История образования древнерусского государства Киевская Русь. Возникновение древней руси кратко
История образования древнерусского государства Киевская Русь
Образование на территории Восточной Европы первого государства, получившего в девятнадцатом веке название Киевская Русь, оказало сильное влияние на дальнейший ход истории региона. Просуществовав несколько столетий, пройдя период расцвета и упадка, оно исчезло, заложив основание для возникновения в будущем нескольких государств, играющих не последнюю роль в современности.
Появление восточных славян
- возникновение племенных союзов;
- зарождение правящей элиты;
- зачатки государственности, Киев.
Происхождение термина Киевская Русь относится к девятнадцатому веку. Так Русь назвали учёные-историки, обозначая огромное государство в Восточной Европе, преемниками которого стали нескольких современных стран.
Не существует и точной даты создания Руси. Образованию Киевского государства предшествовало несколько веков формирования на его территории славянских родоплеменных союзов на основе постепенно распадавшегося славянского этноса. Отдельные племена славян к началу восьмого столетия создали здесь семь племенных союзов. На землях полян, одного из этих союзов, располагавшихся вдоль среднего течения Днепра, и произошло рождение государства Киевская Русь.
Становление военно-племенных союзов сопровождалось распадом первобытной демократии внутри племён, когда возникла правящая военная элита, князья и их дружинники, присваивающие себе большую часть военной добычи. Образование правящей прослойки способствовало появлению зачатков государства. В местах будущих ключевых городов древней Руси начали зарождаться большие поселения. В их число входил и древнерусский Киев, возникший в шестом столетии, первым правителем которого считается князь полян Кий. Этот процесс особенно усилился на рубеже восьмого и девятого веков.
Становление Киевской государственности
История Киевской Руси как государственного образования началась в 9 веке, когда племенные союзы начали между собой борьбу за лидерство в регионе. В результате этого на протяжении 9 и 10 веков было сначала образовано военно-торговое объединение племенных союзов, которое постепенно переросло в Киевское государство.
- Начало княжения Рюриковичей в Новгороде.
- Княжение великого князя Олега.
- Игорь, Ольга, Святослав.
- Владимир Святославович.
- Крещение Руси.
Княжение Рюрика в Новгороде
Постепенный переход родоплеменных отношений внутри племён к феодальным требовал и новых способов управления. Новые общественные отношения требовали других, более централизованных форм власти, которая была бы способна удерживать меняющийся баланс интересов. Самым известным результатом такого поиска и стало, согласно «Повести временных лет», призвание в 862 году на княжеский престол Новгорода, в то время наиболее развитого города будущей Руси, нормандского конунга Рюрика, который и явился основателем будущей династии киевских князей.
Великий князь киевский Олег
Укрепившись на Новгородском столе, Рюрик с помощью дружинников Аскольда и Дира захватывает власть в Киеве, который был важным торговым пунктом на пути «из варяг в греки». После смерти Рюрика его воевода Олег, убив Аскольда и Дира, объявляет себя Великим князем киевским, сделав Киев центром объединённых северных и южных славянских земель. Он совершил множество военных походов, среди которых два — на Византию, итогом чего было заключение выгодных для Руси торгово-политических договоров 907 и 911 годов. А также результатом войн, которые проводил Олег, прозванный Вещим, стало почти двукратное увеличение территории страны.
Княжение Игоря, Ольги и Святослава
Сын Рюрика Игорь, по прозвищу Старый, так как поздно получил власть, занял великокняжеский стол после смерти Олега в 912 году. Княжение его было менее удачным, чем у предшественника. Попытка в союзе с Византией разбить Хазарский каганат окончилась поражением, перешедшим в неудачный военный конфликт с бывшим союзником. Результатом следующего похода в 944 году на Византию было подписание нового, менее выгодного для Руси договора, снова вводившего торговые пошлины.
Игорь Старый был убит древлянами во время сбора с них дани в 945 году, оставив после себя малолетнего сына Святослава. В результате реальную власть в княжестве получила его вдова княгиня Ольга.
Ольга упорядочила многие законы Древнерусской земли, в том числе провела налоговую реформу, толчком для проведения которой стало восстание древлян. Было отменено полюдье и установлены чёткие размеры дани, «уроки». Дань должна была доставляться в специальные крепости, именовавшиеся «погосты», и приниматься назначенными князем управляющими. Такая дань и порядок её приёма назывался «повоз». Уплатив дань, плательщик получал глиняную печать со знаком князя, что гарантировало от повторной уплаты налога.
Реформы княгини Ольги способствовали укреплению власти киевских князей, её централизации, уменьшению самостоятельности племён.
В 962 году Ольга передала власть своему сыну Святославу. Княжение Святослава не было отмечено заметными реформами, сам князь, будучи прежде всего прирождённым воином, предпочитал государственной деятельности военные походы. Сначала он подчинил племя вятичей, включив его в состав Русской земли, а в 965 году провёл успешный поход на Хазарское государство.
Разгром Хазарского каганата открыл для Руси торговый путь на восток, а два последующих болгарских похода обеспечили Древнерусскому государству господство над всем северным побережьем Чёрного моря. Русь продвинула свои границы на юг, утвердившись в Тмутаракани. Сам Святослав собирался основать на Дунае своё государство, но был убит печенегами, возвращаясь из неудачного похода на Византию в 872 году.
Правление Владимира Святославовича
Внезапная смерть Святослава вызвала на Руси междоусобную борьбу за киевский стол между его сыновьями. Ярополк, по старшинству имеющий изначальное право на великокняжеский престол, сначала отстоял его в борьбе с княжившим в древлян Олегом, который погиб в 977 году. Правивший в Новгороде Владимир бежал за пределы Руси, но позже возвратился с варяжской дружиной в 980 году и, убив Ярополка, занял место киевского князя.
Княжение Владимира Святославовича, позже названного Великим или Крестителем, знаменовало собой формирования Руси как государства. При нём были окончательно определены границы территории Древнерусского государства, присоединены Червенская и Карпатская Русь. Усилившаяся угроза нападений печенегов вынудила его создать пограничную оборонительную линию из крепостей, гарнизоны которых состояли из отборных воинов. Но главным событием княжения Владимира Крестителя является принятие Русью православного христианства как официальной государственной религии.
Крещение древней Руси
Причина принятия религии, исповедующую веру в единого бога, была чисто практической. Окончательно образовавшееся к концу десятого века феодальное общество с его монархической формой правления уже не удовлетворяла религия, основанная на многобожии. Религиозные верования в средневековье лежали в основе мироощущения человека, являлись государственной идеологией любой страны. Поэтому язычество, в котором отражалась первобытная племенная демократия, изжило себя. Появилась необходимость замены старой религии на монотеистическую, более подходящую для монархического феодального государства.
Князь Владимир Великий не сразу определился, какое из доминировавших тогда религиозных верований принять за основу идеологии государства. По свидетельству летописей на Руси мог бы утвердиться ислам, иудаизм, католицизм… Но выбор пал на православие византийского образца. Свою роль тут сыграли как личные пристрастия князя, так и политическая целесообразность.
Официальной религией христианство в Киевской Руси стало в 988 году.
Период расцвета Киевской Руси
Время перед правлением князя Владимира Мономаха историки условно делят на несколько этапов.
- Святополк и Ярослав.
- Княжение Ярослава Мудрого.
- Одиннадцатый век. Триумвират Ярославичей.
- Киевская Русь.12 век. Владимир Мономах.
Каждый этап выделяется благодаря важным для развития и становления государственности событиям.
Соперничество Святополка и Ярослава
Владимир Креститель умер в 1015 году, сразу в стране началась новая междоусобная борьба за власть между его сыновьями. Святополк Окаянный убивает своих братьев Бориса и Глеба, позже причисленных к лику святых, и захватывает киевский стол. После чего вступает в борьбу с Ярославом, правившим в Новгороде.
Борьба идёт с переменным успехом несколько лет и едва не заканчивается полной победой Святополка-Ярослав, который, в очередной раз изгнанный из Киева, отказывается от дальнейшей борьбы и собирается бежать «за море». Но по настоянию новгородцев за собранные ими деньги снова набирает наёмное войско и окончательно изгоняет Святополка, позже пропавшего без вести «между чехи и ляхи», из Киева
Княжение Ярослава Мудрого
После устранения Святополка в 1019 году борьба Ярослава за власть не была окончена. Сначала, по истечении полутора лет, произошла битва с племянником, полоцким князем Брячиславом, разграбившим Новгород. Позже он вступил в схватку с князем Тмутаракани Мстиславом. Пока Ярослав на севере подавлял восстание племён язычников, Мстислав попытался неудачно захватить Киев, после чего остановился в Чернигове. Произошедшее позже на берегу Днепра сражение с подоспевшим Ярославом окончилось для последнего сокрушительным поражением и бегством.
Несмотря на победу, Мстислав не имел сил для дальнейшей борьбы, поэтому инициировал подписание мирного договора, который разделил Русь по Днепру между двумя столицами, Киевом и Черниговом, в 1026 году. Договор оказался крепким, «дуумвират» братьев успешно просуществовал до 1036 года, когда после смерти не оставившего наследников Мстислава его земли перешли во владение киевского князя. Таким образом, Ярославом было завершено новое «собирание земель» бывших владений Владимира Великого.
На время правления Ярослава Мудрого приходится максимальный расцвет Руси. Были разгромлены печенеги. Русь была признана влиятельным государством в Европе, о чём свидетельствуют многочисленные династические браки. Был написан сборник законов «Русская правда», построены первые каменные памятники архитектуры, резко поднялся уровень грамотности. Расширилась география торговли, которая велась со многими странами от Средней Азии до Западной Европы.
После смерти Ярослава в 1054 году власть разделили трое его старших сыновей, правивших в Киеве, Чернигове и Переяславе. На это время приходится ряд русско-половецких войн, неудачных для русских князей. Состоявшийся в 1097 году съезд в Любече, разделив Рюриковичей на отдельные династии, стимулировал дальнейшую феодальную раздробленность, одновременно прекратив усобицы для борьбы с половцами.
Владимир Мономах и Мстислав Владимирович
В 1113 году начался киевский период правления Владимира Мономаха. Будучи тонким политиком, он с помощью компромиссов сумел на время своего правления приостановить неизбежный распад государства на отдельные княжества. Полностью распоряжаясь военным силами страны, он сумел добиться повиновения своевольных вассалов, на некоторое время ликвидировать опасность половецкого вторжения.
После смерти Мономаха в 1125 году его сын Мстислав продолжил политику отца. Годы правления Мстислава Великого были последними, когда Русь ещё оставалась единой.
Исчезновение государства
Смерть Мстислава в 1132 году знаменовала собой конец эпохи древнерусского государства. Распавшись на полтора десятка фактически самостоятельных княжеств, она окончательно прекратила своё существование как цельное государственное образование. При этом Киев всё же продолжал ещё некоторое время представлять собой символ престижа княжеской власти, постепенно теряя реальное влияние. Но даже в таком качестве существовать Древней Руси осталось всего лишь столетие. Нашествие монголов в средине тринадцатого века привело к потере самостоятельности древнерусских земель на несколько столетий.
1001student.ru
Происхождение Древней Руси
.
Восточнее германских племен и севернее границ Византии, между реками Эльбой и Дунаем, жили славяне. Они, как германцы, индусы, персы, греки и римляне, происходили из индоевропейской семьи народов. По описанию древних историков, славяне были высокого роста, стройные, русоволосые. Среди других народов они выделялись силой, выносливостью и смекалкой, поэтому часто вовлекались соседними племенами в войны как союзники, сами же воинственностью не отличались.
Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия нашей эры. Прародиной древних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э., географ Птолемей Клавдий и др.)
В IV веке славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащие своеобразные наставления по борьбе со славянами.
Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию славяне осуществляли только большими племенными союзами. Эти походы способствовали не только обогащению, но и сплочению племен, что ускоряло распад родоплеменной общины и ускоряло развитие общины соседской.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Хоривом и Щеком и их сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего из братьев – Кия – был назван основанный ими город Киев, впоследствии ставший столицей Руси. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в V-VI веке нашей эры.
Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В VI-IX веках славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности у древних славян.
В летописном рассказе о расселении славянских племен было названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками, но вернее было бы называть и «племенные союзы». Эти союзы включали в себя 120-150 племен, названия которых утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и семей и занимало значительную территорию (40-60 км.в поперечнике). Данный рассказ летописи о расселении славян был подтвержден раскопками в IXX веке.
Как уже сказано выше, выделяли 15 племенных союзов, а именно: поляне (проживали вокруг среднего течения Днепра), северяне (восточнее полян), волыняне и бужане (западнее полян), уличи и тиверцы ( у Черного моря и Дуная), дреговичи ( совр. Белоруссия), радимичи ( по реке Десне), вятичи (по Оке),полочане (Зап. Двина), кривичи (Истоки Волги, Днепра и Западной Двины), ильменские славяне ( Ильмень – озеро и река Волхов).
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных славянских племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования – земля полян, носившая название «русь» («рось»). Историки полагают, что так звали одно из племен, живших по реке Роси, но это лишь одна из теорий возникновения термина «русь», вопрос о его происхождении до сих пор достоверно не выяснен.
В IX веке появляется путь «из варяг в греки», бывший в те времена своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Северный и южный участок пути контролировали Новгород и Киев – наиболее развитые на тот момент земли славянского мира. Это обстоятельство дало основание ряду историков, вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».
Основным занятием восточных славян было скотоводство и земледелие. Большая часть территории, на которой они проживали, была покрыта густыми лесами, поэтому много сил и времени тратилось на очищение участков земли для возможности создания полей. Появляются два вида земледелия – подсечное и огневое. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, просо, ячмень) и огородных культур (свекла, репа, капуста, морковь, чеснок и др.). Скотоводство выражалось в разведении свиней, коров, мелкого рогатого скота. В качестве рабочего скота использовали на юге – волов, в лесной полосе – лошадей. Так же славяне занимались бортничеством и выращиванием технических культур (лен, конопля).
Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер, однако с появлением ремесла без рынка прожить не могло ни то, ни другое. С появление излишков появляется бартерный обмен, начинаются складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. В большинстве случаев города строились на торговых путях, как путь «из варяг в греки» или по устьям рек. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев, Новгород, Переяславль Южный, Суздаль, Муром, Смоленск и др. По подсчетам историков, к 9 веку на Руси было не менее 24 крупных городов.
Во главе восточно - славянских союзов стояли князья из племенной знати, «лучшие мужья». Важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Существовало ополчение (под командованием тысяцкого), разделенное на сотни, во главе которых стояли сотские, состоявшее из старшей и младшей дружины. Задача дружины состояла в охране князя, защите рубежей и сборе дани (полюдья).
Древние славяне были язычниками. Существовал пантеон славянских богов, каждый из которых разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами считались: Перун – бог войны, грома и молний, Сварог – бог огня, Велес – покровитель скотоводства, Мокош – покровительница семейного очага, Ярило (Даждьбог) – бог солнца.
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности, они часто объединялись в крупные суперсоюзы.
Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (конец V в.).Вконце VI-VII в. согласно византийским источникам, существовала «Держава волынян», союзница Византии.
Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX веке славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы (Киев), Славии (Ильмень-озеро) и Артании( Рязань, Чернигов).
Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности.
Русский летописец начала VIII века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считают варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 году новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да и поидите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей старший из которых – Рюрик, положил, по словам летописца, начало княжеской династии. После смерти Рюрика Олег, другой варяжский князь, объединил Киев и Новгород, создав тем самым единое государство Русь (Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в IIXX веке. Горячим противником этой теории выступал Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а так же на их язык и культуру.
Археологи отмечают, что количество варягов на Руси не было столь велико. Не обнаружено и данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности или средневековья. В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.
mirznanii.com
Древняя Русь происхождение, становление государственности
Содержание
Введение. 3
1. Происхождение Руси. 4
2. Возникновение Киевской Руси. 4
3.Начало раздробленности на Руси. 4
4. Политическая раздробленность на Руси. 4
Заключение. 4
Список литературы.. 4
Формально Древнюю Русь нельзя отнести к древнейшим мировым цивилизациям. Но это отнюдь не уменьшает ни величия Киевской Руси, ни значения этого периода, ни интереса, проявляемого к нему.
На заре нашей эры территория нынешней Восточной Европы была заселена представителями большого количества как славянских, так и неславянских племен. Несмотря на достаточно высокий уровень материального развития, сколь-нибудь значимых государственных образований не возникало.
И лишь в конце первого тысячелетия нашей эры, под эгидой славянского племени половичей образовалось государство, во многом определившее дальнейшее развитие Восточной Европы — Киевская Русь.
Одно из мощнейших государств своего времени, простирающееся от Белого до Черного морей, Киевская Русь была хорошо известна всему Западу и Востоку. Киевские князья породнились со множеством европейских королевских домов — Французским, Норвежским, Шведским, Византийским. Своим великолепием, богатством и многолюдием стольный Киев поражал даже бывалых путешественников.
Государство восточных славян, получившее политико-географическое название «Русь», возникло в IX в. Вначале, в IX в., сформировалось два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим - объединение ильменских славян, кривичей и финноязычных племен на севере, в районе озера Ильмень. Ильменские славяне построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий).
Начальное новгородское летописание в корне противоречило интересам и установкам киевских князей, к идеологам которых относились и монахи Киево-Печерской лавры, включая Нестора (1056-1114). Признать, что новгородские князья древнее киевских, что русская княжеская династия существовала задолго до Рюрика, считалось страшной и недопустимой политической крамолой во времена как Нестора, так и длительной борьбы великих князей Московских против новгородской самостийности и сепаратизма. Она подрывала право киевских князей на первородную власть, а потому беспощадно искоренялась. Отсюда совершенно ясно, почему в "Повести временных лет" нет ни слова о Словене и Русе, которые положили начало русской государственности не на киевском берегу Днепра, а на берегах Волхова.
В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных так и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть.
В IX в. у восточных славян формируется классовое общество и государство, как закономерный этап развития. Предпосылки образования государства у славян, это развитие ремесла, земледелия; становление городов; возникновение имущественного неравенства, института частной собственности.
Примерно в конце V века в Новгороде образовалось княжество, где первокнязем был Славен, потом княжили три его сына - Избор, Владимир и Столпосвет, а потомок Владимира (Древнего) в девятом поколении Буривой был отцом новгородского князя Гостомысла, на котором прервалась эта династия.
Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала IX-XII вв. Киевская Русь. В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них - геополитическая и пространственная ситуация - государство Русь занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ и пределах огромного равнинного пространства.
Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития культуры, языка и создавать сильную государственную власть.
Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.
К тому времени создались объективные предпосылки для объединения северного и южного центров государственности восточных славян. Политически это объединение осуществил «северный» новгородский князь Олег, прозванный Вещим (? – 912, по другим данным 922).
Князь Олег, совершив поход из Новгорода вниз по Днепру, взял Смоленск, главный город кривичей, затем Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира, Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве.
Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей.
В 907г. киевский князь Олег привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники - варяги. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.
В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключенном после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945) - номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий - первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил ее пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанес первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Олега и его дружины "неразумные хазары" безнаказанно собирали дань с соседних славянских племен. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже навязать и совершенно чуждую русскому народу идеологию-исповедуемый хазарами иудаизм.
Само создание славянской письменности совпало с появлением на Ладоге и в Новгороде Рюрика с братьями. Разница же - не во времени, а в пространстве: русские варяги объявились на северо-западе, а византийски грек Кирилл (в миру Константин) начал свою миссионерскую деятельность на юге. Ориентировочно в 860-861 годах он отправился проповедовать в Хазарский каганат, под властью которого в то время находилось большинство русских племен, а по окончании миссии удалился в малоазийский монастырь, где и разработал славянскую азбуку. Произошло это, скорее всего, в том же самом 862 году, когда в русской летописи зафиксировано пресловутое призвание князей. 862 год не может подвергаться сомнению, ибо именно тогда Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, уже имея на руках разработанную азбуку. В дальнейшем славянская письменность распространилась на Болгарию, Сербию и Русь. На это ушло почти четверть века. Какими путями и темпами это происходило на Руси - остается только догадываться. Но для повсеместного утверждения новой письменности одного "самотека", разумеется, было недостаточно. Требовалось государственное решение и воля авторитетного правителя. По счастью, такой правитель на Руси к тому времени уже был, и воли ему было не занимать. А потому отдадим должное князю Олегу за его воистину вещее решение.
Прозвище Олега - "вещий" - во времена Нестора отнюдь не означало "мудрый", а относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея.
Суровый и непреклонный волхв, облеченный властью, он, надо полагать, весьма нетерпимо относился к христианским миссионерам. Олег взял у них азбуку, но не принял учения. Как вообще относились в те времена к христианским проповедникам славяне-язычники, хорошо известно из западноевропейских хроник. Балтийские славяне до обращения их в христианство расправлялись с католическими миссионерами жесточайшим способом. Не приходится сомневаться, что борьба не на жизнь, а на смерть происходила и на территории Руси. Возможно, не последнюю роль играл в этом и князь-жрец Олег.
После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: "Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное".
Продолжая повествование о первых киевских князьях, отметим, что преемником Олега стал Игорь (877 - 945), сын Рюрика, великий князь киевский с 912.
Князь Игорь в 941г. совершил новый поход на Константинополь. Поводом для похода послужило, по-видимому, нарушение византийцами Действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве, (русские корабли были сожжены "греческим огнем"). Тогда в 944г. киевский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз до сражения не дошло, и был заключен новый мирный договор несколько менее выгодный для Руси, чем договор Олега.
mirznanii.com
Возникновение древнерусского государства кратко по датам (10 класс)
Возникновение древнерусского государства объясняется двумя теориями – норманнской и антироманской. Основной считается антироманская, но и у норманнской есть свои сторонники.
Норманнская теория возникновения древнерусского государства
Суть ее заключается в следующем: славную роль в его образовании играли не славяне, призвавшие варягов на княжение, а сами варяги. Норманнская теория появилась во времена правления Анна Иоанновны, когда ее фаворитом был немец Бирон. Эта теория была призвана обозначить ведущее место иностранцев в политике российского государства. Однако Михаил Ломоносов и многие другие историки опровергали ее тем, что образование славянского государства было естественным процессом: у славян уже развивались отношения, которые непосредственно предшествуют этому процессу. То есть у них была дружина – а наличие армии считается одним из признаков государства, они объединялись в суперсоюзы – что было предпосылкой для государствообразующего процесса, и у них была развитая экономика – торговые связи с другими странами, разделение труда.
Однажды ярый противник этой теории Ломоносов даже избил на заседании академии наук ее приверженца Г. Миллера, обвинив его в ложной трактовке истории России.
Рис. 1. Михаил Ломоносов.
Антироманская теория возникновения древнерусского государства
Восточные славяне долгое время находились под гнетом более сильных народностей: племена, которые населяли северную часть территории расселения, платили дань варягам, а проживавшие на юге – хазарам. И вот, после освобождения от варяжского гнета, что произошло в 1859 году, возникла еще одна проблема – племена не могли договориться, кто будет ими править, и решили призвать варягов на княжение. На их просьбу откликнулись три брата – Синеус, Трувор и Рюрик. Именно последнему досталась Старая Ладога, позже он заложил Новгород, а два других брата взяли под свою руку остальную часть обильных славянских земель.
Рис. 2. Рюрик.
Точкой отсчета истории древнерусского государства таким образом считается 862 год – первый год княжения Рюрика. Эта дата объединяет две теории – норманнская также называет этот год годом образования Древней Руси.
Предпосылки образования древнерусского государства
Результатом естественного этнического развития стало объединение славянских племен в два суперсоюза: первый стал итогом объединения поляр и еще ряда племен, а центром этого объединения стал Киев. Второй суперсоюз объединил кривичей, славян и финноязычные племена. Именно им впоследствии стал править Рюрик.
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этойОдно из важных событий в истории древнерусского государства, когда завершился процесс объединения основной части земель – это убийство правивших в Киеве Аскольда и Дира. Убил их опекун сына Рюрика Игоря Олег, фактический тогдашний правитель новгородских земель. Таким образом он в 882 году объединил два центра, которые собрали вокруг себя славянские племена – Новгород и Киев. Вскоре после этого были подчинены радимичи, древляне и северяне. Процесс образования древнерусского государства окончательно завершился.
Рис. 3. Олег.
Перед тем, как убить правителей Киева, Олег сказал им, что они не имеют права на престол, поскольку не относятся к княжескому роду.
Что мы узнали?
Поговорили кратко о возникновении древнерусского государства, которое объясняют двумя противоположными теориями – норманнской и антироманской. Так, если первая говорит о том, что основоположниками его стали варяги, то вторая, принятая как основная в учебнике за 10 класс, свидетельствует, что у славян были все предпосылки для образования государства. Варяги были призваны для того, чтобы править уже объединившимися славянскими племенами, которые приняли решение призвать себе князей со стороны.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Этапы становления государственности древней Руси
Процесс становления централизованного русского государства напрямую связан с правлением династии Рюриковичей, которое просуществовало с IХ до ХVII в. Многие представители династии оставили заметный след в истории нашего государства.
В «Повести временных лет» большое значение отводится рассказу о правлении Олега, родственнике Рюрика, которому он и поручил маленького сына Игоря. Сев на престол после Рюрика, он провел поход по Днепру, захватив Смоленский, Любич, Киев. Киев Олег назвал матерью городов русских.
Олег значительно расширил границы Древней Руси и усилил княжескую власть, присоединив земли северян, древлян и других племен. Тиверцы и Уличи стали обязанными выставлять свои дружины для походов и общей обороны.
Оставив Игоря в Киеве, в 907 г. Олег совершил поход на Византию, где проявил себя как отличный полководец. Византийцы сдались и предложили богатую дань. В знак победы Олег повесил свой щит над вратами в Царьград.
Княжил Олег 33 года, утвердив мир на славянских землях, расширив свои владения. Летописцы называют его «вещим». Удивительна смерть Олега. Ему предсказали смерть от своего любимого коня, после чего Олег ни разу на него не садился. Но узнав о смерти любимого скакуна, он приехал попрощаться с ним, и был смертельно ужален змеей, вылезшей из черепа лошади.Среди всех представителей Древней Руси особое место у князя Святослава (942-972) – сына Олега и Ольги. Он совершал победоносные походы, в том числе разгромив Хазарский каганат, ясов, черкесов и камских булгаров. Помог Византии в борьбе с дунайскими болгарами. После завоевания Болгарии год жил в Переяславце на Дунае.
При нем Русь стала еще сильнее на Черноморье, что вызвало тревогу у Византии. Результатом этого стало вытеснение Святослава с войсками из Болгарии. Под Доростолом греки вынудили подписать его мирный договор и вернуться на Русь. Уставшие от сражений, голода и холода, русское войско было встречено в 972 г. у берегов Днепра печенегами и разбито. Святослава убили.
Святослав был выдающимся государственным деятелем и полководцем, вел суровую походную жизнь. В своей речи перед войском он говорил о всей Русской земле, призывая воинов не подвести ее. В истории сохранились его слова «мертвые срама не имут».
Духовным отцом и основателем Древнерусского государства считается Владимир «Красное солнышко» Святославович.
В первые годы правления Владимир, как и его предшественники, поклонялся древним славянским богам (языческим идолам), которые у каждого племени были свои. Но ради объединения земель и укрепления власти он решил закрепить христианство как национальную религию в 988 г.
Владимир просил у византийского царя руку его сестры Анны, но получил отказ. Тогда он осадил Корсунь и дал клятву, что если возьмет ее, то примет крещение. Узнав об этом, в Корсунь послали Анну, с которой Владимира обвенчали, и он принял христианство, после чего Владимир крестил и всю Русь.
После принятия христианства на Русь была привнесена европейская культура, стала распространяться грамотность, живопись, литература. Со временем союз государства и церкви стал залогом единства Руси.
После смерти Владимира развернулась жестокая борьба за власть между его 12 сыновьями, выиграл которую благодаря своему уму Ярослав Мудрый. Именно при нем Русь достигла своего наивысшего расцвета. Она стала самым большим государством в Европе, объединив Прикарпье, Поднепровье, Приильменье, Верхнее Поволжье и ряд других. Ярослав вывел Русь на международную арену. Он был очень образованным человеком, поощрял развитие грамотности, открытие библиотек, школ, труды авторов древности, строительство городов, великолепных церквей.
Ярослав ввел новый порядок наследования княжеской власти – по старшинству. “Старейший” в роду князь становился “великим” и получал во владение “стольный град” Киев. Другие города и земли распределяются им между младшими князьями.
Он усиливает авторитет Руси своими походами и стремительным ростом городов, мощностью крепостей, династическими связями. Его женой стала дочь шведского короля, а своих дочерей выдал за королей Венгрии, Франции и Норвегии, а сын женился на дочери византийского императора.
В первой половине ХI в. Происходит так же формирование древнерусского права. Наиболее яркий пример - «Русская Правда».
Ее появление относится к правлению Ярослава. Она содержала законы и нормы, регулирующиеся отношения между разными слоями населения, защиту жизни и имущества дружинников и слуг, горожан и т.д. + меры наказания за проступки.
Проблемой русских князей всегда были степные варвары. Печенеги, затем половцы постоянно наносили удары на славянские племена.
Половцы получили отпор от Владимира Мономаха (1053-1125), который объединил дружины русских земель. Этот князь так же постоянно вел междоусобные бои, стараясь объединить все русские земли. Он оставил свои детям «Поучение». В нем Владимир наставляет: “Старого чтите как отца, а молодых как братьев”, “Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь”, “Не поддавайтесь лени: леность мать всякого порока”.
Образ Владимира – защитника Руси воспет в былинах народного эпоса. Хотя, к сожалению, после его кончины Древняя Русь распалась на отдельные княжества «земли», дробившиеся на волости. Старейшинство в роду утрачивается. На смену ему приходит наследование по старшинству.
С XIII в. каждая “земля” некогда еще могущественной державы превращается в самостоятельное государство во главе со своим “великим князем”. Но мысль о единстве русских земель продолжала жить в сознании народа.
Устройство княжеств с этого времени включает 3 разновидности: сильнейшая власть князей Владимиро-Суздальской земли, власть бояр в Великом Новгороде, сочетание княжеской и боярской власти в Галицко-Волынской земле.
Наиболее активно действовали по обустройству владимиро-суздальские князья. Сын Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий укреплял Суздаль и Ростов, строил новые города – Москву (1147), Городец на Оке, Переяславль-Залесский (1152) и др. с 1155 г. он засел в Киеве.
Сын Юрия Андрей Боголюбский продолжил начинания отца, сделав Владимир мощнейшим городом Руси.
К началу ХIII в. Киев окончательно утратил свое былое политическое влияние. Возрастало значение “стольного града” Владимира. Князь Всеволод Большое Гнездо подчинил Владимиру Рязань и Пронск, вмешивался в дела Новгорода, вторгался во владения камских булгар. В 1221 г. им была заложена крепость Нижний Новгород. Она стала не только форпостом рубежей Владимиро-Суздальской земли, но и стражем Волжского водного пути от Великого Новгорода к Каспию.
Владимирское княжество, имевшее прочную единодержавную власть в лице великого князя, претендовало на первенство среди других русских земель
biofile.ru
Создание и становление Древней Руси
Международный Институт Трудовых и Социальных Отношений
Факультет международных экономических отношений и
международного права
По Истории государства и права славянских народов
Тема: «Создание и становление Древней Руси»
Научный руководитель Реуцкая Елена Александровна
г. Минск
1998
Введение
1. Возникновение Киевской Руси
2. Восстание древлян
3. Походы Святослава
4. Крещение Руси
5. Ярослав Мудрый
6. В древнем Киеве
Заключение
Восточные славяне ¾ потомки древних земледельческих и скотоводческих племен, живших на юге Восточной Европы до нашей эры. в начале нашей эры восточные славяне занимали обширную территорию от Балтийского моря до верховья рек Оки и Волги. К началу IX века у восточных племен сложилось государство ¾ Киевская Русь. Некоторые историки придерживаются «норманнской теории» возникновения Руси, некоторые считают, что древнерусское государство возникло в результате длительного самостоятельного развития восточно-славянских племен, задолго до прихода норманнов.
В первые века нашей эры у восточных славян еще сохранялся общинный строй. Каждое племя состояло из нескольких родовых общин. Славяне занимались земледелием. Они подсекали лес, корчевали пни, очищали участки земли под пашню. Коллективно разводили домашних животных, охотились на диких зверей, ловили рыбу. Все вопросы решали на вече.
Постепенно совершенствовались орудия труда, сделанные из железа. На смену подсечному земледелию пришло пашенное, с двупольной системой. Отпала необходимость жить большими коллективами. Из родовых общин стали выделяться отдельные семьи. Каждая семья имела свой дом, участок земли, свои орудия труда. Места охоты, рыбной ловли, пастбища оставались в общем пользовании поселян. Вместо родовой общины сложилась соседская или деревенская, община, состоявшая из нескольких семей.
С возникновением семейной собственности у восточных славян появляется имущественное неравенство. Одни семьи богатеют, другие беднеют. Старейшины и богатые люди родов и племен захватывают лучшие земли. Возникает класс крупных землевладельцев ¾ бояр. Некоторое время мелкие землевладельцы были свободными, но постепенно многие из них попадают в зависимость от богатых бояр. У славян зарождаются феодальные отношения.
Восточные славяне делились на различные племена: поляне, древляне, кривичи, вятичи и др. Во главе каждого племени стоял князь. Власть его стала наследственной. Князья создавали вооруженные отряды-дружины. Жили они обычно в отдельном поселке, вокруг которого селились ремесленники. Они производили для дружины оружие, одежду, обувь. Княжеский поселок окружался глубоким рвом с водой, высоким земляным валом и бревенчатой стеной. Так у славян возникли города.1
Сохранилась легенда о том, как князь славянского племени полян Кий и его братья Щек и Хорив построили город на высоком берегу Днепра. В честь старшего брата они назвали его Киевом. Киевский летописец Нестор рассказывает, что Кий ездил в Царьград (Константинополь) и был ласково принят византийским императором. Затем он вернулся в Киев и вскоре умер. Потомки Кия были первым князьями Киевского государства.2
На протяжении многих веков восточные славяне вели борьбу с кочевниками, которые приходили из Азии. В IV веке на славян напали гунны. Затем пришли авары и хазары. Сами славяне часто предпринимали походы на берега Дуная и на Византию. Для оборонительных и наступательных войн они объединялись в союзы.
В VI веке славянские племена, жившие по берегам Днепра, объединились под началом племен рось, или русь. Свое название это племя получило от реки Роси, притока Днепра, по берегам которой оно расселилось. Постепенно все славяне, вошедшие в этот союз, стали называться русами. Нестор пишет: «Полян теперь называют русь». Центром Русской земли стал Киев.
Киевская Русь была сильным княжеством. Она успешно вела борьбу с кочевниками. Нестор приводит легенду о том, как киевляне отказались платить дань хазарам. Они послали хазарскому правителю, кагану, меч. «Каган! Эта дань не к добру! ¾ сказали кагану его вельможи. ¾ Мы добыли ее саблями, заостренными с одной стороны, а их оружие острое с обеих сторон. Когда-нибудь они возложат дань на нас». «Что и сбылось», ¾ заключает летописец. К началу IX века Киевская Русь становится большим государством, объединившим почти половину племен восточных славян.
Летописец Нестор в своих летописях пишет, что новгородцы и кривичи в IX веке были союзниками финских племен и они вместе с ними платили дань варягам. Далее он пишет, что славяне новгородские и кривичи отправили послов к варягам-руси, сказать им «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Братья Рюрик, Синеус и Трувор со своей дружиной пришли на земли славянские. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус в Белоозеро, а Трувор в Исборск, город кривичей. Нестор считает, что «варяги-руси» и назвали государство Русью
¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾-
1. «Страницы истории». С.Н.Сыров Москва 1983
2. «История государства Российского».Н.М.Карамзин.
Но некоторые историки считают, что Древнерусское государство сложилось задолго до прихода норманнов, называемых на Руси варягами. Первые отряды варягов появились на славянской земле в середине IX века. Они нападали на города и поселки славян, расположенные вокруг озера Ильмень, на финские и латышские племена, жившие в Прибалтике. Иногда варягам удавалось принудить
местное население к уплате дани, а иногда славяне и финны прогоняли их за море. Отдельные отряды варягов поступали на службу славянским князьям, участвовали в борьбе с хазарами, в походах на Византию.
Варяжский конунг Рюрик первоначально княжил в Ладоге, но в 862 году пришел с отрядом к Новгороду на реке Волхов. Он не овладел городом, а расположился рядом, в укрепленном лагере ¾ «Рюриковом городище». В 882 году один из варяжских представителей Олег с отрядом приплыл из Новгорода в Киев. Князем Киевской Руси тогда был Аскольд. Варяги назвались мирными купцами. Они хитростью заманили Аскольда в свой лагерь и убили. До сих пор на берегу Днепра сохранилось место, именуемое «аскольдовой могилой».
Олег, став князем, собирал дань со славянских племен, воевал с хазарами. В 911 году он совершил поход на Царьград. Но Олег не чувствовал себя хозяином Руси. После похода на Византию он не вернулся в Киев. А ушел в Новгород, потом в Ладогу. Таким образом, правление варяжского пришельца в Киеве было временным и не сыграло существенной роли в развитии древнерусского государства. Князь Киевской Руси стал Игорь Старший1 .
¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾
1. «Страницы истории». С.Н.Сыров Москва 1983
Ежегодно в осенние и зимние месяцы князь Киевской Руси Игорь Старший объезжал со своей дружиной подвластные ему племена и собирал дань. Население славянских городов и сел нередко оказывало сопротивление княжеским дружинникам. В 945 году князь собрал с племени древлян большую дань. С богатой добычей он возвращался в Киев, но по дороге решил, что добыча могла быть еще больше. Отправив обоз с данью под охраной дружины в Киев, Игорь с небольшой группой воинов вернулся в землю древлян и снова потребовал дань.
Древляне со своим князем Малом собрались на вече. Они сказали: «Когда повадиться волк к овцам, то перетаскает все стадо, если его не убить». К Игорю по поручению вече пришли послы и заявили, что народ отказывается во второй раз платить дань. Но Игорь пришел в главный город древлян Искоростень и стал снова собирать дань. Тогда житель города восстали, убили князя Игоря и всех его воинов, а к жене Игоря Ольге послали послов сказать, что ее муж был «жаден, как волк, за это его и убили». Князь Мал предложил Ольге стать его женой.
Летописец Нестор записал легенду о том, как княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство своего мужа. Он приказала послов князя Мала живыми закопать в землю. Второе посольство от древлян по ее распоряжению сожгли. Затем Ольга с дружиной прошла к древлянам и пригласила знатных бояр к себе в лагерь на пир. Гостей напоили вином и всех зарубили. После этого Ольга заявила, что мстить больше не будет. В знак примирения она велела жителям Искоростеня принести голубей ¾ по одному от каждого дома. Дружинники Ольги к лапкам голубей привязали паклю, подожгли ее и отпустили птиц. Голуби полетели в город и сели под крыши домов. Город Искоростень выгорел до тла, многие жители погибли. Ольга жестоко расправилась с древлянами, но после этого она установила строгие правила сбора дани: дружина могла собирать дань только один раз в год и по определенной норме.
В 965 году князем Киевского государства стал сын Игоря и Ольги ¾ Святослав. Всю свою жизнь он провел в военных походах и сражениях, разделяя со своими воинами все лишения и трудности. Он не возил с собой шатра, постели, котлов и посуды. Вместе с дружинниками князь спал под открытым небом, на земле, положив под голову седло, ел полусырое мясо, печеное на углях. Святослав был смелым полководцем ¾ враги боялись его. «Иду на Вы!», то есть «Иду на Вас с войной!» ¾ так обычно предупреждал он противника о предстоящей войне.
mirznanii.com
Возникновение и развитие Руси как государства в Восточной Европе
Русь – общий термин, включающий в себя этнокультурные особенности восточноевропейского региона, пространство Восточной Европы и Древнерусское государство, существовавшее на этой территории, начиная с IX века.
История возникновения Древнерусского государства
Упоминания о русском народе, населявшем земли Восточной Европы, встречаются ещё в самых древних источниках. Так, византийские путешественники и скандинавские викинги описывают народ, живший на этих землях, как светловолосых и голубоглазых богатырей, отличавшихся мужеством и выносливостью.
В VIII – IX веках на восточноевропейских территориях начали основываться первые города, становившиеся торговыми и ремесленными центрами. “Повесть временных лет”, один из самых масштабных и авторитетных источников, повествующих о тех времена, сообщает, что восточные славяне в 862 году “призвали” варягов, чтобы они уладили все их внутренние споры и усобицы и организовали верховную власть на русских территориях. Так образовалось государство Русь.
Религия на Руси
Славянский народ был языческим. Вера во множество богов и духов природы характеризовала многие древнейшие племена и была традиционной для славян. Но усиление государства и его разрастание делали необходимым принятие новой веры с единым Богом – именно это косвенным образом привело бы к повышению авторитета великого князя.
Ещё княгиня Ольга обратила внимание на христианскую религию и стала первой из принявших христианство. Но религиозным вопросом всей Руси занялся только Владимир I. По легенде, он отправил посланников в разные страны, чтобы они познакомились с религиями мира и выбрали наиболее подходящую для Руси. Такой религией стало христианство.
Официальной датой крещения Руси считается 988 год. Но сам процесс обращения населения в христианство происходил сложно и медленно, так как многие жители Руси сопротивлялись и не желали менять веру. Однако спустя некоторое время, новая религия прижилась на Руси, и восточнославянский народ стал христианским.
Новгородская и Киевская Русь
Первым политическим центром Руси стал город Новгород, именно там княжил Рюрик со своей варяжской дружиной. Но уже в 882 году столица Руси была перенесена из Новгорода в Киев по инициативе князя Олега, ставшим преемником Рюрика на престоле.
Столица в Киеве установилась на многие века, и Русь стала называться Киевской. Но Новгород остался одним из крупнейших и известнейших торговых и культурных центров Руси.
Русь и монголо-татарское иго
В XII веке Древнерусское государство достигло своего культурного, политического и экономического расцвета. Князь Ярослав Мудрый остался в истории одним из самых успешных и важных правителей древности.
Но прогрессивное развитие Киевской Руси было прервано разрушительным набегом монголо-татарских кочевников с юго-востока. В результате нашествий 1237 – 1238 и 1239 – 1240 годов была установлена зависимость Руси от монголо-татарских ханов. Такая зависимость в современной историографии часто называется игом.
Монголо-татарские ханы провозгласили суровую экономическую политику сбора дани с русского народа – этим занимались ханские представители баскаки. Ко всему прочему, ханы выдавали князьями ярлыки на княжение, то есть назначали угодных им правителей, которые не сопротивлялись проводимой политике.
Удивителен тот факт, что монголо-татары не установили чёткого культурного или религиозного гнёта, что позволило русскому народу сохранить свою самобытность. Но культурных заимствований полностью избежать не удалось – отголоски ига чувствуются как в русской, так и в татарской культуре и в наши дни.
Иго продержалось в течение двух веков. Окончательное его свержение произошло в стоянии на реке Угре в 1480 году.
histerl.ru