КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. Каменное зодчество древней руси


Каменная архитектура Древней Руси (XI-XIII веков). Особенности местных архитектурных школ. Архитектура Новгорода и Пскова XII-XIII веков. Белокаменное зодчество Владимиро-суздальской земли.

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя типами построек - наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами. Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерский монастырь (печеры или пещеры - место, где первоначально селились христианские подвижники, вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь), Ильинский подземный монастырь в Чернигове - уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные монастыри и комплексы распространены во многих культурах мира.

Другое новшество, принесенное христианством, - иконы (от греч. eikon - изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалось священное значение. Иконы заменили деревянных истуканов, символизировавших языческих богов.

Первые наземные каменные церкви строились в византийском стиле. Таков кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфически русский стиль, лучшие образцы которого сохранились в храмах Владимира, недалеко от Москвы. Внутренний декор включал фрески и иконы. Основные концептуальные принципы, технические приемы и художественная манера были заимствованы из Византийской империи, которая в тот момент, когда она начала влиять на Киевскую Русь, достигла наивысшего расцвета.

Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний.

Во второй половине XII в. в Новгороде складывается совершенно иной тип храма, отмеченный чертами простоты и камерности. Одним из лучших образцов этого нового архитектурного стиля является церковь Спасо-Преображения на Нередице (1198) -  небольшая, кубического характера постройка крестово-купольного типа, с четырьмя столбами, несущими единственный барабан, и тремя апсидами на востоке.

Аналогичное строительство велось и в новгородских пригородах, из которых наиболее крупный архитектурный комплекс сохранила Старая Ладога.

С XIII веком в новгородскую каменную архитектуру проникают новые веяния. Сохраняя тип небольшого одноглавого четырехстолпного храма, зодчие стремятся к созданию динамичной композиции, используя богатый художественный опыт других русских земель и стараясь органично сочетать его с местными художественными принципами. Это приводило в ряде случаев к оригинальным творческим решениям. В результате каждый из немногочисленных памятников новгородского зодчества XIII в. (монгольское нашествие и здесь надолго прервало строительство) очень индивидуален, тогда как церкви предшествующего периода, напротив, удивительно похожи друг на друга. Лучший из созданных в это время храмов - Рождества Христова в Перынском скиту (первая половина XIII в.) - миниатюрная церковь, отличающаяся компактностью композиции.

Крупнейшим после Новгорода экономическим и культурным центром северо-запада был Псков. Особенности социально-экономического развития (отсутствие столь могущественной, как в Новгороде, боярской олигархии) и географического положения привели Псков к формированию собственного духовного и культурного климата, воплотившегося, в частности, в становлении своей архитектурной и живописной школы. Центральным памятником каменного зодчества древнейшей эпохи и одной из первых каменных построек Пскова является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (ок. 1156). Будучи по своему архитектурному плану одноглавым четырехстолпным храмом крестово-купольной системы, Мирожский собор вместе с тем очень оригинален. Его боковые западные своды были вдвое ниже сводов центральных нефов (основного креста), боковые апсиды понижены по отношению к средней и как бы «утоплены» внутрь здания. Благодаря этому перекрестье главных нефов, увенчанное могучим барабаном, доминировало в архитектурной конструкции.

Иной характер имела архитектура Владимиро-Суздальской земли, где основным строительным материалом была не плинфа, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястров, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.

1. История культуры России. / А.П.Анисимов. – М.: Знание, 1993.

2. Рыбаков Б.А. Мир Истории. Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1987.

                                               

 

www.kultura-socio.ru

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ - online presentation

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК ПЕРИКОВА СОФЬЯ 9 Б Каменное зодчество понятия: Дружина́ — княжеское войско.

Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе , как и князь.

Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов .

Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою , а также советниками князя Здатель , ница, созидатель, строитель церкви, монастыря Сажень́ , или сажень́ (сяжень, саженка, прямая сажень) — старорусская единица измерения расстояния.

В XVII в.

основной мерой была казённая сажень (утвержденная в 1649 году «Соборным уложением»), равная 2,16 м, и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков.

Голосниќ, голосники́ — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки.

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии .

Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера.

Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры , но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями Схема храма, его основные части Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена Десятинная церковь (989—996гг), разрушенная при взятии Киева Батыем.

Золотые ворота во Владимире Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском .

Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер.

Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города Собор св.Софии Киеве— храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого .

На рубеже XVII- XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко .

Внутри собора сохранились некоторые оригинальные фрески и мозаики , в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта Церковь Покрова на Нерли - белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова , выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Дмитровский собор во Владимире - придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского.

Успенский собор на Городке в Звенигороде.

1396-99 гг Белокаменный четырёхстолпный одноглавый храм, памятник раннемосковского зодчества.

Построен на рубеже XIV и XV веков.

Внутри собора сохранились росписи начала XV века, приписываемые Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века.

Является древнейшим частично сохранившемся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля.

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году

en.ppt-online.org

Каменная архитектура на Руси

КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА НА РУСИ - большое каменное строительство началось на Руси, как и на большей части территории Европы, в Х в. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты рус. зодчества. Так, в основе киевской Софии лежит византийский пятинефный принцип, но в то же время храм отличался своеобразием: имел 13 куполов над сводами. Эта многоглавость не встречается в византийских храмах, но зато очень типична для рус. деревянного зодчества. Рус. храмы органически вписываются в окружающий ландшафт- это характерная черта рус. каменного зодчества с самого начала его возникновения. Мае-, тера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были как бы маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, рус. церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были ни слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность, округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.

В XII в. утвердился тип крестово-купольного храма: 6-или 4-столпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами (чаще всего тремя) с восточной стороны. Стены расчленены лопатками (пилястрами) на 3 или 4 части-соответственно разделению внутреннего пространства. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода - закомарами. Закругленные апсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают всякую угловатость: храм выглядит почти скульптурно. Рано складываются на Руси определенные архитектурные школы: киевская, новгородская, псковская, владимирская и др. Особенностью, напр., псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире же широко применялся белый тесаный .известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры XII в. являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до наших дней. К воротам примыкали с обеих сторон высокие земляные валы, остатки которых также сохранились. Стройность силуэта, изящество плавно изогнутых линий, строгость внешнего вида в контрасте с пышным убранством интерьера - все это характерные особенности архитектурного стиля рус. зодчества X-XII вв.

В конце XII в. начинается новый этап развития рус. архитектуры, прерванный татаро-монгольским вторжением. В этот период большее внимание уделяется внешней стороне зданий. Если в предшествующее время даже такие значимые храмы, как новгородская София, были выложены простым необработанным камнем без каких-либо особых украшений, то теперь почти повсеместно основное внимание уделяется наружным формам - экстерьеру. В этом особенность нового архитектурного направления. Для него также характерны стройная пирамидальность силуэта здания и чрезвычайно богатая декоративная Разработка фасадов. Динамическая вертикальная устремленность композиции, прида-вавшая архитектурному образу рус. церкви характер храма-монумента, проявлялась во всех рус. архитектурных школах того времени и свидетельствовала о переосмыслении византийской системы. Дальнейшему его развитию помешало нашествие. На большей части страны каменное строительство надолго прекращается. Ценнейшие памятники архитектуры разрушаются. Однако древние традиции К. а. н. Р. сохраняются и в это время.

С превращением Москвы в столицу государства особенно оживленное строительство идет в Московском Кремле. В 1475- 1479 г. возводится Успенский собор - здание, близкое по стилю владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполамишлемами, строгими белокаменными стенами с аркатурным поясом. В 1484-1490 г. неподалеку от Успенского собора строится Благовещенский собор, а в 1505-1509 г.- Архангельский. Удивителен архитектурный памятник этого времени Грановитая палата - квадратное одностолпное в плане строение с замечательной фресковой живописью. В 1485 г, начинается сооружение стен но-вого Кремля. В центре Кремля высится Иван Великий-церковь-столп со звонницей на-верху.

Нового расцвета достигает рус. архитектура в XVI в. Именно в это время создаются такие выдающиеся памятники, как храм Вознесения в с. Коломенском (1532), Покровский собор на Красной площади, Смоленская крепость. Зарайский кремль и др. Строительство их велось довольно быстро. Напр., Зарайский кремль, и сейчас поражающий своей мощью, был построен всего за 3 года. В 1528 г. началось строительство крепости, а уже в 1531 г, был сооружен не только Кремль, но и окружавшие его мощные валы и рвы.

www.examen.ru

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ - презентация онлайн

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК ПЕРИКОВА СОФЬЯ 9 Б Каменное зодчество понятия: Дружина́ — княжеское войско.

Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе , как и князь.

Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов .

Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою , а также советниками князя Здатель , ница, созидатель, строитель церкви, монастыря Сажень́ , или сажень́ (сяжень, саженка, прямая сажень) — старорусская единица измерения расстояния.

В XVII в.

основной мерой была казённая сажень (утвержденная в 1649 году «Соборным уложением»), равная 2,16 м, и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков.

Голосниќ, голосники́ — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки.

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии .

Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера.

Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры , но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями Схема храма, его основные части Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена Десятинная церковь (989—996гг), разрушенная при взятии Киева Батыем.

Золотые ворота во Владимире Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском .

Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер.

Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города Собор св.Софии Киеве— храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого .

На рубеже XVII- XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко .

Внутри собора сохранились некоторые оригинальные фрески и мозаики , в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта Церковь Покрова на Нерли - белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова , выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Дмитровский собор во Владимире - придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского.

Успенский собор на Городке в Звенигороде.

1396-99 гг Белокаменный четырёхстолпный одноглавый храм, памятник раннемосковского зодчества.

Построен на рубеже XIV и XV веков.

Внутри собора сохранились росписи начала XV века, приписываемые Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века.

Является древнейшим частично сохранившемся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля.

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году

ppt-online.org