Военно-воздушные силы Российской Федерации: их структура и общая характеристика. История ввс россии
Военно-воздушные силы ВВС России 2018: история развития и актуальный состав военной авиации
Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, конфликты последних десятилетий наглядно подтверждают этот факт. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам. Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.
Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.
Сегодня российская военная авиация переживает непростой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.
История военно-воздушных сил ВВС России
История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.
Российская военная авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя, российская промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.
Были и интересные отечественные конструкторские решения. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год), для его сопровождения был разработан первый в мире специализированный самолет-истребитель.
В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.
В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.
Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило 6-7 самолетов. Авиаотряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и на флоте.
В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.
Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, чуть раньше он выполнил знаменитую «мертвую петлю».
Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.
В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания о военных самолетах надолго забыли, только в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации СССР смог опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира. Руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации.
Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников.
В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая ничем не уступала зарубежным аналогам: штурмовик Ил-2, истребители МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3.
К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (100 машин).
Война началась для ВВС СССР с ряда сокрушительных поражений, огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в ходе воздушных боев. Два года немецкая авиация имела абсолютное господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.
Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.
В годы Холодной войны ВВС СССР стремительно развивались, в 80-х годах прошлого столетия имели на своем вооружении около 10 тысяч самолетов различных модификаций. В послевоенный период появился новый вид авиационной техники – боевые вертолеты.
В СССР были разработаны истребители четвертого поколения Су-29 и МиГ-27, начались работы над созданием истребителя следующего поколения. Но распад СССР поставил крест на многих перспективных проектах того времени. ВВС СССР была разделены между бывшими республиками и стали основой национальных военно-воздушных сил.
16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.
Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2015 году российские ВВС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.
Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил. Еще в 2008 году тогдашний главком Зелин назвал состояние ВВС критическим, но с того времени много что изменилось.
Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Сегодня ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50, которая находится на завершающем этапе.
Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, сегодня пилоты имеют возможность проводить в воздухе необходимое количество времени и оттачивать свое мастерство. Регулярными стали учения. Летные училища выпускают новых пилотов и технических специалистов.
В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.
Структура военно-воздушных сил ВВС России
Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2015 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ, а непосредственное командование – Главное командование ВСК. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Бондарев.
Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.
Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.
В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС входят зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входит метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, а также части обеспечения и тыловые службы.
Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.
Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней авиацией и командование военно-транспортной авиацией.
По своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.
После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.
Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:
- отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
- защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
- нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
- проведение разведывательных операций;
- непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ.
Военная авиация ВВС России
В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.
Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.
Ту-160 «Белый лебедь». Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Ту-160 – это самолет с изменяемой геометрией крыла, основной задачей которого является прорыв вражеской системы ПВО на сверхмалых высотах. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.
Ту-95 «Медведь». Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.
Ту-22М. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.
Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).
Су-27 – это фронтовой истребитель, один из первых истребителей четвертого поколения, выпущенных в СССР. Сегодня существует несколько модификаций этой боевой машины, общее их количество составляет примерно 360 машин.
Су-30 – это машина, созданная на базе Су-27. Истребитель оснащен мощным радиоэлектронным оборудованием и способен обнаруживать воздушные и наземные цели на больших дистанциях, а также выдавать целеуказания для других самолетов. Общее количество Су-30 – около 80 единиц.
Су-35. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.
МиГ-27. Одним из первых советских истребителей четвертого поколения, имеет большое количество модификаций, сегодня на вооружении ВВС России примерно 225 подобных самолетов.
МиГ-31. Высокоскоростной истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Этих машин на вооружении ВВС РФ – 140 штук. Сейчас проходит модернизация МиГ-31, ее планируют закончить до 2020 года.
Су-25 «Грач». Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.
Су-24. Самолет был практически скопирован с американского самолета F-111, давно снятого с вооружения. Су-24 – сильно устаревшая машина, их планируют списать до 2020 года. Сейчас в строю 111 единиц этого самолета.
Су-34. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.
Транспортная авиация российских ВВС представлена широким спектром различных самолетов, в подавляющем большинстве сделанных еще в СССР: Ан-22, Ан-124 «Руслан», Ил-86, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Ан-148 и другие модели. Военно-транспортная авиация ВВС России располагает несколькими сотнями самолетов.
К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ.
Як-130 примечателен тем, что это единственный самолет, который был разработан после развала СССР. Остальные боевые машины – это, скорее, более или менее глубокие модернизации советских машин.
В состав армейской авиации входят вертолеты Ми-24, Ми-28, Ка-50, Ка-52, Ми-8, Ми-26, Ка-226 и вертолет «Ансат». Из этого списка новыми машинами являются Ми-28, Ка-50, Ка-52 и «Ансат». Остальные машины разработаны еще в СССР. Хотя, следует отметить, что в сейчас ведутся работы по модернизации старой техники.
Вертолет Ка-50 снят с серийного производства. На сегодняшний момент поставлено в войска около сотни единиц Ка-52 и более ста вертолетов Ми-28 «Ночной охотник».
Больше всего на вооружении вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные старые советские машины, которые вполне можно использовать после минимальной модернизации.
militaryarms.ru
их структура и общая характеристика
Во всём мире всем хорошо известно, что российская армия – одна из самых мощных на нашей планете. И она считается таковой по праву. Военно-воздушные силы Российской Федерации входят в состав ВС РФ и являются одним из ключевых звеньев нашей армии. Потому о ВВС надо рассказать более подробно.
Немного истории
История военно-воздушных сил в современном понимании начинается с 1998 года. Именно тогда и сформировались ВВС, которые известны нам сегодня. А образовались они в результате слияния так называемых войск противовоздушной обороны и ВВС. Правда, и сейчас их как таковых уже нет. С прошлого, 2015 года, существует ВКС – Воздушно-космические силы. Соединив подразделения космических и воздушных войск, удалось сплотить потенциал и ресурсы, а также сконцентрировать командование в одних руках – за счет чего увеличилась и эффективность сил. Во всяком случае, именно так и обосновывалась необходимость образовать ВКС.
Эти войска выполняют немало задач. Они отражают агрессию в воздушной и космической сфере, защищают землю, людей, страну и важные объекты от ударов, поступающих оттуда же, и обеспечивают авиационную поддержку боевых действий других военных подразделений России.
Структура
Военно-воздушные силы Российской Федерации (всё-таки многим привычнее называть их пока по-старому, чем ВКС), включают в себя немало подразделений. Это авиация, а также радиотехнические и зенитные ракетные войска в первую очередь. Это роды сил ВВС. Ещё в структуру входят специальные войска. К ним относятся разведывательные, а также связи автоматизированных систем управления и радиотехнического обеспечения. Без этого Военно-воздушные силы России не могут существовать.
К специальным войскам также входят метеорологические, топогеодезические, инженерные, РХБЗ, воздухоплавательные, а ещё инженерные. Но и это ещё не полный список. Он дополняется также войсками материально-технического обеспечения, поиска и спасания, а еще метеорологическими. Но, помимо перечисленного, есть подразделения, главная задача которых заключается в охране органов военного управления.
Другие особенности структуры
Следует отметить, что структура, которой отличаются военно-воздушные силы Российской Федерации, имеет ещё и подразделения. Первая – это дальняя авиация (ДА). Вторая – военно-транспортная (ВТА). Третья – оперативно тактическая (ОТА) и, наконец, четвертая – армейская (АА). Но и это ещё не всё. Подразделения могут в своем составе иметь специальную, транспортную, разведывательную, истребительную авиацию, а ещё штурмовую и бомбардировочную. И у каждой – свои задачи, которые их обязуют осуществлять Военно-воздушные силы.
Состав же всё равно имеет определенную основу, на которой держится вся структура. Естественно, это авиационные базы и бригады, относящиеся к Войскам воздушно-космической обороны.
Ситуация в XXI веке
Каждый человек, хоть немного разбирающийся в данной теме, прекрасно знает, что в 90-х годах военно-воздушные силы Российской Федерации активно деградировали. А все из-за того, что численность личного состава войск и уровень их подготовки был очень мал. Плюс ко всему, техника не отличалась особой новизной, а аэродромов не хватало. К тому же структура не финансировалась, в связи с чем практически не было полётов. Но в 2000-х ситуация стала налаживаться. Если быть точнее, то прогрессировать всё начало в 2009-м. Именно тогда начались плодотворные и капитальные работы, касающиеся ремонта и модернизации всего парка российских ВВС.
Возможно, толчком для этого послужило заявление главнокомандующего войск – А. Н. Зелина. В 2008-м он сказал, что воздушно-космическая оборона нашего государства находится в катастрофическом состоянии. Потому стала производиться закупка современной, новой авиационной техники и совершенствование всей системы в целом.
Символика
Флаг Военно-воздушных сил очень яркий и приметный. Это полотнище голубого цвета, по центру которого располагается изображение двух серебристых пропеллеров. Они между собой будто бы перекрещиваются. Вместе с ними изображена и зенитная пушка. А фон им составляют серебристые крылья. В общем, довольно-таки оригинально и символично. Ещё с центра полотнища будто бы расходятся золотистые лучи (их количество – 14 штук). К слову, расположение их строго регламентировано – это не хаотичный выбор. Если включить фантазию и воображение, то начинает казаться, словно эта эмблема находится посредине солнца, перекрывая его – оттого и лучи.
А если заглянуть в историю, то можно понять, что так и есть. Потому что в советское время флаг представлял собой голубое полотнище с солнцем золотистого цвета, посреди которого изображалась красная звезда с серпом и молотом по центру. А чуть ниже – серебристые крылья, которые будто крепятся на черном кольце пропеллера.
Интересные факты
Стоит отметить, что Военно-воздушные силы Российской Федерации вместе с ВВС США в 2008 году планировали проведение совместных антитеррористических учений. Это должно было произойти на Дальнем Востоке. Сценарий планировался такой: террористы захватывают в аэропорту самолет, а войска предотвращают последствия. Российская сторона должна была привести к действиям четыре истребителя, поисковые спасательные службы и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. От ВВС США требовалось участие гражданского лайнера и истребителей. Плюс пресловутый самолёт. Однако незадолго до запланированного события, буквально за неделю, сообщилось, что учения решено отметить. Многие считают, что причиной послужили обострившиеся отношения между НАТО и Россией.
fb.ru
история, сравнение с зарубежными аналогами
Военно-воздушные силы России делятся на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную, специальную и транспортную авиацию. Каждое из этих подразделений имеет своё, сугубо определённое назначение. Кроме того, в их состав входят дальняя, военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. Именно о ней и пойдёт речь в данной статье.
История зарождения нового рода войск
Принято считать, что история армейской авиации России берёт своё начало с создания в 1948 году в Серпухове первой вертолётной эскадрильи. Однако было бы ошибкой игнорировать боевой путь, пройденный российской и советской военной авиацией в период предшествующих войн.
Известно, что ещё в 1909 году на вооружении царской армии появилось несколько летательных аппаратов зарубежного производства. Своё боевое крещение они получили в годы Первой мировой войны. Тогда же в России были созданы первые частные предприятия, выпускавшие самолёты и авиационные двигатели. К 1917 году их было уже около двадцати.
Несмотря на то что боевые машины использовались главным образом для ведения разведки и нанесения бомбовых ударов, многое из опыта тех лет легло в основу последующего создания армейской авиации. В основном же необходимость её появления стала очевидной в ходе боёв Великой Отечественной войны.
Задачи, стоящие перед армейской авиацией
Современная армейская авиация служит для решения самого широкого спектра оперативно-тактических задач. В ходе боевых операций она наносит удары, поражая живую силу противника, а также танки, противотанковые средства и бронетехнику. Кроме того, с её помощью осуществляется огневая поддержка наземных войск и ведётся разведка.
Благодаря той роли, которую армейская авиация играет в ходе боевых действий, общевойсковые подразделения, части и соединения имеют возможность значительно повысить свою оперативную мобильность. Особое же значение она приобретает для обеспечения связи и управления действиями наземных войск, а также при минировании, эвакуации, поиске и спасении раненых.
Бригады армейской авиации находят применение и в борьбе с определённой категорией военно-воздушных сил противника. Практика показывает, что их использование особенно эффективно при выполнении задач, связанных с уничтожением низколетящих самолётов и вертолётов. Незаменимы они и для подавления средств ПВО.
Назначение ударных боевых вертолётов
Армейская авиация России имеет в своей основе подразделения, укомплектованные вертолётами всевозможных типов и модификаций. По своему назначению они делятся на три категории: военно-транспортные, транспортно-боевые и боевые. Остановимся подробнее на каждой из них.
Боевые, или, как их ещё называют, ударные вертолёты, укомплектованы различными видами вооружения и выполняют широкий спектр оперативных задач. На них возлагается, в частности, борьба с бронированными машинами, а также танками противника и поражение малоразмерных наземных объектов. Они же в ходе операций наносят удары с воздуха по войсковым подразделениям, сопровождают военно-транспортные вертолёты и в случае появления воздушного противника ведут с ним борьбу.
Важной областью применения боевых вертолётов является воздушная разведка и наблюдение, при которых данные о местонахождении целей передаются наземным огневым средствам, а также бомбардировщикам или самолётам-штурмовикам.
Подразделения транспортно-боевых машин
Следующая категория вертолётов, входящая в состав армейской авиации России, – это транспортно-боевые машины. Они предназначены для обеспечения всем необходимым наземных войск, доставки и высадки десанта, а также проведения разного рода спасательных операций и эвакуации раненых. Кроме того, в их задачу может входить установка минных заграждений и поражение наземных целей.
И, наконец, последнюю группу составляют военно-транспортные вертолёты. Это, как правило, средние и тяжёлые машины, предназначенные для переброски в заданные районы подразделений личного состава, а также доставки вооружения, боеприпасов. Перевозимые грузы могут размещаться как внутри вертолёта, так и с помощью наружной подвески. Машины этого типа также используются для высадки десанта и различных поисково-спасательных операций.
Модернизация армейской авиации в постсоветский период
Как следует из данных, публикуемых военными обозревателями, большая часть вертолётного парка ВВС России была создана ещё до распада СССР и перешла в сегодняшнюю армию по наследству. Сюда входят прекрасно зарекомендовавшие себя в локальных военных конфликтах ударные вертолёты Ми-24, тяжёлые транспортные машины Ми-26 и ряд других летательных аппаратов, превосходящих свои зарубежные аналоги по целому ряду технических характеристик.
Начало широкомасштабной модернизации боевой техники, в которую была вовлечена и армейская авиация РФ, начался в 2000 году. Кроме того, что в этот период появилось большое количество новых модификаций машин, ранее находившихся на вооружении, было запущено в производство несколько принципиально новых моделей. Среди них особое место заняли ударные многоцелевые вертолёты Ка-52, а также МИ-28Н. В настоящее время они вошли в число боевых машин, составляющих основу мощи российской армейской авиации.
Высокая боеготовность лётных частей
Боеспособность этого рода войск, проявившаяся в тяжёлые годы афганского конфликта, не снизилась также и в девяностые, несмотря на все экономические сложности. Экипажи вертолётов ВВС России с честью исполняли свой долг во время операций, проводимых в Чечне, а также в целом ряде иных «горячих точек». Всюду они демонстрировали пример высокого профессионализма и готовности выполнить любую поставленную перед ними боевую задачу.
В начале 2000-х обозначилась тенденция к повсеместному снижению напряжённости, вызывавшей локальные конфликты, нередко перераставшие в военные столкновения. Это позволило приложить усилия к перевооружению лётных частей и повышению мастерства их личного состава. По всей стране начали регулярно проводиться широкомасштабные военные учения, в которых принимала участие и армейская авиация. Фото таких тренировочных полётов приведены в статье.
Операция в Сирии, ставшая боевым экзаменом
Реальной проверкой боевой выучки стало участие российских лётчиков в широкомасштабной антитеррористической операции, начатой в Сирии. Несмотря на то что действия ведутся не в отношении регулярной армии, а против разрозненных бандформирований, они сопряжены с крайним риском и требуют от всех участников высокой выучки и слаженности действий.
Особая сложность создаётся качественно выросшим уровнем средств противовоздушной обороны противника и сложными климатическими условиями, в которых приходится решать поставленные задачи. Именно эти факторы стали причиной потерь среди личного состава российских подразделений.
Армейская авиация зарубежных государств
Аналогичное применение получили вертолёты и в вооружённых силах иных крупных государств мира. Например, в США создан специальный Корпус армейской авиации, на вооружении которого, кроме обычных машин, имеются также беспилотные летательные аппараты. Его назначение заключается в ведении совместных боевых действий с пехотными, бронетанковыми и воздушно-десантными соединениями.
По официальным данным, опубликованным в 2007 году, вертолётный парк армейской авиации Америки насчитывал порядка 4200 боевых машин. В настоящее время эта информация, безусловно, устаревшая, но и она даёт представление о том значении, которое придают этому роду войск за океаном. То же можно сказать и о вооружённых силах Германии и Англии, где наряду с многоцелевыми вертолётами используются транспортные самолёты различных типов.
fb.ru
ВВС России 2017: история развития и актуальный состав
Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, конфликты последних десятилетий наглядно подтверждают этот факт. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам. Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.
Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.
Сегодня российская военная авиация переживает непростой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.
История
История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.
Российская военная авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя, российская промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.
Были и интересные отечественные конструкторские решения. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год), для его сопровождения был разработан первый в мире специализированный самолет-истребитель.
В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.
В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.
Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило 6-7 самолетов. Авиаотряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и на флоте.
В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.
Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, чуть раньше он выполнил знаменитую «мертвую петлю».
Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.
В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания о военных самолетах надолго забыли, только в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации СССР смог опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира. Руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации.
Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников.
В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая ничем не уступала зарубежным аналогам: штурмовик Ил-2, истребители МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3.
Штурмовик Ил-2К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (100 машин).
Война началась для ВВС СССР с ряда сокрушительных поражений, огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в ходе воздушных боев. Два года немецкая авиация имела абсолютное господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.
Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.
К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.
В годы Холодной войны ВВС СССР стремительно развивались, в 80-х годах прошлого столетия имели на своем вооружении около 10 тысяч самолетов различных модификаций. В послевоенный период появился новый вид авиационной техники – боевые вертолеты.
В СССР были разработаны истребители четвертого поколения Су-29 и МиГ-27, начались работы над созданием истребителя следующего поколения. Но распад СССР поставил крест на многих перспективных проектах того времени. ВВС СССР была разделены между бывшими республиками и стали основой национальных военно-воздушных сил.
Су-29Миг-2716 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.
Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2015 году российские ВВС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.
Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил. Еще в 2008 году тогдашний главком Зелин назвал состояние ВВС критическим, но с того времени много что изменилось.
Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Сегодня ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50, которая находится на завершающем этапе.
Российский истребитель 5-го поколения Т-50Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, сегодня пилоты имеют возможность проводить в воздухе необходимое количество времени и оттачивать свое мастерство. Регулярными стали учения. Летные училища выпускают новых пилотов и технических специалистов.
В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.
Структура ВВС России
Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2015 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ, а непосредственное командование – Главное командование ВСК. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Бондарев.
Главкомом российских военно-космических сил генерал-полковник БондаревГлавкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.
Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.
В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС входят зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входит метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, а также части обеспечения и тыловые службы.
Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.
Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней авиацией и командование военно-транспортной авиацией.
По своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.
После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.
Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:
- отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
- защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
- нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
- проведение разведывательных операций;
- непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ.
Боевая техника ВВС России
В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.
Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.
Ту-160 «Белый лебедь». Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Ту-160 – это самолет с изменяемой геометрией крыла, основной задачей которого является прорыв вражеской системы ПВО на сверхмалых высотах. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.
Ту-160 «Белый Лебедь»Ту-95 «Медведь». Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.
Ту-95 «Медведь»Ту-22М. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.
Ту-22МИстребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).
Су-27 – это фронтовой истребитель, один из первых истребителей четвертого поколения, выпущенных в СССР. Сегодня существует несколько модификаций этой боевой машины, общее их количество составляет примерно 360 машин.
Су-27Су-30 – это машина, созданная на базе Су-27. Истребитель оснащен мощным радиоэлектронным оборудованием и способен обнаруживать воздушные и наземные цели на больших дистанциях, а также выдавать целеуказания для других самолетов. Общее количество Су-30 – около 80 единиц.
Су-30Су-35. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.
Су-35МиГ-27. Одним из первых советских истребителей четвертого поколения, имеет большое количество модификаций, сегодня на вооружении ВВС России примерно 225 подобных самолетов.
МиГ-27МиГ-31. Высокоскоростной истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Этих машин на вооружении ВВС РФ – 140 штук. Сейчас проходит модернизация МиГ-31, ее планируют закончить до 2020 года.
МиГ-31Су-25 «Грач». Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.
Су-25 «Грач»Су-24. Самолет был практически скопирован с американского самолета F-111, давно снятого с вооружения. Су-24 – сильно устаревшая машина, их планируют списать до 2020 года. Сейчас в строю 111 единиц этого самолета.
Су-24Су-34. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.
Су-34Транспортная авиация российских ВВС представлена широким спектром различных самолетов, в подавляющем большинстве сделанных еще в СССР: Ан-22, Ан-124 «Руслан», Ил-86, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Ан-148 и другие модели. Военно-транспортная авиация ВВС России располагает несколькими сотнями самолетов.
К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ.
Як-130Як-130 примечателен тем, что это единственный самолет, который был разработан после развала СССР. Остальные боевые машины – это, скорее, более или менее глубокие модернизации советских машин.
В состав армейской авиации входят вертолеты Ми-24, Ми-28, Ка-50, Ка-52, Ми-8, Ми-26, Ка-226 и вертолет «Ансат». Из этого списка новыми машинами являются Ми-28, Ка-50, Ка-52 и «Ансат». Остальные машины разработаны еще в СССР. Хотя, следует отметить, что в сейчас ведутся работы по модернизации старой техники.
Ми-24Вертолет Ка-50 снят с серийного производства. На сегодняшний момент поставлено в войска около сотни единиц Ка-52 и более ста вертолетов Ми-28 «Ночной охотник».
Ка-50Больше всего на вооружении вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные старые советские машины, которые вполне можно использовать после минимальной модернизации.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА). В последние годы значительно выросла роль БПЛА. В СССР этому виду вооружения уделялось недостаточно внимания, поэтому Россия значительно отстает в этом вопросе от ведущих оружейных держав мира. США, Израиль и Китай продвинулись в вопросе создания БПЛА значительно дальше.
На вооружении ВВС России стоят несколько видов беспилотников: «Пчела-1Т», «Рейс-Д» и «Форпост». Последний аппарат – это довольно старый израильский беспилотник IAI Searcher, который в России выпускается по лицензии из иностранных комплектующих.
Пчела-1кПерспективы ВВС России
Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из — в завершающей стадии.
Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2016 году.
Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112, которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35, его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.
Ил-214Уже в ближайшем времени новые машины планируют поставлять в войска и вертолетостроители: Ми-38 и Ка-60 проходят последние этапы испытаний.
Ми-38Начались работы над созданием нового российского «стратега» (ПАК-ДА), но, вероятно, что мы увидим его только после 2020 года.
Пак Даarmata1.ru
История военной авиации
Болгарские пионеры
Болгарский царь Фердинанд Человек еще только начал осваивать воздушное пространство, а военные уже задумались над тем, как использовать самолеты для нужд армии. Первые шаги в этом направлении сделала Болгария. Царь Фердинанд очень увлекся авиацией, что способствовало ее быстрому внедрению в жизнь страны. Болгарская армия впервые применила самолеты для разведки вражеских позиций во время Первой Балканской войны (1912−1913). К моменту начала Первой мировой боевые самолеты уже стояли на вооружении у большинства стран-участниц. Самым мощным военным авиапарком обладала Россия — 263 самолета. ВВС Германии насчитывали 232 самолета, третье место по этому показателю занимала Франция — 156. На этом фоне достижения Великобритании (90 самолетов) и Австро-Венгрии (65) выглядят довольно скромно.Российская авиация и «Илья Муромец»
Илья Муромец Игоря Сикорского
Российская империя добилась огромных успехов в плане развития военной авиации. Ежегодные расходы на строительство новых самолетов превышали миллион рублей. С 1908-го года в стране существовал императорский аэроклуб, главой которого был Великий князь Александр Михайлович. Впрочем, участники клуба занимались, в основном, развитием строительства дирижаблей. Первые аэропланы появились в стране в 1909-м году, а уже в 1910-м Россия приступила к созданию своих боевых самолетов. Отрасль развивалась быстро. К 1914-м году в стране открылось не менее пяти авиашкол, работало четыре завода по сборке самолетов. За год до войны был построен и первый в истории человечества стратегический бомбардировщик. Четырехмоторный самолет, созданный по проекту Игоря Сикорского, получил название «Илья Муромец». Аэроплан установил рекорд грузоподъемности (более тонны). Впрочем, тогда в 1913-м, никто еще не подозревал, что «Илья Муромец» станет стратегическим бомбардировщиком, сам Сикорский задумывал его как пассажирский самолет, но война внесла свои коррективы в эти планы. На первое боевое задание «Муромцы» отправились уже в феврале 1915-го года. К концу войны Российская Империя имела на вооружении сразу 60 таких самолетов. К слову, до поры до времени, Российская Империя использовала самолеты лишь для разведки и корректировки артиллерийского огня. Пулеметы появились на аэропланах лишь в 1915. К тому времени многие российские самолеты уже были потеряны. Военное командование даже издало особый указ, в котором отмечалось, что аэропланы можно использовать лишь в случае крайней необходимости, ибо страна сталкивалась с серьезными проблемами при производстве новых летательных аппаратов. Например, практически всегда приходилось закупать за рубежом моторы.Российский асс Петр Нестеров первым в истории применил воздушный таран
Германия и старые самолеты
Моноплан «Таубе»
Германская Империя к началу войны обладала вторым по численности (после России) авиапарком. Впрочем, военное командование не уделяло авиации должного внимания. Немецкие генералы, конечно, не сочли самолеты бесперспективными с военной точки зрения (как это было с танками), но все же, ставку они делали в первую очередь на боевой дух солдат, а не на новейшие достижения техники. Так и получилось, что большинство из 232-х немецких самолетов были устаревшими. Да-да, несмотря на то, что авиации зародилась менее чем за десять лет до начала войны, многие модели уже успели устареть. К таковым относился и немецкий моноплан «Таубе» стоявший на вооружении в Германской Империи. На вооружении, это, тоже сильно сказано. Германия почти не производила самолеты для армии, военные попросту конфисковали уже имевшиеся гражданские аэропланы. До 1916-го года авиация даже не считалась в Германии отдельным родом войск. Военные вообще отдавали приоритет воздухоплаванию, так что акцент делался на строительство дирижаблей. Именно они в 1915-м году были использованы для налетов на Лондон. Именно они позволяли Германии долгое время сохранять господство в небе. Впрочем, именно Германская Империя добилась колоссального успеха в использовании истребителей. При помощи голландского инженера Антона Фоккера, немецкие военные решили проблему эффективного использования пулемета в воздушных боях. Прежде его применению мешал пропеллер, вращение которого создавало препятствие для огня. Фоккер разработал синхронизатор, теперь пулемет стрелял лишь тогда, когда на его пути не было пропеллера.Немецкий истребитель «FokkerE. I.»
С новым истребителями Германия наносила колоссальные потери ВВС Антанты. Явление даже было названом Бичом Фоккера.
Макс Иммельман «Лилльский орел» — один из первых немецких ассов Первой мировой.
Франция и инженерная мысль
Французский истребитель «Моран-Сальнье" Во Франции развитию военной авиации придавали огромное значение. На строительство новых самолетов и развитие технологий правительство выделяло 6 миллионов франков ежегодно. Основной задачей самолетов было совершение налетов на Эльзас-Лотарингию. В итоге, именно французы первым установили на самолетах пулеметы. Именно французским инженерам принадлежала идея истребителя. Именно французские пилоты проводили сложнейшие операции по выслеживанию и уничтожению немецких дирижаблей. Для этих целей использовались знаменитые истребители «Моран-Сальнье», вооруженные одним пулеметом. Их появление на фронте позволило Франции достичь краткосрочного перевеса в воздухе над Германией. Впрочем, все усилия сошли на нет, когда в дело были пущены описанные выше немецкие «Фоккеры». Тем не менее, Франция не отказалась от выпуска «Моранов». К концу войны авиация страны насчитывал свыше 600 таких истребителей. Позднее французские военные инженеры предложили устанавливать на истребителях ракеты. Идея долго муссировалась. В итоге, ракеты на французских самолетах, все-таки, появились, но уже ближе к концу войны.Самолет-ракетоносец Первой мировой
Великобритания и организация
А вот так в годы Первой мировой выглядели авианосцыВеликобритании бурно развивалась мирная авиация, а армия еще до войны сделала промышленникам несколько крупных заказов на производство боевых самолетов. Тем не менее, к лету 1914-го, британцы заметно отставали и от Германии, и от Франции, и от России. Дело было, прежде всего, в количестве. 90 — самолетов, и это притом, что у Германии и России их было более 200. Зато, британцы первым выделили авиацию в отдельный род войск — Королевский летный корпус. Несколько позже RFK был вообще выведен из подчинения военного министерства и юридически оформлен как самостоятельная структура, но это произошло уже в 1918-м году. К слову, Великобритания опоздала и с созданием истребителей и бомбардировщиков. Самолеты применялись исключительно для разведки и фотосъемки, а в бою предпочтения отдавались дирижаблям. К изменениям правительство Великобритании подтолкнули успехи немецких Фоккеров. Было ясно, что без превосходства над Германией в воздухе успеха в войне не добиться. Но тут возникла новая проблема — финансовая. Разработки истребителей более совершенных, чем Фоккеры, требовали огромных денежных затрат. Строительство бомбардировщиков также влетело бы в копеечку. Вовсе не все высокопоставленные военные считали необходимым развивать авиацию. Чтобы переубедить их понадобились месяцы сложных переговоров.
Источник: Дилетант
'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'
diletant.media
День ВВС РФ
День ВВС отмечается в России 12 августа, но причина, по которой празднование приходится именно на эту дату, известна не многим.
История возникновения военной авиации
Несмотря на то, что русские воздухоплаватели еще в 1904-1905 гг. принимали участие в военных действиях во время войны с Японией, возникновение военной авиации связывают с созданием 12 августа 1912 года Воздухоплавательной части Генерального штаба по указу Николая II. После этого много внимания уделялось именно развитию и техническому оснащению военного воздухоплавания. В 1913 году произошло полное отделение авиации от воздухоплавания – таким образом, была проведена первая реорганизация военного воздушного флота (ВВФ) в России.
С чего все начиналось?
Поначалу летательные аппараты использовались только в разведывательных и поисковых целях, но потом начали участвовать в воздушных боях - началась Первая мировая война. Самолетный парк России насчитывал к тому времени уже 263 аппарата. Начала оформляться бомбардировочная авиация, а к лету 1916 года – и истребительная - как отдельные виды военной авиации. Появление дальней авиации связывают с созданием конструктором Сикорским многомоторных самолетов: «Илья Муромец» и «Русский витязь». Эта серия била рекорды по высоте и длительности полета, а также грузоподъемности. Если в начале войны силами ВВФ осуществлялась скорее вспомогательная функция в разведке и связи, то к концу военных действий воздушный флот оформился уже как самостоятельный род войск.
В 1918 году на основе расформированного Императорского ВВФ были созданы ВВС СССР. Назывались они тогда Рабоче-крестьянским Красным воздушным флотом. Военные летчики того времени вписали много героических страниц в историю. Так, в 30-е годы именно военные летчики первыми получили звание Героев Советского Союза за спасение челюскинцев. В это время происходит и наибольшее развитие производства военной авиатехники. Но в первые же часы Великой Отечественной войны было уничтожено 1200 самолетов. Восстанавливать воздушный флот пришлось в военных условиях.
После войны в самолетостроении произошел качественный рывок: переход от поршневых авиационных двигателей к реактивным, испытания которых впервые состоялись в 1946 году. ВВС советского времени определенно переживали свой расцвет, не имея равных в мире по количеству боевой техники.
После распада СССР ВВС были поделены между Россией и остальными 14 республиками. В итоге России досталось около 65% личного состава и 40% техники состава ВВС. С этого момента на протяжении 10 лет ВВС РФ продолжали деградировать: стремительно снижалась численность и техники, и личного состава. Тотальный процесс модернизации и капитального ремонта техники начался лишь в 2009 году. Тогда же возобновилось финансирование и продолжились разработки в области самолетостроения.
Дата празднования Дня ВВС
По ходу истории такого праздника, как День ВВС, дата его переносилась неоднократно. Во времена Императорского ВВФ, согласно указу Николая II, праздник у летчиков был 2 августа, в день святого Ильи. Понятно, что после Октябрьской революции такая дата не могла остаться прежней. В 20-е годы день авиации начали отмечать в июле, причем обычно 14 июля - в день взятия Бастилии. В 1933 году празднование было перенесено на 18 августа. Это было удобно: в августе заканчивались учения и обучение в летных лагерях.
Так продолжалось вплоть до 1972 года, когда дату празднования, чтобы она не приходилась на будний день, перенесли на третье воскресенье августа, и таким образом она стала плавающей. Любопытно, что летчики военной авиации вообще долгое время не имели своего профессионального праздника, Был единый праздничный день для гражданской и военной авиации - День Воздушного флота. А собственный День ВВС РФ – 12 августа – был утвержден официально приказом Президента в 1997 году. В этот же приказ в 2006 году были внесены поправки, содержание которых сводится к тому, что, хотя День ВВС остается привязан к той же дате, сам праздник и связанные с ним мероприятия допускается организовывать по-прежнему в День Воздушного флота России, то есть опять в третье воскресенье августа.
Праздничные мероприятия в День ВВС
Первый раз в СССР празднование Дня Воздушного флота состоялось в Москве 18 августа 1933 года. Средоточием праздничных мероприятий тогда стал Центральный аэродром им. Фрунзе. Был проведен масштабный авиапарад с целью показа новинок авиационной техники и демонстрации мастерства пилотов.
Несколько позже, а именно начиная с 1935 года, воздушные парады в День Воздушного флота традиционно начали проходить на аэродроме в Тушино. Но не обязательно днем проведения этих мероприятий было именно 18 августа. При плохих метеоусловиях праздник переносили или отменяли.
День ВФ с 1947 года и до середины 60-х продолжали организовывать в Тушино, но обычно в июле: в один из выходных дней там проводился воздушный парад. В дальнейшем авиапарады и смотр новых образцов авиатехники перенесли в Домодедово.
Сейчас День ВВС широко отмечается во многих российских городах. При этом организуются выставки военной техники и авиашоу.
Значение праздника ВВС для России
Когда-то профессия летчика, к тому же военного, была необыкновенно романтичной и престижной, и конкуренцию ей могла составить разве что профессия космонавта. Было это в советское время, но после прекращения существования СССР, когда произошло значительное ослабление ВВС, интерес молодежи к этой профессии тоже значительно ослабел. Быть военным стало невыгодно. Поскольку, начиная с 2000-х годов, происходит возрождение и модернизация отрасли, праздник День ВВС был необходим для повышения престижа авиации как важной составляющей обороноспособности страны.
fb.ru
ВВС России - это... Что такое ВВС России?
Нарукавный знак ВВС России старого образца
Вое́нно-возду́шные си́лы Российской Федерации (ВВС России) — вид Вооружённых Сил Российской Федерации.
Предназначены для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха Сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху.История
Императорский военно-воздушный флот
Таран Петра Нестерова
Импера́торский вое́нно-возду́шный флот — военно воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно-воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.
В 1904 Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кашино под Москвой. В 1910 российская армия закупила первые французские самолеты и начала подготовку пилотов.
В 1913 Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан Русский витязь и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1914 русские авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.
Легендарный пилот Пётр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.
История императорского военно-воздушного флота закончилась в 1917 году, когда революция привела к развалу армии и авиационной промышленности. Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из России.
Военно-воздушные силы СССР
Советские военно-воздушные силы были основаны в 1918 как Рабоче-крестьянский воздушный флот. Грандиозная индустриализация молодого Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от царской России. К концу 30-х наладилось массовое производство таких самолетов как истребители Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщики Туполева ТБ-1, ТБ-2 и ТБ-3.
Одним из первых испытаний Советских ВВС в действии стала гражданская война в Испании в 1936—1939, где отечественные самолеты противопоставлялись (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.
Великая Отечественная война
В 1939 авиация принимала участие в советско-финской войне, где провела более 100000 самолето-вылетов. Существует мнение, что неумелая тактика советских ВВС приводила к большим потерям, но в среднем один самолет терялся на 166 боевых самолето-вылетов, что значительно лучше чем потери советских ВВС в 1944—1945, не говоря уже о 1941—1942. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолеты в строй.
За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 ВВС получили от промышленности 17745 боевых самолётов, из них 706 самолетов новых типов: истребителей МиГ-3 — 407, Як-1 — 142, ЛаГГ-3 — 29, Пе-2 — 128. [2]
К 22 июня 1941 советская авиационная промышленность авиапром выпускала 50 боевых самолетов в сутки, что значительно больше того, что производила в этот период Германия и все ее союзники во всем мире. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941, уровень производства достиг 100 боевых самолетов в сутки.
Большие потери Военно-воздушные силы понесли в июне 1941. В первые дни войны немцы, воспользовавшись фактором внезапности, сумели захватить на земле и уничтожить около 2 тысяч советских самолетов, большинство из которых даже не успели подняться в воздух. Германия за 22 июня потеряла 35 самолетов.
По программе Ленд-лиза СССР в годы войны получал самолеты и от Союзников.
За годы войны было подготовлено 44093 летчика. Погибло в бою 27600: 11874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации. [3]
Холодная война
После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьезно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, что делало советские ВВС мощнейшими в мире.
ВВС в 1960—1980-х состояли из трёх основных элементов:
- Дальняя авиация (ДА) — стратегические бомбардировщики;
- Фронтовая авиация (ФА) — истребители-перехватчики и штурмовики, обеспечивавшие превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО;
- Военно-транспортная авиация (ВТА) для переброски войск.
Войска противовоздушной обороны страны являлись обособленным видом Вооружённых Сил, не входившими в состав Военно-воздушных сил, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).
В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца. Вместе с государством прекратили существование Военно-воздушные силы, финансирование новых разработок прекратилось.
Начался делёж ВВС между независимыми республиками СНГ.
ВВС России
Проект опознавательного знака авиации ВВС РФ с синей и белой полоской[4][5]После распада СССР в декабре 1991 советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на пост-советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы под дипломатическим давлением из США. 8 таких самолетов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.
В 1994—1996 и 1999—2002 ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.
Современное положение
Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-х и несколько приостановился в начале 2000-х годах.
В январе 2008 года главнокомандующий ВВС Александр Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим[6]. Например, большинство истребителей МиГ-29 ВВС России, составляющих треть истребительного флота страны, были выпущены в 1980-х годах, не проходили своевременный капитальный ремонт на авиаремонтных заводах, и по этой причине, вероятно, будут списаны в ближайшие годы.[7][8]
Перевооружение
Учения
Совместное антитеррористическое учение с США
Военно-воздушные силы России и США планировали провести в 2008 году совместные антитеррористические учения на Дальнем Востоке. По сценарию учений, террористы захватывают самолёт в аэропорту. С российской стороны планировалось участие четырёх истребителей, одного самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и поисковых спасательных служб, с американской — гражданского лайнера, истребителей и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения[9]. 20 августа появилось сообщение о том, что запланированные на 28-30 августа учения отменены (вероятно, из-за обострения отношений России и НАТО)[10].
Учения войск ПВО
Тактические учения со стрельбами зенитных ракетных полков проводятся на военном полигоне Ашулук. В сентябре 2008 года на полигоне прошли учения 606-го гвардейского зенитного ракетного полка, на вооружении которого состоят зенитные ракетные системы С-400[11].
В сентябре 2008 года прошли плановые стрельбы истребительного авиаполка на самолётах Су-27. Полк Дальневосточного объединения ВВС и ПВО в составе более двадцати самолётов совершил перелёт на полигон Ашулук, где провёл стрельбы из всей номенклатуры вооружения[12].
Реформа ВВС
В августе 2008 в СМИ появилась информация о возможном реформировании российских ВВС.[13] Из данной информации следует, что все армии ВВС и ПВО будут переданы в непосредственное подчинение командующим военными округами, на территории которых они базируются, а для управления армиями стратегической и военно-транспортной авиации будет создано специальное управление при Генштабе.
Подобная реформа проводилась в ВВС СССР в 1978—1986 годах: авиация и ПВО были переподчинены округам, были созданы главные командования четырёх направлений: Западное (Польша), Юго-Западное (Молдавия), Южное (Закавказье) и Восточное (Дальний Восток). Затраты на реформу составили около 15 млрд руб. В 1986 году новая структура была признана несостоятельной и подверглась обратной реорганизации.
Замена советских опознавательных знаков
В конце 2008 года было предложено заменить используемые опознавательные знаки ВВС на новые. Предполагалось заменить красные пятиконечные звёзды на аналогичные красные звёзды, окаймленные синей и белой полосами и красной линией по контуру. Проект был одобрен Госдумой РФ, однако затем был отклонен Советом Федерации, в результате чего опознавательные знаки остались прежними.[14]
Структура
Средняя эмблема ВВС России
Штандарт главнокомандующего ВВС России
В состав ВВС РФ входят следующие рода войск:
- Авиация
- Бомбардировочная
- Истребительная
- Штурмовая
- Разведывательная
- Транспортная
- Специальная
- Зенитные ракетные войска
- Радиотехнические войска ВВС РФ
- Специальные войска
- Части и учреждения тыла
Части центрального подчинения
Командование специального назначения (КСпН)
- 16-я воздушная армия — Кубинка:
- 105-я смешанная авиадивизия — Воронеж:
- 455-й бомбардировочный авиаполк — Воронеж — Су-24
- 899-й гвардейский штурмовой авиаполк — Бутурлиновка — Су-25
- 226-й отдельный смешанный авиаполк — Кубинка — Ми-8, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ту-134
- 5-й отдельный дальний разведывательный авиаотряд — Воронеж — Ан-30
- 14-й гвардейский истребительный авиаполк — Курск (Восточный) — МиГ-29
- 28-й гвардейский истребительный авиаполк — Андреаполь — МиГ-29
- 47-й разведывательный авиаполк — Шаталово — Су-24МР, МиГ-25РБ
- 237-й центр показа авиационной техники — Кубинка — Л-39, МиГ-29, Су-27, Су-27М
- 45-й отдельный вертолётный полк — Калуга (Орешково) — Ми-24
- 440-й отдельный вертолётный полк боевого управления — Вязьма — Ми-8, Ми-24
- 490-й отдельный вертолётный полк боевого управления — Тула (Клоково) — Ми-8, Ми-24
- 865-я база резерва вертолётов — Рязань (Протасово) — хранение Ми-8, Ми-24
- 105-я смешанная авиадивизия — Воронеж:
- 1-й корпус ПВО — Балашиха
- 9-я дивизия ПВО — Видное
- 37-я дивизия ПВО — Долгопрудный
- 210-й зенитный ракетный полк — Морозки
- 584-й гвардейский зенитный ракетный полк
- 606-й гвардейский зенитный ракетный полк — Электросталь — С-300 (один дивизион — С-400)
- 144-й гвардейский Венский Краснознаменный орденов Михаила Кутузова III-й ст. и Александра Невского зенитный ракетный полк — Домодедово
- ?-й гвардейский зенитный ракетный полк особого назначения — Зеленоград
- 70-я радиотехническая бригада — Наро-Фоминск
9-й радиотехнический полк — Михнево
- 32-й корпус ПВО — Ржев:
- 846 Центр военно-прикладных видов спорта войск КСпН — Истра
4 армия ВВС и ПВО
5 армия ВВС и ПВО (Уральское объединение ВВС и ПВО)
6 армия ВВС и ПВО
11 армия ВВС и ПВО (Дальневосточное объединение ВВС и ПВО)
- 93-я дивизия ПВО — Владивосток
- 22-й гвардейский истребительный авиаполк — Центральная Угловая (Артем) — Су-27, Су-27СМ
- 530-й истребительный авиаполк — Соколовка (Чугуевка) — МиГ-31
- 10-я радиотехническая бригада — (Артем)
- 303-я смешанная авиадивизия — Уссурийск
- 277-й бомбардировочный авиаполк — Хурба — Су-24М
- 302-й бомбардировочный авиаполк — Переяславка — Су-24М, Су-24М2
- 18-й штурмовой авиаполк — Галенки — Су-25
- 187-й штурмовой авиаполк — Черниговка — Су-25
- 523-й бомбардировочный авиаполк — Возжаевка — Су-24, Су-24МР
- 799-й отдельный разведывательный авиаполк — Варфоломеевка — Су-24МР
- 257-й отдельный смешанный авиаполк — Центральный, Большой («Терек») (Хабаровск) — Ми-8, Ан-12, Ан-26
- 319-й отдельный вертолётный полк боевого управления — Черниговка — Ми-24
- 364-й отдельный вертолётный полк — Средне-Белая — Ми-8, Ми-24
- 825-й отдельный вертолётный транспортный полк — Гаровка-2 — Ми-8, Ми-26
- Спеццентр выживания летного состава
14 армия ВВС и ПВО (Сибирское объединение ВВС и ПВО)
- 26-я дивизия ПВО — Чита
- 120-й гвардейский истребительный авиаполк — Домна — МиГ-29
- 69-я радиотехническая бригада — Чита
- гвардейский зенитный ракетный полк — Ангарск
- 7-я зенитная ракетная бригада — Джида — Бук-М1 [15]
- 41-я дивизия ПВО — Новосибирск
- 712-й истребительный авиаполк — Канск (Южный) — МиГ-31
- радиотехнический полк — Красноярск
- 388-й гвардейский зенитный ракетный полк, в/ч 97646, село Назарово, Ачинского района
- Львовский зенитный ракетный полк — Новосибирск
- 21-я смешанная авиационная дивизия — Джида
- 2-й гвардейский бомбардировочный авиаполк — Джида — Су-24М
- 266-й штурмовой авиаполк — Оловянная (Степь) — Су-25
- 313-й разведывательный авиаполк — Бада — Су-24МР
- 137-я отдельная смешанная авиаэскадрилья — Новосибирск (Толмачево) — Ан-26
- 337-й отдельный вертолётный полк — Бердск — Ми-8, Ми-24
- 112-й отдельный вертолётный полк — Чита — Ми-8, Ми-24
- Авиационная база на аэродроме «Черемушки»-Чита-1 (до 2003 года отдельный смешанный авиационный полк)
37 воздушная армия ВГК (СН) (Дальняя авиация)
61 воздушная армия ВГК (Военно-транспортная авиация)
Состав
ВВС России по размеру флота уступает Соединенным Штатам Америки и Китаю .
По состоянию на 2008 год, численность личного состава ВВС РФ составляет 183 000 человек. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся 2 800 самолётов и вертолётов[16].
В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации». «…Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налета, причем главным образом с инструктором. Только 3 процента летчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет.»[17]
По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов (у молодых пилотов средний налёт 80 часов)[3]. Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов[18]. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов[19], в авиации ПВО — примерно 55 часов[20]. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов[21].
Помимо ВВС, имеется военная авиация и в других видах и родах войск Вооружённых Сил РФ: ВМФ, РВСН. В настоящее время в России авиация ПВО (с 1999) и авиация сухопутных войск (с 2003) входят в состав ВВС.
Точный количественный и качественный состав ВВС РФ является секретной информацией. Приведённые ниже данные собраны по открытым источникам и могут содержать существенные неточности. Это усугубляется тем, что значительное число самолётов и вертолётов, формально причисляемых к находящимся в эксплуатации, полностью выработали ресурс или разукомплектованы, поэтому не способны участвовать в боевых действиях без капитального ремонта.
Истребительная авиация
Фронтовая авиация
Дальняя авиация
- Ту-22М3 — 115+8 учебных + 90 (22М3 и 22М2 на хранении) [18]
Стратегическая авиация
Разведывательная авиация
Самолетов в эксплуатации — 180
Транспортная авиация
Самолетов в эксплуатации — 260
Воздушные танкеры
Боевые вертолёты
Транспортные вертолёты
Зенитные ракетные войска
Беспилотные летательные аппараты
В составе ВВС России имеются два полка БПЛА, исследовательская эскадрилья и Центр боевого применения БПЛА в Егорьевске. В то же время, развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО.
Учебные заведения
Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России:
Фотогалерея
Примечания
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru