6. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Реформы князей древней руси


Деятельность первых киевских князей

После смерти новгородского князя Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу (ум. 912 г.), с деятельностью которого связано формирование ядра будущего государства. (Сын Рюрика – Игорь был в малолетнем возрасте).

Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882 г. подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира захватил Киев. Так произошло объединение под одной властью двух крупнейших государственных образований Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату - 882 г. г. принято считать (условно) датой образования Древнерусского государства. Олег провозгласил Киев столицей, «матерью городов русских» (находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом). Именно поэтому древнерусское государство принять называть Киевская Русь.

Древнерусское государство прошло в своем развитии три этапа

Происхождение слова «Русь» загадочно. Согласно летописи, русь название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Одни историки принимают это сообщение как достоверное, другие же считают его поздней легендой и предполагают, что так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в районе реки Рось, южнее Киева.

Главным содержанием деятельности первых киевских князей, основным предметом их забот и усилий были:

  • объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью киевского князя: Олег подчинил себе племена древлян, северян, радимичей, Игорь – уличей, дреговичей, Святослав – вятичей, расширил границы Древнерусского государства до Крыма и Таманского полуострова.

  • защита границ русской земли от нападений степных кочевников: Игорь, Святослав отражали набеги печенегов. 965 г. разгром Хазарского каганата.

  • приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; Олег в 907 г. совершил успешный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911). Игорь в 944 г. заключил взаимовыгодный торговый договор с Византией, 971 г. Святослав воевал с Константинополем.

  • В обмен за эту службу князья с дружиной получили право сбора дани с подвластного населения. Способами сбора дани были «полюдье» и «повоз».

  • Князья во время «полюдья» разрешали конфликты между соплеменниками, вершили суд, регулировали пограничные споры, назначали наместников. Но это не означало, что князь мог самоуправствовать. Вспомните, чем закончилось полюдье в древлянской земле для князя Игоря (945 г). Самовластье древних князей ограничивалось волей дружины, особенно старшей, а также вечевыми собраниями свободных граждан.

2. Древнерусские реформаторы и их преобразования. Крещение Руси

Одним из первых реформаторов Древнерусского государства являлась княгиня Ольга (945–964) – жена второго киевского князя Игоря (912–945).(правила в период малолетства сына Святослава)

Основным содержанием внутренней политики князей Киевской Руси был сбор дани с населения во время полюдья. Размеры дани определены не были. Такая «система налогообложения» таила в себе немало неприятностей для податного населения, поскольку все зависело от княжеского аппетита и жадности дружинников.

В 945 г. князь Игорь с дружиной собрал один раз дань с Древлянской земли, решил вернуться и добрать еще. Древляне, сказав, что если волк повадится ходить в стадо, то переведет его все, перебили княжеский отряд, жестоко казнили самого князя Игоря.

Княгиня Ольга организовала кровавую карательную экспедицию в землю древлян и отомстила за мужа. Но это было одной частью реакции Ольги на восстание древлян. Другую часть составили изменения системы сбора дани. Суть ее заключалась в том, что в 946 г. она определила размеры дани («уроки») и установила твердый порядок ее сбора. На местах сбора дани создавались «погосты», которые стали административными центрами. Таким образом, дань – полюдье превратилось в фиксированный налог. Теперь дань собиралась не путем объезда, а путем повоза в специальные места – «погосты».

Н.М.Карамзин отмечал, что если первые киевские князья были главным образом воинами-завоевателями, то первой управительницей на русской земле была княгиня Ольга. Помимо реформы сбора дани, Ольга предприняла длительную поездку в Византию (955-957гг.) и первая из великих киевских князей лично приняла христианство под именем Елена, в 968 г. руководила защитой Киева от печенегов во время военных походов Святослава в Дунайскую Болгарию.

При Святославе произошло дальнейшее расширение территорий Киевской Руси, изменилось ее международное положение. Однако первые киевские князья чувствовали себя больше завоевателями, чем государями русских земель, которые были объединены лишь механически, лишь военной силой. Можно сказать, что первые киевские князья создали лишь тело древнерусского государства, но только Владимир Святославич с принятием христианства вдохнул душу в тело.

Крупнейшим преобразователем Киевской Руси был внук княгини Ольги – князь Владимир I (980–1015). В годы княжения Владимира Святославича окончательно сложилась территория Древнерусского государства, он создал систему обороны страны от печенегов; покончил с остатками старого племенного сепаратизма, рассадив своих многочисленных сыновей (их было 12) по основным центрам Руси в качестве наместников киевского князя. Именно со времен Владимира I Русь стала управляться всем кланом князей-рюриковичей.

Введение Владимиром христианства в качестве официальной религии Древнерусского государства – одно из наиболее масштабных деяний всей русской истории, которое определило на века путь дальнейшего развития страны и общества.

Восточные славяне до образования государства и в первое столетие существования Киевской Руси были язычниками. Они верили в леших, домовых, русалок. Наиболее значительную фигуру в языческих верованиях славян представлял культ Рода, который олицетворял начало жизни, продолжение рода. Поэтому не случайно, корень «род» является основой многих понятий (народ, природа, родина, родник, родной, урожай, родить и т. п.).

Кроме того, в языческих символах отражены три сферы:

  • небесная – поклонение явлениям природы;

  • земная - земледельческие культы (урожай, рог изобилия)

  • подземная - культ предков

Главное предназначение богов – покровительствовать человеку, создавая в пространстве вокруг него (под землей, на земле, над землей) своеобразный систематизированный мир, синтезирующий отдельные сферы бытия.

Таким образом, верования древних славян представляли собой достаточно стройную систему воззрений, обобщающих накопленные знания социального, духовного, нравственного содержания.

Однако верования славян носили первобытный, доклассовый характер. Появление у восточных славян классов и государства потребовало новой идеологии и, следовательно, новой религии. К тому же языческие религиозные представления постепенно входили в противоречие с политическими тенденциями развития Руси и ее взаимоотношениями с крупнейшим и могущественным соседом – Византийской империей, для которой языческая Русь оставалась не более чем младшим партнером, отсталым варварским государством.

Сначала Владимир попытался усовершенствовать старую религию, приспособить язычество к новым условиям, а для этого – создать единый общерусский религиозный культ и единый пантеон богов. Это была первая реформа Владимира (983 г.). Ее символом явилось размещение на холме в Киеве вблизи княжеского двора пантеона с деревянными идолами («кумирами»), всех – теперь уже общерусских – богов: Перуна (который стал главным божеством, и поэтому идол имел серебряную голову и «ус злат»), Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Всем этим божествам приносились жертвы.

Но вскоре стало ясно, что реформированное язычество не годится. Киевская Русь нуждалась в новой, монотеистической религии способной укрепить государство.

Ближние и дальние соседи древнерусского государства уже исповедовали такие монорелигии. Например, Волжская Болгария и часть хазар исповедовали ислам, другая часть Хазарского каганата – иудаизм, страны центральной Европы – христианство в католическом варианте, Византийская империя и южные славяне – православие. Поэтому Владимир приступил к проведению второй религиозной реформы.

Причины принятия христианства

  • Необходимость объединения племен на новой духовной основе и укрепление власти киевского князя

  • Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, повышение международного авторитета Руси

  • Приобщение к европейским (византийским) духовным и культурным ценностям

  • Оправдание социального неравенства

В 988 г. Русь приняла христианство (в византийском варианте, православие) в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Конечно, в таком процессе как христианизация огромной страны, всякая дата будет достаточно условна. Дело в том, что христианство появилось в восточнославянских землях задолго до официального крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного (брата апостола Петра) на Русь еще в I веке н.э. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-е гг. IX в. Немало христиан было и среди купцов и дружинников Игоря, христианкой была и княгиня Ольга.

Почему же Владимир остановился именно на христианстве «восточного образца» - православии?

Греческая (византийская) православная религия в значительной мере устраивала Владимира более всего по соображениям политического характера:

  • У Руси с Византией были налажены долгосрочные экономические и торговые связи (путь из «варяг в греки»)

  • Русь нуждалась в сильном и мощном союзнике для защиты своих границ от кочевников, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала для борьбы со своим северным соседом

  • Византия находилась на пике своего культурного и духовного развития, и Русь могла многое позаимствовать от греческой культуры (письменность, архитектура, новые ремесла - более 60)

  • Болгария приняла христианство в IX веке и византийские проповедники Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели всю церковную литературу на славянский язык, так что можно было распространять религию на живом, понятном языке, а не на книжном - латинском

  • христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечающее становлению единой государственной власти в лице киевского князя (хотя и язычестве тоже присутствовало верховенство одного бога Рода, однако христианство выражало эту идею более осмысленно).

  • православие во многом совпадало с духовно-нравст-венными устремлениями русского народа, отражавшимися в проповедях добра, милосердия, сострадания и сочувствия чужому горю. Красота и великолепие церковной службы!

Однако перед этим важным шагом Владимир совершил поход в Крым на Корсунь, принадлежавший Византии, захватил его и потребовал себе в жены сестру византийских императоров, братьев-соправителей. В качестве условия этого брака греческая сторона выдвинула переход Владимира в православие. Поскольку сам уже князь до похода на Корсунь оценил христианскую веру, он согласился. В 988 г. в Корсуне Владимир стал христианином и мужем принцессы («царицы») из могущественной Византийской империи. Вернувшись после свадьбы в Киев, Владимир приказал сбросить с холма деревянных идолов языческих богов, одного изрубить, а других сжечь. И только после этого было объявлено всеобщее крещение киевлян в Днепре. Итак, в 988 г. в Киевской Руси была введена государственная религия – христианство в его православном варианте. Общество получило новую идеологию.

Принятие христианства - важнейший рубеж европеизации Руси. Замена традиционных верований на религию, предпочитавшую родству по крови родство по «духу» (единоверие), придала Древней Руси действительное единство. Это не только вера в бога, это проблема выбора духовных и нравственных приоритетов. Это колоссальная духовная революция.

Крещение Руси во многом носило насильственный характер. Насилие действительно применялось довольно широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов - это трудный процесс в любой стране. Не был он простым и на Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистическому язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни - от семейных до общественных отношений. Это была революция во всех сферах жизни.

В то же время важно заметить, что введение христианства на Руси принципиально отличалось от крещения, например, языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки - испанцами. В двух последних случаях смена веры происходила с помощью иностранного вмешательства. Распространение христианства в Киевской Руси было внутренним делом государства. Внешнего насильственного напора страна не испытывала.

Русь была крещена примерно за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома (для сравнения - Норвегии для этого понадобилось 150 лет, Швеции-250). Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского государства, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезала граница между русами и славянами, между различными племенами славян. Всех, постепенно объединила общая духовная основа.

С принятием христианства на Руси появился новый институт -церковь. Первое время она формально подчинялась византийской церкви, митрополит на Руси назначался константинопольским патриархом. Русская митрополия состояла первоначально из 9 епархий. Появилось белое с (семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри. В пользу церкви население платило налог - десятину (1/10 часть налога).

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Усилился авторитет великокняжеской власти, т.к. на киевского князя духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не только для внешней защиты, но и для установления и поддержания внутреннего порядка: владычествовать по закону, пресекать зло, наказывать разбойников, сочувствовать обиженным. Народ же призывался к повиновению властям.

С самого принятия христианства устанавливается тесная взаимосвязь светской и церковной, власти в Русском государстве, которую Русь заимствовала у Византии. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела, внутрицерковные вопросы. К концу XП в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. На определенных этапах светская и церковная власти сотрудничали в области разработки норм уголовного права, церковного права и др.

Высокий уровень материальной и духовной культуры Киевской Руси являлся основанием и предпосылкой развития православной церкви, которая в свою очередь создала благоприятные условия для развития русской культуры.

Крещение имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расши-рились.

Оно способствовало гуманизации древнерусского общества, осуждало рабство, человеческое жертвоприношение. Призывало «возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной храмовой архитектуры и живописи, развитию ремесел, чеканки монет, культурному просвещению, созданию школ, библиотек при монастырях и т.п.

Христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, т.е. истинная вера. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а затем и Россия считала себя частью христианского мира, всегда сравнивала себя с ним. Однако то, что христианство было принято в восточном варианте имело и несколько иные последствия, хотя сказались они не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе.

1054 г. – распад единой христианской церкви на православную и римско-католическую. Приняв восточный вариант христианства, Русь отгородилась от столбовой дороги христианской цивилизации, которая вела на Запад. После крещения Руси Византия медленно пришла в упадок, а Рим пошел в гору.

С ослаблением и падением Византии (1453 г.) русская православная церковь и русское государство оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда – отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами, например, с татаро-монгольскими, а в последствии и с другими завоевателями.

studfiles.net

Первые русские князья и их внутренняя и внешняя политика, Система управление землями

Период формирования Древнерусского государства начинается с правления норманнского князя Рюрика. Его потомки стремились присоединить к своим княжествам новые территории, наладить торговые и союзнические отношения с Византией и другими странами.

Донорманнские князья

Полюдье не вводилось, а сложилось исторически

Первое упоминание о Руси

Упоминания о Руси содержатся в современных ей западноевропейских, византийских и восточных источниках.

Рюрик (862-879)

Варяги, вторгшиеся в восточнославянские земли, заняли престолы в городах: Новгороде, Белоозере, Изборске

Олег (879-912)

Согласно летописи, в 882 г. произошло объединение двух восточнославянских цент­ров: Новгорода и Киева. Войска князя Олега взяли Константинополь

Игорь (912-945)

  • был заключен мир между князем Игорем и императором Византии
  • произошло убийство князя Игоря

Ольга (945 — 964)

Были установлены «уроки» и «погосты» в Киевской Руси:

  • стала назначать лиц для сбора дани (даньщиков)
  • установила размер дани (уроки)
  • указала места для княжеских опорных пунктов (погосты)

В годы правления княгини Ольги большая часть населения Киевской Руси исповедовала язычество.

Регулярный и упорядоченный характер сбор дани с подвластных киевскому правителю племен приобрел в годы правления Ольги.

Святослав (962-972)

Владимир Святославич (980-1015)

Последствия крещения:

1) культура Руси превратилась в «осевую»

2) укрепилась государственность

Русь вошла в круг христианских стран, ориентируясь не на Азию, а на Европу.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Заключение династических браков стало основным средством внешней политики Киевской Руси в годы правления Ярослава Мудрого

Триумвират Ярославичей. (1060)

  • Изяслав (1054-1073; 1076-1078)
  • Всеволод (1078-1093)
  • Святослав (1073-1076)

Из «Русской Правды Ярославичей» были исключены статьи о кровной мести.

Владимир Мономах (1113-1125)

Съезд древнерусских князей 1097 года, где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри», произошел в Любече 1093-1096.

Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом.

Внутренняя и внешняя политика древне-киевских Князей

Князья

Политика

Олег

(882-912)

  • Успешный поход на Византию, заключение договора в сентябре 911г. с византийским императором
  • Львом VI. Ему удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.

Игорь

(912-945)

  • Подчинил своей власти племена уличей.
  • В 941г. – большой поход на Византию, закончившийся поражением русского войска. Заключение договора 944г. с византийским императором Романом I Лакапином.
  • Восстание древлян, вследствие чего был убит.

К началу X века власть киевского князя распространилась на большую часть восточнославянских земель. Так образовалось Древнерусское государство.

Ольга

(945-957)

  • Трижды отомстив за убийство своего мужа, совершила поход против древлян. Их столица – Искоростень был взят и разрушен, а жители убиты или обращены в рабство.
  • Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки» — размеры дани и других повинностей. Были установлены «становища» — места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» — охотничьи угодья.
  • Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение.

Святослав

(957-972)

  • Расширение границ Древнерусского государства на восток привело к войне Святослава с хазарами в середине 60-х гг. X в. Поход на Хазарию в конце 60-х был успешным, хазарское войско было разбито.
  • После побед Святослава власти киевского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи.
  • В 968г. Святослав появился на Дунае – болгары потерпели поражение.
  • Началась война между киевским князем и Византией. В июле 971г. Святослав потерпел поражение под Доростолом. По заключенному миру византийцы выпустили Святослава с его воинами. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.

Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго сына – Олега, а младшего – Владимира взяли себе новгородцы. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Ярополк начал войну с Олегом, в которой последний и погиб. Однако пришедший из Новгорода Владимир нанес поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве.

Владимир Красно Солнышко

(980-1015)

  • Старается укрепить достаточно рыхлый супер союз племен. В 981 и 982гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984г. – на радимичей. В 981г. отвоевал у поляков Червенские города в Юго-Западной Руси.
  • Русские земли по-прежнему страдали от печенегов. На южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа.
  • Крещение Руси.

Ярослав Мудрый

(1019-1054)

  • По инициативе Ярослава был создан первый письменный сборник законов – «Русская Правда».
  • Многое сделал для распространения христианства, строя новые церкви, соборы, школы, им были основаны и первые монастыри.
  • В конце своего правления издал «Устав», в котором за нарушение церковных канонов устанавливались значительные денежные штрафы в пользу епископа.
  • Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников.
  • Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла почетное место в содружестве государств христианской Европы.
  • Триумвират Ярославичей: Изяслав, Всеволод, Святослав

Владимир Мономах

(1113-1125)

  • Была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей.
  • В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда».
  • В общем, это был князь, приближенный к идеальному в представлении древнерусского человека. Портрет такого князя он сам и создал в своем знаменитом «Поучении».
  • «Устав о резах» защищал городские низы.

Система управления древнерусскими землями

Территория Киевской Руси претерпевала неоднократные изменения за более чем 3-вековую историю существования государства. Согласно Нестору восточные славяне насчитывали 10-15 племён (поляне, древляне, словене ильменские и т.д.), расселившихся на значительной площади. Однако вряд ли землю вятичей, с которыми киевские князья регулярно воевали вплоть до конца XI века, можно относить к Киевской Руси. А в XII-XIII веках феодальная раздробленность привела к тому, что часть русских княжеств были захвачены литовцами и поляками (Полоцкое, Минское и др.).

В течение 3-х веков менялась не только территория, но и региональное управление, как сейчас сказали бы. Изначально племена управляли собой сами. В IX веке Олег, регент при новгородском князе, завоевал Киев, установив тем самым централизованную власть. Впоследствии он и его последователи на киевском княжеском престоле обложили данью несколько соседних племён. Управление территориями в IX-X веках состояло в сборе дани и осуществлялось в виде полюдья – князь с дружиной ездили по городам и весям и собирали дань. Кроме того, князь руководил защитой земли от общих внешних врагов, а также мог организовать военный поход (чаще всего, в направлении Византии).

Поскольку земли в Киевской Руси было достаточно, да и одному князю было бы сложно руководить такой обширной территорией, то великие князья практиковали раздачу уделов своим дружинникам. Сперва с возвратом в качестве оплаты ратных дел, а затем и в наследное владение. К тому же, и детей у великих князей было немало. В итоге в XI-XII веках киевская династия вытеснила племенных князей из их родовых княжеств.

При этом земля в княжествах стала принадлежать самому князю, боярам, монастырям. Исключение составляла Псковско-Новгородская земля, в которой в это время ещё была феодальная республика. Чтобы управлять своими наделами, князья и бояре — крупные землевладельцы делили территорию на сотни, пятины, ряды, уезды. Однако однозначного определения этих территориальных единиц не существовало.

Зачастую не существовало и однозначно определённых границ этих единиц. Управление городом осуществляли посадники и тысяцкие, на более низком уровне это были сотники, десятские, воеводы, старосты в зависимости от традиций той или иной земли. При этом, если кандидаты на высшие должности чаще назначались, то на низшие должности – избирались. Даже для сбора дани крестьяне выбирали «добрых людей».

Народное собрание у восточных славян именовалось как вече.

histerl.ru

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Киевская Русь (IX – конец X вв.)

Образование древнерусского государства. Суть норманнской теории.

Предпосылки: развитие орудий, навыков труда, выделение индивидуальных семей, имущественное расслоение, формирование племенной знати, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение её в соседскую, развитие городов, возникновения дружины.

В 859 году новгородский совет решил призвать князя Рюрика из балтийского моря.

Суть этой теории состоит в несостоятельности славян создать собственно государство, которое в итоге появилось за счет деятельности варягов.

862 -879– Рюрик – первый древнерусский князь. Призван на княжество согласно «повести временных лет»

Олег (879 – 912). 882 – поход на Киев, захватывает город, Киев – центр объединенного государства. 907, 911 походы на Византию.(Результат: русские купцы могут жить бесплатно пол года в константинополе, беспошлинно торговать, спаряжатся в обратный путь за счёт Византии)

Игорь (912-945). 941 неудачные поход на Византию. 944 –поход на Византию(подтвержден договор 911). 945 – первое восстание древлян (Игорь убит древлянами – стал собирать дань сверх положенной нормы).

Ольга жена Игоря. (945-957) Первый реформатор в истории нашей страны. Подавила восстание древлян и жестоко отмстила древлянам за убийство мужа, Ольга провела важные реформы, вместо традиционного полюдья – «уроки» - размер дани. «погосты» - места сбора дани. Ольга не смогла ввести христианство на Руси, однако сама приняла православие.

Святослав (957 - 972). 964 –(сын Игоря и Ольги) поход на оку и волгу в землю вятичей. 965- поход на хазар. Разгромил их войско, захватил город. После направился на сев. Кав., где одержал победу. Рез-ты походов 965-968 1. Ослаблена Византия. 2. Разгромлен хазарский каганат. 968 – поход на Дунай (цель: создать русско-болгарское гос-во).

7. Язычество и принятие христианства на Руси. Реформы Владимира Красное Солнышко.

Официальное крещение Руси связывают с именем князя Владимира

В 980 году он попытался создать единый языческий пантеон, включавший в себя богов, особо почитавшихся в пределах Руси . Попытка завершилась неудачей. Провал религиозной реформы показал необходимость принятия монотеизма. За Русь шла борьба между представителями разных вероисповеданий.

Выбор пал на Византию, которая больше столетия была связана торговыми, политическими и культурными ценностями. Крещение Руси произошло в 988 г. Распространение христианства встречало сопротивление племен, почитавших языческих богов, особенно на сев-зап и сев-вост Руси. Крещение окраин шло огнем и мечом. Принятие христианства упрочила авторитет Руси, позволило

а)установить более тесные связи с европейскими странами

б) способствовало распространению христианской культуры в живописи, архитектуре, письменности

в) запрет жертвоприношения

г) укрепило власть и территориальное единство Руси

д) сплочение русских земель и княжеств.

8. Древнерусское государство в XI-XII вв. Политика Ярослава Мудрого, Владимира II Мономах и Мстислава Великого. Причины распада Киевской Руси.

После гибели Святослава Русь оказалась в хаосе междоусобной борьбы его сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Сначала Ярополк разбил дружины Олега, затем Владимир (980 — 15 июля 1015) убил Ярополка и занял киевский престол. За время княжения Владимир объединил все славянские земли, провел строительство городов крепостей, которые защищали от набегов печенегов. Крещение Руси 988. Переход от доклассового к классовому обществу. Складывание феодальных отношений.

Ярослав  (1019—1054). При Ярославе Мудром Киев стал одним из крупнейших городов Европы, Русь достигла международного признания. Был принят первый письменный свод законов Руси – «Русская правда». 1045- последний поход на Византию. 1037 – организованно оформилась русская церковь.

Владимир Мономах (1113-1125) «Поученея Владимира Мономаха сыновьям». Сохранение единства Руси. Не допустить княжеских усобиц. «Устав Владимира Мономаха»(дополнение к «Русской правде»). Дополнил статьи о собственности, наследии, правовом положении вдов и дочерей.

Мстислав (1125 - 1132) Продолжал политику отца. Процесс распада было остановить невозможно.

studfiles.net

4.Становление Древнерусского государства (конец IX-серединаXв.) Внешняя и внутренняя политика первых князей династии Рюриковичей. Реформы княгини Ольги.

Раннефеодальная монархия Рюриковичей:

Политический строй Киевской Руси. Это была раннефеодальная монархия, так как во главе государства был киевский князь, который опирался на старшую и младшую дружины. Из старшей формировался совет бояр - крупных вотчинников.

“Нормандская теория”:

Рассказ летописи о призвании варяжского князя Рюрика в 862 г. в Новгород послужил основанием для так называемой Нормандской теории возникновения Древнерусского государства. Сторонники Нормандской теории считают, что у восточных славян не было предпосылок для возникновения государства, преувеличивают роль варягов в становлении государства у славян. Историки отмечают, что у самих варягов (викингов) государственность в IX в. еще не сложилась. Современная историческая наука утверждает, что для возникновения государства необходимы внутренние предпосылки, определенный уровень развития общества, когда необходимо защитить судебные дела, защитить интересы своего племени.

Внутр. и внешн. Политика первых Киевских князей:

Рюрик:

Князь Олег (879-912гг.):

Внутренняя политика была направлена на закрепление власти князя. При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

Внешняя политика была направлена на завоевание, развитие внешнеэкономических связей (с Византией), так же Византия являлась основным объектом для завоевательских походов. В 907 и 911 г. Олег дважды с войском успешно воевал под стенами Константинополя. В результате этих походов были заключены договора с греками.

Князь Игорь (912-945гг.):

Внутренняя политика: повторное взимание дани, произошло восстание древлян (945г.) , ослабление власти Князя.

Внешняя политика: осталось без изменения.

Восстание древлян - первое народное возмущение, описанное в летописи.

Причины восстания:

Сбор дани в покорённых землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогощение вызвало ропот в дружине Игоря. "Князь, - говорили дружиники, - воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднеи. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы."

Игор с дружиной "...пошел к древянам за данью, и прибавил к прежней дани новую..."(П.в.л.)

Ход восстания:

"Когда же шел он (Игорь) назад ...отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова ...,послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже свою дань". И не послушался их Игорь..."(П.в.л.).Древляне собрались на вече. Вече решило: "Повадился волк к овцам, то перетаскает всё, если его не убить". Девляне вооружились под предводительством князя своего - Мала и перебили дружину, а самого Игоря казнили."... погребен был Игорь, и есть его могила у Искоротеня в в Деревской земле и до сего времени..."(П.в.л.).

Последствия восстания:

После смерти Игоря его жена Ольга жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря выйти за муж за своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне.Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам птиц привязали зажженную паклю с серой, и когда те прилетели в свои гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар.В результате этого польностью выгорела столица и погибло около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древянам, Ольга упорядочила сбор дани. Она ввела "уроки" - размер дани и "погосты" - места сбора дани.

Княгиня Ольга (945-964гг.)

Внутренняя политика: упорядочение сбора дани (она установила “уроки” - размер дани и “погосты” - места сбора дани.

Внешняя политика: присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.

Князь Святослав (964-972гг.)

Внешняя политика: в ходе множества походов Святослав начал присоединять земли вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье

studfiles.net

деятельность, внутренняя и внешняя политика.

Княжеский род традиционно считается по прямой мужской линии, поэтому для первых русских князей генеалогическое древо будет выглядеть так:

Деятельность первых русских князей: внутренняя и внешняя политика.

Рюрик.

Первый из русских князей, положивший начало династии. Пришел на Русь по призыву новгородских старейшин вместе с братьями, Трувором и Синеусом, а после их гибели правил всеми землями вокруг Новгорода. К сожалению, о свершениях Рюрика почти ничего не известно — летописей того времени не сохранилось.

Олег.

После смерти Рюрика в 879 году княжение перешло к одному из его военачальников — Олегу, поскольку сын Рюрика был еще слишком мал. Князь Олег внес большой вклад в создание русского государства: при нем в 882 году был присоединен Киев, затем Смоленск, открыт путь «из варяг в греки», присоединены древлянские и некоторые другие племена.

Занимался Олег и развитием экономических отношений — его поход на Царьград, или Константинополь, закончился подписание мирного торгового договора. За мудрость и проницательность князя Олега прозвали «вещим».

Игорь.

Сын Рюрика, вступивший в княжение в 912 году после смерти Олега. Наиболее известна история его гибели — попытавшись собрать дань с древлян во второй раз, Игорь поплатился за жадность и был убит. Однако к годам правления этого князя относятся также новые походы на Византию — в 941 и 944 годах — еще один мирный договор с этой державой, присоединение племен угличей, успешная оборона границ от печенежских набегов.

Ольга.

Вдова князя Игоря стала первой женщиной-княгиней на Руси. Жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, она тем не менее установила четкий размер дани и места для ее сбора. Первой попыталась привести христианство на Русь, однако Святослав и его дружина воспротивились новой вере. Христианство было принято только при князе Владимире — внуке Ольги.

Святослав.

Сын Игоря и Ольги, князь Святослав, вошел в историю, как правитель-воин, правитель-солдат. Все его правление состояло из непрерывных военных походов — на вятичей, на хазар, на Византию, на печенегов. Военная мощь Руси при нем окрепла, и тогда Византия, объединившись с печенегами, атаковала войско князя на Днепре, когда Святослав возвращался домой из очередного похода. Князь был убит, а из его черепа предводитель печенегов сделал чашу.

Итоги правления первых князей.

Всех первых правителей Руси объединяет одно — так или иначе они занимались расширением и укреплением молодого государства. Менялись границы, заключались экономические союзы, князья старались навести порядок внутри страны, устанавливая первые законы.

Похожие статьи

infoogle.ru

Первые государственные преобразования

Количество просмотров публикации Первые государственные преобразования - 663

 

Первые киевские князья.Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей была направлена на объединœение всœех восточных славян в рамках единого государства, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси. Как указывалось выше, в 882 ᴦ. новгородский князь Олег захватил Киев и превратил его в столицу Древнерусского государства. В конце IX в. ему удалось освободить древлян, северян и радимичей от уплаты дани Хазарскому каганату, а их земли включить в состав Киевской державы. В 907 и 911 гᴦ. Олег воевал против Византии. В результате походов Олега был заключен русско-византийский договор (911 ᴦ.), определивший характер дипломатических и торговых связей между двумя странами.

После смерти Олега (912 ᴦ.) власть в Киеве унаследовал Игорь, являвшийся, согласно летописи, сыном Рюрика. Игорь в целом продолжил политику Олега. В 913 ᴦ. он восстановил власть Киева в Древлянской земле и присоединил к Древнерусскому государству землю уличей, контролировавших устье Днепра. По примеру Олега он дважды – в 941 и 944 гᴦ. совершал походы против Византии. Взимая дань с подвластного населœения, Игорь, вопреки обычаю, нередко собирал двойную дань. Это привело к восстанию древлян и убийству князя Игоря (945 ᴦ.).

С этим событием в русской истории связаны первые государственные преобразования. Вдова Игоря княгиня Ольга, жестоко отомстив древлянам за смерть мужа (по данным летописи в сожженном ею ᴦ. Искоростени погибло 5 тыс. человек), провела налоговую реформу. Она установила размеры дани (ʼʼурокиʼʼ) и определила пункты ее сбора (ʼʼпогостыʼʼ). Замена полюдья упорядоченным сбором дани и превращение погостов в постоянные административные пункты укрепило единство Руси. В 957 ᴦ. Ольга совершила поездку в Царьград (Константинополь), где приняла христианство. При этом попытка ввести христианство в качестве государственной религии не удалась из-за противодействия ее сына Святослава, не решившегося идти против дружины, сохранившей верность языческим богам.

Сам Святослав, проводивший время в постоянных военных походах, мало занимался внутригосударственными делами. При нем, однако, был разгромлен Хазарский каганат (965 ᴦ.), взимавший дань с некоторых восточнославянских племен, нанесено военное поражение Волжской Болгарии и расширена территория Киевской Руси. Все эти акции явились результатом продуманной политики и отвечали интересам Древнерусского государства и его населœения. Во второй половинœе 60-х гᴦ. Х в. в политике Святослава усиливаются авантюристические черты. Он ввязывается в византийско-болгарский конфликт, задумывает перенос столицы государства из Киева в ᴦ. Переяславец на Дунае. В 972 ᴦ., возвращаясь в Киев из балканского похода, Святослав был настигнут печенегами и убит. Гибель Святослава привела к усобице между его сыновьями.

Реформы Владимира.В 980 ᴦ. великим князем киевским становится Владимир Святославич. Его права на великое княжение были не вполне легитимны, так как он являлся сыном Святослава от наложницы Малуши. Но именно его тридцатипятилетнее правление стало началом эпохи расцвета Киевской Руси. Новый князь много внимания уделял обороне государства от печенегов. С этой целью были возведены пограничные укрепленные линии с системой крепостей на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна и др. Размещено на реф.рфВ новые города-крепости на юге государства Владимир переселил часть словен, кривичей, чуди и вятичей. При этом окончательно ликвидировать угрозу печенежских набегов ему не удалось.

Владимиром были проведены две религиозные реформы. В 980 ᴦ. он повелœел поставить на княжеском дворе в Киеве идолы шести главных богов во главе с богом молнии и грома Перуном, считавшимся покровителœем дружинников. При этом в отдельных древнерусских землях продолжали поклоняться своим богам. В 988 ᴦ. Владимир объявил государственной религией христианство. Этому акту предшествовало участие Владимира во внутренних распрях в Византии и установление с ней династического союза. (Владимир женился на сестре византийского императора принцессе Анне). Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населœения, не желавшего расставаться с языческой верой. На окраинах Руси христианство установилось гораздо позднее, чем в Киеве и Новгороде. Тем не менее, принятие христианства имело огромное значение для развития страны. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, способствовало росту международного значения Древнерусского государства, сыграло большую роль в развитии русской культуры и духовности.

После того как христианство становится государственной религией, на Руси складывается церковная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, были созданы церковные округа – епархии. Первоначально их было 8, ко времени монголо-татарского нашествия число епархий возросло до 16. Епархии возглавлялись епископами или архиепископами, сами же епархиальные кафедры находились в крупных городах Руси: Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Переяславле Южном, Белгороде Киевском и др. Размещено на реф.рфЕще в правление Владимира княжеским указом устанавливается специальный налог в пользу церкви – десятина. Позднее был издан церковный устав, содержащий нормы в области семейно-брачных отношений, нравственности и преступлений против церкви. Хотя русская церковь находилась в канонической зависимости от греческой церкви, ее удаленность от Константинополя и политическая самостоятельность Руси придавали ей широкие автономные права.

Христианизация Руси оказала прямое влияние на систему государственного управления Древнерусским государством. Пришлое греческое духовенство перенесло византийское представление о государе как помазаннике божьем на киевского князя, что, безусловно, способствовало укреплению авторитета великокняжеской власти. Владимир ликвидировал последние племенные княжения и управлял огромной державой с помощью своих сыновей, которым он выделял уделы в городах – центрах древних племенных союзов. При нем на Руси началась чеканка собственной монеты (златники и сребреники).

Государственная деятельность Ярослава Мудрого.Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами, разразившимися после смерти Владимира Святославича, разгромил печенегов (1036 ᴦ.), совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города, не спрашивая разрешения Константинополя добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских – Илариона (1051 ᴦ.). Признанием высокого международного авторитета Руси стали династические браки Рюриковичей: сам Ярослав был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями, сестра – за польским королем; сын Ярослава – Всеволод – женился на дочери византийского императора Константина IX. Много внимания Ярослав уделял строительству городов и развитию просвещения.

При Ярославе Мудром началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление Русской Правды – свода гражданских и уголовных законов. Ко времени правления Ярослава относится создание первой части этого памятника права – Правды Ярослава. В Русской Правде еще отсутствовало понятие юридического лица, преступление трактовалось не как нарушение закона или воли князя, а как ʼʼобидаʼʼ, ᴛ.ᴇ. причинœение морального и материального ущерба лицу или группе лиц. Высшей мерой наказания по Русской Правде являлся ʼʼпоток и разграблениеʼʼ, что означало конфискацию имущества преступника и обращение его вместе с семьей в рабство. Подобное наказание назначалось лишь за три вида преступлений – за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Основным же видом наказания оставался денежный штраф, размер которого зависел не только от тяжести проступка, но и от социального положения пострадавшего. В Русской Правде ничего не говорилось о смертной казне, хотя, как это следует из других источников, она имело место в реальной жизни. Главную роль в доказательствах того времени, наряду со свидетельскими показаниями, нередко играли ʼʼсуд божийʼʼ (испытание огнем и водой) и ʼʼполеʼʼ (поединок). Русская Правда Ярослава впоследствии была дополнена его преемниками (Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.)

Перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между своими сыновьями и установил ʼʼочереднойʼʼ или ʼʼлествичныйʼʼ порядок престолонаследия. Русь, согласно этому порядку, считалась общим владением всœего рода Рюриковичей, киевский престол должен был занимать старший в роду князь, причем, престол передавался не от отца к сыну, а от брата к брату, после смерти последнего из братьев – к старшему племяннику. Смена одного великого князя другим должна была сопровождаться перемещением всœех удельных князей с менее значимого на более значимый стол в княжеской иерархии по очереди старшинства. Такой принцип замещения великокняжеского престола, с одной стороны, исключал возможность появления на киевском столе малолетних князей, не позволял удельным князьям из-за частых ротаций укореняться в своих княжествах, что делало их более лояльными в отношении великого князя, с другой – усложнял династические счеты, вступал в противоречие с естественным желанием князей передать власть своим сыновьям и вел, в конечном счете, к усилению княжеских усобиц.

Первое время после смерти Ярослава Мудрого его сыновьям удавалось править совместно. Но вскоре мир среди Ярославичей был нарушен и в 1068 ᴦ. началась одна из самых ожесточенных княжеских усобиц, длившаяся почти тридцать лет. В 1097 ᴦ. на Любечском съезде князей, созванном по инициативе Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого), был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов: “Каждый да держит отчину свою”. Лествичный порядок, таким образом, был упразднен, и стала формироваться удельная система – система княжеств с династиями из дома Рюриковичей, номинально зависимых от Киева.

Киевские князья оказались не в силах остановить центробежные тенденции экономического и политического развития страны, воспрепятствовать сепаратистским устремлениям отдельных князей. Популярный на Руси Владимир Мономах, ставший великим князем в 1113 ᴦ., и его сын Мстислав Великий (1125 – 1132) сумели на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132 ᴦ.) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств-государств.

referatwork.ru

Князья Киевской Руси. Власть князя в Киевской Руси

Древнерусское государство – сильное, влиятельное политическое образование периода Средних веков. Формирование институтов власти происходило поэтапно. Основой для образования Руси стали племенные объединения славян, которые в ходе многолетнего противостояния сплотились в единое государство. Политическую и экономическую системы формировали великие князья Киевской Руси.

князья Киевской Руси

Ранний этап Русской государственности

Изначально существовало 14 племенных объединений славян. Среди них были дулибы, вятичи, северяне, тиверцы и многие другие. Племенные группы эволюционировали в политические образования, которые можно называть прототипами государства. Наиболее влиятельными были поляне и дулибы. В результате войн с кочевниками, более влиятельными стали поляне. С этим племенем связано основание Киева – будущей столицы Руси. Вокруг города образовалось несколько сильных княжеств. К середине IX века, по мнению историков, мы можем говорить о консолидации разрозненных государственных объединений в единое целое. Об успешных внешнеполитических мероприятиях княжества говорит история. Киевская Русь успешно сражалась с арабами и другими противниками.

Новгород: второй центр Руси

Второй после Киева по значимости политический центр сформировался в Новгороде. Мы можем говорить об основании этого города в X веке. Новгород был заложен на территории проживания славянских племен. Здесь была образована конфедерация. Объединение включало в себя также представителей неславянских народов – согласно исследованиям, они контролировали эти территории.

Северный и южный регионы формирования государственности – Киев и Новгород – отличались уровнем политического, экономического и социального развития. Историки отмечают, что Киев был цивилизованным и развитым. В это же время Новгород оставался практически «диким». Решающим фактором развития северного центра стало варяжское завоевание. Первые князья Киевской Руси были выходцами из Скандинавии. Варяжский фактор оказал существенное влияние на развитие государственности.

Почему именно скандинавы? В среде славянских племен не было единства относительно управления. Варяги на тот момент контролировали сбор дани. Поначалу славяне взбунтовались и отказались платить. Племена консолидировались и выгнали завоевателей, но это не принесло им единства. В итоге, славяне призывают править Рюрика – скандинавского конунга. Князья Киевской Руси считаются его потомками.

история Киевская Русь

Начальный период исторического развития Руси

Первые князья Киевской Руси оказали существенное влияние на ход истории. Рюрику удалось сплотить племена и решить некоторые проблемы, но в 879 году он скончался. Его сын и законный наследник княжеского титула был еще слишком мал и не мог править сам – по существующим законам, ему был назначен регент.

Олег – одна из наиболее загадочных исторических личностей. Про него известно крайне мало – исследователи не могут точно определить его происхождение. Даже имя регента вызывало споры. Вскоре он стал полноправным правителем. Князь Киевской Руси Олег провел серию удачных походов, в результате одного из них он и стал главой всего государства.

В 882 году был захвачен Киев, в котором на тот момент правили Аскольд и Дир. Эти князья были убиты, а их власть захвачена Олегом. Таким образом, северные и южные земли Руси были объединены. Это одно из главных деяний Олега. Князья Киевской Руси, правившие после него, успешно расширяли территории.

Олегу удалось осуществить еще одну перемену – изменить организацию славянских племен. Ранее это были разрозненные образования, князю удалось заложить основы централизации.

Князь Игорь и его супруга Ольга

Законный наследник Рюрика пришел к власти в 912 году. Его правление нельзя назвать успешным. Ему пришлось продолжить дело Олега – бороться с тенденциями к обособленности, к которой тяготели славянские племена, но не всегда это удавалось.

В результате трехлетней войны Игорь подчинил уличей и древлян, но весьма условно. Уличи признали верховенство князя лишь условно. Наибольшей неудачей правления Игоря стала его налоговая политика. Князь активно воевал со многими противниками, а это требовало средств. Однажды, во время повторной попытки собрать дань, Игорь был убит древлянами.

После его смерти к власти пришла Ольга – его жена. Она имела статус регента при малолетнем сыне Игоря. Ольга, как и другие князья Киевской Руси, сделала многое для реформирования государства. Ее первым действием была месть древлянам, но после этого правительница упорядочила систему сбора налогов. Дань стали собирать централизованно и систематизированно.

первые князья Киевской Руси

Внешняя политика правителей Руси на начальном этапе государственности

Правление князей Киевской Руси имело одну общую черту во внешней политике – поддержание отношений с Византией. При каждом правителе характер контактов был индивидуальным.

Причины интереса к Византии крылись в огромном влиянии, которое эта страна оказывала на всю Европу: государство было торговым, культурным и религиозным центром. Вступая в борьбу или дипломатические отношения с Константинополем, князья Киевской Руси пытались самоутвердиться на международной арене. Первые походы осуществил Олег – в 907 и 911 годах. Результатом стали выгодные для Руси соглашения: Византия была обязана выплатить немалую сумму контрибуции и обеспечить особые условия торговли для русских купцов.

Практику походов на Византию продолжил Игорь, но в его случае все было не так успешно. В 941 и 943 годах князь осуществил попытки улучшить условия старого договора. Во время первого похода его войска потерпели сокрушительное поражение. Через 2 года дело до битвы не дошло, поскольку Игорь собрал огромное войско. Византийский император согласился на подписание соглашения, но оно было менее выгодно для Руси, чем договор 911 года.

Отношения с Константинополем Ольги носили иной характер. Княгиня несколько раз посетила Византию. Ее интересовала христианизация Руси. Во время одного визита Ольга приняла христианство, но в целом ее религиозная политика была неуспешной.

Еще одним направлением внешней политики на раннем этапе развития государственности были страны Закавказья и Арабский халифат.

Святослав – князь-воин

великие князья Киевской Руси

Сын Игоря Святослав пришел к власти в 964 году путем переворота, осуществленного против его матери и регента – Ольги. Походы князя позволили Руси стать одной из наиболее влиятельных стран.

Первым направлением интереса Святослава были славянские племена. Князь включил некоторые территории в состав Руси. Боролся Святослав с хазарами и волжскими булгарами.

Успехи князя взволновали Византию – это государство славилось умением вести дипломатические войны. Константинополю удалось ввязать Русь в сопротивление с болгарами. Византия «попросила помощи» у Святослава победить этот народ. В ходе крупной битвы под Доростолом русский князь разгромил болгар – так завершился первый Балканский поход. Таким образом, Византия избавилась от крупного врага чужими руками. Уже через год Святослав идет во второй Балканский поход – его начало было успешным, но Константинополю удалось остановить русские войска и навязать князю договор. Условия: Русь не должна воевать с Византией и предъявлять претензии на территорию Крыма.

Интересно, что именно Святослав первым официально разделил Русь между сыновьями с целью избежать распрей после его смерти.

Начало «Золотой эры» Руси: правление Владимира Святославовича

князь Киевской Руси Владимир

Период наибольшего расцвета Русь пережила во время правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого. В это время окончательно закрепились границы государства, территория была наибольшей, был проведен ряд реформ относительно политической и экономической систем.

После смерти Святослава началась братоубийственная борьба за власть. В противостоянии победил Владимир, названный позже Великим. В 980 году он становится правителем всей Руси. За годы правления Владимир зарекомендовал себя как стратег, дипломат, воин и реформатор. Во времена его власти территория Руси завершила формирование.

Князь Киевской Руси Владимир провел несколько реформ:

  • В ходе административной – был юридически оформлен территориальный раздел государства.
  • Военная реформа: изменения касались племенной организации войска. Вместо нее Владимир воссоединил систему обороны Руси и феодальное устройство. Князь раздал приграничные земли лучшим воинам – они и обрабатывали земли, и защищали границы.
  • Религиозная: в 988 году князь Владимир крестил Русь.

В сфере внешней политики были продолжены отношения с Византией, налажены контакты со Священной Римской империей.

правление князей Киевской Руси

Период борьбы за власть

Князь Владимир умер в 1015 году. Его наследники начали активно бороться за свои права. Еще при жизни Владимир раздал земли сыновьям, но это не решило проблему – каждый хотел править всеми территориями. Четверо братьев были убиты в ходе противостояния. В итоге, наиболее сильными противниками оказались черниговский правитель Мстислав и киевский князь Ярослав. В 1024 году между их войсками состоялась битва неподалеку от города Листвена. Ярослав был разбит, но братья смогли договориться и совместно править более 10 лет, до смерти Мстислава.

Князья договорились, что у Руси будет два центра – Чернигов и Киев. Такое политическое явление носит наименование дуумвират – таких примеров немало знает история. Киевская Русь во времена правления братьев укрепилась, поскольку Ярослав был талантливым политиком, а Мстислав – полководцем и стратегом.

Время расцвета

После смерти Мстислава Ярослав стал единоличным правителем Руси. Годы его княжества – это времена небывалого расцвета, централизации государства. Ярослав был дипломатом, реформатором, но не воином. Он с детства имел хрупкое телосложение, слабое здоровье и хромал. Но эти недостатки компенсировались колоссальными способностями князя в вопросах внутренней политики и дипломатических контактов.

Еще в составе дуумвирата Ярославу и его брату удалось завоевать земли возле границы Руси. Правители делали многое для укрепления обороноспособности государства. Во времена правления Ярослава удалось победить давних врагов Руси – печенегов. В честь такого события был построен Софийский собор – выдающийся памятник архитектуры.

В сфере внешней политики ситуация была стабильной. Войска Ярослава осуществили последний поход на Византию. Он не был успешным, но это не навредило положению Руси на международной арене.

Ярослав был известнейшим «семейным дипломатом» - все его дети вступили в брак с великими европейскими правителями или представителями благороднейших родов.

Главным достоянием времени расцвета стала «Русская Правда» - первый написанный свод законов. Автором был Ярослав, прозванный Мудрым. Здесь содержались все нормы, которые регулировали жизнь населения.

Великие князья Киевской Руси – Ярослав и Владимир – сделали государство одним из величайших и влиятельнейших в Европе.

власть князя в Киевской Руси

Начало раздробленности Руси

Период расцвета длился до середины XI века – за ним постепенно начался упадок. Князь Киевской Руси Владимир и его наследник Ярослав поступили практически одинаково – юридически закрепили разделение государства между сыновьями. Это было сделано из лучших побуждений, но положительного результата не последовало.

Сыновья Ярослава начали борьбу за власть. В результате изменилась форма монархии – централизованная превратилась в федеративную. Также был оформлен триумвират – уникальный политический союз, благодаря которому государство успешно функционировало около 20 лет. Времена шли, а каждый из триумвиров хотел сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Распад союза официально состоялся на Вышгородском съезде – братья договорились править по очереди. Тогда была оформлена «Правда Ярославичей», ставшая дополнением «Русской Правды». Таким образом, первым стал князь Святослав, после него Изяслав, последним – Всеволод.

Конец века ознаменовался масштабным противостоянием между наследниками и претендентами на власть. Точкой в существовании единой Руси стал Любечский съезд – было принято решение, что каждый князь должен править своими землями. Это стало основой раздробленности.

Русские князья Киевской Руси в конце XI века завершили существование единого, сильного государства. Последней попыткой вернуть былое величие было правление Владимира Мономаха, а после – его сына. На короткий период земли были воссоединены, принят новый свод законов «Устав».

портреты князей Киевской Руси

Эволюция государственной власти на Руси

Формой власти на Руси была монархия. Она несколько раз видоизменялась на протяжении развития государственности. Власть князя в Киевской Руси прошла долгий путь.

На начальном этапе развития государственности князь был лидером-военачальником. Это примитивная форма монархии, которая опиралась на дружину. Войско и князь составляли государственную верхушку. Вокруг этого простого аппарата правления оформилась система налогообложения и суда. Про князя на том этапе трудно говорить, как про государственного деятеля или реформатора. Это времена правления Рюрика, Игоря, Олега.

Расцвет Руси – период оформления централизованной монархии. Теперь князь – не просто воин, а еще и реформатор, политик. Войско теряет влияние на решения правителя – дружина начинает выполнять свои непосредственные функции. У князя появляются советники – бояре. Это древнерусская аристократия, которая имела огромное влияние. Правитель в то время был носителем власти, представителем Руси на международной арене, гарантом власти и стабильности.

Когда Русь начала распадаться, централизованное государство постепенно превратилось в федеративное. Изменился характер власти правителей. Теперь не было единого князя всей Руси – было много лидеров, которые принимали общие решения на съездах.

Важными органами власти был боярский совет. Чем-то он напоминал прообраз парламента. Особенно значение этого органа власти возросло на этапе раздробленности. Во времена централизации решения боярского совета были вспомогательными.

Князья Киевской Руси (таблица): особенности политического развития государства:

ПравительОсобенности
РюрикСтановление
Олег, ИгорьОбъединение Северной и Южной Руси, первые реформы, период дружинной формы монархии
Регентство ОльгиНеудачная религиозная политика, попытка вывести государство на международную арену
СвятославРасширение территорий, пример дружинной монархии
Владимир, ЯрославЦентрализация власти правителя
Наследники ЯрославаЗарождение федеративной монархии

Политические портреты князей Киевской Руси позволяют нам охарактеризовать особенности периода правления каждого из них. Воинская слава и сила Олега и Святослава на начальном этапе развития, дипломатия и реформы Владимира и Ярослава во времена расцвета, междоусобицы – все это история, которую необходимо знать каждому. Русь в своем развитии прошла классические этапы – становление, расцвет, упадок.

fb.ru