5.Система кормлений в местном управлении Руси. История россии кормление


Кормление на Руси - это... Система кормления в Древней Руси

Государственное устройство Древней Руси имело в своем подчинении особый институт, который строился на системе местного самоуправления. Эта структура создавалась аналогично западноевропейской fief-office – административной, назначаемой должности в провинции. Назначения «на места» происходили «сверху», по особому распоряжению царя или князя. Кормление на Руси – это аналог fief-office, при котором вместо денег государство предоставляло иные формы вознаграждения за службу.кормление на Руси это

Местные власти

В удельные времена русское государство организовывало органы местного самоуправления под руководством волостелей и различных наместников, присылаемых из столицы по специальному указу. Оплата их труда осуществлялась на местах, хотя указание о сумме вознаграждения выдавалось обычно в царских палатах. Система кормления в Древней Руси подразумевала, что такие временные представители царской власти будут содержаться за счет местных властей. Наряду с денежным довольствием им выдавали продукты, лошадей, слуг и средства на их содержание. Кормление в Древней Руси это в первую очередь реальная возможность человеку, состоящему на государственной службе, содержать себя и свою семью, используя лишь свои служебные полномочия и права, предоставленные княжеской, а позднее – и царской властьюкормление в Древней Руси это

.

Становление наместничества

Постоянное присутствие наместников в уездных городах поначалу не требовалось, но иногда содержание было настолько внушительным, что постепенно наместники указывали свое пребывание на месте службы как постоянное. Соответственно, возрастал и их срок на службе у князя – а значит, увеличивалось и кормление. В Древней Руси это занятие находили привлекательным не только представители местного населения, но и иностранцы. Представители младших родов известных европейских фамилий вовсе не чурались быть наместниками на Руси - это занятие позволяло вернуться на Родину вполне обеспеченным человеком.кормлением на Руси называли

Русь Московская

Во времена Московии система местного самоуправления по-прежнему держалась на наместничестве. По-прежнему наместники и волостители распоряжались на местах, вершили суд и собирали налоги. Кормлением в Московской Руси называли содержание таких приезжих служивых. Место службы наместника обычно располагалось в центре уезда. Здесь он чинил суд и управу по всем административным делам в пределах города и околицы, а также вершил суд по делам уголовным в пределах небольших уездов, которыми было так богато Русское государство. В уездных границах в компетенции наместника были военные силы, арсенал и стратегически важные объекты – мосты, дамбы и прочее.русское государство

Наместники

В наместники обычно выбирались представители известных фамилий, нередко эта должность переходила от отца к сыну. Например, известный род Протасьевых наместничествовал в Мещерском крае почти два столетия – с начала 15 до конца 16 веков. Эта знатная фамилия, наряду с именами других наместников, известна в России в череде видных государственных деятелей и соратников царя. Все эти почетные звания были бы невозможными без крепкого материального тыла, большую часть которого составляли богатые подношения местных властей. Таким образом, кормлением на Руси называли вполне приличную должность с неисчерпаемыми источниками доходов, которая могла гарантировать безбедную жизнь нескольким поколениям.

Волостители

Волостители держали суд и управу независимо от наместника, в их подчинении были отдельные уезды, но перечень подведомственных им дел отличался. Обычно они разбирали мелкие правонарушения, хозяйственные споры, рассматривали административные проступки. В отличие от наместников, волостителями становились представители неименитого боярства или обедневших дворян. В начале своей карьеры биографии волостителей пестрят должностями тиунов, дьяков, писарей, городовых приказчиков. То есть их социальный уровень был на порядок ниже, чем у наместников. Тем не менее кормление в Древней Руси не только помогало им справиться с проблемой проживания, но и позволяло неплохо обогатиться за счет местных властей.система кормления в Древней руси

Обычно работа в местном самоуправлении рассматривалась как должность, позволяющая иметь неплохой доход. Кормление на Руси – это источник неправедного обогащения многих дворян, которые не сильно рвались исполнять свои непосредственные обязанности. Вместо себя они направляли на места своих слуг – тиунов и доводчиков. На них также распространялось кормление. На Руси это занятие было настолько привлекательным, что за должность тиуна давались нешуточные взятки. Тиуны имели право вершить правосудие и разбирать дела от имени наместника, по сути они напрямую выполняли его обязанности и имели с этого неплохой куш.

Доходы от кормления

Перечень доходов от кормления состоял из нескольких частей. Некоторая доля кормления собиралась на местах деньгами, но в основном кормление на Руси – это поборы натуральными продуктами. Собиралось кормление два-три раза в год, на большие церковные праздники – Пасха, Петров день, Рождество. Было также известно въезжее кормление – им обычно встречали нового наместника в уезде. Сбор осуществлялся специально назначенными людьми, которые обычно выбирались из местных. Им назначались должности сотских и старост. Обычно эти чиновники, кроме сбора кормления, собирали налоги на местах, а также принуждали местное население к выполнению различных повинностей.кормлением в московской руси называли

Упразднение кормления

В начале своего развития Русское государство состояло из небольших княжеств, размеры которых были невелики, а судебно-административная деятельность местных властей была вся на виду. Еще сильны были старинные законы и обычаи, а простые люди всегда могли пожаловаться князю на самоуправство его холопов или же сменить место проживания, съехав от нерадивого правителя в другое княжество. Но когда собирание земель вокруг Москвы было практически завершено и сильна стала централизация власти, простым людям пришлось несладко. Именно тогда возникла пословица: "К Богу высоко, а к царю далеко". Система наместничества практически перестала выполнять свои обязанности, которые ее представители должны были выполнять за кормление. На Руси это понятие быстро стало синонимов взяток и вымогательств. Масштабы коррупции приняли такие размеры, что центральная власть серьезно задумалась о реформе местного самоуправления.

Организация местного самоуправления стала возможной благодаря реформе Ивана Грозного. Одним из основных ее этапов стала передача большего числа полномочий органам воеводского управления. Постепенно волостители и наместники исчезли, а вместе с ними перестала функционировать и система кормления.

fb.ru

Кормление

Кормление

 

Древняя Русь имела разветвлённый аппарат управления. Великие и удельные князья назначали на места, то есть определённые территории, должностных лиц, которые вели административно- судебную деятельность. Как же оплачивался труд этих людей?

Кормление как форма отплаты должностным лицам

Кормлением называлась форма пожалования, которое получали должностные лица на Руси. Она заключалась в том, что эти люди содержались местным населением, а не князем.

 

 

Из истории

  • Сначала кормление как вид пожалования князя за деятельность должностным лицам было эпизодическими случаями. По Русской правде Ярослава мудрого некоторые виды лиц(сборщики штрафов (виры), строители и другие, получали натуральные продукты от местного населения.

  • В 11-14 веках кормление стало уже повсеместным явлениям. Князья посылали на места наместников, волостелей, которые за работу получали часть пошлины, собираемые с местного населения. То есть получалось, что население содержало (« кормило») этих людей.

  • Первоначально , по русской правде, было расписано, сколько каких продуктов получали кормленщики для себя и своей челяди в день, неделю ( например, по две куры на день, в среду и пятницу по сыру и т.д.)

  • Позже «корм» кормленщики получали при вступлении в должность (« въезжий корм») и трижды в году, по праздникам: на Рождество, на Пасху и в Петров день.

  • Кормление имело натуральную форму: продукцию сельского хозяйства. А для лошадей кормленщиков выделялось сено и овёс.

  • Кормленщики находили и другие способы получения оплаты за свой труд. Так, взималась судебная, полавочная и другая пошлина.

Такова была система местного управления. Князья не тратили из казны деньги на содержание огромной армии должностных лиц, живущих за счёт кормления.

Однако со временем кормленщики стали злоупотреблять своим положением, стремясь получить как можно больше с населения. Тогда князья ограничили, регламентировали их доходы. Стали выдаваться специальные «кормленные» грамоты.

Следующий этап развития системы кормлений связан с тем, что в конце 14- 15 веках постепенно оброк стал приобретать денежную форму. Тогда кормление  князья начали ограничивать. Иван Грозный в 1555 году вообще отменил кормление.

Каким же стало жалование бывших кормленщиков? Из чего оно складывалось?

А вопрос был решён снова за счёт местного населения. Был введён « кормленый откуп»- специальный вид налога, который шёл в государственную казну. Теперь должностные лица на местах получали обычное жалование.

Такова история кормления на Руси.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

poznaemvmeste.ru

Кормление это что такое Кормление: определение — Политика.НЭС

Кормление

система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения на Руси до середины 16 века. Первоначально кормления носили эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики виры, строители городов и другие категории служилых людей получали с населения натуральное довольствие. В 12-14 веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. В этот период кормление представляло собой вид пожалования великих и удельных князей своим доверенным лицам. Князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, других служилых людей - тиунами. Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно три раза в году - на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». Свой корм кормленщики получали натурой (продовольствием), для лошадей поставлялись овес, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт. За счет этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в 14-15 веках. Кормления порождали злоупотребления местных должностных лиц, заинтересованных в обогащении в период пребывания у власти. С 15 века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путем выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце 15 - начале 16 века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-1556 годов система кормлений была ликвидирована. В 1555 году был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники упоминают о кормлениях в течение второй половины 16 века. Сборы на содержание кормленщиков были преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определенном размере для различных категорий земель (дворянских, черных, дворцовых). Сбор налога производился на черных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками или городовыми приказчиками.

Оцените определение:

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

politike.ru

5.Система кормлений в местном управлении Руси

К моменту обретения независимости русское государство не только территориально отличалось от любого из княжеств Киевской Руси времен установления ига. Изменения затронули все сферы жизни общества. В области политики перемены шли в направлении усиления княжеской власти и организации аппарата управления страной. Но процесс централизации власти к началу XVI в. был еще не завершен.

Государь Всея Руси (великий князь московский) являлся главой государства. Одним из символов его власти была так называемая шапка Мономаха. Согласно легенде великокняжеская корона была подарена византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Так легенда устанавливает преемственную связь не только Киевской Руси и России, но через Русь Рима и Москвы.

Обладая законодательной, исполнительной и судебной властью, великий князь не был самодержавным государем. Его власть ограничивалась Боярской думой. Дума составлялась преимущественно из начальников отдельных ведомств.

Дума являлась не только законосовещательным органом. По мере необходимости великий князь поручал одному из бояр решение возникающих проблем. Таким образом появились первые приказы . Бояре от имени великого князя вершили суд. К началу XVI в. складывается лестница чинов в Думе: высший чин боярина и чин окольничьего. В ее составе было от пяти до двенадцати бояр и до восьми окольничьих. Малочисленность Думы позволяла великому князю жаловать думские чины лишь лояльным к себе лицам. Образование единого государства повлияло и на личный состав Думы. Прежде чины в ней получали отпрыски знатных московских родов. А к началу XVI в. Дума пополняется и князьями ранее независимых княжеств.

Помимо Боярской думы существовало еще два общегосударственных ведомства. Дворец первоначально ведал личными землями великого князя. Впоследствии к Дворцу отошли функции разбора земельных споров, суда населения. Подобные же учреждения создавались после присоединения к единому государству новых территорий. Органы управления строились не по функциональному, а по территориальному признаку, что являлось пережитком феодальной раздробленности. Казна занималась сбором налогов. Кроме того, в Казне хранились государственные архив и печать, она ведала и внешнеполитическими делами.

Аппарат местного управления находился на стадии формирования. Страна делилась на уезды. Как правило, уездами становились прежде независимые княжества. Поэтому их размеры не совпадали. Власть в уездах принадлежала наместникам. Как правило, наместник получал уезд в награду за свою прежнюю службу. Уезд давался в кормление. 

Кормление — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.  В 12- 14 веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот.

studfiles.net

История грудного вскармливания в России

Отличнейшая статья консультанта по ГВ Ирины Рюховой про историю ГВ в России и СССР. Более подробно все описано в материалах Ребенок как объект политического воздействия в Советской России и Производство матерей в Советской России, эта же статья дает все последовательно и более кратко, но от этого не менее интересно.

 

Историей кормления грудью в прежние времена интересуются многие консультанты. Прежде всего потому, что это дает хорошее представление, откуда именно взялись те или иные распространенные сегодня мифы и заблуждения. Кормление грудью по сути очень простой природный процесс, но на него всегда значительно влияли установки социума. Чтобы понять, что именно нужно для успешного кормления грудью, достаточно представить, как тысячи лет назад это происходило в природе.

Как могла вести себя женщина с младенцем? Выживание младенца зависит от того, сможет ли мать кормить его грудью. Искусственных смесей не существует, нет и достаточно чистой воды, чтобы дать ее ребенку. Даже слишком громкий крик может привлечь нежелательное внимание. Поэтому мать носит ребенка с собой и кормит его грудью по первому требованию - причем только грудью, пока малыш сам не начинает проявлять интерес к другой пище.

Главным препятствием к успешному кормлению всегда становилось убеждение, что у женщины есть более важные дела, чем материнство. Иногда это был свободный выбор женщины, чаще всего – социальная необходимость.

Две матери - такие разные…Две матери - такие разные…

Так, в дореволюционной России в высших сословиях кормление грудью было мало распространено – хорошим тоном считалось отдавать ребенка кормилице, и «грудная горячка» из-за перетягивания груди вскоре после родов унесла немало жизней дам из высшего света. Множеством исследований сегодня доказано, что перетягивание груди означает очень высокий риск мастита, что в отсутствие антибиотиков было в прямом смысле слова убийственной практикой. Тем не менее подобная модель прекращения «ненужной» лактации остается популярной до сих пор, передаваясь из поколения в поколение…

В купеческой и крестьянской среде было принято кормить детей достаточно долго, поскольку все хорошо понимали, что кормление грудью делает ребенка более здоровым и повышает его шансы на выживание. Обычно для кормления грудью использовался принцип «трех длинных постов» - то есть мать кормила два Больших поста и один Успенский, либо два Успенских и один Большой, в среднем от полутора до двух лет.

В летнее время, когда детская смертность становилась особенно высокой из-за кишечных инфекций, от груди не отнимали даже подросшего ребенка. Но в крестьянской среде из-за необходимости постоянной работы вне дома исключительное кормление грудью было затруднено, и последствием становилась высочайшая смертность, возмущавшая всех специалистов по детскому здоровью.

Запеленаем так, чтоб ух!.. Конечно, обычаи очень разнились в зависимости от условий жизни в конкретном месте. В некоторых местностях встречались такие традиции ухода за младенцами, которые приведут в ужас большинство современных матерей. В качестве примера: новорожденного ребенка укутывали в пеленки, клали в колыбель со специально прорезанным отверстием «для стока», вставляли ему в рот коровий рог с отрезанным концом, куда был набит смоченный сладкой водой ржаной хлеб, и… уходили работать на весь день до вечера. При этом мыть «рожок» для новой порции «жевок» считалось совершенно необязательным…

Подобные традиции и создавали в дореволюционной России огромную младенческую смертность. Так, Н.А.Русских в 1987 году приводил следующие цифры: «особенно ужасная смертность оказывается в возрасте до 1 года, причем в некоторых местностях России эта смертность доходит до таких цифр, что из 1000 родившихся детей доживают до года гораздо менее половины… Если мы добавим к этому смертность детей более старших, 1–5 лет, затем от 5–10 лет и от 10–15 лет, то мы увидим, что из 1000 родившихся доживёт до 15 лет весьма небольшое число детей, и это число во многих местах России не превышает одной четверти родившихся».

Увы, поскольку долгое время изменение общего уклада жизни нижних слоев общества было невозможным, то к детской смертности относились фаталистически: «Суждено ребенку жить, так выживет, а нет, так и ничего не поделаешь». Отголоски этого фаталистического подхода мы видим сегодня в очень распространенном убеждении «Если будет молоко, так буду кормить, а не повезет, так и ничего не поделаешь, судьба такая» - без каких-либо попыток приблизить кормление к нуждам ребенка, а не интересам матери.

И вместе с тем оказывалось, что вне зависимости от местности и социального слоя чаще всего удавалось удачно выкормить здоровых детей в случае, если соблюдались определенные принципы. А именно: соблюдение элементарной гигиены, кормление по требованию, позднее начало прикорма, своевременное реагирование на сигналы ребенка и т.п.

Книги по всем отраслям, открытка 1920-х годов В 20-х годах одним из значительных изданий стала «Книга матери (Как вырастить здорового и крепкого ребенка и сохранить свое здоровье)», целью которой было «стать школой матерей для тысяч и тысяч женщин».

Беременность и уход за ребенком рассматривались в ней как тоже своего рода работа, производительная деятельность на благо советского общества.

Главной ее мыслью было то, что младенческая смертность преодолима при соблюдении простых правил – кормление грудью минимум до года, свободное пеленание, доступ свежего воздуха, чистота тела и окружения малыша.

В популярной брошюре «Азбука матери» писалось: «Корми, пока ребенок не наестся: насосется и заснет, а заснул, тихонько отними от груди и положи в корзинку».

Учиться и работать…

Новый быт…

Увы, даже активное просвещение матерей не могло быстро изменить взгляды, складывавшиеся столетиями. Новую информацию мало кто воспринимал охотно, большинство женщин считало - то, что подходило их матерям и бабкам, будет подходить им самим. Точно так же и сегодня очень часто приходится слышать: «Мы сами росли и детей своих вырастили на смесях или коровьем молоке, и все у нас хорошо, нам не нужны эти новомодные веяния!»

На самом деле нынешние «новомодные веяния» в прямом смысле слова представляют собой хорошо забытое старое. Можно просто процитировать плакат 1940-го года с забавным лозунгом «Наши дети не должны болеть поносами!»:

  • «Кормите ребенка до шести месяцев только грудным молоком.
  • С шести месяцев назначайте прикорм по указанию врача.
  • Не отнимайте ребенка от груди летом.
  • Летом одевайте ребенка в легкую одежду.
  • Тщательно мойте посуду и игрушки ребенка, а также свои руки.
  • Защищайте ребенка и его пищу от мух.
  • Аккуратно посещайте детскую консультацию».

Здесь нет ни одного требования, которое можно было бы назвать несовременным!

Наши дети не должны болеть поносами!

Как же получилось, что принципы ухода за детьми в следующие десятилетия так сильно поменялись?

Дело было, во-первых, в том, что детская смертность хоть и упала, но из-за того, что многие женщины не принимали новшеств в уходе за детьми, продолжала оставаться высокой: в конце 30-х годов 170 смертей детей до года на 1000 рождений. При этом человеческие потери новообразованного СССР были ужасны: сначала Первая мировая война, потом революция, гражданская война, голод, наконец репрессии… Такие потери были просто непозволительны.

И тогда началась медикализация таких естественных процессов, как беременность, роды и кормление грудью. Жесткий, постоянный медицинский контроль. Самыми лучшими условиями для материнства начинают считаться условия больничной палаты, полной стерильности и расписанных по часам процедур под врачебным наблюдением.

Открытка 1938 годаНа открытках очень любили рисовать цветы и счастье рожениц. В реальности все было совсем по-другому…

На новорожденного предлагалось смотреть «как на хирургического больного, которому сделана операция». В предвоенное время появляются рекомендации кормления ребенка строго по режиму, чтобы не оставить его голодным; помыв с мылом руки и грудь, надев особую чистую одежду (халат и косынку), а если мать простужена – то еще и марлевую повязку.

Вместе с тем ожидалось, что мать будет продолжать работу, для чего регламентировался режим дня семьи в общем и целом, на предприятиях были введены перерывы для кормления детей и предлагалось организовывать «особый материнский конвейер», чтобы работа предприятия не нарушалась.

Позднее это явление будет названо «двойная ноша»: вплоть до конца советского режима идеалом женщины в государственной идеологии считалась та, что не избегает деторождения, ведет домашнее хозяйство и вместе с тем работает полный рабочий день вне дома. Вторая мировая война еще усугубила это положение.

Женская сила на службе у…

В 40-х годах и в последующее десятилетие женщины были основной рабочей силой: нужно было восстанавливать разоренную войной, лишенную мужчин страну. Медицинские советы изменились таким образом, чтобы через несколько недель после рождения ребенка женщина могла отдать его в ясли и выходить на работу.

Окончательно утвердилось кормление по режиму – именно так удобнее было кормить детей сначала в роддомах, а затем в яслях. Считается, что ребенок ночью «должен спать», потому что работающая женщина будет слишком разбитой, вставая к ночным кормлениям – и женщине объясняют, что правильно просто игнорировать кричащего ребенка, ведь «желудок должен отдыхать». А после нескольких ночей, проведенных в безрезультатном плаче, малыш понимает, что звать маму бессмысленно.

Параллельно женщин приучают сцеживать обе груди «досуха» после каждого кормления – это было необходимо для того, чтобы хоть как-то поддержать лактацию, поскольку шести кормлений в сутки, учитывая ночной перерыв, для этого недостаточно, и молоко слишком быстро «уходит».

Кормление смесью набирает обороты…

В пятидесятые годы свою долю вносит широкое распространение искусственных смесей. Многие матери, вынужденные совмещать тяжелую работу с кормлением (отягощенным постоянными сцеживаниями и частыми маститами из-за невозможности кормить ребенка, когда грудь переполняется), появление смесей восприняли как большое облегчение.

Однако смеси были очень несовершенными по составу, в них не хватало многих необходимым детям питательных веществ, у воспитанных на смесях деток часто встречались авитаминозы, рахит, анемия и прочие неприятные болезни. В связи с этим произошел сдвиг начала прикорма – в шесть месяцев у ребенка, если он кормился только смесью, были серьезные проблемы со здоровьем. Ему нужны были большие количества витаминов и минеральных веществ, которые он должен был получать в виде пюре. Но если давать такое количество неподготовленному ребенку, последствия были куда серьезнее, чем «простой» авитаминоз…

Поэтому решено было с трех недель начинать «приучать» ребенка к неподходящей по возрасту пище, давая по капельке соки. В три месяца ребенок вовсю ел пюре, а в полгода считалось нормальным питаться пищей с семейного стола.

Неправильно замешивает тесто - советская инструкция Эти рекомендации до сих пор помнят и активно внушают своим молодым родственницам наши мамы и бабушки. Но уже в 60-х годах время ввода прикорма постепенно стало отодвигаться, поскольку организм ребенка, вынужденный перерабатывать неадаптированную пищу, работал в экстремальных условиях. Часто это отражалось различными аллергиями, и совершенно обычными были отложенные во времени эффекты.

Желудочно-кишечные заболевания, гастриты, панкреатиты проявлялись во время гормональной перестройки организма уже в подростковом возрасте. Увы, матери списывали это на плохое питание подростка («Одни булочки ешь, и вот доигралась!») а не на то, что когда-то кормили младенца неподходящей пищей.

Это и есть то наследство, которое оставили нам российские и советские традиции кормления грудью, и те установки, которые приходится преодолевать женщине, которая хочет спокойно и благополучно кормить грудью своего малыша.

Автор: Ирина Рюхова, консультант АКЕВ

tiseko.livejournal.com

История грудного вскармливания

Папирус Эберса (ок. 1550 г. до Р. Х.) является самым ранним достоверным медицинским документом. Он включает в себя и небольшой педиатрической раздел, который содержит один короткий рецепт, касающийся грудного вскармливания. Чтобы увеличить лактацию рекомендуется применять состав из костей меч-рыбы, масла, а также один рецепт с применением хлеба и частей мака.

Из этого краткого упоминания можно сделать вывод, что недостаточная лактация была частой проблемой в Древнем Египте, которая решалась дополнительно путем привлечения кормилиц в течение шести первых месяцев жизни младенца, а затем использовалось коровье молоко [Wickes I.G., 1953].

В дошедшем до нас законе вавилонского царя Хаммурапи (1728 - 1686 до н.э.) прописана формализация взаимосвязей между кормилицей и работодателем. Договор заключался большей частью на 2-3 года. Кормилица обладала правами и пользовалась уважением.

В Древнем Израиле дети считались благословением, и грудное вскармливание воспринималось в качестве религиозного долга. Предположительно, средняя продолжительность грудного вскармливания была около трех лет, а привлечение кормилиц было хорошо организовано уже за тысячу лет до Рождества Христова. Нет упоминания об искусственном вскармливании ни в одном месте в Талмуде [Wickes I.G., 1953]. Также в Талмуде говорится о том, что мать, впервые прикладывающая ребенка к груди, должна дать сначала левую грудь, тогда ребенок получит свою первую пищу, находясь ближе к сердцу матери.

В индийских брахманах имеются хорошо систематизированные медицинские знания, в том числе и по педиатрии. У Сушруты - автора древнейшего индийского медицинского трактата (2 в. до н.э.) - указано, что было принято выводить меконий, давая новорожденному и топленое масло в течение первых четырех дней жизни, в то время, как молозиво сцеживалось и выбрасывалось. Нормальное грудное вскармливание начиналось примерно на пятый день. Если приглашалась кормилица, то она выбиралась из той же касты, что и младенец, должна была иметь хорошую форму груди. Младенец не мог вскармливаться женщиной, у которой была лихорадка, диспепсия, кормилица не должна была быть беременной, а ее молоко проверялось – оно должно было легко смешиваться с водой, без пены или изменения цвета [Wickes I.G., 1953].

В Древнем Китае кормили очень долго, особенно в аристократических семьях, таким образом, воспитывался здоровый наследник. Как было описано в 12 веке в китайском тексте о "начале грудного кормления» - ребенок рождается и единственная пища для ребенка – это молоко, все это не обсуждается [Gartner L.M., Stone C., 1994].

В гомеровской Греции (950 г. до Р. Х.) очень популярным было привлечение кормилиц, особенно среди высших социальных классов. Должность кормилицы была очень ответственной, а сама женщина занимала почетное положение, имела власть над рабами в доме хозяина и часто находилась при своих подопечных до подросткового возраста.

В трудах Гиппократа (460-370 до н.э.) и его школы содержатся некоторые данные о вскармливании, несколько афоризмов, которые были объединены более поздними авторами под общим названием «О прорезывании зубов» [Wickes I.G., 1953]. Гиппократ считал, что плод учится сосать еще в утробе матери, отсюда и наличие мекония, и зрелый сосательный рефлекс у новорожденного. Он рекомендовал купать младенца в течение длительного времени в теплой воде, а также давать вино, разбавленное водой - это должно способствовать предупреждению вздутия живота и повышенного газообразования у младенца, а также, по мнению Гиппократа, для предотвращения развития судорог [Wickes I.G., 1953].

Соран Эфесский рекомендовал отлучать ребенка от груди в первые несколько дней после рождения, пока у женщины образуется молозиво (которое считалось вредным и нечистым), а на этот период использовать молоко другой женщины. Он выступал за добавлением в рацион питания ребенка в возрасте 6 месяцев хлебных крошек, разбавленного вина, супов и яиц. Соран отмечал, что ребенок растет хорошо, если сосет грудь только одной женщины. Он также считал, что лечить детские заболевания нужно путем лечения кормящей матери, например, при наличии у ребенка диареи, вяжущие препараты давать матери.

В трудах Павла Эгинского (Р.Х. 625-690) есть рекомендации выбирать кормилицу для ребенка среди женщин в возрасте от 25 до 35 лет, с хорошо развитой грудной клеткой и молочными железами, желательно недавно родившую ребенка мужского пола. Она должна избегать соленой и острой пищи, ни в коем случае не предаваться похоти и разврату. В дополнение к ногтевому тесту он посоветовал проверять качество грудного молока путем добавления в него сычужного фермента, а после створаживания оценивать чистоту и прозрачность сыворотки. Количество сыворотки и створоженной части должно быть примерно равным по количеству, в противном случае молоко будет плохо перевариваться, либо наоборот, будет недостаточно питательным. Если молоко у женщины было слишком жирным, то ей предлагались рвотные средства (для эвакуации излишней мокроты, которая считалась причиной плохого качества молока).

Грудное вскармливание, как и любой важный аспект жизни античного общества находит отражение в религиозных представлениях и мифологии того времени. Сакральный смысл кормления грудью, как правило, связан с символическим процессом усыновления. Например, у этрусков есть изображения богинь, которые кормят героев или людей грудью, тем самым усыновляя их. У древних римлян легенда об усыновлении и вскармливании Ромула и Рема волчицей послужила их трепетному отношению к грудному вскармливанию. Богиня Румина наполняла материнскую грудь молоком, бог Вагинатус открывал рот младенца для первого крика, а богиня Эдука учила дитя сосать грудь, что считалось первой из наук.

В Греции также имелись небесные покровители грудного вскармливания.

История Ромула и Рема упоминается Гофманом в его описании психологических аспектов грудного вскармливания. Он писал в начале восемнадцатого века о том, что свирепые животные, вскармливаемые человеческим молоком, становятся мягкими и ласковыми, и, наоборот, люди, вскармливаемые молоком диких зверей, становятся дикими и жестокими, свидетельством чему может служить история Ромула и Рема. Свирепость Калигулы Гофман связывал с тем, что капля крови выделялась на соске кормящей его женщины во время кормления. Даже Нерон был частично оправдан в своей жестокости, потому что был воспитан пьяной кормилицей [Fildes VA., 1986, Wickes I.G., 1953].

Арабская медицинская школа, которая процветала около 200 лет после Павла Эгинского, была представлена Рази (850-932), Авиценной (980-1037) и Аверроэсом (1126 - 1198), которые больше интересовались детскими болезнями, чем вопросами кормления детей грудного возраста. Рази предположил, что слишком большое количество молока и перекорм ребенка являются причиной многочисленных заболеваний. Ибн Сина (Авиценна) писал: «Относительно обстоятельств кормления грудью и иного питания нужно сказать следующее: по мере возможности надлежит кормить молоком матери, потому что оно как пища более похоже на вещество той пищи, которую ребенок получал, будучи еще в чреве матери. Именно эта жидкость превращается в молоко и поэтому ребенок легче воспринимает его и быстрее привыкает к нему».

В традициях мусульман женщине предписывалось кормить своего ребенка грудью минимум до двух лет. В Коране есть упоминания о важности грудного вскармливания. Сура 2 говорит следующее: «A poдитeльницы кopмят cвoиx дeтeй пoлныx двa гoдa», сура 14 (15): «Mы зaвeщaли чeлoвeкy блaгoдeтeльcтвoвaть cвoим poдитeлям; мaть нocит eгo c тягocтью и пpoизвoдит c тягocтью; (и вынaшивaниe eгo и oтлyчeниe – тpидцaть мecяцeв)», сура 46: «Срок ношения его во чреве и отлучения (от груди) тридцать месяцев составит».

В средневековой Европе на мнение врачей огромное влияние оказывали труды античных авторов – Галена, Сорана и других. Существовал запрет на кормление молозивом. Распространенным был ногтевой тест на качество молока. Metlinger (15 в.), который считается автором первого европейского учебника по педиатрии, писал о том, что в первые 14 дней после рождения лучше, чтобы ребенка кормила грудью другая женщина, так как молоко матери ребенка в этот период не полезно, а мать в это время должна сцеживать молозиво (Metlinger B. Ein regimen der jungen kinder. Augsburg. 1473).

Среди высшего общества во Франции в 12 в. популярным было приглашение кормилиц, которыми обычно были молодые женщины, проживавшие в сельской местности. Кормилица брала ребенка в свой дом, где ребенок жил около двух лет. Легко понять, какой был трагедией момент, когда ребенка забирали от кормилицы к его биологическим родителям, которых ребенок практически до этого не видел.

В произведении Шекспира «Ромео и Джульетта», кормилица рассказывает о драматичном дне отлучения Джульетты от груди в трехлетнем возрасте.

Считалось, что молоко кормилицы несет все ее физические и психические качества, ее эмоции, ее еду и питье, а также ее заболевания. Кормилица поэтому рассматривалась как причина большинства детских болезней, и любое лечение давалось ей, а не ребенку, так как считалось, что оно попадет к ребенку через молоко. Поэтому требования к женщине, которая могла бы стать кормилицей для ребенка из семьи высшего общества были очень высоки, о чем Нильс Розенштейн писал позднее, в 18 веке (Rosén von Rosenstein N. Underrättelse om barnsjukdomar och deras botemedel. Stockholm: Lars Sylvius 1764): "Кормилица должна быть в возрасте между 20 и 30 годами, она должна была родить ребенка за месяц до этого. Желательно, чтобы она больше полная, чем тощая, она должна иметь большие соски и много молока. Она должна быть спокойной, мирной, счастливой, добродетельной, иметь хорошее здоровье и ничем не болеть. Она не должна быть сексуально активной, потому что ребенок будет страдать от этого, так как молоко от этого становится испорченным и соленым ". Как видно из этих советов, они были во многом заимствованы у Сорана.

Основной причиной приглашения кормилиц к младенцам из знатных домов была необходимость знати иметь много наследников. Случалось, что у дворянских матерей было более десятка детей, вплоть до двадцати. Аристократии были хорошо известен контрацептивный эффект грудного вскармливания, который и пытались обойти путем использования кормилиц. Это делало возможным для дворянских жен рожать по одному ребенку в год, хотя многие из младенцев не выживали. Иметь много детей было очень выгодно королевской семьи и знати, так как путем проведения соответствующих браков сыновей и дочерей семья могла приобрести богатство, власть и влияние [Seip M., 1993].

Процесс прекращения лактации у знатных дам порой сопровождался определенными страданиями, так как женщины вынуждены были перетягивать грудь. Имеются даже свидетельства о гибели аристократок от мастита.

Эпоха Ренессанса представляла собой совсем незначительный с точки зрения исторического процесса период времени (всего 200-250 лет), но этот период был чрезвычайно насыщенным. Это был возврат к ценностям античности в области культуры – один из самых значимых, но и самых драматичных периодов истории [Лисицин Ю.П., 2008]. Попытка освобождения от твердыни феодальных и схоластических догм выступала на первый план среди деятелей искусства и науки. Библейские сюжеты изображались художниками в новом свете – более очеловеченном и понятном. Многие великие художники Ренессанса были вдохновлены естественным и прекрасным моментом, когда мать кормит своего ребенка грудью и воплотили его в изображении Богоматери и Богомладенца.

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, на которой изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Мадонна смотрит на Младенца нежно и задумчиво, на губах нет улыбки, лишь намек на нее в уголках рта. Мелкие детали образа позволили предположить искусствоведам, что мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На Мадонне красная сорочка с узкой горловиной, в которой сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо видны. Мать по настоянию ребёнка, изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.

В Новое время кормилицы привлекались к вскармливанию детей повсеместно среди аристократии. Это была одна из самых востребованных профессий в то время. Дж. Гийемо (род. в 1550), французский врач акушер-гинеколог, написал большой труд, в котором большая часть посвящена грудному вскармливанию. Он перечислил свои возражения против вскармливания ребенка кормилицей: ребенок может быть воспитан не так как следует, естественная привязанность между матерью и ребенком снижается, некоторые плохие особенности характера могут быть получены ребенком от кормилицы. Он считал, что свойства характера, которые передавались ребенку с молоком, были даже более важны, чем наследственность. К подбору кормилицы отношение по-прежнему очень серьезное, при этом Дж. Гийемо был против рыжеволосых женщин, считая их чересчур темпераментными, что могло также передаться ребенку либо испортить молоко. Автор подходил тщательно не только к выбору кормилицы, но и к тестированию ее молока. Молоко должно быть сладким, без запаха, белого цвета. Если молоко слишком водянистое, то ребенок будет голодным, если жирное, то у ребенка будут различные желудочные расстройства. Ногтевой тест был модифицирован - стало использоваться стекло вместо ногтя. Кормилицы, по мнению автора, естественно, попытаются скрыть, что их молоко некачественно, из-за страха потерять свои позиции, и для защиты от их обмана Дж. Гийемо рекомендует частое обследование молочных желез кормилицы. Он дает также конкретные рекомендации по режиму и питанию кормящей женщины – она не должна есть пряные, соленые, несвежие продукты, чеснок, перец, горчицу, жареное мясо, сырые фрукты. Она должна дышать свежим воздухом и не огорчаться, сохраняя ровное настроение. Что касается самого метода кормления, то автор указывает на необходимость отлучения от груди новорожденного не менее, чем на 8 дней после родов.

Несмотря на то, что среди жен аристократов вскармливание грудью собственных детей считалось позорным и недостойным дамы из высшего общества, многие врачи и даже сами женщины высказывались против использования кормилиц.

До нашего времени дошли записи вдовствующей графини Линкольн (1662 г.). Достойная графиня была матерью 18 детей, все они вскармливались кормилицами. Большинство из этих детей умерло в младенчестве. По правде говоря, только один сын, Феофил, достигший совершеннолетия, выжил и стал четвертым графом Линкольном. Графиня очень эмоционально высказывается о глубокой трагедии женщин аристократических семейств, которые отказываются от самостоятельного кормления грудью своих детей, заменив радость духовной близости со своим дитя на балы и светскую жизнь. Она перечисляет (и отвергает) возражения против грудного вскармливания, бытовавшие в то время, например, «кормление грудью может испортить фигуру», «мешает ношению корсета» и т.д. [Wickes I.G., 1953].

Отношение к грудному вскармливанию менялось в новое время за счет, в том числе, и успехов медицинской науки и практики. В Руане (Франция) данные из двухлетнего периода 1763-1765 гг. показали, что из 132 подкидышей детского дома, вскармливавшихся коровьим молоком, с добавлением супа и сидра в возрасте трех месяцев, выжили только пять [Hymanson A., 1934]. В 1753 году губернатор одной области в Швеции получил разрешение от короля штрафовать тех матерей, которые не кормят грудью [Anonymous, 1973].

В медицинском сообществе отношение к грудному вскармливанию кардинально изменил в XVIII в. английский врач У. Кадоган, которого часто называют отцом-основателем педиатрии. Он составил труд «Опыт вскармливания и ухода за детьми от рождения до трех лет» и определил многие наши современные отношения к грудному вскармливанию. Кадоган писал: «…правильное питание еще важнее, чем одежда ребенка… Мы должны следить за тем, чтобы ему ничего не давалось, кроме того, что, безусловно, полезно, и в таком количестве, которое требуется самим организмом для его поддержания и роста…». У. Кадоган впервые ввел понятие о грудном вскармливании по требованию, подчеркивая, что кормящая грудью женщина должна прикладывать к груди младенца так часто, как он просит, и не отнимать, пока он ее не бросит сам. Таким образом, количество молока регулируется самим младенцем в соответствии с его аппетитом, и не может быть никакой опасности, если он долгое время пребывает у груди. До Кадогана пропагандировалось вскармливание практически по строгому расписанию, а ребенка держали у груди совсем незначительное время, так как считалось, что перекорм младенца – одна из причин многих болезней [Wickes I.G., 1953]. Французский врач N. Brouzet так же, как и Кадоган, в значительной степени освободился от оков традиций. Он писал в своем эссе: «наши женщины боятся быть рабами своих детей… однако, некоторые из них являются рабами своих удовольствий». Х. Смит (1730-90) впервые ввел расчет количества питания для ребенка первого года жизни. Уильям Мосс, хирург из Ливерпуля, в своем «Очерке по уходу и заболеваниям у детей», опубликованном в 1794, посвятил большой раздел кормлению детей грудного возраста, причем его взгляды были чрезвычайно прогрессивны для того времени. Мосс считал грудное молоко идеальным сочетанием животной и растительной материи, или полупереваренным промежуточным состоянием между двумя этими материями. Он считал, что желудочный сок каждого животного специально подходит для молока данного вида. Он был первым автором, который сделал вызов традиционной вере в слабительное действие молозива. Причем, его представления были основаны на его собственных наблюдениях. Кормление молозивом он считал не только не вредным, но даже полезным, особенно в сравнении с ранее применявшейся практикой кормления ребенка хлебом, медом и т.д. в период отлучения от вскармливания молозивом [Wickes I.G., 1953].

Недавние антропологические исследования, проведенные в Англии Эрикой Нич и ее коллегами из Оксфордского университета (Великобритания) помогли оценить рацион питания английских детей в 18 в. м помощью изотопного анализа детских костей с лондонского кладбища. Известно, что относительное количество изотопов углерода и азота в костях связано с определенными типами продуктов питания и напитков. Например, при рождении уровень 15N аналогичен материнскому, во время кормления грудью его доля растет, а после отлучения от груди - падает. Изменения 13C тоже связаны с типом пищи. Эрикой Нич и ее коллеги проанализировали 92 взрослых и 72 детских костей. Оказалось, что из 32 детей, скончавшихся в возрасте до двух лет, только 18 детей находились на исключительном грудном вскармливании, а остальных либо не кормили грудью вообще, либо давали смесь из грудного молока в сочетании с мукой или панировочными сухарями, приготовленными в молоке или воде, с разваренным хлебом и молоком, приправленными специями, сахаром или яйцами. Искусственное вскармливание младенцев, взамен грудного, стало более распространенным, как среди богатых, так и среди бедных. В восемнадцатом веке Великобритания активно индустриализировалась, многие женщины работали, что и стало, возможно, одной из причин того, почему в этом столетии детей отнимали от груди раньше, чем в девятнадцатом. Замена грудного молока на другие продукты, возможно, была удобной альтернативой и для матерей, занятых в домашнем хозяйстве. Уровень смертности среди младенцев на искусственном вскармливании в первые шесть месяцев жизни доходил до 90%. Существует, однако, больше доказательств о более длительном грудном вскармливании в 19 веке, чем в 18 веке [Nitsch E.K. et al., 2011].

Портрет леди Бойл начала 18 в. показывает достаточно необычный для того времени образ женщины, кормящей грудью своего ребенка. Вскармливание грудью своего собственного ребенка стало более распространенным в последние десятилетия 18-го века. Увидеть подобный образ в начале 18 в. действительно необычно. Особенно, учитывая благородную кровь женщины, а в первой половине 18-го в. в Великобритании для женщин высшего класса принято было нанимать кормилицу или вовсе лет до 2-3 отправлять малыша в деревню к кормилице.

Говоря о грудном вскармливании, нельзя не упомянуть о христианском понимании этого процесса, поскольку христианство во многом определяло культурные традиции Европы, Америки, России. О вскармливании грудью младенцев, как о ее святом долге женщины, упоминается неоднократно в главных книгах христианской Церкви - Священном Писании и в житиях и творениях святых отцов Церкви. В книге Бытие повествуется о том, как ранее бесплодная Сара родила от мужа Авраама сына Исаака и сама вскормила его грудью. «Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди» (Быт.21.8.). Нередко в Библии грудному вскармливанию придается сакральное значение при упоминании о родстве, дружбе: «О если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей!» (Песн.8.1). В книге "Исход" (Исх.2,7-9) повествуется о том, как дочь египетского фараона нашла еврейского младенца Моисея и наняла ему кормилицу не из египтянок, а из евреек. Вскормленный молоком еврейки, Моисей вырос беззаветно преданным своему народу.

Многие отцы Западной Христианской Церкви достаточно резко и настойчиво осуждали использование кормилиц и искусственного вскармливания, призывая матерей выполнить свой священный долг и выкормить свое дитя самостоятельно. Идеалом, олицетворением женщины-матери, является сама Богородица. Многие иконы Богородицы в православном христианстве посвящены именно рождению, кормлению и воспитанию: «Млекопитательница», «Блаженно Чрево, носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие», «Помогательница женам чады рождать» («Помощь в родах»), «Умиление», «Воспитание», «Целительница», «Федоровская».

Традиции русского народа формировались под влиянием христианства, многонациональности состава, пережитков языческого прошлого и многих других факторов. Все эти аспекты влияли и на традиции грудного вскармливания в нашей стране.

Крестьянки в русской деревне самостоятельно кормили детей грудью. Материнское молоко воспринималось как основа жизни здоровья ребенка. В Смоленской губернии даже существовала загадка: «Кругленька, маленька, вес мир питает, на столе не бывает. (Грудь)». Согласно народным представлениям, молоко и кровь – это две субстанции, на основе которых идет формирование плода в утробе матери. Отсюда и представления о красоте и здоровье – «кровь с молоком». Считалось, что во время беременности молоко накапливается в крови. В некоторых губерниях среди простых людей отказ матери от кормления ребенка грудью считалось большим грехом и случался только в крайних случаях, например, при болезни матери. В таких случаях ребенка докармливали коровьим молоком из рожка. Если мать погибала во время родов (что случалось достаточно часто), ребенка по очереди носили к кормящим женщинам деревни. При живой матери к помощи кормилицы прибегали крайне редко, так как в разных губерниях считали это неприемлемым по разным причинам: где-то считали, что кормление чужого ребенка могло привести к смерти своего собственного, в других губерниях кормилицу не допускали из-за опасения болезни ребенка после кормления «порченным» молоком, а в других верили, что ребенок, вскормленный чужой женщиной, не будет любить родную мать и станет для нее чужим. Крестьяне верили в особую крепкую связь между ребенком и кормящей матерью. Эта связь не прерывалась даже после смерти ребенка или матери. Бытовало поверье, что умершая мать может приходить к младенцу ночью и кормить его, а умерший младенец некоторое время может еще сосать грудь матери также во сне. К молозиву отношение также было различным в разных губерниях. В одних оно считалось полезным, и ребенка стремились прикладывать к груди сразу же после рождения, в других – раннее молоко считалось вредным (как и в античном мире, и в Средневековье), поэтому ребенка прикладывали к груди только через три дня, в течение которых он не получал никакой пищи, а только соску. Нередко грудное вскармливание бывало отсрочено до крещения младенца по причине «нечистоты» некрещеного новорожденного, или, наоборот, «нечистоты» его матери. Режим кормления ребенка был свободным. Также не было ограничений к грудному вскармливанию на время постов, хотя многие особенно набожные матери не давали ребенку грудь в среду и пятницу, а также перед причастием. Для сохранения и восстановления лактации женщины прибегали обычно к средствам народной медицины: ели лепешки, замешанные на молоке другой женщины, использовали специальную траву «молокосос», использовали различные обереги. Продолжительность грудного вскармливания была четко регламентирована Церковью: три больших поста (считались только Великий и Успенский посты). Поэтому продолжительность вскармливания зависела от времени рождения малыша и составляла 1-2 года. Кормить дольше считалось грехом, однако, нередко кормление грудью продолжалось до 3 лет, так как в народе знали о его конрацептивном эффекте [Шангина И.И. и др.,2006].

Грудному вскармливанию препятствовало то, что крестьянка должна была в летнее время ежедневно работать в поле, а ребенок оставался под присмотром старших детей или стариков. В некоторых местностях встречались такие традиции: новорожденного ребенка укутывали в пеленки, клали в колыбель со специально прорезанным отверстием для стока, вставляли ему в рот коровий рог с отрезанным концом, куда был набит смоченный сладкой водой ржаной хлеб, и уходили работать на весь день до вечера. Подобные традиции и создавали в дореволюционной России огромную младенческую смертность.

Среди жен русского дворянства и знати, как и в Европе, не принято было кормить своих детей грудью. Потому широко привлекались кормилицы, о которых мы видим упоминания во многих произведениях русских писателей. Причем, такое явление социальной жизни России, как «кормиличный промысел» возникло достаточно давно, однако, что обычай нанимать кормилицу к новорожденному младенцу во второй половине XIX в. стал практически повсеместным среди слоев общества, которые могли оплатить ее услуги. К концу века масштабы этого явления резко увеличились, «кормиличный промысел» превращается в острую социальную проблему, ставится вопрос о его регулировании. «Кормиличный промысел» получает резкое осуждение со стороны врачей, говоривших об опасности, которой подвергаются все участники найма: ребенок кормилицы, обреченный в большинстве случаев на смерть, сама кормилица и ребенок, к которому ее нанимают, из-за возможности их взаимного заражения таким заболеваниями, как сифилис и туберкулез. Существует множество документов, освещающих судебные дела, возбужденные по делу заражения кормилицами своих подопечных сифилисом и туберкулезом. Но и сами кормилицы нередко заражались от вскармливаемых ими детей. Распространение «кормиличного промысла» было связано со слабой осведомленностью населения о важности кормления ребенка матерью, предложение услуг кормилиц все возрастало, это привело к появлению специальных контор для их найма. Массовое привлечение кормилиц и передача грудных детей на вскармливание в деревню негативно отражалось на состоянии здоровья крестьянского населения, способствовало увеличению детской смертности и распространению сифилиса среди крестьянства [Колганова Е.В., 2012].

Интересна история царских кормилиц. Поскольку все понимали, что фундамент здоровья детей закладывался вскармливанием, а высокородные матери своих детей, конечно, не кормили, то к подбору кормилиц подходили очень тщательно. Как правило, это были крестьянки из деревень, их выбирали придворные медики. Поскольку детей в царской семье рождалось много, то и кормилиц требовалось много. Кормилиц уважали и к ним прислушивались. Знаменитая картина «Иван Грозный и его мамка» показывает грозного царя в совершенно непривычном для него амплуа, когда его стыдит старая женщина, когда-то выкормившая его.

Цари из династии Романовых благодарно относились к своим кормилицам, или «мамкам». По окончании двухлетней службы при наследнике их щедро награждали, давая новый дом, памятную драгоценную брошь, одежду и деньги. Выбор кормилиц «из народа» имел еще одну очень важную сторону – политическую. То, что российского императора вскармливала простая русская крестьянка и у царя имелись молочные братья и сестры из крестьянской среды, было очень важным в поддержании мнения о неразрывно-мистической связи царя и народа. Имена кормилиц оставались в истории. Для самих кормилиц, кроме статуса, наверное, была очень важна пожизненная пенсия и денежные подарки к тезоименитству, Рождеству и Пасхе. Кормилицей Николая I была красносельская крестьянка Ефросинья Ершова. У кормилиц со времен Николая I появилась своя «форма одежды», которая включала в себя «парадный» и «повседневный» варианты.

Императрица Александра Федоровна Романова отказалась от традиции «мамок» и кормила всех пятерых детей самостоятельно, хотя кормилицы ей все же помогали, поскольку у императрица не всегда справлялась. Это потребовало от нее немало усилий и наряду с трудными беременностями практически изолировало ее от светской жизни и зимних балов. Двор был недоволен императрицей, которая «не царица, а только мать». Историки описывают сцену, когда Императрица кормила ребенка кормилицы, на что бывшие в этот момент с Александрой дамы, возмущенно взирали.

Выдающиеся российские врачи и ученые давали рациональное и научное обоснование пользы грудного вскармливания. Труды С.Ф. Хотовицкого, Н.М. Максимовича-Амбодика, Н.Ф. Филатова, Н.П. Гундобина, основателя нашей кафедры Г.Н.Сперанскогог и многих других являются основой современных представлений о грудном вскармливании.

С начала революции 1905 г. наша страна пережила целый ряд потрясений и катастроф – две революции, две страшных войны, вследствие чего потеряла большую часть населения. Менялось все, в том числе и традиции грудного вскармливания. После образования Советского Союза требования к женщине были высоки – она не только должна была вести домашнее хозяйство, заботиться о детях, но и работать полный рабочий день на пользу СССР. Поэтому организовывались ясли для совсем маленьких детей. Служба здравоохранения разрабатывала правила вскармливания детей и гигиенические правила, неся их в народ. Очень интересным является лозунг 1940 г.:

«Наши дети не должны болеть поносами!»: «Кормите ребенка до шести месяцев только грудным молоком. С шести месяцев назначайте прикорм по указанию врача. Не отнимайте ребенка от груди летом. Летом одевайте ребенка в легкую одежду. Тщательно мойте посуду и игрушки ребенка, а также свои руки. Защищайте ребенка и его пищу от мух. Аккуратно посещайте детскую консультацию»

Цицерон называл историю учительницей жизни, а испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что «история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поуче­ние для настоящего, предостережение для будущего». В этих высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает луч­ше понять настоящее и даже предвидеть будущее. История вскармливания детей не является исключением, на протяжении тысячелетий женщины кормили своих детей, иногда руководствуясь предрассудками и мистицизмом, иногда – мнением медицинской науки и паранауки, иногда – влиянием социо-культурной среды, иногда - собственным инстинктом. Тем не менее, знание этих исторических фактов может помочь в осмыслении нынешнего положения науки о питании детей, а также предположить перспективы ее дальнейшего развития.

russianbreastfeedingweek.org

Кормление - это... Что такое Кормление?

система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения на Руси до середины 16 века. Первоначально кормления носили эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики виры, строители городов и другие категории служилых людей получали с населения натуральное довольствие. В 12-14 веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. В этот период кормление представляло собой вид пожалования великих и удельных князей своим доверенным лицам. Князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, других служилых людей - тиунами. Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно три раза в году - на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». Свой корм кормленщики получали натурой (продовольствием), для лошадей поставлялись овес, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт. За счет этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в 14-15 веках. Кормления порождали злоупотребления местных должностных лиц, заинтересованных в обогащении в период пребывания у власти. С 15 века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путем выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце 15 - начале 16 века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-1556 годов система кормлений была ликвидирована. В 1555 году был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники упоминают о кормлениях в течение второй половины 16 века. Сборы на содержание кормленщиков были преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определенном размере для различных категорий земель (дворянских, черных, дворцовых). Сбор налога производился на черных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками или городовыми приказчиками.

dic.academic.ru


Смотрите также