История древней Руси. В древней руси эту часть организма называли рудой что это такое
Когда на Руси все появилось
Русская печь - новодел девятнадцатого века? В дворцах Петербурга нет кроватей? А что же на Руси тогда вообще было и когда появилось?
В статье "Кроватей на Руси не было?" я позволил себе в легкой, даже шутливой форме обратить внимание читателя, что даже недалекое прошлое представляется нам в искаженном свете. Давайте, теперь расскажу вам академическую позицию, ибо нужно.
Добыча металлов на Руси
Несмотря на то, что «Железный век» для человечества начался за тысячу лет до нашей эры, Русь, а затем Россия вплоть до XVIII столетия испытывала острый дефицит металла.
Миниатюра из Никоновской летописи, XVII векПервая шахта глубиной 200 метров появилась в России только к началу XIX века, на Змеиногорском руднике Алтая, да и то для добычи серебра и золота — то есть там, где объем поднимаемой с глубин руды относительно невелик.
Одним словом, богатые запасы качественных железных руд на Восточноевропейской равнине для ее обитателей всё Средневековье оставались недоступными.
До самого конца XVII века на Руси сырьем для производства железа служили находящиеся практически на поверхности «озерные» и «болотные» руды. В науке это называется «бурый железняк органического происхождения» или «лимонит». Если в глубоких рудах, например, Курской магнитной аномалии, железа содержится порядка 70%, то «бурый железняк» содержит его в два раза меньше.
Лимонит. Фото: Севастопольский музей камняВ отличие от глубоких руд, чьи месторождения обычно огромны, насчитывая миллионы тонн, очень небольшие месторождения «болотных» руд разбросаны по всей территории страны, представляя собой, по сути, рудные россыпи незначительных объемов. Добывать такую руду можно буквально лопатой, лишь снимая тонкий слой болотной растительности. Поэтому такую руду иногда еще называют «дерновой» или «луговой».
Такое производство оставалось, по сути, сельским. Все лето болотную руду копали в небольших раскопах у лесных болот, а осенью «сушили», обжигая на кострах. Одновременно заготавливали древесину — для получения угля ее пережигали в покрытых дерном ямах, процесс этот был трудоемким и длительным, до одного месяца. Уже зимой по снегу подготовленную руду и древесный уголь перевозили на санях к местам выплавки.
В примитивных «домницах» получали кричное железо. Обычно это были одноразовые «горны», укрепленные глиной ямы или каменные очаги, куда закладывалось небольшое количество руды (до нескольких десятков килограммов) вперемешку с древесным углём.
Выплавка кричного железа в домнице. Фото: Historic JamestowneЕсли на Руси до освоения месторождений далекого Урала основным источником железа были скудные «болотные» руды, то в Западной Европе источниками металла служили богатые залежи в горах на юго-востоке и в центре германских земель — в Богемии, Саксонии, Гессене, Гарце.
Гравюра из книги «De re metallica» Георгия Агриколы, 1556 годК началу XVI столетия численность занятых в горном производстве на территории нынешней Германии достигала 100 тысяч человек — примерно на порядок больше, чем занималось тогда железнорудными промыслами на территории России.
Если к тому веку Германия была буквально покрыта шахтами, где добывались все известные тогда человечеству металлы — от железа до серебра, золота, олова и меди, то возникавшему централизованному Московскому государству первые три века своего существования приходилось довольствоваться бедными «болотными» рудами, на базе которых невозможно было начать масштабное промышленное производство.
К тому же «болотные» руды давали только железо невысокого качества, а добыча цветных металлов на территории России до XVIII века фактически отсутствовала. Небольшие источники меди были обнаружены в самом конце XV века в Олонецком крае и в районе Печоры, но насытить внутренний рынок они не могли.
Что же касается источников металла на Урале, о нем знали еще в 15 веке. Первая специальная экспедиция «рудознатцев» на поиски серебряных руд на восточных предгорьях Урала была отправлена Иваном III в 1491 году. Серебро тогда не нашли, но обнаружили медь на реке Цильме (территория современной республики Коми).
Однако, если в Германии богатые железные, серебряные и медные руды располагались фактически впритык к крупным городам, то ту же русскую медь на Цильме от Москвы отделяло почти полторы тысячи километров — для транспортных технологий того времени это полгода пути, а с грузом и еще больше.
Именно это отсутствие металлургической базы и предопределило экономическое и технологическое отставание Руси от Европы.
До XVIII столетия значительную часть железа и большую часть цветных металлов нашей стране приходилось покупать на Западе.
Собственое производство
А как же Тульские оружейники, тульские самовары, в конце концов?
Андрей Денисович Виниус (нидерл. Andries Dionyszoon Winius; 1605—1662) — российский купец, заводчик и дипломатВ 1632 г. после нахождения под Тулой «доброй руды» голландский купец Виниус начал строить первый металлургический завод в России. Поставлял в первую очередь в казну пушки, а "излишек" имел право продавать за границу. Продукцию завод Виниуса начал давать к 1637 году, именно на его заводе была сооружена первая в России доменная печь.
Другие промыслы были Каргополе, Тихвине, Новгороде, Устюжне, под Каширой.
Иван Грозный даровал англичанам право завести железные заводы в Вычегде. В других городах использовалось, как правило, привозное железо и сталь (уклад).
Новгородские земли в плане металлообработки занимали передовые позиции до 70-х годов XVI века. Ещё в конце XV века там было около 215 домниц и велась добыча руды. Но, как вы помните, это именно те, низкокачественные болотные руды.
Что еще было?
Орешек, крепость в истоках реки Невы, был центром торговли со шведами. Основным экспортным товаром Швеции было железо, поэтому в Орешке возникли кузнечные промыслы. Главное тут правильно прочесть - качественные металлы покупали у Шведов.
Что еще.... англичанин Флетчер упомянал о Устюжно-Белоозерский крае: «Здешнее железо несколько ломко, но его весьма много добывается в Карелии, Каргополе и Устюге-Железном». Основой для производства была та же болотная руда.
В начале XVI века итальянец Барберини писал: «Обращаюсь к тому, что сам я видел… есть здесь город, так называемый Кашира, где находятся большие железные и стальные рудокопни».
Еще раз, все достаточно на примитивном, местечковым уровне из бурых руд содержания металла в которых было ниже сорока процентов.
Что с другими металлами?
В 1633—1634 годах на Каме был основан первый русский медеплавильный завод "Пыскорский медеплавильный". Но! Уже через несколько десятилетий месторождение было выработано, и ещё до 1671 завод был заброшен.
Подтверждением того, что меди на Руси попросту не было служит указ 1677 года, запрещавший продавать в Иран свыше 20 пудов меди, поскольку «в Московском государстве то не родится, приходит из немецких сторон».
Олово также было привозным. Английское олово шло в виде прутков. Из него производили в основном посуду: стаканы, тарелки и т.д.
Свинец тоже завозили. Интересно название формата - в свиньях. В 10 свиньях было около восьмидесяти пудов свинца.
А что с драг.металлами?
Производства драгоценных металлов у Московского царства тоже не было.
Даже была попытка заменить серебряную монету медной, которая, как известно, завершилась медным бунтом (1662 год).
Поиски месторождений в сибирских землях проводились еще при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче. Месторождение Аргунских или Нерчинских серебряных руд открыл сын боярский П. Шульгин в 1677 году. Первая плавка серебра состоялась в Нерчинске в 1686 году, но регулярные плавки начались с 1704 года. До 1760 года в Нерчинском горном округе был лишь один завод.
С 1830 года Нерчинское горное правление, согласно Высочайшему рескрипту о поисках золотоносных месторождений, начало эту работу по всей территории Забайкалья. Первое официальное сообщение об открытии в Забайкалье месторождения россыпного золота было сделано горным инженером А. И. Кулибиным.
Разоблачаем то, что никто не прячет
Итак, до Петра, до восемнадцатого века дело обстояло весьма плачевно. Металлов фактически не было! Массово использовалась болотная руда. И дело не только в металле, серебро, золото, медь, олово - все что вам придет в голову - все это было в большом, огромном дефиците.
Именно поэтому, куда не сунь нос, в какой музей не заляни - все достаточно скудно в этом плане. Поэтому на шлеме Ивана Грозного и Александра Невского арабская вязь.
шлем Александра НевскогоНа шлеме православного князя Александра Невского арабская вязь! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».
шлем царя Михаила ФедоровичаМихаил Фёдорович Романов (1596—1645) — первый русский царь из династии Романовых (правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года). На шлеме арабская вязь.
И на мечах. Импортное все, завезеное! И стоило баснословных денег. Ладно, я даже боюсь что-то писать дальше, ибо чую закидают меня ссылками из википедии и фотографиями монет.
Тот, кто умеет шевелить извилинами, сам, без моей помощи, на приведенных данных выстроит реальную историческую картину.
И вот вам навскидку сильный образ, русские скрепы!
Виктор Васнецов изучал археологию, древнерусский быт и старинные доспехи, создавая «Богатырей». Однако на картине «перепутал» все эпохи — историческая достоверность только мешала ему [Источник].
- Греческий колпак. Эти шлемы назывались так, поскольку были заимствованы из Византии. Тот, что на картине, скопирован с экспоната Оружейной палаты Московского Кремля (XIII век). Возможно, его привезла в Москву в XV веке византийская царевна Софья Палеолог, выданная за Ивана III.
- Одежда и доспех. Приближенный князя носит парчовые одежды, дорогую броню. На нем поверх кольчуги «дощатая бронь» XIII–XIV века из стальных пластин-дощечек. Знать в Древней Руси могла расплачиваться подобными богатыми доспехами, покупая земли.
- Юшман — кольчато-пластинчатый доспех, заимствованный из Персии, впервые упомянут на Руси в 1548 году.
Пусть вас теперь не смущает описание экипировки славных наших богатырей, ибо вы знаете: всё, что на них из представленного надето, иностранного производства.
Дефицит и, соответственно, стоимость металла были таковы, что на протяжении XV–XVII веков значительная часть «поместного войска» — дворянского конного ополчения, ударной силы русской армии — носила вместо дорогих стальных доспехов матерчатые «тегиляи», простеганные пенькой и набитые конским волосом кафтаны. В то время, как на западе Европы, с ее богатыми горными рудниками, с XV века стальные доспехи уже вытеснили неметаллические варианты защитного вооружения.
Это не фантазии, это реалии! Общеизвестные факты. Заморочили людям голову бесконечные лубочные картинки с качками-богатырями на фоне золотых куполов да крестов.
Дорого, очень дорого! Для дворян, для конников - недоступная роскошь. Что говорить о крестьянине в деревне?
Порядок цен, навскидку: скажем, в 16-ом веке топор стоил 70 копеек при цене лошади в рубль. Это сейчас рубль - не деньги, а состоит он, между прочим, из ста копеек. И копейка имела большой вес.
Да, вот еще один спойлер. Нормальный, такой, юродивый:
Юродивый — И. С. Козловский. Кадр из фильма-оперы «Борис Годунов», 1955 годВ свете озвученных мною фактов металлические цепи у этого нищего времен Ивана Грозного, все равно, что золотые сегодня.
Петр I
Согласно академической истории, лишь при Петре I, всё хоть как-то закрутилось-завертелось. Был организован "Приказ рудокопных дел", в функции которого входили добыча руд, выплавка металлов, строительство рудников, поиски руд — «рудосыскное дело», составление инструкций по розыску минералов и подготовка «сведущих людей», в России было заложено государственное управление горным делом. Да, в этот период на Южном Урале горным делом и горнозаводским предпринимательством занимались представители купечества, тульских оружейников, местных рудознатцев и рудопромышленников, столичных аристократов и местных дворян, но Урал - это очень далеко.
Итак, с одной стороны - вроде как шлемы с кольчугами, колокола и купола, самовары, пушки и мушкеты и даже чугунная дорога в 1788 году... С другой, нужно понимать, что было это все в небольших количествах и простому люду мало доступно.
Русская печь
Пора бы тут и закончить, но мы уже вплотную подобрались к русской печке, надо хотя бы немного, но сказать и об этом.
Мне пишут, что печь была глиняная, что никаких проблем, все просто. Нет! Не просто!
русская печьПусть у вас залежи глины и вы способны сложить... как это будет из глины? Слепить? Слепить смогли такую русскую печку. Но в отсутствие металла в вашем распоряжении - палка и глиняная миска! Или руками в нее полезете?
Печные принадлежности
- Ухват (рогач) необходим для установки в печь и изъятия оттуда чугунов, используемых вместо кастрюль.
- Чапельник (сковородник) служит для перемещения сковород без ручек (чапе́л),
- деревянная лопата (садник) — для перемещения хлеба и выпечки,
- кочерга — для перемещения, выгребания углей и дров в растопленной печи.
- Чугуны — жаропрочная, как правило, чугунная, реже алюминиевая посуда.
- Сковороды — чаще всего использовались чапе́лы — сковороды без ручки, удерживаемые чапельниками.
- Другая посуда для приготовления пищи: горшки, кринки, утятницы, гусятницы, противни и т. п.
И можно сколько угодно расхваливать печи по-черному, без дымохода, что, мол, клопов да всяких паразитов дым отгонял, экономная, удобная и т.д. и т.п. Речь не об этом - я писал о русской печи - белой русской печи с дымоходом, с трубой, которая топится по-белому. Та, на которой, якобы Емеля ездил. Та, что у нас называется исконно русской печью!
Обратите внимание, что это конец девятнадцатого века - вы трубу видите? А на соседней избе есть? В музее, конечно, такое не показывают, там золотом шитые кокошники и печи в пол дома беленые.
Еще одна изба без дымохода.
Тут, кому позволяли финансы что-то смастерил. Остальные - так.
Не собираюсь я кошмарить, чернуху одну показывать. Посмотрите другие фото у humus, если есть желание.
Я не утверждаю, что все без исключения, как скоты, жили в сараях земляных, но и розовые очки-то снимите, про повсеместное спанье на печах давайте не будем уже, а?
Были, были и зажиточные крестьяне, и, возможно даже целые деревни крепких хозяйств. Вот, для разнообразия дом и с трубой и с стеклянными окнами:
Дом в Угличе – самая старая жилая постройка в России. Более старых домов не зафиксировано. Фотографии двух строений, датированных XVIII веком, приведены в довоенной книге "Русское деревянное зодчество" (С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов, Москва, 1942 г.)Но, вернемся к кроватям. Ну, никто же не спорит, что в избах, в деревнях кроватей не было, ибо они просто были не нужны, что спальню отдельную надо отапливать, что в одной избе жило много человек, и по десять-двадцать кроватей ставить - это бред. И на лавках спали и на сундуках, и на сеновале. Да мало ли! Это не вопрос - вопрос был, что путешественник в России девятнадцатого века, где только вот недавно закончилось восстание декабристов, по улицам Петербурга ходит Пушкин Александр Сергеевич, а маркиз Де Кюстин не находит кроватей! Причем, не просто не находит кровати в гостинице, а приводит пример того, как спят в европейского стиля домах дворяне, знать!
Не грустите, нет тут не поклепа на славянских народов, не унижений, ничего такого. Прорвемся. Не все в этой истории гладко, как может показаться!
Используемые источники
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна. |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.tart-aria.info
Медицина в зеркале историиГлава 10. Медицина древней РусиНародная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы. Народные предания сохранили поэтические рассказы о происхождении лекарственных растений. Вот что рассказывает легенда о вахте трехлистной. Одна из русалок, несмотря на запрет водяной царицы Волховы, вышла вечером из подводного царства погулять среди людей. Узнав об этом, царица запретила ей возвращаться под воду и оставила на берегу «нести вахту»: предупреждать путников о топких болотистых местах. Горько плакала от тоски русалка и превратилась в красивое растение. Оно исцеляет от многих болезней. О Волхове напоминает и другое русское предание. Она любила молодого купца Садко, но ему больше нравилась простая деревенская девушка. Много горьких слез пролила царица. Когда они падали на землю, то превращались в ароматные серебристые цветы — ландыши. Олицетворением болезней и невзгод в славянской мифологии были демонические существа — Горе и Лихо. Наслать на людей и домашний скот болезни могла и Кикимора — злой дух дома. Представление об удивительных лекарствах, спасающих от болезней и старости, дошло до нашего времени в сказках о живой воде, о молодиль-ных яблоках, о кипящих котлах, искупавшись в которых, старик становился юношей. Исторические параллели: В мифологии многих стран есть подобные представления о живой воде, способной вернуть молодость и здоровье. Греческие мифы рассказывают о волшебнице Медее, которая могла превратить старого человека в юношу с помощью зелья, сваренного в большом медном котле. После того, как она погрузила в кипящий котел барана, он выпрыгнул оттуда резвым ягненком. Древнерусские мифы рассказывали о рукодельницах — божественных пряхах, которые пряли не простую кудель, но нить человеческой судьбы, предопределяя от рождения здоровье и будущее ребенка. Отголоски этого мифа встречаются в русских сказках, где герой часто получает клубок, который ведет его по жизни Исторические параллели: Представление о жизни, которая течет вслед за нитью, встречается в мифологии многих народов. В преданиях хеттов и индусов есть пряхи, прядущие нить человеческой жизни. Гомер писал об Одиссее: «Будет терпеть, что ему судьба и Пряхи жестокие рождающемуся напряли льном, когда родила его матерь». Три пряхи—мойры (от греч. «мойра» — доля, участь) олицетворяли у греков неизбежную судьбу. Одна из них пряла нить жизни человека, другая определяла его участь, третья перерезала нить жизни. Римляне называли их парками, скандинавы — норнами. К их образам часто обращались европейские художники эпохи Возрождения. Уже в первые века нашей эры скифам было известно бальзамирование. Оно сопровождалось изъятием полостных органов и заменой их ароматическими травами, в первую очередь — сельдереем. Эта трава, которая широко использовалась народной медициной, в изобилии росла в бассейне Днепра. Для приготовления бальзамирующих жидкостей применяли масло, смолу и деготь. Заканчивался процесс тугим пеленанием «лентиями». 11.1. МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИя В ДРЕВНЕРУССКИХ СОЧИНЕНИяХПервые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В летописях врачей называли леч-цами. О них упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при ярославе Мудром в первой четверти XI в. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сын}'. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани». В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен. Издавна в ней здесь лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных лечебных банок. В «Повести временных лет» приведен легендарный рассказ Андрея Первозванного о банях: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрас- Баня в Древней на, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут». В качестве моющего средства здесь упомянут квас, который применяли при вымачивании кож. В одном из «Изборников» XIII в. говорится о растительном моющем средстве — «мыльной траве». Возникновение анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь с потребностью оказания врачебной помощи при травмах н ранениях, полученных на войне. При описании хирургических операций и действия оружия применялись сходные тер-] мины: «разрезание тканей» , «распластание телес». Сведения по анатомии содержатся в знаменитом «Шестодневе» Иоанна Болгарского (X в.), который переписывался на Руси до XVIII в. Наиболее ранний из русских списков этого произведения, рассказывающего о шести днях творения, относят к 1414 г. Особенно много внимания уделено в «Шестодневе» сердцу и мозгу. Сердце названо «князем и владыкой» человеческого тела. Интересное объяснение находит и его «преклонение на левую сторону» тела. Поскольку она является более «ветреной», «воздушной» по сравнению с правой, то нуждается в утяжелении за счет сердца. Равновесие достигается тем, что правая часть тела «нехудую помощь приемлет» от печени, которая по форме так же «круговата», как и сердце. Позже представление о жизненном цикле человека связывалось в первую очередь с формированием сердца в его теле. Помимо сочинения Иоанна Болгарского, в древней Руси были известны и другие варианты Шестоднева. Большое внимание в них уделено учению о предназначении человека: «Божья рука» ведет каждое творение к цели для осуществления заранее намеченного («обреченного») Богом развития. Отмечается особая роль сердца среди других' органов: сердце «огнеобразно», хотя «внутри себя не имеет ни единой искры». При описании рта упомянуты верхняя и нижняя губа — «ус» и «брада», твердое небо вызывает у автора ассоциацию с небом — обителью Бога. Такой символизм в анатомических описаниях часто встречается в христианских сочинениях. Твердое небо, например, называется в них «горница», «палата», «небесник». Исторические параллели: Символизм подобного рода характерен и для западных средневековых энциклопедий, в которых сведения по анатомии сопровождались комментариями к библейским текстам и назидательными историями. Так, например, автор энциклопедии «Этимологии» Исидор Севильский (ок. 560—636 г.), говоря о телесном образе человека, видит на нем отпечаток латинских слов «Homo dei» ( «Человек божий»). Эти слова можно было прочесть на лице следующим образом. Два глаза обозначают две буквы «о». Брови и помещенный между ними нос дают очертания буквы « т». Поскольку латинское «Н» — не настоящая буква, а только придыхание, она не имеет на лице явного отпечатка. С другой стороны, она символизирует одушевление человека Богом, который «вдохнул» душу в свое творение, и поэтому должна стоять первой. Так получается слово «homo». Далее — ухо имеет форму буквы «D», ноздри с их перегородкой, если смотреть на них в поперечном направлении, образуют «е», рот также в поперечном направлении имеет форму «i». Упоминание о божественных словах, начертанных на лице человека, позже встречается во многих средневековых энциклопедиях. Интересно сопоставить эту символику с рассуждениями о физическом и духовном теле человека в «Книге о святой Троице» московского священника Ермолая, в монашестве Еразма, жившего в Москве в первой половине XVIстолетия. Анатомические представления он использует для иллюстрации догмата о троичности. Приведем несколько примеров. «Бесплотная» часть человека «тривещна»: «первое ум, второе слово, третье душа». В физическом отношении человек также «тричастен есть»: все тело делится на три части: голову, туловище и конечности. Голова состоит из лба, верхней и нижней челюсти, рука — из мышцы, локтя и длани, длань — из «трехчленовенных» пальцев. Даже в- случае видимого несоответствия три-частности, недостающая часть добавляется из «невидимых умных». Так, к двум глазам добавлено «невидимое умное око», к двум ушам — третье, «душевное». Сочинение одного из крупнейших византийских мыслителей Иоанна Дамаскина (VIII в.) «Источник знания», известное в русских списках XII в., упоминает о том, что человеческое тело, как и все тела в природе, состоит из четырех стихий. В организме им соответствуют четыре жидкости: земле — «черная кручина» (черная желчь), воде — «глен» (флегма), воздуху — кровь, огню — «желтая кручина» (желчь). Выдержки из медицинских представлений Гиппократа и Галена содержатся в сочинении «Тайная тайных, или Аристотелевы врата», которое приписывалось Аристотелю. В действительности эта небольшая книжка представляла собой перевод фрагментов из трудов арабского врача Разеса и еврейского философа и врача Моисея Маймонида, Псевдо-аристотелевская рукопись «Проблемы» содержит выражения, близкие к афоризмам Салернс-кий школы»: «Зерцало, трава, воды течение дают очесам утешение» Исторические параллели: В «Шестодневе» и «Источнике знания», как и в западноевропейских сочинениях, много места уделено рассуждениям о целесообразном строении и разумном поведении живых существ. В этом видели проявление Божьего промысла. Например, «Шестоднев» Георгия Писида, написанный в VII в. на греческом языке, в русском переводе носит название «Премудрого Георгия Писида похвала Богу о сотворении всеа твари». Здесь подробно описывается целесообразность строения тела человека и животных — козла, кита, верблюда, жука, паука, пчелы и многих других. Особенное восхищение автора вызывает пчела, «мудрая делателъница», умеющая искусно делать соты — «ятрикровные храмы шестигранные». В русских сказаниях сохранились имена женщин-врачевательниц. Крестьянская девушка Феврония, дочь бортника, успешно занималась врачебной практикой, дочь черниговского князя Евфросинья была «зело сведуща в Асклепиевых писаниях». По мнению некоторых исследователей, автором первого отечественного медицинского трактата была Евпраксия Мстиславовна (ок. 1108—ок. 1180 гг.), дочь князя Мстислава Владимировича и внучка Владимира Мономаха. С ранних лет она интересовалась медициной и успешно занималась лечением, за что получила прозвище «Добродея». В 30-х гг. XII в. она написала медицинский трактат на греческом языке «Мази» — сочинение в пяти частях, которое систематизирует разрозненные медицинские сведения того времени и содержит собственные наблюдения, особенно о женских болезнях и уходе за новорожденными. Вот названия некоторых глав: «О движении и покое», «Об образе жизни в различные времена года», «О пище, питье, сне и пробуждении», «О поте», «О моче», «О бане», «О беременной и об утробном», «Об уходе за ребенком». Хотя переводные византийские сборники XI— XIII вв. под названием «Измарагд» («Изумруд»), «Златая цепь» содержали немало описаний «площадных» (публичных) вскрытий, анатомические представления в XV и XVI столетиях развивались на Руси весьма медленно. Даже при просвещенном Борисе Годунове не обсуждали вопрос о возможности анатомических вскрытий. Когда в Москве от дизентерии умер датский принц, жених его дочери Ксении, Борис отговорил сопровождавших гостя датских врачей от того, чтобы анатомировать тело перед бальзамированием и отправкой на родину. Внутренние органы человека, как пра-вило, изображались в книгах назидательного со-держания. Так, на первом плане русской миниатюры XVI в. «баныцик Прохор» — молодой человек,, созерцаемый толпой «серДоболей», представлял грешника, живот которого растерзал когтями дьявол. Исторические параллели: Обязательное привлечение врачей для вскрытия трупов умерших от насильственной смерти было определено только воинским указом Петра в 1718 г.: «Коль скоро кто умрет, который в драке был бит, колот или прободен будет, лекарей определить, которые бы тело мертвое взрезали и подлинно разыскали, что какая причина смерти его была». В XV—XVII вв. на Руси получили широкое распространение различные травники и лечебники, в которых был представлен опыт народной медицины. Они состояли из кратких описаний лекарственных растений и указаний к их применению. Вот пример такого описания. «Трава мачиха, растет лопушниками, одна сторона бела, а листочки что копытцы, а корень по земле тянется, цвет желт, а у иной цвету нет... Аще у кого утроба болит, корень парь да хлебай, — поможет». Описания растения при переводе снабжались комментариями: «растет на Руси», «растет на Коломне». Иногда действие лекарственного растения объяснялось, исходя из лечения «противоположного противоположным»: избыток холодного лечили горячим, избыток влажного — сухим. Вот пример такого объяснения в лечебнике XVII в.: с помощью лука «горячество лукавое истребляет мокрость вредительную студеную». Травники и лечебники содержали сведения о лечении бытовых травм и болезней, в том числе «ожаров» (ожогов), «огневицы» (сыпного тифа), «червивой бо-лести» (глистов), об избавлении от нательных паразитов. Вот описание блохи в лечебнике XVII в.: «Блоха есть червячок чорн и лих и резв добре, а коли укусит, тогды что иглою уколет». В 1534 г. «по повелению господина преосвященного Даниила митрополита всея Руси» была впервые переведена с немецкого книга «Сад здоровья». Название книги «Прохладный вертоград» соответствует латинскому названию «Hortus amoenus» («Приятный сад»). По таким книгам, содержащим кроме описания болезней и рекомендаций по их лечению обширный материал о животных и минералах, обучались врачи в российских лекарских школах XVI-XVII вв. Первым переводчиком вертограда на русский язык был «полоняник литовский, родом немчин, люблянин» — придворный врач и астролог царей Ивана III и его сына Василия Ивановича, уроженец Любека Николай Немчин (Nikolaus Buelow), он же — Николай Булев или Люев. Прожив долгое время на Руси, он изучил русский язык, перевел с немецкого несколько книг астрологического и медицинского характера. Вертоград 1534 г. впервые знакомил русского читателя с экспериментированием на животных для изучения действия ядовитых веществ. Например, для того, чтобы проверить, уменьшается ли селезенка у поросенка под влиянием коры ясеня, предлагалось кормить его девять дней хлебом с при- titmnKAfttfi месью этой коры. Затем животное забивали и производили осмотр селезенки, который подтверждал факт уменьшения ее до самой малости: «Селезень истреблен, а собою вельми мелок». В лечебниках XVI—XVII в. излагалось учение о четырех стихиях, содержались простейшие анатомические представления. <<< Оглавление книги Следующая глава >>> |
medcominfo.narod.ru
История древней Руси - » Металлургия
Изготовление металлических изделий в деревне
Сторонники так называемой торговой теории, происхождения Киевской Руси принижают роль древнерусского ремесла, основываясь на мнимом отсутствии в русских землях металлургического сырья — руды. Между тем у русских мастеров была в изобилии железная руда, вполне удовлетворявшая их, это — болотная, озерная и дерновая руда.
Болотная руда — бурый железняк органического происхождения (железистые отложения на корневищах болотных растений) — содержит от 18 до 40% железа. По своим технологическим качествам болотная руда была наиболее подходящим сырьем для примитивной металлургии, так как она принадлежит к наиболее легко восстановимым породам. Восстановление железа из руды начинается при температуре всего в 400°, а при 800°—900° получается уже металлическое железо.
Чрезвычайно важным для правильного решения вопроса о древней сырьевой базе является изучение географического распространения болотных руд.
Болотная руда распространена в Восточной Европе чрезвычайно широка и везде сопутствует лесу. Южная граница распространения болотной железной руды совпадает с южной границей лесостепи. Южнее этой линии, в степях железной руды данных типов почти нет. А в пределах ее массового распространения удается наметить несколько районов с наиболее интенсивным залеганием. Таким образом, все восточнославянские племена, все позднейшие русские княжества лежали в зоне рудных месторождений; русские кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем. Найти железную руду было не труднее, чем залежи гончарной глины. Болотная руда сохранила свое значение для металлургической промышленности местами до XVIII в. (например, в Белоруссии), когда на ней работали небольшие заводики с полумеханизированным процессом дутья (мельничный привод).
По внешнему виду болотная руда представляет собой плотные тяжелые землистые комья красно-рыжего оттенка. В древнерусском языке слово «руда» означало одновременно и руду и кровь, а прилагательное «рудый» было синонимом «красного», «рыжего».
Знакомство с железом в лесной полосе Европы относится к началу первого тысячелетия до нашей эры. Первоначально железо выплавлялось в обычных домашних очагах. Эти очаги были сложены из камней и кусков шлака и имели в поперечнике около 1 м. Шлаки (отходы плавильного процесса), находимые на городищах, весьма тяжелы, что говорит о неполной выплавке железа из руды. Железо получали небольшими дозами, достаточными лишь для изготовления, например, ножей, долот, стрел, серпов и других сравнительно небольших предметов.
Ко времени формирования славянских племенных союзов и началу образования Киевского государства металлургическое дело насчитывало уже полуторатысячелетний опыт. Появились специальные горны, вынесенные за пределы землянок, а варка и ковка железа стали делом особых мастеров.
istoiarusi.ru