Презентации к уроку изобразительного искусства для учащихся 5 класса "Полотенце - древний оберег". Древнерусское полотенце 5 класс


Презентации к уроку изобразительного искусства для учащихся 5 класса "Полотенце - древний оберег"

Тема урока «Русская народная вышивка» Полотенце - древний оберег Автор: учитель ИЗО МБОУ СОШ № 9 г. Иркутск Аксеновская Е.М.

Тема урока

«Русская народная вышивка»

Полотенце - древний оберег Автор: учитель ИЗО МБОУ СОШ № 9 г. Иркутск Аксеновская Е.М.

Солярные знаки

Солярные знаки

Значение цвета Красный Белый Желтый Черный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. цвет символизировал солнце цвет символизировал землю

Значение цвета

цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало.

цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял

женское начало.

цвет символизировал солнце

цвет символизировал землю

Вышивка на полотенце Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую. На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов. Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Вышивка на полотенце

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Солнце

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Земля

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Макошь Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Макошь

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Птица

Птица

  • Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Конь

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Дерево

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Вода

Вода

  • Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
Название и предназначение полотенца

Название и предназначение полотенца

  • Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.
Родильное полотенце

Родильное полотенце

  • Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
Поясок для новорождённого На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти –оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе. Свивальник Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

Поясок для новорождённого

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти –оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Свивальник

Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

Вытиральное полотенце

Вытиральное полотенце

  • У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
Свадебное полотенце

Свадебное полотенце

  • На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.
Погребальное полотенце И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. Знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.

Погребальное полотенце

  • И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.

Современные полотенца Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение и сейчас они не утрачены

Современные полотенца

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение и сейчас они не утрачены

Электронные образовательные ресурсы

Электронные образовательные ресурсы

  • https://yandex.ru/images/ search?text =« Русская%20народная%20вышивка»& stype = image&lr =63&noreask=1&source=wiz
  • http:// ethnoboho.ru/slavyanskiy/russkaya-narodnaya-vyshivka-osnovnye-aspekty.html
  • http:// mirznanii.com/a/123120/russkaya-narodnaya-vyshivka
  • https:// vishivashka.ru/tehnika/russkaya_narodnaya_vyshivka.php

kopilkaurokov.ru

Русская народная вышивка. Полотенце.

Тема: Русская народная вышивка. Полотенце.

Цель урока: Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Задачи: Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.

Воспитывать бережное отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.

Оборудование и материалы:

1.Схемы-таблицы с мотивами орнамента.

2.Таблицы с изображением знаков-символов.

3.Художественные материалы для работы.

4.Подбор иллюстраций с изображением вышитых полотенец.

Ход урока.

( на доске оформлена ярмарка вышитых полотенец.)

1.Орг.момент.

Проверка готовности к уроку.(альбомы,карандаши,акварельные краски,ножницы,клей).

Презентация «Русская народная вышивка.Полотенце»

В-?. Есть у каждого в квартире,

И побольше и пошире

Вафельное и полосатое

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою-

Что это такое?

О. - Полотенце.

В-? Для чего нужны полотенца? ( Использовать в быту).

В-? Какие полотенца называют бытовыми?

О.- ( Бытовые полотенца, полотенца небольшого размера, предназначенные для «утирания лица и рук»).

В-? А как их называли в старину? Вы должны были посмотреть по словарю Даля.

Ответы детей.

Их называли рушники.

Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде.

А) по количеству в помещении.

В-? А где сейчас можно встретить такие рушники?

Б). По размеру.

( Сейчас они меньше размером).

В). Будете ли вы сейчас вытирать руки такими полотенцами?

Ответы детей.

В-? Почему?

В-? А кто мне может сказать тему нашего урока?

Тема: Русская народная вышивка. Полотенце.

Ребята, чем праздничные полотенца отличаются от бытовых?

О.- Наличием вышивки.

В-? Что такое вышивка?

Вышивкой называют – украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

В-? Зачем украшают изделия вышивкой?

Вышивка- это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в вышивке- значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

В-? Что украшают вышивкой?

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода(скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники.)

Одежда человека должна быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла. Поэтому основная функция одежды – обереговая.

Простая вещь -полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь, от рождения до смерти.

Родился маленький человек, бабка повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, еще будучи в девушках, уже тогда должна позаботится о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг- символ солнца и бесконечности.» Распоясался»,- значит открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, или когда гадали. Ребенка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани.

Пеленали до тех пор, пока мать удерживала двумя руками и коленкой. Не удерживала- значит одевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материнства защищал младенца.

У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищение водой. Утром-от ночных страхов и ужасов, вечером-от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом,где ромбы где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат. В разнообразии в русской вышивке встречается знак, несущий в себе символику солнца-солярный знак. Прежде всего, это бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него.

В-? Ребята, а какие еще знаки – символы вы уже знаете?

-Правильно, это знаки воды, плодородия, дома, и т.д.

Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).

Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками ( Пимоненко Николай Корнилович «Сваты»).

В-? А где ещё в наше время мы встречаем красивые вышитые полотенца?

Правильно, конечно на крестинах. На свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль.

В-?Вспомните, что вышито на этих полотенцах?

Молодцы, такие полотенца украшают вышитые птицы. Образ птицы – это символ счастья. А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе. И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Оберег по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе. Если вы обратили внимание, что вместе с вышивкой в качестве украшения полотенец используются кружева.

Цветовая гамма различна – от однотонной (белыми нитками на белом), до цветной (красными нитками на белом, цветными шелковыми нитками на белом). Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленые цвета.

В-? Ребята, Вы обратили внимание, что орнамент вышивки встречался только по краю полотенца?

В-? А что такое орнамент?

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.

Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберегом.

Задание на закрепление материала.

Пройти к доске и разместить знаки-символы на полотенце.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распостраненного и древнего предмета народного быта-полотенца.

Практическая работа.

А теперь каждый из вас выполнит эскиз вышитого полотенца.

Практическая работа.

1.Для работы вам понадобятся два альбомных листа, карандаш, краски, ножницы, клей.

На первом листе выполним эскиз вышивки.

ВТРОЙ – ПОНАДОБИТСЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КРУЖЕВ. (формат на котором выполняем эскиз, необходимо расположить вертикально).

2. Составление основного орнаментального мотива

3. Дополнительные орнаментальные группы.

4.Выполнение кружев.

5. Оформление работы.

(Во время работы необходимо провести физзарядку.)

А чтобы работа у вас спорилась быстрее, нам сегодня поможет народная музыка.

(Работа на фоне музыки).

Анализ работ.

План анализа:

  1. Композиционное решение.

  2. Цветовое решение.

  3. Наличие знаков символов.

  4. Аккуратность.

  5. Объем выполненной работы.

Рефлексия.

Что нового узнали?

Что было интересно?

Подведение итога урока.

Самостоятельно оцениваю смайликами.

5-красный

4-синий

3-зеленый.

Домашнее задание.

Уборка рабочих мест.

multiurok.ru

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце»

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце» Разработала учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №20 г. Абакан Тимошенко Елена Николаевна  Конспект урока Педагог (Ф.И.О.) Тимошенко Елена Николаевна  Предмет   изобразительное искусство Класс  пятый Цели урока:  (образовательные, развивающие, воспитательные) Дать учащимся возможность выявить характерные особенности символического значения полотенца; сформировать умение создавать узоры вышивки по собственному замыслу, используя разнообразные приемы вырезания из бумаги. Углублять эстетические познания о народном декоративно - прикладном искусстве; развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре. Задачи урока: Помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки; Формировать умение выстраивать  орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы. Проявлять уважительное отношение к народному искусству. Выявлять характерные особенности вышивки на полотенце, создавать узоры  по собственному замыслу,  используя орнаментальную символику (ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги). Тип урока:  комбинированный Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная. Оснащение урока: магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок У ученика: бумага в клетку, фломастеры. Ход урока: Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверить отсутствующих в классе. Сообщение темы и целей урока. Основная часть: Повторение. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека. Постановка художественной задачи. Практическое выполнение задания. Подведение итогов, выставка работ. Работа с тестами 1Русский срубленный жилой дом. а) кремль; б) терем; в) палаты; г) изба 2. Бревно, венчающее кровлю русской избы. а) причелина; б) охлупень; в) полотенце; г) рубель 3. Как называлась лавка в русской избе в виде длинного ящика с крышкой? а) конник; б) столешник; в) оберёг; г) рубель Доска, идущая по свесу крыши, деталь декоративного убранства русской избы. а) охлупень; б) столешник; в) полотенце; г) причелина. 5. Как в восточнославянской мифол

educontest.net

План-конспект урока по изобразительному искусству (ФГОС). "Полотенце" (5 класс)

План-конспект урока по изобразительному искусству (ФГОС).

"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце"

http://metodisty.ru/templates/tmpl_uni/images/spacer.gif

 

http://metodisty.ru/templates/tmpl_uni/images/spacer.gif

 

Конспект урока

Педагог (Ф.И.О.) Деунежева Евгения Николаевна 

Предмет   изобразительное искусство

Класс  пятый

Тема урока:  Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце

Цели урока:  (образовательные, развивающие, воспитательные)

  1. Дать учащимся возможность выявить характерные особенности символического значения полотенца; сформировать умение создавать узоры вышивки по собственному замыслу, используя разнообразные приемы вырезания из бумаги.

  2. Углублять эстетические познания о народном декоративно - прикладном искусстве; развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.

  3. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре.

Задачи урока:

  1. Помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки;

  2. Формировать умение выстраивать  орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.

  3. Проявлять уважительное отношение к народному искусству.

  4. Выявлять характерные особенности вышивки на полотенце, создавать узоры  по собственному замыслу,  используя орнаментальную символику (ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги).

Тип урока:  комбинированный

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи русской инструментальной музыки.

 

 

Этапы урока

 

Содержание этапа

  1. 1. Организационный

 

Цель для учителя: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку учащихся к общению и предстоящему занятию

Цель для учащихся:

 

Настрой на учебную деятельность, на  продуктивную подготовку к уроку.

 

Задачи:

 

  • Создать благоприятную атмосферу в классе, способствующую усвоению и применению знаний.

  • Подвести учащихся к пониманию цели урока, реализации знаний.

 

 

Ход работы этапа: Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания, создание эмоционального настроя на урок. Мотивация к учебной деятельности.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная (выполняют самооценку готовности к уроку)

Функция преподавателя на данном этапе: организационная

Показатели выполнения учебных задач этапа:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Учитель:

 

Инструмент бывалый-

Не большой, не малый.

У него полно забот

Он и режет, и стрижет.  (ножницы) Покажите их.

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов …(цветной бумаги)

 

Чтобы два листа скрепить,

Ты его не пожалей,

Нужно на листок налить

Липкий канцелярский …(клей)

- Ребята, сегодня мы  очередной раз погрузимся в фантастический мир изобразительного искусства и поработаем в нашей творческой мастерской.

Метод мотивации: словесно – иллюстративный.

Длительность этапа: 3 минуты

 

Проверка домашнего задания

Цель для учителя: Актуализировать опорные знания и умения. Организовать работу по повторению изученного материала, выявить возможные затруднения, помочь их ликвидировать; развитие  творческих способностей учащихся

Цель для учащихся:

Актуализировать знания прошлых уроков.

Задачи:

  • Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания

  • Поддержать у учащихся интерес к уроку.

 

- Вспомните, пожалуйста, что было задано на дом?

(Ответы детей: подобрать и принести иллюстративный материал  орнаментов русской народной вышивки.)

Давайте оформим доску иллюстрациями, которые вы подобрали. (Учащиеся прикрепляют иллюстративный материал на доску)

Методы организации работы:

 

  1. Фронтальная работа по основным вопросам ранее изученных  тем.

Какие древние образы  в народном искусстве вы знаете?  Как все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином? Каким образом человек выражал свои представления о мире?

 

Форма работы на данном этапе фронтальная.

Методы мотивирования: предлагается учащимся на примере  приготовленных изображений орнаментов русской народной вышивки, принесенных из дома,  раскрыть смысл ранее изученных понятий.

Критерии оценивания выполнения домашнего задания:

«Отлично» - на уроке учащийся активно поднимает руку, дает правильные ответы, без затруднения приводит аргументы по теоретическим вопросам.

«Хорошо» - учащийся не может свободно, без затруднения ориентироваться в причинно следственных связях материала домашнего задания

«Удовлетворительно» - учащийся испытывает затруднения при ответите на основные вопросы темы, не отвечает на дополнительные вопросы.

«Неудовлетворительно» - учащийся не владеет понятийным аппаратом по теме, не понимает задание.

Длительность этапа: 5 минут

 

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель:

Создать условия для активного и сознательного усвоения  нового материала

Задачи этапа:

  • Организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

  • Сформировать целенаправленный характер учебой деятельности.

  • Помочь учащимся сформулировать цель и выбирать конкретные средства ее достижения.

На столе у учителя стоит ларец.

-  Ребята, а как вы думаете, почему вы дома подбирали материал именно об орнаментах русской народной вышивки? Прежде, чем вы ответите на этот вопрос,  я бы хотела загадать вам загадку, отгадка на которую лежит в волшебном ларце:

 

Есть у каждого в квартире,

И побольше, и пошире.

После ванны, после душа,

Вас обнимет и просушит.  (Полотенце)(Ответы детей)-   Правильно, ребята. А тема урока так и звучит: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце». И главная цель урока научиться создавать  собственные  орнаменты  русской народной вышивки  на полотенце в технике аппликации.

(Учитель достает русское вышитое полотенце из ларца и закрепляет его на доске)

Обратите внимание на эпиграф к уроку: « К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». А.Б.Салтыков Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством?

(Ответы детей)

- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.

Показатели выполнения учебных задач этапа: Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; - эффективность восприятия и осмысления нового материала; - понимание учащимися  практической значимости изучаемого материала.

Длительность этапа: 3 минуты

Усвоение новых знаний

Цель для учителя:

Организовать и направить деятельность учащихся на усвоение знаний о символическом значении полотенца. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

 

Задачи:

  • Дать учащимся конкретное представление о символическом значении полотенца, мотивах орнамента на нем

  • Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала.

.

Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

Формы и методы представления нового материала: использование информационных технологий.

Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека с использованием презентации.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц.

Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное  узоречье всем на радость.

 

 

 

 

 

Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

 

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни.

Взгляните, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки: здесь и птица-пава с пышным хвостом.

Женская  фигура с поднятыми вверх руками - это изображение матери- земли. Она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Женская фигура с поднятыми вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека

 

На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они непохожи на своих природных собратьев. В народной вышивке встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках - древо жизни.

 

Цвет на полотенце имеет своё значение. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью в деревне.

 

Показатели выполнения учебных задач этапа:

Критерием выполнения дидактических задач служит качество ответов учащихся и их действия в процессе беседы, активное участие в подведении итогов беседы.

Длительность этапа: 10 минут

 

Закрепление новых знаний.

Цель для учителя:

Первичная проверка степени усвоения учебного материала; углубление знаний о символике и орнаменте русского полотенца.

Цель для учащихся:

Умение выполнить узор вышитого полотенца в технике аппликации, демонстрируя полученные знания и умения.

 

Задачи:

  • Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

  • Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

  • Выработать соответствующие навыки и умения.

  • Создать ситуацию успеха, возможность демонстрации своих достижений через выставку работ.

Первичная проверка понимания изученного:

- Давайте попытаемся обобщить знания, которые вы только что получили. А поможет нам в этом Кубик Блума.

(На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика, остальные стараются дать правильный ответ)

-Молодцы, вы хорошо усвоили теоретический материал.

Ребята, чтобы немного отдохнуть я предлагаю выполнить физминутку. 

Теперь вы отдохнули и готовы работать дальше.

Применения изученного, контроля, самоконтроля:

Творческая мастерская.  Самостоятельная работа учащихся. Постановка художественной задачи.

А теперь каждый из вас пусть выполнит свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.  Постарайтесь  размерами, цветом выделить главный мотив, дополните  его орнаментальными рядами, которые выстройте  из ритмически повторяющихся знаков – символов. Работать будем в технике аппликации.

Прежде чем начнем работать давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем, а также приемы складывания бумаги для вырезания  повторяющегося или симметричного узора.

 

Практическое выполнение задания.

Музыкальное сопровождение   (русская народная музыка. Приложение №3). Учащиеся самостоятельно работают.  Учитель редактирует, корректирует деятельность.

Длительность этапа: 20 минут

Итог урока.

Цель для учителя:

Подвести итог урока. Дать оценку работы учащихся на уроке.  Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся:

уметь анализировать и оценивать собственную работу и работу других учащихся. Понимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Задачи:

  • Провести анализ работы учащихся на уроке;

  • Объяснить учащимся цель домашнего задания и способы его выполнения

 

На доске организовывается экспресс - выставка работ учащихся.  Учащиеся совместно с учителем оценивают качество выполненных работ, аккуратность, высказывают свое мнение. Итогом является оценивание работ в процессе совместного обсуждения.

Молодцы!  Ребята, посмотрите,  какие замечательные полотенца  вы сегодня создали. Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленную задачу?  (Ответы детей)

А в нашей повседневной жизни можно ли найти применение такому полотенцу?

(Ответы детей)

Ребята, а что бы подвести итог работы нашей мастерской, давайте поиграем в игру «Закончи предложение».   Сегодня на уроке я узнал ….  Больше всего мне понравилось…          (проводим рефлексию)

Дифференцированное домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей учащихся:

  • Найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам

  • Подготовить сообщение на тему: «Традиционная одежда разных народов».

  • Подготовить презентацию на тему «Народный праздничный костюм»

Показатели выполнения учебных задач этапа:

Обязательное  выполнение этапа в границах урока, до звонка.

Длительность этапа: 4 минуты

 

infourok.ru

Конспект урока по теме:"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце."

Задача: Помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки.

Цели:

  • Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
  • Развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.

Литературный ряд: Русская народная песня, стихотворение «Орнамент» Б.Дубровин.

Зрительный ряд:

  1. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов;
  2. Таблица с изображением знаков-символов;
  3. Иллюстрации с изображением вышитых полотенец;
  4. Вышитые полотенца, салфетки.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Оборудование: бумага, ножницы, кисть, краски.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
  2. Повторение пройденного материала.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о русской прялке, о ее росписи, о русской избе).

- А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (красный угол).

- Что находилось в красном углу? (образа, украшенные вышитым полотенцем)

 

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о символике древних образов, какими вышивками украшали в старину на Руси полотенца.

 

4. Объявление нового материала.

- Посмотрите какие красивые полотенца, салфетки, скатерти сегодня я приготовила для вас, все они украшены вышивкой

- Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.

- Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).

- Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.

Чтение стихотворения.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

На доске чаша-календарь.

- Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.

- Рассмотрим ее внимательно.

- Кто из вас сможет прочесть, что же древние пытались рассказать языком орнамента на этой чаше?

- Да, здесь волнистые линии, полоски, но это не просто линии и полоски. Волнистые линии сверху символизируют воду, косые – это изображение дождя, а снизу горизонтальные линии с точками обозначают землю.

Да, древняя чаша, а на ней представлена картина мироздания.

Ведь наши древние предки-славяне были издавна земледельцами, вот почему их помыслы были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их народа.

Наш предок обожествлял Солнце, Небо, Землю: воспринимал их как живые существа и всегда обращался к ним с поклоном за помощью

 - Жизнь природы меняется: зимой – все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает.

И все это зависит от великого и могущественного светила? (Солнца).

Солнце считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, Теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше! Краснопогодное, лето хлеборобное!»

- А чтобы солнце светило, надо изобразить это желание.

- Как же изображали солнце в орнаменте?

Показ знаков солнца (таблицы).

- Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части – это тоже знак солнца. Почему?  (в году четыре времени года).

- Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом и вот такими символами (показ).

По представлению наших предков с наступлением нового года, возрождалось новое солнце, выезжало на небо в колеснице, запряженной златогривыми конями. Их изображали и на прялках, и в резном узорочье избы, и, конечно же в вышивках. (показ таблиц).

- Ребята, сегодня мы более подробно поговорим о полотенце, рушнике, как его называли в старину.

Ведь именно полотенце обязательно вышивалось, украшалось теми символами, о которых мы говорим.

- Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать.  Будучи еще в девушках, уже тогда должна была она позаботиться о своем малыше, вышивая полотенце богатой защитной символикой, т.е. оно служило прежде всего оберегом.

- На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска – получился круг. А что это за символ? (конечно, Солнца, символ бесконечности).

«Распоясался» - значит открыт нечистой силе. Поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда умирал человек.

Так же существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталостей. Утром лицо утиралось нижним концом полотенца, где ромбы создавали композицию восхода, вечером наоборот – верхним концом, где композиция символизировала закат.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же отпускают в могилу.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространенного и древнего предмета народного быта – полотенца.

- Ребята, а где еще в наше время мы встречали красивые вышитые полотенца? (правильно, конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль).

На таких полотенцах вышивают птиц. А почему? (образ птицы – символ счастья). А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.

- Посмотрите, каких стилизованных птиц можно вышить на полотенце.

Показ образа птицы

(показ вышитого полотенца)

Женский образ (таблицы).

 - Это очень значимая фигура в вышитых узорах. Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и мать-землю, и мать природы. И как этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит по солнечному диску. Посмотрите как угловата женская фигура, сильные плечи и крепкие руки.

- А вот и оно – древо жизни (таблица).

У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись. У поляков – липа, у украинцев – тополь. А у русских? (конечно же, береза).

Люди поклонялись тем деревьям, которые росли в том месте, где они жили, деревьям, которые они знали.

Очень часто в вышивках встречаются узоры с древом жизни и сидящими около него птицами (таблица).

Древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – это символ добра и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

-А это образ коня

-конь – первый помощник крестьянина – земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека и животных.

Образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков т.е. это олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

- Итак, мы можем сделать вывод: что все символы несут в себе глубокий человеческий смысл, связанный с жизнью, счастьем и благополучием. Мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, понять смысл, расшифровать древние узоры и орнаменты. Сегодня мы с вами будем в роли народных умельцев. Вы станете создателями узоров, знаков, орнаментов.

Мы будем выполнять импровизацию на тему древних стилизованных образов в узорах вышивок, выстраивая символические элементы в целостный орнаментальный узор.

Показ детских работ.

- В центре расположите главный орнаментальный мотив: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, ее плодородия.

- Скажите, каким цветом мы будем выполнять орнаменты? (красным по белому фону).

Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, мужество – мужское начало, а белый – нежность, чистоту – женское начало.

5. Практическая работа.

Сначала необходимо вырезать узор по краю листа, а затем заполнить его орнаментальными узорами.

Учитель читает русскую народную песню.

На горе стоит елочка,

Под горой стоит светелочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке.

Тут сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке – иголочку.

Она шила, красна девица,

И по плису и по бархату.

Она шила, красна девица,

И по белому да коленкорчику,

По атласной алой ленточке.

Шила девица приданое,

Что приданое немалое

6. Анализ детских работ.

7. Итог урока

 -Что вы узнали нового и интересного узнали на уроке?

-Какими символическими образами украшались полотенца в старину?

-О чем хотели сказать рукодельницы вышивая птиц?, а солнце?

    8. Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации с русскими народными костюмами. Принести краски, кисти, альбом, ножницы.

Просмотр содержимого документа «Конспект урока по теме:"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце." »

Урок изобразительного искусства в 5 классе

по программе Б.М.Неменского

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Задача: Помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки.

Цели:

  • Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

  • Развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.

Литературный ряд: Русская народная песня, стихотворение «Орнамент» Б.Дубровин.

Зрительный ряд:

  1. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов;

  2. Таблица с изображением знаков-символов;

  3. Иллюстрации с изображением вышитых полотенец;

  4. Вышитые полотенца, салфетки.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Оборудование: бумага, ножницы, кисть, краски.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  2. Повторение пройденного материала.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о русской прялке, о ее росписи, о русской избе).

- А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (красный угол).

- Что находилось в красном углу? (образа, украшенные вышитым полотенцем)

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о символике древних образов, какими вышивками украшали в старину на Руси полотенца.

4. Объявление нового материала.

- Посмотрите какие красивые полотенца, салфетки, скатерти сегодня я приготовила для вас, все они украшены вышивкой

- Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.

- Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).

- Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.

Чтение стихотворения.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

На доске чаша-календарь.

- Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.

- Рассмотрим ее внимательно.

- Кто из вас сможет прочесть, что же древние пытались рассказать языком орнамента на этой чаше?

- Да, здесь волнистые линии, полоски, но это не просто линии и полоски. Волнистые линии сверху символизируют воду, косые – это изображение дождя, а снизу горизонтальные линии с точками обозначают землю.

Да, древняя чаша, а на ней представлена картина мироздания.

Ведь наши древние предки-славяне были издавна земледельцами, вот почему их помыслы были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их народа.

Наш предок обожествлял Солнце, Небо, Землю: воспринимал их как живые существа и всегда обращался к ним с поклоном за помощью

- Жизнь природы меняется: зимой – все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает.

И все это зависит от великого и могущественного светила? (Солнца).

Солнце считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, Теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше! Краснопогодное, лето хлеборобное!»

- А чтобы солнце светило, надо изобразить это желание.

- Как же изображали солнце в орнаменте?

Показ знаков солнца (таблицы).

- Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части – это тоже знак солнца. Почему? (в году четыре времени года).

- Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом и вот такими символами (показ).

По представлению наших предков с наступлением нового года, возрождалось новое солнце, выезжало на небо в колеснице, запряженной златогривыми конями. Их изображали и на прялках, и в резном узорочье избы, и, конечно же в вышивках. (показ таблиц).

- Ребята, сегодня мы более подробно поговорим о полотенце, рушнике, как его называли в старину.

Ведь именно полотенце обязательно вышивалось, украшалось теми символами, о которых мы говорим.

- Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи еще в девушках, уже тогда должна была она позаботиться о своем малыше, вышивая полотенце богатой защитной символикой, т.е. оно служило прежде всего оберегом.

- На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска – получился круг. А что это за символ? (конечно, Солнца, символ бесконечности).

«Распоясался» - значит открыт нечистой силе. Поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда умирал человек.

Так же существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталостей. Утром лицо утиралось нижним концом полотенца, где ромбы создавали композицию восхода, вечером наоборот – верхним концом, где композиция символизировала закат.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же отпускают в могилу.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространенного и древнего предмета народного быта – полотенца.

- Ребята, а где еще в наше время мы встречали красивые вышитые полотенца? (правильно, конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль).

На таких полотенцах вышивают птиц. А почему? (образ птицы – символ счастья). А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.

- Посмотрите, каких стилизованных птиц можно вышить на полотенце.

Показ образа птицы

(показ вышитого полотенца)

Женский образ (таблицы).

- Это очень значимая фигура в вышитых узорах. Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и мать-землю, и мать природы. И как этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит по солнечному диску. Посмотрите как угловата женская фигура, сильные плечи и крепкие руки.

- А вот и оно – древо жизни (таблица).

У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись. У поляков – липа, у украинцев – тополь. А у русских? (конечно же, береза).

Люди поклонялись тем деревьям, которые росли в том месте, где они жили, деревьям, которые они знали.

Очень часто в вышивках встречаются узоры с древом жизни и сидящими около него птицами (таблица).

Древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – это символ добра и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

-А это образ коня

-конь – первый помощник крестьянина – земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека и животных.

Образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков т.е. это олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

- Итак, мы можем сделать вывод: что все символы несут в себе глубокий человеческий смысл, связанный с жизнью, счастьем и благополучием. Мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, понять смысл, расшифровать древние узоры и орнаменты. Сегодня мы с вами будем в роли народных умельцев. Вы станете создателями узоров, знаков, орнаментов.

Мы будем выполнять импровизацию на тему древних стилизованных образов в узорах вышивок, выстраивая символические элементы в целостный орнаментальный узор.

Показ детских работ.

- В центре расположите главный орнаментальный мотив: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, ее плодородия.

- Скажите, каким цветом мы будем выполнять орнаменты? (красным по белому фону).

Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, мужество – мужское начало, а белый – нежность, чистоту – женское начало.

5. Практическая работа.

Сначала необходимо вырезать узор по краю листа, а затем заполнить его орнаментальными узорами.

Учитель читает русскую народную песню.

На горе стоит елочка,

Под горой стоит светелочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке.

Тут сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке – иголочку.

Она шила, красна девица,

И по плису и по бархату.

Она шила, красна девица,

И по белому да коленкорчику,

По атласной алой ленточке.

Шила девица приданое,

Что приданое немалое

6. Анализ детских работ.

7. Итог урока

-Что вы узнали нового и интересного узнали на уроке?

-Какими символическими образами украшались полотенца в старину?

-О чем хотели сказать рукодельницы вышивая птиц?, а солнце?

8. Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации с русскими народными костюмами. Принести краски, кисти, альбом, ножницы.

kopilkaurokov.ru

Урока технологии по теме "Тайны старинного кубанского полотенца". 4-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с символическим значением кубанского полотенца, мотивами орнамента на нём.
  • Развивать эстетический художественный вкус, творческую активность, навыки работы и умения выполнять действия по заданному алгоритму в аппликации.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к малой Родине и её культуре.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, кубанские полотенца, цветная бумага, трафареты (женская фигура, птица, конь, древо и др.), ножницы, ватман, клей ПВА, линейка, карандаш.

Форма организации урока – работа в творческих группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений - Мы вместе сочиним урок!

II. Сообщение темы и ЦЕЛИ УРОКА.

Слайд № 3

- Отгадайте кубанскую загадку и вы узнаете вещь - о тайне которой мы сегодня будем говорить на уроке. Висит на кухнэ тэлэпается всяк за нэго хватается.

Слайд № 4

- подсказка

Тенлоцепо

Слайд № 5

- отгадка

(полотенце)

III. Беседа.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о полотенце.

Простая вещь - полотенце.

Слайд № 6

На вид орнамент не приметен, Но он столетия живёт Не зря его на белом свете Народ издревле бережёт. Быть может, нитками зигзаги В узоре вытканы не зря. И мы с тобою видим знаки Славянского календаря. Б.Дубровин.

Вы скажете, что в нем есть такого, из-за чего его надо изучать. Но если заглянуть в прошлое, то окажется, что оно сыграло большую роль в жизни наших предков.

Давайте мысленно перенесемся в те далекие времена.

Слайд № 7

Представим себе хату. Войдя в неё мы бы увидели разнообразные вышитые полотенца .

Полотенце имело много названий: постенник, набожник, рукотёр, рушник, утиральник, утирка. Длина полотенец была от двух до четырёх метров, ширина 36-37 см.

Вышивка – популярный и любимый в народе вид рукоделия. Вышивкой занимались как крестьянки, так и знатные, богатые женщины. Имея деревянные пяльцы, иголку, нитки, женщины, покрывая их красивыми узорами, превращали холсты в неповторимые произведения искусства, которые радовали глаз. Сколько терпения, труда и вкуса нужно было иметь, чтобы создавать такую красоту. Сегодня мы можем познакомиться с акой красотой только в музеях.

Полотенце играло важную роль в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем, умирал человек – покрывали гроб полотенцем.

Слайд № 8

Несколько полотенец входило в повседневное убранство хаты. Они обрамляли висящие на стенах фотографии, зеркала. На окнах мы не увидели привычных для нас штор. Они тоже были обрамлены полотенцами.

Слайд № 9

Богато орнаментированные полотенца "набожники" вешались над божницей - над иконами. Середина такого полотенца декорировалась зубчатым краем или узкой полоской растительного орнамента.

Полотенце чисто утилитарного назначения "утирач" - для вытирания рук и повседневного пользования - почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько безузорных полосок, обычно красного цвета.

Слайд № 10

В дни церковных праздников по стенам развешивались пышно украшенные орнаментами полотенца. Их называли "килковые" (от украинского слова "килок" - деревянный гвоздь). Их красочные узоры оживляли белоснежные стены, придавали праздничность, делая жилище нарядным.

Слайд № 11

К свадьбе в хате устраивали своеобразную выставку рукоделий по которой судили о состоятельности невесты, её мастерстве и трудолюбии.

Девушка заготавливала к свадьбе не менее 12 полотенец. Это, прежде всего, рушник для новобрачных - им пользовались молодожены в первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: мальчика - с геометрическим орнаментом, для девочки - с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю счастливую дорогу. Иногда внизу вышивали голову лошади или цветочную подкову.

Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности. Начиная с первого дня сватовства, полотенце выполняло определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она каждому из сватов подносит на тарелке по полотенцу, в знак того, что она принимает их предложение. На протяжение всех этапов свадебного ритуала полотенце использовалось в качестве подарка, а также как знак участников свадьбы. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами вступающих в брак, под него клали медную монету. После церемонии подножник и деньги оставались в пользу церкви. На полотенце родители подносят Хлеб-соль жениху и невесте. Наутро после свадьбы молодая несет свекру и свекрови умываться и дает утираться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону.

Слайд № 12

Основными узорами вышивок на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы.

Помимо своей основной функции полотенце выполняло и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя всё тёмное, враждебное, злое. Для этого его следовало соответствующим образом подготовить - сообщить ему необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом (заговором, приговором) или каким-либо знаком, рисунком, а чаще всего их сочетанием. Именно отсюда берет начало народный орнамент. “Как много может рассказать учёным один конец полотенца! Ведь орнамент, украшающий его, это язык тысячелетий: каждый знак заключает целое понятие, а несколько символов, стоящих в ряд, словно фраза в письме”.

Вот что говорил об орнаменте Сергей Есенин: “Орнамент – это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой –то одной вечной песни перед Мирозданием. Его образы и фигурки какое – то непосредственное богослужение, живущим во всякий час и на всяком месте.

Какие магические знаки древних людей вы уже знаете?

Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла! Покрывая ими чистое полотно мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные "письмена". Многое в орнаментальной символике нам не доступно, но попробуем расшифровать в языке древних изображений хотя бы несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки и вникнуть в смысл посланий из прошлого.

Слайд № 13

Чаще всего на “полотенышках” вышивали причудливое древо с раскидистыми ветвями. Это – Древо жизни. Оно воплощало плодоносную силу природы. В кубанских полотенцах древо жизни часто изображается как букет в вазоне или в кувшине. На полотенцах мы встречаем изображения птиц с необычно пышным и красочным оперением. Эти жар-птицы считались вестниками солнца, вестниками весеннего дня. Сияющее оперение из перемеющихся ромбов, квадратов, крестиков, кругов – солярных знаков, наверное, означало сияние солнечного света. Часто такие жар – птицы изображались по сторонам расцветшего куста, вероятно олицетворение воздействие солнечного тепла на природу.

Слайд № 14

Птицы – пожелания семейного счастья, любви.

Изображение петуха над крышей дома – это символ того, что хозяин живёт по солнцу, встаёт вместе с солнцем и ложится с заходом солнца. Петух прогоняет нечисть своим криком. Это тоже солнечный знак – оберег, который часто любили вышивать на полотенцах.

Голубь – символ мирной жизни, любви.

Символ солнца - это различные круги. В вышивках можно видеть изображения кругов, но часто солнце изображалось многоугольником или ромбом, а иногда квадратом. Несколько лет назад весь мир облетели снимки в газетах, что над Японией взошло квадратное солнце. Длилось это явление на небе около двух минут, его вызвало преломление лучей.

Слайд № 15

Верный друг казака его боевой конь. Он делит с ним тяжёлые будни, голод, холод. Конь участвовал в различных обрядах. Сильный, красивый, быстрый конь оказался запечатлённым на свадебных вышивках как солнечный знак – оберег.

Труд казака связан с землёй, пахотой, севом, сбором урожая. Благополучие семьи зависело от урожая, а следовательно от земли. Пашня изображалась в вышивке ромбами, квадратами. Плодородная засеянная земля – ромбами и квадратами с точкой посередине. Землю называют в песнях матерью. Мать – сырая земля заботилась о своих детях – людях, кормила и поила их.

Слайд № 16

Цвет в орнаменте тоже символичен. В основном мастерицы использовали красный цвет – символ солнца, огня, крови. Огонь считался братом солнца.

  • Цвет красный – это любовь, красота, смелость, великодушие, победа.
  • Черный – цвет земли, пашни, ночи, покоя.
  • Зелёный – использовался в вышивках в небольших количествах, он символизирует растительный мир.
  • Жёлтый – цвет разлуки.

IV. Анализ объекта.

Слайд № 17

Внимательно посмотрите на полотенца. Что общего в них? Что их объединяет?

(Цвет, кружева ).

В разных ситуациях узоры были разные. В любом случае вышивка на белом рушнике выполнялась черными и красными нитками. Традиция пришла на Кубань с Украины и обогатилась русской символикой узора. Кружева на рушниках - русская традиция.

Слайд № 18

Современным жителям Кубани (нам с вами) предоставлена уникальная возможность увидеть воссозданные уголки быта казаков в этнокультурном центре Атамань в котором мы с вами непременно побываем. Уникальность музея состоит в том, что каждый район Краснодарского края, а их около 40 имеет свой музейный уголок - экспозицию. Наш район выстроил и обустроил хату пекаря.

Слайд № 19

V. Физкультминутка.

Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: - “Где же лучшая земля?” Отвечал он, пролетая: - “Лучше нет родного края!”

VI. Практическая работа.

Сегодня я хочу предложить каждой группе выполнить макет кубанского полотенца способом аппликации.

У вас на столе есть ватман. А вы в оставшееся время проявите фантазию, творчество.

Слайд № 20

Учащиеся самостоятельно составляют композицию орнаментной полосы и решают её в цвете. Для работы учащиеся могут использовать заранее вырезанные трафареты (женская фигура, птица, конь, древо). Пользуются алгоритмом выполнения аппликации.

VII. Рефлексия.

Слайд № 21

- Удалось Вам показать основные элементы старинного кубанского полотенца?

VIII. Выставка работ.

Слайд № 22

IX. Итог урока.

На доске развёрнута выставка работ творческих групп учащихся.

Урока время истекло

Я вам, ребята, благодарна. За то, что встретили тепло, И поработали ударно.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai