение славянского этноса проходило между Одрой и Днепром. Данные языкознания (прежде всего топонимики – дисциплины, изучающей географические названия) позволяют связать славян с областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной реками Эльбой и Одрой на западе, бассейном Вислы и Верхним Поднестровьем до Среднего Поднепровья на востоке.

Праславяне, по мнению многих исследователей, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племен, переселившихся на рубеже III–II тыс. до и. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья в Центральную, Северную и Восточную Европу.

О предках славян можно составить представление по памятникам тшинецкой (третья четверть II тыс. до и. э., обнаружены между Вислой и Средним Днепром), лужицкой (XIII–IV вв. до и. э.) и поморской (VI–II вв. до и. э., территория современной Польши) археологических культур. Кроме того, некоторые историки связывают с предками славян такие археологические культуры, как среднеднепровская (середина III – первая четверть II тыс. до и. э.; Среднее и Верхнее Поднепровье), чернолесская (VIII – начало VI вв. до и. э.), памятники которой найдены в Поднепровье, и позднезарубинецкая, существовавшая с конца I тыс. до и. э. в бассейне реки Припять и Среднем Поднепровье.

Первые достоверные письменные сообщения о славянах как самостоятельной этнической группе содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.). Ко второй половине VII в. принадлежат первые упоминания о славянах у арабских авторов. Приблизительно к этому же времени относятся самые ранние легендарные сведения об истории славян, попавшие на страницы древнерусских летописей. До этого периода в зарубежных источниках встречаются данные о народах, которых называют венедами (венетами), склавенами и антами. Однако эти сведения столь неопределенны, что говорить об этнической принадлежности упомянутых народов не представляется возможным.

Северо-западными соседями предков славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племен. На юго-западе, севере и северо-востоке от них жили финно-угры. Юго-восточными соседями предков славян были западноиранские племена скифов и сарматов, южными – готы, фракийцы и иллирийцы, западными – кельты.

Восточные славяне: занятия и общественный строй. Восточные славяне заселяли Восточноевропейскую равнину в двух направлениях. Часть восточнославянских племен расселилась в бассейне Днепра и оттуда начала осваивать верховья Волги, долины Верхнего Днестра и Южного Буга. Другая группа продвинулась на северо-запад, в район озера Ильмень, и впоследствии заняла территории до Белоозера и Волго-Окского междуречья.

Восточные славяне обычно селились в лесах и по берегам рек. Основным их занятием было земледелие. В условиях лесной и лесостепной зон это был так называемый лесной перелог. Освобожденная от леса земля распахивалась и засевалась три-четыре года подряд, а потом забрасывалась на четыре-пять лет. За это время она успевала «отдохнуть», но еще не зарастала лесом «в столб». Затем ее вновь начинали распахивать. Перелог сопровождался подсекой: вырубкой леса, корчеванием пней и сжиганием поваленных деревьев. Зола сгоревших стволов являлась естественным удобрением. Это позволяло получать в первые два-три года довольно высокие урожаи зерновых культур (преимущественно ржи, овса, ячменя и в меньшей степени пшеницы). На втором месте по значению стояло скотоводство (в основном разводили крупный и мелкий рогатый скот). Кроме того, славяне занимались охотой, рыболовством и бортничеством.

www.rulit.me


Смотрите также