Вопрос: составьте рассказ на тему Великое наследие: достижения культуры древней руси. Великие достижения древней руси


Презентация на тему "Достижения культуры Древней Руси" по истории для 6 класса

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Из жития святого Феодосия Печерского. XI век

«Феодосий рос, будучи телом и душой влеком на любовь Божию … к детям же играющим не приближался … одежду же носил худую и заплатанную. В 13 лет начал он трудиться. И ходил на сельские пашни… Мать же его останавливала и велела облачаться в одежду светлую и ходить со сверстниками своими на игры. Говорила ему, что так он укоризну себе и роду своему творит. Юноша же не послушался её. …Мыслил более всего он о том, как и каким образом спасти душу свою...»

Из сочинения христианского проповедника. XII век

«Если какой-нибудь плясун, или чудец [актёр], или иной какой игрец позовёт на игрище или на сборище пред идолами, то все туда радостно бегут и, веселясь, весь день проводят там. Если же позовут в церковь, то мы позёвываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: "дождливо, холодно« или ещё чем-либо отговариваемся...

На игрищах нет ни крыши, ни защиты от ветра, но нередко и дождь идёт, дует ветер, метёт метель, но мы все это приемлем, радуясь, и увлекаемся зрелищем бесовским, гибельным для наших душ. А в церкви и крыша есть, и благоухание, но туда люди не хотят идти».

  • Какие можно сделать выводы о верованиях горожан? Можно ли назвать Русь христианской страной?
  • Какая цель в жизни прославляется в житии святого Феодосия? Судя по этому сочинению, можно ли назвать Русь христианской страной?

Из жития святого Феодосия Печерского. XI век

«Феодосий рос, будучи телом и душой влеком на любовь Божию … к детям же играющим не приближался … одежду же носил худую и заплатанную. В 13 лет начал он трудиться. И ходил на сельские пашни… Мать же его останавливала и велела облачаться в одежду светлую и ходить со сверстниками своими на игры. Говорила ему, что так он укоризну себе и роду своему творит. Юноша же не послушался её. …Мыслил более всего он о том, как и каким образом спасти душу свою...»

pptcloud.ru

Составьте рассказ на тему Великое наследие: достижения...

К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси . Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров. 

Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) . Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел. 

Были открыты первые школы - в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников. 

Были заложены начала летописания - ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства. 

Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами. 

Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане - в небольших деревянных домах; сельские жители - в землянках и избах. Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина. В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы. 

Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви. 

Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом. 

Оцени ответ

nebotan.com

24. Достижения христианской культуры Руси. История мировой и отечественной культуры

24. Достижения христианской культуры Руси

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства.

Не позднее конца IX – начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и имевшие первоначальное распространение в западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь.

Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 г.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны, и усложнение общественной жизни с развитием феодальных отношений, становлением государственной структуры – с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах (основная масса находок происходит из Новгорода).

В XI – начале XII вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы является «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Оно было написано в середине XI в. митрополитом Илларионом, первым (и единственным в период от принятия христианства до сер. XII в.) русским по происхождению главой русской церкви. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» – вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжившего дело распространения новой веры его сына Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Иллариона не выглядит «темными веками», напротив, он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед Игорь «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли».

Во второй половине XI – начале XII в. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе и «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестором.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Проектная работа на тему "Культура Киевской Руси" (интегрированный урок истории и литературы)

Быт народа Древней Руси.

Культуру народа нельзя понять до конца, если не знать, как жили люди в то время. Чем ежедневно занимались, во что одевались, что ели, в каких домах жили, какой утварью пользовались, во что верили, что любили, а что не принимали. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью. Поэтому наша группа решила исследовать этот вопрос (Слайд 1).

Цель нашего исследования: изучить повседневность и быт народов Киевской Руси IX – XII вв., познакомить одноклассников с особенностями жизни наших предков.

Быт, как известно, определяется уровнем развития хозяйства. Основными занятиями жителей Киевской Руси были земледелие и скотоводство (Слайд 2). Знаменитый русский историк XIX века Е.И. Забелин писал: «Домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех, так называемых, великих событий истории».

Землю пахали на лошадях или волах деревянными орудиями с железными наконечниками. Древний плуг у славян назывался «рало», «орать» означало пахать, а «оратай» - пахарь. Славяне выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо. В хозяйстве держали коров, свиней, коз, овец, лошадей. «Делают нивы свои и землю свою», - так летописец определил главное занятие славян. Главными земледельческими орудиями были: соха, цеп, рало, серп, коса, борона-суковатка.

Первые наземные избы славян состояли, как правило, из одной утеплённой комнаты – клети, к которой могли примыкать сени (неотапливаемый придел к жилищу). Изба имела одну дверь и маленькое оконце, размером около 20-40 см. Оно закрывалось деревянной дощечкой и служило для проветривания избы. В избе зимой сосредоточивалась вся жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. Избу с беструбной печью называли курной или чёрной, избу с трубой – белой. Планировка избы определялась положением печи, по диагонали от которой был передний, или «красный» угол. Сбоку от печи под потолком настилались полати, снизу – деревянный ящик-голбец. Изба строилась из брёвен, скреплённых в венец. Избы бывали с нижним этажом – подклетом – и без него, кровля могла быть деревянной или соломенной, окна волоковые (прорубленные в брёвнах) или косящатые (с рамами). Силуэт избы венчали резной конёк (охлупень) и кровля крыльца; фасад украшали причелины, полотенца, наличники окон; потолок, стены, печи, двери нередко украшались росписями (Слайд 3). Словом «дом» первоначально обозначалось вся сфера «своего, родного, противопоставленного внешнему миру». Основным значением слова «дом» на Руси было хозяйство.

(Слайды 4-5) Княжеские и боярские хоромы, как в городах, так и в сельской местности, состояли из терема (высокого деревянного здания – башни), где находилось отапливаемое помещение – изба «истобка», а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Сени соединяли избу и летние неотапливаемые помещения, примыкающие к терему. В богатых хоромах, в том числе в княжеских дворцах, на городских боярских дворах была гридница – большая парадная горница, где хозяин собирался со своей дружиной. Иногда для гридницы строилось отдельное помещение. Хоромы не всегда представляли собой один дом, нередко это был целый комплекс отдельных зданий, соединённых переходами, сенями.

Дворы богатых людей в городах и сельской местности были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами. На дворе же находились жилища господского управителя – огнищанина (от слова «огнище» - очаг), тиуна (ключника, кладовщика), конюхов, сельских и ратайных (от слова «ратай» - пахарь) старост и других людей, входящих в состав управления вотчины. Неподалёку располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились зерно, мясо, мёд, вино, овощи, другие продукты, а также «тяжкий товар» - железо, медь, изделия их металла. В хозяйственный сельский комплекс вотчины входили поварня, скотный двор, конюшня, кузница, склады, двор, гумно, ток.

(Слайд 6) На Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Высокие штрафы платились виновными в оскорблении женщин «срамными словами». Древнейшей, самой распространённой нательной одеждой славян была рубаха. Рубаха часто соотносилась с судьбой, долей человека. Так, у восточных славян известно поверье, что продать рубаху – значит продать своё счастье.

До принятия христианства было многожёнство (Слайды 7-8). «Схожахуся на игрища на плясанье и на вся бесовская игрища, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся. Имяху же по две и по три жены» - так писал Нестор. После принятия христианства церковный брак на допускал многожёнства и устанавливал возраст вступления в брак: для юношей – 15 лет, для девушек – 12 лет. Запрещалось принуждение к браку.

Чудесную утварь делали мастера Киевской Руси. Летописец Нестор в «Повести временных лет» упоминает о том, что дружина заявила князю Владимиру: «Не хотим есть деревянными ложками, а хотим есть серебряными». Уже тогда сложилась поговорка «Щи да каша – пища наша» (Слайды 9-11).

Со временем усиливаются различия в положении социальных слоёв. Бояре и князья именовались с отчествами – в этом был знак их высокого достоинства. Традиция величания по отчеству, с «вичием», сохранялась как прерогатива высших социальных групп на Руси. Фамилий в современном понимании этого слова на Руси не существовало. Люди попроще часто всю жизнь назывались именем-прозвищем (Слайд 12).

Социальные различия хорошо прослеживаются по одежде, которую носили. У простолюдинов в женской одежде поверх рубахи снизу надета понёва – юбка, состоящая из трёх несшитых прямоугольных полотнищ и нагрудник – короткая верхняя одежда с широкими рукавами, или же сарафан (Слайд 13). Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без неё и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнём или длинным шерстяным кушаком (Слайд 14). Более состоятельные носили шушун – тёплую кофту, женскую рубашку или короткополое платье. На рубаху и сарафан надевали душегрею – короткую широкую кофту на лямках по плечам и без рукавов (Слайды 15-16). Мужчины носили зипуны – суконное платье выше колен, чуть расширенное книзу, с узкими рукавами и застёжкой встык (Слайд 17). А также кафтаны – верхнюю одежду длиной ниже колен с длинными рукавами и высоким воротником. Ферязь – кафтан особого покроя длиной до пола с длинными рукавами, сшитый из шёлковой или бархатной ткани. Ферязь было принято надевать только на одну руку, сильно присборивая при этом длинный рукав, второй же свободно висел позади почти до самого пола. Охабень тоже представлял собой разновидность кафтана с большим четырёхугольным воротником, который свисал на спине, и длинными рукавами, завязывавшимися сзади.

Самыми распространёнными развлечениями знати были пиры, соколиная и псовая охота (Слайд 18). Самыми распространёнными и популярными персонажами русского фольклора были скоморохи – странствующие актёры (Слайд 19). «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, актёр, комедиант, потешник, медвежатник, шут» - так определил понятие скомороха В. Даль. О популярности скоморохов говорят много численные пословицы: «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела», «Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит», «Не учи плясать, я сам скоморох», « Скоморошья потеха сатане в утеху».

infourok.ru

составьте рассказ на тему Великое наследие: достижения культуры древней руси

составьте рассказ на тему Великое наследие: достижения культуры древней руси

Ответы:

К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси . Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы были украшены мозаикой и фресками. Наряду с заимствованными из Византии сюжетами и техникой письма они отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров.  Значительных успехов достигли и ремесленники, создававшие прочные украшенные орнаментом мечи, кольчуги, самобытные ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь) .  Широкое распространение получили письменность и грамотность . Были введены славянские азбуки кириллица и глаголица, созданные на основе традиционной славянской техники письма, приняты использовавшиеся тогда в Византии способы изображения чисел.  Были открыты первые школы - в Новгороде и Киеве . Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.  Были заложены начала летописания - ведение ежегодных записей крупнейших событий по годам с включением документов и их оценок. Древнейшей рукописью, написанной монахом Кнево-Печерского монастыря и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет» , описывавшая истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства.  Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба» , «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона, былины. Особенностью Древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами.  Жилища у различных категорий населения были разными: князья и бояре жили в каменных или крепких больших бревенчатых хоромах и теремах; горожане - в небольших деревянных домах; сельские жители - в землянках и избах.  Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги носили все, но материал, из которого была изготовлена одежда, отражал социальное положение хозяина.  В числе развлечений можно назвать «ловы» (охота) , хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.  Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало христианство. Кроме каменного строительства и грамотности, оно принесло иной, отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие) . Славянские имена заменялись именами святых православной церкви.  Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом. 

cwetochki.ru

Великие русские достижения. Мировые приоритеты русского народа

« ...Вполне сознательно запланировано полное вычеркивание русских как особого великого народа из истории. Вся история человечества будет сфальсифицирована так, чтобы от нас и следа не осталось... Все, сделанное нами, разворуют, присвоят, припишут другим, исказят до неузнаваемости».

8 сентября 2012 г. в рамках 25-я Московской международной книжной выставки-ярмарки на стенде Института русской цивилизации (ВВЦ, павильон № 75, стенд Е-43) состоялась презентация новой книги академика РАЕН А.А. Пецко «Великие русские достижения. Мировые приоритеты русского народа».

В книге академика РАЕН А. А. Пецко собраны научные сведения о самых великих русских достижениях с древнейших времен до наших дней, установлены мировые приоритеты русского народа в области духовности, науки и техники, искусства, географических открытий.

Выявлено более 1000 достижений мирового уровня, показаны 112 географических открытий, около 400 изобретений, 176 космических первенств, порядка 400 научных достижений (научные открытия, основания теорий, систем, учений, открытие законов), более 200 приоритетов в создании прорывных технологий и других областях.

ЧТО СОЗДАЛИ РУССКИЕ (это лишь малая часть):

П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин (первая в мире электрическая лампочка)http://myrt.ru/inter/811-istorija-lampochki.html

А.С. Попов (изобретатель Радио)http://www.nkj.ru/archive/articles/4597/

В.К.Зворыкин (первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание)http://zn.innovaterussia.ru/index/zvorikin

А.Ф. Можайский (изобретатель первого в мире самолета)http://flot.com/history/b-mozhaisky.htm

И.И. Сикорский (Великий авиаконструктор создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик)http://www.pravmir.ru/article_2402.html

А.М. Понятов (первый в мире видеомагнитофон)http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=7911

С.П.Королев (первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли)http://edu4.shebekino.ru/korolev/

А.М.Прохоров и Н.Г. Басов (первый в мире квантовый генератор – мазер)http://biopeoples.ru/nobellaurs/page,5,798-nikolajj-gennadevich-basov-aleksandr.html

С. В.Ковалевская (первая в мире женщина – профессор)http://ru.wikipedia.org/wiki/Ковалевская,_Софья_Васильевна

С.М. Прокудин-Горский (первая в мире цветная фотография)http://ru.wikipedia.org/wiki/Прокудин-Горский,_Сергей_Михайлович

А. А.Алексеев (создатель игольчатого экрана)http://ru.wikipedia.org/wiki/Алексеев,_Александр_Алексеевич_(художник)

Ф.А. Пироцкий (первый в мире электрический трамвай)http://www.retro.tramway.ru/events/2005-09-03.html

Ф. А.Блинов (первый в мире гусеничный трактор)http://library.istu.edu/hoe/personalia/blinov.pdf

В.А. Старевич (объемно-мультипликационное кино)http://otkakva.net/interview/starevich/index.htm

Е.М. Артамонов (изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом),http://izobret19.narod.ru/pg_artamonov.html

О.В. Лосев (первый в мире усилительный и генерирущий полупроводниковый прибор)http://makhk.livejournal.com/252896.html

В.П. Мутилин (первый в мире строительный комбайн)http://ru-patent.info/21/30-34/2133667.html

А. Р. Власенко (первая в мире зерноуборочная машин)http://www.towertech.us/static/zernouborochnye_kombainy.html

В.П. Демихов ( первым в мире осуществил пересадку легких, и первым создал модель искусственного сердца)http://www.whoiswho.ru/old_site/russian/Password/journals/12000/demihov.htm

А.Д.Сахаров (первая в мире водородная бомба)http://n-t.ru/tp/it/bs.htm

А.П. Виноградов (создал новое направление в науке – геохимию изотопов)http://ru.wikipedia.org/wiki/Виноградов,_Александр_Павлович

И.И. Ползунов (первый в мире тепловой двигатель)http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa1998_1/pages/02/pap_02.html

Г. Е. Котельников (первый ранцевый спасательный парашют)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/62028/Котельников

И.В. Курчатов (первая в мире АЭС)http://ru.wikipedia.org/wiki/Обнинская_АЭС

М. О. Доливо – Добровольский (изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор)http://www.electricalmachine.ru/post_articles_and_notes.php?id=5

В. П. Вологдин (первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/130866/Вологдин

С.О. Костович (создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель)http://ru.wikipedia.org/wiki/Костович,_Огнеслав_Степанович

В.П.Глушко (первый в мире эл/термический ракетный двигатель)http://odesskiy.com/g/glushko-valentin-petrovich.html

В. В. Петров (открыл явление дугового разряда)http://www.emc.komi.com/03/15/035.htm

Н. Г. СЛАВЯНОВ (дуговая электросварка)http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SLAVYANOV_Nikolay_Gavrilovich/_Slavyanov_N.G..html

И. Ф. Александровский (изобрёл стереофотоаппарат)http://www.uctt.ru/version/uctt2/content/page_2217.html

Д.П. ГРИГОРОВИЧ (СОЗДАТЕЛЬ ГИДРОСАМОЛЕТА) http://www.bestreferat.ru/referat-8975.htm l

В.Г.Федоров (первый в мире автомат)http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/MS1/fedorov/

А.К.Нартов (построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом)http://ru.wikipedia.org/wiki/Нартов,_Андрей_Константинович

М.В.Ломоносов (впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы )http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов

И.П.Кулибин (Механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста)http://ru.wikipedia.org/wiki/Кулибин,_Иван_Петрович

В.В.Петров (Физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу)http://izobret19.narod.ru/hp_galvanichesky_batareya.html

П.И.Прокопович (впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками)http://ru.wikipedia.org/wiki/Петр_Иванович_Прокопович

Н.И.Лобачевский (Математик, создатель «неевклидовой геометрии»)http://ru.wikipedia.org/wiki/Лобачевский

Д.А.Загряжский ( изобрёл гусеничный ход)http://svistun.info/zemledelie/45

Б.О.Якоби (изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала)http://ru.wikipedia.org/wiki/Якоби,_Борис_Семёнович

П.П.Аносов ( Металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов)http://ru.wikipedia.org/wiki/Булат_(металл)

Д.И.Журавский ( впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире)http://ru.wikipedia.org/wiki/Журавский,_Дмитрий_Иванович

Н.И.Пирогов (впервые в мире составил атлас “Топографическая анатомия”, не имеющий аналогов, изобрел наркоз, гипс и многое другое)http://ru.wikipedia.org/wiki/Пирогов,_Николай_Иванович

И.Р. Германн (впервые в мире составил сводку урановых минералов)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/34332/Германн

А.М.Бутлеров (впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений)http://ru.wikipedia.org/wiki/Бутлеров,_Александр_Михайлович

И.М.Сеченов (создатель эволюционной и других школ физиологии, опубликовал свой основной труд “Рефлексы головного мозга”)http://ru.wikipedia.org/wiki/Сеченов,_Иван_Михайлович

Д.И.Менделеев (открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы)http://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеев

М.А.Новинский (Ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/92837/Новинский

Г.Г.Игнатьев (впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю)http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000086/st052.shtml

К.С.Джевецкий (построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем)http://library.istu.edu/hoe/personalia/dzevetsky.pdf

Н.И.Кибальчич (впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата)http://ru.wikipedia.org/wiki/Кибальчич,_Николай_Иванович

Н.Н.Бенардос (изобрёл электросварку)http://ru.wikipedia.org/wiki/Бенардос,_Николай_Николаевич

В.В.Докучаев (заложил основы генетического почвоведения)http://geography.kz/slovar/dokuchaev-vv/

В.И.Срезневский (Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/1684/Аэрофотоаппарат

А.Г.Столетов (Физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте)http://ru.wikipedia.org/wiki/Столетов,_Александр_Григорьевич

П.Д.Кузьминский (построил первую в мире газовую турбину радиального действия)http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=71356

И.В. Болдырев (Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа)http://www.ispu.ru/node/7631

И.А.Тимченко (разработал первый в мире киноаппарат.)http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимченко_Иосиф_Андреевич

С.М.Апостолов-Бердичевский и М.Ф.Фрейденберг (создали первую в мире автоматическую телефонную станцию)http://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_Филиппович_Фрейденберг

Н.Д.Пильчиков (Физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления)http://kharkov.vbelous.net/politex1/pilchikv.htm

В.А.Гассиев ( Инженер, построил первую в мире фотонаборную машину)http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Книгопечатание/

К.Э.Циолковский (основоположник космонавтики)http://ru.wikipedia.org/wiki/Циолковский

П.Н.Лебедев (физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела)http://ru.wikipedia.org/wiki/Лебедев,_Пётр_Николаевич

И.П.Павлов (создатель науки о высшей нервной деятельности)http://ru.wikipedia.org/wiki/Павлов,_Иван_Петрович

В.И.Вернадский (естествоиспытатель, создатель многих научных школ)http://ru.wikipedia.org/wiki/Вернадский,_Владимир_Иванович

А.Н.Скрябин (Композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме “Прометей”)http://ru.wikipedia.org/wiki/Скрябин,_Александр_Николаевич

Н.Е.Жуковский (создатель аэродинамики)http://ru.wikipedia.org/wiki/Жуковский,_Николай_Егорович

С.В.Лебедев (впервые получил искусственный каучук)http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Lebedev.html

Г.А.Тихов (Астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космоса должна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса)http://ru.wikipedia.org/wiki/Тихов,_Гавриил_Адрианович

Н.Д.Зелинский ( разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз)http://ru.wikipedia.org/wiki/Зелинский,_Николай_Дмитриевич

Н.П. Дубинин (генетик, открыл делимость гена)http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Дубинин%20Николай%20Петрович/

М.А. Капелюшников ( изобрел турбобур)http://ru.wikipedia.org/wiki/Матвей_Капелюшников

Е.К. Завойский (открыл электрический парамагнитный резонанс)http://ru.wikipedia.org/wiki/Завойский,_Евгений_Константинович

Н.И. Лунин (доказал, что в организме живых существ есть витамины)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/74152/Лунин

Н.П. Вагнер (открыл педогенез насекомых)http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Вагнер%20Николай%20Петрович/

Святослав Н. Федоров – (первый в мире провёл операцию по лечению глаукомы)http://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдоров,_Святослав_Николаевич

С.С. Юдин (Впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей)http://ru.wikipedia.org/wiki/Юдин,_Сергей_Сергеевич

А.В. Шубников – (Предсказал существование и впервые создал пьезоэлектрические текстуры).http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Шубников%20Алексей%20Васильевич/

Л.В. Шубников (эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников)http://ru.wikipedia.org/wiki/Шубников,_Лев_Васильевич

Н.А. Изгарышев (открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах)http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/45011/Изгарышев

П.П. Лазарев (создатель ионной теории возбуждения)http://ru.wikipedia.org/wiki/Лазарев,_Пётр_Петрович

П.А. Молчанов (метеоролог, создал первый в мире радиозонд)http://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_Молчанов

Н.А. Умов (физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии, кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности)http://www.peoples.ru/science/physic

Название: Великие русские достижения. Мировые приоритеты русского народаАвтор: Пецко А.А.Год издания: 2012Издательство: Институт Русской ЦивилизацииISBN: 978-5-4261-0036-7Страниц: 560Формат: PDFРазмер: 45,0 Мб (+3%)

Все представленные автором сведения систематизированы в виде словаря. Подобное исследование проведено впервые. В книге 425 иллюстраций.

скачать>> (46,1 мб; формат pdf)

«Календарь русской славы и памяти», составленный ранее Александром Александровичем Пецко, также вобрал в себя все сведения, касающиеся нашей культуры, науки и веры, составив КНИГУ РУССКОЙ СЛАВЫ.

В аннотации к этой книге написано следующее:«Это первое подобное издание в практике русского книгоиздания. Содержит 3650 статей о событиях отечественной истории, сведения о 2203 именинах, 529 праздниках, 1932 приметах и обычаях, 2680 именах, 400 высказываниях знаменитых русских. Книга предназначена для тех, кто хочет больше узнать про былую русскую славу, верит, что она возродится, и работает на это возрождение».

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2012

rublev-museum.livejournal.com

Конспект урока для 6 класса "Достижения культуры Древней Руси"

Урок в 6 классе:

«Достижения культуры

Древней Руси»

Методическая разработка Крыловой Л.В.

учителя истории и обществознания

МОБУ СОШ с.Октябрьское

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО (активных методов обучения), ИКТ.

Оборудоваие и УМК: учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”.

Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси. (слайд № 2)

Задачи:

обучающая:

-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

- развивающая:

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

- воспитательная:

воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

План урока: (слайд №3)

  1. Главные особенности русской культуры в изучаемый период.

  2. Устное народное творчество.

  3. Письменность и грамотность. Литература.

  4. Зодчество.

  5. Изобразительное искусство.

  6. Художественное ремесло.

  7. Быт и повседневность.

  8. Военное дело.

  9. Жилище.

  10. Одежда.

Основные понятия: культура, миниатюра, патриотизм, житие, летопись, проповедь, фольклор, былины, фреска, икона, образ жизни, слобода, хоромы.

Важнейшие даты: 1113 – «Повесть временных лет» монаха летописца Нестора, 989 – строительство Десятинной церкви.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Илларион.

  1. Изучение нового материала.

  1. Запись в тетрадях:

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Учитель сообщает: Культура – это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.

Запись в тетради:

  1. Культура восточного славянства – традиции язычества;

  2. Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;

  3. Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.

Беседа с учащимися по вопросам:

Вопрос учителя

(слайд № 4)

  1. Устное народное творчество. (Слайд № 5,6).

Запись в тетрадях:

Фольклор - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Учитель сообщает: Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой- богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов. И тем не менее они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности, которые сохранились в той или иной степени в письменных источниках. Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, пахарь-земледелец Микула-Селянинович.

  1. Письменность и грамотность. Литература. (Слайд № 7-11).

Учитель сообщает: Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже-письмом и счетом.

Писались летописи, проповеди, поучения в благочестии, Жития местных святых. Летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, житие «Сказание о Борисе и Глебе». Поучающее обращение Иллариона «Слово о Законе и Благодати», «Похвала князю Владимиру».

Задание для учащихся. Прочесть пункты стр. 56-59 «Письменность и грамотность», «Литература» и вставить в предложенный текст пропущенные слова:

Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими ________. Славянскую азбуку создали византийские монахи ________ и _________. Первые русские книги были _________ и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - _________. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - ____________. Вместо бумаги пользовались березовой корой - __________. Первыми литературными произведениями были __________. Древнейшая дошедшая до нас ___________________ была создана около _______ года монахом Киево-Печерского монастыря ___________. Он был одним из первых создателей ___________ - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Еще до _________ жил другой крупный литератор Древней Руси - ___________.Наиболее известным его произведением является «__________________».

(Ответы: христианства; Кирилл, Мефодий; рукописными; уставу; миниатюрами; берестой; летописи; «Повесть временных лет»; 1113; Нестором; житий; Нестора; Иларион; «Слово о Законе и Благодати».).

  1. Зодчество. (Слайд № 12-16).

Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове.

Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций. В 1165 г. На берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).

  1. Изобразительное искусство. (Слайд № 17,18).

Учитель сообщает: Живопись этого периода представлена достаточно широко – в мозаиках и фресках.

Запись в тетрадях:

Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрывались фресками и мозаиками, на которых изображались отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины- величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах.

Задание для учащихся. Прочесть пункты «Зодчество и изобразительное искусство» стр. 59-62. и ответить о чем идет речь:

«На ее строительство и содержание князь Владимир отдал десятую часть княжеских доходов. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором».(Десятинная церковь).

«Это единственное сооружение 11-12 веков, дошедшее до наших дней почти без изменений. Здесь всего лишь пять куполов. Мощные стены сложены из известняка. Внутри нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески». (Софийский собор в Новгороде).

  1. Художественное ремесло. (Слайд № 19,20).

Учитель сообщает: На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду.

  1. Быт и повседневность. (Слайд № 21).

Учитель сообщает: Большая часть населения проживала в сельской местности. Люди распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от набегов кочевников и «лихих людей» (разбойников). Жили большой семьей – старший из мужчин являлся главой семьи. Он распоряжался имуществом и судьбой каждого из членов семьи. Мальчики с семи лет работали в поле, если была возможность, обучались грамоте. Девочки помогали матери по хозяйству.

Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась дружина. Постепенно города стали торговыми и ремесленными центрами. На торгах можно было купить и продать – кувшины, черпаки, чаши, украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали, песцовые, собольи и куньи меха, оружие, пряности.

Города были центрами культурной и религиозной жизни. Здесь сооружались храмы, монастыри, организовывались школы.

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Повседневная жизнь земледельцев и горожан » стр. 63-66. и ответить на вопросы:

  1. Какими правами обладал глава большой семьи?

  2. Как воспитывались деть в крестьянских семьях?

  3. Что продавали на торгах и кто этим занимался?

  4. Чем занимались простые горожане?

  5. Назовите развлечения и забавы богатых людей.

  1. Военное дело. (Слайд № 22).

Учитель сообщает: Княжеские дружинники считались профессиональными воинами. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Защитными средствами были – шишаки- остроконечные шлемы, щит, броня, кольчуга.

Народное ополчение создавалось на время больших военных походов. Вои-члены народного ополчения были вооружены луками, колчанами со стрелами, ножами, копьями, боевыми топорами.

  1. Жилище. (Слайд № 23).

Учитель сообщает: Князья и бояре жили в хоромах, куда входили- терем (высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба, холодные горницы-повалуши, летние спальни – клети), гридница (большая парадная горница). Рядом с хоромами находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница, кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши, баня.

Зажиточные горожане жили в срубах, чаще двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым.

Ремесленники жили на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т.е. жилища, пол, которых был ниже уровня почвы).

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Жилище » стр. 68-70. и дать определение понятий:

- Образ жизни, хоромы, изба, сени, гридница, слобода, полуземлянка.

  1. Одежда. Пища.(Слайд № 24-29).

Учитель сообщает: Все жители Руси одевались одинаково. Мужчины носили рубаху и порты-неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки, зипун-кафтан без воротника, с длинными узкими рукавами, кожух- зимняя шуба, онучи, лапти.

Богатые люди могли позволить себе епанчи- широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями, кожаные сапоги.

Женщины носили длинные холщевые рубашки, поневу – домотканую шерстяную юбку. Позже появились длинные, широкие платья. Русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями, серьгами, браслетами.

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Одежда » стр. 70-71. и соотнести понятия и определения:

1

Ответы (1-2; 2-3; 3-6; 4-1; 5-7; 6-4; 7-5)

Домашнее задание §7,8, вопросы 1-7, новые слова, задания 1,4,5 в рабочих тетрадях..

Предполагаемые ответы учащихся

Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?

Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру, например «Слово о полку Игореве».

Что еще повлияло на развитие русской культуры на данном этапе?

На развитие русской культуры повлияло также то, что она впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов – угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян.

Как повлияло на развитие культуры Руси принятие ею христианства от Византии?

Благодаря тесным связям с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги.

Порты

1

Узкие и длинные куски ткани, которыми оборачивали ноги.

2

Зипун

2

Неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.

3

Кожух

3

Застегивающийся встык кафтан без воротника, с длинными рукавами.

4

Онучи

4

Украшение на женскую голову из твердого металла, обтянутое дорогой тканью и украшенное жемчугом.

5

Епанч

5

Домотканая шерстяная юбка.

6

Кокошник

6

Простая шуба.

7

Понева

7

Широкий плащ без рукавов, украшенный мехом, драгоценными камнями.

doc4web.ru