Скань - это что такое? Русская техника скани. Зернь это в древней руси


Зернь - это... Что такое Зернь?

  • зернь — зернь, и …   Русский орфографический словарь

  • зернь — зернь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • зернь — и; ж. 1. Старинная игра в кости. Играть в з. Проиграть деньги в з. 2. собир. Мелкие золотые или серебряные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Серьги, покрытые зернью. Брошь с зернью. * * * зернь ювелирная техника … …   Энциклопедический словарь

  • зернь — ЗЕРНЬ, арх., истор. – Старинная азартная игра в кости. Казак от нечего делать сутками играл со служилыми в зернь, проматывая последнее добро (1. 386). Сл.РЯ XI XVII 5. 385: зернь «игра в кости» (XVI в.). Самотик Словарь Чмыхало 107: зернь (ист.)… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • Зернь —         мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из тонкой проволоки (см. Филигрань). Зернь создаёт эффектную светотеневую и фактурную игру, обогащает… …   Художественная энциклопедия

  • зернь —  ЗЕРНЬ    , и, ж.    1. Название карточной игры.    ◘ Существует ещё игра юрдовка, иначе зернь, основанная на игре в оставшиеся от выброски карты: двойки, тройки, четвёрки и пятерки. С.В.Максимов. Сибирь и каторга, 1871.    ♠ Обычно зернь игра в… …   Карточная терминология и жаргон XIX века

  • ЗЕРНЬ — разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗЕРНЬ — ЗЕРНЬ, зерни, мн. нет, жен. (ист.). Игра в кости или в зёрна. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗЕРНЬ — ЗЕРНЬ, разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки …   Современная энциклопедия

  • Зернь — I ж. Старинная игра в кости. II ж. 1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2. разг. То, что имеет вид мелких крупинок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Зернь — I ж. Старинная игра в кости. II ж. 1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2. разг. То, что имеет вид мелких крупинок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    филигрань, скань, зернь и чернение — Jewellery Mag

    При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

    Предлагаем поподробнее узнать разных ювелирных техниках и их истории.

    Филигрань и скань

    Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

    Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

    Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

    Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

    Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

    Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

    Флешка, оформленная в технике филиграни. Фото: isnovaprazdnik.com

    Флешка, оформленная в технике филиграни. Фото: isnovaprazdnik.com

    Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

    Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

    Зернь

    Пуговицы XVII–XVIII века. Серебро, филигрань, позолота, зернь. Фото: Российский этнографический музей

    Пуговицы XVII–XVIII века. Серебро, филигрань, позолота, зернь. Фото: Российский этнографический музей

    Кольцо, украшенное в технике зернь. Фото garuda.livemaster.ru

    Кольцо, украшенное в технике зернь. Фото garuda.livemaster.ru

    В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

    Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

    Чернение

    Серебряное кольцо с чернением. Фото: valentin.livemaster.ru

    Серебряное кольцо с чернением. Фото: valentin.livemaster.ru

    Браслет из черненого серебра. Фото: www.diamondspearlsjade.com

    Браслет из черненого серебра. Фото: www.diamondspearlsjade.com

    Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

    Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

    Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

    Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.

    jewellerymag.ru

    это что такое? Русская техника скани

    Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.

    Скань или филигрань?

    скань это По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое - исконно русское – обозначает «свивать», «скручивать нитки». Второе - европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить» и «зерно».

    Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.

    Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.

    Происхождение скани

    Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э., принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники. Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.

    скань в древней руси это

    Русский промысел

    Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги.

    В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия.

    Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства.

    Периоды расцвета и упадка

    В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий.

    Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции... Конечно же, было не до ювелирного искусства.

    скань филигрань

    Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год).

    Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области).

    Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

    финифть скань

    Виды ювелирной скани

    В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

    В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

    Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

    Материалы для скани

    С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.

    Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

    В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

    Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.

    Техника скани требует мастерства

    скань чернь

    Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.

    Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.

    Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.

    Напайная скань сразу крепится на металлическую основу.

    Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

    Придание оригинальности

    подстаканник скань

    Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

    Первая – это использование зерни, мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность.

    Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом.

    Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная. Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом.

    В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.

    fb.ru

    История древней Руси - » Зернь

    Городские ювелиры

    Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.

    Возможно, что при этой работе применяли медные паяльники, раскаленные в той же жаровне. Паяльниками подправляли те места, где припой плохо, схватывал зерно или нить.

    Зернь и скань, известные в инвентаре русских курганов начиная с IX и., и в дальнейшем являлись излюбленнейшей техникой городских златокузнецов. В раннее время зернью особенно усердно украшали серебряные лунницы (в старых памятниках «месяца гривеньная», т. е. лунница ожерельная). На некоторых из них напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых в 5—6 раз меньше булавочной головки. На 1 кв. см приходится 324 зерна. На зерненых киевских колтах количество зерен доходит до 5000.

    В XII—XIII вв. зернь в городах не вывелась, но применялась главным образом на звездчатых колтах, иногда в виде сплошного покрытия для лучей звезд, иногда же в виде изящных бордюров.

    Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластинку напаивалась тонкая гладкая проволока, создававшая каркас рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось зернью, которая припаивалась вся сразу.

    Скань применялась в самых различных случаях: для подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления крупных эмалевых медальонов и т. д. Ажурная скань применялась почти исключительно для трехбусинных височных колец, бусины которых делались каждая отдельно. Для изготовления бусин туго скручивались золотые нити, и из одной сканной нити, длиной около 12—15 см, скручивая ее в разных направлениях, делали каркас, состоящий из восьми соприкасающихся окружностей и двух втулок для самого стержня, на который надеты бусины. Места соприкосновения проволочных колечек (диаметр 3—4 мм) спаяны и накрыты сверху для прочности маленькой каплей золота. Таких зерен на каждой бусине 16. Иногда для прочности между колечками протягивали дополнительные нити. В результате получалась очень легкая, воздушная бусина, изящная и хрупкая на вид, по достаточно прочная.

    Для изделий из проволоки применялась и ложновитая проволока, когда литье заменялось имитирующей его насечкой или специальной штамповкой. Насечка делалась резцом, а штамповали проволоку в железном штампе, имеющем желобок с насечкой. Проволоку закладывали в желобок и узким молотком вгоняли в насечки; после этого проволоку поворачивали и еще раз повторяли штамповку (см., например, колты из Святозерского клада).

    istoiarusi.ru

    ЗЕРНЬ - это... Что такое ЗЕРНЬ?

  • зернь — зернь, и …   Русский орфографический словарь

  • зернь — зернь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • зернь — и; ж. 1. Старинная игра в кости. Играть в з. Проиграть деньги в з. 2. собир. Мелкие золотые или серебряные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Серьги, покрытые зернью. Брошь с зернью. * * * зернь ювелирная техника … …   Энциклопедический словарь

  • зернь — ЗЕРНЬ, арх., истор. – Старинная азартная игра в кости. Казак от нечего делать сутками играл со служилыми в зернь, проматывая последнее добро (1. 386). Сл.РЯ XI XVII 5. 385: зернь «игра в кости» (XVI в.). Самотик Словарь Чмыхало 107: зернь (ист.)… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • Зернь —         мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из тонкой проволоки (см. Филигрань). Зернь создаёт эффектную светотеневую и фактурную игру, обогащает… …   Художественная энциклопедия

  • зернь —  ЗЕРНЬ    , и, ж.    1. Название карточной игры.    ◘ Существует ещё игра юрдовка, иначе зернь, основанная на игре в оставшиеся от выброски карты: двойки, тройки, четвёрки и пятерки. С.В.Максимов. Сибирь и каторга, 1871.    ♠ Обычно зернь игра в… …   Карточная терминология и жаргон XIX века

  • ЗЕРНЬ — разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗЕРНЬ — ЗЕРНЬ, зерни, мн. нет, жен. (ист.). Игра в кости или в зёрна. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Зернь — I ж. Старинная игра в кости. II ж. 1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2. разг. То, что имеет вид мелких крупинок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Зернь — I ж. Старинная игра в кости. II ж. 1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2. разг. То, что имеет вид мелких крупинок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    Что называли сканью в Древней Руси?

    Для создания поистине потрясающих украшений мастера древности использовали множество необычных техник. Каждая из них делала создаваемый предмет особенным и неповторимым. И только от опыта и мастерства ювелира зависело качество украшений, ведь некоторые техники требовали аккуратности и точности движений. Одними из наиболее сложных способов украшения предметов обихода являлась скань, особенно почитаемая в Древней Руси.

    Что значит слово «скань»?

    Этот термин происходит от древнерусского «съкати», что означает «свивать» или «скручивать». Другое название этой ювелирной техники имеет латинские корни и звучит как «филигрань» (от filum и granum, что означает нить и зерно).

    Скань (филигрань) является техникой изготовления разнообразных ювелирных изделий благодаря спаиванию узоров из металлической проволоки.

    Разновидности филиграни

    Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни. Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:

    • Напайная скань. Это техника изготовления украшений, при которой проволочный узор напаивают на металлический лист-основу. Весьма часто сочетается с эмалью и по типу различается на фоновую (глухую) филигрань, просечную (выпильную) скань, перегородчатую эмаль и другие.
    • Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из проволоки без напаивания их на какую-либо основу. Для создания металлического кружева требуется большой опыт работы с металлами и аккуратность при спаивании. При добавлении к технике зерни производят напаивание металлических шариков на элементы кружева.
    • Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.

    Техника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами: драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом. Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор. Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:

    • Прежде всего, золото является весьма легкоплавким металлом, то есть для его нагрева до состояния «тягучести» требуется температура, которая будет намного меньше температуры плавления стали или железа.
    • Золото является чрезвычайно пластичными материалом. При высокой степени чистоты оно легко деформируется даже без нагревания.
    • Золото достаточно экономичный материал. Это означает, что из сравнительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительную по длине золотую проволоку, из которой и составляются узоры скани: кольца, изгибы и завитки.
    • Этот благородный металл весьма ценили на протяжении всей истории человечества. Самые обеспеченные члены общин украшали себя золотыми изделиями, техники изготовления которых только усложнялись с течением времени. Орнаменты скани, выполненные из золота, украшали оклады икон, басмы и серьги.

    История филиграни

    Эта ювелирная техника пришла в современность из глубины веков, подвергнувшись минимальным изменениям. И по сей день при изготовлении украшений мастера используют ту же технологию, что и их предшественники столетия назад.

    Сканное искусство известно со II века нашей эры. За свою долгую историю, длящуюся уже более 900 лет, филигрань только усложнялась: глухая техника преобразовалась в ажурную, а вместо мягких драгоценных металлов начали использовать даже тугоплавкую сталь.

    В Древней Руси искусство скани впервые упоминается в IX веке. Ажурную технику скани в то время ещё не использовали, предпочитая ей зернь, то есть напаивание на ювелирные украшения или друг на друга множество шариков из металла и составление из них сложного узора. Ажурная скань, то есть составление узоров из металлической проволоки без какого-либо фона, стала применяться с XII века. Тогда же началось усложнение техники путём украшения изделий из скани драгоценными камнями и эмалью.

    Сюжеты, выполняемые филигранными техниками, сильно зависели от окружающей действительности. Они не были статичными и менялись тогда, когда менялось общество, чутко реагируя на привнесение в Древнюю Русь влияний других стран и стилей искусства.

    Возрастающая потребность во всё более и более сложных узорах скани подстёгивала мастеров к улучшению навыков. Сохранившиеся с XVI века пуговицы, украшенные тончайшим узором металла, до сих пор поражают воображение. Считалось, что чем тоньше и замысловатее узор скани, тем более благородным и уникальным является ювелирное изделие.

    Расцвет филиграни приходится на период с XVIII по XIX век. Именно в это время она стала восприниматься как вид ювелирного искусства и применяться не только для создания украшений, но и для росписи небольших предметов. Все сканные изделия, вне зависимости от того, являлись ли они объёмными панно или всего лишь небольшими портсигарами, выполнялись вручную, хотя спрос на филигрань был очень высок.

    Филигрань является тем искусством, которое почти не пострадало во времена СССР. Связано это было прежде всего с тем, что скань была объявлена национальным достоянием и народным историческим промыслом. Это позволило ей продолжить своё развитие, пусть и в других темпах.

    На нынешний момент создаются сканные вазы и скульптуры различных размеров. Для приобретения достойно выполненного украшения, созданного в этой технике, ювелиры советуют чаще посещать различные выставки ювелирных изделий ручной работы.

    kamni.guru

    Зернь - Ювелирные техники, отделка ювелирных украшений | Jevel.ru

    Одной из древнейших ювелирных техник является методика «Зернь». Она, по сути, представляет собой маленькие металлические зернышки или шарики, являющиеся украшением скани. Шарики изготавливаются из золота или серебра, после чего напаиваются на узор какой-либо ювелирной композиции, или же в качестве дополнения к ней, например, как окантовка орнамента. Подобные драгоценные зернышки напаиваются в виде различных фигур, чаще всего геометрических: ромбы, треугольники, овал, грозди….

     

    На самом деле, по своей сути, техника «Зернь» не является самостоятельной методикой, она является неотделимой частью техники «Скани». В России данные методики стали очень популярны в XI-XII века, с помощью «Зерни» изготавливались распространенные на территории Руси височные кольца. При помощи «Зерни» и «Скани» создавались поистине изящные, тончайшие произведения искусств, можно было придумывать образы фантастических персонажей, птиц и зверей. И вообще любой ювелирный узор, исполненный в данных техниках, получался искусным, позволяя прорисовывать мельчайшие детали.

     

    Техника «Зерни» не столь трудна, сколь трудоемка, мастеру-ювелиру необходимо создавать маленькие, чаще всего одинаковые шарики, а затем закреплять их в украшении. Обычно для создания зернышек используется отрезы проволоки, причем обязательно одинаковой длины. Эти отрезы помещаются на угольную пластину, имеющую ряды маленьких круглых ниш. Теперь необходимо расплавить каждый отрезок проволоки, и жидкий материал просто стекает в подготовленные ниши и принимает необходимую форму зерна. Однако существует и другой способ – расплавление таких же отрезков в тигле.

     

    Очень важно при работе в технике «Зерни» уделить внимание припою, он должен быть практически незаметен. Если залить припоем хотя бы часть узора, то композиция потеряет четкость. Интересно, что в давние времена ювелирам удавалось создавать идеальные узоры, после чего правильная методика невидимого припоя была утеряна. Однако оказалось, что древние ювелиры и не владели таинством невидимого припоя, это доказал профессор Мишуков Ф.Я. Он заявил, что раньше изготавливалась специальная смесь, состоящая из серебра, амальгамы, сусального золота и ртути, и этой смесью обрабатывали место припоя. Получается, что ртуть испарялась, а зернышки оказывались прочно закреплены на поверхности ювелирного украшения.

     

    Как мы уже сказали, подобная методика была очень трудоемкой и требовала высокой квалификации ювелира. Современные методики «Зерни» являются более простыми: заготавливается сланцевая форма украшения, в которой зерна и сканые ленты выплавляются одновременно. Получается, что сразу отливается все ювелирное изделие. С другой стороны, если очень придираться, получившееся украшение действительно похоже на «Зернь», однако узор менее четкий, чем у старинных изделий.

    www.jevel.ru