Развитие налогообложения в Древней Руси. Пятенщик в древней руси это


Была ли работорговля в Древней Руси

«Челядь»

Попасть в рабы на Руси можно было несколькими способами. Один из них – это захват иностранных пленных. Таких рабов-«полонян» называли «челядью».

В одной из статей договора, заключенного в 911 году с Византией после удачного набега древних русов на Константинополь, византийцам предлагалось заплатить 20 золотых монет (солидов) за каждого взятого в плен «челядина». Это составляло около 90 граммов золота и вдвое превышало среднерыночную цену на невольников.

После второго похода на Византию (944 год), который завершился менее успешно, цены удалось скостить. За «юношу или девицу добру» давали на этот раз 10 золотых монет (45 граммов золота) или «две паволоки» — два куска шелковой ткани. За «середовича» - раба или рабыню средних лет – полагались восемь монет, а за старика или ребенка – всего пять.

«Челядь» чаще всего использовали для различных неквалифицированных работ, например, в качестве домашней прислуги. Женщины-полонянки, особенно молодые, ценились выше мужчин – их можно было использовать для любовных утех. Многие из них становились наложницами и даже женами рабовладельцев.

Как сообщает «Русская правда» - сборник законов XI века – средняя стоимость «челядина» составляла пять-шесть гривен. Многие историки считают, что речь идет не о серебряных гривнах, а о гривнах кун, которые были вчетверо дешевле. Таким образом за невольника в то время давали около 200 граммов серебра или 750 выделанных беличьих шкурок.

В 1223 году после неудачной битвы с монголами на Калке смоленским князем Мстиславом Давидовичем был заключен договор с рижскими и готландскими купцами, по которому стоимость одного челядина оценивалась в одну гривну серебром (это соответствовало 160—200 граммам серебра и примерно 15 граммам золота).

Цены на челядь зависели от региона. Так, в Смоленске раб стоил немного дешевле, чем в Киеве, и втрое дешевле, чем в том же Константинополе… Чем больше людей захватывали в рабство во время военных походов, тем сильнее падала цена.

russian7.ru

Русская правда - центральный нормативный документ Руси

Русская правда

Центральное место среди нормативных документов Руси занимает Русская правда. В 1738 году Василий Нитич Татищев нашего ее список и подарил его Анне Иоановне. Этот список получил название Татищевскеого списка. Было найдено более 100 списоков Русской правды.

Три редакции Русской правды:

1)  Краткая – КП. Включает в себя 43 статьи. Наиболее древняя часть документа, конец 11 века

2)  Пространная – наибольшее количество статей – от 115 до 135. Время возникновения – середина 12 века.

3)  Сокращенная – документ московского государства. Включает в себя отдельные стаьи пространной редакции РП. Середина 15 века.

Все редакции дошли или в составе летописи или различных юридических сборников – рукописных.

Русская правда – памятник светскому праву. Включает в себя нормы различных отраслей. Большая часть посвящена углоловному или процессуальному праву.

РП действовала примерно до середины 15 века, до издания новых свобдов законов Московского государства, а именно Судебника 1497 года и Судебника 1550 года.

Состав КР:

1)  правда Ярослава. Нормы уголовного права.

2)  правда Ярославичей. Идет речь в основном о защите имущества. Представители првящего класса в этом заинтересованы. Появилось феодальльное право привелегии (ст 19 – за убйство обнищанина 80 гривен, а за смерда - 5).

3)  два специальных устава:

a.  Покон верный (от слова вера – денежный штраф за убийство). Верники – те кто собирал эти штрафы. В уставе идет речь, какие налоги должны платить крестьяни и общины этим верникам - жалование.

b.  Мастеров мостников. Размер налогов натуральных и денежных платят общины в пользу строителей мостов и дорог..

Состав ПР:

1)  Суд Ярослава (переработанная КР).

2)  Устав Владимира Мономаха (1113-1125). И другие княжеские уставы. Слишком выскои были резы (проценты) и прийдя к власти ВМ готовит этот устав. Было необходимо ограничить аппетиты ростовщиков – был установлен максимальный процент по договору займа. Если ростовщик взимал больший рез, то по уставу это взимание освобождало должника от возвращения денег. Про купечество, которе от ростовщиков-то и страдало. Если купипец потерял своей товар по божей воле, то ростовщик обязан дать время для сбора денег. А если потерял по своему косяку, то ростовщик имел право вывести купца на площать и продать в рабство – часть денег княз., часть ростовищу, остаток родственникам. Разрешели купцам заключать договоры без свидетелей (в чужих городах).

a.  Правовое положение закупа. Человек брал в долг купу и становился закупой. Вопрос о положении дискусионен – зависим ли он или свободен? Или нечто среднее? Проработать правовое положение смердов и представителей боярства. + холопы (статья 101). Нужно прочитать учебник, устав Владимира Мономаха и подобрать соотвествующие статьи.

Вероятно, к середине 12 века все уставы были объеденены в ПР.

Древнерусское законодательство знало развитую систему гражданско-правовых норм. В РП отражаются отношения собственности, предусматривается правовая защита как недвижимого, так и движуемого имущества. Обязательство в Древней руски возникали из складывающихся норм возмещения за причненный вред и из договоров. Например, чел, который нанес ранение другому, кроме уголовного штрафа должен был оплатить убытки потерпевшего, в том числе услуги врача. Русская правда знает опредленнуюб сиситему договоров, например упоминается о договоре купли продажи. Порядок заключения договоров был простым – обычно применялась устная форма + символичские действия, а именно рукобитие, связывание рук и так далее. Но в некоторых случаях, требовались свидетели. В наследовании существовали различия в зависимости от принадлежности чедовека в той или иной ступени иерархической лестниы (ст 90 и 91 ПП). Так у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов (свободный крестьянин общиниик), имуществнно считалось выморочным и поступало в пользу князя. При наследовании по закону, без завещания, преимущество имели сыновья умершего. Пр их наличии, дочери не получилось ничего. На наследников возлагалать лишь обязанность выдать сестер замуж. Наследство делилось поровну, но младший сын имел преимущество – получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если матерью была раба-наожница, то они все вместе получали свободу.

vunivere.ru

Кто кем был на Руси

«И, родины краса, боярин молодойДрался, бесчинствовал, кичился пред женой,А в тереме царя, пред образом законаВалялся и кряхтя, лизал подножье трона»(Алексей Николаевич Апухтин, «К славянофилам»)

На Руси были люди бедные и богатые, а отчего зависело их богатство? Думаете, от количества денег? А вот и нет. – От того, сколь приближены были по службе к великому князю, а затем и царю. У него же в руках всё богатство страны – захочет, на­градит, а, будет на его воля, то и всё отнимет да еще жизни лишит. Ну, а самые приближенные к великому князю были, как известно, бояре, которых, как правило, изображают толстыми, бородатыми и в высоких меховых шапках.

Что означает само слово боярин, никто толком не знает. Владимир Даль высказал несколько предположе­ний о его изначальном значении: от «бой» – то есть, воевода; или «болярин» - болеть, заботиться о своих подопечных, а ещё – боль­ший, важный. Как ни странно, каждый из этих предположений, скорее всего, верно. В древности боярином называли старшего дружинника в княжеской дружине, а затем, с XIV по XVII века (пока император Петр I это, как и другие старинные звания, не уп­разднил и не ввел вместо них «Табель о рангах»), этим словом стали обозначать высший служилый чин. Насколько нам известно, чин этот не был наследственным (хотя из любого правила бывают и исключения), его можно было заслужить. Ну, а заслуживали его к зрелым годам, оттого бояре и не молоды, а что толстые так на Руси дородность считалась признаком достатка.

В первый класс служилых или дворовых людей великого князя, кроме бояр, входили еще окольничие и думные дворяне. Не следует путать окольничего с сокольничим.

Окольничий – «около» великого князя, приближенный к нему, второй после боярина чин в русском государстве. Первоначально в его обязанности входило, по-видимому, устройство и обеспечение путешествия князя, и участие в приеме и переговорах с иностран­ными послами. Затем окольничие стали входить в состав Боярской думы.

Ну, а сокольничие, как понятно из их названия, ведали соко­линой охотой. За заслуги – и такое бывало, их возводили в чин окольничего и даже боярина. Последним сокольничим московских царей был Гаврила Пушкин. С 1606 года назначения на эту долж­ность не встречаются.Ниже боярина и окольничего по своему положению при дворе были стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы. Это были чины второго класса.

Стольники как дворцовый чин известны с XIII века. Долж­ность была весьма почетной и потому среди стольников были пред­ставители высшей аристократии - князья Куракины, Одоевские, Го­лицыны, Репнины и другие.Стряпчие – это не те, кто стряпали, готовили еду. Само слово стряпать имело более широкое значение – «делать», «работать». Владимир Даль пишет о придворном стряпчем: « Стряпчий с клю­чом, хранивший утварь царскую; смотревший за одеждой, гарде­робмейстер». Позже, в XVIII—начале XX века, стряпчими стали называть поверенных в делах (то есть, адвокатов), а также чинов­ников ведомства прокурора, наблюдавший за правильным ходом дела.

Дворяне именовались раньше детьми боярскими. Они несли обязательную службу, получая за то от князей, бояр или церкви поместья, но не имели права отъезда. Дети боярские — потомки младших членов княжеских дружин — отроков, о которых мы ска­жем ниже. С образованием Русского единого государства большое количество детей боярских перешло на службу к московскому ве­ликому князю. Термин «дети боярские» исчез в ходе реформ начала XVIII века в связи со слиянием служилых людей в один класс — дворянство.

Жильцы - один из разрядов служилого чина в Московском государ­стве в XVI—начале XVIII вв., находившийся между московскими дворянами и городовыми дворянами. Городовой дворянин, попав­ший в жильцы, имел шанс если не для себя, то для потомства сде­лать карьеру, то есть стать московским дворянином и получить дальнейшее продвижение по службе. Термин «жильцы» исчез в ходе реформ Петра I.

Ну, и конечно, не стоит путать дворян с дворецким, дворским и дворчество с путем. Кто они такие?Изначально дворецкий это просто дворовой человек князя. Когда появились приказы (прообразы будущих министерств),то и роль дворецкого изменилась, он становится начальником приказа Боль­шого дворца, в ведении которого находились все хозяйственные дворы. С 1473 по 1646 года в Москве был всегда только один дво­рецкий, а после этой даты это звание имели одновременно 12 бояр; затем почти ежегодно его жаловали то одному, то нескольким боя­рам сразу. В результате должность боярина-дворецкого преврати­лась в почетный титул, хотя приказом Большого дворца продолжал руководить только один.А вот то, что стали позже называть дворецким – управляющим княжеским хозяйством (до начала XVI века), ранее именовали дворским. Человек в этой должности ведал также сбором налогов и надзирал за исполнением судебных приговоров.

Дворчество с путем – почетное звание боярина-дворецкого, жало­вавшееся во второй половине XVII века и сопровождавшееся де­нежными доходами с определенной местности. Таким званием был пожалован 8 мая 1654 года боярин Василий Васильевич Бутурлин. Здесь не место подробного рассказа об этом выдающемся человеке, упомянем лишь, что в 1653 году государь Алексей Михайлович дал Бутурлину поручение "принять под свою государеву высокую руку и привести к вере «новоприсоединявшуюся Малороссию». Во главе большого посольства выехал Бутурлин из Москвы 9 октября, 31 де­кабря прибыл в Переяславль, где 6 января 1654 г. и состоялась по­сле некоторых споров присяга царю Алексею гетмана Хмельниц­кого и старшины, а на другой день остального казачества. В Пере­яславе-Хмельницком воздвигнут памятник в честь этого знамена­тельного события, на котором запечатлен Василий Бутурлин.Кроме придворных чинов служилые люди могли иметь и иные чины – административные, судебные и военные. Вот лишь некото­рые из них. Наместник – довольно долгое просуществовавшее на­звание должности, до революции 1917 года, хотя значение его ме­нялось. В Древнерусском государстве князь ставил этого человека руководить городом вместо себя, то есть заместителем. Местную власть наравне с наместником делил и волостель, который именем князя управлял волостью.

Оба, что наместник, что волостель, зарплаты от князя не получали, а кормились за счет налогов с местного населения (это и называ­лось кормлением). В распоряжении наместника имелся админист­ративный персонал и военные отряды для местной обороны и по­давления внутренней смуты. С начала XVI в. власть наместников была ограничена, а в 1555—1556 гг. в соответствии с Земельной и Губной реформами Ивана Грозного заменена выборными земскими учреждениями. Однако название «наместник» не исчезло совсем, оно стало обозначать главу местного правления и просуществовало до 1917 года.Воевода – военный начальник. Но не только в середине XVI века воеводы возглавили городское управление, потеснив городовых приказчиков, а с 1708 г. воеводы стояли во главе провинций, но не надолго: в ходе губернской реформы 1775 г. должность воеводы, была упразднена.Отрок, о котором мы упоминали, это не возраст, а чин - младший дружинник. Выше него был гридин.Мы рассказали лишь о некоторых чинах служилых людей до Петра, их было значительно больше

 

VIA  http://marginal06.livejournal.com/369064.html

simvol-veri.ru

§ 3. Власть Киевской Руси

Вече.

"Народ и князь, - писал известный русский юрист В.И. Сергеевич, - суть два одинаковых существенных элемента древнерусского общественного быта: с одной стороны, народ не может жить без князя, с другой - главную силу князя составляет тот же народ. Участие народа в общественных делах проявляется под формой веча" [Сергеевич. 1867. С. 1]. И действительно, лучше и точнее не скажешь, так как древняя форма государства (особенно эпохи варварства) имеет ту отличительную черту, суть которой состоит в практически полностью неразвитой форме исполнительной власти, ее аппарата. В данной ситуации государство нельзя характеризовать как аппарат насилия по Марксу, поскольку той стадии развития, при которой государство можно отождествлять с аппаратом насилия, оно (государство) достигает только при капитализме. До этого момента аппарат подавления-исполнения находится, что называется, in status nascendi - в стадии становления. Следовательно, в обществе, где исполнительный аппарат развит слабо, у власть предержащих есть одна только возможность добиться выполнения решения - допустить к выработке его тех, кому оно адресовано. Древнерусское государство есть яркая форма данной конструкции власти.

Первое упоминание о вечевых собраниях у славян мы встречаем у писателей раннего Средневековья. Что же касается русских славян, то, как считал В.И. Сергеевич, наиболее древнее упоминание о вече - это сообщение Нестора о совещании полян по поводу выплаты дани хазарам. Первое точно датированное вечевое собрание - сообщение Повести временных лет об осаде Белгорода в 997 г. печенегами: "...и удолжиша остоя град, и бе глад велик, и створиша вече в Белгороде" (ПСРЛ. Т. XXXVIII. С. 57).

Интересна этимология самого слова "вече". Древнерусское вече происходит от праславянского *vetio, ему же родственно др.-рус. ветъ, т.е. "совет". Но и это не все. Наиболее близкая аналогия, которая напрашивается слову "вече", - др.-рус. вещь. В некоторых памятниках выражение "вещь имея" означает "совещаться по какому-нибудь поводу". В Законе судном людям др.-рус. вещь переведено греч. "ПиРоАльфаГаммаМиАльфа", понятие дела, дела судебного или дела государственного управления. Кроме того, по толкованию выдающегося русского филолога И.И. Срезневского, вещати - то, чем занимаются на вечевом собрании, - во многом означает "заниматься государственными делами" [Срезневский. 1893. 1 : 253].

Характерно также то, что практика функционирования этого института прямой демократии в эпоху "готической" Руси выработала несколько общих своих форм, классификация которых принадлежит уже упоминавшемуся И.И. Срезневскому.

Итак, "созвати вече" - прямое и непосредственное действие по созыву веча: "гражане же, слышавшее се и созваша вече, и рекоша Давиду людье на вече: "выдаша мужи сия, мы не бьемся за сих"" (ПСРЛ. Т. II, стб. 242). Таким образом, горожане отказались заступиться за своего князя, участвовавшего в ослеплении князя Василько.

"Звати в вече" - разновидность созыва, из которого видно, что он отличается специальным субъектом, лицом, которое созывает собрание: "Князь Мстислав в вече поча звати".

"Звонити вече" - указание на конкретный способ созыва: "И Онцифор с Матфеем созвони вече у святой Софии, а Федор и Ондрешко другое созвониша на Ярославли дворе" (ПСРЛ. Т. III. С. 356).

"Поставити вече" или "стати вечем" - указание на место проведения вечевого собрания, например: на Ярославле дворе или около храма Св. Софии в Новгороде Великом.

Особенно интересны те словосочетания в древнерусском политическом лексиконе, которые указывают на предмет собрания. Иногда этот предмет указан весьма туманно. Например: "деяти вече". В Ипатьевской летописи под 1169 г. читаем: "Том же лете начаша новгородцы вече деяти в тайне по дворам на князя своего на Святослава на Ярославича, и приехавшее на Городище приятели его, начаша поведати: "Княже, деют люди вече ночь, а хотят тя яти" (ПСРЛ. Т. II, стб. 537). Или: "створити вече на кого-либо" - вот пример: "створиша вече на посадника Дмитра и братью его". Или: "свести с веча" - указание на решение и конкретный способ его исполнения: "и сведеша и с веча, сринуша и с мосту".

Состав веча полностью соответствовал эпохе прямой демократии: на него могли являться все заинтересованные юридически свободные люди. Однако были и особенности, связанные со сложной структурой волости. Она, как мы помним, не была однородной, разделялась на город и пригороды, население которых в политическом отношении находилось в подчиненном отношении. Вот, пожалуй, самое яркое описание этой ситуации.

Летописец радуется тому, что население пригорода (Владимира) вдруг решило стать политически самостоятельным: "Да подивимся чуду новому великому и преславному Матери Божья, како заступи град свой от великих бед, и гражданы своя укрепляет, не вложи бо им Бог страха и не убояшася князя; два имущее в власти сей, и бояр их прещенныя ни во что же положища за 7 недель. Безо князя будуще во Володимере граде. Толико возложше всю свою надежду и упованье к святой Богородице и на свою правду. Новгородцы бо изначала и смоляне, и кияне, и полочане и вся власти яко на дому на веча сходятся; на что же старейшие сдумают, на том же пригороды станут. А здесь город старый, Ростов и Суздаль, и все бояре хотяше свою правду поставити, не хотяху створити правды Божией, но "како нам любо" рекоша, "тако створим. Володимер е пригород наш" (ПСРЛ. Т. I, стб. 377 - 378).

В общем на вече мог участвовать в основном городской житель, житель главного города. Вполне возможно, что иногда привлекались и жители пригородов - сельской округи. Такой вывод можно сделать на основе летописных сообщений, когда летописец отмечает, что в вече приняли участие "людье земли нашей", "вся Галицкая земля", "люди Ростовские", "все Переяславцы" и т.д.

Компетенция веча была компетенцией чрезвычайной. Главным предметом его ведения был вопрос о призвании и изгнании князя. Вся история Руси до татарского погрома происходит под знаком призвания князей. В.И. Сергеевич отмечал: "Признание того или иного князя наследственным неизвестно древней России; но встречаются случаи добровольного ограничения права призвания только одной какой-либо отраслью потомков Рюрика. Соглашение народа с князем о его преемнике есть тоже призвание, но состоявшееся под влиянием особого благорасположения к прежнему князю" [Сергеевич. 1867. С. 75]. Например, киевляне благоволили к потомству Владимира Мономаха, переяславцы - к нисходящим его сына Юрия, черниговцы - к Ольговичам и т.п.

Вече оформляло свои отношения с князем через ряд (договор). Уже тогда форма такого договора была в виде присяги (целования креста).

Изгнание князя представляло собой акт уничтожения крестоцелования. За этим следовало неизбежное изгнание, причем князя могли и побить, разграбить его имущество, посадить под арест. Нередко князей убивали, впрочем, убивали не "своих", а узурпаторов, силой добившихся стола в той или иной волости. Истины ради надо отметить, что нередко князья сами отказывались от стола, сами уходили из волости: "В лето 1215 поиде князь Мстислав по своей воли Киеву, и сотвориша вече на Ярославле дворе, и рече новгородцам: "Суть ми орудье (дела. - М.И.) в Руси, а вы вольны в князех" (ПСРЛ. Т. III. С. 53).

В общем отношения между князем и вече были не такими однолинейными, как они обычно рисуются в советской историографии. Образный пример этих отношений мы найдем в следующем. За год до своего добровольного ухода из Новгорода этот же князь Мстислав ходил походом на киевского князя Всеволода Чермного. Войско, которым он командовал, было сборным: новгородцы и смоляне. Во время похода "бысть распря между новгородцем с смоляны, и убиша новгородци смолянина". Возникший конфликт князь попытался разрешить на вече. "Князь же Мстислав в вече поча звати, они же не поидоша; князь же целовав всех, поклонився, поиде" (Там же). Только так удалось примирить смолян с новгородцами.

Следующий важный предмет ведомства вече - вопрос о войне и мире. Князь своими силами вести войну не мог - дружина его для этого была мала, поэтому ему была необходима поддержка народа для созыва ополчения. Народу же в свою очередь князь нужен был как военный специалист, начальник, без которого войско не имеет командования. Впрочем, нередко князь мог выкликнуть по волости охотников - добровольцев, с которыми предпринимал небольшие набеги на соседей. Но это было уже его частное предприятие, волость за такие действия князя не отвечала.

Вопрос законодательства веча есть вопрос довольно спорный. До нас дошло только два памятника такого вечевого законодательства, да и то уже позднего, московского периода. Это Псковская и Новгородская судные грамоты. Так, ст. 108 ПСГ даже закрепляет за вечевым собранием на постоянной основе право законодательства: "А которой строке пошлиной грамоты нет, и посадником доложити господина Пскова на вече, да тая строка написать. А которая строка в сей грамоте не люба будет господину Пскову, ино та строка вольно выписать вон из грамот". Можно предположить, что в других землях древнерусского государства вече также могло принимать постановления, которыми регулировалась законодательная деятельность князей.

Последним более или менее определенным вопросом компетенции веча были случаи, когда оно выступало в качестве высшей судебной инстанции. Чаще всего судебная функция вечевого собрания проявлялась в случае изгнания князя.

Полноты ради надо заметить, что вече вообще было вольно принять к своему ведению любой вопрос. Подчас даже весьма "экзотический". В летописях сохранилось упоминание о вече 1173 г. в Галиче, которое посчитало себя вправе вмешаться в личную семейную жизнь своего князя. Князь охладел к княгине, та была вынуждена даже покинуть город с малолетним сыном. Ее место заняла какая-то Настаська со своими родственниками - Чагровой чадью. Вече приняло крутые меры: Настаську сожгли по приговору веча, сына ее, прижитого от князя, посадили под арест, Чагрову чадь избили, "а князя водивше ко кресту, яко ему имети княгиню в правду, и тако уладившеся" (ПСРЛ. Т. II, стб. 564).

Продолжительность заседания веча определялась предметом, который оно в данный момент разбирало. Например, в Новгороде в 1218 г. "тако быша веча всю неделю". Не расходились, пока не решали вопрос.

Способ принятия решения на вече был весьма древним - единогласие. "Под единением, - пишет В.И. Сергеевич, - должно разуметь не столько буквально соглашение всех без исключения, сколько соглашение такого решительного большинства, чтобы привести свое решение в исполнение без активного противодействия со стороны меньшинства" [Сергеевич. 1867. С. 55]. Понятно, что нередко эта критическая масса достигалась точно так же, как и у лютичей (см. выше). Филиации этих порядков сохранялись в Новгороде довольно долго. Сигизмунд Герберштейн, проезжая в начале XVI в. через Новгород, описал весьма странный, с его точки зрения, обычай новгородцев. Раз в два года они сходятся на мосту через Волхов "и бьют друг друга палками, и от того происходит такое смятение, что начальник с великим трудом может прекратить его" (Герберштейн. 1866. С. 114). Сами новгородцы уже не помнили действительную причину такого обычая, поэтому и рассказали путешественнику басню о Перуне, якобы выбросившего свой жезл на мост, за который горожане и бились. На самом деле это именно пережиток тех вечевых порядков, когда два конца города, не сумев выработать единого решения на вече, сходились в рукопашную на мосту - и только таким способом вырабатывали единогласие.

Принцип решения вопросов большинством голосов в Россию занес Петр I своими безумными реформами.

Князь.

Фигура князя в Древней Руси есть фигура во многом героическая - это светлый образ народного фольклора, и не только. Достаточно вспомнить такой образчик древнерусской литературы, как "Моление Даниила Заточника", который является по сути панегириком князю и княжей власти. Население той эпохи видело в князе свой идеал, как в зеркале в личности князя, в его поступках отражался дух складывающейся нации. Академику С.Ф. Платонову принадлежит весьма образное сравнение князя с плакучей ивой над рекой. Князь сам по себе - ничто, он такой же изгой, нуждающийся в церковной защите, как и выкупившийся холоп. Своей воли у него нет. Куда течет народ-река, туда идет и ива-князь. Как не менее образно выразился В.И. Сергеевич, "князь есть в высшей степени народная власть".

Итак, помимо верховного командования князь - очень удобная фигура для отправления правосудия. Он не член общины, следовательно, лицо не заинтересованное. Решение, которое выносит князь, творя суд, есть простая формализация обычного права. Изредка ему Церковь подскажет, что необходимо издать какой-нибудь устав, что он и сделает. Непосредственное же законодательство князя проявляется только в мелочной регламентации уроков, вир и продаж. Вот действительное поле для фантазии и аппетита княжьей власти.

Княжеская Дума.

Это был консультативный орган, аналог его можно найти в племенном совете старейшин при вожде. Для того чтобы управлять эффективно, князь нуждается не только в поддержке местного населения, но и в помощи собственного окружения. Так, например, можно истолковать известные места в Русской Правде: "По Ярославле же пакы совокупившеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячко, Перенег, Никифор, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати, а ино все, яко Ярослав судил", а также: "А се уставил Володимер Всеволодович по Святополче, созвав дружину свою на Берестовом: Ратибора тысячского киевского, и Прокопию белгородского тысячского, Станислава переяславского тысячского, Нажира Мирослава, Иванка Чюдиновича ольгова мужа, и устави люди" (РП Синод. сп.). Характерно, что в состав совета (думы) князя входят не только его ближайшие дружинники, но и представители веча - тысячские. Лишнее подтверждение этому видим, например, в следующем летописном сообщении: "В лето 987 возва Володимер бояры своя и старцы градския" (ПСРЛ. Т. XXXVIII. С. 49).

В отличие от веча Княжеская Дума была органом, постоянно действующим.

Княжая дружина.

Дружина русских князей пережила в истории древнерусского государства два четко выраженных этапа своей эволюции. Первый, древнейший этап представляет собой эпоху, когда князь и его воины составляют одно неразлучное целое. У князя нет иных интересов, кроме интересов своих дружинников, и наоборот. Так, Святослав, мотивируя свой отказ от крещения, оправдывался тем, что его дружина начнет над ним смеяться. Еще более отчетливо единство князя и его воинов видно в следующем летописном рассказе (под 996 г.) об устроенном св. Владимиром пире.

Во время пира дружинники "подпъяху и начаша роптати на князя, глаголюще: "Зло есть нашим головам ясти деревянными лжицами, а не серебреными". Се же слышав, Володимер повеле ковати лжици серебряные, и ясти дружине, рек сице, яко: "Серебром и златом не имам налести дружины, а дружиною налезу серебро и злато, яко дед мой и отец мой доискался с дружиною злата и серебра". Бе бо Володимер любя дружину, и с ними думая о устрои земнем, и о ратех, и о уставе земнем" (ПСРЛ. Т. XXXVIII. С. 56 - 57). О теснейшей связи князя и его дружины свидетельствует и другое сообщение летописца. Так, в 1024 г. после известной междоусобной битвы с полками Ярослава его сводный брат Мстислав, "виде лежачи иссечены от своих северян и варягов Ярославлевых, и рече: "кто сему не рад, се лежит северянин, а се варяг, а своя дружина цела" (ПСРЛ. Т. II, стб. 136).

Вторая эпоха дает о себе знать к концу XI в. Новгородский летописец невероятно убедительно проводит эту грань: древние князья и мужи их "не сбираха много имения, ни творимых вир, ни продаж вскладаху люди; но оже будяше правая вира, а ту возмя, даваше дружине на оружье. А дружина его кормяхуся, воююще иные страны, и бьющееся и рекуще: "Братия, потягнем по своем князе и по Русской земле"; глаголюще: "мало ж есть нам, княже, двухсот гривен". Они бо не складаху на свои жены златых обручей, но хожаху жены их в серебряных; и расплодили были землю Русскую" (ПСРЛ. Т. III. С. 104). Вторая эпоха, таким образом, заключалась в изменении формы эксплуатации князем волости, в усилении его аппарата власти. Теперь дружина - это не Krigssamfund эпохи варягов, не ватага подельников, с которыми князь делит военное счастье, а подчиненный князю инструмент господства (instrumentum regni).

Именно в эту эпоху происходит резкая дифференциация в среде дружинников на старейшую дружину и на молодшую, несмотря на то что такое различие отмечалось и ранее. Старшие дружинники теперь занимают исключительно привилегированное положение: из их среды князь назначает своих посадников и наместников, им поручают наиболее ответственные мероприятия, из их среды растет слой княжих бояр. Младшие дружинники составляют разряд многочисленных слуг: из их среды происходят княжии конюшии, тиуны, вирники, пятенщики, мятельники и прочий мелкий чиновный люд той эпохи. В большинстве своем именно через них князь управляет не только волостью, но и своей вотчиной.

Вотчинное управление.

Князь в Древней Руси осуществляет три функции: он судит население, командует ополчением и заведует финансами - собирает налоги. Основу его системы управления составляет управление собственной вотчиной, структура которого зеркально отражена в структуре управления волостью.

Там, где князь не может участвовать в осуществлении своих гражданских функций, что называется, in personae (лично), он управляет посредством челяди. Челядь князя весьма многочисленная. Наиболее часто встречающиеся разновидности холопов суть следующие: тиун, основное предназначение тиуна - судить население вотчины князя; огнищный тиун - заведование домом и личным хозяйством князя, это некий аналог major domus эпохи королевств варваров. Конюший тиун заведует княжими табунами. Конница в это время - одно из эффективных родов войск на поле брани. Содержание коней стоило невероятно дорого, поэтому часто князья за свой счет экипировали кавалеристов. Наконец, стоит назвать ключника. Это некий аналог тиуна, он заведовал княжими селами и деревнями, в частности покупал "за княжим ключом", т.е. от имени князя, села. Сфера компетенции данных лиц не шла дальше распоряжения участью зависимых от князя людей.

Финансовый доход, получаемый князем, есть в это время некий аналог его вотчинного права - это плата за его работу (буквально его зарплата). Формировалась "зарплата" князя из нескольких источников. Прежде всего это налоговые поборы, формы которых были весьма многообразны. Самый распространенный вид-дань, в основе которой лежит праиндоевропейское *do; ср. параллель: санскр. danam, лат. donum, греч. "ДельтаОмегаРоОмикронНи", ст.-сл. дара. Характерно, что этимологически все эти термины означали изначально понятие подарка, добровольного приношения, символическое значение которого заключалось в признании подчинения тому, кому дарят подарок. Сам механизм сбора таких подарков очень хорошо виден на примере древнерусского полюдья. Вот как оно описано Порфирогенитом: "Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия (ПиОмикронЛамбдаИпсилонДельтаЙотаАльфа), что именуется "кружением", а именно - в Славинии вервианов, другувитов, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав" (De admin. I. 9). Далее, в номенклатуру поборов входят разного рода уроки, виры, продажи и таможенные сборы - мыто. Само слово, судя по всему, заимствовано у готов.

Древнейшая податная единица в России - дым, именно от дыма поляне дают дань хазарам в известном сообщении русской летописи. Дым - это домовладение, самостоятельное хозяйство. Другая податная единица, образовавшаяся, судя по всему, несколько позднее, - рало. Рало, или плуг, - это та площадь земли, которая могла быть вспахана за один день одной упряжкой. Так, Гельмольд - историограф северных славян - сообщает, что плуг у славян "составляет пара волов или одна лошадь" (Гельмольд. 1963. С. 55). Но относительно рано, уже в середине X в., появляются погосты - самые крупные податные единицы на Руси. Летопись, как известно, приписывает их учреждение княгине Ольге. Подушная подать, т.е. признание отдельного лица в качестве особой фискальной единицы, была занесена на Русь монголо-татарами.

Одним словом, в ту далекую эпоху вотчинное управление сливалось с управлением государственным. Эта характерная деталь варварства будет очень долго давать о себе знать в русской истории.

Характерные формы межкняжеских отношений.

Очень быстрое размножение потомства Рюрика приводит к политическому дроблению Древнерусского государства, единство которого было весьма и весьма условным. Соперничество волостей друг с другом только усиливало эту тенденцию. В результате в среде русских князей появляется понятие удельного князя. Удел в юридическом смысле - это скорее титул князя, определяемый согласно его положению в общей линии нисходящего потомства Рюрика. В зависимости от изменения этого положения князь со временем из удельного может стать великим - занять Золотой киевский стол. Князья, таким образом, все время находятся в движении, перемещаются из одной волости в другую, согласно призванию веча и своему рангу в роду. Нельзя сказать, что эта картина соответствовала устремлениям самих князей, уже в конце XI в. они попытались договориться между собой, поставить волости перед совершившимся фактом. Но эта договоренность мгновенно нарушается. В дальнейшем князья переходят к практике заключения между собой рядов (договоров), в которых пытаются оговорить вопросы старшинства, правила перехода из одной волости в другую. Но практика соблюдения этих междукняжеских рядов весьма печальна. Столкновения князей друг с другом часто приводят к огромным потерям среди населения, опустошению целых волостей. Пожалуй, только Церковь остается единственной силой на Руси в самый канун монголо-татарского погрома, которая удерживает князей от взаимного истребления. Киевский митрополит в 1195 г. такими словами пытается увещевать князя Рюрика, который отказывался выполнить такой ряд с другим князем - Всеволодом Юрьевичем: "Княже! Мы есмы поставлены в Русской земле от Бога востягивати вас от кровопролития. Аж ся прольяти кровь крестьянской в Русской земле, аж еси дал волость молжшему в обладание перед старшим и крест еси к нему целовал, а ныне аз снимаю с тебя крестное целование и взимаю на ся". Из этого летописного сообщения видно, что предметом ряда является именно попытка раздела волостей, а форма такого договора - крестное целование.

Парадоксально, но ослаблению межкняжеских распрей сильно поспособствовали татары. При завоевании они уничтожили громадное число князей - потомков Рюрика.

studfiles.net

Развитие налогообложения в Древней Руси

I. Первыми государственными образованиями древней Руси были родовые общины, основывавшиеся на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем натуральные формы налогов и повинностей. «Феодальные отношения были еще слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и полусвободное население – общинников-смердов данью. Первоначально размер этой дани не был регламентирован. Рента-дань потреблялась князем и дружиной, а ее остатки продавались в Византию. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определенные натуральные повинности».

В вопросах обложения подданных первые русские князья вели себя, как завоеватели; их интересовало не укрепление базы собственной власти – хозяйств подданных, а временные выгоды. Основной формой налогов в рассматриваемый период выступала дань. Потребности князя на первых порах ограничивались расходами по содержанию дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти, необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну (строительство Киева и ряда других городов) происходит некоторое упорядочение налоговой системы. К этому времени налаживается и торговля с соседними странами. Упорядочение взимания дани и оброка было вызвано еще и сопротивлением народа против произвола в собирании податей. Упорядочение связывается с княгиней Ольгой, которая была вынуждена установить размер и порядок взимания дани с древлян, убивших ее мужа Игоря за попытку вторичного ее сбора. Ольга лично объездила Древлянскую землю и установила в ней «уставы» и «уроки». Устав - всякое установление, определение того, как и что делать (в применении к повинностям Древлянской земли), а под уроками – любые обязательные повинности, которые необходимо было исполнить к определенным срокам. Размер дани определялся в целом для каждого племени отдельно. Первоначально это была плата за защиту дружиной князя общинных земель. Известны две формы дани – повоз и полюдье. Повоз доставляли сами плательщики, а полюдье собиралось князем или его дружиной.

II. С развитием производительных сил и производственных отношений и расширением границ государства усложняются и формы налогов. Если на первых стадиях образования Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ и их расширению, его потребности ограничивались расходами по содержанию княжеского двора и дружины, то позднее возникла необходимость в общественных постройках (города, укрепления, церкви, дороги и т. п.), содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств и т. д. Налоги собирались в нескольких формах: дань, оброк, подать, урок, дары, поклоны, кормы, поборы. Подать – собирательный термин, равнозначный налогу и объединяющий и дань, и оброк, и урок. Однако если дань устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки взимались с определенного предмета, а уроки определялись по размеру и по времени поступления.

III. В Х в. возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Развивается и внутренняя торговля, что было следствием возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. Данный процесс обусловливает появление пошлин с внешней торговли. Наконец, интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных повинностей. Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI в., в княжеском дворе появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов: данщики, мытники, вирники, пятенщики.

Объектом обложения выступал дом, дым, т. е. само хозяйство, размер которого и его экономические возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения стало введенное в период упорядочивания обложение по числу членов хозяйства.

IV. К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Во времена удельных княжеств окладные единицы, равно как и размеры и виды податей различались. Однако в большинстве княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Особенностью этой сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определенного размера с учетом качества земли, к которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип.

Все налоговые платежи крестьян носили натуральный характер. В этот период времени власть над подданными полностью принадлежала князю, а значит, в его пользу выполняли все повинности свободные крестьяне. (Феодальная знать формируется позднее из числа дружинников и родственников князя.) С развитием городов и укреплений возникают связанные со строительными работами личные повинности, четкий перечень которых отсутствует.

Изучение исторических источников позволяет сделать вывод о том, что возникновение внутренних пошлин связано с появлением христианства. По свидетельству «Устава Великого Князя Киевского и всея Руси» духовенство собирало для своих нужд пошлины во время устраиваемых в храмовые праздники ярмарок.

Во многих источниках упоминается и о развитии пошлин с внешней торговли. Уже в первых договорах, заключенных с Византией в Х в., особо оговариваются, регламентируются правила торговли с целью обеспечения поступлений в княжескую казну торговой пошлины. Некоторые из князей с целью увеличения своих доходов ограничивали или запрещали ввоз и вывоз определенных товаров (оружие, соль, золото, серебро). Но князья и сами занимались торговлей. Правомерно предположить, что первоначально, в условиях относительной неразвитости торгового капитала, внешняя торговля развивалась на комиссионных началах, т. е. исходным товаром русских купцов становилась собираемая князем с подданных в натуральной форме дань, а также доходы от хозяйства князя и его дружинников.

Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом разложения Киевской Руси. В XII в. Киев перестал быть столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. В налоговой политике этого периода какое-либо единообразие отсутствовало, в пределах каждого феодального княжества существовала своя система. В соответствии с закономерностями развития феодальной системы продолжался процесс закабаления крестьян. Налоги остаются натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли; прежде всего деньги выполняют функцию средства накопления. Возрастает значение в доходах дани с побежденных и добычи от набегов.

Некоторые из этих налогов заранее точно определялись, размер других, наоборот, не мог быть точно обозначен, например таможенная и торговая пошлины. Способы собирания дани были различны: иногда они собирались непосредственно княжескими чиновниками, иногда отдавались на откуп частным лицам, а иногда самой общине, которая и делала разверстку между членами. Каждый уплачивал налоги сообразно со своими доходами. Об этом прямо свидетельствует выражение грамоты: «А в тех погостах платит каждый свою дань по силе, кто что может».

Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемые термином «мыт». «Сбор мыта производился преимущественно деньгами». Разнородные (по месту взимания и времени) пошлины делились на две группы: заставные, взимаемые до начала торговли за проезд, и торговые. К заставным пошлинам относились побережные (с пристававших к берегу судов и лодок), перевоз (на паромах и лодках), мостовщина (за проезд через мост), костки (за проезд по большим, охраняемым дорогам – не за груз, а с самих торговых людей. Основная форма торговых сборов – явление, явка, взимаемая и поголовно с торговых людей, и с грузов. Взыскивались сборы за хранение товара (гостиное), поступавшие не в казну князя, а в пользу местных феодалов. Внутренние пошлины значительно сдерживали развитие торговли, поскольку их количество и размер никак не регламентировались.

Однако в этом русском законодательном акте налоговые отношения между князем и подданными никак не регламентируются, и наше представление о них базируется на данных летописей и других церковных сочинений.

Развитие финансовой системы Руси было приостановлено в XIII в. татаро-монгольским нашествием. Завоеватели обложили Русь тяжелой поголовной данью. Кроме постоянной дани взимались различные сборы (отрывочные летописные и литературные источники не дают возможности установить точные размеры и перечень этих чрезвычайных сборов и налогов). Постепенно к концу XIII в. право собирать дань перешло от чиновников Золотой Орды к великим русским князьям [3, с. 169], которые добивались такого права личными унижениями и богатыми дарами завоевателям. Естественно, русский князь не мог собирать меньшую сумму дани, чем он должен был внести в Орду. Право сбора дани было одним из основных способов обогащения великих князей и укрепления их могущества.

 

stydopedia.ru

это слуга князя или боярина

Тиун – это устоявшееся родовое название для ряда категорий, в которые входили персональные княжеские и боярские слуги. Ещё этим именем в Древней Руси прозвали государственных служащих, а вернее их должности в административно-судебной области.

Значение

В Киевской Руси тиу́ном (тиву́ном) называли княжеского или боярского управляющего, приказчика, управителя, в Великом Литовском Княжестве и в Московском государстве до XVII в. — название хозяйственных, наместнических, церковных и судебных должностей. Сама функция имеет скандинавские корни и на территорию Руси прибыла благодаря варягам (др.-сканд. thionn). Этимология слова демонстрирует его весьма широкое распространение: со старорусского это слово значит «управляющий», в украинском это «надзиратель», «управляющий имением». Тиун - это также служитель княжеского двора, а ещё нижнее звено администрации в селах.

тиун это

Тиун на Руси

Тиун в Древней Руси – это управляющие по хозяйству, находящиеся на службе у бояр или князей и отвечающие за порядок. Огнищный, более позднее название – дворцовый, нёс ответственность за дом, двор. Конюшный тиун, соответственно, отвечал за лошадей и стойла, работу на конюшне. На сельском и ратайном лежали полевые работы и т. д. Тиуны являлись самой необходимой опорой и помощью для землевладельцев-феодалов в управлении и суде. Большинство из них были несвободны. Как говорит «Русская правда», как только человек принимал должность, называемую «тиун», он переходил в разряд тех, кого кличут холопом. Чтобы сохранить свою свободу, нужно было при этом заключить особый договор. В «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» (это означает отсутствие должного договора) как об одном из источников холопства. Несмотря на это, общественное положение княжеских тиунов было весьма высоко. За убийство сельского или ратайного - 12 гривен, за убийство прислужника боярского - 40 гривен. За княжеского огнищного установлен самый большой размер - 80 гривен.

тиун значение

Холопа-тиуна допускали быть свидетелем в суде, если не было иных, свободных, хотя правило гласило «послушества на холопа складают». При этом суд над ним мог проводить только лично князь. Второстепенных чиновников, которые относились к судебно-административной власти, также называли тиунами. Их назначали князья, волостели или наместники. В 13-14 веках число тиунов наместника определяли при помощи уставных грамот. Если сравнивать суд второстепенных чиновников с таковым наместника, то первый являлся низшей инстанцией. Несмотря на то что вознаграждение тиуна проводилось на равных началах, его доходы наполовину не достигали прибыли наместника. Население восставало против ненавистных ему чиновников (можно вспомнить восстание жителей Киева в 1146 году). В литературных памятниках тиун - это корыстный притеснитель народа (к примеру, в Слове Даниила Заточника).

княжеский тиун

Здесь акцент смещается от хозяйственных к управленческим и судебным функциям. В 14–17 вв. продолжал существовать княжеский тиун, занимавшийся его хозяйством. Также были включенные в наместнический аппарат и те, на которых лежали судебные функции. Великое княжество Литовское прозвало тиунами крупных феодалов, которые были ответственны за управление волостями (позже их стали называть наместниками) и собирали дань (которое в ту пору ещё называлось «полюдье»). В отдельных частях Галицкой Руси, где ещё существовали пережитки древнерусского права, таковыми являлись выборные представители сельских общин.

тиун в древней руси это

Тиуны и Церковь

Церковные тиуны были двух родов: те, которые подчинялись светским архиерейским чиновникам, и те, которые назвались «владычами». Последняя группа проживала в кафедральном городе и служила у самого архиерея. Согласно постановлению Стоглавого собора, главной обязанностью тиуна была выдача священникам, которые посещали кафедральный собор и нанимались служить литургии, знамен. Последние являлись правом на осуществление таковых действий. Позднее тиуны несут ответственность за порядок в церкви. Они смотрят, как священнослужители и поповские старосты выполняют свой долг.

Тиунская изба

Тиун, значение которого было велико при церкви, и поповские старосты вместе заседали в избе Поповской, а затем и в Тиунской вплоть до 1667 года. Однако положение дел изменилось. С 1674 по 1690 года патриархом Иоакимом была заменена Тиунская изба по приказу церковных дел. В 1724 году она была окончательно закрыта. Архиереи последовали примеру патриарха и ввели в моду открытие Тиунских изб или приказов. Последние несли ответственность за такие же дела, относящиеся к епархиальному управлению, как в былые времена и тиун. Для создания помощи Синоду во времена Петра I была создана палата, которая также называлась конторой, но уже в следующем году она была упразднена.

Тиун - это человек, который был лишён своей свободы, однако также был наделён большим количеством обязанностей. Эти люди следили за домом, полем, животными, занимали определённое положение в церкви или являлись чиновниками.

fb.ru

МЫТНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ ЭТО, Что такое Мытник

В Киевской Руси параллельно существовали две системы управления: численная и дворцово-вотчинная. В данную систему входили определённые люди, так называемые мытники, которые и занимались осуществлением вышеописанных процедур. Территория Киевской Руси была огромна, и, находясь в стольном городе Киеве, князь назначал в другие центры государства своих посадников.

МЫТНИК — (Pedicularis), род многолетних или реже одно и двулетних трав сем. норичниковых. Цветки в верхушечных колосовидных или кистевидных соцветиях. Мытник — У этого термина существуют и другие значения, см. Мытник (значения). Мытник — (Pedicularis) род растений семейства норичниковых. Многолетние, редко однолетние или двулетние полупаразитные травы с перисторассечёнными или перистораздельными листьями (нижние в розетке). Многочисленные исторические факты позволяют историкам утверждать о тысячелетнем периоде существования таможенного дела в России.

Например, в договоре, который был заключён между Византией и князем Олегом льготы и таможенные сборы упоминаются в качестве давнего устоявшегося явления со своими нормами и порядками.

Смотреть что такое «Мытник» в других словарях:

И кроме того, немногочисленные должностные лица княжеского управления не могли проверить исполнение законов населением. Функции князей – наместников и племенных князей были сходны с функциями киевских князей. Дружина составляла основу государственного аппарата и военной организации Древнерусского государства.

Так они получали своего рода образование и приобщались к власти. Таким образом, дружина состояла из ближайшего окружения князя и была постоянно действующим органом государства. В IХ-Х веках существовал совет при князе, в который входили наиболее влиятельные дружинники и представители родоплеменной знати «старцы градские» и «совет лучших» (старшие дружинники). Любопытно, что из 22 митрополитов домонгольской Руси 19 были греками, а большинство мелкого и среднего духовенства составляли уже выходцы из местного населения.

Каковы были точные функции этого органа власти в IХ-Х веках, неизвестно. Можно предположить, что в каждом племенном центре было свое вече. Суть вечевого общения состояла в совещании правящей верхушки и народа. В этот период вече еще играло роль в политической жизни древней Руси, являясь одним из основных органов государства при решении важных споров.

В вече имели право принимать участие полноправные граждане (не холопы) и не подчиненные семейной власти, то есть домохозяева. Одной из сохранившихся функций веча было комплектование народного ополчения и выбор его предводителей – тысяцкого, сотских, десятских.

В мирное время тысяцкий и сотские выполняли разнообразные поручения, чаше всего полицейского характера. Уставная грамота князя Всеволода Новгороду в 1136 г. определяла, что тысяцкий должен «управливати всякие дела торговые и гостинные и суд торговый».

В истории были моменты, когда вече созывалось часто, принимало решения и имело большое значение, а потом долго не созывалось. Это произошло потому, что феодальные группы стали настолько сильными, что перестали нуждаться в поддержке народного собрания. Феодальные съезды были еще одним органом власти, созывавшимся в исключительных случаях, когда нужно было решить важнейшие политические вопросы, затрагивавшие интересы многих княжеств.

Таким образом, финансовые обычаи и должности являлись неотъемлемой частью общей политики Древней Руси, а термин (должность) «мытнык» прошёл сквозь века не утратив своего изначального значения. В эту дружину могли входить как дети самого князя, так и дети светлых князей или дружинников. Укрепление власти князей, рост княжеского аппарата управления привели к сокращению роли и значения веча. С середины XII века вечевые собрания перестали приглашать князей.

mariantas.ru