Дубоссарский индустриальный техникум. Краткая история древней руси


История Руси ( кратко ). | Создание государства

Вопрос об этногенезе русских и роли варягов в создании государства в историографиии, к сожалению, довольно искусственно запутан. Выде­ляются три основных теории. Норманнская. Начало ее обоснования было положено в XVIII веке немецким историком Готлибом Байером, в XX веке она получила свое обоснование в работах Л. Гумилева. Согласно норманнской теории, часть историков утверждает, что первоначальные русы были варягами, пришед­шими с севера, из Скандинавии, другие, что русы - это племя с берегов южной Балтики. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Речь идет о гипоте­зах. Л. Гумилев высказывал мнение, что русы - это скорее племя южных германцев. Этот народ отличался еще со времен Римской империи буй­ным нравом, воинственностью. Славянские племена, проживавшие на се­веро-западе, в районе несколько позже возникшего Новгорода, признали власть норманнского князя и его дружины. Закрепление на этой террито­рии пришельцев с севера диктовалось заинтересованностью в борьбе с ха­зарами, поскольку последние в отличие от скандинавов стремились пол­ностью ликвидировать самостоятельность славянских земель, подчинив себе торговые пути к Балтике. Часть историков связывает с норманнами образование древнерусского государства - призвание Рюрика с братьями, о чем сказано в нашей древнейшей летописи "Повесть временных лет". Основания для этого есть: период с конца VIII по XI век - это время викин­гов в Европе. Военная демократия викингов становилась организующим элементом для появления европейской государственности. Викинги сти­мулировали процесс образования государств в Западной Европе (в XI веке скандинавы образовали Норманнское королевство в Сицилии). В этом же контексте предлагается рассматривать влияние варягов (викингов) на Русь. Таким образом, согласно этой концепции, у истоков этноса "русские" стояли славяне и русы. От одних идет привязанность к земле, тихий нрав, от других - воинственность, склонность к насилию. Древняя Русь одно­временно с Западной Европой подошла к рубежу образования раннесредневекового государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс. В IX веке князья Рюриковичи расширили территорию своих владений. В 882 году князь Олег присоединил Киев, объявив его "матерью городов русских". Расцвет Древнерусского государства приходится на X век - вре­мя княжения Владимира и его сына Ярослава Мудрого. Антинорманнская теория утверждает только славянское происхожде­ние этноса "русские". Начало ее обоснования было положено М. В, Ломо­носовым, в советский период русской истории только эта теория считалась правильной. Аргументация строилась не на письменных источниках, а на археологических данных академика Рыбакова. Согласно антинорманнской концепции русская земля и русские люди пошли не с северо-запада, позже Новгородская земля, а с территории сред­него Приднепровья. Здесь по берегу реки Рось проживало славянское пле­мя росов, оно и дало название славянам, объединенным под властью Кие­ва. Правили в Киеве русские князья, обманным путем Олег умертвил рус­ских князей Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе. Летопис­ные сказания о варяга? Рюриковичах вымышлены и позже внесены в "По­весть временных лет". Это было сделано с целью доказательства независи­мости Руси от Византии, которая претендовала на гегемонию над Русью. По этой концепции влияние норманнов - русов на Русь ничтожно. Они не могли насадить здесь свою культуру, законы и государственность, т. к. сами находились не на более высоком уровне. Концепция, стоящая на позициях норманнизма, но с иной аргумента­цией. Этот взгляд на исходные истоки русского этноса и его государствен­ности оформился в 90-е годы нашего века в работах Мурада Аджиева (см. напр.: "Независимая газета", 1994, 11 января), Искандера Измайлова (см. напр.: "Родина", 1994, №2). Аргументация следующая. Киев и южное При­днепровье населялись тюркскими народами (печенеги, хазары, половцы) и никакие южные и восточные славянские племена здесь не жили. Киев, в переводе с тюркского, "город зятя" был с V века столицей каганата Укра­ина. Его правители назывались каганами (хаканами). Степная страна по­явилась в IV веке в результате великого переселения народов и просуще­ствовала до XVIII века, до присоединения Причерноморья и Крыма к Рос­сии. Киев в IX веке завоевали русы - варяги, сделав его столицей своего государства. Христианство до прихода русов уже было распространено среди степняков. Таким образом, согласно этому взгляду этногенез рус­ских шел при участии русов - варягов, исконные земли русских - это рай­он Новгорода, а далее русские выступали как завоеватели. Сердцевина нынешней России, Московия, населялась народами фино-угорского про­исхождения, а в прилегающих территориях, южнее, в степи, жили тюркс­кие народы. Русские завоевали и уничтожили эти народы и присоединили их исторические земли. Это произошло в XIV веке. Таков еще один взгляд на проблему происхождения русских и их исконной земли. Анализируя современную литературу по данной проблеме, можно ут­верждать следующее. В конце VIII - начале IX веков началась эпоха ви­кингов, когда вследствие избытка населения в бедных скандинавских стра­нах началась эмиграция на запад и восток. Эмиграция имела на востоке свою специфику, поскольку там викинги, или, как их здесь называли, Русь, сталкивались с местным населением, находившимся на том же цивилиза-ционном уровне, что и они сами; чаще всего руководители норманнских отрядов заключали союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам. В то время, как на севере активизировали деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался в орбиту влияния или прямо под власть хазар' Ни варяги, ни хазары славянам государственность не принесли, посколь­ку она возникает прежде всего в результате определенных процессов внут­ри самого общества с возникновением имущественного неравенства и со­циального расслоения. Вот и у восточных славян, очевидно, не позже VIII века появились свои княжения, о которых говорится в "Повести времен­ных лет". Древний летописец говорит, что свои княжения до "призвания варягов" существовали у полян (хотя поляне какое-то время зависели от хазар), древлян, кривичей, словен ильменских и у дреговичей. В отноше­нии полян летописец, уроженец Киева и его патриот, записал легенды о князьях, основателях города Кие, Щеке и Хореве и их сестре Лыбеде. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не мог­ли противостоять ни хазарам, ни варягам. Хазарская угроза была более сильной, поскольку хазары представляли более сильное политическое объе­динение, господствовавшее почти на всей Восточной Европе. Варяги же здесь никаких завоеваний не делали. Все, что известно о них, говорит за то, что они утверждались в славянских землях как союзники местной зна­ти - более самостоятельные на севере и зависимые от последней на юге. В таких условиях в Восточной Европе начала складываться новая полити­ческая сила - Древнерусское государство, или Русь, как его тогда имено­вали. Первоначальные русы были скандинавы, пришедшие в Восточную Европу с севера. По-видимому, в Восточной Европе IX века возникло не­сколько княжеств, во главе которых стояли "призванные" русские князья. Важнейшими из этих политических объединений были Киевское и север­ное, в районе несколько позже возникшего Новгорода. Закрепление в них пришельцев с севера диктовалось заинтересованностью в борьбе с хазара­ми. Хазары уже прибрали к рукам волжский путь (булгары волжские им платили дань) и хотели подчинить себе выходы к Балтике. Поэтому славя­не были заинтересованы в свержении хазарского ига и с этой целью зак­лючали разного рода союзы со скандинавами. Главная роль в борьбе с хазарами выпала на долю правителей Киева, которые уже в первой половине IX века достаточно усилились, чтобы при­нять титул хакана. Однако, судя по всему, такое усиление не было стабиль­ным, тем более что южные князья вступили в противоречие с северными. Правил ли на севере Рюрик или его наследники, принципиального значе­ния не имеет. Но о попытках южных князей закрепиться и на севере (в зем­ле кривичей) известия есть. Поход на Византию в 860 году южнорусского княжества был предпринят, чтобы показать свою силу и значимость. Од­нако поход закончился неудачей. Несомненно, поражение у Константино­поля сказалось весьма отрицательно на южном княжестве. Попытка пока­зать северу свою силу не увенчалась успехом. А на севере, по свидетельству летописи, положение стало более стабильным. Северным князьям был необходим доступ на богатый юг и далее для торговли в Византию. Юж­ные князья сделали еще одну отчаянную попытку: они приняли христиан­ство в надежде на помощь со стороны греков. Это случилось около 867 г. Возможно, принятие христианства было связано и с миссией славянских просветителей Кирилла и Мефодия в Крым в 60-х годах IX века. Есть ос­нования говорить, что после похода 860 г. произошло резкое изменение политики киевских князей, ставших теперь союзниками Византии и Хаза-рии. Но именно это явилось одной из причин их дальнейшего поражения в борьбе с северными князьями. Нет сомнений в общей канве дальнейших событий, описанных в "Повести временных лет" и связанных, прежде все­го с походом северного князя Олега на юг и захватом им Киева. Олег побе­дил (отвлекаясь от датировок) ближайших соседей полян - древлян и севе­рян, из которых последние платили дань хазарам. Затем князь освободил от хазарской зависимости радимичей. По сути дела есть основания гово­рить о русско-хазарской войне при Олеге, причем союзниками его высту­пали, согласно восточным известиям, печенеги. Война Олега с хазарами датируется 80-ми годами IX века. Именно с конца IX века можно говорить о начале становления государства, которое получило название Русь и по­явилось в результате прежде всего объединения двух главных политичес­ких центров восточных славян - южного с Киевом и северного с Новгоро­дом. Последний и возник в это время. Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. Так возникло Древнерусское, или Киевское, государство и "Русская земля, Русь". 2.ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX - НАЧАЛО ХII в.) Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефео­дальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киев­ских великих князей. Раннеф ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ IX- нач. XII вв. Великий князь Киевский I Дружина Старшая дружина. Бояре (знать) Младшая дружина (гриди) 1 Местные (удельные) князья ! Местная дружина 1 Погосты, становища, волости История Киевской Руси, хронологические рамки которой большин­ство историков определяют как IX - начало ХП в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X в.) -время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI в.) -время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха рас­цвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI –начало XII в.,переход к территориально-политической раздробленности. ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ (IX - СЕРЕДИНА X в.) Объединение Новгорода и Киева. С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новго­родском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульп­тор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был ре­альной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрис-ландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), Другой, Трувор - в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена "братьев" искажением древнешведских слов: "синеус" -"со своими родами", "трувор" - верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и осво­бодили киевлян от хазарской дани. После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследни­ка (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей "Рюриковичами", а Киевскую Русь - "державой Рюриковичей"), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911). Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представи­телями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью об­мана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства. Торговым партнером Руси была могущественная Византийская им­перия. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего юж­ного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. Еще большую известность получил дого­вор Руси и Византии, заключенный Олегом. В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царырада). В результате этих походов были заклю­чены договоры с греками, составленные, как записал летописец, "на двое харатьи", т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом язы­ках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления "Русской Правды" складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о "Законе рус­ском", по которому судили жителей Киевской Руси). Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без ору­жия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные доку­менты и заранее предупреждать византийского императора о своем при­езде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза соби­раемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был едино­временной акцией. Князь Игорь. Восстание древлян. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произош­ло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945 г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. "Князь, - говорили дружинники Игоря, - воины Свенельда бога­то изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы". Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, "желая больше имения". Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а так­же вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: "Повадится волк к ов­цам, то перетаскает все, если не убить его". Дружину Игоря перебили, а князя казнили. Уроки и погосты. После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего кня­зя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поми­нальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В резуль­тате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек. Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упо­рядочение сбора дани. Она установила "уроки" - размер дани и "погос­ты" - места сбора дани. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли ти­верцев, угличей и окончательно - древлян. Походы Святослава. Одни историки считают Святослава (964-972) -сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным дея­телем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие стра­ны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения. Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоедине­ние земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался при­близить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским импе­ратором за Балканский полуостров. В период успешных военных дейст­вий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государ­ства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут "сходиться блага из разных стран": шелк, золото, утварь Византии, се­ребро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападе­нии, но дунайские земли пришлось вернуть. По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую пече­неги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагают, принадлежали Святославу и его дружинникам.) РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ X - ПЕРВАЯ ПОЛОвина XI в.) Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою. Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол. При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объедини­лись в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вяти­чи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение за­щиты рурских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен ряд кре­постей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы бога­тырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри. Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Хри­ста. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Пет­ра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью горо­дов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не вы­полнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлека­ла греческая вера. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в кре­щении Руси именуется "равноапостольным". Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти ки­евский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя без­винно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил про­звище Окаянный. Против Святоцолка Окаянного выступил его брат Ярослав, княжив­ший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянно­го" - зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести. При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивыс­шего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в При­балтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав оконча­тельно стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром (1019 –1054) Киев превратился в один из крупнейших горо­дов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свиде­тельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости, боже­ственному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илларио­на - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно визан­тийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торже­ственную запись "об успении (смерти) царя нашего. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться круп­нейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на швед­ской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Кон­стантина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволо­да, - Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в рус­ской, которая ведома и слышима во всех концах земли". Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодаль­ная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, - "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вот­чинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли лич­ную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у фео­далов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на сво­его кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были ра­бы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из чис­ла пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельче­ский уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно ши­рокое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей сис­темой производственных отношений был феодализм. Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в ис­торических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западноевропейских образцов. Они заключаются в ог­ромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин,находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти. Переход к удельной раздробленности (вторая половинаXI- начало XII в.) "Очередной" порядок престолонаследия. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и пле­мянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наслед­никам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от бра­та к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от сло­ва "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь. Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных кня­жеств основывалось, прежде всего, на богатстве местных землевладельцев - бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных крестьянских общин. Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того - он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Taк при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бес. Контрольное ростовщичество. Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодевич Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжа­лись и после Любечского съезда. Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся в середине XI в. в южнорусских степях кочевникам - половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 по­ловецких вторжений с середины XI до начала XIII в. Владимир Мономах. После смерти Святонолка II в 1113г. вспых­нуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мо­номаха (1113-1125). Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще од­ной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламенти­ровал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закушшчество стало очень распространенным институтом и закабале­ние смердов шло более решительными темпами. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийско­го императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны рус­ских царей - шапки Мономаха, и преемственность власти русских ца­рей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полко­водец и писатель. Сыну Владимира Мономаха – Мстиславу Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода. 3.Русь языческая В древних поселениях восточных славян по­четное место занимали языческие святили­ща — целый комплекс сооружений. Обычно несколько в стороне от жилья и княжеского двора, где-нибудь на холме, на возвышенном месте, на берегу реки, устраивалось капище -жертвенник. Капища могли находиться под обыкновенным навесом или быть даже вовсе открытыми. Сооружались они из каменных плит или песчаника, имели круглую или оваль­ную форму и были обращены на восток, на­встречу первым лучам солнца. В них поддерживался священный огонь, и отблески его па­дали на окружавших капище идолов — из­ваяния языческих богов, сделанные из дерева, камня и металла. Археологи откопали несколько таких, чудом сохранившихся, изваяний. Самым известным считается так называемый Збручский идол — его нашли близ города Гусятина, у притока Днестра — реки Збруч. Это четырехгранный столб из известняка, высотой около трех мет­ров. Каждая сторона разделена на три яруса: верхний посвящен богам, средний — людям и земле, нижний — преисподней. На гранях столба — под одной шапкой — четыре фигу­ры во весь рост, две из них женские. У каждой фигуры — свои символы: сабля, конь, турий рог, кольцо и др. Какие божества изображе­ны на столбе, остается загадкой, которую вот уже более столетия стремятся разгадать ученые, предлагая самые разные версии. То ли перед нами четверка богов-охранителей, обра­щенная к четырем сторонам света (боги вос­тока, севера и т. д.), то ли одно четырехглавое (или четырехликое) божество, символически воплощающее модель мира, как его представ­ляли древние люди. Збручский идол датируют X веком (ныне этот памятник находится в Краковском музее). Древние святилища нередко устраивали сре­ди священных деревьев, иногда в целых ро­щах; особым поклонением пользовались мо­гучие дубы и старые дуплистые деревья. Там и сям лежали священные камни. Живопис­ный вид требищ, величественная картина, открывающаяся на окружающие просторы, должны были возбуждать в людях священные чувства. Сюда стекались жители окрест­ных мест для совершения треб — религиоз­ных обрядов, молений, торжественных поми­нальных тризн; отсюда они обращались к бо­гам с просьбами или словами благодарности. Языческие требы бывали шумными, нередко они выливались в массовые обрядовые празд­нества. Авторы — правоверные христиане с негодованием писали об этих «кумирских празднованиях», «бесовских игрищах», «весе­лиях сатанинских», когда на всю округу разда­вался рев труб, звенели бубны и гусли, слыша­лось «гуденье» (игра на гудках) и пение бро­дячих артистов — скоморохов — и происхо­дило всеобщее «скаканье» и «плясанье». Важнейшую и серьезнейшую часть треб составляли жертвоприношения. Они совершались по разным поводам и посвящались бо­гам. Следы их — в виде множества обгоре­лых костей и черепов животных, остатков уг­ля и золы, обломков культовой посуды — ар­хеологи находят и в наши дни при раскопках древних святилищ. Письменные же памятни­ки сохранили свидетельства страшного обычая — человеческих жертвоприношений. Рассказ об одном таком событии мы находим в летописи под 983 годом (то есть всего за пять лет до принятия Русью христианства). После успешного похода князь Владимир за­хотел отметить победу жертвой в благодар­ность богам. Старцы и бояре, следуя обычаю, решили, что нужна человеческая жертва, а для выбора ее положились на жребий. Он выпал на «прекрасного лицом и душою» юношу, сы­на жившего в Киеве варяга-христианина. Когда за ним пришли, отец воспротивился и произнес по адресу языческих богов обличи­тельную речь: «Не боги это, а просто дерево. Нынче есть, а завтра сгниют. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева... Не дам сына». Тогда кня­жеские посланцы разрушили дом, его хозяева были погребены под развалинами. I Обычай приносить в жертву скот и птицу долго держался в разных местах Руси даже после принятия христианства, и еще в сере­дине XVI века архиепископ Новгородский и Псковский жаловался Ивану Грозному по этому поводу. Впервые попытка зафиксировать на общего­сударственном уровне высший круг языче­ских божеств принадлежит, судя по «Повести временных лет», князю Владимиру Святосла­вичу. Согласно летописи, Владимир велел по­ставить на холме возле княжеского теремного двора идолов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стри-бога, Симаргла, а под холмом — «скотьего бо­га» Белеса (Волоса). С появлением новой религии языческим бо­гам пришлось туго. Христианизация Руси происходила весьма активно, для этого постарались стереть с лица земли ненавистные хри­стианам символы «поганской веры» — язы­ческие святилища, капища и идолов. Князь Владимир, перед тем как крестить киевлян, «разрушил храмы идольские со лжеименны­ми богами», «требища всюду раскопал и посек и идолов сокрушил» и только после этого призвал жителей собираться у реки для со­вершения нового обряда, а затем велел ста­вить церкви по тем местам, где прежде возвы­шались кумиры. Так были подрублены основания привычно, столетиями отправлявшейся народом языче­ской обрядности. Крещеную Русь, однако, было трудно заста­вить полностью забыть и отбросить языческое прошлое. «Скверные молбища идольские» восстановить было невозможно, но в разных местах земли, и не только в отдаленной глухо­мани, люди продолжали поклоняться, как сво­им богам, лесу и камням, рекам и болотам, ис­точникам и горам, солнцу и звездам... А па­мять о языческом пантеоне закрепилась в на­родном языке: в пословицах и приметах, в на­званиях урочищ, сел, рек... Следы той же па­мяти обнаруживаются в разных предметах народной культуры — узорах на кружевах и тканых изделиях, украшениях домов, символи­ческих изображениях на домашних вещах. Что же мы сегодня знаем о богах, занимав­ших некогда места на древнерусском языче­ском Олимпе и свергнутых затем силами христианства? Прямых источников у нас крайне мало, и при­ходится довольствоваться отрывочными, по­путными, нередко — сбивчивыми упомина­ниями о древней религии славян в сочинениях греческих авторов, в записках европейских и арабских путешественников, в обличительных высказываниях русских книжников. Ценнейшие данные предоставляют археологи, раскапывая и реконструируя древние капища, извлекая из глубины культурного слоя извая­ния идолов и культовые предметы. Очень важны исследования этнографов и лингвистов, свидетельствующие о живой связи веровании и религиозных представлении русских, белорусов, украинцев в XVIII—XX веках с древними истоками языческой рели­гии. И еще один бесценный источник: язычество восточных славян, при всех его неповторимых особенностях, есть лишь ветвь общеславянско­го, шире — общеиндоевропейского, более то­го — общечеловеческого древа языческой ре­лигии и мифологии. Обращаясь к другим вет­вям — родственным в первую очередь (за­падно- и южнославянским, балтским, сканди­навским), мы находим здесь материал для сравнений, для восстановления навсегда, каза­лось бы, утраченных элементов язычества Древней Руси. Многое, очень многое остается неясным. В науке накопилось немало предположений, до­гадок, противоречивых толкований, ученые ве­дут дискуссии, медленно, шаг за шагом про­двигаясь к истине. 4.РУСЬ ДВОЕВЕРНАЯ С принятием христианства многое измени­лось в народной жизни — в повседневном быту, в культуре, в обычаях и понятиях рус­ских людей о мире. Место языческих капищ с идолами заняли церкви со священными изображениями на иконах и фресках. Языческие тризны с жерт­воприношениями сменились богослужениями и молитвами. Вместо жрецов и волхвов яви­лись священники. Тем самым полностью сме­нилась вся внешняя форма религиозной жиз­ни. Другим стало и ее внутреннее содержание: вместо языческого многобожия пришло и ут­вердилось понятие единого Бога, все сотво­рившего и над всем властвующего; постепен­но входили в сознание представления о Сыне Божием Иисусе Христе, распятом, воскрес­шем и вознесенном на небо, о его апостолах — учениках и последователях, о Богородице и святых, об ангелах, дьяволе и бесах. Языческая культура, как правило, культу­ра бесписьменная, бескнижная. Христианство принесло книги, в первую очередь — религи­озные: Библию, жития святых, поучения отцов Церкви (богословов-философов) и другие, а за ними — сочинения исторического содер­жания, о природе, о чужих странах... С книгами, иконами и фресками, с церковны­ми службами и проповедями в сознание рус­ских людей всех сословий постепенно входили идеи и лица Ветхого и Нового Заветов, деятели Православной Церкви и мировой истории, персонажи мировой (а затем и русской) литературы. Мощный поток новых для Руси ли­тературных сюжетов, легенд, сказаний стал распространяться письменным и устным пу­тем. Языческую мифологию все настойчивей вытесняла новая религия — христианская. Постепенно в быт внедрялись новые, христи­анские праздники и обряды. Нередко они как бы подстраивались под прежние, языче­ские. Так в народном праздничном календа­ре возникли пары: Коляда — Рождество Христово, Семик — Троица, Иван Купала — Иоанн Креститель и другие. Люди, привыкшие по разным бытовым пово­дам обращаться к языческим божествам и духам, включили теперь в число своих чудес­ных покровителей и помощников новые си­лы — Бога и Богородицу, ангелов и святых. Привычные, традиционные языческие верова­ния смешивались с новыми, христианскими. Происходили напластования: на христианских святых переносились свойства и дела языче­ских персонажей (см. далее раздел о святых). Народ в основной своей массе не мог воспри­нять православную религию во всей сложно­сти ее вероучения: такое было под силу лишь сравнительно небольшому кругу образованных лю

maxpark.com

7.1 Древняя Русь. Искусство Киевской Руси. | Искуству.ру

Архитектура

В древнерусском зодчестве преобладало деревянное строительство. В пору превращения христианства в государственную религию Русь уже обладала развитым искусством архитектуры. Но до наших дней дошли только деревянные памятники позднейшего времени – 17 – 18 веков.

В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, причастие и др.), но и светские церемонии — например, торжественное вступление князя на престол.В здании храма была резиденция митрополита (главы православной церкви). В Софийском соборе в Киеве была первая на Руси библиотека, архив, школа. Здесь хоронили князей и митрополитов. Сам Ярослав Мудрый был похоронен в этом храме в 1054 г. Храм этот в Киеве сохранился до сих пор.

При установлении новой государственной религии появляется храмовое зодчество. Новым задачам больше отвечала каменная архитектура. Она как и новая религия пришла из Византии, бывшей в 10 – 11 веках наиболее передовой страной Европы. В 989 – 996 гг. князь Владимир строит в Киеве соборную церковь Богородицы – знаменитую Десятинную церковь.

Десятинная церковь

По летописи, великий князь Владимир Красное Солнышко «помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек». Кирпичная церковь была заложена в Киёве рядом с княжеским двором в 989 г. Князь Владимир даровал ей десятину от своих доходов, поэтому церковь назвали Десятинной. Это древнейшая из известных нам монументальных построек на Руси. Многоглавая Дёсятинная церковь состояла из трех нефов, разделенных тремя парами столбов; Она имела три апсиды. Размеры ее были 27,2 х 18,2 м. С трех сторон ее окружали галереи. Внутри храма были хоры — балкон для князя и его приближенных. Здание церкви было построено из плинфы. Плинфа – плоский кирпич размером 30х40х5 см. В Киеве плинфа была особая, тонкая — всего 2,5-3 см толщиной. Многие мраморные детали внутренней отделки греческие мастера привезли с собой (Русь еще не знала мрамора). На площади перед храмом поставили «четыре коня медяны» — трофейные скульптуры из Корсуни. Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240 г., когда в ней укрылись оставшиеся в живых жители города. Сохранились лишь остатки фундамента.

Во времена Ярослава Мудрого (978-1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Митрополит Иллларион писал: «Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем… и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и позвали… всем сим строителя.»

Около 400 церквей украшали Киев. Войти в город можно было сквозь одни из ворот в четырёхкилометровой стене. Золотые ворота находились на юго-западе и были обращены к Константинополю-Царьграду.

Самым известным храмовым сооружением древнего Киева стал собор Святой Софии При Ярославе Мудром в 30-х годах 11 в. в центре Киева возводится Собор Святой Софии. 1037 – нач. 1040-х гг. Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей». Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. По широте архитектурного замысла Киев явно соперничал с Царьградом (Константинополем).

Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную композицию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов.

Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой.

Интерьеры Софии Киевской «На изобразительную программу киевского храма была возложена просветительская миссия. В условиях еще совсем недавно языческой страны христианские сюжеты, развернутые на церковных стенах, являлись визуальным повествованием о новой вере для неграмотного люда, который в массе своей не умел читать ни по-гречески, но и по-славянски». «Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками».

Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.

Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.

Византийские черты: - (византийская живопись была преемницей традиций античности) - Каноны построения человеческой фигуры, - Ясность композиции. - Торжественные фигуры византийских святых с аскетическими лицами противоречили народным жизнерадостным представлениям славян об окружающем мире.

В древнерусской живописи рано появляются собственные черты: - Приземистые фигуры. - Крупные лики. - Тяжелые линии. - Контрастная светотеневая лепка форм.

Расположение мозаик и фресок Софийского собора в Киеве полностью соответствует византийским канонам.

Христос Вседержитель (Пантократор). Мозаика Софийского собора в Киеве.Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень. Расположена в центральном куполе. Христос Вседержитель с книгой в руках сурово смотрит вниз на род людской, собравшийся в церкви. Самый монументальный образ в искусстве Руси 11 века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.

Богоматерь Оранта. Мозаика алтарной апсиды Софийского собора в Киеве. Богоматерь Оранта. Мозаика алтарной апсиды Софийского собора в Киеве.

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. — молящаяся). Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. — молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря - в конхе. По своей стилистике и исполнительской манере киевская «Оранта» близка к аналогичным византийским мозаикам начала 11века.

Ниже «Богоматери» в апсиде помещена «Евхаристия» — сцена совершаемого Христом причащения апостолов вином и хлебом. Евхаристия. Мозаика Софийского собора в Киеве . 1040-е гг. В композиции часто Христос пишется дважды. Возглавляют процессию апостолов Петр и Павел.

Евхаристия, причастие или хлебопреломление — одно из главных церковных таинств. «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».

Благовещение. Мозаика на предалтарных столбах. Эта мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся «Благовещением» в древнерусском изобразительном творчестве.

После Киева Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке. Во многом они подобны киевскому.

Софийский собор в Новгороде. 1045—1050 . Южный фасад. Софийский собор в Новгороде. 1045—1050 . Южный фасад.

Уже во второй половине 11 века значительная роль в возведении храмов принадлежит русским мастерам. В памятниках зодчества второй половины 11 – начала 12 вв. появляется стремление к большей строгости, простоте, исчезает многоглавие, хотя они по-прежнему относятся к киево-византийской архитектурной традиции.

Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. 1113.

Конструкция и внутреннее устройство храма

Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма. Церковь такого типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.— корабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест — важнейший символ христианства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом. Он покоится на столбах, соединенных между собой арками (они называются подпружные арки). Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар, комора — свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов.

Обычно храм имеет три входа: главный (западный) и два боковых (северный и южный). В Древней Руси вокруг церкви строили галереи, или гульбища (от слова «гулять»). Их возводили с трех сторон — северной, западной и южной. Некоторые храмы имели приделы пристройки, в каждой из которых был свой алтарь и могли совершать службы. Пристройка с западной стороны храма (там, где был главный вход) называлась притвор.

Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола (шлем, шелом — старинный воинский металлический головной убор), а еще позднее — луковичные. Число куполов имело символический смысл. Два купола означали божественное и земное происхождение Христа, три купола — символ Святой Троицы (Бог Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), пять — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и 12 учеников-апостолов. Каждый купол завершен православным крестом, всегда расположенным лицевой стороной к востоку.

Георгиевский собор Юрьева монастыря. 1119.

Выводы

Киевская Русь – первое славянское государство. Многое в культуре и искусстве этого периода было заимствовано в Византии. Но значение киевского периода древнерусского искусства заключается в том, что это был первый этап формирования русского национального искусства. В архитектуре - стремление к большей выразительности средствами лаконичности и простоты. В живописи – дополнение византийского стиля народными традициями (приземистые фигуры, крупные лики, тяжелые линии, плоскостные композиции, контрастная светотеневая лепка форм).

iskusstvu.ru

Исторические повествования о древности и раннем средневековье Руси

Путь Руси к принятию христианства прошел через неудачную попытку реформировать традиционное язычество. Христианство византийского обряда стало лучшим выбором киевского князя Владимира для себя и для подданных народов.

Несмотря на мощные объективные факторы возвышения Москвы, многое зависело от мудрой и отчасти хитрой политики московских князей. Даниил Московский, его сыновья и внуки оказались более успешными политиками, чем тверские.

ryurik-smog

Твердая позиция Рюрика во власти над пригласившими его славянами и постоянное умножение числа подданных укрепили его правовую позицию. Усмирение недовольных жесткой силой сделало его самого и потомков властителями Руси.

esli-by-ryurikom-byli-vy

Рюрик, придя со своей дружиной в Ладогу, не повел себя как варвар-завоеватель. Напротив, он деликатно, не давя на болевые точки внутренних противоречий, вошел в амплуа необходимого элемента для подвластного социума.

obrazovanie-gosudarstva-u-slavyan-kratko

Формирование раннефеодальных признаков у восточных славян протекало в условиях полного господства первобытнообщинных отношений. Пережитки этих отношений еще долго мешали успешному функционированию государственной машины.

o-knyagine-olge-kratko

В истории Отечества деяния княгини Ольги неоднозначны. Свершив ужасающие акты мести за убитого мужа, она сумела установить твердый порядок сбора дани. Приняв христианство, она обозначила духовную перспективу потомкам.

o-knyaze-svyatoslave-voine-kratko

С подачи Карамзина Святослав Игоревич почитается как «Александр Македонский» древней Руси. В русской истории он остался примером чести и доблести воина. Многочисленные победы составили его блестящую воинскую славу.

Легендарный князь Олег, нареченный за причастность к волхованию «Вещим» оставил след в истории не только покорением Царьграда, но и загадкой своей смерти. Совершив немало славных дел, Олег оставил после себя много тайн.

Князь Игорь был первым русским князем, которого синхронно упоминают западные и византийские источники. Несмотря на все неурядицы правления, Игорь Старый сумел заложить основы древнерусской государственной иерархии.

Межплеменной договор восточных славян северо-западной Руси был направлен на изжитие внутренней вражды. Князь Рюрик, как представитель западнославянской аристократии сумел использовать пакт для учреждения государства.

Современные исследования о происхождении Рюрика подрывают основы норманнской теории. Князь западнославянского происхождения прибыл на землю, где уже имелся фундамент и все атрибуты средневековой государственности.

Соседями Киевской Руси были субъекты, находящиеся на различных уровнях социально-экономического развития. От развитых соседей Русь перенимала опыт, отбивалась от назойливых степняков и осваивала финно-угорский Север....

Первые Романовы смогли организовать ликвидацию последствий разрушительной Смуты. Восстановив самодержавие, они решили важнейшие задачи внутренней политики и внешних отношений, а так же духовного возрождения народа.

Во времена, предшествующие Смуте в российской истории накопилось множество факторов и явлений негативного свойства. Вместе с пресечением царской династии и внешними неурядицами они породили Смуту с тяжкими последствиями.

Эпоху Ивана IV Грозного составляет реформаторский период, направленный на централизацию и расширение государства. Содержанием следующего были: Ливонская война, подавление боярской оппозиции и удручающий упадок страны.

kratko-o-drevnih-slavyanah

Развитие древнеславянского сообщества в раннем средневековье приобретало черты раннефеодальной формации. Технологические усовершенствования привели к неравенству и установлению предгосударственной политической системы.

Анна Иоанновна как дитя своего времени была воспитана в духе низкопоклонства перед Западом. Это помогло авантюристам от истории ввести в научный обиход «норманнскую теорию», благосклонно воспринятую власти предержащие.

kiev

Негатив в учении норманистов заключен в суждении о древних славянах как общности, неспособной самостоятельно воспроизвести государственность в своих землях. На самом деле исторические источники и логические построения говорят о политической зрелости славян.

slavyane-do-ryurika

Развитие протогосударственности на северных территориях будущей Руси по большинству формальных признаков было естественной эволюцией внутриполитических процессов у славян. Рюрик стал образом сильной публичной власти, подчинивший себе полиэтнический суперсоюз.

Потребность в государстве стала необходимостью в процессе замены родовой общины соседской без классического рабства. Социально-экономическая ситуация в регионе выходила за рамки «норманнской теории» политической зрелостью и уровнем хозяйственного развития.

pervye-knyazya

Первые правители русского государства от Рюрика до Ярослава Мудрого сформировали территориальную, властную и правовую структуры Киевской Руси. Период расцвета первичной государственности увенчался делением державы на три уникальных политических образования.

Иван III не получал ярлыка на власть в Орде, а потому звался «самодержцем», через династический брак стал преемником Византии, титуловавшим себя царем. Деятельность Ивана III определила направления развития внутренней и внешней политики России на будущие века.

o-knyaze-vladimire

Метаморфоза князя Владимира, коварством захватившего власть, но прозванного со временем в «Крестителя» и «Красное солнышко» опирается на выдающиеся деяния правителя Киевской Руси. Разумная политика и организация крепкой защиты рубежей станы снискала ему славу.

reformy-vladimira-krestitelya.

Получив власть в огромной стране, князь Владимир стремился укрепить свою власть и сплоченность подданных посредством религиозных реформ. Неудачные попытки приспособить язычество к нуждам власти привело князя к принятию христианства Православного толка.

o-yaroslave-mudrom

Свергнув с киевского стола братоубийцу Святополка, Ярослав начал кропотливую работу по созданию системы власти, правовых начал государственного устройства. Больших успехов он достиг во внешних делах, став видной фигурой в европейской политической элите.

Концепт «Русской Правды» воссоздает древнейшие юридические нормы, принятые в Киевской Руси самим Ярославом Мудрым и прежними князьями. В старинном кодексе отражены не только правовые аспекты социальных отношений, но и высокий уровень развития общества.

valyutnye-veniki

В обиходе у славян баня была с давних времен как основа гигиены и элемент культуры. В древности славяне очищали в бане не только тело, но и душу, поэтому самые значимые события, от рождения и до последних дней человека всегда связывались с баней.

robin-gud-nervno-kurit

Тяжелая и полная опасностей жизнь древних славян заставляла их поддерживать наилучшую физическую форму и превосходные воинские навыки. Военная подготовка в разных ипостасях была органичной формой жизни каждого мужчины с детства и до преклонных лет.

nekuda-sunut

Для архаичной моды восточных славян дохристианского периода характерен примитивизм в одежде и обуви. Для изготовления предметов облачения использовались доступные материалы. Одежда на многое указывала, но не еще была мерилом социального статуса человека.

arshin-v-glotku

Обман и жульничество в торговле имеют глубокие корни, контроль и расправа над нарушителями правил были простыми, но изуверскими. Ярким примером тому служит беспощадная кара «исправительным аршином» для мошенников-торговцев, сохранившаяся образно в поговорке.

prestolonasledie-na-rusi

Запутанная очередность наследования киевского стола была далеко не безупречной, часто становилась причиной кровавых междоусобиц, но она долго помогала сохранить единство Руси. Несмотря на неудобства, лествичный порядок действовал внутри удельных княжеств.

Норманнская теория не находит абсолютного исторического подтверждения. Кроме неопровержимых свидетельств неверного истолкования исторических источников, имеются лингвистические доказательства, связанные со знаковыми именами и географическими объектами.

www.zapolni-probel.ru

Русь в 9 веке кратко

В начале 9 века Русь представляла собой несколько городов-государств, каждый из которых имел небольшую территорию, являлся полностью самостоятельным и развивался своим путем. Однако в те времена такого понятия как Русь еще не существовало. Славянские племена, которые населяли древнерусские города, имели общий язык, культуру и мифологию, поэтому их объединения выглядело вполне логичным. Именно в 9 веке зародилось новое государство, появились первые известные русские князья. Иностранцы с запада называли Русь Гордарикой, страной многих городов, при этом никаких руин или развалин с тех времен не осталось, так как русичи не были знакомы с каменным строительством.

Главным событием на Руси в девятом веке стало образование Киевской Руси. В результате этого процесса большая часть княжеств, населенных восточными славянскими племенами, объединилась в единое государство. Немалую роль в этом сыграли шведские варяги, с которыми у Новгорода были дружеские отношения. В 862 году на княжение в Новгороде был поставлен князь Рюрик, поддерживаемый одновременно и самим народом, и мощной дружиной. Собрав значительную силу, Рюрик стал один за другим захватывать русские города, создавая новое и могущественное государство.

Завершить это дело Рюрик не успел, после его смерти править стал его несовершеннолетний сын Игорь. В то же время власть в государстве была временно взята одним из полководцев, князем Олегом, который продолжил начатое Рюриком дело. В 882 году процесс захвата всех русских городов был завершен с захватом Киева. Новгородцы во главе с Олегом захватили этот город, уничтожили правящих братьев, Аскольда и Дира. После присоединения к новому государству племени полян, проживавших в Киеве и окрестных землях, создание нового государства было завершено. Олег выбрал Киев новой столицей, после чего государство получило новое название Киевская Русь, в 9 веке, кратко говоря, это стало событием, которое предопределило будущую историю Восточной Европы.

С этого времени Киевская Русь неуклонно набирала мощь, как военную, так и экономическую. С этим государством стали считаться ближайшие соседи, а налаженная торговля по «пути из варяг в греки» помогла новому государству окрепнуть и разбогатеть. Со временем богатство русских городов стало привлекать внимание кочевых племен, однако и сама Русь не преминула осуществить несколько военных походов.

antiquehistory.ru

Краткая история Древней Руси. - Страничка Истории. - Каталог статей

Основная теория образования Руси относится к западноевропейским и византийским источникам, когда первые правители варяги Рюрик с братьями внесли свои специфические основы правления. Однако следуя норманнской теории, основоположником которой считается Михаил Васильевич Ломоносов, Русь не могла образоваться извне, а самостоятельно образовалось внутри общества.

Если верить летописям, в которых история древней Руси кратко описывает события тех лет, то появление варяг практически спасло древнюю Русь от распада восточнославянских племен. В те времена племена часто конфликтовали и устраивали различные междоусобные войны, заканчивающиеся большими потерями какой либо из сторон. Славяне платили постоянно дань варягам до 862 года, пока не взбунтовались и не решили отказаться. Они стали достаточно независимы, чем чуть не уничтожили весь свой род. Каждый древний род желал властвовать по своему устою, а другие отказывались и требовали иной власти. Именно в это время было принято призвать чужого князя, который бы правил в довольство всем и по справедливости. Новгородский староста призвал варяжского князя Рюрика, в последствие и ставшим первым правителем Руси. 

Годы правления великого князя Рюрика составили 862 – 879. Это были достаточно тяжелые времена насыщенные множественными событиями. Для защиты своего народа князь постоянно укреплял границы владений путем нападения на другие племена, а также налаживанием торговых путей. После смерти князя Рюрика, его правление сменил родственник князь Олег - опекун малолетнего сына первого правителя - Игоря. Так продолжилось правление династии Рюриковичей. 

Согласно сохранившимся кратким записям, где история древней Руси кратко описывает времена правления князя Олега, Новгородский князь Олег правил Русью с 879 по 912 годы. За время своего правления в 882 году Олег сумел завоевать Киев, убив правящих городом князей Аскольда и Дира, и стал князем Киевским. Таковым решением он сумел объединить северные и южные центры славян воедино. А в 907 году после похода на Византию, Олег добился беспошлинной торговли Руси в самой Византии. В 912 году князь Олег умер от укуса ядовитой змеи, а на его место взошел подросший сын Рюрика – Игорь.

Новый князь Игорь правил Русью с 912 – 945 годы. За свое правление он повторно завоевал древлян и обложил их большей данью, нежели князь Олег. В 941 – 944 году князь Игорь повторил поход на Византию, но потерпел неудачу и заключил новый договор. За высокое увеличение дани древляне были обозлены на князя Игоря и в очередной его поход за данью, он был жестоко ими казнен. Правление перешло жене князя Олега – княгине Ольге. 

Княгиня Ольга правила в 945 – 962 годах и первой приняла христианское вероисповедание еще до крещения самой Руси. В 945 году княгиня установила сроки и периодичность оброков, а в 947 году была создана система погостов. После смерти Ольги, ее место занял сын Святослав. 

Князь Святослав же, согласно древним летописям, в которых история древней Руси кратко повествует о его правлении, не принимал христианства, а до конца оставался язычником. Сроки его правления составили 945 – 972 годы. За это время он совершил поход на вятичей и подчинил их, а в 965 году смог завоевать Хазарский каганат. В 970 году князь Святослав повел свои войска совместно с Болгарским Царством на Византию и потерпел крах. После этого похода был создан союзный договор, и все земли Болгарии стали принадлежать Византии. Погиб Святослав от нападения печенег у устья Днепра. Его наследниками и правителями стали сыновья – Ярополк, Олег и Владимир. 

Из-за неразделенности братьями престола, в Руси начались междоусобицы, что привело в дальнейшем к феодальной раздробленности самой Руси.

Преподаватель истории и обществознания Брижатая И.В.

dmpl.ucoz.net