Вопрос 5. Русь 9-12 веков. Характер и особенности цивилизации. Культура древней руси 9 12 века


Вопрос 5. Русь 9-12 веков. Характер и особенности цивилизации.

Особенности:

Гос-во состоит из властей, которые управляют династией. Волости сложились на основе территориальных племенных княжений. Ведущей структурой господствующего слоя древней руси являлась дружина, которая выполняла военную, судебную, административную ф-ю. старшие дружинники – бояре, мужики входящие в совет при князе затем в совет бояр, совет думы. Князь назначал наместника – в города воевод, тысяцких, данников, мечников, мытников, мелких должностных лиц.

Важную роль в древнерусском гос-ве играло вече. Основную часть населения состовляли свободные общины сельского населения, которых называли люди.

Особенности древнерусского гос-ва:

1)ранняя феодальная монархия, где правил князь династия и его семья. Существуют принципы редистрибуции. Рабство имело место, но носила патриархальный характер. 2)в отличие от запада частная собственность на землю получила развитие в конце 11 века после решения съезда князей в Любичах. 3)основной социальной единицей, которой руководило хозяйство, культура и культовая жизнь является община. 4)существует система общественных договоров которое заключалось между князем и вече, где определялось взаимные обязанности. 5)древние города являлись не только центрами ремесла и торговли, но и политическими центрами, городами. 6)важную роль в общественной политической жизни играло вече.

Вопрос 6. Культура Руси 9-12 веков.

Литература:

Литература была, в основном, переводной – с греческого. В начале XII в. появляется первый общерусский летописный свод, написанный монахом Нестором – «Повесть временных лет». Появляется агиографическая литература – жития, посвященные русским святым – Борису, Глебу, Феодосию Печерскому. Со временем, развивается и местное летописание – новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское…Все эти летописания характерны для развитых политически и экономически княжеств. В 1117 г. появляется «Поучение Владимира Мономаха» - по сути, автобиография. «Слово о полку Игореве» - считается вершиной древнерусской литературы XII века.

Изобразительное искусство:

Греческая преемственность. Из Греции же мы взяли и мозаику, и фрески. Развивается, прежде всего, иконопись и всевозможные изображения божественной жизни. Много мозаики в храме Софии Киевской. Первые иконы были привезенными из Византии. «Владимирская Божья Матерь» считается написанной евангелистом Лукой, хотя, по экспертизе, она была написана в Византии XII века. Появляются «Спас Нерукотворный», мозаика «Нерушимая стена» в храме Софии Киевской и икона «Ангел Златые Власы». Высоким уровнем характеризуется и прикладное искусство на Руси.

Зодчество:

Опять же, во многом, византийские традиции. Русь переняла крестово-купольный тип храма. Софийский собор, в Киеве, к примеру, увенчан 13 куполами. Быстро строится и Новгородский собор Святой Софии. Князья хотели, чтобы облик их княжества был неповторим, и в различных княжествах развиваются свои направления зодчества. Во второй половине XII века строится Успенский собор во Владимире (Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо). Там уже крестово-купольная конструкция дополнена арками – аркатурный пояс, пилястрами и полуколоннами. Там же, во Владимиро-Суздальской земле, строится и церковь Покрова на Нерли.

Народная культура – культура «низов»:

Она, в какой-то степени, противоположна «высокой» культуре. В ней переплелись и христианство, и языческие элементы. Она, с одной стороны, оппозиционна по отношению к государству и церкви, с другой – сохраняет этническую самобытность, память о родовой общине. Прежде всего, мы говорим об устном народном творчестве. При всем уважении и любви к грамотности простые люди не могли себе этого позволить. Не умея ни читать, ни писать, они оставляли изустные памятники культуры – былины (эпические сказания) и сказки. Через былины народ осмысливал связь между прошлым и настоящим, передавал память о князьях и боярах. По былинам же можно понять, какие идеалы были у народа, какими представлениями он жил. Народные эпосы «Алеша и Тугарин», «Добрыня и змей», «Илья Муромец» и по сей день основа для сказок, мультфильмов, воспитывающих менталитет поколения. Надо отметить, что стены между народной и элитарной культурой не было – они переплетались.

studfiles.net

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ 9 - 12 ВЕКОВ

Выполнила учитель истории Тидва Ольга Ивановна МОУ « ТЛ - № 2» г.Тирасполь

Выполнила учитель истории Тидва Ольга Ивановна МОУ « ТЛ - № 2» г.Тирасполь

План урока 1. Особенности культуры Древней Руси. 2. Возникновение письменности. 3. Литература. 4. Архитектура. 5 . Картины художников.

План урока

1. Особенности культуры Древней Руси.

2. Возникновение письменности.

3. Литература.

4. Архитектура.

5 . Картины художников.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

Культура -

совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

1 Древнерусская культура впитала в себя достижения окружавших Русь народов. (хазар, булгар, печенегов, половцев, угро-финнов, балтов). 2. Велико влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства.3. Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями, и культурой христианской. 4. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм  (любовь к Родине, преданность своему народу ).
  • 1 Древнерусская культура впитала в себя достижения окружавших Русь народов. (хазар, булгар, печенегов, половцев, угро-финнов, балтов). 2. Велико влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства.3. Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями, и культурой христианской. 4. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм  (любовь к Родине, преданность своему народу ).
Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Она проникла на Русь в IX-X веках. При церквях и монастырях открывались школы. Начали переводить греческие и болгарские книги.

Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Она проникла на Русь в IX-X веках. При церквях и монастырях открывались школы. Начали переводить греческие и болгарские книги.

Возникновение письменности На Руси было много грамотных людей. Люди обменивались деловой информацией, писали письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой – берестой. Берестяная грамота

Возникновение письменности

На Руси было много грамотных людей. Люди обменивались деловой информацией, писали письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой – берестой.

Берестяная грамота

Литература В XI веке на Руси зарождается древнерусская литература. Первыми произведениями были летописи. Важное место занимает «Повесть временных лет» Нестора. В первых строках летописи Нестор поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал Первым княжить, откуда Русская земля стала есть?»

Литература

В XI веке на Руси зарождается

древнерусская литература. Первыми произведениями

были летописи.

Важное место занимает

«Повесть временных лет»

Нестора. В первых строках

летописи Нестор поставил

вопрос: «Откуда есть пошла

Русская земля, кто в Киеве начал Первым княжить, откуда

Русская земля стала есть?»

Архитектура Софийский собор в Киеве Софийский собор в Константинополе

Архитектура

Софийский собор

в Киеве

Софийский собор в

Константинополе

Золотые ворота Киева были построены при Ярославе Мудром. Первоначально они назывались Южными и были частью системы    оборонительных укреплений города, практически не отличаясь от других сторожевых ворот города. Именно Южные ворота первый русский митрополит Илларион назвал «Великими» в своем «Слове о Законе и благодати». Золотые ворота

Золотые ворота Киева были построены при Ярославе Мудром. Первоначально они назывались Южными и были частью системы    оборонительных укреплений города, практически не отличаясь от других сторожевых ворот города. Именно Южные ворота первый русский митрополит Илларион назвал «Великими» в своем «Слове о Законе и благодати».

Золотые ворота

Киево - Печерская Лавра История Киево-Печерской Лавры  восходит к  1051 году, когда вернувшийся  со Святой Афонской горы  монах Антоний  поселился в пещере в ложбине между двух холмов. Пещеру эту выкопал для себя отец  Илларион, духовник Ярослава Мудрого.  Незадолго до возвращения Антония Илларион оставил пещеру, приняв  сан митрополита.

Киево - Печерская Лавра

История Киево-Печерской Лавры  восходит к  1051 году, когда вернувшийся  со Святой Афонской горы  монах Антоний  поселился в пещере в ложбине между двух холмов. Пещеру эту выкопал для себя отец  Илларион, духовник Ярослава Мудрого.  Незадолго до возвращения Антония Илларион оставил пещеру, приняв  сан митрополита.

Успенский собор в Кремле

Успенский собор в Кремле

Архангельский собор в Кремле

Архангельский собор в Кремле

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Декоративно - прикладное искусство Зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент.

Декоративно - прикладное искусство

Зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент.

Декоративно – прикладное искусство Скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

Декоративно – прикладное искусство

Скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

А. М. Васнецов Призвание варягов

А. М. Васнецов Призвание варягов

К. В. Лебедев Полюдье

К. В. Лебедев Полюдье

К. В. Лебедев Торг у древних славян

К. В. Лебедев Торг у древних славян

multiurok.ru

Культура Древней Руси 9 -12 века План

Культура Древней Руси 9 -12 века

План 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Особенности культуры Былины Письменность и грамотность Литература Зодчество Изобразительное искусство Музыка Художественное ремесло

1. Особенности культуры Культура Древней Руси складывалась из: 1. культуры восточных славян 2. культурных достижений окружающих её народов 3. культуры Византии 4. христианской культуры

2. Былины - это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. ‒ Илья Муромец ‒ Добрыня Никитич ‒ Алёша Попович ‒ Микула Селянинович Русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов.

Устное народное творчество Загадки Заговоры Заклинания Пословицы Поговорки Сказки Песни Былины

3. Письменность и грамотность У славян была своя письменность, но она была утрачена. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Она проникла на Русь в 9 -10 веках.

При церквях и монастырях открывались школы. Начали переводить греческие и болгарские книги. Популярной была «Александрия» . Книги были рукописные. Украшались книги миниатюрами – небольшими картинками, иллюстрирующими текст.

На Руси было много грамотных людей. Люди обменивались деловой информацией, писали письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой – берестой. Новгородская берестяная грамота

4. Литература В 11 веке на Руси зарождается древнерусская литература. Первыми произведениями были летописи. Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» . Была создана около 1113 г. Монахом Киево. Печорского монастыря Нестором.

В первых строках летописи Нестор поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить, откуда Русская земля стала есть? » Летописец повествует о становлении Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей об отношении с другими государствами и народами.

Жанры древнерусской литературы Жития – описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых. «Житие Бориса и Глеба» . Слово – торжественное и поучающее обращение. «Слово о законе и благодати» написал Иларион, первый киевский митрополит.

5. Зодчество На Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строили избы, терема, городские стены. После принятия христианства на Руси начинается каменное строительство. • Десятинная церковь • Софийский собор в Киеве • Софийский собор в Новгороде • Храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде

Десятинная церковь в Киеве 989 -996 гг.

Софийский собор в Киеве 1037 -1041 гг. МАКЕТ Современный вид

Софийский собор в Новгороде 1045 -1050 гг.

6. Изобразительное искусство Применялось при оформлении внутреннего убранства соборов, церквей. Стены покрывались фресками – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Иконы

Интерьер Софии Киевской

Владимирская Богоматерь

7. Музыка На Руси получили развитие народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение. Песенный фольклор сопровождался игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах.

8. Художественное ремесло Оружейники изготавливали копья, мечи, щиты, кольчуги. Ювелиры делали дорогие украшения: сережки, браслеты, подвески, кольца, ожерелья. Они использовали сложную технику изготовления – зернь, скань, перегородчатуая эмаль.

СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки. ПОНЯТИЯ ЭМАЛЬ – стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков. СХЕМА

Домашнее задание 1. Выписать основные достижения развития культуры Руси в изучаемый период.

present5.com

Культура Древней Руси 9 — 12 веков. Значение принятия Русью православия в формировании культуры и ментальности русского народа.

Русская культура сложилась на основе культуры славянских племен и находилась в постоянном контакте с культурами Византии, стран Европы и Азии. Толчком в ее развитии стало введение единой общерусской письменности. Она пришла на Русь из Болгарии вместе с принятием христианства. Одновременно с азбукой была перенесена система знаков препинания и умения изготовлять необходимые для письменности материалы. Письменность привела к интенсивному развитию литературы. Первоначально центрами книжности были преимущественно Киев и Новгород. Главное место среди литературных жанров занимали летописи. В 12 в. Основными литературными центрами становятся крупные русские города- Владимир, Суздаль, Смоленск. Высокое развитие культуры отразилось в памятниках архитектуры: в это время было начато строительство крестовокупольных храмов.

Причины, которые обусловили принятие Русью христианства: язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли, мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси; требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения; монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси; появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

Влияние христианства на судьбу страны:

Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва). Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами. Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения. Принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианства. Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки. Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения. Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы.

 

4.Феодальная раздробленность на Руси: причины и последствия. Политические центры периода раздробленности (Новгородская земля, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества).

 

Причины:

1)Внутриполитические. Единого русского государства не существовало уже при сыновьях Ярослава Мудрого, и единство поддерживалось скорее родственными связями общими интересами в обороне от степных кочевников. Движение князей по городам по "Ряду Ярослава" создавало нестабильность. Решение Любечского съезда ликвидировало это сложившиеся правило, окончательно раздробив государство. Потомков Ярослава больше интересовала не борьба за старшинство, а увеличение собственных владений за счет соседей. Внешнеполитические. Половецкие набеги на Русь способствовали во многом консолидации русских князей для отражение внешней опасности. Ослабление натиска с юга разрывало союз русских князей, которые в междоусобицах сами не раз приводили на Русь половецкие войска.

2)Экономические. Период феодальной раздробленности рассматривается как закономерный этап развития феодализма. Господство натурального хозяйства не способствовало установление прочный хозяйственных связей между регионами и вело к обособленности. Появление феодальной вотчины с эксплуатацией зависимого населения требовало сильной власти на местах, а не в центре. Рост городов, колонизация и развитие новых земель привели к возникновению новых крупных центров Руси, слабо связанных с Киевом.

В результате дробления выделились самостоятельные княжества: Киевское, Черниговское, Рязанское, Ростово -Суздальское, Галицкое, Волынское и др. В каждой земле правил один из потомков Рюриковичей. Возникали новые города. В 1221 г был основан Нижний Новгород. Развивались старые города. Экономическому подъему способствовал приток населения, спасавшийся от нападения врагов и в поиске спокойных условий для ведения хозяйства. Были развиты торговые пути. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь с странами Востока. Столицей был Суздаль, правил 6-й сын Вл .Мономаха – Юрий “Долгорукий”. В 1147 г. впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы, которую конфисковал у боярина Кучки Юрий Долгорукий. Северо - Западная Русь, Новгородская земля располагалась от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала. Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией. Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к. бояре победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью. Высшим органом власти было вече. Выбирался епископ. На случай военных походов вече приглашало князя, который управлял армией. Культура – Письменность Кирилла и Мефодия. Школы при церквях. Грамотность населения – найдены берестяные грамоты. Летопись – Повести временных лет, составленный Нестором, монахом Киево-Печерской лавры в ХП г. Ремесленники – кузнецы славились в Западной Европе, литье колоколов, ювелиры, стеклоделы, производство оружия. Развивалась иконопись, архитектура – Софийский собор в Киеве. Золотые ворота, мозаика. Складывались художественные школы. Складывалась древнерусская народность, для которой характерно: единый язык, политическое единство, общая территория, исторические корни.

 

cyberpedia.su

Тема № 14. Культура Древней Руси.

Древняя Русь существовала с 9 века. В социально-экономиче­ском и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство, ставшее логическим следствием формирования славянских этносов, одним из которых являлся русский.

Начало становления русского этноса восходит к 1 веку н.э., когда славяне были втянуты в так называемое Великое переселение народов, в ходе которого они, находясь первоначально между Вислой и Тисой, распространились затем на огромные территории - от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. В формировании русского этноса принимали участие не только собственно славянские племена, но и древние русичи (русы), балтийские, угро-финские, тюркские, монголо-татарские и иные племена. К 9 веку русские славяне имели все необходимые предпосылки для создания государства: большая численность населения, огромная территория, тесные социально-экономические связи и т.д. Инициативу его создания взяли на себя древние русы, которые под водительством варяга Рюрика одержали верх над славянами и в 862 г. в Новгороде основали державу, к которой в 882 г. был присоединен Киев, где такжежили славяне.

Так возникла Киевская Русь - первое русское государство, основу которого составлял древнерусский этнос.

К этому времени, наряду с государственностью, Русь имела все статусные элементы древней цивилизации. Основой эконо­мики были земледелие и скотоводство. Высокого уровня достигли выплавка металла и чеканка, гончарное производство и вышивка, изготовление тонких эмалей и изящных ювелирных украшений. Высочайшего мастерства достигли наши предки в обработке дерева. Благодаря славянским просветителям Кириллу и Мефодию Русь получила письменность. Помимо Киева и Новгорода - главных административных и культурных центров - строились другие города.

До 988 г. Киевская Русь была языческой, а после принятия Православия стала христианской, хотя в западный «христианский мир» полностью так и не была принята.

13 век в истории Руси оказался исключительно, сложным и трудным. Его можно назвать даже судьбоносным. Он стал последним веком существования Киевской Руси. В это время она оканчательно распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли, между которыми шли бесконечные усобицы, все это происходило на фоне критической ситуации, в которой оказалась Русь. Ей одновременно угрожала потеря независимо и с Запада - от литовцев, немцев и шведов, и с Востока - со стороны монголо-татарской Золотой Орды. Исключительно ответственные и поистине исторические решения пришлось принимать Александру Невскому - великому князю Новгородскому, а позднее Владимирскому.

Он пришел к выводу, что угроза с запада является для Руси смертельной. Поражение на этом направлении означало исчезновение Руси и ассимиляцию русского народа. Поскольку здесь победа в открытом сражении была вполне возможной, князь Александр решил принять идущий с этой стороны вызов. Победа над шведами в Невской битве (1240) и немецкими рыцарями в Ледовом побоище (1242 ) подтвердили правильность сделанного выбора и устранили западную угрозу для Руси.

Что касается восточной угрозы, то здесь открытое противостояние было практически невозможно: военное превосходство явно было на стороне Орды. Поэтому Александр Невский и его преемники использовали другие политические способы и средства: искусная дипломатия, компромиссы, личные дружеские связи с Батыем и другими ханами. Русь при этом оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая длилась около двух с половиной веков (1243 - 1480). Эта зависимость, конечно, нанесла большой вред Руси. Она затормозила ее социально-экономическое и культурное развитие, стала одной из главных причин отставания от западноевропейских стран. Однако материальные, денежные и иные потери позволили Руси сохранить свое существование и относительную свободу.

В 14 веке на развалинах Киевской Руси шло строительство новой Руси, в ходе которого Москва постепенно выдвигается на ведущие позиции. В 1380 г. Дмитрий Донской - великий князь Московский - одержал победу на Куликовом поле над монголо-татарскими войсками, после чего зависимость Руси от Орды стала во многом номинальной. Дмитрий Донской впервые передал свое княжение Василию 1 без санкции Золотой Орды. 15 веке Русь получает название «Святая», что свидетельствует о том, что на месте прежней возникла новая Русь - Московская. В 1480 г. произошло знаменитое «стояние на Угре», когда по берегам реки Угры с лета до конца осени стояли лицом к лицу, не решаясь вступить в прямые военные деиствия войска хана Большой Орды Ахмата и великого князя Ивана III - в связи с отказом последнего (1476) платить Орде очередную дань. В ноябре месяце войска хана отступили и ушли, или, вернее, «бежали никем не гонимы», что означало конец русской зависимости от Орды. Русь стала суверенным государством и фактически, и юридически. В 15 столетии из общерусского этноса выделяются три новых: великороссы, украинцы и белорусы. С конца 15 века Русь называется Россией.

В 16 веке Россия становится единым централизованным царством со столицей в Москве. Поэтому уже в начале столетия Иван III имел все основания именовать себя «Великим князем всея Руси». Россия приобретает все большую экономическую и политическую стабильность.

В начале 17 века Россия переживает смутные времена. Она отражает польско-литовскую и шведскую интервенции. В середине столетия (1654) Украина воссоединяется с Россией. До этого Украина с середины 14 века находилась под властью Литвы и Польши.

Становление и самобытность древнерусской культуры. Не менее сложным был процесс становления и развития древне­русской культуры. Она склады­валась под влиянием культур Ви­зантии, Западной Европы и Востока и при тесном взаимодействии с ними.

Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры. Если быть точным, то правильнее будет говорить именно о влиянии византийской культуры на русскую, а не их взаимодействии. У Византии Русь позаимствовала свой государственный герб - двуглавого орла, взирающего на Запад и Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости церкви и царства.

При этом следует иметь в виду, что Византия того времени достигла наивысшего уровня средневековой культуры. Так что влияние было самым благотворным. К тому же через нее Русь осваивала богатейшее наследие античной греко-римской культуры. Разумеется, Русь не просто копировала чужую культуру, но творчески преобразовывала ее в соответствии со своими представлениями, традициями и вкусами, делая ее своей и неповторимой.

Главным каналом влияния византийской культуры была религия. Принятие православного христианства открыло для Ру­си доступ к богатейшим и неисчерпаемым духовным ценностям. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык, что сделало идеи и содержание христианства более доступными и понятными простому народу. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве - в ювелирном деле и обработке камня.

В архитектуре византийское воздействие продолжалось главным образом с 10 века до середины 12 века. По-особому ярко оно проявилось в храмовом и дворцовом строительстве Киева, который поддерживал самые тесные связи с Константинополем и даже соперничал с ним. Именно из Византии в Древнюю Русь пришло строительство величественных по размерам и изящных по красоте каменных зданий с использованием сводчатых и купольных перекрытий.

В живописи византийское влияние было более продолжительным. Наиболее ярко оно проявилось во фреске и особен­но в иконографии. Однако, хотя иконопись пришла на Русь из Византии, именно на Руси она достигла наивысшего уровня и непревзойденных форм. В иконописи Древняя Русь не знает себе равных.

Западная Европа также играла весьма важную роль в куль­турном развитии Древней Руси. Причем в данном случае вполне можно говорить о взаимодействии, ибо в домонгольский период Русь находилась примерно на том же уровне, что и европейские страны. Культурному взаимодействию способствовала обоюдная принадлежность к христианству, а также взаимовыгодные торгово-экономические и политические связи. В частности, предметы работы западноевропейских ремесленников и мастеров прикладного искусства- подсвечники, водолеи, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости - обнаружены во многих городах Древней Руси. В свою очередь, изде­лия древнерусских мастеров пользовались широким спросом в западных странах.

В художественной культуре западное влияние наиболее ощутимо проявилось в зодчестве. Уже в 11 веке в храмах городов Северо-Западной Руси (Новгород, Полоцк и др.) встречаются некоторые элементы романской архитектуры, затрагивающие главным образом внешний облик зданий: украшение поверхности стен каменной резьбой, использование контрфорсов и т.д.

В 12-13 веках воздействие романского стиля становится гораздо более значительным, о чем свидетельствуют храмы и другие постройки Владимиро-Суздальской Руси. В целом, после падения Византии (1453) Россия все чаще устремляет свой взор на Запад. Данная тенденция заметно усиливается в 17 веке, особенно после открытия Славяно-греко-латинской академии в Москве (1687).

Что касается контактов и связей Древней Руси с Востоком, то они в домонгольский период носили в основном торгово-экономический характер. Во время монголо-татарского нашествия связи существенно меняются, становятся тесными и всесторонними. Древняя Русь восприняла от Золотой Орды некоторые элементы политического устройства, а также многие особенности духовной культуры и бытового уклада жизни.

Несмотря на тесное взаимодействие с другими народами и государствами, древняя Русь смогла создать и сохранить свою неповторимую и самобытную культуру. С самого начала рус­ская культура была евразийской, то есть включающей в себя черты и западной и восточной культур. В то же время она существенно отличается от той и другой. По сравнению с западной русская культура менее рациональна и прагматична, в ней гораздо большее значение имеют чувства и эмоции. Русская культура ограничивает проявления индивидуализма и эгоизма, в ней преобладает коллективное начало. Вместе с тем в ней нет растворения личности в коллективе.

Русская культура более контрастна, чем западная и восточная. Она отмечена крайностями, которые, как отмечает С.Аверинцев, не опосредованы духом юридической цивилизованности. Так, для русской культуры весьма трудным является вопрос о власти над людьми, о соотношении насилия и ненасилия. Запад нашел решение данного вопроса через меру того и другого. Русские предпочитают иной принцип: казнить - так казнить, миловать - так миловать. То же самое наблюдается применительно к соотношению между кротостью и грозностью. Если кротость и смирение - то до рабства и любви к своим палачам. Если грозность и суровость - то до исступления. В русской культуре, видимо, наиболее полно воплотился христианский тезис о непротивлении злу насилием.

Русского человека отличают открытость и отзывчивость, дружелюбие и готовность придти на помощь, широта и щедрость души, жертвенность. У него нет выраженного стремления к богатству, а если таковое возникает, он с легкостью может все пустить на ветер. Для него характерны удивительная терпимость и редкое терпение ко злу, хотя это долготерпение нередко заканчивается всесокрушающим бунтом и взрывом. Во многом именно эти черты и составляют своеобразие русской культуры, русского менталитета, загадку «русской души».

Эволюция древнерусской культуры. Языческий период. В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Первый из них - языческий, или дохристианский, который приходится на время возникновения и становления Киевской Руси (9-10 века).

Язычество возникло у славян в глубокой древности, в первобытном обществе, задолго до появления древнерусского государства. Основная его черта - многобожие. Как и в других культурах, в славяно-русском язычестве большое значение имеют самые древние формы религии - магия, фетишизм и особенно тотемизм. Наиболее почитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орел и петух, а среди животных - конь, медведь.

В начале 1 тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня - Сварог, Даждьбог и Хорос, Ветра - Стрибог, домашних животных и богатства - Велес (Волос). Почитались также покровители предков, семьи и домашнего очага - Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь. Славяно-русская мифология не была зафиксирована в литературных произведениях, и потому не известны четкое распределение ролей между божествами и строгая иерархия. Тем не менее, более поздний бог Грозы Перун в 9 веке стано­вится главой языческого пантеона, а также покровителем князя и его дружины.

Поклонения и жертвоприношения языческим культам про­ходили в специальных культовых святилищах - капищах, ко­торые представляли собой округлые деревянные или земляные сооружения, возведенные на насыпях или холмах. В центре святилища находилось деревянное или каменное изваяние божества - идол, вокруг которого горели жертвенные костры.

Самым знаменитым культовым памятником язычества стал Збручский идол (9-10века) - четырехгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. На верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Затем идут еще три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе, земле и подземном мире.

Из последних памятников язычества заслуживает выделения турий рог из княжеского курганного погребения «Черная могила» в Чернигове (9-10 века). На серебряной оковке рога и с помощью чеканки изображен полусказочный звериный мир, а также эпизод из жизни былинного героя Ивана Годиновича: показана похожая на орла «вещая птица», а рядом с ней - две бегущие фигуры: длиннокосая девица с луком и колчаном - видимо, невеста Ивана Годиновича, и бородатый мужик – скорее всего, Кощей Бессмертный.

В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное икусство. Многие изделия - браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предметы быта и игрушки - в руках искусных мастеров становились настоящими произведениями искусства. Успешно развивается также устное народное творчество. Создаются былины - эпические песни, сказки, а также свадебные песни, колядки, ритуальные надгробные плачи и т.д.

Болыиое значение имело проникновение на Русь славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита, хотя на языческом этапе письменность еще не получила широкого распространения.

Культура Киевской Руси. Второй этап эволюции древне­русской культуры продолжался примерно два с половиной столетия - с конца 10 века и до середины 13 века. Его можно называть домонгольским, поскольку он предшествует монголо-татарскому нашествию и приходится на время существования Киевской Руси, когда та, в течение полутора веков, была единым и процветающим государством, а затем постепенно распалась на отдельные княжества.

Начало второго периода совпадает с принятием христианства. Как отмечается в летописи, в 988 г. над Киевом «воссиял свет» Христовой веры, радикально изменившей судьбу Руси. Следует подчеркнуть, что принятие византийского православия не было случайным или неожиданным актом. Напротив, оно стало ответом на требование исторической необходимости, и ему предшествовала большая и серьезная подготовительная работа.

Князь Владимир и его окружение подвергли критическому изучению и сопоставлению католицизм, ислам и хазарский иудаизм. Владимир также предпринял попытку создания своего варианта монотеизма (единобожия), возвысив культ Перуна над всеми другими. Однако эта попытка потерпела неудачу. Только после этого выбор был сделан в пользу византийского православия. Летопись сообщает, что на решение Владимира заметно повлияли красота и великолепие богослужения и Константинопольском храме св. Софии, а также возможность вести богослужение не на латыни, как того требует католицизм, а на родном славянском языке.

Приход христианства вызвал глубокие изменения во всей древнерусской культуре, которые сразу же проявились в архи­тектуре и градостроительстве.

В домонгольский период на Руси - наряду с традиционным деревянным зодчеством - невиданный размах получает каменное строительство. Ведущие позиции в этом деле занимает Киев, который бурно растет и не без успеха соперничает с Константинополем. Наряду с Киевом быстро растут другие города, самыми крупными среди которых были Новгород, Чернигов, Галич, Смоленск, Полоцк, Владимир, Суздаль. Судя по летописям, если в 9-10 веках в Древней Руси было около 25 городов, то в 11-12 века их насчитывалось уже более 200. Поэтому не случайно иностранцы называли Русь «страной городов» - «Гардарик». Среди монументальных городских по­строек преобладали культовые - храмы и церкви.

Первым выдающимся памятником древнерусского камен­ного зодчества стала Десятинная Церковь св. Богородицы (989 - 996 гг.), возведенная Владимиром в Киеве. Она представляла собой величественный трехнефный крестово-купольный храм.

Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии (11 век), сооруженный Ярославом Мудрым. Он является грандиозным пятинефным крестово-купольным храмом с 13 куполами, гармоничное расположение которых делает все сооружение удивительно стройным и прекрасным. «Софии Киевская» перекликается и явно соперничает с Константинопольской, ни в чем ей не уступая. Этот шедевр зодчества оказал влияние на другие архитектурные произведения, в частности Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. В этих сооружениях сказалось влияние не только Византии, но и европейского романского стиля. В то же время в них ярко проявилась неповторимая самобытность именно русского зодчества, главными чертами которого являются суровое величие, эпически-былинное спокойствие и торжественность.

Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева (11 век), построенные в подражание константинопольским вратам. Они представляют собой опирающуюся на мощные пилоны громадную арку, увенчанную надвратной Церковью Благовещения.

В 12 веке ведущие позиции в зодчестве переходят к Владимиро-Суздальскому княжеству – сопернику и преемнику Киева. Сначала развитие архитектуры идет здесь под влиянием Киева, но затем складывается вполне самостоятельное и неповторимое белокаменное зодчество.

Одним из замечательных его памятников является Успенский собор (12 век) во Владимире, представляющий собой пятинефное, шестистолпное сооружение с пятью главами. Вторым знаменитым памятником во Владимире является Дмитриевский собор (12 век) - четырехстолпный одноглавый храм. Он отличается редкой стройностью и пропорцией частей, его стены с внешней стороны покрыты великолепной резьбой. Исключительным шедевром владимиро-суздальской школы является небольшая Церковь Покрова на Нерли (12 век), возведенная при впадении реки Нерли в Клязьму. Этот одноглавый крестово-купольный храм покоряет редчайшим изяществом и поразительной гармонией форм. Он удивительным образом сливается с природным ландшафтом. Принятие христианства способствовало возникновению и быстрому развитию на Руси литературы. Одним из первых литературных памятников стало «Слово о законе и благодати» (11 век) митрополита Иллариона, где прославляется Русская земля и проводится мысль о равенстве «всех христианских народов». В начале 12 века монах Нестор написал первую летопись – «Повесть временных лет», раскрывающую вопрос – «откуда есть пошла Русская земля». Еще одним великим памятником древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве» (12 век), повествующее о причинах бед и неудач Руси.

Наряду с архитектурой и литературой не менее успешно развивается изобразительное искусство - монументальная и станковая живопись. Первую из них представляют мозаика и фреска. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в «Софии Киевской». Ее полы покрыты мозаичной смальтой. Центральный купол и подкупольное пространство собора, центральная часть алтаря, восточны столбы, паруса и подпружные арки украшены драгоценной мозаикой, а все остальные части стен - фресковой росписью В технике мозаики выполнен погрудный Христос - Все­держитель, находящийся в куполе в окружении четырех архангелов; апостолы - между окон; евангелисты - в парусниках, а также монументальное изображение Богоматери Оранты в алтарной апсиде. В технике фрески выполнены сцены из жизни Христа, Богоматери, архангела Михаила, а также групповые порт­реты семьи Ярослава Мудрого, светские сюжеты и т. д.

В 12 веке мозаика на Руси сходит на нет, возможно, из-за слишком сложной и трудоемкой технологии. Зато фреска заметно расширяет свои владения. В ней все меньше ощущаете и византийское влияние, она все более становится русской по стилю и духу. Об этом свидетельствуют прекрасно сохранившиеся фрески в Новгородской церкви Спаса Нередицы (Спас на Нередице) и особенно фресковые росписи Дмитровского собора во Владимире, которые сохранились лишь отчасти.

Станковую живопись представляет икона. В домонгольский период русские мастера осваивают трудные канонические формы византийской иконографии и ищут свой, неповтори­мый стиль, соответствующий духу русского гения. Но и на этом этапе им удается создавать настоящие шедевры. К их числу относится икона «Ангел Золотые власы» (12 век), в которой уже вполне видны особые черты русской иконописи. Русская икона преодолевает излишнюю суровость и холодность византийских икон, в ней гораздо больше человеческой жизни, теплоты и грусти. Наиболее почитаемыми в этот период иконами являются византийские, и прежде всего икона Владимирской Богоматери (12 век), которая стала на Руси одной из главных святынь и остается таковой до наших дней.

Монголо-татарский период. Третий - монгольский период охватывает время монголо-татарского нашествия. Он продолжался около двух с половиной столетий - с 1243 г. до 1480 г. В этот период русская культура понесла значительные потери, сказавшиеся в первую очередь на ремеслах. Некоторые из них – производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали - исчезли совсем. Другие же из-за упрощения технологии заметно снизили уровень качества. На целое столетие - с середины 13 века до середины 14 века – почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.

В монгольский период главными центрами русского зодчества становятся Новгород и Псков, а также Москва и Тверь. Основным типом постройки по-прежнему остаются культовые - храм и церковь. Классический стиль новгородского храма, сложившийся во второй половине 14 века, сохраняет традиции русского деревянного зодчества, его отличают на­родность, праздничность и живописность. Именно такими предстают Церковь Федора Стратилата на Ручье и Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. В псковских творениях омеченные черты еще более усиливаются. Московская архитектура складывается в 15 веке и достигает своего расцвета концу века, вместе с избавлением от монголо-татарской зависимости.

Наиболее успешно в монгольский период развивается иконопись. К 14 веку русская иконография завершает освоение византийской живописи и становится вполне зрелой и самостоятельной. В ней складывается множество оригинальных школ - новгородская, псковская, московская, тверская, ростовская, вологодская, каждая из которых создает выдающиеся произведения.

Огромный вклад в развитие русской иконописи внес Феофан Грек, переселившийся в 70-е годы 14 века на Русь из Византии. В Новгороде он создал прекрасные фресковые рос­писи в Церкви Спаса на Ильине. В Москве вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца расписал иконостас старого Благовещенского собора в Кремле. Ему принадлежат иконы «Донская Богоматерь», «Святые апостолы Петр и Павел» в Успенском соборе Московского Кремля. Его произведения отличаются внутренним напряжением и драматизмом, яркой выразительностью.

Наивысшего расцвета иконография достигает в творчестве Андрея Рублева (ок. 1360 - ок. 1430 гг.). Помимо упомянутого выше участия в росписи Благовещенского собора в московском Кремле, он вместе с Даниилом Черным участвовал в создании росписей и икон Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, а также Спасского собора Андроникова монастыря в Москве.

Высшим достижением творчества Андрея Рублева стила знаменитая «Троица», написанная на сюжет из библейского мифа о трех ангелах, воплощающих триединство Бога. Икона покоряет идеальной композицией, поразительной гармонией удивительного голубого цвета с розовым и зеленым. От нее исходит какое-то благостное умиротворение, необыкновенная чистота, загадочный свет.

Андрей Рублев оказал огромное воздействие на всю последующую иконопись. Его влияние проявилось в творчестве одного выдающегося живописца - Дионисия, который участвовал в росписи Успенского собора в Московском Кремле , написал иконы митрополитов Петра и Алексия, «Спас в Силах», создал прекрасные фрески в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае.

Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художников русская иконопись достигла непревзойденных высот. В этом виде искусства за Русью признается такое же первенство, как за Египтом - в рельефе, Древней Греции - в скульптуре, Винизантии - в мозаике. Основная тема русской иконы - Богоматерь, имеющая множество вариантов: «Милостивая», «Утешительница», «Нечаянная Радость» и т. д. Всего насчитывается около 800 наименований различных типов икон Богоматери, почитаемой как покровительница русского народа и государства.

Наряду с иконописью в третьем периоде также развиваются литература и общественная мысль. Здесь главными выступают тема патриотизма, идея объединения Руси для борьбы с мон­голо-татарским засильем, прославление героизма в этой борьбе. Именно это составляет содержание поэтической повести «Задонщина», а также «Сказания о Мамаевом побоище», посвященных Куликовской победе. В развитие общественной мысли огромный вклад внес Сергий Радонежский (1321-1391) - выдающийся церковный деятель и мыслитель.

Развитие культуры России. Четвертый - последний - этап в эволюции древнерусской культуры приходится на 16-17 века и продолжается с 1480 г. до 1698 г. В этот период вместе с освобождением от монголо-татарства происходит также формирование единой общерусской культуры. Это стало одним из величайших достижений в развитии России.

В 16 веке в русской культуре возникают совершенно новые явления. Главное из них - книгопечатание, за которым следуют радикальные изменения во всей культуре. Россия в этой области отстала от Западной Европы на столетие. И вот в 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую свою книгу – «Апостол». Оказавшись во Львове, он издает первый русский букварь (1574) – «для пользы русского народа». Всего в 16 веке в Москве вышло 20 книг - в основном богословского содержания.

В 16 веке происходит резкий подъем национального са­мосознания русского народа. Россия разрабатывает политическую концепцию происхождения Российского государства, его места и роли в мире. В «Сказании о князьях Владимирских» излагается основанная на легендах история происхождения русских великих князей от римского императора Августа и получения Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха.

Возникает идея о Москве как о «третьем Риме», сформулированная псковским старцем Филофеем в его посланиях Василию III (1510- 1511), где он, в частности, пишет: «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Согласно Филофею, центр христианства последовательно перемещался от Рима «ветхого» во «второй Рим» - Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, согласившись в 1439 г. на унию с католической Церковью. Только Москва осталась верна Православию и потому является мировым центром христианства. Отсюда выводится мысль о мессианской роли России, которая, сохраняя и продолжая истинную христианскую веру, сохраняя подлинную духовность, тем самым спасает мир от зла и скверны.

В середине 16 века наблюдается мощный всплеск русской общественной мысли, который вызвал появление в литературе нового жанра - публицистики. Русская мысль активно обсуждает характер складывающегося государства, роль закона и самодержавной воли, соотношение «церкви» и «царства», духовной и светской власти. О природе самодержавной власти идет спор между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный утверждает, что он имеет право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.

В целом в 16 веке происходит оживление во всех облас­тях жизни, включая художественную культуру.

В архитектуре к числу главных событий относится создание Московского Кремля, ставшего одним из красивейших архитектурных ансамблей мира. Он как бы венчает победу русского народа в освободительной борьбе и окончательное утверждение Москвы как центра России. В его ансамбль вхо­дят три великолепных собора. Первый из них - пятиглавый Успенский собор (1475 -1479), построенный итальянским ар­хитектором Аристотелем Фиораванти, служил местом возведе­ния на великокняжеский престол. Он поражал современников «величеством, высотою, светлостью, звонкостью и простран­ством». Его отличают парадность, строгость и сдержанность.

Второй - трехглавый Благовещенский собор (1484 - 1489) - изящный и изысканный придворный собор с Церковью Ризоположения (1484 - 1486), соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входил приемный зал - Грановитая палата (1487 -1492), построенная Марко Руффо и Пьетро Солярио.

Третий - Архангельский собор (1505 - 1509) - был построен с использованием светских элементов и служил велико­княжеской усыпальницей. Ансамбль включает также высокий и внушительный столпообразный храм - колокольню «Иван Великий» (1500 - 1508). Кроме этого, Кремль был обнесен но­выми кирпичными стенами длиной более двух километров с 18 башнями, ставшими не только надежными укреплениями, но и настоящими произведениями искусства.

Московский Кремль стал своеобразным итогом всего предшествующего развития русской архитектуры. Он вобрал и себя лучшие достижения Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и других школ, и в то же время заложил осно­вы для дальнейшего подъема русского зодчества, для форми­рования общерусской национальной архитектуры.

К числу новых явлений относится шатровый стиль, воз­никший в начале 16 века, который продолжает традиции русского деревянного зодчества и порывает с византийским типом крестово-купольного храма.

Прекрасным памятником каменной шатровой архитектуры явилась Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 -1532). Самым знаменитым памятником такой архитектуры стал Собор Покрова на Рву, известный также как храм Васи­лия Блаженного (1555 - 1561), построенный русскими зодчими Бармой и Постником в память о взятии Казани. Ансамбль римского собора состоит из 9 столпообразных храмов, размещенных на общем основании. Центральный храм увенчан большим шатром, а вокруг него расположены луковичные купола остальных восьми храмов. Смелая и оригинальная композиция, яркая красочность и нарядность куполов сделали собор редчайшим шедевром мирового искусства. Покровский собор стал также величественным символом объединения русских земель и княжеств в единое государство.

Не менее богатым на события в истории русской культуры был и 17 век. В это столетие завершается эволюция средневековой культуры и в ней рождаются элементы культуры нового времени, для которой характерны усиление светского и рационального начал, секуляризация и «обмирщение». Заметно расширяются и углубляются связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления. Одним из важных событий в духовной жизни стал раскол Православной Церкви, вызванный реформами патриарха Никона (1653 - 1656), направленными на усиление роли Церкви и государства и проводившимися силовыми методами. В результате иозникло старообрядчество, имевшее весьма противоречивый характер и ставшее во главе оппозиции официальной идеологии.

К числу важных явлений следует также отнести начало формирования системы образования. В стране появляются государственные и частные средние школы, издаются книги и учебные пособия, среди которых издания религиозного содержания соседствуют со светскими. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия - для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы.

В художественной культуре также происходят важные изменения. Литература обогащается целым рядом новых жанров. Один из них - сатира. Тематика сатирических произведений весьма разнообразна. В «Повести о Шемякином суде» и в «Повести о Ерше Ершовиче» изобличаются порядки в суде. В «Азбуке о голом и небогатом человеке» осуждается падение нравов среди горожан, а в «Празднике кабацких ярыжек» - государственная монополия на торговлю водкой.

Среди новых видов и жанров искусства - театр, драматургия и стихосложение. Основоположником русской драматургии стал Симеон Полоцкий, написавший такие пьесы, как «Трагедия о Навуходоносоре царе», «Комедия притчи о блудном сыне». Он явился также зачинателем стихосложения, создав «Псалтырь рифмотворную» и два рукописных сборника «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Первые театральные представления состоялись в придворном театре царя Алексея Михайловича в 1672 г.

Архитектура 17 века также претерпевает серьезные изменения. В ней наблюдается усиление светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества.

По-прежнему высокий уровень и широкое распространение имеет деревянное зодчество. Прекрасным памятником светской деревянной архитектуры был не сохранившийся дворец Алексея Михайловича в Коломенском (1667 - 1668), в ко­тором по-особому отчетливо проявилось стремление к высшей нарядности, живописности и декоративности.

К середине 17 века широкий размах получает светское каменное строительство. Ярким образцом в этом плане является построенный в Московском Кремле Теремной дворец, сочетавший в себе традиции деревянных сооружений с новейшими мотивами каменной архитектуры. Другим примером гражданской постройки стал Гостиный двор в Китай-городе (1668 - 1684).

Под влиянием светской архитектуры культовые сооружения также становятся все более праздничными, нарядными, мно­гоцветными, украшенными богатым декором. Воздействие гражданской архитектуры оказалось настолько сильным, что патриарх Никон, стремясь сохранить канонические традиции, в середине 17 века запретил строительство шатровых храмов и модернизацию культовых сооружений. Однако этот запрет не соблюдался, и популярный шатер широко использовался для венчания колоколен и крылец.

В конце 17 века в русском зодчестве складывается новый стиль, условно названный «московским» или «нарышкинским барокко», поскольку большинство таких храмов строилось для бояр Нарышкиных. Сходство этого стиля с европейским ба­рокко проявляется главным образом во внешнем декоре. Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, много ярусность, создающая устремленность вверх, многоцветность и декоративность. Прекрасным образцом такого стиля является Церковь Покрова в Филях (1693 - 1694).

В живописи 17 века - особенно в иконописи - произошла наиболее глубокая ломка устоявшихся традиций. Уже в начало века здесь сложились два соперничающих направления. Одно них, представленное «годуновской школой», стремилось сохранить классические формы и каноны, доказать их жизненность. Другое же, представленное «строгановской школой», не ограничивало себя рамками древнего канона, придавало большое значение чисто живописному, художественно-эстетическому началу, все дальше отходило от средневекового религиозного символизма в сторону реализма. Это направление во второй половине 17 века становится преобладающим.

Происходящие изменения ярко проявились в творчестве Симона Ушакова (1626- 1686). Первые его работы выполнены в традационной иконописи. Однако уже в 50-е годы в его искусстве заметно усиливаются реалистические тенденции. Он пишет свои иконы, учитывая анатомическое строение лица, опираясь на тонкий рисунок, широко используя светотень, придавая большое значение богатству цветовой гаммы. Именно в такой манере написаны его иконы «Великий Архиерей», «Спас Нерукотворный».

С. Ушаков полагал, что высокое искусство должно соответствовать правде жизни. В его поздних работах реалистические тенденции еще более усиливаются, что особенно проявилось в «парсунах», то есть портретах реальных лиц. Парсуна еще сохраняет некоторые черты иконописи и в то же время выступает первым чисто светским жанром русской живописи. Возникнув в начале 17 века, она достигла к его завершению значительных успехов, вплотную подойдя к знаменитому рус­скому портрету 18 века.

К целом же 17 век завершает историю средневековой русской культуры и создает все необходимые предпосылки для будущего взлета культуры 18 века.

studfiles.net

4 Культура Древней Руси 12-13в.

Условно в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Особенности развития русской культуры 9-17 веков заключается:

1 Характерна общая замедленность темпов развития

2 Традиционализм — следование образцам, тому что неоднократно повторялось

3 Господство в идеологии религиозного мировоззрения

4 Накопление знаний, но научного объяснения многие факты еще не получили.

Письменность. Просвещение. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Кирилл и Мефодий создали нашу азбуку, они создали глаголический алфавит глаголицу, который вскоре был переработан ими с использованием греческого письма — так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются надписи. Огромное количество надписей обнаружено на стенах древних соборов. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество. От домонгольских времен до нас дошли около 150 книг. В то время писали на пергаменте. Пергамент изготовлялся, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки. Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых.

Ремесло. Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. Известно, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи. Прославились также ремесленники, занимавшиеся литьем котлов, ювелиры, стеклоделы. С середины 10 века было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель. В 12-13 веках появились арбалеты и граненные стрелы к ним.

Архитектура. Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце 10 века — это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве. В середине 11 века при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор 1037. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Был возведен Спасский собор в Чернигове. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии.

Отличия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемом в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень.

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.

Живопись и скульптура. Внутри рама стены украшались фресками и мозаикой. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты смальта — специальный стекловидный материал.

Необходимым украшением храмов были иконы. Первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона получила название Владимирской Богоматери. Иконы того времени были довольно большими по размеру.

Широкое развитие получили резьба по дереву и камню.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств период раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры.

studfiles.net

Урок по истории "Культура Руси IX—XII веков"

Разделы: История и обществознание

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели по содержанию:

  • Познакомить учащихся с культурой и особенностями культуры Древней Руси.
  • Развивать интерес у учащихся к произведениям прошлого Руси.
  • Воспитывать уважение к культуре и историческому наследию.

Эпиграф: “О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская, многими красотами прославлена ты…Всем ты преисполнена, земля Русская…

План урока:

  1. Особенности культуры Древней Руси.
  2. Письменность и литература.
  3. Зодчество и изобразительное искусство.
  4. Ремесло.

ХОД УРОКА

1. Вступление.

Приступая к изучению темы, необходимо подробнее остановиться на определении термина “культура”. В современном мире существуют различные толкования понятия “культура”.

  • Культура – возделывание, обработка.
  • Культура – целостное, системное единство составных ее частей.
  • Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, которые постоянно создаются и накапливаются человечеством.
  • Культура –  исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Работа над понятиями

– Подходят ли нам эти определения?

2. Оособенности культуры Древней Руси.

Мы отмечаем Византийское влияние и находим положительное значение для Руси. В чем оно проявлялось? Ребята пытаются самостоятельно называть.

  • Это потребность и готовность восприятия достижений высокоразвитой культуры;
  • Русь была не пассивным объектом его приложения, а играла активную роль в этом процессе;
  • Заимствование подвергалось глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

В.Н.Лазарев писал: “Усвоить принципы византийского искусства стремились буквально во всех странах. Но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь не только сделала византийское наследие своим достоянием. Она дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив тем задачам, которые стояли перед ее художниками”.

– Какие задачи стояли перед русскими мастерами?

  • Идея единства;
  • Идея прославления князей;
  • Оценка исторических событий и деятелей.

Наиболее интенсивными культурные связи с Византией были до середины XII века. Самобытная культура Древней Руси развивалась в постоянных контактах с культурами других стран и народов, особенно в области церковной идеологии и изобразительного искусства. Таким образом, мы делаем вывод, что культурное взаимодействие Русского государства с зарубежными странами складывалось по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными они были после принятия Русью христианства.

3. Фольклор Древней Руси.

О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи – причитания, песни на пирах и тризнах (слушаем фрагменты народных песен). Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни (примеры). Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания о родоначальниках племен и княжеских династий, об основании городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания отразились в “Слове о полку Игореве”, и в “Повести временных лет”. Летописное повествование о событиях IX–X веков практически целиком основано на фольклорном материале. Вершиной устного народного творчества является былина. В ней отразилось единство государства, борьба с иноземными захватчиками, дух патриотизма, гордость за свою Родину.

– Какие былины вы можете назвать? (Ребята называют известные им былины)

Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде (иллюстрации в учебнике). Одними из основных оригинальных жанров литературы стало летописание. Дошедшая до нас летопись “Повесть временных лет” была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. (Иллюстрация – в учебнике)

Дальше идет работа с “Повестью временных лет” по вопросам:

– Почему князь Игорь пошел на поводу у дружины и вернулся к древлянам? – Что означают слова “творили насилие над ними мужи его”? – Какой вывод можно сделать о силе власти князя?

Таким образом, мы делаем вывод, что в Киевской Руси данного периода люди стремились отразить события в устном народном творчестве и в письменных источника.

4. Зодчество Древней Руси.

До конца X века на Руси не было монументального зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли на развитее каменной архитектуры.(рассматриваем по учебнику схему храмов). Вершиной зодчества является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037–1054 годах греческими и русскими мастерами (иллюстрация в учебнике). Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде, Полоцке (иллюстрации в учебнике).

Сравнение соборов.

Вывод: единство Древнерусского государства, растущая сила и могущество местных князей, стремление состязаться с Киевом, утвердить растущую самостоятельность.

5. Монументальная живопись.

С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи – мозаика, фреска, иконопись.

Работа над понятиями.

  • Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;
  • Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке;
  • Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.

Роспись храма должна была передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным “евангелием для неграмотных”. Фигуры писались плоскими и неподвижными. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Суровой красотой отличаются мозаики и фрески. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти. Из всего увиденного можно сделать вывод, что древнерусские зодчие всегда хорошо выбирали места для строительства зданий. Они были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Отсюда органическое слияние их творений с природой.

6. Прикладное искусство.

Каждая вещь, созданная ремесленником, была неповторимой, заставляла собой любоваться, являлась истинным произведением искусства. Выписывают понятия:

  • Художественное ремесло – ремесло, отвечающее требованиям искусства;
  • Прикладное искусство – художественное изготовление предметов быта;
  • Зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла;
  • Гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле;
  • Филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки.

Рассмотриваются иллюстрации в учебнике. Учащиеся делают вывод.

Таким образом, все эти иллюстрации говорят о высоком художественном вкусе и таланте русских ремесленников и о том, что город являлся центром ремесла. Сегодня на уроке мы только приоткрыли страничку культуры Древней Руси. Древнерусское искусство – это великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательной деятельности на заре национальной истории.

Тест для закрепления материала

1. Византийские монахи создали во второй половине IX века славянскую азбуку, которая получила название:

  • черты и резы;
  • глаголица;
  • кириллица.

2. Живописное художественное произведение малых размеров, которым украшали книги, называлось:

  • икона;
  • миниатюра;
  • мозаика.

3. Автором “Повести временных лет” был:

  • Нестор;
  • Владимир Мономах;
  • Ярослав Мудрый.

4. Первый православный храм, построенный в Киеве:

  • десятинная церковь;
  • Софийский собор;
  • Пятницкая церковь.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai