Древняя Русь. Двухполье это в древней руси


Древняя Русь - Информация

Информация - История

Другие материалы по предмету История

 

Северо-Кавказский Государственный

Технологический Университет

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

На тему "Древняя Русь"

 

 

 

 

 

Студент гр. АСУ-01-2

Барашев Василий

 

Научный руководитель Щупец Е.С.

 

 

 

Владикавказ 2001

 

Основу сельского хозяйства в Древней Руси составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или оралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

Были известны двухпольный и трёхпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" -находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла - обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников - оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой - страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внешнеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и.т.д.

Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживаются, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.

Также сложные процессы, протекающие в Древней Руси отражает появление в нач. ХI в. Русской Правды - своеобразного свода законов. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть. Таким образом, разложение рода, появление социальных “изгоев”, увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в появлении Русской Правды, пришедшей на смену

geum.ru

Трёхполье — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Трёхпо́лье, или трёхпо́лка — система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур. Применялась в крестьянских хозяйствах России и других стран с древнейших времён[1].

На смену паровому трёхполью пришло многополье, как более эффективная форма рациональной организации землепользования. Система трёхполья получила своё распространение в эпоху Каролингов. Система трёхполья делала землю более плодородной и повышала урожайность.

Система трёхполья пришла на смену двуполью (подсека и перелог), так как трёхполье более экономически выгодно.

В России (и сопредельных государствах) времён феодализма применялся, как правило, трёхпольный севооборот с чередованием культур: пар, озимые (рожь или пшеница), яровые (овёс, ячмень, горох, гречиха, просо). Трёхполье носило ярко выраженное зерновое направление, с абсолютным доминированием хлебных (в озимых полях) и крупяных (в яровых полях) культур. Оно обязательно сочеталось с животноводством, кормовой базой для которого служили естественные луга и гумённые корма. Почвенное плодородие восстанавливалось в паровом поле, куда вносили навоз и несколько раз за лето обрабатывали для уничтожения сорняков и накопления влаги. Осенью в пару высевали озимые (в России в основном рожь), после них яровые, использовавшие последействие навозного удобрения. По мере распашки лугов пар, зараставший сорняками, в первую половину лета использовался как пастбище, обработку его откладывали на вторую половину лета. В этих условиях трёхполье не могло обеспечить устойчивые урожаи. Посев озимых после яровых культур в большинстве стран Европы был редкостью, поскольку календарные сроки посева первых и уборки вторых в Европе (кроме Средиземноморья) совпадают, а в северных районах озимые сеют ещё раньше. С развитием капиталистических отношений в сельском хозяйстве трёхполье постепенно заменялось паро-пропашными и плодосменными севооборотами. В России многопольные севообороты стали появляться только к началу XX века, хотя замена паров высевом трав (клевер и вико-овсяная смесь) широко применялась уже в последней четверти XIX века.

Напишите отзыв о статье "Трёхполье"

Примечания

Отрывок, характеризующий Трёхполье

– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие. (Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.) – Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся? – Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней. – Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу. – Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив… – Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать… – Да я сделаю, я сейчас прикажу. Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул. – Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве. – Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила… – Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс. Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.

wiki-org.ru

Реферат Древняя Русь

Северо-Кавказский Государственный

Технологический Университет

Р Е Ф Е Р А Т

На тему "Древняя Русь"

Студент гр. АСУ-01-2

Барашев Василий

Научный руководитель Щупец Е.С.

Владикавказ 2001

   Основу сельского хозяйства в Древней Руси составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или оралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

     Были известны двухпольный и трёхпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" -находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

     У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

     Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла - обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

     Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников - оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой - страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

     Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

     Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внешнеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и.т.д.

    Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживаются, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.

Также сложные процессы, протекающие в Древней Руси отражает появление в нач. ХI в. Русской Правды - своеобразного свода законов. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть. Таким образом, разложение рода, появление социальных “изгоев”, увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в появлении Русской Правды, пришедшей на смену традиционному, неписаному праву.

В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. (Само слово “вервь” чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.

     В Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства Это были свободные общинники - люди (в единственном числе - “людин”, отсюда - “простолюдин”). Термин же "крестьяне" появился в источниках лишь в XIV в.

     С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. В начале ХII в. появляется новая группа зависимых людей - закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды - ”купы”. Купой обычно была помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы. Закуп должен был вернуть или отработать купу с процентами. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально - зависимому крестьянину.

Другой термин, относящийся к зависимым людям - рядович, то есть человек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

     В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако, значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали прежде всего пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, обладавшие собственным хозяйством. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким - от пашни до управления усадьбой. Русская Правда не раз упоминает смердов, зависимых от князя. Скорее всего - это люди, работающие в княжеских селах. Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны. Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а общинника - “людина” - 40 гривен. Княжеские же люди - тиуны, огнищане “стоили” 80 гривен.

     Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находился двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.

     Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого также ремесленные поселения назывались свободами или слободами.

     Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы предоставляет "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.

В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений. Это и дало основание историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси. Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество, что свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей свидетельствует о его сложном переходном характере.

Список использованной литературы:

1. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. - История России VIII - XV вв. - М. 1993

2. Рыбаков Б.А. – Киевская Русь и русские княжества VIII- XII вв. – М. 1992

3. С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории.

nreferat.ru

двухполье - это... Что такое двухполье?

  • двухполье — сущ., кол во синонимов: 2 • двуполье (1) • многополье (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Самарская губерния — I лежит между 50° 55° сев. ш. и 45°30 и 54°20 в. д. Фигура площади неправильная, растянутая от С к Ю. Границами ей служат на С Спасский и Чистопольский уу. Казанской губ. и Мензелинский у. Уфимской, на В уу. Белебеевский и Оренбургский… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тобольская губерния* — граничит к С Северным Ледовитым океаном, к СВ Енисейскою губ., к В и ЮВ Томскою губ., к Ю Семипалатинскою и Акмолинскою обл., к З Архангельскою и Вологодскою губ. (от которых отделяется Уральским хребтом), затем зауральской частью Пермской и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тобольская губерния — I граничит к С Северным Ледовитым океаном, к СВ Енисейскою губ., к В и ЮВ Томскою губ., к Ю Семипалатинскою и Акмолинскою обл., к З Архангельскою и Вологодскою губ. (от которых отделяется Уральским хребтом), затем зауральской частью Пермской и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КОЛОНИЗАЦИЯ — (от лат. colonia поселение) 1) Основание поселений в к. л. стране; 2) заселение и освоение пустующих и окраинных земель (т. н. внутренняя К.). К. как основание поселений в к. л. стране имела широкое распространение уже в древнем мире; она… …   Советская историческая энциклопедия

  • Белорусы — Белорусы …   Википедия

  • Самарская губерния — В тексте этой статьи используются сокращения, не входящие в список допустимых к использованию. Пожалуйста, оформите статью согласно общим правилам и указаниям …   Википедия

  • Список малых населённых пунктов Витебской области — …   Википедия

  • многополье — четырехполье, трехполье, пятиполье, севооборот Словарь русских синонимов. многополье сущ., кол во синонимов: 7 • двухполье (2) • …   Словарь синонимов

  • двуполье — сущ., кол во синонимов: 1 • двухполье (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • агрикультура —         культура земледелия, один из основополагающих культурных навыков, основное занятие и источник средств к жизни для абсолютного большинства населения средневековой Европы. Из средневековых текстов этого зачастую отнюдь не следует, так что… …   Словарь средневековой культуры

  • universal_ru_en.academic.ru

    трёхполье - это... Что такое трёхполье?

  • Трёхполье — Трёхполье, трёхполка  система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур. Применялась в крестьянских хозяйствах России и других стран с древнейших времён[1]. На смену паровому трёхполью пришло многополье, как более… …   Википедия

  • ТРЁХПОЛЬЕ — ТРЁХПОЛЬЕ, трёхполья, мн. нет, ср. (с. х.). Система полеводства (устарелая), состоящая в том, что пашня делится на три поля (клина), каждое из которых засевается в первый год озимым, во второй год яровым и в третий оставляется под паром. Толковый …   Толковый словарь Ушакова

  • ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ — ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ, четырёхполья, мн. нет, ср. (с. х.). Система севооборота, при котором обрабатываемая земля делится на четыре поля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРЁХПОЛЬЕ — ТРЁХПОЛЬЕ, я, ср. До введения травополья: севооборот с делением пашни на три поля, каждое из к рых засеивается сначала озимыми, затем яровыми, а на третий год оставляется под паром. | прил. трёхпольный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ — ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ, я, ср. Севооборот, при к ром обрабатываемая земля делится на четыре поля, последовательно засеваемые разными культурами. | прил. четырёхпольный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • четырёхполье — четырёхполье, четырёхполья, четырёхполья, четырёхполий, четырёхполью, четырёхпольям, четырёхполье, четырёхполья, четырёхпольем, четырёхпольями, четырёхполье, четырёхпольях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • трёхполье — трёхполье …   Словарь употребления буквы Ё

  • четырёхполье — четырёхполье …   Словарь употребления буквы Ё

  • трёхполье — я; ср. Устар. Система севооборота с делением пашни на три поля, каждое из которых засевается сначала озимыми, затем яровыми, а на третий год остаётся под паром. ◁ Трёхпольный, ая, ое. Т. севооборот. Т ое земледелие. * * * трёхполье 3 польный… …   Энциклопедический словарь

  • трёхполье — трёхп олье, я …   Русский орфографический словарь

  • dic.academic.ru

    Древняя Русь

    Дисциплина: Культурология Тип работы: Реферат Тема: Древняя Русь

    Северо-Кавказский Государственный

    Технологический Университет

    Р Е Ф Е Р А Т

    На тему

    "Древняя Русь"

    Студент гр. АСУ-01-2

    Барашев Василий

    Научный руководитель

    Щупец Е.С.

    Владикавказ 2001

    Основу сельского хозяйства в Древней Руси составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или оралом, с двойной упряжкой волов. На севере -

    сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица,

    репа.

    Были известны двухпольный и трёхпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из

    них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" -находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере

    количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

    У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в

    хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

    Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы

    домашнего ремесла - обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное,

    ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги,

    клинки, замки.

    Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней

    торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В

    Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников -

    оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля

    сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой - страной городов. В русских летописях на начало XIII в.

    упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

    Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о

    характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать

    Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

    Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы

    экономического и внешнеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или

    феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и.т.д.

    Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживаются, главным

    образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам.

    Класс феодалов возникал также пу...

    Забрать файл

    Похожие материалы:

    refland.ru

    двухполье - это... Что такое двухполье?

  • Самарская губерния — I лежит между 50° 55° сев. ш. и 45°30 и 54°20 в. д. Фигура площади неправильная, растянутая от С к Ю. Границами ей служат на С Спасский и Чистопольский уу. Казанской губ. и Мензелинский у. Уфимской, на В уу. Белебеевский и Оренбургский… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тобольская губерния* — граничит к С Северным Ледовитым океаном, к СВ Енисейскою губ., к В и ЮВ Томскою губ., к Ю Семипалатинскою и Акмолинскою обл., к З Архангельскою и Вологодскою губ. (от которых отделяется Уральским хребтом), затем зауральской частью Пермской и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тобольская губерния — I граничит к С Северным Ледовитым океаном, к СВ Енисейскою губ., к В и ЮВ Томскою губ., к Ю Семипалатинскою и Акмолинскою обл., к З Архангельскою и Вологодскою губ. (от которых отделяется Уральским хребтом), затем зауральской частью Пермской и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КОЛОНИЗАЦИЯ — (от лат. colonia поселение) 1) Основание поселений в к. л. стране; 2) заселение и освоение пустующих и окраинных земель (т. н. внутренняя К.). К. как основание поселений в к. л. стране имела широкое распространение уже в древнем мире; она… …   Советская историческая энциклопедия

  • Белорусы — Белорусы …   Википедия

  • Самарская губерния — В тексте этой статьи используются сокращения, не входящие в список допустимых к использованию. Пожалуйста, оформите статью согласно общим правилам и указаниям …   Википедия

  • Список малых населённых пунктов Витебской области — …   Википедия

  • многополье — четырехполье, трехполье, пятиполье, севооборот Словарь русских синонимов. многополье сущ., кол во синонимов: 7 • двухполье (2) • …   Словарь синонимов

  • двуполье — сущ., кол во синонимов: 1 • двухполье (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • агрикультура —         культура земледелия, один из основополагающих культурных навыков, основное занятие и источник средств к жизни для абсолютного большинства населения средневековой Европы. Из средневековых текстов этого зачастую отнюдь не следует, так что… …   Словарь средневековой культуры

  • dic.academic.ru