Подати в Древней Руси. Дань, полюдье, повоз - это... Новоприходцы в древней руси это
"НОВОПРИХОДЦЫ" - это... Что такое "НОВОПРИХОДЦЫ"?
категория феод.-зависимого населения в Рус. гос-ве в 15-17 вв. "Н.", в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой зем. надел и не имевшие средств вести собственное х-во. Они селились на земла феодала, заключали с ним договор ("порядную запись"), по к-рому по истечении льготных лет они обязаны были нести гос. тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам.
Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., т. 1-2, М., 1952-54; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва, М., 1960.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
- НОВОПОРЯДЧИКИ
- НОВОРОССИЙСК
Смотреть что такое ""НОВОПРИХОДЦЫ"" в других словарях:
Новоприходцы — Новоприходцы «новопорядчики», категория феодально зависимого населения в Русском государстве в XV XVII вв. «Новоприходцы», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие… … Википедия
"НОВОПРИХОДЦЫ" — новопорядчики категория феодально зависимого населения в Русском государстве в XV XVII вв., крестьяне, потерявшие свою землю и селившиеся на чужой на основе договора, по которому после нескольких льготных лет начинали исполнять повинности в полн … Юридический словарь
НОВОПРИХОДЦЫ — (новопорядчики) в Русском государстве 15 17 вв. крестьяне, потерявшие землю и селившиеся на земле на основе договора, по которому после нескольких льготных лет начинали исполнять повинности в полной мере, как сторожильцы … Большой Энциклопедический словарь
НОВОПРИХОДЦЫ — (новопорядчики), в 15 17 вв. крестьяне, потерявшие землю и селившиеся на земле крупных владельцев па основе договора, по которому после нескольких льготных лет несли повинности в полной мере, как старо жильцы. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
новоприходцы — (новопорядчики), в Русском государстве XV XVII вв. крестьяне, потерявшие землю и селившиеся на земле крупных владельцев на основе договора, по которому после нескольких льготных лет начинали исполнять повинности в полной мере, как старожильцы. *… … Энциклопедический словарь
Новоприходцы — («Новоприходцы») «новопорядчики», категория феодально зависимого населения в Русском государстве в 15 17 вв. «Н.», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести … Большая советская энциклопедия
новоприходцы — новопорядчики категория феодально зависимого населения в Русском государстве в XV XVII вв., крестьяне, потерявшие свою землю и селившиеся на чужой на основе договора, по которому после нескольких льготных лет начинали исполнять повинности в… … Большой юридический словарь
“НОВОПРИХОДЦЫ” — “новопорядчики” категория феодально зависимого населения в Русском государстве в XV XVII вв., крестьяне, потерявшие свою землю и селившиеся на чужой на основе договора, по которому после нескольких льготных лет начинали исполнять повинности в… … Большой юридический словарь
новоприходцы — новоприх одцы, ев, ед. ч. дец, дца, твор. п. дцем (ист.) … Русский орфографический словарь
dic.academic.ru
Основные термины по теме «Киевская Русь»
Основные термины по теме «Киевская Русь»
Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.
Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.
Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства.
Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. Высший, наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с Х по XVIII вв.
Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в "Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.
Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.
Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.
Вира – крупный штраф, присуждаемый по законам "Русской правды” за убийство свободного человека.
Вирник – сборщик штрафов.
Волхв – языческий жрец, колдун.
Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.
Гости - Категория торговых людей, приезжавших торговать из других стран, позже – местные купцы, торговавшие в других городах или за границей.
Гривна – основная денежная единица в Киевской Руси.
Десятина – налог в пользу церкви.
Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая "старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и "младшая”, в которую входили недавно набранные воины.
Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, "купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.
Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа "кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве.
Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.
Лествичная система – система передачи великокняжеской власти по старшинству в роду.
Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.
Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.
Мытник - сборщик торговых пошлин на Руси
Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем.
Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.
Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.
Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.
Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.
Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).
Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.
Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.
Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.
Русская правда - первый до нас дошедший сборник законов Древней Руси.
Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.
Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в "Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.
Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название "люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.
Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.
Удел – часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии.
Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.
Холоп – категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам. Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди.
Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.
Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).
infourok.ru
СТАРОЖИЛЬЦЫ — Советская историческая энциклопедия
Категория крестьян феод. Руси 14-17 вв. Термин "С." в этом значении встречается в источниках 14-17 вв. Вопрос происхождения и сущности С. остается дискуссионным. Б. Д. Греков и И. И. Смирнов считали, что термин "С." появился в 14 в. в силу необходимости отмежевать старинных феодально-зависимых крестьян от увеличившейся массы "новопорядчиков". С., по их мнению, являлись исконными тяглыми крестьянами, жившими на определ. зем. участках. В 15 в. С. пользовались правом свободного перехода (до Судебника 1497), но находились в наиболее прочной зависимости от феодалов. Впоследствии же оформление их состояния в крепостное шло наиболее быстро. По мнению Л. В. Черепнина, в источниках 14-15 вв. С. противопоставлялись не "новопорядчикам", а "людям пришлым из иных княжений" и "людям окупленным". С., по его мнению, были осн. частью феодально-зависимого крест. населения Сев.-Вост. Руси. Они издавна и крепко были экономически связаны с определ. поселением, обеспечивали своим трудом получение прибавочного продукта их господами и исполняли гос. повинности и налоги. Появление С. в 14-15 вв. означало рост юридич. оформления крепостного права: С. рассматривались как "крепкие земле", и в пределах различных княжений Сев.-Вост. Руси постепенно стеснялось право их перехода. По Г. Е. Кочину, С. являлись старинные, уважаемые и активные члены крестьян, общины-мира (находившейся или на гос., или на частновладельч. земле). Кочин считает также, что термин "С." в источниках 14-15 вв. употреблялся для выделения различных групп крестьян по признаку продолжительности льгот. С ликвидацией права крест. перехода в последней четв. 16 в. (см. Заповедные лета) употребление в источниках термина "С." означало их противопоставление вновь закрепощаемым слоям сел. населения. По мере развития крепостничества в 17 в. и постепенной ликвидации источников пополнения крепостного крестьянства и это значение термина утратило смысл. В источниках 15-17 вв. С. наз. также авторитетные свидетели (не только крестьяне), к-рые привлекались к опросу при решении спорных дел.
=====
Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54; Смирнов И. И., К вопросу о старожильцах, "ВИ", 1946, No 8-9; его же, Превращение бобыля в старожильца, там же, 1947, No 12; его же, Заметки о феод. Руси XIV-XV вв., "ИССР", 1962, No 2; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960; Кочин Г. Е., Сельское х-во на Руси в период образования Русского цснтрализ. гос-ва. Кон. XIII — нач. XVI вв., М.-Л., 1965.
=====
В. Д. Назаров. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.megufo.me
Хозяйство Руси в период феодальной раздробленности | Глава 2 Феодальная раздробленность Руси (конец XII – первая половина XV века) | Читать онлайн, без регистрации
Хозяйство Руси в период феодальной раздробленности
Во второй половине XII века население юго-западных киевских земель стало покидать освоенные места и передвигаться на северо-восток, в междуречье Оки и Волги. Это было связано прежде всего с безопасностью, поскольку в таких глухих местах можно было укрыться от внешних врагов, а также с возможностью приобрести свободные, достаточно плодородные земли. Тут происходила постепенная ассимиляция славянских племен с местными угро-финскими племенами, в результате чего сформировалась русская нация.
В середине XII века здесь образовалось Владимире-Суздальское княжество во главе с Юрием Долгоруким, сыном Владимира Мономаха, а позже во главе с сыновьями Долгорукого – Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо. Город Владимир на Клязьме стал центром самого сильного русского княжества, сюда переместился политический и экономический центр Древней Руси.
В новом краю формировалось активное сельское население при очень небольшом удельном весе городского населения. Люди занимались ремеслом, рыболовством, охотой. Торговля здесь в отличие от Киевской Руси не имела такого же влияния, поэтому хозяйство долгое время оставалось натуральным.
В результате русской колонизации Волжско-Окских земель здесь стали создаваться иные формы отношений между князем и населением. Если многолюдные городские общины в Киеве, Новгороде и других городах зачастую приглашали к себе князей на престол, чтобы они организовывали военную оборону города, следили за внутренним порядком, то на северо-востоке Руси процесс был обратным. Сначала князь начинал владеть относительно малолюдными земельными пространствами, а потом приглашал к себе колонистов для заселения этих земель. Князь выступал в качестве хозяина – собственника земельных угодий, распоряжался ими, завещал наследникам.
С XII–XIII веков в феодальной земельной собственности Владимиро-Суздальского княжества утвердилась иерархическая структура землевладения. Во главе иерархической лестницы стоял старший князь, который являлся верховным владетелем по отношению к феодалам, занимавшим более низкую вассальную ступень и непосредственно зависящим от старшего князя. Они, в свою очередь, тоже могли иметь своих вассалов. Старший князь мог передать вассалам в условное владение часть своих земельных угодий взамен оказания ими определенной помощи, например участия в военных походах.
Наследники старшего князя, получившие в полную собственность земли, становились удельными князьями, а их владения назывались уделами. Кстати, эти термины в Киевской и Новгородской Руси были совершенно неизвестны. Такие наследные землевладельцы становились полновластными господами в своих уделах по отношению к живущим на их территории земледельцам, у них появлялись юридические полномочия собирать подати, разрешать судебные споры и т. д.
Подобная вассальная система достаточно крепко удерживала власть над крестьянами[5].
При этой системе основной привилегированной формой землевладения по-прежнему оставалась боярская вотчина как крупная, независимая хозяйственная единица. Как правило, вокруг нее сосредоточивались хозяйства зависимых от вотчинников вассалов. Боярин практически беспрепятственно господствовал над большими территориями и проживавшими там земледельцами. Вотчинные хозяйства оставались почти полностью натуральными, все основные потребности удовлетворялись за счет продукции, которая производилась внутри вотчины.
Большую роль не только в идеологической, но и в экономической жизни страны стало играть духовенство. Церковные землевладения по своим размерам не уступали боярским вотчинам. Церкви и монастыри, также как и феодалы, захватывали общинные земли, наступали на права крестьян. Особенно круп ним и земельными угодьями обладали такие монастыри, как Троице-Сергиев, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и другие, которые владели десятками сел и деревень, обширными пашнями, лесами, сенокосными лугами и пр. Причем эти владения не дробились и закреплялись за церковью навечно.
В период господства вотчинного хозяйства все более заметное место стало занимать поместное, или условное, землевладение. Князья, бояре, монастыри все чаще приглашали к себе на военную службу различных людей: младших княжеских и боярских детей, разорившихся феодалов. За выполнение службы землевладельцы давали им участки земли – поместья – в условное пользование на период служения собственнику земли. По окончании срока службы поместье могло быть отобрано. Из таких приглашенных формировалось новое сословие «служилых людей», которые по отношению к крестьянству приобретало такие же права, как и феодалы. Зачастую феодалы направляли служилых людей в свои отдаленные деревни и села в качестве управляющих, организаторов производства и за это были вынуждены предоставлять им часть своего владения в виде поместья на определенных условиях. Позже феодалы стали давать служилым людям в награду право им самим собирать налоги (кормы) с крестьян, т. е. заниматься кормлением, что означало усиление экономической зависимости населения. Служилые люди составляли «двор» князей и бояр, поэтому позже их стали называть дворяне.
Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Постепенно расширялось освоение новых территорий на север до Белого моря и на северо-восток до Урала. Главной рабочей силой как вотчины, так и поместья были зависимые крестьяне, которых условно можно разделить на несколько крупных групп (разрядов). Одну из них составляли старожильцы, уже в течение нескольких поколений жившие на землях данного феодала и тесно с ним связанные. Такие крестьяне редко уходили на другие места. И хотя юридически они были свободными, экономически все больше зависели от феодала, превращаясь в крепостных людей.
Следующая группа состояла из новоприходцев, или новопорядчиков, которые недавно переселились из других вотчин или поместий. Феодалы, заинтересованные в новых работниках, давали им большие ссуды в виде семян, скота, леса на постройку дома, денег, а также освобождали их от выполнения повинностей и уплаты оброка на несколько лет. Через некоторое время новоприходцы, как правило, попадали в разряд должников, так как не могли полностью и в срок расплатиться с феодалом, что, в свою очередь, приводило их к закабалению.
Монастырские крестьяне подразделялись на две основные группы: больших и пешеходцев. Большие – это более крепкие хозяева, которые своими лошадьми и орудиями обрабатывали угодья, возводили необходимые постройки в монастыре, копали пруды и пр. В категорию пешеходцев попадали малоимущие крестьяне, не имевшие ни лошадей, ни орудий труда и выполнявшие различные работы по хозяйству: молотили зерно, готовили солод, пекли хлеб, ухаживали за скотом и т. д.
Тем не менее полное юридическое и экономическое закрепощение крестьян еще не сложилось, так как данному процессу противостояла достаточно крепкая община. Кроме того, крестьяне имели право перехода на новые земли, к другим феодалам. И поскольку еще не было сильной централизованной власти, в стране не существовало и единых правовых норм для закрепощения крестьян.
Основной формой экономической зависимости крестьян от землевладельцев был натуральный оброк (рента продуктами). Сюда входила сельскохозяйственная продукция и изделия домашних промыслов. Величина оброка определялась обычаями (стариной) и заранее оговаривалась сторонами, поэтому крестьяне могли увеличивать площадь посевов, чтобы добиться лучших результатов и после расчетов больше продукции оставить на свои нужды и для обмена.
Кроме того, крестьяне выполняли ряд повинностей, т. е. существовала барщина, или издолье (отработочная рента), но она еще не играла заметной роли нигде, кроме монастырских хозяйств. Денежная рента оставалась совсем незначительной долей в общем числе повинностей, поскольку рыночные связи и денежное обращение были еще слабо развиты.
velib.com
Подати в Древней Руси. Дань, полюдье, повоз
Система налогообложения Древней Руси была достаточно сложной и разделялась на три вида доходов: судебные, торговые и податные.
Податные доходы
Подати (дань, истужница, полюдье, урок или оброк, вено, почестье и повоз) - это денежные налоги, взимаемые с зависимого населения России до середины XIX века. Социальные группы, платившие этот вид налогов, назывались податным населением. С середины XIX века подати были заменены другими видами налогов и взимались уже со всего населения России.
Сбор податей осуществлялся в соответствии с принципами, которые обеспечивали возможность прогнозировать, какую сумму принесет та или иная область. Это свидетельствует о том, что княжеские налоги были утверждены законом и взимались по определенным правилам, что характеризует уровень развития тогдашнего общества как высокий.
Если на начальном этапе развития налоговой системы подати платились всеми плательщиками одинаково, например, дань и полюдье, то со временем они начали взиматься с доходов и имущества - это повоз, оброк и другие.
Налоговая система, основанная на сборе налогов с дохода или капитала, говорит о существовании в государстве кадастровой системы, содержащей информацию о доходах населения. В противном случае правительство не смогло бы строить количественные прогнозы своих доходов.
Виды податей
- Дань - изначально собиралась со двора (с дыма). Позднее взималась с "живота" или "промысла".
- Полюдье - изначально было подарком князю при его объезде областей. Позже приняло форму дани, что позволило заранее определять ее размер.
- Истужница - податный налог, о котором в летописях нашлось только одно упоминание, из которого можно заключить, что его размер определялся князем заранее.
- Урок или оброк - виды повинностей и пошлин, которые переводились на землю и брались деньгами или товаром вместо того, чтобы отбывать какую-то повинность. Назначались сразу на всю область, а общины делали раскладку по участкам земли.
- Почестье - дар, который прилагался к оброку. Его размер также определялся заранее.
- Вено - пошлина в казну от браков. Ее платили семьи жениха и невесты.
- Повоз - это в Древней Руси повинность, а не подать. Жители уездов должны были доставлять подводы и проводников для нужд государства. Эту повинность можно было отдать деньгами и она постепенно стала податью. Поначалу название это - “повоз”, сохранялось, а после подать стала именоваться “ямскими деньгами”. Когда образовался класс ямщиков, государство на собранные деньги строило для них слободы у больших дорог.
fb.ru
Землевладение на Руси в 14-15 веках
В период феодальной раздробленности основной формой землевладения была вотчина, которая передавалась по наследству, могла свободно отчуждаться и дробиться. В 14-15 вв. развивалось, так называемое, «условное» землевладение дворян и княжеских слуг.
Основным путём формирования условного землевладения было пожалование князем служивым людям земель, населённых крестьянами, которые вскоре попадали в зависимость от владельца поместья. Это пожалование было временным, на срок служения князю. Но постепенно из владельцев поместий образовалось сословие мелких и средних феодалов-помещиков, которые в последующем будут называться дворянством. Однако в 15 веке оно ещё не имело прочных социально-экономических устоев. Наиболее богатой и влиятельной прослойкой феодалов оставались бояре. Сохранялась вассальная зависимость великих и удельных князей, бояр, дворян.
В 14-15 в.в. широкое распространение получила система «кормлений», при которой население провинций, территорий обязано было содержать воевод. К этому периоду возросло количество крестьян, находившихся у церковных землевладельцев. Быстрый рост монастырского землевладения объясняется тем, что эти земли, пожалованные князями и боярами, по наследству не передавались (как, впрочем, и поместья служивых, но только на первом этапе), не дробились. Монастыри сами занимались ростовщичеством, прикупали дополнительные земли. Поскольку ордынцы предпочитали не трогать монастыри, крестьяне охотно поселялись на монастырских землях.
Различные категории крестьян («старожильцы», «новоприходцы» и «серебряники» — бывшие свободные крестьяне) всё больше сближались по своему положению и чаще всего стали называться именем «христиане», то есть крестьяне. Формально все они считались свободными, но находились в экономической зависимости от светских и монастырских землевладельцев.
Междоусобные войны и ордынские вторжения приводили к развитию закладничества, когда крестьяне, вступая под покровительство более сильных феодалов, тем самым оказывались в конечном итоге не только в экономической, но и в личной зависимости от покровителя.
/>finance-doc.ru
Северо-Восточная Русь | Ростово-Суздальская (позднее — Владимиро-Суздальская) земля располагалась на Северо-востоке Руси и отделялась от Приднепровья мощной полосой леса. Вероятность разорительных набегов кочевников была невелика. Население Северо-востока составляли кривичи и вятичи. Эта территория находилась вдали от традиционно важнейшего торгового пути «из Варяг в Греки». Однако по её территории проходил торговый путь по Волге. На большей части Северо-востока преобладали подзолистые почвы, только в так называемом владимирском «ополье» — черноземовидные. Большая часть территории была покрыта лесом. Обилие лесов позволило долго сохранять подсечное земледелие. Поэтому частное землевладение появилось лишь на рубеже XI и XII вв. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование. Землевладельцы русского Северо-востока были в гораздо большей степени связаны с княжеской властью, нежели со своими земельными владениями. В XI в. на Северо-восток в массовом порядке переселялись жители Южной Руси в поисках свободной земли и защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородной земли. Разветвлённая речная система княжества служила в качестве транспортных путей. | Преобладание княжеского землевладения. Свободные земли считались княжеской отчиной. В том числе обширные плодородные чернозёмные земли Ополья, заселявшиеся новоприходцами из других княжеств. Сравнительно позднее по сравнению с другими княжествами «оседание» бояр на землю.
| Монархическая форма правления. Склонность к самовластью, деспотизму. Борьба князей против бояр. Опора князей на младших дружинников против бояр.
Внутренняя политика Андрея Боголюбского: Замена «старой» дружины на молодую, с изменением положения дружинников. Новые дружинники стали военными слугами, а не сотоварищами. В 1161 году из Суздаля изгнаны братья – Василий, Михалка и Всеволод. | Юго-Западная Русь | Галицко-Волынское княжество находилось на пересечении торговых путей. После упадка пути «из варяг в греки» возросла родль торгового обмена Северной Европы с Византией по рекам, протекавшим на территории Юго-Восточной Руси . Прежде всего по Днестру. Торговые пути также проходили через карпатские перевалы. Приодно-климатические условия, наличие чернозёмов, позволяли успешно выращивать пшеницу, а не менее требовательную к теплу и почвам рожь, как в других княжествах. Эта территория Руси имела и строительные материалы для создания каменных крепостей. Такой крепостью был, например, Кременец. В 1241 году Кременец сделал почти невозможное - выдержал осаду непобедимого хана Батыя, а в 1254 году Даниил Галицкий разбил под Кременцем войско хана Куремсы. Наконец, в 1259 году монголы всё-таки разрушили крепость - но мирным путём: её упразднение стало одним из пунктов договора между Королём Даниилом и темником Бурундаем | Плодородные земли. Разведение особой породы волов. Добыча соли. Развитие ремёсел. Производство железа и металлообработка . Княжеское и боярское землевладение. Раннее оседание бояр на землю в связи с изгойским характером Галицкого княжества. Размеры боярских вотчин в совокупности не уступали княжескому домену. Основа экономического могущества бояр: -Вотчины -Участие в торговых операциях -Получение части доходов от сбора налогов
| Конфликтная форма правления. Наличие трёх центров политического влияния: монархического – князь, аристократического – бояре, демократического – вече.
В 1146 г. во время восстания горожан, когда был изгнан князь Владимирко, было созвано вече, избравшее князем Ивана Берладника, представителя боковой линии Ростиславичей.
После смерти князя Владимира в 1199 г. Галиция была объединена с Волынью в единое Галицко-Волынское княжество во главе с князем Романом Волынским (или Галицким). Роман упорно стремился подчинить себе мятежных галицких бояр. Ему приписывается фраза о боярах: "Не передавивши пчел, меду не есть”.
В ходе длительной усобицы княжескую власть в Галиче узурпировал боярин Владислав Кормиличич, который был изгнан в 1214 году венграми и поляками.
| Северо-Западная Русь | Новгородская земля, расположенная на северо-западе Руси, отличается обилием болот и скудостью почвы. Обширные лесные пространства, много пушного зверя. Условия для земледелия — неблагоприятные. Хлеб приходилось покупать, чаще всего — в Северо-восточной Руси. Новгород расположен на р. Волхов, непосредственно на пути «Из варяг в греки» (Финский залив — Нева — Ладожское оз. — Волхов), это создавало благоприятные условия для развития торговли с Западной Европой. Через Новгородские земли проходила транзитная торговля хлебом в Западную Европу. Новгород являлся неассоциированным членом торгового союза Ганза. Важнейшими торговыми партнерами Новгорода являлись северонемецкие (ганзейские) города, в особенности Любек, а также шведские купцы с о. Готланд. В Новгороде существовали ганзейский и готландский торговые дворы. | Боярское землевладение (никто кроме новгородских бояр не имел права приобретать в собственность земли в Новгороде и пятинах). Решающая роль в экономической сфере Новгорода принадлежала боярству. Новгородские бояре, в отличие от бояр Владимиро-Суздальской Руси были по происхождению не княжескими дружинниками, а потомками местной родоплеменной знати. Они представляли собой замкнутую аристократическую касту, определенный круг семейств. Новгородским боярином нельзя было стать, им можно было только родиться. Боярам принадлежали обширные владения на подвластных Новгороду территориях. Первоначально они собирали с населения своих земель дань в пользу городской казны, а затем завладели землями на основе частной собственности, превратив их в свои вотчины. Таким образом, частное землевладение в Новгороде, в отличие от Северо-восточной Руси, не было основано на княжеском пожаловании. Из вотчин бояре получали не только сельскохозяйственную продукцию, но также соль и (главным образом) продукты лесных и морских промыслов: пушнину, мед, воск, кожу, моржовую кость («рыбий зуб»). Именно эти товары составляли основу новгородского экспорта в Западную Европу. Бояре – организаторы и участники торговли и ремесленного производства. Поскольку экспортируемые товары принадлежали боярам, то им же принадлежало и привозное сырье. Бояре снабжали им ремесленников. Новгородское ремесло достигло исключительно высокого уровня развития. Ремесленники зависели от бояр, работали на них, дворы ремесленников нередко располагались на принадлежавшей боярам земле. Богатство и могущество бояр основывалось, таким образом, на землевладении и торговле. | Боярская аристократическая республика с 1136 по 1478 год. Приглашение князей. Подписание с ними «ряда» (договора). Борьба за сохранение боярских привилегий, против усиления князей. Возможность изгнания князя (указать путь).
Новгород резко отличался от всех других русских земель своим политическим устройством. Власть в Новгороде принадлежала вечу. Современные данные свидетельствуют о том, что новгородское вече состояло из 300 – 500 человек. Это соответствует числу боярских семей. По-видимому, на вече присутствовали бояре и, возможно, некоторые богатейшие купцы. Вече избирало посадника, управлявшего городским хозяйством, и тысяцкого, ведавшего сбором налогов. Бояре формировали Совет «300 золотых поясов». Посадник-главное должностное лицо-Новгорода- происходил из одного из знатнейших боярских родов. По реформе Онцифора Лукинича (1354) вместо одного посадника было введено шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался «степенный» посадник. Реформой 1416—1417 число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. Рядовое население Новгорода принимало участие лишь в «кончанских» и «уличанских» вечах, избирая старост концов и улиц. Впрочем, кончанские и уличанские веча бояре также нередко использовали в своих целях, настраивая жителей «своего» конца против соперников из других концов. Город был разделен на 10 податных «сотен», которыми управляли сотские, подчинявшиеся тысяцкому. Ранее считалось, что тысяцкий руководил новгородским ополчением — «тысячей». Тысяцким первоначально избирался представитель купечества, но в XIII – XIV вв. и эта должность перешла в руки бояр. Постоянная борьба между князьями и кончанским боярством, стремившимся поставить под республиканский контроль все органы власти в городе, в результате привела к учреждению в конце XII века должности выборного тысяцкого, избиравшегося на вече. Эта реформа ещё более укрепила позиции новгородского боярства и привела к подчинению сотен общегородскому вечу и вхождению их в состав концов.
Первым новгородским тысяцким летописный список называет Миронега. Его избрание на эту должность произошло около 1190 года.
В отличие от других древнерусских городов в Великом Новгороде в XII — XIII веках деятельность тысяцких в первую очередь была связана с представительством от житьих (меньших бояр) и черных людей (низшего, непривилегированного слоя городских жителей). В функции тысяцкого также вошли торговый суд (в его компетенцию входили тяжбы по торговым делам, а также все споры русских с иностранцами в Новгороде) и организация наблюдения над торговыми мерами. Тысяцкие являлись непременными участниками торговых соглашений Новгорода, переговоров с иностранными послами и посольств к русским князьям.
Князь играл в системе новгородского управления во многом формальную роль. В 1015 г. Ярослав Мудрый, княживший тогда в Новгороде, в обмен на поддержку новгородцев в борьбе за Киев согласился на неподсудность новгородских бояр княжескому суду. В 1136 г. новгородцы восстали и изгнали князя Всеволода (внука Мономаха). После этого Новгород стал сам приглашать князя. С приглашаемым князем вече заключало «ряд» — договор. Князь, нарушивший ряд, мог быть изгнан. Князь не мог вмешиваться в дела городского самоуправления, назначать и отстранять от должности посадника и тысяцкого, покупать земли на окраинах новгородской территории. Как правило, новгородцы приглашали князей из наиболее сильного в тот момент княжеского рода. Но Новгород никогда не пытался обойтись совсем без князя. Князь был символом единства Новгорода с остальной Русью, так как принадлежал к единому роду Рюриковичей. На его имя поступала дань, ибо он считался верховным собственником новгородской земли. Он выполнял (совместно с посадником и архиепископом) функции третейского судьи. Князь мог и руководить новгородским войском, однако эта функция была второстепенной. Нередко в Новгороде княжили малолетние. Широко распространенное представление о новгородском князе как о полководце объясняется влиянием образа Александра Невского. Функции князя в Новгороде: 1) Силовая функция: являлся верховным военачальником, дружина поддерживала порядок в городе. 2)Представительская: Являлся адресатом той дани, которая поступала Новгороду Символизировал связь Новгорода и остальной Руси. 3) Судебная: Совместно с посадником и архиепископом заседал в суде.
С 1156 г. на вече выбирался и новгородский архиепископ, которого затем утверждал киевский митрополит. Должность была пожизненной. Но были случаи смещения (1228 г. – Арсений). Архиепископ вместе с посадником скреплял своей печатью международные договоры Новгорода, представлял новгородцев на переговорах с русскими князьями. Контролировал эталон мер и весов. Он даже имел собственный полк. |
uchltel-lstoria.ucoz.org