Подробно о школах киевской Руси. Древней руси школа


Архитектурные школы Древней Руси

Архитектурные школы Древней Руси

Древнерусская архитектура

Киевская школа

Новгородская школа

Московская школа

Владимиро-Суздальская школа

Особенности стиля

Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

Характерные черты – органическое сочетание с природным ландшафтом.

Зодчие стремились выделить храмовые сооружения среди остальных городских построек. В северных городах, где архитектурным фоном были бревенчатые дома, церкви делали белоснежными, в южных, где постройки промазывали глиной и белили, церкви оставляли в красно-розовой окраске. После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору застоя и упадка, таким образом в конце XIII в. во многом приходилось начинать все сначала. Очевидно, что разделение русской архитектуры на школы не уничтожило близости между ними, не привело к распаду русского зодчества на самостоятельные части.

В течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. Отдельные области были тесно связаны с Киевом также и после утраты им

центрального руководящего значения (Черниговское, Волынское,

Смоленское княжества), другие (Новгородское, Галицкое, Владимиро-

Суздальское, Полоцкое) в результате обособления создали собственную

архитектурную традицию. В отдельных областях сформировались

архитектурные традиции, отличные от киево-черниговской. Прежде всего,

это удаленные от Киева, северные области: Новгородская и Владимиро-

Суздальская.

Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.  Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе. В раннемосковском зодчестве конца XIV - начала XV в. продолжаются традиции русской архитектуры предшествующего периода. Москва воспринимала формы зодчества разных русских земель и объединяла их в своем строительстве. Для московских церквей того времени характерен пирамидально-ярусный переход от основного объема к куполу, что было свойственно смоленским и черниговским храмам XII-XIII вв. В декоративном убранстве фасадов и барабана в определенной мере возрождались приемы владимиро-суздальского зодчества. У новгородско-псковских мастеров было воспринято практичное отношение к использованию внутреннего пространства: столбы делались не крестовидными в сечении, а квадратными или даже круглыми, отсутствовали пилястры на поверхностях стен в интерьере.

Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. Специфическая особенность Владимиро-Суздальских храмов – скульптурная декорация. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись. Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди; интерьеры расписаны фресками.

•Золотые — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.•Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.•Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. •Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.•В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Примеры зданий:

  1. Софийский собор1045-1050гг.

  2. Церковь Благовещения в Городищах 1103 г.

  3. Рождественский собор Антоньева монастыря 1117–1119 гг.

  4. Церковь Фёдора Стратилата 1361 г.

  5. Спасо-Преображенская церковь на Ильине улице 1374 г.

  6. Храм Петра и Павла в Кожевниках 1406 г.

Новгородская архитектурная школа

Общие черты по отношению к древнерусской архитектуре

«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки... но себе на уме... В его зодчестве такие же... простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силуэты, энергичные массы». Общие закономерности, зависящие от единства происхождения, сходства социального развития и непосредственных культурных связей между русскими землями, определили общность путей развития русской архитекторы в целом при всем многообразии направлений, в которых эта общность получила отражение. Распространен крестово-купольный тип храма.

Принципиально отличительные черты от других школ

Для понимания причин становления особой отличной от других архитектурных традиций необходимо понимание социального и политического положения Новгорода как обособленной области. Напомним, что в XII веке Новгород становится республикой, свободной от княжеской власти. Возглавляют область бояре и архиепископ, но большую роль также играют ремесленники и торговцы. Те же сословия определяли принципы монументального зодчества: зодчие возводят небольшие домовые (боярские) четырехстолпные храмы или же приходские церкви. Упрощается не только общая композиция и масштаб сооружения, но также внутреннее пространство: оно становится более лаконичным и просторным, столбы не крестообразные, а квадратные в плане, упрощаются хоры. Нередко к храму примыкает дополнительный объем – придел, посвященный покровителю заказчика. Отличается также техника кладки: вместо плинфы (плоского кирпича) используют известняковые плиты, затираемые с фасада раствором, во избежание выветривания. Ряды плит прокладывают рядами кирпичей (в целях выравнивания фасада). В рамках описанной техники мастера отказались от сложных декоративных элементов фасадов, оставив наиболее простые в исполнении. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Цвет купола также важен в символике храма.

Новгород был связан культурными традициями с Западной Европой и подвергался тем самым влиянию романской архитектуры, поэтому для архитектуры Новгорода характерны художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане, отсутствие пышного скульптурного убранства стен.

Влияние традиций школы на дальнейшее развитие архитектуры

Постепенно влияние типов и отдельных форм архитектуры Москвы усиливается, что приводит в Новгороде к отказу от традиционного одноабсидного решения алтарной части и замене его на трехабсидное, а также к появлению в Новгороде и Пскове пятиглавых храмов (а в Новгороде - и трехглавых). Большое значение имело появление трапезных с церквами в новгородских и псковских монастырях: их тип и декорация были попросту перенесены из архитектурной практики Северо-Восточной Руси. Следует отметить, что в 1530-1540-е гг. московское влияние шло часто не напрямую из Москвы, а транслировалось через зодчество Ростовской епархии, развивавшееся в близком к Новгороду Белозерском крае. После разгрома Новгорода в 1569 г. и серьезного ослабления обоих центров в конце Ливонской войны пути новгородской и псковской архитектурных школ разошлись: в Новгородской земле мастера в монастырских постройках конца XVI в. продолжали традицию местного варианта "грозненского стиля", но архитектурное качество форм было уже во многом утрачено, а во Пскове произошло возвращение к чистой местной традиции, что привело к появлению ряда архаичных памятников. К рубежу XVI-XVII вв. Новгород хотя и сохраняет "особность" своего зодчества, но превращается по сути в провинциальные архитектурные центры Московского государства.

infourok.ru

Школы древней Руси | История

В IX веке образовалось отдельное государство — Киевская Русь. Население Киевской Руси называлось русичами и было, в основном, язычниками. Письменность в IX веке уже существовала, но образования ещё не было. Обучение велось индивидуально, позже появилось групповое обучение. Появление группового обучения связывают с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Групповое обучение стало прообразом школ в Древней Руси.

Школы появились позже и были двух типов: языческие (обучались представители языческой верхушки) и христианские (обучались дети мелких княжичей). Появление христианских школ древней Руси связано с Византией, с которой были тесные торговые отношения и откуда пришло христианство. Но по многочисленным записям в летописях креститься на Руси стали намного раньше, хотя христианство было принято на Руси в 988 г. князем Владимиром Красное Солнышко.

Именно князь  Владимир Красное Солнышко стал основателем первых  школ в Древней Руси. Русичи были язычниками и всячески противились появлению христианства на Руси. Обучение грамоте способствовало принятию христианства и сглаживало волнения в обществе. Школы появлялись при церквях, обучение вели священники. Первыми учебниками были  Псалтырь и Часослов — церковные книги. Активно переводились учебники по обучению грамоте с греческого языка. Детей из высших сословий отправляли учиться в школы «книжного научения» (дошло из летописи). Первая такая школа была основана в 1028 г. в Великом Новгороде. Ярослав Мудрый отобрал самолично около 300 детей мелких князей и дружинников и отправил их учиться.

Школы древней Руси

В XI веке на Руси была развита сеть монастырских школ. В них обучали счету, письму, хоровому пению. Существовали «книжного научения», в них готовили людей для государственной службы. Была известна и за пределами государства и Дворцовая школа при Софийском Соборе, в ней дополнительно обучали иностранным языкам и готовили писцов и переводчиков. Существовали несколько женских школ, где обучали девочек из богатых семей.

Стоит отметить, что все школы существовали в городах, в селах обучение не велось.

vladhistory.com

Подробно о школах киевской Руси

Итак, создателем первой школы на Руси является Владимир. 988 год – открытие в стольном Киеве дворцовой, т.е. государственной школы – «учения книжного». Существование этих школ зависело от князя, поддерживалось только его личной приверженностью.

Есть упоминания о древнерусских школах в «Истории Российской» В.Татищева. Интересно то, что у Татищева есть сведения о том, что первые школы, учреждались князьями, содержались за счет их казны. Князь Роман Ростиславич «своею казною содержал» училища и учителей в Смоленске . Константин Всеволодович хотел открыть училище в Ростове , а во Владимире на Клязьме он «немалые волости дал» на содержание школы. А также школы открывались во Владимире-Волынском.

Теперь о термине «школа». Он отсутствовал. От глагола «учить» складывается более удобный термин «училище».

В древнерусском обучении выделяется два этапа обучения: начальное образование и «учение книжное».

Из таких источников, как «жития святых», мы узнаем о том, что первоначальное обучение на Руси представляло собой непосредственное общение с учителем , а не передача в училища. Обучение у учителя не выходило за рамки начального, а могло ограничиваться только обучением чтению элементарному. Следующий этап обучения – «учение книжное», повышенного уровня. Греков писал : «учение книжное» - это не обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось серьезное образование по тому времени. Обучение на повышенном «книжном» уровне предполагало изучение в первую очередь Священного писания, творений отцов церкви и произведений церковно-учительской литературы. Традиционно на Руси знания приобретались через книги путём самообразования. При таком индивидуальном обучении надобность в книгах чисто учебного типа была невелика, они заменялись устными объяснениями учителя и работой над текстом.

Одновременно с появлением письменности на Руси начали своё существование первые учебные пособия для овладения грамотой-азбуки. Без азбуки невозможно само обучение. В основе обучения чтению на протяжении всего средневековья лежал буквослагательный метод.

Обучение начиналось с заучивания наизусть всего алфавита, затем переходили к чтению слогов и только потом к чтению текста. Поэтому алфавит и слоги должна была включать любая азбука: а первым связным текстом, прочитанным учеником, становится обычно текст Псалтыря – распространенный учебник, но кроме него изучали Измарагды, Златоусты, Златоструи. Обучение чтению, письму не составляло в Древней Руси единого процесса: письму учили не только позже, чем чтению, но и не всех.

В Киевской Руси в XI-XIIв сложилось три основных типа школ: демократические школы мастеров грамоты, элитарные школы учения книжного и переводческие школы.

В школах мастеров грамоты детей обучали упрощенному 32-буквенному алфавиту, а в дворцовых, соборных и монастырских – 44-45-буквенному, отражающему уже особенности не развивающейся древнерусской речи, а мертвеющей церковно-славянской . В школах мастеров грамоты обучали навыкам делопроизводства, умению составлять письмо, договор, вести запись цифровых подсчетов.

При Ярославе Мудром при храме Софии появилась особая переводческая школа, где переводчики, по-видимому, были те самые русские из детей «нарочитой чади», которых Владимир приказал набирать для обучения. Научное исследование памятников древнерусской литературы открывает всё большее количество переводов, которые были сделаны в XIв с греческого языка на русский язык, и при этом русскими переводчиками. К числу таких переводов принадлежат переводы Хроники Георгия Амартолы, Хроники Синкелла, замечательный перевод «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия.

А элитарные школы давали профессию «детям боярским».

Интересная страница развития древнерусской школы, что, кстати свидетельствует о прогрессивном культурном развитии Руси. Это зарождение женского образования. И здесь я опять обращаюсь к страницам летописи, как к источнику моей темы.

«Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постригались первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят».

Анка… Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам… Анка – дочь киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха. Княжна отличалась начитанностью. В 1086г при Андреевском монастыре открыла первое в Европе женское училище, которым она руководила 26 лет. Анка обладала незаурядными дипломатическими способностями: в 1089 г. возглавляла русское посольство в Византию. Оценивая просветительскую деятельность княжны, В.Н.Татищев писал: «Сия Анна, дочь Всеволода… по ея благочестному житию, прилежности и научению юношества и проч. достойна Анна великая или достохвальная именована быть».

Какова же роль учителя была в древнерусской школе, его место среди детей, отношение к нему.

В системе древнерусского обучения важнейшая роль отводилась учителю. От его знаний и умений, от силы его личности зависел успех труда учеников. И учение, и воспитание требовало «образца» примера: все поведение учителя, все его действия являлись для учеников прямым образцом для подражания.

Слово «учитель» в древнерусской литературе употреблялось в его высшем значении – это наставник на жизненном пути, человек, проповедующий «учение». А термин «мастер грамоты» или просто «мастер» применялся к людям, профессионально занимавшимся обучением детей грамоте. Мастера грамоты были выходцами из непривилегированных слоев общества.

Личность учителя как и в древности, так и сегодня влияет на судьбы учеников. Поэтому никогда не сможет прерваться традиция, существующая у всех народов, - чтить и уважать высокое звание Учителя.

В Древней Руси существовала традиция дарить учителю в конце года горшок каши. В этом символическом подношении выражалась благодарность родителей и их уважение.

Великая роль в древнерусской школе отводилась библиотекам.

Уже в первой половине XIв была создана библиотека Ярославом Мудрым при Киевском Софийском соборе. Она сыграла выдающуюся культурно-просветительскую роль. Она являлась учебной базой дворцовой школы. Книжный фонд Киевской Руси был значителен: 130-140 тысяч томов.

Ярослав Мудрый собрал большое количество книгописцев, которые занимались переводами и написали множество книг, по которым верующие люди могли учится и наслаждаться учением божественным: «Мы пожинаем, учение получая книжное». При Ярославе Мудром появляются первые библиотеки, как при монастырях, так и частные.

Книга становится на Руси главным источником знаний, средством достижения мудрости. Поэтому чтение книги не развлечение, а трудная духовная работа, постижение истинного смысла книги, нелегкий процесс «учения книжного».

Процесс школьного обучения не стоял на месте он совершенствовался из века в век. Доказательством являются школы при Ярославе Мудром. Строки из летописи: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, т.е. крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное». Слова летописца о том, что Владимир «вспахал» почву для развития просвещения, приняв христианство, а Ярослав посеял книжное учение, раскрывают определенную преемственность в развитии древнерусского образования, дают возможность представить устройство школ не как нагромождение кратковременных случайностей, а как длительный процесс в определенной последовательности.

Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков готовились в школах, открытых со времени князя Владимира и Ярослава Мудрого при церквах.

При Ярославе Мудром складывается система школьного образования: наряду с церковными, монастырскими школами существуют первые светские школы. В Новгороде Ярослав Мудрый создал школу для детей духовных лиц. При Андреевском монастыре в Киеве была основана первая женская школа. В ней учили письму, счету, богословию. Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киевско-Печерском монастыре, где наряду с богословием изучали философию, риторику.

Киевская Русь при Ярославе Мудром – просвещенное государство, в котором распространялась грамотность, просыпалась потребность в иностранных языках, а книга заняла почетное место в русском обществе.

www.microarticles.ru