1. Предмет и задачи курса отечественной истории. Этапы истории россии
1. Предмет и задачи курса отечественной истории.
История слово греческое, в переводе означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. Это великий процесс развития природы и человеческого общества. Эта наука, изучающее прошлое человечества в его развитии на разных этапах. Источниками сведений могут быть:
1) вещественные (археологические раскопки)
2) письменные (летописи, повести, рассказы)
3) художественные (гравюры, иконы, картины)
4) фонические (музыкальные записи, звуковое повествование)
Задача отечеств. истории заключ. в том, чтобы знать основные этапы и направления общественно-полит., эк-ого. и соц.-культ. развития нашего гос-ва.
Курс отеч. истории выполняет ряд функций:
1) познавательную
3) воспитательную
4) политическую
2. Основные этапы развития российского государства.
Для изучения отечественной истории необходима периодизация, т.е. определение периода времени, за который произошли существенные изменения в развитии государства. Автором первой периодизации был Татищев, в ее основу он положил самодержавие и силу власти. Карамзин в основу своей периодизации положил состояние государственности и смену правящих династий. Историк Соловьев считал, что в основу периодизации следует положить борьбу государства и родового начала. Ключевский в основу периодизации положил территориальный рост государства, изменение жизни и состояние народа.
Соврем. отеч. история учитывает в своей периодизации господствующие формы соц.-эк-х отношений, общественно-полит. строй и специфику кул-ы.
1 этап. Вост. славяне в древности – тысячи лет назад-IX в.
2 этап. Древнерусское государство Киевская Русь – XI- XII вв.
3 этап. Феодальная раздробленность – конец XII – XV вв.
4 этап. Становление и развитие русского централизованного гос-ва – конец XV-XVII вв.
5 этап. Российская империя – XVIII-начало XX вв.
6 этап. Советская Россия – начало XX в.-конец XX в.
7 этап. Постсоветская Россия – конец XX-начало XXI вв.
3. Факторы и специфика исторического развития России.
На ход исторического развития России оказывают влияние разнообразные факторы:
1) геополитическая ситуация (Евразия, более 160 народов и национальностей, многонациональное и многоконфессиальное государство, периодически тяготеющее то к западным, то к восточным ценностям)
2) огромная территория и протяженные границы (сильная гос-ая власть, значительный чиновничий аппарат, большие средства на содержание армии, «осажденная крепость»)
3) суровая природно-климатическая среда (короткий вегетационный период, выработка полезных ископаемых, сложности с освоением новых земель)
4) менталитет народа (соборность, т.е. надежда на верховную власть, коллегиальность, нестяжательство)
Эти факторы определяют специфику нашей истории: экстенсивный тип развития хозяйства, т.е. получение продукции на новых площадях слабая самостоятельность городов, длительное существование крестьянской общины, продолжительность самодержавия, преклонение народа перед верховной властью.
4. Восточные славяне в догосударственный период.
Проблема происхождения славянских народов, в том числе восточных славян, остается дискуссионной. Первые прославяне появились во 2-ом тысячелетии до н. э., а в начале первого тысячелетия н. э. греческие, арабские, византийские источники называют славян великим народом, воинственным и оседлым. В VI в. н. э. в ходе великого переселения народов, вызванного значит. ростом кол-ва населения и необходимостью освоения нов. терр-ий, образовались 3 ветви славянских народов:
1) восточные славяне (русские, белорусы, украинцы)
2) южные славяне (сербы, хорваты, черногорцы)
3) западные славяне (поляки, чехи, словаки)
В VII – VIII вв. складываются крупные племенные союзы. Некоторые из них объединились в крупнейшие этносы:
1) Славия (на севере)
3) Ортания (Рязань)
Обществ. отнош. определялись строем военной демократии: во главе племени стоял старейшина, все вопросы решались на народном вече, народное ополчение. Основные занятия:
1) с/х (на севере – подсечно-огневая система; на юге – перелог)
2) охота, рыболовство, гортничество (сбор меда диких пчел)
Осущ-ся постепенный переход от родовой к сельской территориальной общине. Религия – язычество. Осн. богами считались: Перун (бог войны), Сварок (бог неба, огня) и т. д.
studfiles.net
2.Источники по Истории России и их классификация.Основные этапы развития отечественной исторической мысли.
Как уже отмечалось, главной задачей источниковедения является определение достоверности исторических свидетельств и выработка методов извлечения и обработки имеющейся в источниках достоверной информации. Исторические источники весьма разнообразны. Они отличаются формой, содержанием, соотношением объективного и субъективного, личного и общественного, природой используемых знаково-смысловых систем. Поэтому их нужно классифицировать.
Классификация это разделение неоднородной совокупности предметов на однородные группы по какому-либо существенному, внутреннему признаку. Используемый для классификации признак называют ее критерием или основанием. Наряду с классификацией в науке применяется систематизация деление неоднородной совокупности по несущественному для данной науки признаку. Классификации разнообразны. Их делят на типологические и видовые. Типологическая классификация основана на учете фундаментальных свойств документов: их социальных функций и используемых информационно-знаковых систем. Видовая классификация производится внутри типа. Внутри вида источники могут делиться на разновидности.
Летописи это исторические произведения, в которых материал излагался в виде погодных записей, начинавшихся со слов в лето такое-то. Летописное произведение строилось на христианской концепции истории и содержательно включало в себя выборочные сведения из предшествующих летописных сводов и записи современных летописцу событий. Летописание несло на себе функцию исторического и политического самосознания средневековой Руси и ярко выраженную культурную функцию. Традиция летописания возникла в первой половине XI в. и просуществовала до конца XVII в.
Законодательные акты представляют собой правовые нормативные документы, которые исходили от верховной государственной власти и имели высшую юридическую силу в пределах какой-либо территории или всего государства. Закон это письменная норма поведения. С помощью законодательства государство регулировало социальные отношения и управляло своей деятельностью. Законодательный вид документов возник в середине XI в.
Актовые материалы (грамоты, записи) это правовые документы, которые в юридической форме фиксировали сделки между отдельными лицами. По субъектам сделки актовые материалы делят на частно-правовые и публично-правовые акты. Первые закрепляли договор между частными лицами, вторые между частными лицом и субъектом публичной власти. С помощью актов в основном регулировались социально-экономические отношения внутри правящего класса и отношения государства с обществом. Акты памятники X-XVIII вв.
Делопроизводственные материалы текущая документация, издававшаяся различными государственными, судебными, экономическими, политическими и общественными организациями (учреждениями) с целью управления, собственной и общественной деятельностью.Делопроизводство возникло в середине XVI в. со складыванием аппарата централизованного российского государства. Делопроизводственные материалы делят, прежде всего, по принадлежности к тому или иному субъекту управления: ими могли быть государство, общественное или частное учреждение. В России преобладало государственное делопроизводство. Материалы государственного делопроизводства делят по отраслям управления и по направлению движения документов в иерархии управляющих учреждений (сверху вниз; снизу вверх и в горизонтальной плоскости). Государственное делопроизводство также подразделяют на материалы периода Московского царства (XVI-XVII вв.) и Российской империи (XVIII- начало ХХ вв.).
Статистические материалы. Статистика изучала закономерности общественной жизни с ее количественной стороны с целью социального управления. Статистические материалы появились в Российской империи в начале XVIII в. как часть государственного управления. В первый период своего существования (XVIII первая половина XIX вв.) российская статистика понималась какгосударствоведение. Количественная информация в статистических документах данного времени передавалась в словесной и цифровой форме. В результате сложилась разновидность статистико-описательных материалов. Со второй половины XIX в. стала складываться чисто статистическая документация. В ней информация излагалась только в цифровой форме. Статистические материалы второй половины XIX начала ХХ вв. подразделяются на статистику государственных учреждений, земскую, научную, статистику труда и предпринимательских союзов.
Периодическая печать повременные издания, имевшие целью публикацию информационных и аналитических материалов по общественной и государственной жизни. Периодические издания выражают интересы и позиции различных групп правящего класса, включая интеллигенцию. Они являются орудиями управления народом и используются в борьбе за власть и общественное влияние. Периодика делится на газеты, журналы, бюллетени, ежегодники и альманахи. В России периодическая печать появилась в начале XVIII в. Вся периодика подразделяется нагосударственные и общественные издания. Издания общественно-политических групп разделяют по их общественно-политической направленности.
Документы личного происхождения фиксировали личные впечатления современников, очевидцев и участников общественно и культурно значимых событий. Это самые субъективные свидетельства прошлого. Обычно выделяют следующие их разновидности. Во-первых, мемуары(воспоминания) очевидцев или участников исторических событий. На воспоминаниях лежит очень сильный отпечаток общественно-политической атмосферы описываемой эпохи и времени, когда они писались. Во-вторых, это дневники регулярные записи впечатлений, наблюдений и мыслей по поводу наиболее значимых событий своей и общественной жизни. Их особенность в точной передаче настроений и деталей эпохи. Воспоминания и дневники объединяют одним термином записки. И, наконец, в-третьих, переписка письменный обмен впечатлениями и мыслями о значимых событиях своей и общественной жизни. Источники личного происхождения возникли в первой половине XVIII в. Они несли на себе ярко выраженную функцию социокультурного общения (переписка, мемуары), сохранения и передачи социо-корпоративных и семейных ценностей последующим поколениям (мемуары и дневники).
Литературные памятники это произведения литературы, которые отображали современную им действительность в художественной, словесно-образной форме. Социальная функция литературы заключается в привитии общественно значимых ценностей., идеалов и образов поведения. Литературный памятник представляет определенную социокультурную систему. Реальность отображается в нем через призму ее ценностей и идеалов. Поэтому памятники отечественной словесности -прекрасный источник по истории духовной культуры страны. Первые произведения древнерусской литературы появились в середине XI века.
Публицистика и политические сочинения это сочинения по актуальным вопросам общественной и государственной жизни, содержавшие и пропагандировавшие различные политические идеи, оценки, прогнозы и предложения. Они выражали политические интересы разных группировок правящего класса. Публицистика отличается большей злободневностью, поверхностью суждений. Она апеллирует к чувствам и рассчитана на широкий круг читателей. Политические сочинения характеризует более глубокая, научная аргументация. Они рассчитаны на руководителей государства, специалистов управления и представителей правящей элиты.
История исторической науки называется историографией.
В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса.
Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений.
Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях – погодном (по летам) изложении событий: Лаврентьевской, Ипатьевской, Первой Новгородской и самой древнейшей из них – «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.
В X-XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях.
В XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.
Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках.
XVIII в - начало второго этапа, когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями.
На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определивший высокие достижения мировой исторической науки в целом.
20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества. Советская историческая наука, в значительной мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под мощным прессом партийно-коммунистического контроля, строилась на единой марксистско-ленинской методологии. Вместе с тем было бы ошибкой не видеть достижений советских историков.
90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий.
studfiles.net
Этапы развития Отечественной истории
Этапы развития Отечественной истории |
Этапы развития Отечественной истории Введение Предметом Истории Отечества является изучение процесса становления и развития Российского государства и проживающих на его территории народов с древнейших времен и до наших дней.
Когда же возникло Российское государство? В начале XII века в Киеве, в Печерском монастыре писал историю Руси монах Нестор. Его большой труд – «Повесть временных лет» переписывалась русскими людьми на протяжении столетий. В подзаголовке этого исторического сочинения было написано: «Откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть».
Изучить и понять особенности исторического развития Российского государства - основная цель курса истории Отечества.
Задачи курса - изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;- привить навык исторического анализа;- научиться понимать самобытный характер исторического пути России;- сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;- заложить основы для понимания будущего России;- уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.
Цель работы – определить что представляет собой предмет курса «История Отечества» с разных точек зрения таких ученых как С.М.Соловьев, В.О. Ключевский и др.
Задачи работы – рассмотреть основные этапы развития Отечественной истории, а именно – объединение земель Руси округ Москвы, деятельность Николая II, общественно-политические отношения СССР.
1. Основные этапы развития Отечественной истории Древний летописец сообщает, что в 862 г. Ильменские славяне и кривичи изгнали варягов за море, не дали им дани и стали управляться по старым родовым обычаям. Но не вышло из этого толку: не было справедливости, восстал род на род, начались усобицы и брани. Тогда эти племена по совету старейшины Гостомысла решили: «Поищем себе князя, кто бы ведал нами судил по праву». Отправились они за море к варягам и пригласили их к себе. Явились три брата с дружинами и разделили страну между собой. С приглашения варяга Рюрика с братьями в 862 г. начинают историю Русского государства, то есть с IX века.
Как показали исследования, примерно в пятом тысячелетии до нашей эры на обширной территории от Днепро-Донецкого междуречья до Южного Урала расселяются скотоводческо-земледельческие племена. Однако более или менее постоянное размещение племен на этой территории восходит к VII-VIII в. н.э., после Великого переселения народов. Действительно, после распада Римской империи с IV в. степи Азии и просторы Европы стали широкой дорогой передвижения различных племен, вовлеченных в великое переселение. Народы из северных степей и лесов завоевывали богатые южные города и оседали на новых местах.
В результате к VIII в. на обширной территории Восточной Европы расселилось около полутора десятков племенных союзов славян. На северо-востоке лесные просторы были заняты многочисленными финно-угорскими племенами, а южные степи стали местом проживания кочевых тюрко-хазарских народов. Таким образом, до IX в. идет древнейший период развития Российского государства. В IX веке образуется Древнерусское государство - Киевская Русь.
За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся историк С.М.Соловьев выделяет следующие основные этапы: 1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.). 2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии: а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений. б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI). в) от Ивана III до начала XVII в.- период борьбы за полное торжество государственного начала. г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории.
Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности. По другому подходит В.О. Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории: 1. VIII - XIII вв. - Русь Днепровская, городовая, торговая. 2. XIII - сер. XV вв. - Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая. 3. Сер. XV - второе десятилетие XVII в. - Русь Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая. 4. Начало XVII - вторая половина XIX вв. - Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства.
В.О. Ключевский называл эти периоды: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский.
Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.
Большинство современных отечественных историков выделяют такую периодизацию: 1. IX-XIII вв. - Киевская Русь. 2. XIV-XVII вв. - Московская Русь. 3. XVIII - начало XX в. - Российская империя. 4. 1917 г. - н.в. - Советский период. Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир рабовладельческая; средневековье - феодальная; новое время - буржуазная социально-экономическая формация; новейшее время период развитого капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию капитализма. К началу XX века она стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя.
Экономическое развитие также имело свои особенности. Если в Западной Европе доминировал экономический рыночно капиталистический путь, с опорой на денежную ренту, налоги с самостоятельных крестьянских хозяйств, купцов, ремесленников, развитые товарно-рыночные отношения на базе частной собственности, то в России преобладал другой, внеэкономический, административный путь, где основными формами экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные поставки, неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства.
Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть все то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории. Не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать на веру разные идеологические построения и чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучить все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории.
Но история - это не бухгалтерский учет фактов, а историк- не хранилище фактов. Исторические факты нужны для того, чтобы выявить сущностные процессы, происходящие в обществе, и закономерности их развития. Все это представляет собой исторический процесс, как осмысление происходившего не в статике, а в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития. Возьмем, к примеру, процесс закрепощения крестьян на Руси. Разумеется это был не однозначный акт, потому, что закрепощение затрагивало жизненно важные человеческие отношения, приводящие от свободы деятельности до полу рабского существования в интересах власть имущих. Первый свод законов «Судебник» 1497 г. ограничивал право перехода крестьян от феодала. Крестьянин мог еще уйти от феодала после выплаты долгов только раз в году за неделю до Юрьева дня (26 ноября по старому стилю) и в течение недели после него. Через полвека в 1550 г. новый «Судебник» Ивана IV подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день, но увеличил размеры выплат, что затрудняло переход крестьян даже в Юрьев день. В 1587 г. были введены «заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. В 1597 г. впервые был принят указ о розыске беглых крестьян в течение 5 лет. Затем этот срок увеличился до 15 лет (по «уложению» 1607 г.), и до 10 лет (по указу 1642 г.). Окончательное закрепощение было проведено «Соборным Уложением» царя Алексея Михайловича 1649 г., которое отменило Юрьев день и установило бессрочный розыск беглых крестьян. Это означало окончательное юридическое оформление системы крепостного права в России. Как мы видим, этот процесс растянулся на 150 лет. Именно в этот период происходило складывание русского централизованного государства, укрепление самодержавно-феодальной власти, сумевшей сформировать силовые и правовые рычаги для ограничения свободы населения.
Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, то есть независящими от людей, законами. Однако объективные факторы проявляются через действия людей: это государственный аппарат как система управления, социальные группы со своими интересами и материальными возможностями, отдельные личности, политические и военные деятели.
Благодаря субъективным факторам в историческом процессе, развивающимся на основе объективных законов, возникает возможность много вариантности исторического процесса, иначе говоря, альтернативности. Альтернатива - это определение степени вероятности на основе анализа имеющихся объективных, реальных возможностей.
В наше переходное время выбора развития ученые и публицисты все чаще размышляют об альтернативах истории России. Существовала ли, например, альтернатива Октябрьской революции 1917 г.? Исторические факты свидетельствуют, что начиная с 1910 г. революционные выступления в стране шли по восходящей линии. Революция 1905-1907 гг. не разрешила, а еще более обострила имеющиеся глубинные противоречия российского общества. Первая мировая война их усугубила. Восьмимесячное правление буржуазных и мелкобуржуазных партий не решило проблемы и тогда основная масса населения выбрала радикальный путь, предложенный большевистской партией. Так осуществилась Октябрьская революция и стала свершившимся фактом. Задача изучающих историю: понять объективные и субъективные факторы, их соотношение, причины произошедшего и сделать выводы.
Содержание курса «История Отечества» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю; - характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; - формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский; - процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства; - складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; - динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства; - развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и внешней политики на современном этапе; - особенности развития Российской текстильной промышленности. Литература по истории России чрезвычайно многообразна. Она включает в себя:
1) исторические памятники, такие как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Задонщина»;
2) документы и материалы, сосредоточенные в сборниках документов, хрестоматиях;
3) воспоминания политических деятелей и свидетельства очевидцев событий, такие как сочинения Екатерины II, дневники Николая II, воспоминания декабристов и др.;
4) научные труды русских и советских историков. В их числе: М. Карамзин. История государства Российского; В. Ключевский. Курс русской истории; С.Соловьев. История России с древнейших времен; Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; современных ученых: Б. Грекова, Б. Рыбакова, М. Нечкиной и др.;
5) литературные произведения таких выдающихся писателей как Н. Лажечников, К. Валишевский, Г. Данилевский, В. Ян, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, М. Шолохов и др.
Современные документы и материалы, статьи и книги, мемуары и исследования завтра станут важнейшими историческими источниками, способными помочь в осмыслении современного периода
2. Объединение земель Руси вокруг Москвы. Политический и социальный строй Московского государства (XIV - начало XVI вв.) Формирование Русского государства было объективным и закономерным процессом дальнейшего развития государственных форм на территории Восточно-Европейской равнины. На основе предгосударственных структур вост. славян – суперсоюзов в ХI-XIIвв – складываются города-государства. Дальнейшее их развитие обусловило монголо-татарское нашествие, приведшее к изменениям в органах власти: усилению власти князей. Другими причинами являлись экономические и социальные изменения, а также внешнеполитический фактор.
1этап (конец ХШ-80-е гг.ХIVвв.) Борьба: Тверь, Москва, Литва.
2 этап (80е. гг. ХIV в. - 1462) Тверь, Москва, Литва. Объединение земель вокруг Москвы. Борьба Литвы за Псков и Новгород и «все великие княжения русские».
1399г. Битва при р. Ворскле. Победа монголо-татар над русско-литовскими войсками, 1433-1453 – Феодальная война в Северо-Восточной Руси.
3 этап (1462-1533гг.) Москва, Литва. Завершение объединения земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
1471 – присоединение Новгорода,1480- Свержение монголо-татарского ига
1485 – Присоединение Тверского княжества к Московскому.
В результате объединения Северо-Восточных русских земель образовалось единое русское государство, которое с конца ХV века стало называться Россией.
Становление Русского государства приводит к изменениям в социально-экономической структуре общества. Центральную власть в стране осуществляли великий князь.
Боярская дума, дворцовые учреждения и дьяческий аппарат. В компетенцию великого князя входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда - высшей судебной инстанции. Великим князем возглавлялись наиболее значительные военные походы.
Во всех государственных делах великий князь координировал свои предложения с мнением Боярской думы – совещательным органом, ставшим теперь постоянным. В конце XV в. дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство было представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в. сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. Во второй половине XV в. начинает складываться исполнительная власть, органы которой позднее станут называться приказами.
В результате монголо-татарского нашествия и последующих вторжений, а также возникновения на западных границах Руси в ХIII-XV вв. Великого княжества Литовского часть русских земель оказалась в его составе или под властью Польши, Венгрии, Молдавии. На этой территории возникают украинская и белорусская народности.
В состав Литовско-русского государства вошли древнерусские земли: Полоцкая, Смоленская, Киевская, Чернигово-Северская, Волынская, самая южная – Подолье, Гатчина. Древнерусские земли входили на правах автономии. Великие князья литовские собирали дань с присоединенных земель и привлекали к участию в общеземском ополчении местных вооруженных сил. Такие отношения закреплялись в уставных грамотах. Присоединение шло вооруженным путем, но русские земли в составе Литовско-Русского государства долгое время сохраняли свои особенности, внутреннюю структуру и политическое устройство.
В первой половине ХV в. территория Московского государства увеличивается с присоединением русских земель Литвы: Чернигово-Северских и Смоленских. Таким образом, к середине ХV в. складывается основная территория Русского государства.
3. Николай II и первая русская революция 3.1. «Кровавое» воскресенье Девятое января был «политическим землетрясением» - началом русской революции.
На улицы 9 января вышло около 140 тыс. человек. Рабочие шли с женами и детьми, празднично одетые. Люди несли иконы, хоругви, кресты, царские портреты, бело-сине-красные национальные флаги. У костров грелись вооруженные солдаты. Но никто не хотел верить, что в рабочих будут стрелять. Царя в тот день в городе не было, но они надеялись, что государь приедет, что бы лично принять петицию из их рук.
Люди в процессиях пели молитвы, впереди двигались конные и пешие полицейские, расчищая идущим дорогу. Шествие напоминало крестный ход.
Вот одна из колонн натолкнулась на цепочку солдат, преграждавших ей путь к Зимнему дворцу. Все услышали пение рожка горниста, а вслед за этим раздались выстрелы. Упали на землю раненые и убитые... Один из полицейских офицеров, сопровождавших шествие, воскликнул: «Что вы делаете? Почему вы стреляете в религиозную процессию? Как вы смеете стрелять в портрет государя!?». Грянул новый залп, и на землю упал и этот офицер... Под выстрелами гордо стояли только люди, державшие образа и портреты. Г. Гапон рассказывал: «Старик Лаврентьев, несший царский портрет, был убит, а другой, взяв выпавший из его рук портрет, также был убит следующим залпом».
Такие сцены разыгрывались во многих местах города. Некоторые рабочие все же проникли сквозь заслоны к Зимнему дворцу. Если в других районах города солдаты просто молча выполняли команды, то у Зимнего толпе удалось вступить с ними в споры. Однако скоро выстрелы прогремели и здесь. Так закончился день, который назвали «кровавым (или «красным») воскресеньем».
По официальным данным, погибли 130 человек и около 300 получили ранения. По другим сведениям, число погибших достигало 200, раненых - 800 человек. «Полиция отдала распоряжение не отдавать трупы родственникам, - писал жандармский генерал А. Герасимов. - Публичные похороны не были разрешены. В полной тайне, ночью, убитые были преданы погребению».
Г. Гапон с отчаянием воскликнул сразу после расстрела: «Нет больше Бога, нету больше царя».
Спустя несколько часов священник составил новое обращение к народу. Николая II он называл теперь «зверем-царем». «Братья товарищи-рабочие, - писал Г. Гапон. - Невинная кровь все-таки пролилась… Пули царских солдат… прострелили царский портрет и убили нашу веру в царя. Так отомстим же, братья, проклятому народом царю и всему его змеиному отродью, министрам, всем грабителям несчастной русской земли. Смерть им всем!» 9 января 1905 года считается днем рождения первой русской революции.
3.2. Маневры власти Годы революционной пропаганды не смогли бы сделать столько для подрыва авторитета существующей в России власти, сколько сделал расстрел 9 января. То, что произошло в этот день, разбило вдребезги традиционные представления народа о царе как о защитнике и покровителе. Возвращавшиеся с залитых кровью улиц столицы в отделы «Собрания» угрюмые люди топтали портреты царя и иконы, плевки в них. «Кровавое воскресенье» окончательно столкнуло страну в революцию.
Первые отчаянные, хотя и разрозненные, вспышки ярости рабочих произошли уже во вторую половину дня 9 января и вылились в разгромы оружейных лавок и попытки строительства баррикад. Даже Невский оказался перегорожен стащенными отовсюду скамейками. 10 января остановились все 625 предприятий столицы. Но следующие несколько дней город был во власти казачьей расправы и полицейского произвола. Казаки бесчинствовали на улицах, избивали прохожих без всякого повода. Шли обыски на частных квартирах, в редакциях газет, помещениях общественных организаций, аресты подозреваемых. Искали доказательства широкого революционного заговора. Гапоновское «Собрание» было закрыто.
11 января был учрежден новый пост генерал-губернатора Петербурга с чрезвычайными, по сути диктаторскими полномочиями. Николай II назначил на него Д.Ф. Трепова. В начале января он демонстративно ушел с должности московского обер-полицмейстера, дерзко заявив, что не разделяет либеральных взглядов министра внутренних дел.
В действительности никаких определенных взглядов у Трепова не было просто потому, что в политике он совершенно не разбирался. Поэтому в дальнейшем, столкнувшись с разгулявшимся океаном революции и убедившись, что единственная хорошо ему знакомая команда «руки по швам!» здесь не работает, он кидался в самые противоположные крайности и временами высказывал весьма левые предложения. Начал он, однако, с запрета ресторанам сдавать залы под политические банкеты.
Забастовка пошла на убыль. Рабочие столицы некоторое время пребывали в состоянии подавленности и оцепенения. Но это состояние быстро прошло, чему вновь посодействовала царская власть. 19 января Николай II по совету Трепова принял наспех организованную бывшим обер-полицмейстером «рабочую делегацию». По заранее составленным спискам полиция и жандармы хватали наиболее «благонадежных» рабочих, указанных предпринимателями, обыскивали, переодевали и увозили в Царское Село. Этой тщательно отобранной шутовской «делегации» и зачитал по бумажке российский император свою суровую оценку случившегося:
События 9 января гулким эхом отозвались по стране. Уже в январе в 66 городах России бастовало свыше 440 тысяч человек - больше, чем за 10 предшествующих лет вместе. В основном это были политические стачки в поддержку петербургских товарищей. Русских рабочих поддержал пролетариат Польши и Прибалтики. В Таллинне и Риге произошли кровавые столкновения забастовщиков с полицией.
Пытаясь, все же загладить впечатление от случившегося, царь поручил сенатору Н.В. Шадловскому созвать комиссию «для безотлагательного выяснения причин недовольства рабочих в городе Санкт-Петербурге и изыскания мер к устранению таковых в будущем». В состав комиссии должны были войти представители хозяев и выборные от рабочих.
Но комиссия так и не смогла приступить к работе. Среди выдвинутых рабочими выборщиков большинство оказались социал-демократами, изначально охарактеризовавшими комиссию Шидловского как «комиссию государственных фокусов», предназначенную для надувательства рабочих.
Одновременно правительство попыталось склонить петербургских предпринимателей к выполнению ряда социально-экономических требований рабочих и выдвинуло программу создания больничных касс, примирительных камер, а также дальнейшего сокращения рабочего дня.
3.3. «Булыгинская Дума» 6 августа 1905 г., в день Преображения Господня, были, наконец, опубликованы царский манифест об учреждении Государственной Думы и «Положение» о выборах в нее. С первых строк этих рожденных в муках политических страстей документов становилось ясно, что положенные в их основу принципы безнадежно устарели. России даровался выборный орган - Дума - для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений и рассмотрения росписи государственных доходов и расходов». Дума также имела право задавать вопросы правительству и указывать на незаконность действий властей путем непосредственного доклада своего председателя императору. Но никакие решения Думы не были обязательны ни для царя, ни для правительства.
Определяя систему выборов, разработчики ориентировались на образец 40-летней давности - земские положения 1864 г. Депутаты должны были избираться «избирательными собраниями» предписанного числа выборщиков от каждой губернии. Избиратели делились на 3 курии: землевладельцев, крестьян и городских жителей.
Крупные собственники, имевшие более 150 десятин земли, непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Выборы для них, таким образом, были двухступенчатыми. Мелкие землевладельцы выбирали на уездные съезды уполномоченных. Для них выборы были трехступенчатыми. Землевладельцев, составлявших всего несколько процентов избирателей, должны были представлять на губернских собраниях 34% выборщиков.
Трехступенчатыми были выборы и для горожан, которым предоставлялось 23% голосов губернских выборщиков. Кроме того, для них существовал очень высокий имущественный ценз. Голосовать могли лишь домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Большая часть горожан вообще не допускалась к выборам. Это, прежде всего, рабочие и основная масса интеллигенции. Правительство считало их наиболее подверженными тлетворному влиянию западной цивилизации, а потому - наименее лояльными.
Зато в крестьянстве правительство по-прежнему видело вполне лояльную, патриархально-консервативную массу, которой чужда сама идея ограничения царской власти. Поэтому крестьянство допускалось к выборам целиком и даже получало на губернских собраниях довольно значительную долю голосов - 43%. Но при этом выборы для них были сделаны четырехступенчатыми. Крестьяне голосовали за представителей в волостном сходе, волостные сходы выбирали уездный съезд уполномоченных от волостей, а уж уездные съезды избирали крестьянских выборщиков в губернское избирательное собрание.
Итак, выборы предусматривались не всеобщие, не равные и не прямые. Будущая Дума тут же была прозвана «Булыгинской». Ленин назвал ее самым наглым издевательством над народным представительством. И такого мнения придерживался далеко не он один. Все революционные партии и большая часть либералов сразу заявили о намерении бойкотировать «Булыгинскую думу». Те же, кто согласился участвовать в выборах, заявляли, что лишь используют все легальные возможности для разоблачения фальшивого характера псевдонародного псевдопредставительства. Противостояние власти и общества продолжалось.
3.4. «Манифест 17 октября» По свидетельству Витте, при дворе царило в эти дни «сплетение трусости, слепоты, коварства и глупости». 11 октября Николай II, живший в это время в Петергофе, сделал в своем дневнике любопытную запись: «Посетили лодку (подводную) «Ерш», которая уже пятый месяц, т. е. с восстания на «Потемкине», торчит против наших окон». Через несколько дней царь принял командиров двух немецких миноносцев. Судя по всему, все было готово на случай необходимости срочного отъезда царя с семьей за границу.
В Петергофе у царя постоянно происходили совещания. При этом Николай II продолжал упорствовать в попытках обмануть историю и уклониться от ставшего уже неизбежным. То он поручал бывшему министру внутренних дел консерватору Горемыкину составить проект, альтернативный проекту Витте, то предлагал своему дяде - великому князю Николаю Николаевичу принять назначение диктатором с целью силового усмирения страны. Но проект Горемыкина оказался почти идентичным проекту Витте, а дядя от предложения царя отказался и, размахивая револьвером, угрожал застрелиться тут же, у него на глазах, если тот не примет программу Витте.
Наконец царь сдался и в пять часов дня 17 октября подписал подготовленный графом Витте манифест:
1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3) Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.
4. Общественно-политические отношения в СССР в 1945-1985гг. Тяжелые последствия войны для Советской страны: разрушенные города и села, заводы, фабрики, учреждения, школы, больницы, взорванные дороги требовали серьезных восстановительных работ.
Постепенно шла перестройка страны на мирный лад: реэвакуация промышленности, восстановление разрушенного хозяйства, транспорта, городов; постепенная демобилизация огромной армии.
Продолжается ускоренное развитие военной промышленности в мирное время. Создание ядерного оружия. Наращивается военный потенциал и начало гонки вооружений в условиях «холодной войны».
Руководство страны возвращается к довоенной модели экономического развития - модели «казарменного социализма». Начинается новое наступление на индивидуальное хозяйство крестьян. 1945-1953 гг. характеризуются противоречивостью социальной политики.
Общественно-политическая жизнь страны: сохраняется всевластие партийно-государственного руководства; апогей культа личности Сталина в конце 1940-х-начале 1950-х гг.; репрессии против бывших военнопленных и репатриантов; насильственное переселение людей с вновь присоединенных территорий; расширение сети ГУЛАГа, восстания заключенных; партийные постановления и процессы против интеллигенции («ленинградское дело», «дело врачей», «лысенковщина»), новая волна арестов и ссылок; восстановление «железного занавеса». Напряженная психологическая обстановка в стране.
Внешняя политика СССР в условиях начавшейся «холодной войны» и глобального противостояния с США: экспорт сталинской модели социализма в страны Восточной Европы; СССР в корейском конфликте; разрыв отношений с Югославией. Влияние на международное и внутреннее положение страны сталинской концепции существования после войны «двух лагерей».
Заключение Содержание курса «История Отечества» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю; - характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; - формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский; - процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства; - складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; - динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства; - развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и внешней политики на современном этапе; - особенности развития Российской текстильной промышленности.
Библиографический список
1. История Отечества / под ред. Л.Н.Жарова, И.А.Мишина. – М., «Просвещение», 1992.
2. История России / Под ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
3. Литвак Б.Г. История России. М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Мавридина М.Н. История Отечества. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Плетнева С.А. История Отечества. – М.: ИНФРА-М, 2001.
6. Устрялов Н.Г. История Отечества. СПб.: «Питер», 1997.
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАreferaty2010.narod.ru
Основные этапы истории России
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
Билет 1. (1). Возникновение и развитие древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава (IX–XII века). Роль христианизации на Руси
1. Возникновение и развитие древнерусского государства
1.1 Происхождение славян
Вопрос о происхождении и ранней истории славянства относится к одному из самых сложных в современной исторической науке. По данным лингвистики славянские языки относятся к семейству индоевропейских языков. Как самостоятельная этноязыковая единица славяне начали формироваться примерно в середине I тысячелетия до н.э. восточнее реки Висла.
Славянские племена под именем венеды известны римскому историку I века до н.э. Тациту. Начиная с VI века н.э. письменные источники о славян встречаются главным образом у византийских авторов. В это время славяне вторглись на земли Балканского полуострова. Византийцы делят славян на склавинов (южные), антов (восточные) и венедов (западные).
1.2 Восточные славяне
Анты жили в Поднепровье. У них происходили процессы разложения первобытнообщинного строя: укреплялась власть племенных князей и родоплеменной знати, выделялась профессиональная военная дружина, кровнородственные связи внутри общины заменялись на соседские. Однако, большое значение сохраняет племенное ополчение. Все мужчины племени принимают участие в военных походах и в управлении племенем на общем собрании – вече, которое выбирало руководителя ополчения. Кроме того важнейшим элементом политической организации племени был совет старейшин. Такая форма называется военная демократия. У славян совершенствуется земледелие, выделяется кузнечное и гончарное дело. Все это создает предпосылки к образованию государства. Первая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает о пятнадцати племенах, заселявших Восточно-Европейскую равнину. К IX веку эти племена объединились в два суперсоюза: Северный с центром в городе Новгород, и Южный с центром в городе Киев.
1.3 Соседи славян
На северо-западе, севере и северо-востоке славяне соседствовали с угро-финскими племенами. На юге низовье Волги и Днепра занимал Хазарский каганат, который защищал славян от кочевников из Сибири. На востоке расположилась Волжская Булгария. На западе были балты, германцы и западные славяне. Славяне вели активную торговлю как со своими соседями, так и с более отдаленными народами (Византия, арабы, Персия).
1.4 Нормандская теория происхождения русского государства
Теория была выдвинута в XVIII веке немецким историком Миллером. Основываясь на «Повести временных лет» Миллер утверждал, что в 862 году новгородские словени пригласили князем в Новгород нормандцев Рюрика, Синиуса и Трувора. В это время киевскими князьями стали Аскольд и Дир.
1.5 Антинормандская теория
Миллеру стал возражать Михаил Васильевич Ломоносов. Он считал, что славяне никого не приглашали и самостоятельно создали государство, а призвание варягов более поздняя вставка в летопись. Спор между норманистами и антинорманистами не окончен до настоящего времени.
Князь появился из предводителя народного ополчения. Вокруг князя на постоянной основе группировалась дружина. Князь и дружина защищали интересы всего племени, а не отдельного рода, выступали в качестве судей. На содержание князя и дружины племя выделяло часть своего продукта, то есть возникала дань. Таким образом князь и дружина уже выполняли государственные функции и тем самым ограничивали функции совета старейшин и народного вече.
2. Ранняя древнерусская держава (IX–XII века)
2.1 От Олега до Святослава
После смерти Рюрика (879 год) стал княжить Олег, опекун малолетнего Игоря. В 882 году он захватил Киев, тем самым объединив два суперсоюза в одно государство, и перенес в Киев столицу. Олег также подчинил своей власти племена древлян, родимичей и северян. Власть князя над покоренными выражалась в защите от врагов и в сборе дани в виде полюдья (когда князь лично объезжает владения и собирает дань). Норма полюдья была произвольной. Памятники отделяют дань от полюдья. Дань была платежом, который собирался с побежденных народов под угрозой еще большего разорения, то есть за границей земли победителей. Полюдье выступает в качестве дара, предоставляемого князю жителями поселения, в котором князь является управителем. Полюдье собиралось на основе соглашения между князем и жителями. На местах прежнюю власть сохраняла старая племенная знать.
После Олега в 912 году князем стал Игорь. Но в 945 году он попытался дважды взять дань с древлян, за что и был убит восставшими древлянами. За смерть своего мужа древлянам отомстила княгиня Ольга. Вместе с тем Ольга установила определенный размер дани – урок и основывает административные центры для пребывания княжеской администрации – погост (там где гость). В погосты назначались доверенные лица из княжеской дружины. Так начало формироваться боярство. При этом часть старой племенной знати перевозилась в Киев в качестве почетных заложников и постепенно входила в состав киевского боярства.
Деятельность первых русских князей была направлена на подчинение окрестных племен и обложение их данью. Само древнерусское государство держалось на авторитете и военной силе киевского князя. Четкой системы передачи власти не было. Поэтому после смерти князя между наследниками вспыхивала борьба за власть, а покоренные племена стремились освободиться от завоевателей. С целью укрепления своей власти Святослав начал по крупным городам рассылать своих детей с титулом князя и правами наместников. Сам Святослав стал именоваться Великим князем Киевским.
Важное место в экономике древней Руси занимала внешняя торговля. Олег в 907 году совершил военный поход на Константинополь и добился права беспошлинной торговли в Византии для русских купцов. Это право было закреплено письменным договором в 911 году, который стал первым русским письменным договором. Договор был подтвержден и при князе Игоре в 944 году. В 965 году Святослав разгромил Хазарию, взял под контроль низовья Дона и Волги, чем облегчил торговлю с арабами и персами. Из русских поселений в Причерноморье на территории бывшего Хазарского кагоната было образовано Тмутараканское княжество. Освободившиеся земли в низовьях Волги вскоре были заняты кочевым народом печенегами. В 968 – 971 годах Святослав боролся с Болгарией и Византией за устье Дуная, но эту борьбу проиграл и погиб в 972 году от подкупленных византийцами печенегов.
2.2 От Владимира до Ярослава Мудрого
Победив своих братьев в 980 году на Киевском престоле утвердился князь Владимир. Своих детей он расселил по 12 городам. Владимир расширил пределы Древнерусского государства, присоединив дулебов и хорватов в Прикарпатье, печенегов на северо-западе и ятвягов в Прибалтике. Успешной была и борьба Владимира с печенегами на южных границах. В правление Владимира и Ярослава на южных границах возводят засеки (систему укреплений против печенегов).
После смерти Владимира Ярославу Мудрому пришлось вести борьбу за Киев с братом Ярополком Окаянным, который убил Бориса и Глеба. Утвердившись в Киеве Ярослав Мудрый (1019–1054) продолжил дело Владимира. В Прибалтике он основал город Юрьев (позднее Дерпт, современный Тарту). При Ярославе был составлен первый письменный сборник законов «Русская правда». Сборник составлялся на основе существовавших обычаев или обычного права. Многие обычаи были смягчены: так, например, во многих случаях кровная месть заменялась крупным денежным штрафом. Русская правда отражает и сложившиеся социальные отношения. Крестьяне делятся на свободных общинников – «люди» и зависимых – «челядь», «холопы» и «закупы».
Сыновья Ярослава дополнили Русскую правду, создав «Правду Ярославичей».
3. Роль христианизации на Руси
В 980 году Владимир провел первую религиозную реформу. Он собрал всех богов, которым поклонялись славяне, и возле Киева составил общеславянский пантеон. Целью реформы было религиозное объединение славянских племен и укрепление государства. Но эта реформа не достигла своей цели.
Вторая религиозная реформа была проведена в 988 году известная как Крещение Руси. С христианством славяне познакомились намного раньше. Княгиня Ольга приняла крещение в 955 году и построила в Киеве деревянную церковь пророка Ильи. В результате победы Владимира у Корсуни (византийские владения в Крыму), византийский император был вынужден отдать свою сестру в жены Владимиру. Крестившись сам, Владимир велел крестить народ. Часть принимало крещение добровольно, часть людей оказывало сопротивление.
Принятие христианства способствовало усвоению русскими культуры Византии. На Руси начинается каменное строительство, зарождается иконопись, летописание и книжное дело, открываются школы. Однако в толще простого народа продолжали жить и языческие традиции. Таким образом сложилась ситуация двоеверия, характерная для этапа усвоения новой религии.
Билет 1. (2). Развитие культуры России второй половины XIX века
Либеральные реформы 60-70-х годов, ускоренное развитие экономики, подъем общественного движения – все это дало толчок к развитию культуры. Развитие экономики стимулировало распространение просвещения, прогресс в науке и технике. Выдвижение на передовые позиции интеллигенции усиливало ее общественную роль и способствовало появлению новых общественнозначимых тем и стилей в искусстве.
Уровень грамотности населения в пореформенный период значительно повысился с 6% в начале века до 21% в конце века. Система образования было трехступенчатой. Большое значение развитию церковноприходских школ для простого народа и крестьянства придавал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев. В городах для взрослых устраивались воскресные школы. Продолжали открываться университеты, специальные учебные заведения (сельскохозяйственные, педагогические, горные, лесные). В 1878 году открыты Высшие женское курсы в которых женщины могли получать высшее образование.
60–70-е годы – «золотой век» русской химии: Бутлеров открыл связи между атомами в молекуле, Д.И. Менделеев в 1871 году сформулировал периодический закон химических элементов. В биологии К. Тимерязев исследовал явление фотосинтеза и заложил основы агрономии, И. Мечников создал учение об иммунитете. Мировое значение получили труды математиков П. Чебышева и С. Ковалевской. В физике А. Столетов открыл явление фотоэффекта, П. Яблочков создал лампу накаливания (после изобретения Эдисоном цоколя лампы вошли в быт). Русские географы П. Семенов-Тян-Шанский, П. Пржевальский, Н. Миклухо-Маклай исследовали центральную Азию и Папуа-Новую Гвинею, создали Императорское Географическое общество. Свои исторические труды создают В. Ключевский «Курс русской истории», митрополит Макарий (Булгаков) «История русской Церкви». С деятельностью митрополита Филарета (Дроздова) связывают расцвет русской богословской мысли.
Вторая половина XIX века стала временем расцвета в литературе критического реализма. В это время творили И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Чехов, Л. Толстой, Ф. Тютчев. Ведущим драматическим театром остается Малый театр, для которого пишет пьесы А. Островский и в котором блистает М. Ермолова. В Мариинском театре начинается взлет русского балета, связанный с творчеством М. Кшесинской.
продолжениеwww.coolreferat.com
Основные этапы истории России
Билет 1. (1). Появление и развитие древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава (IX–XII века). Роль христианизации на Руси
1. Появление и развитие древнерусского государства
1.1 Происхождение славян
Вопрос о происхождении и ранней истории славянства относится к одному из самых ᴄᴫᴏжных в современной исторической науке. По данным лингвистики славянские языки относятся к семейству индоевропейских языков. Как самостоятельная этноязыковая единица славяне начали формироваться примерно в середине I тысячелетия до н. э. восточнее реки Висла.
Славянские племена под именем венеды известны римскому историку I века до н. э. Тациту. Начиная с VI века н. э. письменные источники о славян встречаются главным образом у византийских авторов
. В это время славяне вторглись на земли Балканского полуострова. Византийцы делят славян на склавинов (южные), анᴛᴏʙ (восточные) и венедов (западные).
1.2 Восточные славяне
Анты жили в Поднепровье. У них происходили процессы разложения первобытнообщинного строя: укреплялась власть племенных князей и родоплеменной знати, выделялась профессиональная военная дружина, кровнородственные связи внутри общины заменялись на соседские. Однако, большое значение сохраняет племенное ополчение. Все мужчины племени принимают участие в военных походах и в управлении племенем на общем собрании – вече, которое выбирало руководителя ополчения. Кроме того важнейшим элементом политической организации племени был совет старейшин. Такая форма называется военная демократия. У славян совершенствуется земледелие, выделяется кузнечное и гончарное дело. Все это создает предпосылки к образованию государства. Первая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает о пятнадцати племенах, заселявших Восточно-Европейскую равнину. К IX веку эти племена объединились в два суперсоюза: Северный с центром в городе Новгород, и Южный с центром в городе Киев.
1.3 Соседи славян
На северо-западе, севере и северо-востоке славяне соседствовали с угро-финскими племенами. На юге низовье Волги и Днепра занимал Хазарский каганат, который защищал славян от кочевников из Сибири. На востоке расположилась Волжская Булгария. На западе были балты, германцы и западные славяне. Славяне вели активную торговлю как со своими соседями, так и с более отдаленными народами (Визан
bigreferat.ru
Основные этапы истории России
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
Билет 1. (1). Возникновение и развитие древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава (IX–XII века). Роль христианизации на Руси
1. Возникновение и развитие древнерусского государства
1.1 Происхождение славян
Вопрос о происхождении и ранней истории славянства относится к одному из самых сложных в современной исторической науке. По данным лингвистики славянские языки относятся к семейству индоевропейских языков. Как самостоятельная этноязыковая единица славяне начали формироваться примерно в середине I тысячелетия до н.э. восточнее реки Висла.
Славянские племена под именем венеды известны римскому историку I века до н.э. Тациту. Начиная с VI века н.э. письменные источники о славян встречаются главным образом у византийских авторов. В это время славяне вторглись на земли Балканского полуострова. Византийцы делят славян на склавинов (южные), антов (восточные) и венедов (западные).
1.2 Восточные славяне
Анты жили в Поднепровье. У них происходили процессы разложения первобытнообщинного строя: укреплялась власть племенных князей и родоплеменной знати, выделялась профессиональная военная дружина, кровнородственные связи внутри общины заменялись на соседские. Однако, большое значение сохраняет племенное ополчение. Все мужчины племени принимают участие в военных походах и в управлении племенем на общем собрании – вече, которое выбирало руководителя ополчения. Кроме того важнейшим элементом политической организации племени был совет старейшин. Такая форма называется военная демократия. У славян совершенствуется земледелие, выделяется кузнечное и гончарное дело. Все это создает предпосылки к образованию государства. Первая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает о пятнадцати племенах, заселявших Восточно-Европейскую равнину. К IX веку эти племена объединились в два суперсоюза: Северный с центром в городе Новгород, и Южный с центром в городе Киев.
1.3 Соседи славян
На северо-западе, севере и северо-востоке славяне соседствовали с угро-финскими племенами. На юге низовье Волги и Днепра занимал Хазарский каганат, который защищал славян от кочевников из Сибири. На востоке расположилась Волжская Булгария. На западе были балты, германцы и западные славяне. Славяне вели активную торговлю как со своими соседями, так и с более отдаленными народами (Византия, арабы, Персия).
1.4 Нормандская теория происхождения русского государства
Теория была выдвинута в XVIII веке немецким историком Миллером. Основываясь на «Повести временных лет» Миллер утверждал, что в 862 году новгородские словени пригласили князем в Новгород нормандцев Рюрика, Синиуса и Трувора. В это время киевскими князьями стали Аскольд и Дир.
1.5 Антинормандская теория
Миллеру стал возражать Михаил Васильевич Ломоносов. Он считал, что славяне никого не приглашали и самостоятельно создали государство, а призвание варягов более поздняя вставка в летопись. Спор между норманистами и антинорманистами не окончен до настоящего времени.
Князь появился из предводителя народного ополчения. Вокруг князя на постоянной основе группировалась дружина. Князь и дружина защищали интересы всего племени, а не отдельного рода, выступали в качестве судей. На содержание князя и дружины племя выделяло часть своего продукта, то есть возникала дань. Таким образом князь и дружина уже выполняли государственные функции и тем самым ограничивали функции совета старейшин и народного вече.
2. Ранняя древнерусская держава (IX–XII века)
2.1 От Олега до Святослава
После смерти Рюрика (879 год) стал княжить Олег, опекун малолетнего Игоря. В 882 году он захватил Киев, тем самым объединив два суперсоюза в одно государство, и перенес в Киев столицу. Олег также подчинил своей власти племена древлян, родимичей и северян. Власть князя над покоренными выражалась в защите от врагов и в сборе дани в виде полюдья (когда князь лично объезжает владения и собирает дань). Норма полюдья была произвольной. Памятники отделяют дань от полюдья. Дань была платежом, который собирался с побежденных народов под угрозой еще большего разорения, то есть за границей земли победителей. Полюдье выступает в качестве дара, предоставляемого князю жителями поселения, в котором князь является управителем. Полюдье собиралось на основе соглашения между князем и жителями. На местах прежнюю власть сохраняла старая племенная знать.
После Олега в 912 году князем стал Игорь. Но в 945 году он попытался дважды взять дань с древлян, за что и был убит восставшими древлянами. За смерть своего мужа древлянам отомстила княгиня Ольга. Вместе с тем Ольга установила определенный размер дани – урок и основывает административные центры для пребывания княжеской администрации – погост (там где гость). В погосты назначались доверенные лица из княжеской дружины. Так начало формироваться боярство. При этом часть старой племенной знати перевозилась в Киев в качестве почетных заложников и постепенно входила в состав киевского боярства.
Деятельность первых русских князей была направлена на подчинение окрестных племен и обложение их данью. Само древнерусское государство держалось на авторитете и военной силе киевского князя. Четкой системы передачи власти не было. Поэтому после смерти князя между наследниками вспыхивала борьба за власть, а покоренные племена стремились освободиться от завоевателей. С целью укрепления своей власти Святослав начал по крупным городам рассылать своих детей с титулом князя и правами наместников. Сам Святослав стал именоваться Великим князем Киевским.
Важное место в экономике древней Руси занимала внешняя торговля. Олег в 907 году совершил военный поход на Константинополь и добился права беспошлинной торговли в Византии для русских купцов. Это право было закреплено письменным договором в 911 году, который стал первым русским письменным договором. Договор был подтвержден и при князе Игоре в 944 году. В 965 году Святослав разгромил Хазарию, взял под контроль низовья Дона и Волги, чем облегчил торговлю с арабами и персами. Из русских поселений в Причерноморье на территории бывшего Хазарского кагоната было образовано Тмутараканское княжество. Освободившиеся земли в низовьях Волги вскоре были заняты кочевым народом печенегами. В 968 – 971 годах Святослав боролся с Болгарией и Византией за устье Дуная, но эту борьбу проиграл и погиб в 972 году от подкупленных византийцами печенегов.
2.2 От Владимира до Ярослава Мудрого
Победив своих братьев в 980 году на Киевском престоле утвердился князь Владимир. Своих детей он расселил по 12 городам. Владимир расширил пределы Древнерусского государства, присоединив дулебов и хорватов в Прикарпатье, печенегов на северо-западе и ятвягов в Прибалтике. Успешной была и борьба Владимира с печенегами на южных границах. В правление Владимира и Ярослава на южных границах возводят засеки (систему укреплений против печенегов).
После смерти Владимира Ярославу Мудрому пришлось вести борьбу за Киев с братом Ярополком Окаянным, который убил Бориса и Глеба. Утвердившись в Киеве Ярослав Мудрый (1019–1054) продолжил дело Владимира. В Прибалтике он основал город Юрьев (позднее Дерпт, современный Тарту). При Ярославе был составлен первый письменный сборник законов «Русская правда». Сборник составлялся на основе существовавших обычаев или обычного права. Многие обычаи были смягчены: так, например, во многих случаях кровная месть заменялась крупным денежным штрафом. Русская правда отражает и сложившиеся социальные отношения. Крестьяне делятся на свободных общинников – «люди» и зависимых – «челядь», «холопы» и «закупы».
Сыновья Ярослава дополнили Русскую правду, создав «Правду Ярославичей».
3. Роль христианизации на Руси
В 980 году Владимир провел первую религиозную реформу. Он собрал всех богов, которым поклонялись славяне, и возле Киева составил общеславянский пантеон. Целью реформы было религиозное объединение славянских племен и укрепление государства. Но эта реформа не достигла своей цели.
Вторая религиозная реформа была проведена в 988 году известная как Крещение Руси. С христианством славяне познакомились намного раньше. Княгиня Ольга приняла крещение в 955 году и построила в Киеве деревянную церковь пророка Ильи. В результате победы Владимира у Корсуни (византийские владения в Крыму), византийский император был вынужден отдать свою сестру в жены Владимиру. Крестившись сам, Владимир велел крестить народ. Часть принимало крещение добровольно, часть людей оказывало сопротивление.
Принятие христианства способствовало усвоению русскими культуры Византии. На Руси начинается каменное строительство, зарождается иконопись, летописание и книжное дело, открываются школы. Однако в толще простого народа продолжали жить и языческие традиции. Таким образом сложилась ситуация двоеверия, характерная для этапа усвоения новой религии.
Билет 1. (2). Развитие культуры России второй половины XIX века
Либеральные реформы 60-70-х годов, ускоренное развитие экономики, подъем общественного движения – все это дало толчок к развитию культуры. Развитие экономики стимулировало распространение просвещения, прогресс в науке и технике. Выдвижение на передовые позиции интеллигенции усиливало ее общественную роль и способствовало появлению новых общественнозначимых тем и стилей в искусстве.
Уровень грамотности населения в пореформенный период значительно повысился с 6% в начале века до 21% в конце века. Система образования было трехступенчатой. Большое значение развитию церковноприходских школ для простого народа и крестьянства придавал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев. В городах для взрослых устраивались воскресные школы. Продолжали открываться университеты, специальные учебные заведения (сельскохозяйственные, педагогические, горные, лесные). В 1878 году открыты Высшие женское курсы в которых женщины могли получать высшее образование.
60–70-е годы – «золотой век» русской химии: Бутлеров открыл связи между атомами в молекуле, Д.И. Менделеев в 1871 году сформулировал периодический закон химических элементов. В биологии К. Тимерязев исследовал явление фотосинтеза и заложил основы агрономии, И. Мечников создал учение об иммунитете. Мировое значение получили труды математиков П. Чебышева и С. Ковалевской. В физике А. Столетов открыл явление фотоэффекта, П. Яблочков создал лампу накаливания (после изобретения Эдисоном цоколя лампы вошли в быт). Русские географы П. Семенов-Тян-Шанский, П. Пржевальский, Н. Миклухо-Маклай исследовали центральную Азию и Папуа-Новую Гвинею, создали Императорское Географическое общество. Свои исторические труды создают В. Ключевский «Курс русской истории», митрополит Макарий (Булгаков) «История русской Церкви». С деятельностью митрополита Филарета (Дроздова) связывают расцвет русской богословской мысли.
Вторая половина XIX века стала временем расцвета в литературе критического реализма. В это время творили И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Чехов, Л. Толстой, Ф. Тютчев. Ведущим драматическим театром остается Малый театр, для которого пишет пьесы А. Островский и в котором блистает М. Ермолова. В Мариинском театре начинается взлет русского балета, связанный с творчеством М. Кшесинской.
www.coolreferat.com
Развитие исторического знания в России
Термин «историография» (от греческих слов istoria – расследование и grajw) имеет два значения:
во-первых, это письменная историческая традиция народа, то есть совокупность трудов по истории страны или народа.
Во-вторых, под историографией понимается история написания истории.
Итак, историография – это история исторической науки. Объектом изучения историографии выступает историческое знание, преломленное в историческом (историографическом) источнике, и выраженное, как правило, в виде исследовательской концепции.
Выделяются следующие этапы отечественной историографии истории России:1. X в. – конец XVII в. – донаучный период, накопление исторических знаний.
2. XVIII в. – 80-е гг. XIX в. – превращение истории в науку. Здесь можно выделить два подэтапа:
а) XVIII в. – начало XIX в – период дворянской историографии, которой присущ описательный характер, отражение интересов дворянства;
б) с середины 20-х гг. XIX в. до конца XIX в. идет становление государственной школы, историография носит уже буржуазно-дворянский характер;
3. 80-е гг. XIX в. – 1917 г. – период формирования историографии, опиравшейся на формационный методологический подход.4. 1917 г. – 1991 г. – советский период историографии.
5. 1991 г. – по наши дни – новейший этап исторической науки, период восстановления разных направлений в историографии, в том числе историографии, опирающейся на цивилизационный методологический подход.Первым историографом в России в 1747 г. стал Г.-Ф. Миллер, затем – князь М. М. Щербатов. Именным указом Александра I это звание было даровано в 1803 г. Н. М. Карамзину. В XIX веке многие выдающиеся русские историки стремились к получению почетного титула историографа.
Русское историописание начинается уже в IX в. в форме исторических повестей о выдающихся из общего ряда событиях. Основной формой древнего русского историописания являются летописи – погодные записи о событиях, привлекших внимание летописца. Русская летописная традиция, вероятно, начинается с первой половины XI в. К сожалению, эти труды в своём первоначальном виде до нас не дошли, однако о них можно судить по позднейшему своду – «Повести временных лет» – древнейшему из дошедших до нас памятнику древнерусской исторической мысли. Он был создан предположительно в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Однако и этот документ дошёл до нас в позднейших списках, самый древний из которых – Лаврентьевская летопись, составленная в 1377 г.
Летописцы были не только и не столько писателями, сколько составителями, скраивая свой труд из множества источников. К последним можно отнести исторические повести, жития русских и других (преимущественно греческих) святых, писателей-историков, наконец – Библию, особенно Ветхий Завет. Летопись – это погодная фиксация событий, однако с самого начала летописцы отходят от элементарной записи происшествий. В состав летописи входят как погодные записи, так и сюжетные рассказы: о крещении, о жизни князей и святых, кроме того, сюда включены оценки самих летописцев. Летописцы стремились дать толкование происходящему со своих собственных позиций, которые чаще всего воплощались в провиденциализме, вере в высшую силу.
С XVI в. исторические события трактуются уже исходя из рационального анализа человеческих поступков. Наряду с летописями появляются большие исторические повести, построенные не по хронологическому, а по сюжетному принципу. Начиная с XVII в. в русской историографии формируется критическое отношение к источникам информации, что может считаться одной из характеристик научного знания. Таким образом, в указанный период наблюдается постепенное складывание будущей культуры научных исследований, в том числе и в области истории.
Русская историческая наука ведет свой отсчет с трудов Василия Никитича Татищева (1686–1750). В своей «Истории Российской…» и других произведениях он проводит широкий источниковедческий анализ материалов по истории, в первую очередь летописей, заложив основу всей будущей историографической традиции в России.
Следующей вехой русской историографии следует признать труды Николая Михайловича Карамзина (1766–1826), который, как и Татищев, не был собственно историком. Его основная деятельность – литературное творчество. Как один из самых способных и передовых писателей своего времени он получил от Александра I содержание для работы над «Историей Государства Российского». В основу толкования истории Карамзин положил деяния великих личностей. Изложение событий доведено до XVII в.
К середине XIX в. в русской историографии появляется отчетливое представление о параметрах и сущности исторического процесса в России. Это связано с именами русских либеральных историков Сергея Михайловича Соловьева (1820–1879) и Константина Дмитриевича Кавелина (1818–1885). Особое внимание историков привлек переход от догосударственных, родовых отношений к государственным, политическим. Кроме того, и Соловьев, и Кавелин усматривали общие черты в русской и европейской истории, что является дорогой к осознанию существования всемирно-исторического процесса. С. М. Соловьев конструирует социологическую концепцию истории России.
Во второй половине XIX в. в русской историографии разворачивается демократическое движение. За исходный пункт толкования истории историки-демократы брали не государственные или общественные институты, как это было принято до них. Для Белинского, Чернышевского, Добролюбова история любой страны есть история народа, который своим трудом творит все. Из профессиональных историков вклад в российскую историографию внес Афанасий Прокофьевич Щапов (1830–1876), занимавшийся главным образом социальной историей народа, его психологическим складом.
В дальнейшем изучение социальной и экономической, а не только политической и юридической истории стало правилом. Так, классический русский историк второй половины XIX и начала ХХ в. Василий Осипович Ключевский (1841–1911) критикует своего учителя Соловьева за невнимание к социальной истории, истории общественных групп и классов. Он разработал теорию факторов и назвал три основные силы исторического процесса – личность, общество, природу. Элементы общежития, в свою очередь разделяются им на физиологические (пол, возраст, кровное родство), экономические (труд, капитал, кредит), юридические и политические (власть, закон, право, обязанности), духовные (религия, наука, искусство, нравственное чувство). Но самыми мощными двигателями человеческого развития, по В. О. Ключевскому, являются умственный труд и нравственный подвиг. До XVII в. русское общество, по Ключевскому, жило влиянием туземного происхождения, условиями собственной жизни и указаниями природы своей страны. С XVII в. на это общество стала действовать иноземная культура, богатая опытом и знаниями. Резкий разрыв с традициями средневековой Руси связан с деятельностью Петра I.
Большой вклад в становление историографии как науки внес Павел Николаевич Милюков(1859–1943). В его работах впервые была широко поставлена и получила разработку проблема эволюции методологических основ русской исторической науки. По П. Н. Милюкову, европеизация не противоречит процессу саморазвития культуры и науки, а лежит в существе саморазвивающегося культурного процесса.
Большой вклад, в развитие отечественной историографии внес Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский(1863–1919). Он выделил этапы логического раскрытия понятия об исторической науке, следовавшие друг за другом. На первом этапе история сводится к погодным записям событий, на втором – последовательному рассказу о событиях (хроника, летопись), на третьем – к прагматическому изложению событий, и, наконец, на четвертом этапе история состоит в построении эволюции того целого, которое интересует историка, причем самый интерес его получает известное обоснование. Общим для В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, А. С. Лаппо-Данилевского было признание социальной обусловленности исторических концепций.
На рубеже XIX и ХХ вв. был совершён настоящий прорыв в источниковедении русской истории. Было обнаружено, что русские летописи – это не просто своды разнородного материала, но сознательно подобранная информация, причём не всегда беспристрастная. Автором этого и других достижений стал Алексей Александрович Шахматов (1864–1920). Он установил авторство летописей, генеалогию летописных сводов и в целом относился к летописи как к литературному произведению, а не как к хронике, что и помогло ему в изысканиях.
Конец XIX и начало ХХ в. характеризуются становлением революционно-демократической и марксистской историографии. Народническое направление связано с деятельностью П. Л. Лаврова, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, Л. Мартова, М. Н. Покровского. Они внесли элемент классовости, выделяя ведущую роль и место трудящихся, который сегодня определяется как формационный.
В советское время сложилась система идеологизированной трактовки исторического процесса, основой которой являлась классовая и социально-политическая борьба. Вместе с тем такие ведущие историки, как Б. Д. Греков, А. М. Панкратова, М. В. Нечкина, Е. В. Тарле, А. М. Сахаров, Л. В. Черепнини другие, воссоздали процессы развития России в различные хронологические периоды.
После распада СССР ведущей стала тенденция поиска «исторической правды», которая не избежала перекосов в сторону описания негативных черт советского периода. Эта тенденция достаточно быстро была преодолена и сменилась методологией объективной оценки прошлого путем выявления как положительного опыта, так и проблем, противоречий, трудностей, их причин.
Последние два десятилетия стали временем глубокого обновления исторического знания. Шла расчистка исследовательского пространства от старых догм и стереотипов. Понимание как самого исторического процесса, так и системы его описания в исторической науке получило отражение в концепциях формационного и цивилизационного подходов. В то же время ряд историков предложил искать своего рода большие алгоритмы истории. К ним можно отнести: алгоритм «догоняющего развития», или индустриальной модернизации, алгоритм «большой революции», имперский алгоритм. Значительное количество фактов и явлений истории ХХ в. способны объяснить алгоритм «догоняющего развития», связанный с моделью модернизации, и алгоритм «большой революции». Что касается первого, то еще с конца 60-х годов ХХ века разрабатывались концепции, объясняющие особенности развития стран «второго эшелона» формирования капитализма, к числу которых принадлежала и Россия. Второй алгоритм раскрывает особенности политического экстремизма, пролетарского якобинизма, насилия и террора. «Имперский» алгоритм объясняет рождение, развитие, развал российской и советской империй.
В настоящее время российские историки разделяют концепцию своеобразия российской модернизации. Для Запада оптимальной моделью развития стала модернизация на основе эволюционного обустройства бытия как отдельной личности, так и в целом всего общества в системе ценностей либерализма и поступательного прогресса. История России связана с принципиально иным – мобилизационным – типом модернизации. Вызванная потребностью разрешения системных кризисов, мобилизационная система как предельная концентрация национально-государственных ресурсов, выполнив свое целевое назначение, со временем ослабевает, и начинают «проедаться» накопленные «запасы». Модернизация неизбежно предполагает соучастие в управлении всего гражданского общества, которое, таким образом, совпадает с пространством власти. В России не было гражданского общества, и свойственная ей мобилизационная модель развития неизбежно требовала максимальной концентрации власти.
Современные российские историки обращаются к созданию обобщающих теоретических схем, концептуальному осмыслению исторического процесса в целом, попыткам представить сквозной взгляд на историю России в протяженной перспективе, раскрыть ее логику и объяснить специфику.
biofile.ru