1. История России /Под ред. А.А. Радугина. – м.: Библионика, 2004. – c.23–44. Радугин история россии
История России
Под редакцией
А. А. Радугина
(Россия в мировой цивилизации)
курс лекций
Министерство общего и профессионального
образования
Российской Федерации
Согласно Федеральному компоненту
Государственного комитета Российской Федерации
по высшему образованию
«Я думаю, что все навыки,
все знания люди накапливают для того,
чтобы, принести больше пользы Родине;
и богатства они умножают
из честолюбивого стремления истратить их
для блага отчизны»
Лукиан
Москва
2002
Издательство
ЦЕНТР
ББК 63.3(2)
Р-15
Составитель и ответственный редактор
Радугин А.А.
История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /
Р-15 Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.—352с.
ISBN-5 88860-016 4
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается на основе цивилизационного подхода. Учебное пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, делая основной акцент на месте России в этом процессе.
Предназначено для студентов вузов всех специальностей, учащихся колледжей, техникумов, лицеев, гимназий, школ и всех тех, кто интересуется проблемами истории.
Без объявления ББК 63.3(2)
ISBN 5-88860-041-5 (С) А.А. Радугин 2001
Предисловие
Современная концепция высшего образования в России предусматривает его гуманизацию и гуманитаризацию. Необходимым составным элементом гуманитарной подготовки студентов является историческое образование. Однако известно, что систематическое изучение курса истории происходит в средней школе. Поэтому преподаватель историй в вузе сталкивается с серьезной методической проблемой: что преподавать? Какова должна быть программа преподавания истории, которая позволила бы избежать дублирование школьного курса и вывести учащегося на новый уровень исторического сознания? Повторение курсов «История России», «История Отечества» при том малом объеме аудиторных занятий, которые предусматривают для истории учебные планы непрофильных специальностей, не позволяет решить эту проблему. Оно лишь усугубляет нелегкое положение этой учебной дисциплины, давая повод технократически настроенным администраторам для разговоров о необходимости отмены ее преподавания в вузе. Отказываться от преподавания «Истории России» нецелесообразно, так как помимо образовательных функций перед вузами стоит воспитательная задача, включая общекультурное и патриотическое воспитание.
Оптимальное решение этой проблемы, на наш взгляд, возможно в том случае, если преподавание «Истории России» будет проходить в контексте развития мировой цивилизации. На это ориентируют преподавателей вузов «Государственные требования (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Авторы данного учебного пособия поставили перед собой цель реализовать в полном объеме эти требования по дисциплине «История».
В предлагаемом учебном пособии ставятся следующие задачи:
— на основе уже пройденного в школе материала дать студентам представление об основных закономерностях и направлениях мирового цивилизационного процесса;
— показать место России в этом процессе;
— сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому;
— выработать многомерное видение истории;
— помочь сформировать свою собственную позицию по отношению к мировой истории и истории своей страны;
— привить чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
studfiles.net
Радугин А. А.: История России. Россия в мировой цивилизации: Курс лекций
Прочитать описание
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается на основе цивилизационного подхода. Учебное пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, делая основной акцент на месте России в этом процессе.
Предназначено для студентов вузов всех специальностей, учащихся колледжей, техникумов, лицеев, гимназий, школ и всех тех, кто интересуется проблемами истории.
Тема 1. История как наука
1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения
2. Сущность, формы и функции исторического сознания
3. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании
Тема 2. Истоки и основные типы цивилизации в древности
1. Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации
2. Древняя восточная цивилизация
3. Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима
Тема 3. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Цивилизация Древней Руси
1. Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы
2. Место России в мировой цивилизации
3. Возникновение древнерусского общества
Тема 4. Классическое средневековье. Киевская Русь
1. Формирование древнерусской государственности. Духовно-нравственные, политические и социально-экономические основы формирования русского этноса
2. Феодальная раздробленность — закономерный исторический процесс. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности
Тема 5. Складывание Московского государства в XIV - XVI веках
1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства
2. Роль Русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства
3. Формирование централизованного российского государства
4. XVII в. — кризис Московского царства
Тема 6. Западная и восточная цивилизации в XV - XVII веках
1. Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация
2. Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв.
Тема 7. XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации в XVIII веке
1. Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения
2. Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования
3. Эпоха Екатерины II — время просвещенного абсолютизма в России
Тема 8. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке
1. Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в.
2. «Американское чудо» — путь США к мировому лидерству
3. Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе
Тема 9. Развитие России в XIX веке
1. Россия в первой половине XIX в. Кризис крепостничества
2. Реформы 60—70-х гг. и контрреформы 80-x — начала 90-х гг.
3. Идейные течения и общественно-политическое движение XIX в.
Тема 10. Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация
1. Характерные особенности развития западной цивилизации в XX в.
2. Распад колониальной системы. Модернизация стран традиционалистских цивилизаций
3. Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации
Тема 11. Россия в начале XX века
1. Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия
2. Православная церковь в период буржуазно-демократической революции
3. Социально-экономические и политические преобразования в России (1907—1914 гг.)
Тема 12. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.)
1. Причины и характер первой мировой войны. Россия в системе международных отношений в предвоенные годы
2. Ход военных действий. Влияние России на решение стратегических планов Антанты в ходе военных действий
3. Политический кризис в России и выход ее из войны. Итоги первой мировой войны
Тема 13. Русская революция 1917 года. Гражданская война и интервенция (1917-1922 годы)
1. Февральская революция 1917 г.: причины и ход развития
2. Октябрьский переворот: установление Советской власти в России
3. Гражданская война и политика «военного коммунизма»
4. Государственно-церковные отношения в период революции 1917 г.
Тема 14. Советское общество в 20-30-е годы
1. Сущность и содержание НЭПа
2. Коллективизация сельского хозяйства — экономическая основа индустриализации
3. Национально-государственное устройство и особенности политической системы
Тема 15. Советский Союз в период второй мировой войны и восстановления хозяйства (1939-1953 гг.)
1. Причины второй мировой войны
2. Начало второй мировой войны
3. Начало Великой Отечественной войны, ее национально-освободительный характер
4. Ход военных действий. Создание антифашистской коалиции. Окончание второй мировой войны
5. Восстановление разрушенного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике
6. Причины и истоки «холодной войны»
Тема 16. Советское общество в условиях начавшейся научно-технической революции (50-80-е годы XX столетия)
1. Первые попытки либерализации советского общества: хрущевское десятилетие (1955—1964 гг.)
2. Поиск путей интенсификации экономики СССР и разрядки международной напряженности в 60-е—80-е гг. «Эпоха застоя»
Тема 17. Мировое сообщество в условиях развивающейся научно-технической революции. СССР на пути кардинального реформирования общества (вторая половина 80-х годов)
1. Ведущие индустриальные страны в условиях развивающейся научно-технической революции
2. СССР на пути кардинального реформирования общества. «Эпоха Горбачева». Крах советской социалистической системы
Тема 18. Россия на перепутье (1991-1997 гг.)
1. Внутренняя политика
2. Внешняя политика современной России
trojden.com
История России
Под редакцией
А. А. Радугина
(Россия в мировой цивилизации)
курс лекций
Министерство общего и профессионального
образования
Российской Федерации
Согласно Федеральному компоненту
Государственного комитета Российской Федерации
по высшему образованию
«Я думаю, что все навыки,
все знания люди накапливают для того,
чтобы, принести больше пользы Родине;
и богатства они умножают
из честолюбивого стремления истратить их
для блага отчизны»
Лукиан
2002
Издательство
ЦЕНТР
ББК 63.3(2)
Р-15
Составитель и ответственный редактор
Радугин А.А.
История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /
Р-15 Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.—352с.
ISBN-5 88860-016 4
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается на основе цивилизационного подхода. Учебное пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, делая основной акцент на месте России в этом процессе.
Предназначено для студентов вузов всех специальностей, учащихся колледжей, техникумов, лицеев, гимназий, школ и всех тех, кто интересуется проблемами истории.
Без объявления ББК 63.3(2)
ISBN 5-88860-041-5 (С) А.А. Радугин 2001
Предисловие
Современная концепция высшего образования в России предусматривает его гуманизацию и гуманитаризацию. Необходимым составным элементом гуманитарной подготовки студентов является историческое образование. Однако известно, что систематическое изучение курса истории происходит в средней школе. Поэтому преподаватель историй в вузе сталкивается с серьезной методической проблемой: что преподавать? Какова должна быть программа преподавания истории, которая позволила бы избежать дублирование школьного курса и вывести учащегося на новый уровень исторического сознания? Повторение курсов «История России», «История Отечества» при том малом объеме аудиторных занятий, которые предусматривают для истории учебные планы непрофильных специальностей, не позволяет решить эту проблему. Оно лишь усугубляет нелегкое положение этой учебной дисциплины, давая повод технократически настроенным администраторам для разговоров о необходимости отмены ее преподавания в вузе. Отказываться от преподавания «Истории России» нецелесообразно, так как помимо образовательных функций перед вузами стоит воспитательная задача, включая общекультурное и патриотическое воспитание.
Оптимальное решение этой проблемы, на наш взгляд, возможно в том случае, если преподавание «Истории России» будет проходить в контексте развития мировой цивилизации. На это ориентируют преподавателей вузов «Государственные требования (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Авторы данного учебного пособия поставили перед собой цель реализовать в полном объеме эти требования по дисциплине «История».
В предлагаемом учебном пособии ставятся следующие задачи:
— на основе уже пройденного в школе материала дать студентам представление об основных закономерностях и направлениях мирового цивилизационного процесса;
— показать место России в этом процессе;
— сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому;
— выработать многомерное видение истории;
— помочь сформировать свою собственную позицию по отношению к мировой истории и истории своей страны;
— привить чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
studfiles.net
Россия в мировой цивилизации Радугин А.А
А. А. РадугинаИстория России
(Россия в мировой цивилизации)
курс лекций
Министерство общего и профессионального
образования
Российской Федерации
Согласно Федеральному компоненту
Государственного комитета Российской Федерации
по высшему образованию
«Я думаю, что все навыки,
все знания люди накапливают для того,
чтобы, принести больше пользы Родине;
и богатства они умножают
из честолюбивого стремления истратить их
для блага отчизны»
Лукиан
Москва
2002
Издательство
ЦЕНТР
ББК 63.3(2)
Р-15
Составитель и ответственный редактор
Радугин А.А.
История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /
Р-15 Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.—352с.ISBN-5 88860-016 4
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается на основе цивилизационного подхода. Учебное пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, делая основной акцент на месте России в этом процессе.
Предназначено для студентов вузов всех специальностей, учащихся колледжей, техникумов, лицеев, гимназий, школ и всех тех, кто интересуется проблемами истории.
Без объявления ББК 63.3(2) ISBN 5-88860-041-5 (С) А.А. Радугин 2001
Предисловие
Современная концепция высшего образования в России предусматривает его гуманизацию и гуманитаризацию. Необходимым составным элементом гуманитарной подготовки студентов является историческое образование. Однако известно, что систематическое изучение курса истории происходит в средней школе. Поэтому преподаватель историй в вузе сталкивается с серьезной методической проблемой: что преподавать? Какова должна быть программа преподавания истории, которая позволила бы избежать дублирование школьного курса и вывести учащегося на новый уровень исторического сознания? Повторение курсов «История России», «История Отечества» при том малом объеме аудиторных занятий, которые предусматривают для истории учебные планы непрофильных специальностей, не позволяет решить эту проблему. Оно лишь усугубляет нелегкое положение этой учебной дисциплины, давая повод технократически настроенным администраторам для разговоров о необходимости отмены ее преподавания в вузе. Отказываться от преподавания «Истории России» нецелесообразно, так как помимо образовательных функций перед вузами стоит воспитательная задача, включая общекультурное и патриотическое воспитание.
Оптимальное решение этой проблемы, на наш взгляд, возможно в том случае, если преподавание «Истории России» будет проходить в контексте развития мировой цивилизации. На это ориентируют преподавателей вузов «Государственные требования (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Авторы данного учебного пособия поставили перед собой цель реализовать в полном объеме эти требования по дисциплине «История».
В предлагаемом учебном пособии ставятся следующие задачи:
— на основе уже пройденного в школе материала дать студентам представление об основных закономерностях и направлениях мирового цивилизационного процесса;
— показать место России в этом процессе;
— сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому;
— выработать многомерное видение истории;
— помочь сформировать свою собственную позицию по отношению к мировой истории и истории своей страны;
— привить чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
тема 1 История как наука
1/ Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения
2/ Сущность, формы и функции исторического сознания
3/ Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании
topuch.ru
1. История России /Под ред. А.А. Радугина. – м.: Библионика, 2004. – c.23–44.
• При использовании статьи из сборника ссылка оформляется по следующей схеме:
№ п/п | Фамилия автора и инициалы. | Название статьи | //Название книги, где содержится статья. | – Место издания: | Издательство, | Год издания. | – Использованные страницы. |
Например:
Щеров И.П. К вопросу об интернационалистах в годы Гражданской войны в Советской России//Актуальные вопросы российской военной истории. – СПб.: Нестор, 2001. – С. 154–156.
• При использовании журнальной статьи ссылка оформляется следующим образом:
№ п/п | Фамилия автора и инициалы. | Название статьи | //Название журнала, где содержится статья. | Год издания. | Номер или число и месяц. | – Исполь–зованные страницы. |
Например:
Упадышев Н.В. От Соловков к ГУЛАГУ: зарождение советской лагерной системы//Отечественная история. 2006. № 6.– С.85–94.
• При использовании электронных ресурсов ссылка оформляется следующим образом:
№ п/п | Фамилия автора и инициалы. | Название статьи | //полная интернет-ссылка, где располагается статья |
Например: Черняк, Л. Ванневар Буш – изобретатель гипертекста // http://www.computer-museum.ru/galglory/4.htm
13.Последний этап работы заключается в систематизации накопленного материала, составлении плана устного ответа ив тренировкеответа, то есть в пересказе материала по составленному плану.
14.На семинарских занятиях, за счет ответов выступающих и участвующих вобсуждении студентов, следует дополнить сделанные дома записи по теме. Таким образом накапливается материал для повторения перед итоговым собеседованием.
Примечание: при проведении отдельных занятий в интерактивной форме (методом «малых групп») преподаватель проводит специальный инструктаж.
5. Планы семинарских занятий
Семинар №1
История как наука
Сущность и функции исторического знания. Принципы, методы и источники изучения истории.
Многообразие концепций общественного развития. Отечественная историческая наука в прошлом и настоящем.
Исторический путь России между Востоком и Западом.
Термины
Гуманитарные науки, история, историография, культура, цивилизация, общественно–экономическая формация (социально–экономическая формация), фактор, концепция, тенденция, плюрализм, толерантность, социальное развитие, политическое развитие.
Темы докладов
«Плюсы» и «минусы» формациоиного и цивилизационного подходов.
Российские исторические школы и их представители.
Литература основная
Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5–е изд., перераб. и доп. 2009. – С. 1–12.
Чз, Аб – Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – С.42–49.
Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб: Питер , 2013. – 810 с. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1
Литература дополнительная
Чз–Будаев Д.И. Что такое историческая наука. – Смоленск: СГПИ, 1997.– 68 с.
Чз – Всемирная история /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 5–14, 14–20.
Чз–Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. –М.: ЭКОПРОСС, 1995. – 637 с.
Чз, Аб – История России /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Библионика, 2004. – С. 12–21.
Чз – Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36–42, 42–49.
Чзп–Шубарт В. Европа и душа Востока //Общественные науки и современность. 1992. №2. –С. 83–93.
Чзп – Хвостова К.В. Постмодернизм, синергетика и современная историческая наука //Новая и новейшая история. 2006. № 2.–С. 18–26.
– Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно–методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1
– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1
studfiles.net
Тема 1 История как наука
1/ Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения
2/ Сущность, формы и функции исторического сознания
3/ Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании
1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения
Уже длительное время во многих странах мира идет разработка модели образования XXI в. На базе скрупулезных исследований ученые приходят к заключению, что высшая школа должна готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники и вместе с тем стать интеллектуалами, в русской традиции — интеллигентами, т. е. культурными, духовно богатыми людьми, профессионально занимающимися творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.
Необходимость овладения такими качествами относится к молодым специалистам как гуманитарного, так и естественного профиля. Человек, усвоивший только узкопрофессиональные знания и навыки, может быть только ремесленником, без овладения достижениями человечества в духовной области его невозможно считать интеллектуально развитым, интеллигентным, культурным. Во многих зарубежных странах на социогуманитарную подготовку студентов отводится до 25% учебного времени.
Социогуманитарная подготовка молодых специалистов осуществляется за счет системного подбора гуманитарных дисциплин, отвечающих интересам как личности, так и общества. Студенты должны получить достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, культурологии.
Однако эти знания должны опираться на прочную историческую "подготовку, так как без собранного и обобщенного историками фактического материала изучение вышеперечисленных наук становится беспредметным. Не преуменьшая их роли в социогуманитарном образовании студентов, подчеркнем, что в современных условиях значение изучения истории резко возрастает.
Прежде всего любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам?
Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое — это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. История — это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, не похожая на другие страны, история. Но, несмотря ни на что, Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.
Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняются целым рядом факторов.
Длительное время преподавание отечественной истории страдало излишней идеологизированностью, что приводило к догматизму и мифологизации многих явлений, событий и фактов прошлого, страдало его украшательством, полуправдой. Это привело к формированию искаженного, иллюзорного исторического сознания, на основе которого не могли делаться объективные выводы и реальные оценки действительности. Сейчас уже многое сделано для преодоления догм и штампов, того, чтобы изучать не искаженную, а правдивую историю своей страны.
Актуальность взвешенного научного подхода к изучению истории сохраняется и даже возрастает в связи с тем, что переосмысление прошлого не обошлось без издержек и противоречий, так как решать эти задачи приходится в условиях перехода от одного общественного устройства к другому, в условиях коренных изменений в политической системе общества, его экономических основ, выдвижения новых политических и идеологических парадигм, новых морально-нравственных ценностей.
Появилось немало крайне политизированных и тенденциозных публикаций, отличающихся конъюнктурностью оценок, отсутствием вдумчивого историко-исследовательского подхода и даже непрофессионализмом. Отходя от исторической объективности, многие авторы не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок, которые характерны якобы только для нашей страны, хотя не говорят, историю какого государства можно считать свободной от аналогичных отклонений.
Как уже бывало много раз, история стала в современных условиях полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая истина, сколько поиск аргументов в оправдание своего существования. Это привело к тому, что вместо одних мифов появились другие, вместо одной полуправды — другая, вместо знания — вновь незнание.
Нужно с сожалением признать, что степень знания прошлого своей страны, уровень общей политической культуры, недостатки в гуманитарной подготовке молодежи не создают условий для критического восприятия публикаций, искажающих картину исторического процесса. Участники многих дискуссий о современном состоянии исторической науки приходили, как правило, к выводу, что несмотря на радикальные перемены в стране, меняющийся характер общественно-политического и социально-экономического развития, на болезненность этих процессов, необходимо и в этих условиях стремиться к объективности в освещении всего исторического процесса, сложных страниц отечественной истории, не впадая в односторонность в оценках исторических событий, явлений и фактов.
Задача преподавания истории в современных условиях — показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность, историческую правду. Только такой подход может исправить пороки прошлого, дать представление о подлинных исторических событиях и явлениях.
История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации, подпитывала ее. Поэтому необходимо изучать пути развития России в контексте мировой истории, постоянно обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе.
Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания как природы, так и общества. Эта проблема имеет большое значение не только для теоретического анализа, но и для конкретно-исторических исследований и для того, чтобы люди, изучающие один и тот же предмет, одинаково понимали друг друга. Это может быть только в том случае, если определения и терминология становятся общепринятыми, адекватно отражающими действительность.
С этой точки зрения поставим первый вопрос: что такое история как наука и каков ее предмет?
Легкость ответа на этот вопрос кажущаяся, и дать определение истории как науки достаточно непросто. Прежде всего необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.
Мы будем изучать историю как науку о развитии человеческого общества во всем его многообразии. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
Известный русский историк В.О. Ключевский (1841—1911) так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» (Ключевский В.О. Соч. в 8-ми т. T.I. Курс русской истории.Ч.1. — М.,1956.—С. 14).
Предмет истории в том виде, как мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствования материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.
Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности, Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы.
Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих и общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др. Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития исторической науки.
История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.
История — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший книгу, которая так и называлась: «История». Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка уважительно именовали «translator temporis» (передатчик времени).
Определенным признаком интереса и уважения древних к истории было то, что в древнегреческой мифологии одна из девяти муз (Клио) была покровительницей искусств и наук. Как считают историки, Клио была, вероятно, музой героической песни, провозвестницей славы, а впоследствии, в классическое и эллинистическое время (V—I вв. до н. э.) — покровительницей истории. Клио изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, со свитком папируса или пергаментом в руках.
Однако эта романтическая символика не должна приводить к идеализации реальной жизни. История всегда была тесно переплетена с политикой, интересами и судьбами правителей, которые не всегда поощряли желание историков знать правду и сообщать ее людям. Поэтому почти постоянно приходится считаться с предвзятостью и субъективизмом в истории, да и судьбы историков, добивавшихся правды, не всегда были благополучны.
Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Тем самым изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения.
studfiles.net
История России
Под редакцией
А. А. Радугина
(Россия в мировой цивилизации)
курс лекций
Министерство общего и профессионального
образования
Российской Федерации
Согласно Федеральному компоненту
Государственного комитета Российской Федерации
по высшему образованию
«Я думаю, что все навыки,
все знания люди накапливают для того,
чтобы, принести больше пользы Родине;
и богатства они умножают
из честолюбивого стремления истратить их
для блага отчизны»
Лукиан
Москва
2002
Издательство
ЦЕНТР
ББК 63.3(2)
Р-15
Составитель и ответственный редактор
Радугин А.А.
История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /
Р-15 Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.—352с.
ISBN-5 88860-016 4
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается на основе цивилизационного подхода. Учебное пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, делая основной акцент на месте России в этом процессе.
Предназначено для студентов вузов всех специальностей, учащихся колледжей, техникумов, лицеев, гимназий, школ и всех тех, кто интересуется проблемами истории.
Без объявления ББК 63.3(2)
ISBN 5-88860-041-5 (С) А.А. Радугин 2001
Предисловие
Современная концепция высшего образования в России предусматривает его гуманизацию и гуманитаризацию. Необходимым составным элементом гуманитарной подготовки студентов является историческое образование. Однако известно, что систематическое изучение курса истории происходит в средней школе. Поэтому преподаватель историй в вузе сталкивается с серьезной методической проблемой: что преподавать? Какова должна быть программа преподавания истории, которая позволила бы избежать дублирование школьного курса и вывести учащегося на новый уровень исторического сознания? Повторение курсов «История России», «История Отечества» при том малом объеме аудиторных занятий, которые предусматривают для истории учебные планы непрофильных специальностей, не позволяет решить эту проблему. Оно лишь усугубляет нелегкое положение этой учебной дисциплины, давая повод технократически настроенным администраторам для разговоров о необходимости отмены ее преподавания в вузе. Отказываться от преподавания «Истории России» нецелесообразно, так как помимо образовательных функций перед вузами стоит воспитательная задача, включая общекультурное и патриотическое воспитание.
Оптимальное решение этой проблемы, на наш взгляд, возможно в том случае, если преподавание «Истории России» будет проходить в контексте развития мировой цивилизации. На это ориентируют преподавателей вузов «Государственные требования (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Авторы данного учебного пособия поставили перед собой цель реализовать в полном объеме эти требования по дисциплине «История».
В предлагаемом учебном пособии ставятся следующие задачи:
— на основе уже пройденного в школе материала дать студентам представление об основных закономерностях и направлениях мирового цивилизационного процесса;
— показать место России в этом процессе;
— сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому;
— выработать многомерное видение истории;
— помочь сформировать свою собственную позицию по отношению к мировой истории и истории своей страны;
— привить чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
studfiles.net