Полотенце для «красного» угла - народные узоры. Древнерусское полотенце как нарисовать
Фотоотчёт нарисовать полотенце с узорами 5 класс
Скачать - нарисовать полотенце с узорами 5 класс ...
Скачать - нарисовать полотенце с узорами 5 класс
Описание нарисовать полотенце с узорами 5 класс
Как нарисовать рушник полотенце в русском стиле - Как научиться рисовать узоры Как рисовать узоры шаг. 5 класс Сайт учителя технологии и ИЗО! Как нарисовать полотенце в русском стиле. В сочетании с вертикальным направлением линий. Например, взгляните на красочные картины сверху. Какие геометрические фигуры вы хотите видеть на полотенце и каким. Как нарисовать полотенце с узорами для 5 класса. Очень интересна хохломская роспись различными узорами с цветочными узорами. Придется соединить элементы между собой с др. Совершенствовать приёмы работы с шаблонами. Вышивка на полотенце Все полотенца имели. Линии Жизни - это творческие страницы о людях, которые создают новые материальные. Практическая работа Окно деревенского дома. Как нарисовать русское полотенце с узорами. Как они красиво вышивали полотенце, с обычными. План - конспект урока изобразительного искусства в 5. Как нарисовать полотенце с русским орнаментом поэтапно - Роспись гжель: как рисовать. Приклейте небольшие куски толстого картона. Вы можете экспериментировать с различными узорами Вы можете сделать полотенце. На полосочке из подходящей плёнки нарисовать. Выкалывать иглу на 4 - 5 нитей ткани ниже. Ткаными узорами Полотенце с многоцветной. ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. Наверняка у вас завалялись надоевшие джинсы, которые и выбросить жалко, и носить скучно. Поэтому не огорчайтесь, если у вас не получится нарисовать портрет с первого раза Мастер - класс с пошаговым. Нужно взять подложку под ламинат и нарисовать. У меня выложено 5 Рабочая тетрадь по ИЗО 3 класс. Украшенные узорами полотенце с орнаментом нарисовать рисунок. Слева поставлю пирожковую тарелку с узорами с журнала или нарисовать. Выкройки Швейные Идеи Шитье Шапочка Блузки С Узорами. С течением времени представления человека о свете менялись 4. Войти Забыли пароль? Как нарисовать свою деревню. Традиции избы восходят к землянкам и домам. Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Беленькие перышки, Красный гребешок.
https://geometria.ru/communities/4861/albums/1022340
https://geometria.ru/communities/4861/albums/1022590
https://geometria.ru/communities/4861/albums/1023879
Альбом пуст. Загрузите фотографии.
geometria.ru
Секреты бабушкиного полотенца - изо, уроки
Тема: Секреты бабушкиного полотенца.
Цели урока: знакомство с особенностями карельского полотенца как хранителя древнейших образов и обрядов.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.
Развивающая: развивать навыки работы в аппликации, работы над композицией, эстетический и художественный вкус.
Воспитательная: воспитание уважительного, бережного отношения к культурному наследию предков.
Реквизиты: корзинка, полотенца (вафельное, махровое, льняное и старинные самотканые и вышитые полотенца Сегозерья), работы ребят предыдущих лет, каравай, солонка с солью, ватман с «лестницей успеха», таблица с знаками-символами.
Научно-методические пособия: компьютерная презентация «Карельские полотенцы».
Ход урока
Здравствуйте ребята! Я принесла вам интересный предмет. Вы можете узнать, что это такое, отгадав загадки. Учитель берет первую корзинку и загадывает загадки, если дети не отгадывают, загадывает вторую загадку.
Загадка 1.
Вафельное и полосатое, Гладкое и лохматое, Всегда под рукою — Что это такое?
Загадка 2.
Говорит дорожка — Два вышитых конца: — Помылся хоть немножко, Чернила смой с лица! Иначе ты, в полдняИспачкаешь меня.
Правильно - это полотенце. Учитель достает из корзинки полотенца (вафельное, льняное, махровое) разные виды полотенец, которые можно купить в магазине и старинные сегозерские полотенца.
Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно, наш сегодняшний урок будет посвящён полотенцу.
Ребята, я хочу предложить вам разбить эти полотенца на группы. Учащиеся должны разбить полотенца на группы: современные полотенца, которые встречаются в нашей жизни в обиходе в одну группу и старинные бабушкины полотенца в другую, если ребята не догадаются, можно подсказать используя наводящие вопросы.
Молодцы! Ребята, скажите, чем отличаются полотенца в этих группах? Ответы ребят. Учитель, выслушав ответы, подводит итог.
Правильно! В первой группе находятся полотенца, которые есть в каждом доме и которыми мы с вами пользуемся в нашей повседневной жизни. А во второй группе - старинные полотенца, полотенца наших бабушек.
В современном быту это привычный для нас всех предмет первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти. Рассказ учителя сопровождается презентацией.
Точно как появилось полотенце, ученые не знают, но предполагают, что произошло оно от пояса, изготовленного из ткани (Слайд2). Поверхность такого пояса увеличилась в ширину, и рисунок стал наноситься не вертикально как в поясе, а горизонтально. Простейшая форма полотенца – это полотно. Полотенца обычно изготавливали в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. (сл. 3)Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его вышивкой так, как это было принято в ее деревне. Сегозерские девушки, женщины ткали полотенца на ткацких станках в технике закладного ткачества (сл. 4) – это когда все детали цветного узора и белого фона (узоры ромбов, ступенчатых полос) выполняются самостоятельной нитью множеством челноков (показывает полотенце). Ткали и, используя технику браного ткачества (сл. 5), когда на основном белом фоне полотняного переплетения прокладывалась нить красного цвета по определенному рисунку (показывает полотенце).
Полотенца были двух видов: бытовые и праздничные (обрядовые).
Бытовые полотенца называли: (сл. 6) утиральник, рукотерка, плат, платок, ручник – ветошка они обычно висели при рукомойнике и были небольшого размера, предназначались для утирания лица или рук. У карел такие полотенца называли “кязипайкка” /”кязи” – рука, “пайкка” – плат/. – кусок полотенца без украшений (показывает полотенце без узора).
От бытовых полотенец следует отличать полотенца, применяемые в обрядовых действиях - рушники. Рушник – это вытканное и бережно вышитое женскими руками полотенце. От куска беленого полотна рушили (рвали) полосу длиной от 2 до 4 метров, отсюда и название пошло - рушник.
Рушник в доме - царь. Каждому рушнику – свое значение. Например:
Молельный рушник (сл. 7)- рушник с вышитой молитвой вывешивался над иконами в красном углу.
Крестильное полотенце (сл.8), вышивали для крещения ребенка. Его хранили всю жизни и при болезни ребенка заворачивали его в это полотенце.
Свадебные полотенца (сл.9) изготавливали из лучшего полотна. Их длина была от 2 до 4 метров, шириной 35-40 сантиметров.
Рукобитное (сл. 10) полотенце вышивали на сговор молодых. Его украшали особенно красиво и вешали на шею жениху. Это означало, что невеста просватана и жених кидал полотенце своей родне. Им украшали икону во время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозке. В карельской деревне также существовал обычай одаривать полотенцами родственников жениха, участников свадебного застолья. Полотенце соединяло молодых перед венцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие».
Полотенце играло большую роль в жизни человека.
Родился ребенок, (сл. 11) бабка повитуха принимает его на родильное полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда должна позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребенку (сл. 12) завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти, свивальник как его еще называли. Такое полотенце охраняло новорожденного от нечистой силы.
Полотенца в старину так ценили, что нередко расплачивались ими за работу или покупку. Так, например в Сегозерье, когда молодые шли в баню и возвращались из нее, кто-нибудь стрелял из ружья и стрелкам давали подарки – обычно полотенца. Одаривали и истопников бани. Им тоже дарили полотенца.
В Сегозерье была любопытная деталь: (сл. 13) все приданные полотенца «молодухи», так называли невесту в доме жениха, развешивали в избе, чтобы все могли полюбоваться на её работу. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки - всё это позволяло оценить трудолюбие аккуратность, вкус молодой женщины. Девушки и женщины подходили и разглядывали узоры, но трогать полотенца не полагалось, в «наказание» за это парни ловили девушек и целовали. Был и такой обычай свадебные полотенца стелили у входа в церковь, по нему шли молодые (сл. 14).Молодые в церкви на свадебные полотенце коленями вставали, такие полотенца крестами и голубками вышивали (позже этот обряд немного изменился, и полотенца стелили под ноги молодым).
Особую роль играло полотенце в погребально – поминальной обрядности. Вышитые или тканые полотенца вешали над головой покойного, которого клали в красном углу. Оно должно было оставаться висеть под иконами в течение сорока дней. Полотенца привязывали к дуге лошади в похоронном поезде. На них опускали в могилу гроб.
Все эти действия с полотенцем были широко распространены в карельских деревнях, в их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в качестве оберега, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков «родителей», внимательно наблюдавших за жизнью живых.
Такая символика полотенца исключила использование его для вытирания рук, лица, пола, посуды.
Ребята, вы обратили внимание, какие узоры изображены на наших полотенцах? Учитель выслушивает ответы и подводит итоги, приводя примеры на полотенцах и используя слайды презентации.
Чаще всего на тканых полотенцах встречаются геометрические мотивы, среди них ромбы разных размеров, полуромбы (треугольники), ромбы с многослойными краями и крючками на углах, ромбы с различными узорами внутри и вне фигур. Показывает примеры на полотенцах. Нередко ромбический орнамент сочетался с растительными узорами. В орнаменте можно увидеть разветвленное растение с крупными цветами, плодами. Среди геометрических узоров можно встретить мотивы восмиконечных звезд.
Всё это уже знакомые вам древние знаки-символы. Давайте вспомним эти знаки. Учитель вывешивает таблицу с символами. Работа по таблице.
Волнистая горизонтальная линия обозначает – воду, волнистая или пунктирная вертикальная линия говорит о дожде, а прямая горизонтальная линия рассказывает о земле. Солнце, огонь изображались кругом или кругом с крестом, или кругом с лучами, но иногда кругом с ромбом обозначали и землю (учитель демонстрирует таблицу с солярными знаками).
Так о чем же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и крестики? (Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о земле – о природных явлениях).
Ребята посмотрите на полотенца и попробуйте расшифровать увиденные нами знаки при помощи таблицы. Учитель раздает ребятам полотенца. Выслушиваются ответы детей.
Учитель подводит итоги ответов учащихся.
Совершенно верно. На полотенце, используя знаки-символы, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай.
Обратите внимание на то, какими цветами чаще всего украшалось полотенце? В основном – это красным, белым. Наверняка у этих цветов было символическое значение, давайте попробуем его определить (используем текст учебника). Вместе с детьми формулируем ответ:
Белый - свет, чистота, благо. Белый цвет олицетворяет в орнаменте женское начало.
(сл. 15) Красный - цвет солнца, огня, жизни, силы, красоты. Олицетворял мужское начало. Красные узоры в орнаменте воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
Поэтому на наших полотенцах целое пожелание – пожелание здоровья, счастья, благополучия и достатка!
Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта – полотенца.(сл.16)
А теперь давайте представим, что наш белый лист – это льняная отбеленная ткань и попробуем выполнить свой эскиз полотенца, постараемся создать композицию из знаков-символов. (сл.17)Для этого нам с вами понадобится еще бумага красного цвета и клей. Работать будем в технике аппликации, но перед началом работы продумаем композицию. Для примера можно посмотреть работы ребят предыдущих лет. Учитель показывает работы ребят прошлого года. Во время работы соблюдайте аккуратность, осторожность в обращении с ножницами и клеем.
Для начала давайте вспомним приемы складывания бумаги для вырезания, повторяющегося или симметричного узора. Учитель помогает вспомнить тем, кто позабыл складывание бумаги. Ребята работают самостоятельно, создавая свои композиции.
В конце урока на доске организуется выставка готовых работ. Работы ребята будут размещать на «Лестнице успеха».
Ну, а сейчас каждый из вас пройдет к доске с «Лестницей» и поместит свой эскиз там, где считает нужным. Если вы считаете, что урок вам понравился, все на уроке было понятно, вы узнали что-то новое, и ваша работа у вас получилась, то размещаете свой эскиз на самой верхней ступени. Если же вам что-то было не понятно, что-то не получилось, размещаете свой рисунок на второй ступени. Ну и если вам ничего не понравилось, вам было не интересно - на последней ступени.
Ребята обсуждают, насколько грамотно они выполнили свои работы по критериям:
создан ли образ
композиционное решение
цветовое решение (помогает ли цвет раскрыть образ, символика цвета)
чистота исполнения
Сегодня мы с вами узнали, что полотенце - обрядовая вещь, но не все обряды дошли до наших дней, многие остались в прошлом, но один обряд мы с вами все-таки выполним.
Ребята вспомните, как на Руси встречали дорогих гостей? Правильно! Хлебом и солью.
И мы по русскому обычаю тоже приготовили нашим гостям хлеб-соль. Выходит девушка в карельском костюме с караваем в руках. Женя, поднеси каравай нашим гостям! (присутствующие учителя и родители угощаются хлебом-солью). И полотенце под караваем у нас не простое, а самотканое! Давайте поприветствуем наших гостей хлебом и солью. Всем спасибо!
Русская народная вышивка | Страна Мастеров
В конце 1 четверти у меня был открытый урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Русская народная вышивка" (программа Б.М. Неменского).Хочу показать наши работы:Моё полотенце. Готовясь к уроку, захотелось показать детям и свою работу: вышивка (центральный узор), ленточный орнамент выполнен на швейной машине.
2.Детские работы.
3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.Может, кому-нибудь пригодится мой опыт - выставляю шаблоны кружев (моя разработка)
13.Этот лист и шаблоны раздавала на каждую парту.
stranamasterov.ru
Полотенце для «красного» угла - народные узоры. Вышивка гладью своими руками
Материалы и инструменты:
Полотенце из ткани полотняного переплетения разреженной структуры, 45 см х 1,5 м / Мулине красного, зеленого и синего цвета / Пяльцы, наперстокСложные узоры рождаются порой из сочетания очень простых и хорошо известных швов. Невероятное разнообразие можно выполнить одним из самых распространенных - «вперед иголку».
Вышейте полотенце швом «роспись» (см схему 1) мулине в 4 сложения. Он имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной сторонах Каждый горизонтальный и вертикальный стежок размером около 5 мм описывает квадрат с определенным числом нитей по основе и утку ткани, а наклонный стежок является диагональю этого квадрата.
Рисунок на материал можно не переводить, а вести точный отсчет нитей ткани. Вышивайте «роспись» в два приема (см. схему 2а-в). Сначала слева направо швом «вперед иголку» (один лицевой, один изнаночный стежок) прошейте весь ряд узора от начала до конца (от одного края полотенца до другого). Затем выполните шов в обратном направлении, заполняя промежутки между лицевыми стежками. Ответвления на линии ряда вышейте полностью при первом проходе шва. При этом ни один стежок не должен повториться дважды
Край полотенца отделайте декоративной дорожкой (см. схему 3). Выдерните из ткани две нити с расстоянием между ними 0,8-1 см. Проложите по их следу (швом «вперед иголку») равномерные стежки размером 3 мм в шахматном порядке Не прокалывая ткани, обвейте эти стежки нитью в 6 сложений другого цвета (по схеме 3).
Материал взят из журнала "Ручная работа"
www.ruchnoi.ru