Возмездие за обиду в Древней Руси (IХ-Х вв.). Метельник это в древней руси


43. Меры Руси 10 -15 веках.

Источники по метрологии древней Руси – археологические (материалы, найденные при раскопках русских городов) и письменные (летописи, сочинения иностранцев, берестяные грамоты). Ряд русских мер содержится в «Русской Правде». В «Хождении игумена Даниила в Святую землю» (1113–1115) сообщается о расстояниях, мерах длины Руси. Меры длины. Пядь, локоть, сажень, верста и поприще. Известны еще и весьма приближенные величины, например: дни пешего или конного переходов, полет стрелы, бросок (вержение) камня и др.

Пядь – от глагола «пялить», расстояние между разведенными как можно шире («распяленными») пальцами руки. Малая пядь – расстояние от конца большого до конца указательного пальца (19 см). Большая пядь (наиболее употребительная) – расстояние от конца большого пальца до конца мизинца (23 см). «Пядь с кувырком» (Б.А.Рыбаков подтвердил ее существование изучением размеров древнерусских кирпичей) равна малой пяди плюс два или три сустава указательного или среднего пальца, т.е. 27 или 31 см. Локоть в древности – вся оконечность руки от локтевого сгиба до кончиков пальцев. В «Хождении игумена Даниила» в локтях измерен гроб Господень: 2 локтя в ширину и 4 локтя в длину. А гроб Господень до нас дошел. Следовательно длина древнерусского полного локтя 46,6 см. Это значит, что под полным локтем понималось расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца.

Неполный локоть (малый) – расстояние от локтевого сгиба до конца сжатого кулака (38 см). Большой локоть – от плеча до запястья (49 см). Целоручный локоть – от плеча до сжатого кулака (59 см). Локоть-кольцо – от локтевого сгиба до кончика среднего пальца и затем по ладони до запястья, т.е. 46 см + 18 см = 64 см. Всего в древней Руси известно около 9 различных локтей. Локоть во многих случаях был чересчур крупной мерой. Тогда применялись другие меры: «долонь» (ладонь, 9 см), «перст» (палец, ширина – 1,94 см), «вершок» – «верх перста» (4,5 см). Мерили на Руси протяженность и стопами – длиной ступни. У нас эта мера не очень прижилась. В Англии более распространена – фут (foot – ступня, 31 см). Сажень. Первое ее упоминание содержит «Слово о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают Нестора. Здесь сажень как мера упоминается в рассказе о том, что около 1017 г. инок Илларион (будущий киевский митрополит) «ископа себе печерку малу – дву сажен». Определить размер сажени помогает надпись на «Тмутараканском камне», рассказывающая о том, что в 1068 г. князь Глеб мерил море по льду от Тмутороканя до Кьрчева 10000 и 4000 сажен. Исходя из данных этой надписи, размер сажени был определен в 142 см. С убедительной критикой такого определения сажени выступил Б.А.Рыбаков. Суть его возражений сводится к следующему: ширина пролива могла за 9 веков значительно измениться; сажень в 142 см не может определяться размерами частей человеческого тела. Б.А.Рыбаков, привлекая данные о ширине Керченского пролива, содержащиеся в сочинении Константина Багрянородного, определяет размер сажени приблизительно в 152 см. Эта величина равна расстоянию между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека – простая сажень. Делим на 4 части и получаем малый локоть в 38 см, 1/8 часть простой сажени – малая пядь. «Маховая», мерная сажень (176 см) – расстояние от кончиков средних пальцев разведенных в стороны рук. В Древней Руси была известна и так называемая косая сажень, равная 216 см и определявшаяся расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой вверх по диагонали руки. Интересно отметить, что эта сажень равна диагонали квадрата со стороной 152 см (прямая сажень). Самой большой была великая сажень в 249,46 см. Обратим внимание на то, что последняя величина практически равна диагонали квадрата со стороной 176 см (мерная сажень). Название «сажень»от глагола «сягать» – достать до чего-то, достигнуть, дотянуться. В Киевской Руси основной мерой служила сажень, равная двум мужским шагам Самой крупной единицей измерения длины на Руси служила верста или поприще. Она также не имела строго фиксированной длины. В позднейшее время верста заключала в себе 500 или 750 саженей. Происхождение термина верста связывают с корнем глагола «вьртъти», который мог обозначать поворот плуга или борозду пашни от поворота до поворота плуга. Вполне возможно, что первоначально этот термин обозначал единицу измерения площади. Поприще этимологически связывается с глаголом «переть» – идти. Для древнерусского периода истории Руси характерны определения расстояний описательными выражениями – «вержение камня», «полет стрелы», «день пути». «Вержение камня» – от 40 до 60 м. «Полет стрелы» приблизительно 60–100 м. Для «дня пути» условно применяется расстояние 25 км, а для «конного дня пути» – 50–70 км. Следует подчеркнуть, что эти приблизительные, «средние» величины можно использовать лишь очень осторожно, проверяя их, по возможности, анализом конкретного показания источника. Меры сыпучих тел. Сыпучие тела в Древней Руси измерялись кадями и половниками. Кадь (современное слово – «кадушка») – емкость с прямыми стенками для сохранения съестного припаса, особенно зерна. Кадь делилась по системе двух на 2 половника, 4 четверти и 8 осьмин. А.И. Никитский установил примерное равенство древнерусской кади 14 позднейшим московским пудам – 229,32 кг. По мнению других исследователей кадь = 12 пудам (196,56 кг). Источники называют и другую древнюю меру: бочку или оков. Бочка только тем и отличалась от кади, что её клепки не прямые, а выгнутые наружу, ее удобно катить при транспортировке (отсюда и название – кадь «с боками»). Оков – то же, что и бочка, но края оковывались железом от происков злонамеренных людей. «Русская Правда» называет более мелкие единицы измерения сыпучих тел – лукно, уборок и голважню. Лукно (лукошко) – им мерили в частности количества корма, которым население обязано снабжать посланцев князя, приезжавших разбирать местные споры и тяжбы. Предположение Д.И. Прозоровского о том, что лукно вмещало около 60 позднейших фунтов, т.е. около 24 кг овса. Эта величина вычислена по «Русской правде»: княжескому вирнику на 4 лошадей в неделю полагается 7 лукон. Если предположить, что конь ест в сутки 6 кг (столько корма в день обычно требуется коню), то на 4 коней требуется как раз лукно в день = 24 кг. Позднейшая народная мера – лукошко, равная 16 кг ржи, может быть связана с древнейшим лукном только этимологически. Уборок – небольшая мера. Уборак (серб.) – мера зерна. Ubor (чешск.) – корзина. Weborek (польск.) – ведро. Уборок = ведру (около 12 литров). Лукно и уборок – меры для зерна и крупы. Голважня – емкость для соли. Вирнику и его подручному на неделю давали 7 голважен: небольшая мера (ступка). И лукно, и уборок, и голважня вскоре исчезают со страниц летописей. Меры жидкостей. Известны ведро, бочка, корчага, насадка. Керамос (греч.) – глина – корчага – глиняный сосуд от 1,5 до 1,75 ведра. Ей соответствует греческая мера керамион – мера сыпучих тел, равная 12,28 кг. Ведро – сосуд для воды. Все попытки определить, хотя бы приблизительно, реальную величину древнерусского ведра признать неудачными, например вывод Д.И. Прозоровского о равенстве древнего ведра 24 фунтам, т.е. 9–10 кг воды. Ведро могло употребляться и в качестве меры сыпучих тел. Мы знаем лишь соотношение мер между собой. Мерная бочка = 10 ведер = 4 насадки. Таким образом, одна насадка (большое ведро из «насаженных» по кругу вокруг дна дощечек) вмещала 2,5 ведра.

Меры поверхности (площади). Основными единицами измерения площади служили «село» и «плуг». Меры поверхности часто определялись мерами сыпучих тел, т.е. определенными количествами зерна, высеваемого на определенной площади (кадь, коробья). Могли они определяться и затратами труда на обработку определенного участка пашни. Одна из статей Пространной редакции Русской Правды позволяет приблизительно установить величину плуга – «а в селе сеяной ржи на два плуга 16 кадей ростовских». Отсюда можно заключить, что село составляли два плуга, а на плуг приходилось 8 ростовских кадей ржи. Ретроспективным путем выводят равенство древнерусского плуга 8 позднейшим десятинам, так как известно, что в ХVI–ХVII вв. на полдесятины высевалась четверть кади ржи, а эта четверть кади (московская) была в два раза больше древнерусской. Однако некоторые другие данные источников заставляют пока воздерживаться такого определения древнерусского плуга, так как на основании той же Русской Правды можно предположить равенство плуга 5 десятинам. Меры веса. Древнейшей русской весовой единицей, упоминаемой в различных источниках, является гривна. Ее название связывают с широко распространенным у славян и у ряда других народов металлическим шейным украшением – гривной (от «грива» «загривок»). В денежном хозяйстве Руси были широко распространены слитки серебра новгородского типа с весовой нормой около 204 г – малая гривенка равная 48 золотникам. Употреблялась и большая гривенка равная 96 золотникам (409 г). В Древней Руси гривна являлась не только весовой, но и денежно-весовой и денежно-счетной единицей. Из мелких весовых единиц в древнерусских памятниках фигурирует золотник (4,266 г) – как весовая единица сохранился до ХХ в. Из наиболее крупных единиц веса древнерусские письменные источники зафиксировали пуд и берковец. Пуд – pondus (лат.) – «вес», «груз». Название «берковец» некоторые авторы производят от города Бирки (Швеция), ведшего в Х–ХI вв. оживленную торговлю с Востоком и Западом. В позднейшее время пуд был равен 40 большим или 80 малым гривенкам (примерно 16 кг), а берковец – 10 пудам. Начало XII- XIV вв. Русские меры изучаемого периода характеризуются исключительным разнообразием. Появились и закрепились местные единицы измерений. Однако и в этот период продолжают существовать общерусские меры. Меры длины. Основными единицами измерения длины остаются пядь, локоть, сажень, верста и поприще. По-прежнему употребляются различные по размерам пяди, локти и сажени и сохраняется их старое соотношение: сажень равна 4 локтям или 8 пядям. Постепенно складываются две различные системы мер длины – новгородско-псковская и московско-владимирско-черниговская. Первая имела в основе пядь в 22–23 см., а вторая – малую пядь в 19 см. Соответственно различались локти 44–46 см и 38 см и сажени 176–184 см и 152 см. Кроме указанных единиц, входит в употребление сажень в 216 см, в основе которой лежала «пядь с кувырком», равная 27 см. Самой крупной мерой длины по-прежнему остается верста, или поприще, которая равнялась 500 или 700 саженям. В зависимости от величины сажени размер версты определяется в 1064 м (152 см х 700) или 1080 м (216 см х 500). Продолжают употребляться приблизительные меры, например стрела, которой измерялись рыбы при определении княжеского оброка, или «полет стрелы» – при определении границ земельных участков. Широко распространяются местные единицы – топорище (рукоять топора), ужище (веревка), колы и др. Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство подобных мер имело силу только для определенных, часто небольших территорий и было лишено метрологического единства. Меры сыпучих тел. Основной мерой сыпучих тел в период феодальной раздробленности продолжает служить кадь. Из местных мер в источниках чаще других встречается новгородская коробья. Она делилась по системе двух на 4 четвертки, или четки, и на 16 четвериков. Коробья была равна 4 осьминам, или двум московским четвертям, составлявшим половину кади. Следовательно, коробья вмещала 7 пудов. Еще одну новгородскую меру сыпучих тел называют берестяные грамоты – дежу, которой измерялось зерно – кадка-посудина, где месят тесто. (В современных диалектах дежой называется квашня). В Двинской земле, основной единицей измерения сыпучих тел был пуз. Пуз соответствовал половине московской осьмины, равной 3пудам, т.е. пуз был равен 1,5 пуда. Им мерили и рожь, и овес. Позже – только для соли. Для средневекового Пскова основной единицей измерения сыпучих тел была зобница (пища, корм, еда), делившаяся на 2 подзобенья и 4 четвертки. Термином «зобница» в Пскове называлась общерусская кадь. В вятской земле рожь мерили куницами = 3 московских четверти. происхождение названия не понятно. В Пермской земле – сапца – первоначально 3 пуда зерна, затем 6 пудов. Употреблялись и общерусские бытовые меры – горсть, блюдо, горшок, ведро, чаша, мешок, воз и др. Они не были строго определены. Меры жидкостей. Основными мерами остаются бочка, ведро, насадка, появляется корец. Корец – посудина типа ковша (ок. 3 л). 1 бочка = 10 ведрам. 1 насадка = 2,5 ведра. Меры поверхности. Распространяются десятина и четверть. Десятина – квадрат со стороной 1/10 версты. Четверть – соответствовала площади, засеваемой четвертью хлеба. 1 десятина = 2 четвертям. Из местных единиц измерения площади наиболее известны новгородские меры, а именно обжа (5 или 9 десятин ?) и коробья. Три обжи составляли 1 соху. Размер коробьи точно установлен, она была равна десятине, или двум четвертям. Коробья – участок земли на засев которого идет 1 коробья зерна. Меры веса. В эпоху феодальной раздробленности основными мерами веса являлись большая (96 золотников) и малая (48 золотников) гривенки. Под 1388 г. впервые в источниках упоминается фунт – (нем. Phunt) – малый вес равен большой гривенке. В новгородских летописях появляется новая единица веса – почка, служившая при взвешивании благородных металлов и драгоценных камней. Почку упоминает и Афанасий Никитин в своем знаменитом «Хождении за три моря», которое он совершил в 1466—1472 гг. Вес почки устанавливается по более поздним источникам — 0,17 г, или 1/25 золотника. Самой мелкой весовой единицей был пирог, составлявший 1/4 почки, т.е. приблизительно 0,04 г. Продолжают употребляться крупные единицы веса – берковец, равный 10 пудам, пуд, а также новая мера – капь, известная по договору Новгорода с немецкими городами и Готландом 1269 г. Этот договор позволил установить равенство капи 4 пудам, или 65,52 кг. Иногда капь называлась вощаным пудом, так как в основном употреблялась при торговле воском.

studfiles.net

Древнерусский Всемер. Факты подтверждают, что древнерусская мерная система сажени являлась общемировой

Наши предки обладали такими знаниями, от которых сегодняшняя «цивилизация» Земли непередаваемо далека. Да, в это трудно поверить, а ещё труднее представить, но это именно так и есть. Доказательства в тексте ниже…

 

Таблица размеров саженей. Древнерусский Всемер. Фото: http://alchalet.ru/

Таблица размеров саженей. Древнерусский Всемер. Фото: http://alchalet.ru/

Нас всё время пытаются убедить, что Русь «образовалась» тысячу лет назад при крещении, что мы такие примитивные, «варвары, говорящие непонятно на каком языке…», и всё, чего мы достигли, всё это благодаря только более древним цивилизациям: египетской, греческой и европейской. К сожалению, эту точку зрения проводят в жизнь отечественные «горе-историки»,придерживающиеся до сих пор норманнской и других прозападных теорий происхождения Руси.

Нас убеждают, что и строить нас, опять-таки, научили греки, итальянцы и иже с ними. Однако огромное количество фактов и проведённый анализ показал, что в древнерусском «Всемере» были заложены знания, использовавшиеся не только русскими зодчими, но и зодчими других народов. Эти знания несли в себе глубокую информацию о гармонии мироздании, отражённую в числах.

Мерило

Полна загадок история Древней Руси. Но одно из самых загадочных её достижений – измерительная система, использовавшаяся при строительстве храмов и всех других сооружений. Сохранившиеся памятники архитектуры демонстрируют гармонию, как в эстетическом, так и архитектурном содержании. При этом утверждается, что-де церковная сажень имеет в основе древнеримские пассы, греческая – греческие оргии, великая сажень – шведский межевой локоть, а царская – египетский царский локоть… Иными словами, славянский народ якобы был не способен ввести единый измерительный инструмент и потому бессознательно собирал и использовал знания, наработанные соседними народами. С этих позиций даже предположение о возможности существования строгой пропорциональной системы древнерусских саженей представляется просто невероятным.

Однако видному архитектору А. Пилецкому удалось получить схему, названную им «Древнерусским Всемером», отображающую системную зависимость между саженями Древней Руси. Это своего рода числовая матрица, важнейшая особенность которой заключается в том, что она впервые показала глубинную суть древнерусских саженей, имеющих в основе золотую пропорцию!

Известно, что на Руси основным измерительным инструментом была сажень. Их существовало несколько десятков. Наиболее распространенными были – городовая (284,8 см.), великая косая сажень (249,6 см.), великая (244,0 см.), греческая (230,4 см.), казённая (217,6 см.), косая сажень (216 см.), царская (197,4 см.), церковная (186,4 см.), морская сажень (183 см.), народная (176,0 см.), кладочная (159,7 см.), простая (150,8 см.), малая (142,4 см.) и другие (Черняев А.Ф. «Золото Древней Руси. Русская матрица – основа золотых пропорций». М., 1998 г.).

Причём, сажень не являлась директивным неизменяемым инструментом, любой мастер мог изобрести свою персональную сажень. Зодчий в своей практике, как правило, пользовался набором из трёх-пяти саженей. Для измерения длины, ширины и высоты пользовались разными саженями. При измерении или строительстве одного и того же объекта могли пользоваться разными, несоразмерными друг другу саженями. Но главное было в том, что эти сажени должны были придерживаться строгой пропорции, а фактически соразмерны пропорциям Земли (её расстояниям от её центра до полюсов, до экватора и т.д. пропорции сооружения чётное число раз пропорциональны объёму Земли.

В качестве основного инструмента, по мнению академика Б.А. Рыбакова, для расчёта и измерения при проектировании и строительстве на Руси пользовались «мерилом» (фото обломка Новгородского мерила см. ниже), представляющим собой два плотно складывающихся бруска с нанесёнными на их трёх гранях рисками, т.е. некое подобие логарифмической линейки (рис. 1). Такой инструмент был найден при раскопках в Новгороде. Числа, вероятно, остались на утраченной части облома. А потому методика применения мерила остаётся не совсем ясной…

На одном мериле три разные шкалы, и, по мнению академика Б.А.Рыбакова, это означает, что перед нами – расчётный архитектурный инструмент, аналогичный логарифмической линейке. А каждая его шкала, видимо, пропорциональна какой-то сажени. Он стал разбираться и выяснил: сумма длин клеток на каждой стороне мерила оказывается равной городовой сажени (284,8 см). Причём на мериле «укладывались» размеры всех 14 саженей «Всемера». Рыбаков восстанавливает новгородское мерило в виде стержня, содержащего элементы набора частей длин трёх саженей: мерной (маховой), великой (косой) и прямой (простой), но в необычном для древнерусских пропорций делении – каждая сажень делится на 21 элемент

Согласно Б.А. Рыбакову, это необычное деление даёт древнему зодчему возможность оперировать элементами каждой сажени для воспроизводства архитектурных деталей и сооружений кругового очертания. Поскольку при любом диаметре круга, когда диаметр делится на 21 часть, в самом круге с большой точностью будут укладываться 66 таких же отрезков. Это деление известно с древности, как отношение Архимеда в виде пропорции 22:7 = 3,1428, что и обусловливает возможность построения любой окружности с точностью до 0,05% и проведения операции перевода окружности и отрезка любой окружности (дуги) в линейные меры.

Конечно, мерилом могли пользоваться только посвящённые. При этом им нужно было знать, сколько и какие отрезки-клетки мерила сложить или вычесть, чтобы получить заданные пропорции или нужную сажень. В любом случае все размеры будущего сооружения подчинялись гармонии «золотого сечения». При строительстве культовых сооружений каждый его параметр измерялся тремя вариантами саженей.Представим используемые сажени в виде убывающего ряда и найдём численные соотношения между ними, сведя их в Таблицу 1. Как видно из Таблицы 1, все сажени соотносятся друг с другом в соответствии с законами золотого сечения, золотого вурфа, через соответствующие коэффициенты 1,618 и 1,309. . И лишь некоторые из группы саженей несколько «нарушают» общий порядок (1,102 вместо 1,059; 1,187=1,309:1,102 вместо 1,236; 1,362=1,102х1,236 вместо 1,309), при этом находясь в пределах матрицы, но в других рядах.

Поскольку гармоничность является одним из свойств золотого сечения, а число 2 – октава темперированной музыкальной гаммы и образуется малыми секундами, то было сделано предположение, что малая секунда, равная 2, соответствует коэффициенту 1,05946…, является шагом по вертикали русской матрицы и обеспечивает ей музыкальную гармоничную структуру.

Введение метра в качестве единицы измерения, нарушило эти пропорции и гармонию в сооружениях. Теперь в сооружениях все размеры в плане стали параллельными или перпендикулярными друг другу. Такие помещения – мертвы. В старых сооружениях этого нет, т.к. длина и ширина измерялись разными саженями, а это приводило к тому, что в плане сооружения нарушалась симметрия, и всюду имелись живительные углы наклона. При изменении положения в таком помещении создавалось ощущение оживления углов, и помещение на глазах как бы меняло свои размеры.

Дело в том, что в таком помещении нет негативно-скрытой – стоячей волны потока первичных материй («Неоднородная Вселенная»), выкачивающей из человека энергию. Здесь проявляется эффект полостных структур, который открыл В.С. Гребенников. В помещениях с такой структурой меняется мерность в местах сужения и происходит изменение плотности потока первичных материй – как в линзах поток света. Интенсивность потоков оказывает влияние на самочувствие человека. Это ещё раз подтверждает ту мысль, что наши предки сохранили часть ведических знаний, которыми обладали славяне до последней планетарной катастрофы.

Древний зодчий, как отмечает академик Международной академии информатизации при ООН А.Ф. Черняев, при проектировании сооружений ничего не вычислял, т.к. в этом не было необходимости. Имея «Всемер», зодчий выбирал соизмеримость саженей по правилу групп, т.к. он знал, что только при следовании методике – канону – можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию. А пропорции не вычислялись, т.к. они изначально заложены в длины саженей (см. Табл. 1). Набор из нескольких саженей, выбранных по канону, всегда составляют пропорцию (1,618), кратную золотому числу. Причём, канон не зависел, ни от каких физических воздействий, в отличие от метра, длина эталона которого зависит от температуры и др. воздействий. Сажень в виде верёвки деформируется равномерно, поэтому пропорции остаются неизменными.

Все размеры саженей, кроме крайних, могут быть связаны, как показано ещё А.А. Пилецким, с габаритами человека следующей зависимостью:

Таблица 2. Рост человека

В числителе – размер в положении с поднятой рукой, в знаменателе – рост человека.

Очень маленький – 176 / 142,4

Маленький – 186,4 / 150,4

Ниже среднего – 197,4 / 159,7

Среднего – 205,5 / 166,3

Выше среднего – 217,6 / 176

Высокий – 230,4 / 186,4

Очень высокий – 244 / 197,4

Здесь коэффициент, связывающий граничные значения в интервале соответствующего роста человека равен 1,236, например: 230,4/186,4=1,236.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений ещё и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трёхчастными.

Почленные части трёхчастного деления тела (вурфа) образуют систему взаимного пропорционирования и потому оказываются неразделимыми. Надо отметить, что, например, в живой природе, в биологических телах, в строении тела человека трёхчастное деление наблюдается постоянно. Например: пальцы рук и ног имеют трёхфаланговое строение, руки – трёхчленистое (плечо-предплечье-кисть: в 20 лет: 32,3-24,5-18,8 см), такое же ноги (бедро-голень-стопа: 45,4-37,5-27,0 см. в масштабе размеров тела (в антропологии трёхчленность также различают: верхний отрезок – от макушки головы до основания шеи; средний отрезок, или туловище – от основания шеи до тазобедренного сочленения; нижний отрезок – от тазобедренного сочленения до конца пальцев ног: 25,3-51,8-109,9 см.). Численные соотношения между размерами тела, равные 1,309, называются золотым вурфом (Коробко В.И., Коробко Г.Н. «Золотая пропорция и человек». – М., 2002. 394 с., ISBN 5-93-93-130-5). Это можно видеть и в Табл. 1.

Вурфные пропорции позволяют выявить группы родственных отношений с единым исходным началом. Обычные двучленные пропорции показывают лишь различия, вурфные – общность некоторого множества трёхчленных соотношений.

И если конструкция имеет вурфное отношение трёхчленного деления, то, как бы ни перемещался наблюдатель относительно неё, угол зрения А, В и т. д. всегда будет иметь одно и то же значение вурфа, и движущийся наблюдатель будет воспринимать постоянно меняющуюся, остающуюся эстетически совершенной, гармоничную конструкцию.

Во времена Петра I русскую казённую сажень испортили, изменив её длину на 4,3 см, и уложив в неё семь английских футов.

gifakt.ru

Местничество в древней Руси

24 июля 2017 | Категория: Прочее

Местничество — это был феодальный обычай древней Руси, официально признанный московским правительством в конце 15 века и состоявший в том, что при замещении государственных и придворных должностей принимались во внимание степень родовитости кандидатов, генеалогическое положение каждого из них в своем семействе и взаимные родственные отношения отдельных феодальных родов.

Иван III

Иван III

Окончательное оформление местничества наступает ко времени образования русского национального государства при правлении Ивана III. По мере того, как с присоединением отдельных княжеств к Московскому в Москву съезжались и прежние удельные князья и крупнейшие из их бояр, они соединялись со старинными московскими феодалами.

Новое, сложное по своему составу московское «боярство» имело в это время длинную лестницу иерархии. Отдельные роды находились на этой лестнице по знатности происхождения и служебному положению феодала в момент перехода его к Московскому князю на службу.

В соответствии с местами, занимаемыми на этой иерархической лестнице, происходили все служебные назначения на военные, гражданские и придворные должности. Они определялись не личными заслугами, не произволом царя, а заранее указывались фамильным положением назначаемого. В том же соответствии занимались места в заседаниях боярской думы и за царским столом.

Иерархические соотношения отдельных феодалов устанавливались по «Государеву родословцу» — официальной родословной книге, составленной при Иване Грозном. Фамильное значение каждого лица относительно других лиц как своего, так и чужих семейств называлось «отечеством».

Когда феодал, получая назначение, находил, что оно не соответствовало его «отечеству», возникали местнические споры. Их разбирала высшая государственная власть, то есть царь и боярская дума. Анализ взаимных отношений семейств, в которые входили спорящие, делался при помощи «разрядов» или так называемых росписей назначений на различные высшие должности. Росписи велись в течение многих десятков лет.

Если вы учитесь и у вас не всегда хватает времени на это, вы можете заказать любую студенческую работу по истории на сайте — http://aplus5.ru

В 1556 году был утверждена официальная разрядная книга. Осужденный по местническому делу подвергался наказанию. Местничество вредило интересам государства.

Борьба с ним была начата еще в 16 веке. Усиливались наказания за неправильно начатое местническое дело и все чаще применялись «назначения без мест» (назначения на данный год, а чаще всего на данный военный поход объявлялись не подлежащими местническим спорам). Кроме того, с постепенным исчезновением многих «родословных» родов и по мере проникновения в правящую верхушку новых фамилий, не имевших прав на местничество, последнее изживалось само собой.

Местничество было уничтожено при Федоре Алексеевиче в 1682 году по челобитью выборных от дворянства и армии.

archeonews.ru

Возмездие за обиду в Древней Руси (IХ-Х вв.) — Мегаобучалка

Кровная месть и возмещение ущерба за преступление или иную обиду соседствовали с возмещением материального ущерба в течение многих веков человеческой истории. Древние памятники права - Десять заповедей Моисея, Закон XII таблиц, законы Хаммурапи- несли в себе идею «возме­щения и талиона»2.

Кровная месть не миновала и Русь. Вся система обычного права на Ру­си представляла собой возмездие и возмещение за нанесенную обиду. Обидой считалось как причинение смерти, увечья или совершение кражи, так и грубое нарушение общепринятых житейских правил. В У1П-1Х вв. уголовное и гражданское обычное право для жителей Руси не различа­лись. Обычное право предусматривало возможность защиты от любых посягательств, осуждаемых древними родами. Из права на защиту выте­кало и право возмездия и частной кровной мести, основанной на узах родства и дружбы, а при защите князя - и на преданности его дружины. Исполнение мести ничем не ограничивалось, даже превышение ее меры считалось похвальным.

Первыми древними источниками русского права считаются договоры Руси с Византией: летописи сообщают о четырех договорах 907, 911, 945 и 971 гг.3 В наиболее полном виде до нас дошли договор 911 г., подписанный при князе Олеге, и 945 г., подписанный при князе Игоре. Однако эти дого-

Поскольку с судом по уголовным делам тесно связано расследование преступ­лений, а в истории эти стадии уголовного процесса иногда совмещались, в главе затрагиваются и некоторые вопросы организации предварительного расследо­вания.

См.: Есипов В В Преступление и наказание в древнем праве. Варшава, 1903. С. 53-54.

Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права. СПб.. 1853. С. 1-15; Ключевский В С О русской истории. М. 1993. С. 52-53; Салтыкова С. За­рождение древнерусского права // Российская юстиция 1997. № 1. С. 53.

Раздел I Общие положения

Глава 4 Исторический очерк развития судебной власти

воры страдали ярко выраженной односторонностью, касались только узко­го круга отношений между христианами и руссами, предусматривая нака­зание за некоторые преступления (например, убийство, увечье, кражу), но в них ничего не говорилось о порядке и об органах их разрешения. Представ­ляется, что на Руси это был все же суд князя, от имени которого полномоч­ные послы подписывали договоры, которые князь обязан был выполнять. Применение права кровной мести в договорах не оговаривалось, хоть во времена Олега и Игоря единственным спасением для жителей Руси от част­ной кровной мести было бегство провинившегося, часто с семьей, в отда­ленные места Только при Ярославе месть было ограничена степенью род­ства. Но и в этом случае месть, по существу, сама по себе являлась как бы судом, а точнее, самосудом.

Неограниченное применение кровной мести приводило к истреблению значительной части населения. Княжеская власть была этим обеспокоена. Поэтому в Русской правде Ярослава (самый древний список датирован 1016 г.) впервые право и месть родственников ограничивается судом, кото­рый сосредоточивается в руках князя. При отсутствии родственников, обя­занных мстить за совершенное преступление или иное деяние, князь взи­мал виру в пользу своей казны. Постепенно суд стал главной обязанностью князя в мирное время.

Обоснование кровной мести состояло в том, что вред, причиненный од­ному из родственников, считался общим вредом, причиненным всем родст­венникам; последние преследовали обидчика. Суд же старался уладить дело миром только в том случае, если виновный соглашался уплатить виру. При этом, если обиженные родственники не принимали виру или виновный не мог ее заплатить, за родственниками сохранялось право мести.

При наследниках Ярослава (1050-е гг) кровную месть и по суду пере­стали применять. Вводится «головщика» за убийство в виде денежного выкупа. Постепенно выкуп стали применять и за другие преступления и гражданские правонарушения. Только убийство преследовалось судом публично, независимо от заявленного иска. Все иные преступления и другие правонарушения преследовались только после предъявления иска. При этом преступлением считалось всякое вредное действие - «неправ­да», причем неправда уголовная не отграничивалась от неправды граж­данской.

При Ярославичах к органам, осуществляющим суд, относились: а) князь, которому принадлежала судебная власть; б) вирник, обязанный провести расследование и собирать виру; в) 12 мужей, решающих вопрос о долге в тех случаях, когда ответчик «запирается» - отрицает получение чего-либо в долг; г) метельник (мечник), который решал спор о тяжбах путем испыта­ния раскаленным железом, он же делил наследство между братьями в слу­чаях спора между ними; д) отрок - помощник вирника, исполняющий его

поручения. В одном из списков Русской правды упомянутые лица называ­ются обобщенно «судьями», как лица, облеченные судебной властью1.

Наиболее сложные дела, например о должностных преступлениях по­садников, бояр и других приближенных князя, последний разбирал со­вместно с вечем, принимавшим окончательное решение, которое немед­ленно исполнялось

Русская правда предусматривала и особую процедуру подготовки к су­дебному разбирательству, которая называлась «свод и гонение следа». Потерпевший объявлял на торговой площади о преступлении (например, о краже вещи или раба). Эта процедура называлась «заклич». Виновный, у которого обнаруживалось похищенное, обязан был, если признавал себя виновным, уплатить штраф и вернуть вещь Если он отказывался это сде­лать, дело передавалось в суд.

Гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам. Счи­талось, что куда привели следы, там и находится преступник. Если след терялся на большой дороге или в чистом поле, гонение следа прекраща­лось. Гонение следа при убийстве влекло для общины, где потерялся след убийцы, обязанность самой отыскать его и выдать властям. Отказ общины выдать убийцу или нерозыск убийцы влек за собой наложение судом на общину дикой виры - огромного штрафа по усмотрению судей2.

Принятие и распространение христианства на Руси повлекло создание церковных судов, к юрисдикции которых относились прежде всего церков­ные (духовные) дела. Но постепенно в подсудность церковных судов пере­шли дела об изнасиловании, похищении женщин, о кровосмешении, о кра­жах из церкви, а также дела, возникшие во владениях церкви. Церковные суды имели право рассматривать дела о преступлениях священнослужителей и спорах между ними. Судьями церковного суда были митрополиты, еписко­пы и настоятели монастырей в зависимости от места совершения преступле­ния или возникновения спора. Деятельность церковных судов и их подсуд­ность регламентировались Церковными уставами князей Владимира Святого (около 996 г.), Ярослава Мудрого (1051-1054 гг.), Новгородского князя Все­волода (около 1120г.), Смоленского князя Ростислава (1150г.), Великого князя Василия (1402 г.) Во время татаро-монгольского ига церковь от ханов Золотой Орды неоднократно получала (в XIV в.)3 ярлыки на право судить прихожан.

Считается, что устройство судов, которое было определено в Русской правде, сохранялось до XVI в.

Калачов Н Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской правды М,1846 С 120-132 зЮшков С В История государства и права СССР М, 1947 Ч 1.С. 140-141.

Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права С 323-428

Раздел I. Общие положения

 

megaobuchalka.ru