2.Формирование Древнерусского государства в 8-10 веке. Древнерусское государство в 10 веке


История становления Древнерусского государства в 10 веке (6 класс) – какие проблемы возникали и основные этапы

Возникновение древнерусского государства – вопрос, который до сих пор вызывает споры. Существует две главные теории, касающиеся его образования – норманнская и антироманская, которые рассматривают вопрос с двух противоположных точек зрения.

Антироманская теория

Она заключается в том, что славяне, у которых уже были предпосылки для становления государства, призвали варягов, чтобы те ими правили – это должно было предотвратить междоусобицу, начавшуюся после того, как славянские земли избавились от гнета тех же варягов, но при этом их продолжали ущемлять хазары. По свидетельству “Повести временных лет”, славянские земли разделили между собой братья Синеус, Трувор и Рюрик. С тех пор 862 год считается годом основания Руси. Это основная теория, которая излагается в учебнике за 6 класс.

Князь Рюрик

Рис. 1. Князь Рюрик.

Ее противники утверждают, что достоверных свидетельств о том, что славяне призывали варягов, нет, а “Повесть временных лет” писалась с учетом интересов тогдашних правителей государства и не может рассматриваться в качестве достоверного источника.

Норманнская теория и ее критика

Ее последователи утверждают, что именно варяги основали на Руси государство, которого до их приходя у славян не было. Ее подвергали критике Такие известные ученые, как М. Ломоносов и С. Соловьев. Несостоятельность норманнской теории доказывается следующими фактами:

  • у славян была собственная армия (дружина), что является одним из признаков государства;
  • они объединялись в суперсоюзы;
  • у них была развита торговля и имело место разделение труда.

Норманнская теория появилась во времена “бироновщины”, когда необходимо было доказать, что славянская государственность является вторичной по отношению к государственности европейской.

Основные этапы становления древнерусского государства

В то время, как в Новгороде княжил Рюрик, Киев взяли под свою руку Аскольд и Дир. Однако киевские князья были в 882 году убиты Олегом, который сменил на новгородском престоле Рюрика. Так он объединил под своей рукой два главных города Древней Руси, а после собрал под своей властью еще несколько славянских племен.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

После этого он пошел на Царьград и наголову разбил византийцев, вынудив их заключить с Русью выгодные торговые соглашения.

Князь Олег

Рис. 2. Князь Олег.

История становления древнерусского государства в 10 веке связана с несколькими именами:

  • князя Игоря, который совершил два похода на Константинополь и был убит древлянами, действовавшими по договору с византийскими чиновниками;
  • княгини Ольги, которая отомстила древлянам за смерть мужа, а после, первой из правителей Древней Руси приняла православие;
  • Святослава, при котором наступил период политического и экономического расцвета Древней Руси.

Именно во время его княжения были сильно ослаблены хазары, подчинены Руси северокавказские племена и разграблен Булгар – столица государства волжских болгар.

В 9-12 веках у древнерусского государства было два центра – Киев и Новгород, столицей был Киев. Северные и южные славянские племена объединились, что позволило им создать большое и сильное государство.

Киев долгое время находился на южной границе государства – города, которые были еще южнее, имели в основном пограничное значение.

Древний Киев

Рис. 3. Древний Киев.

После смерти Святослава который распределил земли среди своих сыновей, между ними началась междоусобная война. В результате Ярополк, который изначально княжил в Киеве, был убит своим братом Владимиром, который в 980 году сел на киевский престол.

Что мы узнали?

То, какие проблемы периода становления древнерусского государства являются основными и каким образом они были преодолены. Узнали о существовании двух теорий происхождения государства: норманнской и антироманской, а также о том, с какой даты начинается отсчет его истории. Кратко рассмотрели историю древнерусского государства в 10 веке: какие князья правили и каков их достижения. Узнали, как на наш край повлияли взаимоотношения с таким европейским государством, как Византия, а также о военных достижениях киевских князей. Рассмотрели основные этапы развития Древней Руси.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Древнерусское государство в 10-12 веке

При Владимире Святославиче (980-1015)   Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии.   Политический строй древнерусского государства сочетал в себе как институты феодальной формации, так и первобытно-общинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.

   В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяс-лаву он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.Социально-политический строй древнерусского государства Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором: 1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника; 2)происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии.   При этом появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях; 3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским хозяйством.   Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.   Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».   После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило во время правления Владимира Мономаха (1113–1125). Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.   В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.   Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.

 

moitvoru.ru

4. Древняя Русь в X – XII веках.

4. 1. Территориально – политическая структура. К концу IX века завершился процесс подчинения восточнославянских догосударственных общностей, союзов, племенных княжений власти Киева. В княжение Владимира Святославовича окончательно сложилось ДРГ. Внешние границы оставались практически неизменными до середины XIII века. Составной частью ДРГ стали территории «земли» или «волости», управляемые представителем киевской династии Рюриковичей. Относительно того, как соотносились понятия «земля» и «волость» в историографии единого мнения не существует: Грушевский, Пресняков, Фроянов считали, что эти понятия равны или иногда употребляли их сочленено земля-волость; Сергеевич, Ключевский – составные части Киевской Руси именовались волостями; Юшков, Владимирский – Буданов - называли землями. Большинство источников X – XII веков «землями» называли суверенные государства, кроме того, государства обозначались часто названиями, образованными от этнонима Русь, чехи, греки и т. д. эти два способа, по-видимому, уже существовали в X веке. В частности, в русско-византийском договоре 911 г. ДРГ 6 раз обозначается как русь и 1 как Русская земля, а Византия - 4 раза как греки и 1 раз – Земля Греческая. Термином «волость» в древнерусских памятниках именуется территория являющаяся составной частью ДРГ. В ПВЛ упоминается ряд волостей: волость связывается с конкретным княжеским владением, либо владетель является вассалом киевского князя, а волостью именуется управляемая им территория. Более того, во владении одного князя могло быть несколько волостей, сам же князь сидел в центре наиболее значительном, другие управлялись его посредниками. Вероятно, территория получила право именоваться волостью, когда там появляется княжеский стол. «Волость» в письменных источниках встречается с глаголом, обозначающим действия: волости можно раздавать, отнять и т. п. Таким образом, формирование понятия «волость» происходит вместе с формированием структуры ДРГ.

Таким образом, в X – начале XII вв. Русь состояла из волостей, управляемых представителем киевской княжеской династии.

Анализ этих терминов показывает, что волость – это княжеское владение, а не владение города или иного субъекта. К концу правления Владимира известно 9 волостей, к Ярославу Мудрому – 10, Мстиславу Владимировичу – 19. Со второй Половины XI в. волости начинают закрепляться за отдельными ветвями рода Рюриковичей. Потомки Святослава владели Черниговской, Изяслава – Полоцкой. Три княжества не закреплялись ни за какой ветвью: 1) Киевское – коллективный сузеринитет княжеской династии, 2) Новгород – общерусский стол (в X – XI вв. его занимал старший сын Киевского князя, в XII – боярство оказывало решающее влияние на выбор князя), 3) Переяславское – в XII в. потомки Мономаха.

Территория обособившихся князей с началом удельного периода стала именоваться землей, т. е. так было принято называть суверенные государства. К 1137 – Новгородская Земля, к 1142 – Черниговская, к 1148 – Суздальская и т. д. То есть во 2/3 XIII в. завершилось обособление волостей и происходит превращение их в самостоятельные княжества, которые стали именоваться землями.

4. 2. Социально – экономическое развитие. «Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников — людинов или людей (от­сюда: сбор дани с крестьян-общинников — полюдье).«Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину — вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения — смерды.Это, воз­можно, не свободные или полусвободные княжеские дан­ники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С раз­витием феодальных отношений эта категория населенияувеличивалась за счет свободных общинников.

Третья группа населения — рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь — это раннее название, холопы—более позднее. «Русская правда» по­казывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было 2-х видов — полное и неполное. Источ­ники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, же­нитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старо­стой и не заключение договора и т.д.

Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оцени­вались в 5 гривен. Рабы-надсмотрщики, управляющие,ключники были на другой ступеньке социальной лестни­цы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, онмог уже выступать свидетелем на суде.

Неполные рабы - закупы появились в ХП веке. Закуп— это разорившийся общинник, пошедший в долговую каба­лу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг.

Большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения. Другого мнения придерживаются А. П. Пьянков, М. Н. Покровский. «За­хватывать рабов и торговать ими было промыслом пер­вых властителей русской земли. Отсюда непрерывные войны между этими князьями, войны, целью которых было «ополониться челядью», т. е. захватить много рабов.Отсюда их сношения с Константинополем, где был глав­ный тогда ближайший к России невольничий рынок» (М. Н. Покровский).

Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в хо­лопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими админист­ративными агентами.

Другая небольшая группа—изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои по­полняли ряды городских ремесленников или княжескуюдружину, особенно во время войны.

Довольно большой группой населения Руси были ре­месленники. Города по мере роста общественного разде­ления труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производи­ли более 150 видов железных изделий. На внешний ры­нок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняныеткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары.

С ростом городов, развитием ремесленничества связа­на деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет ут­верждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те вре­мена был и воином. И у воинов, и у купцов был один по­кровитель - бог скота Велес. Через Русь пролегали важ­ные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.

Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных похо­дах, в сборе дани. Княжеская дружина - это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли посто­янный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам(принятие православия Владимиром; Игорь, получив от Византии предложение взять дань и отказаться от похо­да, созвал дружину и начал советоваться и т. д.).

Стар­шие дружинники могли иметь и свою дружину. Впослед­ствии бояре выступали в роли воевод.

Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дру­жинники составляли основу нарождающегося класса фео­далов.

Дружина была постоянной военной силой, которая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Но на­родные ополчения еще долгое время играли большую роль в войнах.

Князь властвовал и управлял не безраздельно. Кня­жеская власть была ограничена элементами сохранивше­гося народного самоуправления. Активно действовало на­родное собрание - вече - в IX - XI вв. (в Новгороде и Пскове значительно дольше). Народные старейшины при­нимали участие в княжеской думе.

Известны три линии, по которым шло развитие форм феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое от господствующего класса. Во-первых, происходило «окняжение» земли и обложение свободных общинников данью, перераставшей в фео­дальную ренту. Так складывалась государственная соб­ственность, получившая впоследствии наименование «черной». Во-вторых, наблюдалось расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне — землевла­дельцы, превращавшиеся затем в феодалов, и беззе­мельные люди, труд которых присваивался землевла­дельцами. Наконец, в-третьих, собственники феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами.

До середины XI — XII вв. господствующей формой фе­одальной собственности была государственная, господст­вующим видом эксплуатации — взимание дани. К XI в. складывается землевладение княжеское (домениальное), боярское, церковное, основанное на присвоении прибавоч­ного продукта, произведенного трудом зависимого кресть­янина и посаженного на землю холопа. Процесс расслое­ния древнерусского, общества (в том числе и общины) дает заметные результаты уже к началу X в. Так, в до­говорах Руси с ВизантиейXв. упоминаются «светлые ивеликие князи», «князи», «великие бояре», «бояре» («боляре»).

Наиболее ранней формой эксплуатации крестьян ки­евскими князьями являлась дань (продуктами сельского хозяйства, промыслов, деньгами), которой они облагали сельское население.

Присоединенные территории начинали рассматривать­ся верховными правителями как государственная собст­венность. Право на сбор дани с определенных территорий получали дружинники князя. Так, «мужу» Игоря Свенельду была пожалована для этих целей земля древлян. Первоначально взыскание дани производилось посредст­вом «полюдья», то есть поездок княжеских дружинников в подвластные земли, где они кормились за счет местногонаселения до тех пор, пока не соберут дани.

Термин «полюдье» имел два значения: форма взыска­ния дани и кормление дружинников.

Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с «дыма» — двора, «рала» - плуга, то есть с отдельных крестьянских хозяйств. В связи с этим погосты, как посе­ления соседских общин, приобретают новое значение — административно-фискальных округов. С именем княгиниОльги летопись связывает проведение в 946 — 947 гг. ряда мероприятий, направленных на укрепление княже­ской власти в пределах сельских территорий: нормирова­ние повинностей, получавших регулярный характер, уст­ройство погостов как постоянных центров сбора дани. Си­стема «полюдья» постепенно сменяется системой «сво­за» — доставки дани в погост.

Смерды и данники стали подчиняться княжеским су­дебным органам. Система штрафов в княжескую казну вытеснила платежи в пользу потерпевших.

4. 3. Культура и быт. История русской культуры начинается с Крещения Руси, языческое время остается за порогом истории. Это совсем не значит, что оно, это языческое прошлое, не су­ществовало. Оно было, и очень яркие его следы сохраняют­ся в памяти народа, в его быту, в самом народном складе.

Наиболее древний пласт язычества — одухотворение природы, вера в леших, водяных и т. д. Следующий пласт представлен общинными, аграрными и семейно-родовым культами. В период, предшествовавший приня­тию христианства, господствовали племенные культы. Каждое племя имело своих богов-покровителей. У полян таким покровителем был Перун, у словен — Велес и т. д.

С образованием единого государства была предприня­та первая попытка превратить Киев в религиозный центр восточных славян. В договоре Олега с греками (907 г.) упоминаются и Перун, и Велес. В это время почти все восточнославянские племена были присоединены Киевом.

В договоре Игоря с Византией (944 г.) назван уже только Перун, хотя в походе участие принимали те же племена. Скорее всего, здесь наблюдается попытка поста­вить Перуна выше всех богов: Киев - центр государства и Перун - главный бог.

В середине X века отношения Киева с «примученными» племенами резко меняются. После казни древлянами князя Игоря киевским властям в вопросе религии при­шлось отступить. В договоре Святослава с Византией (971 г.) Велес вновь упоминается наряду с Перуном.

Однако в 980 году князь Владимир предпринял новую религиозную реформу - «Постановление кумиров». Это было еще одно возвеличивание Перуна, а фактически — попытка перейти к единобожию. Она оказалась неудач­ной, так как верховенство Перуна навязывалось силой союзным племенам. Неудача этой реформы предопреде­лила необходимость новых преобразований. Это не было прихотью Владимира или его бояр и дружинников, еди­нобожие было нужно для укрепления государства.

Летописец Нестор сообщает подробно, как была кре­щена Русь. При выборе веры князь Владимир, выслушав представителей разных религий - иудейской, магометан­ской и христианской остановил свой выбор на христианской, учитывая, что христианство могло осуществляться с ориентацией, как на Рим, так и на Византию.

Каковы же причины выбора православия?

В IX в. наиболее важным и злободневным был вопрос взаимоотношения христианского мира с исламским Восто­ком. Мусульманство, восторжествовав на Востоке и в Африке, утверждалось в Европе. Из бассейна Каспий­ского моря мусульманское влияние проникает в Хазарию, где вступает в борьбу с христианством и иудаизмом, и поВолге устремляется на север. Создавалась угроза фланго­вого охвата Европы исламом, в связи с чем славянский мир, и прежде всего Русь, приобрел первостепенное зна­чение для судеб европейской христианской цивилизации. Не случайно, поэтому в IX — X вв. не только Константи­нополь, Рим, Ингельгейм, но и Багдад стремились разы­грать славянскую и русскую карту. Об этом свидетельст­вуют переходы некоторых славянских отрядов на сторонуарабов. По мнению И. Экономцева, нападение Руси на Константинополь в 860 г. было спровоцировано арабами, против которых в это время выступил византийский им­ператор Михаил III. Очарованный исламской культурой князь Святослав Игоревич в свое время даже хотелперенести столицу в низовье Волги. Так что запечатлен­ная в «Повести временных лет» легенда о выборе веры князем Владимиром исторически глубоко правдива.

Кроме этого были и другие причины. Римская церковь признавала богослужебным языком только латынь. Рим­ский папа требовал полного подчинения себе королей и императоров и тем самым возвышался над ними как в религиозном, так и в политическом отношении. ПатриархКонстантинопольский признавал определенную зависи­мость от императора и ставил церковь на службу государ­ству. Константинопольская православная церковь допуска­ла возможность использования любых языков. Киевский князь выбрал, естественно, то, что ему было выгоднее.

Определяя ориентиры, Русь учитывала еще и терри­ториальную близость Византии и то, что родственные ру­сичам болгары уже приняли православие. Выбор истори­чески был предрешен в пользу Византии — государства, аналогичного по социальной сущности и по политическо­му устройству, растущему Древнерусскому государству.

По данным летописи, крещение киевлян было летом 988 года. Оно явилось официальным началом христиани­зации Древней Руси.

Новую веру, ставшую государственной, необходимо было распространить на всю территорию. Это оказалось не так-то просто, хотя кроме византийских священников в крещении активное участие принимала княжеская власть. Судя по летописям, редко где крещение народа обходилось без насилия. Новгородцев в 991 г. крестили при помощи дружины из Киева. Первые два епископа Федор и Илларион (XI в.) ничего не могли сделать с ростовчана­ми-язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить к православию ни сын Владимира Глеб, ни его преемник. И так было по всей Руси. Даже обращенные в христиан­ство люди часто сохраняли веру в древних богов.

Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окружение получили идейную основу для единства древнерусского государства. Крещение укрепилосвязи Руси с Европой.

Владимир был женат на Анне, сестре византийского императора Василия П. После ее смерти он вступил вбрак с дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена. Князь Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава I, князь Ярослав Мудрый — на дочери швед­ского короля Олафа, князь Владимир Мономах — на доче­ри английского короля Геральда П. Дочери киевских кня­зей были замужем за правителями многих государств.

Византийское религиозное и гражданское влияние на древнерусскую культуру очевидно. Но ни о каком засилии Византии в древнерусской культуре говорить не приходится. Русь не была пассивным объектом приложения. Даже заимствованные культурные достижения под­вергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций. Воздействие византийской культуры наиболее интенсивным было на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали народные массы.

Принятие христианства способствовало широкому рас­пространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, при­мявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский литературный язык — старославян­ский. Он стал языком культа и религиозной литературы.

На местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литера­туры. На нем написаны «Русская правда», «Слово о пол­ку Игореве», русские летописи, «Поучения» ВладимираМономаха и т. д. О распространении письменности среди городского населения свидетельствуют берестяные грамо­ты, найденные при раскопках в Новгороде и других горо­дах. Первые фрагментарные летописные записи появи­лись в Киеве вскоре после изобретения славянских пись­мен Кириллом и Мефодием. Они относятся ко времени княжения Аскольда (867 — 875). Обнаруженная вторичнаяязыческая летопись, описывающая княжение Игоря и Ольги, относится к 912— 946 гг. Последний раздел киев­ской языческой летописи охватывает 946 — 980 гг. и, в основном, относится к княжению Святослава и Ярополка Святославича. В нем отмечались основные события того времени: приезд посольств, отношения с печенегами, не­обычные природные явления и пр.

При Ярославе Мудром по его инициативе создается летописный свод 1093 г. Содержание этого свода посте­пенно разрасталось и к началу XII в. составило обшир­ное систематическое повествование. «Повесть временныхлет» правомерно рассматривается как введение в рус­скую историю, как энциклопедия древнерусской жизни IX —XI вв.

В развитии русского летописания чувствуется опреде­ленная религиозно-историческая тенденция или идея. Митрополит Илларион, более известен как автор слова «О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине», окотором Е. Е. Голубинский отозвался, как о «безупречной академической речи, с которой из новых речей идут в сравнение только речи Карамзина». Рядом с этим произведением Е. Е. Голубинский ставит также «Слово о полку Игореве». Это действительно превосходный образец ора­торского искусства, хотя авторы и находятся под опреде­ленным влиянием византийской письменности, повторяют чужие темы.

Первые авторы относились к «церковной интеллиген­ции». Богословов не было в их рядах в эти ранние века. Но были люди подлинной церковной культуры... Это были первые побеги русского эллинизма.

Центрами древнерусской культуры были города с их ремесленным производством. В IX — X вв. насчитывалось 25 городов, в XI - 89, к концу ХП в. - 224. В городах жили и трудились ремесленники разных специальностей. Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработ­ке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах». В городах было налажено мас­совое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством славились русские ору­жейники. В Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. Древнерусские ювелиры наладили массовое производство различных украшений. Археологи обнару­жили в Киеве целую мастерскую по изготовлению стек­лянных браслетов. Много ремесленников занималось об­работкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.

Существовало в Древней Руси и школьное образова­ние. Школы для детей бояр создавались при Владимире. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Имелись школы и для подготов­ки к государственной и церковной деятельности. В них наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.

После принятия христианства на Руси развивается монументальное каменное зодчество. Принципы строитель­ства каменных храмов были заимствованы из Византии. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века (она была разруше­на монголами в 1240 году). В 1031-1036 гг. в г. Черниго­ве был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Верши­ной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мас­терами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.

Эти соборы отличаются от византийских сохранностью традиций русского деревянного строительства дохристианской эпохи: многокупольностью, шлемовидными купо­лами и многим другим.

Из Византии на Русь пришли новые для нее виды мо­нументальной живописи — мозаика, фреска и иконопись.

Самые ранние из сохранившихся произведений древ­нерусской живописи были созданы в Киеве. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского Собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской мону­ментальной живописи. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, на стенах двух башен изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний и т. д.

Русская культура была подчинена единому стилю — стилю, отдаленным аналогом которого может быть указанроманский стиль на западе и юге Европы, а более близ­ким - стиль, господствовавший в Византии и странах еекультурного влияния.

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, города и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. На севере по лесам строились срубные наземные постройки с деревянными полами. Печи везде были глинобитные или каменные, но топилисьпо-черному. Окна были маленькие.

Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это бывали двухэтажные дома, со­стоящие из нескольких комнат.

Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились большие площади земли, строились хозяйст­венные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Бояр­ские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы.

И одевались разные слои общества по-разному. Кре­стьяне и ремесленники - и мужчины, и женщины - но­сили рубахи (у женщин они были длиннее) из домоткан­ного полотна. Мужчины кроме рубахи одевали штаны, аженщины — юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зи­мой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышива­лись золотом. Плащи застегивались на одном плече золо­тыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих ме­хов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до XX века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапо­ги, часто украшенные инкрустацией.

Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дру­жиной пировал «на сенях» (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой — золотой и серебряной. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры или скоморохи. Знамени­тые пиры Владимира, являвшиеся также своеобразным методом вовлечения в дружину, воспеты в былинах в полном согласии с летописными записями.

studfiles.net

Ответы к экзамену по истории.

1. Образование Древнерусского государства в IX - X вв.

Государство – это власть, защищающая общественные интересы, регулирующее экономические и социальные отношения между людьми опираясь на вооруженные силы.

Повесть временных лет («Первоначальная летопись», «Нестерова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века.

Этапы складывания древнерусского государства: I. Складывание предпосылок для создания древнерусского государства:

-Экономических:

---Регуляция товарно-производственных отношений.

---Необходимость обеспечения безопасного сбыта товаров на зарубежном рынке.

---Сбор полюдья (добровольного налога).

-Социальных:

---Складывание межплеменных союзов и их центров в Киеве и Новгороде.

---Необходимость в регуляции социальных отношений.

---Необходимость зашиты от внешних врагов (половцы, варяги и т.д.)

II. Ускорение формирования государства в IX веке произошло из-за набегов хазар:

Северо-западные земли (Новгород) позвали варягов: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да приходите княжить и володейте нами». На просьбу откликнулся Рюрик.

На Юге варяжские князья Аскольд и Дир освободили полян (Киев) от хазарской зависимости, а так же от нападок древлян, печенег и волжских булгар.

879 г. – Смерть Рюрика.

Правление Олега (882-912):

-Цели:

---Распространение власти на все восточные племена.

---Выгодная продажа собранного в ходе полюдья добра.

-События:

879 г. – Стал новгородским князем.

---Пошёл на Киев (Юг), где убил киевских князей Аскольда и Дира и провозгласил Киев столицей.

882 г. – Стал Киевским князем.

---Победил ближайших соседей – древлян и освободил от хазарской зависимости северян и радмичей.

---Присоединил большую часть восточнославянских земель.

907 г. – Удачный поход на Царьград (Византию) и установление беспошлинной торговли.

911 г. – Новый удачный поход на Византию из-за нарушения условий договора о торговле и последующее установление ещё более выгодных торговых условий.

912 г. – Смерть от укуса змеи, выползшей и черепа его лошади.

-Итоги:

---Образование единого восточнославянского государства.

---Установление выгодных внешнеторговых связей.

2. Древнерусское государство в X-XI вв. Принятие христианства. Ярослав Мудрый. "Русская правда".

Игорь (912-945), сын Рюрика стремился сохранить единство межплеменной федерации, а так же защищал от набегов печенегов.

944 г. – 2 похода на Византию, но в итоге менее выгодный договор о торговли.

945 г. – Убит при сборе дани.

Ольга (945-957) – правление:

-Установила:

---Уроки – точный размер дани.

---Погосты – места сбора дани.

957 г. – Крещение Ольги в Царьграде.

Святослав (957-973), сын Ольги:

-Присоединил племя вятичей, разорив хазаров.

-Образование Тмутараканского княжества на Таманском полуострове.

968 г. – Захват ряда болканских поселений, Переславлец – объявелен новой столицей.

-Нападение печенегов на Киев, Святослав вернулся в Киев и разгромил печененгов и вернулся на Дунай.

971 г. (весна) – к Болгарии подошли лучшие войска Византии и входе кровавых боёв начались переговоры.

972 г. - возвращаясь в Киев Святослав был убит печенегами.

Сыновья Святослава:

-Ярополк (Киев).

-Олег (древлянская земля).

-Владимир (Новгород) Разгромил переставшее платить дань ополчения вятичей, кривичей и Полоцкое княжество. Организовал удачный поход на Волжскую Булгарию, мешавшую внешней торговле.

981 г. – Первое столкновение князя Владимира с Польшей, отвоёваны Червень и Пермешель.

-Постройка оборонительных рубежей на южных границах, для защиты от набегов от печенегов, что сделало невозможным внезапное нападение.

Причины крещения Руси:

-Удержать все славянские земли вместе.

-Укрепить международный авторитет Киевской Руси.

За помощь Византии, Владимир потребовал выдать за него Анну, дочь византийского императора Василия II, но тот потребовал, что бы Василий принял христианство и крестил страну.

988 г. – крещение всех киевлян

991 г. – крещение Новгорода после мятежа язычников.

Русская Правда – свод законов, который составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества.

Редакции Русской правды:

-Краткая правда, состоящая в свою очередь из Древнейшей правды (Правды Ярослава) (1024 г.) и Устава Ярославичей (1072 г.),

-Пространной правды (XII в) и

-Сокращенной правды (XIV-XV вв.).

Правда Ярослава. В первой статье Краткой Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного мужа. С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.

Само появление Русской Правды в начале XI в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что в, свою очередь, укрепляло его престиж, а, следовательно, и власть. (Вспомните былины о Владимире Красном Солнышке, которого прославляли за щедрость и нищелюбие). Таким образом, разложение рода, появление социальных изгоев, увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении Русской Правды, зафиксировавшей, а затем развивавшей традиционное, неписаное, т.н. обычное праву.

В уставе Ярославичей, являющейся второй составной частью Краткой правды, кровная месть уже запрещена, кроме того она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. В различных статьях Правды упоминаются челядь и холопы (рабы), а также смерды. Их жизнь в отличие от свободных защищается вирой в 5 гривен.

Княжеские люди – тиуны, огнищане (скорее всего управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов, стоили 80 гривен).

Есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений.

Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси. Некоторые положения Правды свидетельствовали об усилении позиций государства, собирающего, например, штрафы (виры) за выполнение судебных функций.

Уставе Владимира Мономаха (1113), входящий в состав Пространной Правды, фиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов, которых закон защищал от полного закабаления. Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество. Все это свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

studfiles.net

2.Формирование Древнерусского государства в 8-10 веке.

1. Предпосылки

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.

В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия , особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного ).

На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли .

В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины , которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную ). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило — производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так, наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра — резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата — хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования — Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IХ-Х вв.

2. Основные этапы складывания древнерусского государства

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров — княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ — середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорскиеплемена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Данные Повести временных лет.

Летописец Нестор.

Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла т.н. «борьба престижей»).

Варяги.

В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами» решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю — Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям — в Старой Ладоге), Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира — норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.

Аскольдова могила.

Норманнская теория происхождения древнерусского государства.

Эти летописные данные легли в основу т.н. «норманнской теории», разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя — «Русь». Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Руническое письмо.

Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варягов» он считал поздней, вымышленной под влиянием политической коньюктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой. «Русь» же, по его мнению, — производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик — реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморскихварягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя ( от финского ruotsi — гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой — быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников — печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий , завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает » погосты «, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали каких- либо качественных изменений. Так,в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытается он укрепить и языческую веру , а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху — вводит в 988 г. христианство . Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями , призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин — защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства: династическая (родовая) княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

3.Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.

В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

studfiles.net

Возникновение и развитие древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава (10-12 вв.). Роль христианизации Руси.

ТОП 10:

На территории нашей страны в 6-10 вв. жили восточные славяне: Вятичи, Поляне и другие. К 10 веку у восточных славян складывается клановое общество. Его становление завершается образованием древнерусского государства. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгороде утвердился Рюрик. После его смерти власть захватил Олег в 879 г., и в 882 г. он с помощью обмана захватил Киев, ставший центром объединенного государства. Древнерусское государство раннефеодальной монархии. Во главе государства стоял великий князь, а его сыновья, братья и дружинники осуществляли суд и сбор дани. Главной задачей страны являлась защита границы от набегов кочевников. В 991 г. князь Олег подписал с Византией первый международный договор. Древнерусское государство значительно укрепилось при князьях Игоре и Святославе, но подлинный рассвет Киевской Руси произошел при князе Владимире I. При нем все земли восточных славян объединялись в состав Киевской Руси. В 988 г. Владимир принимает христианство в качестве новой государственной религии. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальность единства Киевской Руси. Отвергнув примитивное язычество, Русь становилась равной другим христианским странам. Кроме того, принятие христианства сыграла большую роль в развитие русской культуры. В 11 в. в Киеве и Новгороде прошли народные восстания, вызванные усилением феодальной эксплуатации. Ярослав Мудрый сумел их подавить. Эти события заставили составить свод законов, получивший название «Правда Ярослава». К середине 11 в. на Руси утвердились феодальные отношения. Земля и основные средства производства находились в руках феодалов. Всё свободное население называлось «люди», а зависимое «закупы» и «рядовичи». Основной хозяйственной формой была «Вотчина», которая передавалась по наследству от отца к сыну. Владелец вотчины был боярин или князь. Древнерусское государство к 12 веку имело международное признание и являлось единым государством всех восточных славян.

 

 

Вариант 3

Образование Древнерусского государства.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. во главе с князем Кием (IV в .) Накануне образования Древнерусского государства существовало три крупных объединения славянских племен: Куябы(Киев), Славии(Новгород) и Артании.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Тогда там шла междоусобная борьба и новгородцы решили пригласить варяжских. В 862 г. Рюрик и 2 его брата были призваны на Русь.

Норманская теория (Г. Байер, Г. Миллир и А. Шлецер В XVIII в. ) Отсутствие на Руси предпосылок образования гос-ва. Факт призвания иноземной власти довольно типичен для Средневековья.

882 – образование Др Рус гос-ва .Олег захватил власть после Рюрика , убил в Киеве Аскольда и Дира и перенес столицу в Киев.

Были двух- и трехпольные севообороты.

Внутренняя торговля была развиты слабо , поскольку в экономике господствовало натуральное хоз. Из Руси вывозили: мед , воск, меха. Ввозили: вино, шелковые ткани, ароматные смолы приправы.

 

 

Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII–XIII вв.). (Билет 2)

Вариант 1

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичной системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любе-че принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волын-ское княжество; на северо-востоке — Владими-ро-Суздальское княжество; на северо-западе — Новгородская республика.Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья (крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжества слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.Владимиро-Суздалъское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милостни-ков, т. е. людей, зависящих от милости князя).Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя — «царь и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176— 1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237—1238 гг.Владимиро-Суздальское княжество стало колыбелью формирования великорусской народности и в недалеком будущем центром сплочения русских земель в единое Российское государство.Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Вла-димиро-Суздальского княжества), а торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой (представительство этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского вече. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок сложился после 1136г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода.Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.

 

Вариант 2



infopedia.su

Киевская Русь (10 - 12 вв.)

Завоевание и подчинение славянских племен новому политическому центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882 - 912) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912 - 945) подчинил своей власти улачей и тиверцев, Святослав (965 - 972) и Владимир (980 - 1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими болгарами. Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907), Игоря (941 - 944) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX - X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Важное значение имело принятие христианства (988) в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением Владимира закончился период становления Киевской Руси.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в X - XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.

Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы.

Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113 - 1125) и его сына Мстислава (1125 - 1132) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом.

Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей обострили классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале (1024), Киеве (1068, 1113), Ростово-Суздальском княжестве (1071).

Внешние отношения X - начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами.

zubolom.ru