Рождение, любовь и смерть русских князей. Имена князей древней руси


Сокровенные имена русских князей • Arzamas

Конспект

Если говорить о роли женщины в Древней Руси, очевидно, что ей было определено более чем скромное место. Можно сказать, что ее функция сводилась только к продолжению рода и связи одной династической ветви с другой. Таким образом, с помощью брака скреплялись и подтверждались военно-политические союзы, а имя княжьей жены часто даже не было упомянуто в летописи. С другой стороны, именно женщины были связующим звеном между разными традициями: они могли выйти замуж за пределами страны и приносили на чужбину свои порядки, обычаи, в том числе имена. Например, королева Франции, наша соотечественница Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, дала своему сыну греческое имя Филипп, которое впоследствии стало традиционным династическим именем французских королей. Таким образом, именно жена короля, а не сам правитель, подарила Франции одно из самых впоследствии популярных и престижных имен.

Конечно, о династическом браке можно говорить только в христианскую эпоху, так как о браке языческом до нас не дошло практически никаких сведений. Точно известно, что с приходом христианства брак стал считаться незыблемым, освященным церковью таинством. Существовало негласное правило: все Рюриковичи должны были быть женаты, холостой князь для того времени — это нонсенс, супругу находили практически всем, а неженатый князь просто не мог править. Еще одна необычная традиция: Рюриковичи никогда не женились на вдовах других князей Рюриковичей, что довольно странно на фоне того, что в то время происходило в династиях Западной Европы, Скандинавии и Византии. Там вдова традиционно считалась хорошей партией, заключив брак с ней, правитель только выигрывал. Весь XI век после Крещения Руси русские князья женились на иностранных принцессах, таким образом укрепляя браком политические связи и в некотором роде работая на внешнеполитические нужды государства. Каждый новый брак — выгодный союз. При этом остается неясным, что было первостепенно: брак ли совершался в результате взаимного интереса двух сторон, или же только в результате женитьбы появлялся новый военно-политический союз.

«Вообще брачные отношения того времени, конечно, не так похожи на современные, как может показаться. В эпоху Средневековья брачные отношения — это не столько отношения жениха и невесты, то есть молодых, это прежде всего отношения сватов, то есть родителей жениха и невесты. Отчасти черты этого сохранились в деревенском быте России, скажем, и в XIX веке, да и, может быть, в XX тоже. То есть брак часто заключался исходя из политических нужд, выгод и запросов старшего поколения, а вовсе не молодых, которые, как хочется себе представить и вообразить, полюбили друг друга и попросили своих родителей поженить их».

Федор Успенский

Если в XI веке династия Рюриковичей концентрировала свое внимание преимущественно на международных отношениях и союзах, то в XII веке курс очевидно сменился на укрепление связей внутридинастических. Связано это с тем, что открылась возможность жениться на близких родственницах, женских представительницах династии. Разумеется, это было очень выгодно, так как всякий брак был сопряжен с образованием некой военно-политической коалиции. А в бесконечной, не прекращающейся ни на минуту междоусобной борьбе внутриродовые браки были очень выгодным средством объединения против врага и укрепления своих позиций.

«Можно выделить некоторых князей, которые особо охотно прибегали к этому средству. В их числе Юрий Долгорукий, который очень хорошо женил своих сыновей на некоторых представительницах династии Рюриковичей».

Федор Успенский 

Что касается разводов, конечно, в то время они считались вещью неслыханной и осуждались, но прецеденты все же были. Основная сложность заключалась в том, что даже церковь не была в состоянии официально брак упразднить, если на то не было из ряда вон выходящих причин. Но князья, желавшие избавиться от неугодных жен, все же находили способы освободить себя от опостылевшего союза.

«Например, князь Рюрик Ростиславич выдал свою дочку замуж за Романа Галицкого. Этот Роман Галицкий с ней какое-то время жил в браке, от этого брака у них была дочка. Но потом он по неведомым нам причинам решил развестись и отослал от себя жену, завел себе другую. Он понял, что надо что-то, видимо, решать с этой ситуацией. И ничего лучше не придумал, как насильно постричь свою бывшую жену в монахини, а заодно он постриг в монахи — тоже, безусловно, насильно — ее отца и мать».

Федор Успенский   

arzamas.academy

Княжеские имена на Руси - Средневековье и окрестности

Князьям и княжнам при рождении давалось имя. Как Владимир, приняв святое крещение, получил второе имя христианское, Василия, так и сыновья его, что известно о некоторых, например, Борис — Романа, Глеб — Давыда, Ярослав — Георгия.

В потомстве его удерживались прежние языческие имена, которые давались при рождении, и вместе начались новые, христианские, так что все князья, до нашествия татар, имели по два имени: одно так называемое княжее, мирское, которое употреблялось в общежитии, а другое христианское. Древнейшее известие о таких двойных именах мы имеем в «Хождении игумена Даниила ко святым местам» (в начале 12 века), который в Лавре св. Саввы записал для поминовения следующие имена: Святополка-Михаила (Изяславича), Владимира-Василия (Мономаха), Олега-Михаила (Святославича), Мстислава-Андрея (Всеволодовича, Игорева внука).

А вот свидетельства из летописей:

1113 г. Преставися князь Михаил, зовомый Святополк.1151 г. Родися у Святослава Ольговича сын, и нарекоша ему имя в св. крещении Георгий, а мирьски Игорь.

Женщины имели также по два имени: 1178 г. родися у великого князя Всеволода дчи, и нарекоша имя ей в святом крещении Пелагея, княже Сбыслава.

1198 г. Родися дщи у Ростислава Рюриковича, и нарекоша имя ей Ефросенья, прозванием Исмарагд, еже наречеться дорогый камень.

Употребительных имен было очень мало, не больше двадцати. Мирские, княжие имена, были норманнские: Рюрик, Олег, Игорь. Славянские: Брячислав, Всеслав, Вячеслав, Изяслав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Ярослав, Святополк, Ярополк, Владимир, Володарь, Всеволод. (Станислав, Судислав, Позвизд — встречаются по разу). Некоторые князья известны были только под именами христианскими, каковы в особенности Давыд и Роман (христианские имена Бориса и Глеба), Василько, Андрей, Юрий или Георгий (Дюрги, Гюрги).

Женские норманнские имена: Ольга (1150 г.), Малфридь (1167 г.), Рогнеда (1168 г.). Славянские: Передслава (1104, 1116 гг.), Верхуслава (1137, 1187 гг.), Звенислава (1142 г.), Болеслава (1166 г.), Сбыслава (1178 г.), Ярослава (1187 г.), Всеслава (1197 г.).

В каждом из родов, на которые разделилось потомство Ярославово, были свои собственные любимые имена, например, в Святославовом имена — Олега, Всеволода, Игоря, Святослава. Во Всеволодовом имена — Владимира, Мстислава, Ростислава, Изяслава. О многих князьях сказано, что им даны имена в честь отца или деда, например, о Ростиславе Рюриковиче (1173 г.), о Георгие Всеволодовиче (1187 г.), о Владимире Всеволодовиче (1192 г.), о Всеволоде Георгиевиче (1213 г.). Константин Всеволодович первому своему сыну дал имя женина отца, Василька, а второму сыну — Всеволода.

Замечательно, что княжих имен в народе не встречается, как будто бы они были особенной собственностью княжеского рода, и никому более не позволялось иметь их. У простых людей бывали также по два имени: из послесловия к известному Евангелию 1056 года мы видим, что владелец его, посадник Изяславов, Остромир, имел христианское имя Иосифа.

1200 г. Изобрете бо подобна делу (по строению стены, под Выдубицким монастырем) и художника в своих соприятелех (киевский князь Рюрик Ростис-лавич), именем Милонег, Петр же по крещении.

Князья назывались по имени своему и отеческому, которое очень рано заменилось вичем: Ростислав, сын Владимир (1064 г.), Всеслав, сын Брячиславль (1066 г.), Владимир, сын Всеволож, и Олег, сын Святославль (1076 г.). Бежа Игоревич Давид с Володарем Ростиславичем (1081 г.). Ярослав Ярополчич, Ярослав Святополчич (1102).

Бояре назывались также по имени и отчеству с древних времен: Иван Жирославич (1078 г.), Иванко Захарьич (1106 г.), Иван Войтишич, Петр Ильич (1146 г.), Петр Бориславич (1178 г.). У князей и бояр оставались иногда уменьшительные имена: Василько, Владимирко. Уменьшительные имена употреблялись и в бранном значении, например, великий князь Рюрик Ростиславич уведомляет (1185 г.) великого князя Всеволода Георгиевича об измене своего зятя: «Романко от нас отступил». Уменьшительные имена употреблялись и у бояр: например, Иванко Жирославич (1078 г.).

Иногда употреблялись только отеческие имена, например Ростиславичи, для означения детей (1180 г.), а иногда и для всего потомства, например, Олеговичи (1148 г.). Для отличия употреблялись иногда и материнские имена, например, 1136 г. «Внук Владимира Василько Маринич убиен бысть ту, т.е. сын дочери его Марины». Бяше бо Олег Настасьич, т.е. рожденный от Настасьи, наложницы Ярослава Владимировича Галицкого. 1187 г.

Источник: «Древняя Русь» (серия «Цивилизации»)

ru-middle-ages.livejournal.com

Имя и власть. Как правители Древней Руси называли своих детей — Троицкий вариант — Наука

В предыдущей части нашей статьи (ТрВ № 13N) речь шла преимущественно о нехристианских именах Рюриковичей, таких как Рюрик (= Hrorekr), Олег (= Helgi), Игорь (= Ingvarr), Святополк, Мстислав, Владимир. Сами князья называли их «русскими», «княжьими» или «мирскими». В древних летописях гораздо чаще упоминаются именно эти, мирские, имена правителей X-XII вв. Основные принципы выбора таких имен (наречение в честь умерших предков, запрет на родовые имена живых отца и деда, варьирование имени, особые правила наречения в честь живого дяди) сохраняли свою актуальность в течение нескольких столетий.

Резная икона

Резная икона св. Дмитрия солунского – одного из излюбленныхпокровителей русскихкнязей

Тем не менее, начиная с Владимира-Василия Святого, крестившего Русь, у каждого князя было еще и христианское имя: столкнувшись после обращения страны с массовой экспансией христианских имен, княжеская традиция немедленно выработала в качестве ответной стратегии двуименность. Это позволило правителям приобретать новое, не теряя старого. Однако со временем древние нехристианские имена все же вытесняются из именослова династии.

При этом многие принципы выбора родового имени сохраняются, но постепенно заменяются единицы именослова — имена. Как же происходит эта замена одних имен другими, и как трансформируется система имянаречения?

Уже во второй половине XI в. появляется несколько князей, которые в летописях фигурируют исключительно под своими христианскими, а вовсе не старыми мирскими именами. К началу XII в. число таких членов княжеского рода несколько возрастает, а к середине XIII в. их количество уже довольно велико. В XV в. древние мирские имена полностью вытесняются из обихода правящего рода. Читатель вправе задаться вопросом, какие из христианских имен первыми начинают употребляться в этот период без мирских.

В XI столетии на Руси появляются собственные святые, в том числе святые князья, братья-мученики Борис и Глеб. В крещении Борис звался Романом, Глеб — Давидом, а их отец, Владимир Святославич как уже упоминалось, принял крестильное имя Василий. Именно эти-то имена — Роман,

Древнерусская резная икона

Древнерусская резная икона

Давид и Василий — в следующих поколениях Рюриковичей используются в княжеском обиходе самостоятельно, без каких бы то ни было мирских имен. Произошло это, со всей очевидностью, потому, что для младших родичей христианские имена крестителя Руси и двух из его сыновей были прежде всего именами предков, но предков, особо почитаемых церковью и впоследствии канонизированных. Таким образом, некоторые христианские имена обрастают на русской почве собственными ассоциациями, утрачивая изначальную одномерность и чужеродность. Условно говоря, имя из церковного календаря встраивается в родовую историю по следующей модели: сперва прославленный церковью князь носит его в качестве второго, крестильного, а затем его потомок получает это имя в качестве единственного, так как для него оно уже становится и родовым, и христианским одновременно.

Довольно скоро, однако, в качестве единственного имени князя появляются и другие христианские имена предков. Три таких имени представлены в семье Владимира Мономаха — их носят его младшие сыновья, т.е., по-видимому, все мальчики, рожденные во втором браке. Чем же руководствовался Владимир-Василий Мономах, давая сразу трем своим детям имена Юрий, Роман и Андрей?

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В том, что касается имянаречения, Мономах особенно выделял фигуру своего деда Ярослава Мудрого. В «Поучении» он с гордостью подчеркивает, что его собственное имя ему дал сам Ярослав: «Азъ худыи дедомъ своимъ Ярославомъ <...> наречный въ крещении Василии Русьскымь именемь Володи-миръ». При этом может показаться, что никто из его детей не был назван непосредственно в честь этого знаменитого прадеда — имя Ярослав в семье Мономаха отсутствует. Более того, странным образом Владимир Мономах никому не дал и мирского имени своего отца, Всеволод, хотя младшие из его сыновей, несомненно, появились на свет после смерти Всеволода Ярославича.

Шлем князя Ярослава-Федора Всеволодича с изображением святого

Шлем князяЯрослава-Федора Всеволодичас изображением святого

В действительности же, и имя деда, и имя отца в семье Владимира Мономаха все-таки есть. Дело в том, что христианским именем Ярослава Мудрого было Георгий (Юрий), а Всеволод Ярославич в крещении получил имя Андрей. Вероятно, появление второй семьи у Владимира Монома-ха означало появление новой точки отсчета в его стратегии имянаречения. Противостояние между детьми правителя от разных жен является едва ли не «общим местом» средневековой истории. Имея взрослых сыновей от первого брака и не собираясь лишать их родовых прав, Владимир, как кажется, стремился предоставить равноценные права и вновь появляющимся детям от второго брака. Между тем мирские имена его старших детей уже недвусмысленно обозначали их высокое положение в системе родовых отношений. Обеспечить столь же высокое место в роду своим младшим детям можно было, лишь применив какой-то иной подход к выбору имени. Поэтому-то они и получили христианские имена, которые их самые знаменитые предки носили наряду с именами княжескими.

древоразОдин из этих младших мальчиков, Юрий Долгорукий, стал основателем новой ветви рода, добился в конце концов киевского стола и тем самым сделал свое имя престижным для всех последующих поколений Рюриковичей. Его братья, Андрей и Роман, умерли относительно молодыми, однако Андрей Владимирович «успел» передать свое имя племяннику, Андрею Боголюбскому, которому предстояло возвысить владимиросуздальский княжеский стол в ущерб киевскому. Этот князь, несмотря на свое могущество, при жизни не пользовался любовью родни, и потому в целом поколении мы наблюдаем «выпадение» его имени из родового обихода. Однако позднее представления о силе и величии этого правителя затмили его прижизненную репутацию, и, соответственно, имя Андрей на многие столетия сделалось одним из самых популярных в династии русских князей.

Таким образом, если первоначально христианские и родовые имена были противопоставлены друг другу, то впоследствии, к XII в., христианское имя постепенно начинает совмещать в себе обе функции, являясь крестильным и родовым одновременно. Князья, нареченные таким христианским именем, как Роман, Давид, Василий, Георгий, Андрей, Михаил, Иоанн, уже в XII в. зачастую как бы не нуждаются в еще одном родовом имени.

Что же изменяется в принципах династического имянаречения?

Как мы помним, в роду Рюриковичей до определенной поры достаточно жестко и последовательно соблюдался запрет нарекать новорожденного мирским именем живого предка. Вспомним, что старший сын князя нередко назывался в честь прадеда, потому что его дед был еще жив к моменту рождения старшего внука. Именно поэтому по деду назывался один из младших внуков, хотя, с точки зрения преемственности власти, имя деда должен был бы получить старший, что и происходило, если деда к моменту его рождения уже не было в живых.

схемадваВ XII в. можно наблюдать, как некоторые законы, действующие при выборе мирского имени, по-видимому, не работают при выборе имени христианского. В частности, сын мог быть назван крестильным именем своего живого отца. Так, например, Всеволод Большое Гнездо, который в крещении носил имя Дмитрий, дает имя Дмитрий своему сыну, родившемуся на именины отца. Когда христианские имена постепенно превращаются в родовые, размываются и принципы выбора мирских, языческих по своему происхождению имен. Сын Всеволода-Дмитрия Большое Гнездо, Ярослав-Федор, в 20-е годы XIII в. дает одному из сыновей собственное крестильное имя Федор, тогда как другого сына называет своим мирским именем Ярослав. Последнее, конечно же, в корне противоречило исконной родовой традиции.

Вообще говоря, во многих европейских династиях на первый план выступает со временем тенденция к совпадению имени отца и имени сына, — уж очень заманчив был такой ход с точки зрения преемственности власти. При этом такой принцип, как уже говорилось, явным образом противоречил архаической родовой практике. У Рюриковичей повтор имени живого отца становится возможным лишь тогда, когда исконные мирские имена князей сменяются христианскими. Однако можем ли мы утверждать, что с тотальным распространением христианских имен у князей родовые принципы были полностью позабыты? Судя по всему, нет. Они лишь принимают несколько иные формы, воплощаются при помощи иных терминов и понятий.

Как мы знаем, мирские, некалендарные имена Рюриковичей отличались от имен всех остальных людей Древней Руси. Иными словами, хотя имена Рюриковичей были похоже на имена других знатных людей, большинство княжеских имен употреблялось только князьями. Действительно, в летописях действуют бояре, воеводы, тысяцкие по имени Творимир, Мирослав, Жирослав, Гореслав, Хотемир, но при этом имя Ярослав, Святослав или Всеволод может носить исключительно князь. Далеко не любое имя годилось для князя, и большинством княжеских имен не мог быть назван человек некняжеского происхождения.

Древнерусская икона свв. бориса и Глеба

Древнерусская иконасвв. бориса и Глеба

С христианскими же именами Рюриковичей дело обстояло сходным и одновременно несходным образом. С одной стороны, именем Георгий, Михаил, Андрей, Иван, Федор, Давид мог быть в крещении назван любой человек, не только князь. Но при этом далеко не любое имя из христианского именослова годилось для правителя в качестве крестильного. Очень рано, в домонгольский период, формируется круг христианских имен, пригодных для князей Рюриковичей, и именно этими именами (с крайне незначительным процентом нововведений) династия ограничивается на протяжении всего своего существования, т.е. до конца XVI в. Таким образом, христианские имена в полном смысле слова остаются родовыми, передаются от предков к потомкам.

При этом весьма любопытно следующее обстоятельство. В домонгольское время, когда у князей сохраняются две параллельные системы именования и в качестве родовых еще могут выступать языческие по происхождению имена, наблюдается своеобразный синкретизм в почитаниихристианских святых тезок. Князь, названный Андреем, может числить среди своих покровителей всех свв. Андреев, будь то Андрей Первозванный, Андрей Стратилат, Андрей Юродивый или Андрей Критский. Князь, носивший в крещении имя Федор, был связан со всеми многочисленными свв. Федорами из месяцеслова. Правда, в случае с Федорами, например, в первую очередь выделялись фигуры святых воинов - свв. Федора Тирона и Федора Стратилата. Вообще говоря, это отдельная и очень интересная проблема — как на ранних этапах, еще в XI в., подбирались пригодные для князей христианские имена. По-видимому, определенную роль здесь играли изображения святых и сюжеты из их житий. Зачастую для князей наиболее подходящими оказывались святые-воины (Федор, Андрей, Георгий, архистратиг Михаил), вся их воинская атрибутика тщательно воспроизводилась на княжеских печатях. Более того, эта атрибутика нередко переносилась и на других святых, исходно ею не обладающих: так, в качестве архистратига мог изображаться не только архангел Михаил, но и архангел Гавриил.

В определенном смысле объединение, отождествление святых покровителей было для князей поначалу важнее их расподобления, тонкого различения. В первую очередь это относится, конечно же, к святым-тезкам. Позднее же, когда языческие имена уходят из княжеского обихода и полностью сменяются именами христианскими, можно наблюдать совсем иную картину.

Коль скоро в отношении христианских имен не существовало запрета на повтор имени живого отца, ничто не мешало в XIV-XVI вв. князю Рюриковичу быть Иваном Ивановичем или Василием Васильевичем. Однако каждый из этих, так сказать, поздних Рюриковичей чтит в качестве своего покровителя строго определенного св. Иоанна или св. Василия. Кроме прямых указаний, во чье имя был крещен князь, мы располагаем массой свидетельств такой дифференциации, начиная от мерных икон, которые писались в рост новорожденного княжича, и кончая вкладными поминальными записями по скончавшемуся властителю.

Парсуна XVI в. с изображением Ивана Грозного

Парсуна XVI в.с изображениемИвана Грозного

При этом наблюдается достаточно строгая закономерность: если князя в XIV или XVI в. зовут Иваном Ивановичем, то отец его мог быть крещен, например, в честь св. Иоанна Предтечи, а он сам — в честь св. Иоанна Ле-ствичника или, скажем, св. Иоанна Иерусалимского. У князя же Симеона Симеоновича отец был наречен в честь св. Симеона Столпника, тогда как сам он получил свое имя в честь св. Симеона Богоприимца. Соответственно, знаменитый Василий Васильевич Темный был наречен в честь св. Василия Анкирского, а его отец, Василий I, - в честь св. Василия Великого.

Иными словами, отец и сын были тезками — что было на пользу с точки зрения преемственности властных привилегий -и в то же время как бы и не были ими, что соответствовало духу исконной родовой традиции. Если же княжичу давалось христианское имя не живого, а умершего предка, то и святой покровитель для предка и потомка выбирался обычно один и тот же. Так, например, Даниил, сын Ивана Калиты, был назван, как и его прадед,

Даниил Александрович Московский, именно в честь св. Даниила Столпника, а не, к примеру, в честь пророка Даниила.

Крест Евфросинии полоцкой с изображениями святых

Крест Евфросинииполоцкой с изображениями святых

Любопытно при этом еще одно косвенное доказательство сложной системы распределения святых покровителей. В XIV-XVI вв. в княжеской семье два родных брата, живущих одновременно, вполне могли носить одно и то же христианское имя. При этом святой покровитель таких братьев-тезок был у них обязательно один и тот же. Так, у уже упоминавшегося Василия Васильевича Темного было два сына, вне всякого сомнения, крещеных в честь Андрея Стратилата, а два сына Юрия Звенигородского — Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный — были крещены, по всей видимости, в честь Дмитрия Солунского.

Таким образом, у поздних Рюриковичей святые покровители детей-тезок должны были совпадать, а святые покровители отца и сына — непременно различаться. При этом, как уже говорилось, и для ранних, и для поздних Рюриковичей годились далеко не всякие христианские имена, круг этих имен всегда оставался довольно замкнутым и ограниченным.

Разумеется, влияние церкви на княжеский семейный обиход и княжеский именослов отнюдь не ограничивалось одним только требованием давать ребенку христианское имя. Приблизительно с начала XIII в. практически всякое событие в жизни династии связывается с именем того святого, в день памяти которого оно происходит. Церковный календарь, таким образом, не мог не играть хотя бы некоторой роли при выборе имени для ребенка. Те, кто нарекал младенца, сталкивались с новой дилеммой: с одной стороны, будущий князь должен был получить династическое христианское имя, имя, которое носили прежде его предки; с другой стороны, дата его появления на свет сама по себе неизбежно соотносилось с именем определенного святого. Очень часто, разумеется, это пришедшееся на его день рождения имя оказывалось неподходящим для правителя. В результате у княжича оказывается как бы два христианских имени — одно, предназначенное ему родовой традицией, и другое, выпавшее ему волею случая. Родовое христианское имя становилось его публичным, официальным, княжеским именем. Имя же, связанное с его днем рождения, оказывается второстепенным, но при этом, так сказать, более интимным, частным, связанным с его личной церковной жизнью. Для Ивана Грозного таким вторым христианским именем было Тит, для его отца Василия III - Гавриил, для его деда Ивана III - Тимофей, для сына Грозного Дмитрия — Уар.

Весьма характерна в этом отношении композиция нагрудного образка еще одного сына Грозного, Ивана Ивановича, принадлежавшего его крестному отцу. На лицевой стороне образка был изображен Иоанн Лествичник, а на оборотной — св. Марк, епископ Арефусийский, и Кирилл диакон. Действительно, царевич известен под своим родовым христианским именем Иван, которое совпадает с именем его отца. При этом у Грозного святым покровителем был Иоанн Предтеча, а у наследника — Иоанн Лествичник. Родился же Иван Иванович в день празднования памяти свв. Марка Арефусийского и Кирилла диакона. Их имена не годились для официального имени царского сына, но при этом всю жизнь сопровождали его в качестве дополнительных.

Крест-мощевик с изображением свв. бориса и Глеба

Крест-мощевик с изображениемсвв. бориса и Глеба

Перед нами, таким образом, своеобразная христианская двуименность Рюриковичей, которая сильно напоминает прежнюю двуименность домонгольского периода. Напомним, что князья носили тогда родовые, языческие по происхождению имена, под которыми они правили, христианские имена значительной части Рюриковичей оставались как бы в тени, упоминались явно гораздо реже. Со временем формируется круг родовых христианских имен, а родовые языческие имена постепенно выходят из обихода. При этом сама двуименность как модель княжеского именования отнюдь не исчезает — у князей, как мы видели, могут быть вторые христианские имена, связанные с датой их появления на свет.

Модель двуименности теснейшим образом связана с той двойной генеалогией, которую Рюриковичи приобретают со времен крещения Руси. В самом деле, каждый князь включен в мир предков, властителей, связь с которыми является главнейшей основой его собственного права на власть. В то же время он связан как со своими небесными покровителями, христианскими святыми, так и с небесными покровителями всего своего рода. Двойное именование князя, таким образом, определяет его существование в двух генеалогических перспективах, которые не противоречат и не исключают друг друга.

Анна Литвина, Фёдор Успенский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи
Оценить:  Загрузка...

trv-science.ru

Откуда пошли прозвища русских князей?

Полина Скрыпник 03.02.2014

Имена легендарных русских князей на слуху и сегодня, спустя многие сотни лет. Иногда они удивляют причудливыми прозвищами — например, Святополк Окаянный или Иван Калита. Почему Окаянный? Почему Калита?

А потому что… В общем, начнем по порядку, с Вещего Олега.

Князь Олег Вещий (882 — 912),

великий князь Киевский

Вещий Олег

Вопреки существующему стереотипу, слово «вещий» означает здесь не «предсказывающий будущее», а скорее «предусмотрительный, рассудительный». Надо всего лишь отбросить привычное для нас значение этого слова и принять во внимание реалии тысячелетней давности. Тогда вырисовывается довольно логичная, лишенная мистики картина.

Олега часто называют основателем Древнерусского государства. Он присоединил к Руси обширные земли, покорил и подчинил своей власти многие восточноевропейские племена, объединил северный и южный центры восточных славян, перенеся столицу в Киев, был удачлив в военных походах — всё это вызывало восхищение современников.

Прозвище, данное Олегу, вполне отражает отношение народа к своему правителю, как к рассудительному, дальновидному человеку.

 

Князь Владимир Креститель (980 – 1015)

Он же Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко. Великий князь Киевский.

Владимир Святой

Летописи уверяют, что до принятия христианской веры «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны: Олова, Юлия, Рогнеда, Аделья и Мальфрида от которых имел он 13 сыновей и не менее 10 дочерей <…>, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, <…>. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Но желание Владимира сплотить быстро развивающееся государство с помощью единой религии с единым Богом, укрепить политические связи с Византией и повысить статус Руси на международной арене побудили князя принять христианскую веру и крестить Русь по византийскому обряду.

Значение этого события поистине велико, с появлением на Руси христианства грамотность населения начала быстро возрастать, церкви и монастыри стали центрами культурного и нравственного развития, оплотами книжного, летописного дела.

После крещения князь освободил всех наложниц, отрекся от своих языческих жен и стал вести достойную христианина праведную жизнь в браке с византийской царевной Анной.

Отношение современников к князю Владимиру хорошо отражают слова из Повести временных лет: «Удивления достойно, сколько он сотворил  добра  Русской  земле,  крестив  ее. <…> Пусть увенчает его Господь вместе с праведниками, воздаст услаждение пищей райской  и  ликование  с  Авраамом  и другими патриархами <…>. Память  о  нем  чтут  русские  люди,  вспоминая  святое   крещение».

Князь Святополк Окаянный (1015 – 1019)

Великий князь Киевский

Святополк Окаянный

В Повести временных лет Святополка называют Окаянным, то есть подобным Каину. Причиной такого страшного прозвища послужило убийство братьев Бориса и Глеба, которые позднее были причислены к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа.

Князь Святополк ещё раз оправдал свое прозвище в 1015 году, подослав убийц к своему брату Святославу, управлявшему Древлянскими землями.

Когда Ярослав Мудрый повел свою рать на Киев, князь Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами.

Это считается первым случаем, когда в междоусобной борьбе один из русских князей прибегнул к помощи степняков, но в итоге сражение Святополк проиграл и был вынужден бежать.

Правление Святополка Окаянного продолжалось сравнительно недолго с 1015 по 1019, в 1019 году он был свергнут Ярославом Мудрым и не успел прославиться, как достойный правитель или воевода.

Однако, вопреки обычаю, со смертью Святополка Окаянного «плохое» имя «Святополк» не вышло из списка родовых княжеских имен вплоть до середины XII века. Некоторые исследователи считают это косвенным доказательством невиновности Святополка в убийстве братьев.

Существует версия о том, что на самом деле в смерти Бориса виновен Ярослав Мудрый, подославший к нему убийц-варягов.

И действительно, летописи повествуют о том, что из всех братьев Святополка законным киевским князем его признали только два брата – Борис и Глеб, они не оказывали никакого сопротивления и приняли смерть в молитвах. Таким образом, убийство союзников Святополком кажется совершенно нелогичным.

Князь Ярослав Мудрый (1019—1054)

Великий князь Киевский

Ярослав Мудрый

С правлением князя Ярослава Мудрого Русь достигла успехов во всех сферах жизни. Стремление Ярослава к становлению Руси как сплоченного централизованного государства, его желание установить порядок и законность в русских землях побудили князя укрепить систему управления страной.

В его правление был создан и введен в действие первый писаный свод законов – Русская Правда. С принятием Русской Правды распространенная повсеместно кровная месть была практически полностью замененная вирой (штрафом) размер которой зависел от того, какое положения в обществе занимал убитый.

Князь Ярослав Мудрый проявил себя и как выдающийся полководец, при котором мощь Руси многократно возросла, а границы государства расширились.

Князь Мстислав Великий (1125 – 1132)

Великий князь Киевский

Мстислав Великий

Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав нарушил принятое еще Ярославом Мудрым правило наследования власти старшим в роду.

Это вызвало недовольство многих князей, но никто не посмел выступить против Мстислава, пользовавшегося прочной поддержкой киевской верхушки. В своем стремлении обезопасить границы Русского государства князь Мстислав сыскал славу великого и талантливого полководца.

 

Князь Андрей Боголюбский (1157—1174)

Великий князь Владимирский

Андрей Боголюбский

Хотя на счету Андрея Боголюбского и числится строительство церквей в подчиненном ему Владимиро-Суздальском княжестве, вовсе не трепетное отношение к религии послужило причиной появления такого характерного на первый взгляд прозвища.

В силу характера не пожелав жить в старинных центрах Владимиро-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский выстроил себе новую резиденцию — белокаменный дворец близ села Боголюбово, за что и получил прозвище.

Продолжая политику отца,  князя Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский не признавал власти киевского великого князя.

В 1169 году он предпринял поход на Киев, в результате которого (впервые за всю историю своего существования) город был взят приступом.

Что наиболее примечательно, успеха в таком предприятии достигли не многочисленные враги Древнерусского государства – половцы, печенеги, поляки, а сами же русские.

Имя князя Андрея Боголюбского хорошо известно любителям средневекового оружия, благодаря украшенному причудливым узором боевому топору. Подробнее про него мы рассказывали в статье «Боевые топоры (1): франки, викинги, русичи».

Князь Александр Невский (1249—1263)

Князь Новгородский, Великий князь Киевский, Великий князь Владимирский.

Александр Невский

Александр Невский, внук Мстислава Удалого, смелого и решительного полководца, сыскал всемирную известность на поле брани.

Прозвище «Невский» он получил в 1240 году в знаменательном сражении со шведскими рыцарями на берегу Невы. Будучи ещё совсем юным князем, Александр сумел одержать блистательную победу над врагом и отстоять исконно русские земли.

Князь Иван Калита (1325 – 1340)

великий князь Московский

Иван Калита

Калита – древнее русское слово, обозначающее небольшой кошель или суму для денег. Есть две версии происхождения прозвища князя Ивана.

По одной из них это был щедрый, участливый к жизни и судьбе бедняков человек, который всегда охотно раздавал милостыню страждущим и тем заслужил добрую славу в народе.

По другой же князь Иван Калита накопил несметные богатства и охотно скупал и выменивал земли в разных княжествах, в том числе и Новгородских землях, где это было запрещено законами. Вполне возможно, что обе эти версии верны.

Князь Иван II Красный (1353 – 1359)

Он же Иван Кроткий, Иван Милостивый, великий князь Московский.Князь Иван Калита — его отец.

Иван Красный

Одно из известных прозвищ Ивана II – Красный, в то время это слово понималось в значении красивый. Иначе говоря, это может свидетельствовать о незаурядной внешности князя Ивана.

Однако многие исследователи считают, что в действительности прозвище было длиннее.

По их мнению, изначально князя прозвали по времени рождения «Красная горка» –  так называлось следующее после Пасхи воскресенье.

Но со временем часть прозвища была отброшена, и в летах Иоанн II остался человеком небывалой красоты.

Кроме того во многих источниках Иоанна II именуют «Милостивый» и «Кроткий», что проливает свет на характер и моральные качества князя.

Вот живой пример того, как кратко и емко – всего в нескольких словах — может быть охарактеризована личность правителя.

Об именах средневековых королей Западной Европы читайте здесь.

И, кстати, о прозвищах каких еще древнерусских князей вы хотите узнать?Пишите в комментариях!

Фото

В оформлении статьи использованы военно-исторические оловянные миниатюры. Скульпторы — Виктор Грачев и Талант Сооданбегов, художники — Евгения Филимонова, Юлия Мошура, Светлана Новикова, Любовь Калагина. Иллюстрации взяты с сайта компании «Русский витязь», а вот небольшой репортаж о ней.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru