Местные органы управления. Мостник это в древней руси


МОСТОВАЯ | Русь Изначальная

МОСТОВАЯ

  Совсем недавно в моде были рассуждения об «отсталости», «косности» и чуть ли не «дикости» допетровской Руси. Одной из примет этой «отсталости», укоренившейся в литературе, считалась непролазная грязь, якобы царившая на улицах древнерусских городов в непогоду. Однако учёные утверждают: без элементарного благоустройства городские поселения просто не могли бы нормально жить, тем более – развиваться. И действительно: при раскопках были обнаружены инженерные сооружения городского хозяйства, восходящие едва ли не к самому моменту зарождения городов.

  Сооружения эти весьма примечательны.

  Самые древние из них – это мостовые. Ранние мостовые Новгорода были уложены в 938 году; между прочим, вещей древнее Х века в Новгороде пока не обнаружено. Нет там и более древних мостовых, однако конструкция 938 года не оставляет сомнений, что у их строителей – «мостников» – был уже богатый опыт в делах подобного рода. К тому времени выработалась и наиболее рациональная конструкция: вдоль улицы укладывали три продольные лаги (две по бокам, одну посередине – на расстоянии около 1,5 м друг от друга), сверху же настилали деревянные плахи. Врубая в лаги, плахи тщательно подгоняли одну к другой, чтобы не было щелей, чтобы они не разъезжались и не шевелились под ногами пешеходов, под копытами коней и колёсами телег. Ведь это могло привести к серьёзным увечьям. Иногда поверх плах по бокам укладывали дополнительные продольные брусья наподобие современных поребриков, чтобы колёса не соскальзывали с мостовой.

Конструкция мостовойКонструкция мостовой

  Применяли и другую конструкцию. Она была более трудоёмкой и требовала больше дерева, зато позволяла совсем избежать тряски при езде. В этом случае на нижние лаги укладывали круглые брёвна, иногда даже не очищенные от коры, а поверх настилали доски, располагая их вдоль улицы.

  Уже в ХI веке за состоянием мостовых присматривали особые мастера, производившие в случае надобности мелкий ремонт и получавшие за это плату. А ещё через двести лет в Новгороде был разработан специальный документ – «устав», распределявший площадь мостовых, которые должны были мостить и чинить за свой счёт разные должностные лица и корпорации – например, объединения ремесленников. В ХVI веке в Москве плату за мостовые собирали со всех жителей, вдоль чьих дворов они проходили…

Мостники в Древней РусиТак работали мостники в Древней Руси

  Когда от сырости и времени мостовая прогнивала, настилали новую, причём чаще всего – прямо поверх старой, не снимая досок, не выкорчёвывая вросших в землю лаг. Раскапывая улицы, просуществовавшие несколько веков, археологи обнаруживают целые «слоёные пироги» мостовых. В Новгороде такие «пироги» насчитывают до тридцати слоёв! Интересно, что между пластами брёвен и досок учёные обнаруживают целые залежи… ореховой скорлупы. Тогдашний лес изобильно снабжал людей своими плодами: для наших далёких предков калёные лесные орехи играли ту же роль, что для нас – подсолнечные семечки или жевательная резинка, только были существенно полезнее и вкуснее последней.

автор статьи М. Семенова

 

  

ruhistor.ru

9. Строительство на Руси до XV века

Наиболее древним видом строительства восточных славян было сооружение жилищ, которые строились по южному и северному типам. Южный тип представлял собой полуземляночное жилище, сооружаемое в открытом котловане. Котлован обычно имел круглую форму диаметром 5-6 м и глубину около 0,5 м. Над котлованом ставился шалаш из тонких лаг, который обтягивался кожей, берестой, камышом или ветвями и засыпался землей. Более прочные жилища полуземляночного типа устраивались в котловане глубиной 1-1,5 м и делались гораздо просторнее.

Интересен тип жилища так называемой трипольской культуры, получивший название по селенью Триполье. Дома эти строились в несколько комнат. Сперва возводилась деревянная основа, которая обмазывалась внутри и снаружи глиной, после чего глина обжигалась. Обжигался и гладко выровненный глиняный пол. Иногда такие дома снабжались печами. Северный тип жилища возводился в виде деревянного сруба, установленного на заложенных в землю фундаментах.

Развитие строительства в Древней Руси, начавшееся с устройства городов, явилось и началом строительства военных сооружений. Возникновение городов было связано с возведением укреплений в виде деревянных стен и земляных валов, которые впоследствии заменялись более прочными постройками: появились каменные стены, кремли и башни. Городом первоначально называлось всякое укрепление, которым обносилось какое-либо место с целью обороны от врагов.

Начало возведения деревянных оград в виде бревенчатых стен следует отнести к первой половине IX в. Обширные леса, покрывавшие большую часть древней Руси, составляли неистощимые запасы дерева для строительства подобных сооружений, причем дубовый лес предпочитался всякому другому.

Большая, накопленная веками культура восточных славян и особенно высокая степень развития деревянного народного зодчества делают понятным блестящее развитие древнерусской каменной архитектуры X-XI вв. – времени расцвета Киевской Руси (978-1015 – годы княжения князя Владимира и 1019-1054 – годы княжения его сына Ярослава Мудрого). К этому времени относятся древнейшие памятники каменной архитектуры, сохранившиеся до нашего времени в крупных городах бывшей Киевской Руси, где каменное строительство развивалось как в направлении оборонного, так и дворцового и культового строительства.

Башни и стены возводились из плитного камня, кирпича и булыжника, которые выкладывались на известковом растворе.

Мосты через окружавшие стены рвы строились каменные и деревянные. В летописях времен Ярослава Мудрого можно найти указание, что, кроме войска, которому поручалось возведение укреплений, строительством занимались особого звания люди, городники, мостники, «порочные мастера». В обязанности городников входило сооружение городских стен; мостников – устройство различного рода переправ; порочных мастеров – устройство различного рода машин, необходимых для осады и полезных в полевых действиях. Порочные мастера находились всегда при войске, чинили старые и новые «пороки».

Развитие строительства в XI в. обусловило издание специальных правил на строительные работы, собранных в изданном при Ярославе Мудром «Строительном уставе», который явился первым русским кодексом общеобязательных строительных норм и правил. К этому времени орудия труда стали почти одинаковыми по всей Европе; мало различались и способы работы.

Важное место наряду с Киевом занимал в рассматриваемый период Великий Новгород, где широко развернулось строительство различных общественных зданий, церквей, крепостных сооружений и домов. С древних времен улицы Новгорода мостились. Улицы Новгорода, имевшие ширину до 3,5 м, выстилались деревянным настилом из широких сосновых плах различной ширины – от 20 до 50 см, поверх которых укладывался второй настил, идущий перпендикулярно к плахам нижнего настила. Впоследствии улицы Новгорода мостили дубовыми плахами.

В X вв. связи с принятием христианства на Руси стали появляться каменные здания – церкви, сооружаемые в основном византийскими мастерами при участии русских мастеров.

Выдающимся памятником каменного строительства того периода является Софийский собор в Киеве, построенный в XI в. Конструктивная особенность и техника кладки этого собора во многом сходна и типична для всех киевских и черниговских сооружений X-XI вв. Ленточные фундаменты собора выложены из бутового камня на растворе для наружных стен и насухо для внутренних. Глубина заложения фундаментов небольшая и составляет под наружными стенами 70 см. Кладка стен состоит из чередующихся 4-5 рядов кирпича и одного ряда камня на известковом растворе (известь, песок, толченый кирпич).

Арки, своды и купола собора выложены из кирпича на известковом растворе.

Свинцовая кровля укладывалась непосредственно по кирпичным сводам и куполам.

До первой половины XII в. кладка стен зданий в древнерусском государстве состояла в основном из двух внешних стенок, которые возводились из рядов рваного камня, чередующихся с рядами плиткообразного кирпича. Кладка выполнялась на известковом растворе. Толщина швов кладки доходила до 45 мм. Внутреннее пространство между стенками забучивалось рваным камнем и битым кирпичом с заливкой известковым раствором. Такая кладка получила название бутовой.

Таким образом, кроме желания оформлять внешний вид кладки по своему вкусу, русские строители стали в целях экономии кирпича и отесанных камней внедрять в кладку местные материалы – бутовый и булыжный камень.

studfiles.net

Местные органы управления

Посадники (наместники) в городах, волостели в волостях – полномочные представители княжеской власти на местах. Они: судили, собирали дань, различные налоги и пошлины, ведали полицейскими делами, руководили военными силами города. На свое содержание получали часть доходов князя и корма. Такая система получила в XIV – XVI вв. наименование – система кормлений. Имели помощников в лице тиунов, рядовичей, вирников, мостников, мытников и пр.

Тысяцкий — ближайший помощник князя по управлению. Первоначально они были начальниками гарнизонов, расставленных в основных центрах государства, а их помощниками были сотские. По мере развития феодализма тысяцкие превращаются в командующих войсками того или иного княжества и с течением времени стали именоваться воеводами.

Княжеская дружина. Жила на княжеском дворе и находилась на полном обеспечении князя. Основу дружины составляла родоплеменная знать. Из верхней части дружины (старейшей, старшей) выделялись командиры народного ополчения, воеводы. Наиболее авторитетнейшие дружинники – бояре – имели свой двор, свою дружину и входили в княжеский совет.

ТЕМА 3. Право Киевской Руси. Русская правда.Памятники истории государства и права Киевской Руси

Основным памятником права Древней Руси является Русская Правда. Открыта В.Н.Татищевым в 1738г. Известно более 100 списков Русской Правды, которая по содержанию традиционно делится на три редакции: Краткая (Древнейшая), Пространная, Сокращенная из Пространной. Каждая из редакций – самостоятельный памятник, отражающий этапы развития законодательства.

Краткую Правду по составу делят на четыре части: Правда Ярослава (ст.1-18), Правда Ярославичей (ст.19-41), Покон Вирный (42), Урок мостникам (ст.43).Правда Ярослава возникла в годы правления Ярослава Мудрого (1019–1054), Правда Ярославичей – во время княжения сыновей Ярослава (1054–1073 гг.)Покон Вирный представляет с собой устав (сборник норм) для вирников – сборщиков пошлин в пользу князя Устав (урок) Мостникам – своего рода правило для местников, строителей и ремонтников деревянных мостовых в городах.Пространная Правда дошла до нас в составе летописей, юридических сборников – «Нолюканов», Кормчих книг, Мерила праведного. Состоит из двух частей: Суд Ярослава (ст.1-52) и Устав Владимера Мономаха (ст.53-121).Суд Ярослава Владимировича был составлен в конце XI – начале XII в. В нем представлены переработанные нормы краткой редакции. Имеет обычное право. Возникновение ее знаменует важный момент в истории русского права – появление первого письменного сборника русских законов. Правда Ярославичей является следующим этапом в развитии норм Русской Правды и окончательного оформления принципов феодального права.

Краткая Правда – первая ступень в развитии феодального права. А общественно-экономическое и политическое развитие киевского государства требовало создание нового юридического сборника, в котором нашло бы своё отражение дальнейшее развитие феодального права.1Таким сборником стала Пространная редакция Русской Правды. Это не собрание норм обычного права, а новое законодательство, защищающее интересы всего класса феодалов.

Устав Владимира Мономаха был составлен после восстание Киеве в 1113 г. В него вошли в переработанном виде некоторые статьи из краткой редакции Русской Правды, а также постановление Владимира Мономаха, его ближайшего окружения, судебные решения.

В некоторых списках Пространной Правды имеются добавочные статьи, а также включен юридический памятник «Закон Судным людям», или «Слово Василия Великого о справедливых судьях».

Сокращенная Редакция Русской Правды возникла в результате сокращения текста Пространной Правды. С.В. Юшков относит возникновение этой редакции к первой половине XV в. до времени издания Белозерской Судной грамоты и Судебника 1497г.2По мнению С.В. Юшкова, при сокращении исключились те нормы, которые устарели и вышли из употребления. Все это свидетельствовало, что Русская Правда сохраняла свое значение правового документа и после распада Древнерусского государства.

Преступления и наказания по Русской Правде

Русская Правда не знает понятия государственного преступления. Из преступлений против личности особое внимание уделено убийству. Статьи об ответственности за убийство отражают те социальные сдвиги, которые произошли в древнерусском обществе в связи с развитием феодальных отношений. В этих статьях четко прослеживаются основные принципы феодального права – право привилегий.

Определенное время князья вынуждены были считаться с древним обычаем славян – кровной местью. Но уже Краткая редакция Русской Правды ограничивает круг мстителей точным перечислением в законе ближайших родственников убитого. При отсутствии мстителей или нежелании мстить законодатель установил денежный штраф за убийство – виру в размере 40 гривен или двойную виру в 80 гривен в зависимости от общественного положения убитого. За убитого холопа – 5 гривен в качестве возмещения убытка хозяину. За убийство свободной женщины взыскивалась половина виры, т.е. 20 гривен.

Ряд статей содержали нормы о «дикой» или «повальной» вире, которая взыскивалась не только с преступника, но и с верви, в которой он проживал.

За убийство в разбое устанавливалось самое тяжкое наказание – «поток и разграбление»: преступник и члены его семьи обращались в рабство, а имущество конфисковывалось.

Русская Правда узаконивала различные правовые формы охраны собственности. Самое большое внимание уделялось краже. Законодатель предусматривал наказание за различные виды краж в зависимости от характера и ценности похищенного: скота, хлеба, оружия, одежды и т.д.

Кражи классифицировались в зависимости от того, откуда было похищено имущество: со двора, из клети, поля, гумна и т.д. Наиболее опасные виды краж – конокрадство, кража из закрытого помещения. При групповой краже наказание налагалось на каждого вора независимо от числа воров и степени участия каждого.

Усиленно охранялась феодальная собственность. За посягательство на нее предусматривалась повышенная ответственность.

Русская Правда предусматривала ответственность за особый вид кражи – кражу холопа (раба). Холопы не являлись субъектом права, рассматривались феодальным законом в качестве вещей своих господ. Поэтому кража холопа расценивалась как имущественное преступление, направленное на нарушение права собственности феодала; наказывалось строго – 12 гривен продажи в пользу князя.

Пространная Правда устанавливала ответственность за продажу и покупку краденного имущества.Продавец краденной вещи был обязан возместить ее стоимость (если вещь утрачена) собственнику и уплатить штраф.Устанавливалась ответственность за кражу «ладьи»,т.е. речных и морских судов – в виде штрафа и вознаграждения потерпевшему. Русская Правда различает виды похищенной ладьи: морская, набойная, челн, струг. В зависимости от этого устанавливали и различные наказания за их угон.Первый писаный свод законов Древней Руси охватывает обширную сферу отношений, представляя собой свод феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Похожие статьи:

poznayka.org

Словарь Руси - Рихард Мюллер

Небольшой словарь терминов Древней Руси:

Борть - дерево с ульем, пасека, пчельник.Вервь - сельская община.Вира - денежный штраф пеня в пользу князя за убийство свободного человека.Вира дикая - вира, платимая общиною за убитого на ее территории человека.Вирник - сборщик виры.Вирный покон - устав для вирника, сборщика вир.Вода - судебное доказательство путем испытания водою. аще утапати начнетъ, неповинна есть; аще ли попловеть, повинна есть».Головникъ - убийца.Головничество - вознаграждение родственникам убитого в отличие от виры, штрафа в пользу князя.Гривна - денежная единица; гривна Краткой Правды равнялась: 20 ногатам, 25 кунам, 50 резанам.Земля ролейная - пахотные участки (от сл. ролья - пашня).Изводъ - судебное доказательство, показания свидетелей.Кормилец - воспитатель.Куна - l) куница, куний мех. 2) денежная единица (в гривне насчитывалось 25 кун по денежному счету Краткой Правды. 3) куны - деньги вообще; гривна кун - гривна денег.Люди - 1) люди, народ, простолюдины. 2) свидетели.Межа - предел, граница.Мечник - княжеский дружинник, судебный служитель (название происходит от меча), мечник - держатель меча, судебный исполнитель.Мзда - награда, дар; плата.Мир - община, как сельская, так и городская.Мостник - строитель моста.Мyка - истязание, наказание, пытка.Мытник - сборщик мыта, торговой пошлины.Обида - 1) оскорбление, ссора, вражда, всякое правонарушение; 2) плата за обиду.Послух – свидетель.Продажа - 1) продать; 2) продать в рабство (в холопы). 3) наложить наказание в виде конфискации имущества, наложить штраф за кражу.Рез - рост, процент.Ряд - 1) договор.Сводъ - съводъ - доказательство невиновности.Словенин - коренной житель Новгородск. Земли.Соромъ - срам, стыд; оскорбление.Тать - вор, грабитель.Тиун - 1) слуга, домочадец; дворецкий; домовой управитель; 2) должностное лицо по управлению городом или какой-либо местностью.Урок - 1) уговор; 2) назначение, указание, правило; постановление; 3) определенное количество, плата; 4) налог, пеня, штраф, судебная пошлина.Челядин- раб, зависимый человек.Ябедник - судебное должностное лицо.

henryvolkhv.livejournal.com

Рождение империи.Сайт писателя Сергея Шведова

Ремесленники и люди, связанные с различными промыслами и подённой работой, составляли основное население древнерусских городов. Наряду со свободными ремесленниками в городах жили ремесленники-холопы, зависевшие от князей и бояр. Об участии в городском ремесле и торговле княжеских и боярских холопов известно из Русской Правды, но юридически несвободные ремесленники (холопы) составляли особую категорию городских жителей и, возможно, населяли особые городские слободки. Такие же несвободные ремесленники жили в городах средневековой Европы, и это вызывало бесконечные споры феодальных владетелей с городами, так как зависимые ремесленники конкурировали на рынке со свободным городским населением. Для обозначения людей, занятых ремеслом, в Древней Руси употреблялись названия: «ремесленники», «рукодельные люди». Однако упоминания эти сравнительно редки, так как древнерусские писатели чаще обозначали городское население общими выражениями: людье, чадь, иногда - простая чадь. Ремесленники входили в число «людей», «чади» наравне с остальным городским населением, которое, таким образом, мало дифференцировалось летописцами. Тем не менее ведущее значение ремесла как занятия городских жителей нашло отражение в некоторых древнерусских памятниках. Новгородский архиепископ Илья обращается к подчинённому духовенству со словами: «сами ведь знаете, если который человек ремесло знает, а его не делает, может ли он обогатиться». В этом случае богатство непосредственно связывается с ремеслом. Жилища ремесленников обычно были и мастерскими. Крайне любопытный и разнообразный материал в этом отношении дали археологические изыскания в древнерусских городах, в особенности показательны раскопки А. В. Арциховского в Новгороде. Район Славна (в том числе Ильиной улицы) в Новгороде был сосредоточием сапожных мастерских ещё в XVI в. Здесь и найдена была изба сапожника XII в. Длина избы - с севера на юг - 5,6 м; ширина - с запада на восток - 5,3 м. Общая площадь избы, таким образом равнялась 30 м. Следовательно, это было относительно небольшое помещение. Внутри избы сохранились остатки 11 столбов для печи и скамей. На брёвнах сруба в одном месте оказалась железная дверная накидка и железный дверной крючок. «В избе и вокруг неё встречены, в количестве нескольких тысяч, обрывки кожи, в том числе имеются целые вырезки, заготовки, подошвы, ремни и т. д. Замечательной особенностью избы сапожника является имеющийся в ней зольник для удаления волоса со шкур. Это указывает на то, что сапожник был одновременно кожевником - «усмошвецом», как сказали бы древнерусские сочинения. К избе сапожника примыкал частокол, огораживающий двор. На дворе стоял хлев (на его месте найден толстый слой навоза). Таким образом, домашний скот служил подспорьем для сапожника-кожевника XII в. Свободный мастер-ремесленник был относительно зажиточным человеком. Сосновая изба новгородского сапожника и наземный дом киевского токаря - это типичное жилище средневекового ремесленника. В жизни древнерусских городов ремесленники приобрели особенно большое значение с XII столетия. В тех «людях», которые поднимали восстания в Киеве и Новгороде, сидели или бушевали на вече, принимали участие в торжественных процессиях при встрече князей или на их похоронах, наконец, ходили на войну в составе городского ополчения, надо по преимуществу видеть ремесленников. Конечно, кроме ремесленников в городах всегда существовало некоторое количество пришлых людей, «гулящих», по терминологии XVII в., но не они придавали основную окраску городской «чади», а именно ремесленники, среди которых уже выделилась своя верхушка. Это особенно заметно в Новгороде, где развитие городской жизни шло в течение нескольких столетий без перерыва. Именно в составе новгородского ополчения находим ремесленников, храбро сражавшихся с врагами. В 1234 г. в битве с литовцами были убиты новгородцы: Гаврила-щитник и Нежило-серебряник. В 1216 г. в битве при Липицах пали новгородцы: Антон-котельник и Иванко Прибышинич-опонник. Нет никакого сомнения в том, что под словом «людье», которым обозначались горожане, сражавшиеся на полях битв, скрываются обычно городские ремесленники. В битве при Липицах они бились с суздальцами босыми, соскочив с коней. «Не хотим умереть на конях, но как отцы наши бились на Колакше пешими»,- восклицают новгородские ополченцы, обнаруживая этим возгласом непривычку к конному бою. Вооружённые ремесленники были такой силой, с которой приходилось серьёзно считаться князьям и боярству. Поэтому в древнерусских городах мы встречаемся с тем же явлением, что в средневековых городах Европы, - с борьбой ремесленников против городского патрициата, причём в Новгороде первой половины XIII в. ремесленники одно время имели даже перевес над боярской группировкой. Конечно, это могло происходить только в больших пунктах, где городское население сделалось крупной политической силой, с которой приходилось считаться князьям и боярам. Два свидетельства летописи позволяют понять, каким весом пользовались порой ремесленники в политической жизни больших городов. В 1228 г. новгородская «простая чадь» прогнала наречённого владыку Арсения и водворила на его место бывшего архиепископа Антония, «и посадили с нимь 2 мужа: Якуна Моисеевича, Микифора щитника». Никифор-щитник - это мастер-щитник, игравший, видимо, большую роль в новгородских событиях начала XIII в. Характерно выражение «муж» в понятии свободного человека, которое применяется летописью по отношению к Никифору-щитнику. Положение архиепископа в Новгороде было чрезвычайно высоким, но Антоний был болен и не в состоянии был управлять обширным хозяйством дома св. Софии. Якун и Никифор, следовательно, исполняли роль представителей новгородского правительства при архиепископе. Это было характерным для новгородской действительности начала XIII в. Кроме ремесленников, непосредственно занятых производством различного рода изделий, в городах были люди, профессии которых только условно можно отнести к ремесленным специальностям. Таковы были, например, скоморохи и гусляры. Неизбежно, особенно в больших городах, была категория людей, занятых случайной работой или просто разорённых и доведённых до нищеты. Их называли сиротами, нищими, убогими людьми. Одно древнерусское поучение красочно описывает злоключения человека, разорённого ростовщиком, взимавшим великие проценты, «лихву». «Лихованый» обходит город в поисках пищи, а зимою ещё страдает от стужи в своих рубищах. Рукодельные люди, ремесленники, особенно беднейшие среди них, были тем элементом, среди которого особенно распространялись еретические воззрения, враждебные официальной церкви. Протест против феодального строя и господствующей церкви, освящавшей этот строй, распространялся именно в ремесленной среде.

Б. А. Рыбаков насчитывает в Древней Руси 64 ремесленные специальности и делит их на 11 групп. Одним из самых распространённых видов ремесленного производства было кузнечное дело. Как и в позднейшее время, кузнецы обычно селились при въезде в город, и соответствующие городские ворота иногда прозывались кузнечными (например, Кузнецкие ворота в Переяславле Южном). Слово «кузнец» было производным от «кузнь», что означало всякую поделку из металлов, в том числе из драгоценных. Об этом убедительно говорит сообщение летописи про бегство в Холм кузнецов по железу, меди и серебру («кузнице железу и меди и сребру») Существовало и другое слово для обозначения ремесленника, обрабатывающего металл, - «ковачь», но в письменных памятниках оно употреблялось редко, как и слово «коваль», которое тем не менее известно уже по русскому переводу Хроники Георгия Амартола. Кроме того, известны ещё слова «вотрь» (вътрь), также обозначавшее кузнеца, в том числе и медника, «корчий», «железо-ковец». Как особая специальность в летописи упоминаются кузнецы-гвоздочники, если только верить Никоновской летописи, текст которой отличается позднейшими подновлениями. Впрочем, «гвозди железные» появляются уже на первых страницах летописи в описании походов Руси на Царьград в 941 г. Так же рано становятся известны замочные мастера, или «замочные кузнецы». Это название встречаем уже в таком раннем памятнике, каким является русский перевод Хроники Георгия Амартола. К числу кузнецов можно отнести и ремесленников, занятых производством железной и медной посуды. Новгородская летопись под 1216 г. упоминает котельника. Котлы были распространённой посудой в Древней Руси и нередко упоминаются в наших памятниках. Можно допустить, что котельники делали и железные сковороды («сковрода»), известные по памятнику конца XIII в. Замечательнее всего, что это слово было заимствовано литовцами от русских и притом в очень древнее время в форме без полногласия - skavarda, что подчёркивает распространение железообрабатывающего промысла в Древней Руси. Особую группу составляли в Древней Руси ремесленники, производившие оружие и военные доспехи. Эта отрасль ремесленного производства получила широкое развитие в Древней Руси, так как потребность в оружии в феодальные времена была всеобщей. Недаром же большое количество копий, щитов, топоров, мечей и пр. найдено в погребениях. Горожане, как правило, умели владеть оружием и примеры геройской защиты русских городов от врагов многочисленны. Различные виды оружия получили специальные названия или по способу их приготовления (харалужные копья из воронёной стали), или по внешней форме и окраске (червлёные щиты), или по основному месту их производства (русские кольчуги во французском эпосе, сулици ляцкие, т. е. польские, шеломы латинские и т. д. в русском эпосе). Специализация в оружейном деле достигла больших размеров, так как она требовала особо умелых и тщательных приёмов обработки. Одно место Ипатьевской летописи говорит о мастерах-седельниках, лучниках и тульниках. Таким образом, производства луков и колчанов (тулов) являлись особыми ремесленными специальностями. Конечно, и другие виды вооружения и военного быта производились в особых мастерских. Надо предполагать специалистов-ремесленников по производству мечей, топоров, копий, шлемов и пр. Отсутствие указаний на мастеров подобных предметов объясняется только скудостью и случайностью наших письменных свидетельств. Но вот летописец упоминает о мастере «порочном», т. е. готовившем осадные машины - «пороки», и становится ясным, что специализация оружейного дела в Древней Руси была гораздо большей, чем мы предполагаем. Новгородская летопись знает щитников, дважды называемых по имени, как людей, известных в своём городе. Следовательно, даже случайные письменные свидетельства позволяют назвать ремесленные специальности тульников, лучников, щитников и порочных мастеров. Слово «броня» также было широко известно в Древней Руси, в том числе и «броня дощатая», т. е. железные латы, но термин «бронник» в значении ремесленника, выделывавшего брони, в ранней русской письменности неизвестен. Особая группа ремесленников Древней Руси была занята производством украшений. Эта область ремесленного производства имеет большой интерес для историков искусства, но как раз в ней труднее всего провести грань между ремеслом свободных горожан и зависимых княжеских и боярских людей. Ювелирное производство в средние века не мыслится без прямого покровительства ремесленнику со стороны феодалов. Новгородские серебряные сосуды XI-XII вв. слишком дороги, чтобы их делали для сбыта на рынке. Они были заказными предметами, чем объясняется обычай указывать имя владельцев на серебряных и золотых сосудах, державшийся в России даже в XVI-XVII вв. Кажется, наиболее общим и древним названием ремесленника, работавшего над изделиями из драгоценных металлов, было «златарь», «златарин». В русских сочинениях для обозначения ювелира употреблялось слово «серебряник». «Серебряники» было общим названием, которое давалось ювелирам в Древней Руси, но это не значит, что в наших городах не было ремесленной специализации в производстве предметов роскоши и украшений, часть которых шла на более широкий сбыт. Таковы были серебряные и медные крестики, змеевики, гривны, поясные пряжки, женские украшения, в большом количестве находимые в древнерусских погребениях. А. В. Арциховский считает характерным женским украшением у славян височные кольца, которые производились «на месте у вятичей» и найдены были во всех пяти раскопанных вятических городищах. Действительно, распространение определённого вида украшений на определённой территории заставляет предполагать существование каких-то местных центров производства. Обнаруженные в развалинах Старой Рязани бронзовые с эмалью кресты оказались совершенно сходными с крестиком, найденным в курганном кладбище в Рузском уезде. Между тем в домонгольское время владения рязанских князей заходили в бассейне Москвы-реки, может быть, гораздо далее, чем позволяют об этом говорить письменные источники. Так, намечается один из центров ремесленного производства эмалей даже в такой отдалённой области, как бассейн Оки; этим центром была Рязань (Старая). В более крупных городах, подобных (Киеву, Новгороду и Полоцку, производство дорогих изделий для рыночного сбыта прослеживается ещё легче, так как некоторые железные и медные изделия были рассчитаны на более широкий сбыт, чем обслуживание ближайшей округи. Таковы, например, медные крестики и иконки X-XIII вв., найденные в разных местах Руси. Для характеристики распространённости производства в Киевской Руси ювелирных изделий представляют интерес слова монаха Теофила, автора «Трактата о различных художествах» (Diversarum artium schedula). Во введении к трактату Теофил обращается к «возлюбленному сыну» (fili dulcissime) со следующими словами: «Если ты внимательно его изучишь, то найдёшь там, что имеет Греция в разных видах и смешениях цветов; что изобрела Русь в искусстве эмали и разнообразии черни; что Аравия употребляет в работах при ковке, сплаве или чеканке; что украшает славную Италию в применении золота и серебра для различных ваз или для резьбы на драгоценных камнях и кости; что Франция находит в искусном разнообразии цветных стёкол; тонкость изделий из золота, серебра, меди, железа, дерева и камня, которыми славится изобретательная Германия». О большом ювелирном искусстве русских говорит и свидетельство Плано Карпини, видевшего в ставке великого хана в Монголии русского мастера-ювелира, производившего предметы высокой художественности. Что недостатка в мастерах-ювелирах на Руси не ощущалось, видно из. того, что Владимир Мономах за одну ночь расклепал и позолотил доски на гробах Бориса и Глеба. Это было сделано русскими, а не иностранными мастерами, так как тут же говорится: «Многие приходящие из Греции и других земель говорили: «Нигде такой красоты нет». Вероятно, рано стали выделяться и ремесленные отрасли по обработке цветных металлов, главным образом меди, олова и свинца. Медь и медные изделия неоднократно упоминаются в наших источниках. Летопись знает кузнецов меди и серебра. В одном памятнике ремесленник, занимающийся обработкой олова, обозначен словом «оловодъмець». Русские названия «медник» и «оловяничник» появляются в письменных источниках значительно позднее и получают особое распространение в XVI-XVII вв. В особую группу ремесленных производств можно отнести ремесленников, занятых обработкой дерева - деревообработчиков. Наряду с этим существовало обычное русское обозначение строителей деревянных зданий - плотники. Это слово порой употреблялось и в презрительном смысле чернорабочих. «Вы ведь плотники. А поставим вас строить хоромы наши», - так дразнили новгородцев. Действительно, большое развитие плотничьего промысла в Новгороде подчёркивается существованием в нём старинного Плотницкого конца. С деревянным строительством в Древней Руси было связано строительство крепостей. Городняя повинность населения, т. е. обязанность его принимать участие в укреплении городов, была повсеместной на Руси XIV- XV вв. В Пространной Русской Правде устанавливаются «уроки» (нормы оплаты) городникам. Крайне характерно само название статьи о городниках, прямо указывающее на постройку городских укреплений: «А се закладаюче город». Городник получает одну куну при закладке и одну ногату при окончании устройства городни - части городской стены. Ему идёт также пищевое довольствие (мясо, рыба, пшено, солод для пива или кваса), а также овёс на четырёх коней. Всё это городник получает пока не будут закончены городские укрепления («донеле город срубять»). В Пространной Русской Правде говорится и о другой ремесленной специальности - мостниках. Потребность в городских мостах была очень значительной, тем более что мосты входили в состав городских укреплений. «Уроки мостникам» предусматривают поездку мостника с помощником (отроком) на двух конях для устройства или починки моста. Характерной особенностью «уроков мостникам» является более приниженное положение мостников по сравнению с городниками. Только кони мостника получают овёс, а отпускаемое ему довольствие определено неясными словами: «а есть, что можеть». На мостниках лежало устройство и городских деревянных мостовых, обнаруженных в ряде русских городов при раскопках. С гораздо большим трудом устанавливаются другие ремесленные специальности, связанные с обработкой дерева. Так, Б. А. Рыбаков справедливо ставит под вопросом существование особой специальности столяра. Наши источники не знают столяров, хотя столы, стольцы, стулья были во всеобщем употреблении в Древней Руси. Неизвестно также, существовала ли особая специальность резчиков по дереву. Возможно, специализации резчиков и столяров не существовало, а мастера, занимавшиеся производством мебели и резьбой по дереву, обозначались теми же терминами древоделей и плотников. Ведь и в более позднее время строители деревянных зданий выполняли работы и по их украшению. Например, в числе 119 ремесленных профессий посадских людей города Казани в 1565-1568 гг. показано 13 плотников и нет ни одного столяра. В 1646 г. в Казани было 10 плотников и также ни одного столяра или резчика по дереву. Весьма вероятно предположение Б. А. Рыбакова о выделении в особую профессию бочаров. Слова «ботарь» и «бочка» известны в древнейших русских памятниках наряду с заимствованным «дельва». Впрочем, профессия бочечника впервые названа только в новгородской писцовой книге 1500 г. О существовании токарей по дереву письменные источники не дают никаких сведений, но при раскопках в Новгороде найдено много деревянной посуды, изготовленной токарями. В особую специальность выделяются строители кораблей и лодок. Переводное русское сочинение знает кораблестроителей - «корабльчии» (корабьчии). Но это - производное слово, наряду с которым следует предполагать существование термина «судовщик», хорошо известного по писцовым книгам XVI в. В особую группу могут быть отнесены ремесленники, связанные со строительством и отделкой каменных зданий. С понятием «каменьник» (каменщик) в Древней Руси было связано представление о подневольном труде - холопстве. «Это ведь наши холопы каменьщики», - восклицают ростовцы о соперничающих с ними владимирцах. Вероятно, первые каменщики-строители в Ростовской земле действительно были зависимыми княжескими людьми, основным местопребыванием которых был Владимир. В этом находим объяснение презрительному возгласу ростовцев. Каменное строительство было так распространено на Руси XI-XIII вв., что не требуется доказательств существования значительного количества каменщиков-строителей. К особой группе относятся ремесленники, занятые изготовлением одежды, тканей и обработкой кожи. Производство тканей хорошо было известно в Древней Руси, как и «художество ткальческое». Поэтому можно предполагать раннее происхождение слова «ткач», неизвестного по древним источникам. Вероятно, это объясняется всеобщим распространением ручного ткачества как домашнего промысла, в силу чего в ремесленную профессию выделилось только производство дорогих тканей. Новгородская летопись упоминает о смерти Ивана Прибышинича «опоньника», т. е. мастера опонного дела. Опона - ткань, покрывало или занавес; так это слово употребляется в летописи. Но «опоньник», конечно, не просто ремесленник-ткач, а мастер, производивший особый вид ткани. В XV- XVI вв. русское шитьё достигло высокой степени процветания, но значит ли это, что оно возникло в эти столетия? С большой вероятностью можно думать, что художественное русское шитьё получило развитие ещё в домонгольское время. В средневековой французской литературе Русь считалась страной, богатой тканями. В особую специальность должны были рано выделиться портные, шевцы, или швецы. Современное слово портной восходит к древнерусскому «порты» - одежда. Название это для обозначения ремесленника определённой специальности появляется довольно поздно, примерно в XIV в., но уже Печерский патерик знает о «портном швеце», который работал на сбыт. Городские портные, как и позже, являлись законодателями русских мод. Напомним здесь описание удивительного княжеского наряда, которым Даниил Романович Галицкий поразил венгерского короля. Даниил был одет «по обычаю русскому». Кожух Даниила был изготовлен из драгоценной шёлковой ткани греческой работы и обшит плоскими золотыми кружевами, а сапоги были из зелёной кожи с золотым шитьём. Под ним был достойный удивления конь, княжеское седло было украшено жжёным золотом, поражали художественной обработкой с золотом стрелы и сабля. Автор этого описания, видимо, присутствовал при встрече Даниила с венгерским королём, вернее, был лицом, принадлежавшим к свите русского князя, - так ярко и реально он описал наряд своего героя. Рано выделилось в особую специальность кожевенное производство. Сын новгородского «кожевника» был убит во время Невской битвы . Сказание об юноше, победившем печенежского богатыря, рисует ремесленную обработку кожи на дому. Рассказывая о необыкновенной силе своего сына, отец отрока приводит такую деталь: «Однажды, когда я ссорился с ним, а он мял кожу, он разгневался на меня. и разорвал кожу руками». Другую группу ремесленных профессий составляли ремесленники, занятые производством гончарных и стеклянных изделий. При всеобщем употреблении глиняной посуды гончарное дело было развито и в деревнях и в городах. Урочища «Гончары» имелись в Киеве, Владимире-на-Клязьме; древний Людин конец в Новгороде носил ещё другое название - Гончарского, а письменные памятники знают гончаров как особых специалистов-ремесленников. Гончарное ремесло не было типичным только для городов, - оно было развито и в деревнях, но город в этом случае шёл впереди. Только грамотные люди могли, например, сделать надписи на глиняных сосудах. Клейма мастеров на глиняных сосудах, найденных при раскопках, указывают на стремление гончаров к выделению продуктов своего производства из общей массы приготовленных гончарных изделий. Глиняная посуда производилась различной вместимости и формы. Отсюда такое обилие названий для обозначения её различных видов: горнець, корчага, крина, или крин (ср. нынешнее кринка) и т. д. Со значительно большим основанием можно предполагать существование особой ремесленной специальности стеклянников. Мастерская по производству стекла существовала в Киеве, как это Доказали раскопки В. В. Хвойка. Во всеобщем употреблении на Руси были стеклянные браслеты местного происхождения. Привоз стеклянной посуды из далёких мест был делом нелёгким, а что русские хорошо знали применение стекла, видно из употребления этого слова в наших памятниках. Особую группу ремесленников составляли иконники и книжные писцы. Иконное дело было тесно связано с работой на заказ. Оно требовало не только уменья, но и значительных затрат на краски, золото и серебро, щедро применяемых в иконописи. «Иконная хитрость» представлялась делом очень выгодным, как это видно из рассказа Печерокого патерика об Алимпии-иконописце, который «сей же хитрости восхотел не богатства ради». Иконы делались «по найму», по особому соглашению, стоили значительных денег. Значительное развитие письменности в Древней Руси объясняет нам появление переписчиков книг, или писцов. Количество книжных писцов-профессионалов, судя по записям, было ограниченным. В мелких городах, вероятно, писцов-профессионалов не было и вовсе, но в больших городах они могли занимать видное место среди других ремесленников, выполняя и функции наёмных писцов грамот и свидетелей («послухов»). Что касается переплётчиков, то существование их как особых мастеров подвержено сомнению. Переписчики книг, вероятно, были одновременно и переплётчиками. Только дорогие книги, чаще всего напрестольные евангелия, украшались золотом и серебром, но это была уже не переплётная, а ювелирная работа. Не случайно, само название «переплётчик» не известно древнерусским произведениям. Иногда разные промысловые специальности сосредоточивались в руках одного ремесленника, в других случаях ремесленники занимались производством одного какого-либо предмета, рассчитанного на постоянный спрос. Таковы были седельники, лучники, тульники, сходившиеся в Холм к Даниилу Романовичу Галицкому. В Серпухове, Коломне и Можайске конца XVI в. более 22% всех ремесленников было занято приготовлением продуктов питания. Это были хлебники, мясники, пирожники, квасники и пр. То же мы видим и в других русских городах того же столетия. Московский рынок XVII столетия был заполнен полками и скамьями колачников, яблочников и пивоваров. Так было не только в русских городах. Объединение мясников считалось крупнейшим из парижских цехов средневекового времени. Наряду с ним существовали объединения хлебников и пр. Естественно поэтому предполагать существование подобных же ремесленных профессий и в городах Древней Руси. К сожалению, наши письменные свидетельства почти не дают сведений о существовании таких ремесленных занятий в XI-XIII вв. Только позднее летописное известие 1485 г. показывает, что в это время мясники в Пскове составляли корпорацию, обладавшую общей кассой; мясники платили мастерам за постройку нового моста через реку Пскову. Возможно, мясники были известны в Древней Руси под другим названием - прасолов. В русском языке (см. словарь В. Даля) под этим именем были известны скупщики мяса и рыбы для розничной, мелочной продажи, в более широком смысле - перекупщики товаров. В древнерусских памятниках это слово также обозначало продавца, а глагол «прасолити» был равнозначен понятию барышничать, торговать. Небольшое количество даже не указаний, а намёков на существование ремесленников, производивших продукты питания, не может служить решительным доказательством того, что таких ремесленников в Древней Руси не было совсем. Тем не менее это является молчаливым доказательством незначительного количества ремесленников в русских городах XI-XIII вв. Производство пищевых припасов занимало, повидимому, очень ограниченное место в городском хозяйстве на Руси этого времени. Продукты покупались на рынке почти без участия посредников, да и то только в больших городах. Хозяйство горожан было ещё сильно связано с земледелием и животноводством. Нивы и огороды, пригородные луга по долинам рек и низинам играли большую роль в городском хозяйстве. Поэтому так относительно часты указания на «болонья» - низменные или прибрежные места, служившие выгоном для городского стада. Натуральное хозяйство ещё довлело над городом.

Назад Вперед

schvedov.ru

Организация русского войска в период Древней Руси. Русская дружина

Русское войско в период Древней Руси включала в себя две части – дружину и ополчение.

Постоянным княжеским вооруженным отрядом являлась дружина, которая состояла из  хорошо вооруженных и обученных профессиональных воинов. Исторически дружина зародились в период разложения родоплеменного строя из воинов племени группировавшихся вокруг вождя. Набиралась главным образом из детей самих дружинников. Полагалось, что достоинства отца передаются сыну. Также была распространена практика, когда лучших воинов из ополчения приглашали в княжью дружину, т.е. происхождение не имело принципиального значения. Выход из дружины был достаточно свободным – в мирное время недовольный князем воин мог от него уйти. Однако традиция такого не одобряла, и подобные уходы были редки. Князья, в свою очередь, всячески привечали дружину.

В задачи дружины входило не только ведение боевых действий против внешнего врага, но и поддержание порядка на подконтрольных территориях, сбор дани, борьба с разбойниками. По современным меркам дружина выполняла функции армии, МВД, полиции, судебной власти, службы исполнения наказаний. Также из числа дружинников назначались наместники, посадники, воеводы, которые представляли князя на подчиненных территориях.  Иначе говоря, дружина совмещала в себе функции нынешних силовых ведомств, плюс частично функции исполнительной и судебной власти. Но главным все-таки было ведение боевых действий. 

Начиная с XI в дружина делится на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из бояр и, по сути, представляла собой аппарат управления княжеством. Можно провести аналогию между старшей дружиной и командным составом. Но в отличие от офицеров настоящего времени представители старшей дружины совмещали в себе как военное, так и административное управление. Из старшей дружины назначались  посадники, наместники, воеводы (управители подчиненных князю уделов). Они управляли отде­льными уделами и городами, занимались организацией их обороны, фортификационными сооружениями, имели свои дру­жины, являлись начальниками гарнизонов. Также из старшей дружины назначались командиры крупных отрядов ополчения – тысяцкие (командир тысячи).  Из среднего звена старшей дружины назначались члены княжеской администрации, которые тогда требовались для управления страной – мечники, вирники, мостники, сельские старосты и пр.

Младшая дружина представляла собой вооруженный отряд воинов, укомплектованный потомками приближенных лиц князя. Члены младшей дружины состояли  на полном обеспечении князя и постоянно проживали на княжеском дворе в гридницах. Внутри нее была своя иерархия, основанная на возрасте и социальном статусе. Среди дружинников выделялись детские, отроки, юные, гриди, чадь и рядовичи. Первые три категории являлись детьми дружинников на разных стадиях взросления – от отданных в обучение пацанов (детские) до почти взрослых (юные). К чади относились дружинники вышедшие из простонародья. Рядовичами были дружинники-должники, служащие по ряду (договору).

arcanag.livejournal.com