Вольдемар Балязин - История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах IX - XIX вв. Балязин история россии


Вольдемар Балязин. Неофициальная история России. 14 книг (2006-2007) RTF,FB2

Опубликовано: 13-09-2016, 10:32 | Жанр: История, политика | Читали: 1057 Вольдемар Балязин. Неофициальная история России. 14 книг (2006-2007) RTF,FB2Издательство: Олма Медиа ГруппАвтор Вольдемар БалязинГод издания: 2006-2007Страниц: 2688Формат: RTF,FB2Язык: русскийРазмер 16.3 Мб

Описание История страны предстает здесь не как перечень фактов, а как сложные взаимоотношения исторических лиц, чьи поступки, характеры, интриги оказывали прямое воздействие на развитие ситуации, на ход происходившего в стране. Серия состоит из 14 книг и охватывает события с древнейших времен до 1917 года.

Список книг:

Восточные славяне и нашествие Батыя Ордынское иго и становление Руси Иван Грозный и воцарение Романовых Начало Петровской эпохи Петр Великий От Екатерины I до Екатерины II Золотой век Екатерины Великой Эпоха Павла I Россия против Наполеона Тайная жизнь Александра I Отец и сын. Николай I – Александр II Конец XIX века. власть и народ Последний император Крушение великой империи

Скачать

Вольдемар Балязин. Неофициальная история России. 14 книг (2006-2007) RTF,FB2 скачать бесплатно и без регистрации:

Электронная версия книги "Вольдемар Балязин. Неофициальная история России. 14 книг (2006-2007) RTF,FB2" жанра История, политика предоставлена в ознакомительных целях. Мы не взымаем оплату за скачивание книги, поэтому если вам понравилась книга Вольдемар Балязин. Неофициальная история России. 14 книг (2006-2007) RTF,FB2, то поблагодарите автора книги, преобретя книгу в официальном магазине по продаже электронных книг. Наша электронная библеотека не преследует коммерческие цели, все материалы взяты из открытых источников сети интернет, которые находятся в свободном доступе. Вы также можете скачать другие книги жанра История, политика бесплатно и без регистрации.

Рекомендуем также скачать бесплатно книги по теме

Поделиться новостью

knigi-besplatno.net

Иван Грозный и воцарение Романовых. Автор - Балязин Вольдемар Николаевич. Содержание - Вольдемар Балязин Неофициальная история России. Иван Грозный и воцарение Романовых

Вольдемар Балязин

Неофициальная история России. Иван Грозный и воцарение Романовых

Иван Грозный и воцарение Романовых - pic_1.jpg

ПРАВЛЕНИЕ ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ

Начало правления Елены Глинской

Видный современный историк Р. Г. Скрынников так описывает начало правления Елены Глинской: «Молодая вдова, едва справив поминки по мужу, сделала Овчину своим фаворитом. Позднее молва назовет фаворита подлинным отцом Грозного. Но то была пустая клевета на великокняжескую семью. Овчина рано отличился на военном поприще. В крупнейших походах начала 1530-х годов он командовал передовым полком армии. Служба в передовых воеводах была лучшим свидетельством его воинской доблести. Василий III оценил заслуги князя и незадолго до своей кончины пожаловал ему боярский чин, а по некоторым сведениям также титул конюшего, командующего всей дворцовой конницей и старшего боярина думы. На погребение Василия великая княгиня вышла к народу в сопровождении трех опекунов (Василия Шуйского, Михаила Глинского, Михаила Воронцова) и Ивана Овчины – Телепнева-Оболенского. Простое знакомство с послужным списком Овчины убеждает в том, что карьеру он сделал на поле брани, а не в великокняжеской спальне.

Овчина происходил из знатной семьи, близкой ко двору. Родная сестра его – боярыня Челяднина – была мамкой княжича Ивана IV. Перед смертью Василий III передал ей сына с рук на руки и велел „ни пяди не отступать“ от ребенка. Семья Овчины была связана узами родства с опекуном Михаилом Глинским, но родство не предотвратило конфликта».

Василий Иванович умер 4 декабря 1533 года, и в тот же день тело его перенесли в Архангельский собор. Над гробом еще читали псалмы и служили беспрерывную панихиду, а уже 6 декабря в соседнем Успенском соборе митрополит Даниил венчал на великое княжение его сына, трехлетнего Ивана. Дивно было слышать, как из разверстых дверей стоящих рядом храмов несутся на Соборную площадь и плач об упокоении души усопшего отца, и радостные голоса певчих, возглашающих многолетие сыну.

И опять испуганно шептались москвичи: виданное ли дело – отца еще не схоронили, а сына уже венчают на царство? И предрекали: много погубленных христианских жизней примет на душу великий князь Иван Васильевич, если надевают на него шапку Мономаха под погребальный звон и заупокойные молитвы… И страшная эта примета, как показало будущее, оправдалась с лихвой.

Заговор князей – Дмитровского и Шуйских

Василия Ивановича еще отпевали, а уже вовсю готовился заговор против его вдовы и преемницы. Как и следовало ожидать, борьбу за великое княжение начали братья покойного – Юрий, удельный князь дмитровский, и Андрей, сидевший на уделе в Старице.

Первым попробовал захватить московский трон Юрий Иванович Дмитровский. Он начал с того, что объявил свою присягу малолетнему Ивану Васильевичу недействительной, ибо бояре московские взяли с него эту клятву силою. Кроме того, вопреки вековым обычаям, ему не дали подписать с Иваном Васильевичем договор и, таким образом, «правды не дали».

Конечно же, попытка мятежа Юрия Дмитровского была поддержана и боярскими силами внутри Москвы. Заводилами этой «замятии» оказались друзья и стародавние союзники Юрия – братья Андрей и Иван Михайловичи Шуйские. Братья Шуйские незадолго перед смертью Василия III попытались отъехать из Москвы в Дмитров, но были «пойманы» и оказались в опале.

Как только Василий III умер, братья Шуйские тут же начали готовить мятеж, но никто из бояр и дворян не поддержал их. Через неделю после смерти Василия Ивановича, 11 декабря 1533 года, Юрий, собиравшийся бежать в Дмитров, был «пойман и посажен в стрельнице – одной из башен Московского Кремля – за сторожи». Такая же участь постигла и Андрея Шуйского, просидевшего «за сторожи» до 1538 года, пока Елена Глинская не умерла.

Почему же Юрий Иванович Дмитровский был «пойман и посажен за сторожи»?

Отвечая на этот вопрос, видный историк В. Б. Кобрин в книге «Иван Грозный» писал следующее:

«Сначала великая княгиня на всякий случай заточила в тюрьму брата Василия III – дмитровского князя Юрия Ивановича. Ему очень хотелось стать самому великим князем. Князя Юрия можно понять. Ведь он был всего на один год моложе Василия III. Долгие годы бездетности старшего брата укрепляли его в надеждах самому занять трон. Почему же государем должен был стать его трехлетний племянник? Почему страной будет править иноземка из Литвы, а не он, такой же сын Ивана III, как и его покойный брат? Боярам и митрополиту пришлось запереть дмитровского князя на замок, пока он не принесет присягу, не поцелует крест своему племяннику. Но такую невольную клятву легко объявить недействительной. В свое время дед Юрия – великий князь Василий Темный, свергнутый своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой, – тоже поцеловал крест, что не будет искать великого княжения. Но услужливый игумен Кирилло-Белозерского монастыря „снял“ с него клятву. Потому-то Елена Глинская решила не испытывать судьбу, даже не дала Юрию Ивановичу уехать после похорон в Дмитров, а оставила в Москве. Правда, в тюрьме. Там он и умер через три с половиной года».

Претензии Андрея Старицкого

Когда наступил день поминовения по Василию – сороковины, приехал из Старицы другой брат покойного, Андрей. Он попросил Елену убрать из его городов всех великокняжеских ревизоров и пытчиков, но Елена отказалась сделать это, сказав своему деверю в присутствии Овчины, двух своих братьев, их жен и иных гостей, собравшихся за ее столом:

– Я, Андрей Иванович, сирая вдовица. Государство покойным мужем не мне завещано, а сыну моему, великому князю Ивану Васильевичу.

– Что же, прикажешь мне собственные мои грады и земли у несмышленыша просить?

– Подожди двенадцать лет, пока вступит великий князь в совершенный возраст, тогда и проси. А уж ежели тебе совсем невтерпеж, тогда бей челом боярам, кои оставлены покойным мужем моим блюстителями государства.

Сорвавшись, князь Старицкий закричал:

– Мне, Рюриковичу и Палеологу, челом бить?! Мой отец и старший брат – последние великие государи всея Руси! Мой дед был византийским императором! И я стану перед Федькой Мишуриным и Васькой Головиным шапку ломать?

И Андрей Иванович, потеряв всякую степенность, побежал из покоев.

У самой двери настиг его насмешливый крик невестки:

– Захочешь именья да пожитков – поклонишься!

А Овчина добавил, будто нож в спину воткнул:

– Император Старицкий – Андрей Палеолог!

Надежда у обиженного Андрея была одна – крамола и заговор. Первым попытался он вовлечь Глинского, которого вскоре после смерти Василия Ивановича обошли Дмитрий Вельский и Федор Мстиславский, да и тех подмял под себя Овчина, ставший и первым боярином в Думе, и конюшим. Однако на сей раз Глинский на сговор не пошел. Тогда Андрей поехал к своему племяннику Дмитрию Вельскому, но и тот его не поддержал.

А два других его племянника – Семен и Иван Вельские – стали союзниками князя Старицкого. К ним вскоре примкнул наместник Новгорода Великого Михаил Семенович Воронцов и напоследок – все же и Глинский с тремя недавно пришедшими на службу в Москву западнорусскими князьями – Ляцким, Воротынским и Трубецким. Они задумали захватить Кремль, когда Овчина с войсками уйдет на Оку встречать татар.

Был назначен и день мятежа – 25 августа 1534 года.

Последняя авантюра Глинского

В книге В. Б. Кобрина «Иван Грозный» так излагаются события, последовавшие за смертью Василия Ивановича:

«Но борьба за власть только начиналась. Василий III, умирая, особенно рассчитывал на Михаила Львовича Глинского. Обращаясь к боярам, он говорил, что, хотя князь Михайло – „человек к нам приезжий“, бояре должны держать его „за здешняго уроженца“, ибо он государю „прямой слуга“. А самому Глинскому напоминал, чтобы он за малолетнего великого князя с братом и великую княгиню „кровь свою пролиял и тело свое на раздробление дал“. Михаил Львович, опытный государственный муж, думал, что пришло его время, что станет он правителем огромной страны. Но иначе думала его молодая племянница, которая, кстати, нашла себе другого советника-боярина – князя Ивана Федоровича Овчину – Телепнева-Оболенского. Поговаривали, что князь Овчина не только советник, но и возлюбленный великой княгини.

www.booklot.ru

Вольдемар Балязин - История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах IX - XIX вв

Вольдемар Балязин - История России в занимательных рассказах, притчах и...

Книга рассчитана на учащихся старших классов, а также на широкий круг читателей. В ней освещаются события российской истории с IX до конца XIX века. Это эпизоды разного характера, посвященные внутренней и внешней политике страны, военной истории, быту и культуре. Читатель найдет здесь множество исторических анекдотов и курьезных сюжетов, каждый из которых по-своему интересен и занимателен.

От автора

Древняя и средневековая Русь (IX-XVII века)

Система летосчисления на Руси. Русские календари

Восточные славяне

О древних князьях Руси и Литвы

Страницы церковной истории

Начало письменности на Руси

Памятники средневековой русской литературы

Историческая мозаика

Семь сюжетов из русской истории XV-XVI веков

Царь Михаил Федорович и три его избранницы

Второй царь из династии Романовых

Молодые годы Петра I

Рассказы о Петре I

О званиях, орденах и наградах

Три эпизода из жизни Анны Ивановны

Царица, пастух и шинкарка

Основание Московского университета

Рассказы о Екатерине II

Из рассказов об Александре Васильевиче Суворове

Шесть рассказов о детстве и юности Михаила Илларионовича Кутузова

©Же

Калейдоскоп имен и событий XIX века

хо С^Я)

<зМт,

notes

1

маЕ®r,x

-3**авя ®инмаавтае тдвьлньон! ® *

. .wvi4A3AX

ПРИТЧАХ

И АНЕКДОТАХ

ИСТОРИЯ РОССИИ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗАХ, ПРИТЧАХ И АНЕКДОТАХ.

IX-XIX века

2-е издание, стереотипное

D P О ф Q Москва • 2005

УДК 94(47):821 ББК 84-4 Б20

Серия "Познавательно! Занимательно!" основана в 2002 году

I

Балязин, В. Н.

Б20 История России в занимательных рассказах; притчах и анекдотах. IX-XIX века / В. Н. Балязин. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2005. - 222, [2] с. : ил., 16 л. цв. вкл. - (Познавательно! Занимательно!).

ISBN 5-7107-9539-9

Книга рассчитана на учащихся старших классов, а также на широкий круг читателей. В ней освещаются события российской истории с IX до конца XIX века. Это эпизоды разного характера, посвященные внутренней и внешней политике страны, военной истории, быту и культуре. Читатель найдет здесь множество исторических анекдотов и курьезных сюжетов, каждый из которых по-своему интересен и занимателен.

УДК 94(47):821 ББК 84-4

ISBN 5-7107-9539-9

©ООО "Дрофа", 2002

Посвящаю светлой памяти Александра Ивановича Самсонова, прекрасного редактора и человека

От автора

Автору этой книги хотелось бы, чтобы читатели - школьники, студенты, учителя, просто любознательные люди, интересующиеся историей своей Родины, - вышли за рамки ходульных схем примитивно понятого исторического материализма и узнали бы кое-что основательно забытое из жизни тех, кто в совокупости и составлял народ России, без различия национальности, вероисповедания, сословной принадлежности.

В этой книге действующими лицами являются цари и полководцы, святые и мыслители, писатели и актеры, солдаты и крестьяне, казаки и купцы - все те, кто соборно и артельно по мере своего разумения и сил строил и оберегал наше Отечество и более, чем о собственной жизни, радел о благополучии и славе России.

В греческой мифологии есть сказание о дочери богини раздора Эриды - Лете. Именем Леты в царстве мертвых была названа река, испив из которой один глоток, души мертвых забывали о своем прошлом.

Вдумайтесь: раздор, забвение прошлого, души мертвых... Не правда ли, впечатляющая цепочка?

Однако в мифах Эллады есть и еще одна легенда - о чудодейственном, живительном источнике, носившем имя богини памяти Мнемосины.

Не случайно именно Мнемосина родила от верховного бога Зевса девять дочерей - муз, одна из которых - Клио - почиталась музой истории.

Клио - по-гречески "дарующая славу".

Вдумайтесь: неистребимая временем память, история, муза Клио, дарующая славу.

Не правда ли, не менее впечатляющая цепочка, заставляющая задуматься над многим происходящим сегодня?

Итак, с сим напутствием в добрый путь!

Глава I

Древняя и средневековая Русь (IX-XVII века)

.^древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух центров восточных славян - Новгорода Великого и Киева - под властью князей из династии Рюриковичей. Сближение Древнерусского государства с соседней Византией привело к тому, что в 988- 989 годах на Русь пришло христианство, принеся с собой грамотность и сыграв важную роль в формировании древнерусского языка.

В годы правления великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054) Древнерусское государство достигло наибольшего могущества и признания во многих странах Европы. После его смерти началась междоусобная борьба князей Рюриковичей за города и земли. Сначала их смирял киевский великий князь Владимир Мономах (1113-1125), а затем его сын Мстислав (1125-1132). После смерти Мстислава начался длительный период феодальной раздробленности, прерванный монголо-татарским нашествием на Русь, когда в 1237-1240 годах орды хана Батыя прошли от Волги до Киева, разорив почти все русские города, кроме Пскова и Новгорода.

В 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил на Неве шведов, получив за это прозвище Невский, а в 1242 году на льду Чудского озера он победил немецких рыцарей. Монгольские ханы сделали Невского и его потомков главными сборщиками дани на Руси, что привело к росту их авторитета и силы.

В 1380 году русские полки под руководством великого московского князя Дмитрия Ивановича разбили ордынское войско в битве на Куликовом поле, хотя еще сто лет Русь платила дань. И лишь в 1480 году при Иване III иноземное иго пало.

С этих пор Москва стала светским и духовным центром Руси. Князья Рюриковичи (с 1547 года - цари московские) правили Русью до 1598 года, когда умер последний царь из этой династии - Федор Иванович.

С этого времени и до 1613 года длился кризис государственной власти, закончившийся восшествием на престол первого царя из новой династии Романовых - Михаила. Он и его сын, царь Алексей Михайлович, провели в течение

XVII века ряд серьезных реформ, подготовивших великие преобразования начала XVIII столетия, во главе которых почти три десятилетия стоял Петр I.

Система летосчисления на Руси. Русские календари

елесообразнее всего, пожа-

луй, начать с системы счисления времени - календаря. Сначала счет времени велся по суткам - смене дня и ночи, потом по пальцам - пять и десять суток, отсюда пошли и декады (от латинского "децем" - десять), сохранившиеся в нашем языке и сегодня.

В языческой, дохристианской Руси времясчисление велось по лунно-солнечному календарю. По этому календарю каждые 12 лет считали по 12 месяцев, а следующие 7 лет - по 13. Этот цикл в 19 лет в 433 году до н.э. предложил древнегреческий астроном Метон (родился около 460 года до н. э. - год смерти неизвестен). Этот "Метонов цикл" был известен и древним славянам. (Лунно-солнечный ка-

лендарь применяется в христианской церкви для вычисления дня Пасхи.)

Древнеславянский языческий календарь имел следующие месяцы: январь - просинец (появлялась просинь, становилось светлее), февраль - сеченъ (время рубки леса для освобождения земли под пашню), март - сухий, а иногда - просыхала, апрель - березень (начало цветения березы), май - травень, июнь - изок ("изок" - по-древнерусски "кузнечик"), июль - червень, или серпенъ (начало жатвы серпами), август - зарев (от слова "зарево"), сентябрь - рюенъ (от слова "вырывать", хотя В. И. Даль связывает это название с ревом оленей), октябрь - листопад, ноябрь и декабрь - грудень (от "груда" - мерзлая колея на дороге), или студень.

*^2 принятием христианства на Руси вводится новый, так называемый юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, которые сохранились до наших дней, и семидневной неделей. Этот календарь был введен в 46 году до н. э. Юлием Цезарем (отсюда и название - юлианский). По этому календарю год начинается с марта, а месяцы имели разное количество дней - от 28 до 31 (семидневная неделя была установлена значительно позже). На Руси юлианский календарь "наложился" на летосчисление, принятое в Византии, откуда пришло на Русь христианство. В Византии счет годам шел не от Рождества Христова, как в Западной Европе, а от сотворения мира. А так как по Библии считалось, что Христос родился через 5508 лет после сотворения мира, то разница между византийской эрой и ныне принятой у нас христианской и будет равна 5508 годам.

Так, например, если Ледовое побоище произошло по летописи в 6750 году от сотворения мира, то наше летосчисление определяет это событие в 1242 году от Рождества Христова (6750 - 5508 = 1242).

Следует иметь в виду и то, что год на Руси до 1492 года мог начинаться и в марте, и в сентябре. С 1492 года новый год на Руси начинался только с 1 сентября. Так было до реформы календаря, предпринятой Петром I.

profilib.net


Смотрите также