Глава 1. Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси. Услуги в древней руси
Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси.
Н. Бердяев определяет российскую цивилизацию следующим образом: «Языческая Русь (дохристианская), Киевская Русь IX-XIIIв.в., монголо-татарский периодXIII-XVв.в., Московское государствоXV-XVIIв.в., Петербургская имперская РусьXVIII-XIXв.в., Россия Советов» (Н. Бердяев. О России и русской философской культуре. М., 1990).
Культурно-воспитательный опыт древних славян воплотился в языческих обрядах: масленица, святки, семик; семейных: именины, свадьба, панихида; бытовых: посиделки, вечерки, супрядки, капустники. Народная педагогика, этика, нашли отражение в земледельческих, зоофагических, сезонных праздниках народного календаря, в устном народном творчестве, легендах, сказаниях, былинах, песнях, пословицах, поговорках, байках.
Праздники крестьянской общины сопровождались пиршествами за общим столом («братчиной», «складчиной»), музыкой (волынки, гусли, дудки), ряженьем, играми, хороводами, праздничными «поездами». Популярные досуговые занятия - катания с гор, карусели, качели, лапта, горелки, кулачные бои, гаданья, песенное сочинительство и исполнительство: (колыбельные, пестушки, обрядовые, лирические, плясовые, ямщицкие, солдатские, казачьи песни).
С развитием городов развивается городская культура, взаимообмен, происходит взаимовлияние стилей, традиций, символов, ремесленных товаров, прикладного творчества.
С появлением азбуки (IХ в.), принятием христианства (Xв.), укреплением семьи создаются основы грамотности, трудового, нравственного, религиозного воспитания. Через образовательные, досуговые формы осуществляется усвоение философского, педагогического, художественного, культуротворческого усвоения античности, Византии, соседних стран. Развивается письменность, потребность в чтении. Литературные памятники Киевской Руси «Поучение Владимира Мономаха», летописи «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» (XIIв.), «Слово о погибели земли русской» (XIIIв.), «Сказание о граде Китеже» (XIVв.), «Хождение за три моря» Афанасия Никитина» (XVв.). Странствующие волхвы, гусляры, сказатели, бахари, скоморохи как посредники в распространении социокультурных ценностей.
Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках.
Монголо-татарское иго нанесло страшный удар ослабленной междоусобицами Руси. Города были сожжены и ограблены, ряд коренных областей (Поднепровье, Галич, Полоцк, Смоленск и др.) был отторгнут от Руси, мастера искусств и ремесел погибли в сражениях или были уведены в плен. В середине XIVвека после полосы упадка начинается процесс восстановления социально-культурного уклада городов и возрождения искусств и ремесел. Борьба с поработителями, потребности обороны страны ускоряют процесс сложения Русского централизованного государства и формирования русской народности. В деле «собирания Руси» некоторое время соперничают Москва и Тверь, но после Куликовской битвы (1380) эту объединительную функцию выполняет Москва.
Период XIV-XVIвв. связан с ростом национального самосознания, зарождения свободомыслия, новых светских начал. Происходит дальнейшее соединение языческого и христианского календарей, приспособление православной церкви к местным обычаям и условиям. Например, праздник въезда Христа в Иерусалим стал отмечаться с ветками вербы вместо не растущей в России пальмы; в праздничном действе с участием патриарха и царя вместо осла использовалась лошадь в маске с ослиными ушами. В соответствии с местными обычаями самым почитаемым стал культ Богоматери с младенцем. Храмы становятся центрами культурно-политической жизни России. Происходят заметные изменения в эмоционально-психологическом складе людей. Развивается способность человека сопереживать, растет значение человеческой личности и личности отдельной семьи. Этика «Домостроя» построена на обращении к чувству стыда. Ощутим интерес к природе, утратившей связь с языческими божествами; литературное творчество перестало быть безымянным и безличным.
Возникают художественные школы в Москве, Новгороде, Пскове, Владимире. В конце XIVв. появился новый тип населенного пункта - деревня (от слова «драть» - пахать целину). ВXVв. деревни имели не более 10 дворов. Села были владениями светских и духовных феодалов. На первое место в повседневной жизни сXIVв. начали выходить интересы отдельной семьи, а не рода. Постепенно складывается семейный уклад с сильной властью отца и высоким нравственным авторитетом матери. В связи с развитием частной собственности стала актуальной проблема наследства. Из княжеских завещаний видна забота обо всех членах семьи, их материальном благополучии. Под влиянием восточных традиций, усвоенных опосредованно через Золотую Орду, русская знать стала поощрять затворничество женщин. Дочери - девицы никогда не показывались мужчинам, даже братьям отца. Молились они в домашней молельне. Но такие «строгости» соблюдались не всегда.
Закон защищал экономическую независимость женщин. При любых обстоятельствах ( вплоть до воинской измены мужа и его казни) за ней оставалось все движимое и недвижимое имущество, давался надел на пропитание детей.
В XVIв. начался процесс постепенного изменения отношения старших членов семьи к младшим. Родители стали отдавать своих детей учиться грамоте. Учебных заведений практически не было. На церковном соборе 1551г. был утвержден проект городских училищ «для научения грамоты». Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер. Развивается книгопечатание. 1 апреля 1564 года Иван Федоров выпустил первую книгу «Апостол». Следует отметить коллективное чтение вслух книг из монастырских личных библиотек. Азбуки издавались огромными тиражами, появились книжные лавки. Чтение стало новой формой проведения досуга.
Семейные обряды к XVIв. были весьма пышными, объединяя в себе местные языческие традиции с христианскими ритуалами. Младенцев полагалось крестить на 8 или 40 день. По случаю рождения сына отец посылал подарки родным и знакомым, а они, в свою очередь, одаривали мать и младенца. В случае рождения девочки все было обставлено скромнее. Подарки были только обрядовыми, а не сюрпризными. Свадьба знати представляла собой многодневный пышный церемониал. «Свадебный чин»XVIв. подробно описывает весь сценарий торжества. КXVIIв. относятся упоминания о праздновании именин в боярских и царских семьях. Прием гостей у знати был церемонией с соблюдением различия сословных отношений.
Общественные увеселения и забавы этого периода - игрища, скоморошьи ватаги, медвежьи представления, площадные аттракционы, качели, карусели, ледяные горки; мим, бродячие музыканты. Среди настольных игр были распространены шашки, шахматы, зернь (кости) и карты. Во всех играх участвовали и взрослые, и дети.
В XV-XVIвв. любимым развлечением феодалов была охота, особенно с соколами и другими ловчими птицами. Разводили аквариумных рыбок, но они еще оставались в быту знати «диковинкой».
В XVIIв. впервые упоминаются театральные представления при царском дворе («Юдифь», «Эсфирь» и др.). В царских и боярских покоях для развлечения хозяев и гостей держали музыкантов, шутов.
studfiles.net
Глава 1. Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси. Предпринимательство в средневековой Руси
Похожие главы из других работ:
Государственный строй и право Древней Руси
2. Государственный строй Древней Руси
Древнерусский государственный строй показывает наличие двух периодов: политическое единство и раздробленность (с XII в.). Государственный механизм Древней Руси определялся отношениями вассалитета - сюзеренитета...
Государственный строй и право Древней Руси
3. Правовая система Древней Руси
Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи...
Государство и общество Древней Руси
§ 4. Местное управление в Древней Руси IX-XII вв.
Система управления обширной территорией Киевской Руси, включавшей наряду с ареалом расселения восточных славян финно-угорские и балтские племена, складывалась по мере развития самого государства...
Деятельность мецената Кокорева
1. Происхождение и предпринимательская деятельность В.А. Кокорева
В начале XIX века Россия не только достойно продолжала отвечать на вызовы Западной Европы, но и зримо демонстрировала возрождение купеческих традиций Великого Новгорода. Рыночная экономика и капитализм нуждаются в предпринимателях...
Древняя Русь
2. Обработка металла в древней Руси
Сварка железа и стали, была широко распространенным технологическим приемом в древней Руси...
Истоки предпринимательства на Руси
Внутренняя и внешняя торговля в Древней Руси
Население с культурой славянского типа, благодаря появившемуся в конце II тыс. до н. э. плужному земледелию, добилось и известных хозяйственных результатов. К VI - V вв. до н. э...
История древнерусского монашества XI–XIII вв.
1.2 Первые монашествующие в Древней Руси
В появлении русского иночества расцвет византийского монашества имел чрезвычайно важные последствия. Эхо иконоборчества и та роль, которую сыграли монахи в Торжестве Православия, в пору Крещения Руси были еще живым воспоминанием...
Киевская Русь
6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Культура древней Руси -- это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненныи опыт народа, запечатленный в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников...
Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)
Вопрос 1. Характер социально-экономического развития Древней Руси. В чем Вы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии Древней Руси в IX, X и XI вв. ?
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин...
Культура Древней Руси после принятия христианства
Глава I. Культура древней Руси
...
Повседневная жизнь томского купечества второй половины XIX - начала XX вв.
Глава 1. Торговая и предпринимательская деятельность томского купечества второй половины XIX - начала ХХ вв.: общая характеристика
В конце XVIII - начале XIX веков в Сибири начался процесс повышения роли местного купечества, который напрямую был связан с экономическим развитием региона...
Проблема норманнского влияния и двух центров в образовании Древнерусского государства
I. Два центра Древней Руси
...
Развитие русского права Древней Руси
1. Государство и право в Древней Руси
Политическая организация восточных славян в 1-м тысячелетии нашей эры. Политическая организация возникает на определенном этапе развития...
Сибирское купечество
2. Предпринимательская деятельность в XIX веке
По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в 45 городах Сибири проживало 467,8 тыс. чел., что составляло 7,3 % от общей численности населения региона. В течение XIX в. городское население увеличилось примерно в 4 раза...
Социальный строй Древней Руси
2.1 Социальная структура Древней Руси
Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду -- "купу" (деньги...
hist.bobrodobro.ru
2. Предпринимательство в Древней Руси.
Наука — отрасль знания, которая изучает законы, закономерности развития. Экономическая история, частью которой является и история предпринимательства, изучает законы развития экономики и на основе исторического опыта может давать прогноз дальнейшего развития. Очевидно, что история предпринимательства — наука о закономерностях развития предпринимательства, а поскольку речь идет о российском предпринимательстве — и об особенностях предпринимательства в России. Закономерности же и особенности развития предпринимательства определяются конкретными историческими условиями. Например, особая форма предпринимательства в России — крепостная мануфактура — могла возникнуть только в условиях крепостничества, а предпринимательская деятельность сельской буржуазии, кулаков в пореформенной России направлялась преимущественно в сферы торговли и промышленности, поскольку предпринимательство в сельском хозяйстве сдерживалось сельской общиной. Следовательно, закономерности и особенности развития предпринимательства находятся в прямой связи с общими закономерностями и особенностями развития экономики.
Очевидно, что связаны между собой и различные сферы предпринимательства, как и разные отрасли хозяйства. В России, до 90% населения которой составляли сельские жители, состояние сельского хозяйства было фактором, определяющим и для развития промышленного предпринимательства.
Зачем надо изучать историю предпринимательства? По той же причине, по которой надо знать экономическую историю вообще: нельзя разобраться в современном состоянии хозяйства, не зная, как оно сложилось. Экономика, в том числе и предпринимательство, — это процесс, развитие, а современное состояние — лишь момент процесса. Если не знать хода экономического развития, то невозможно видеть его направление, невозможно определить последствия тех или иных хозяйственных решений. Каждое хозяйственное явление имеет свои исторические корни, т. е. оно сложилось в результате определенных исторических процессов. Программирование экономики без учета всего этого приводит к тому, что результат хозяйственных решений получается совсем не таким, как предполагалось. К сожалению в нашей стране история отечественного предпринимательства остается белым пятном
Возраст русского предпринимательства давно перевалил за тысячу лет. Однако до сих пор, говоря о тысячелетии России, почему-то подразумевают тысячелетие российской государственности, забывая важнейший факт, что, какой бы великой ни была наша государственность, она не смогла бы выполнить свои задачи без тесного союза с русским предпринимательством. Только опираясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государство сумело освоить безбрежные просторы нашей страны. Политическое освоение гигантских территорий, осуществляемое Российским государством, шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями, тяжелым самоотверженным трудом.
Очень важно подчеркнуть, что, наряду с крестьянством, русские предприниматели в гораздо большей мере, чем другие слои, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры.
Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды — 271, в царствование Ивана Грозного — 715, при царе Алексее Михайловиче — 923. Были среди них и очень большие по тем временам города. Например, в XVIвеке Москва по размерам превосходила Лондон.
Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж.
Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы» — купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали названия погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и устраивались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывала товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев хорошую пошлину.
Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие, в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). Тем не менее, уже в XI—XIIвеках русское законодательство дорожит жизнью купца, и за голову купца полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5—6 гривен – «Русская правда»).
Интересное описание предпринимательской деятельности русских людей еще в дохристианский период оставил в своих записках византийский император Константин Багрянородный (905—959 гг.) . По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой возвращались купцы в Киев. К тому времени подготавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград. Плыли огромным караваном, состоявшим из купцов разных земель — смоленских, черниговских, новгородских, вышегородских. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть на своих утлых суденышках от крутой волны.
Прибыв в Царьград, торговали там шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму они не могли. Размещали их не в самом городе, а у монастыря св. Мамонта. Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им византийским императором. В частности, русские купцы продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлин; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончанию торга греческие власти выделяли купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались купцы не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавать то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах.
Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами — откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.
О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует обилие кладов того времени, которые до сих пор находят поблизости старинных городов, вблизи от больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах находят арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже отчеканенные в VIIIвеке.
Первый русский свод законов «Русская Правда»был пронизан духом предпринимательства. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. Например, «Правда» дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит — хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородные или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т. е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для «оборота из барыша» .
Городские предприниматели, как отмечал Ключевский, являются то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII— началеXIIIвека, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом «Купеческого ста» (союз; новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьевскому монастырю — очень типичный случай для того времени.
По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий гнев Так, весной 1113 года в Киеве разразилось народное восстание, во время которого разгромлены дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления; после этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал суму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20 процентов в год), и тем самым позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде сильно ослабли, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запрещено и осуждалось.
Широкое развитие предпринимательства в России, отмечает историк Иловайский связано с исторически сложившимся характером народа — «деятельного, расчетливого витого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».
Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, русский историк академик В. Безобразов выделяет:
-чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и наличных способов их достижения;
- практический расчет — умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;
самообладание
- трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от поставленной задачи, от начатого предприятия;
- сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предоваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию
Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех более тысячи лет.
Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.
Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов.
Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения Древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества.
Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.
Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разрыв замкнутого круга мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в Древнерусском государстве.
Для понимания специфики развития деловых отношений следует принимать во внимание и огромные усилия для обороны огромной территории и освоения новых земель. Сильное государство мобилизовало скудные ресурсы для решения этих задач. Отсюда вытекала необходимость тяжелого финансового и налогового гнета. Без усиления крепостничества становилось проблематичным содержание многочисленного войска. Все это не могло не сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства.
В конце 9 в. наряду с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки, хозяева которых стремились заручиться вооруженной и обеспечить безопасности товаров.
Внешнеполитическая деятельность киевских князей 9-10 вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. За границей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В свою очередь, в русские земли поступали шелковые ткани, золото, вина, парусину, канаты. О значении упрочения внешнеэкономического престижа свидетельствовали торговые договоры, заключенные киевскими князьями с Византией в 10 в.
studfiles.net
Дипломатия древней Руси
Что имеется в виду под зарождением дипломатической системы Древней Руси? Прежде всего, содержание дипломатических переговоров и дипломатических соглашений, расширение круга и степень значимости поднимаемых в них политических вопросов; вовлечение в сферу дипломатической активности Руси все большего количества государств и народов; генезис форм дипломатических переговоров и соглашений, развитие сопровождающих их процедур, обрядов, отражающих в известной мере как содержание, так и форму переговоров и соглашений; зарождение и развитие посольской службы как таковой, т.е. превращение посольств в постоянный инструмент внешнеполитической деятельности древнерусского государства, изменение характера состава посольств, а также их представительства, складывание первых постоянных «кадров» посольской службы. История развития дипломатии Древней Руси исследовалась и исследуется многими историками, лингвистами. Событиям 860 г. – первому русскому нападению на Константинополь и последовавшим за ним дипломатическим переговорам руссов с греками – посвящены специальные работы отечественных дореволюционных ученых А. Пападопуло – Керемевса, Х.М Лопарева, В.Г. Васильевского, западного историка А.А. Васильева, который хотя и считал, что под Константинополем появилась «варяжская» Русь, но всю канву событий изложил с научной скрупулезностью. Русскому посольству в Константинополь и империю франков в 838–839 гг. уделил внимание историк А. Рязановский, доказывавший, как и некоторые отечественные ученые, принадлежность посольства славянскому Киевскому государству. Отношениям Руси с Византией, договорам Руси с греками 907, 911, 944, 971 гг. посвятили в XIX в. специальные работы Н.А. Лавровский, И.И. Срезневский, В.В. Сокольский, А. Дмитриу; в начале XX в. – А.В. Лонгинов, Д.М. Мейчик и др. Отношения древней Руси с Востоком и некоторые аспекты древнерусской внешней политики в этом регионе рассмитрели дореволюционные востоковеды Б.А. Дорн, В.В. Григорьев, А.Я. Гаркави, а также советские историки В.В. Бартольд, Б.Н. Заходер, А.Ю. Якубовский, Н.Я. Половой, В.М. Бейлис, М.И. Артамонов и др. Организации древнерусской дипломатии посвящены небольшие разделы в работах советских историков международного права Ф.И. Кожевников, Д.Б. Левина и других, а также в обобщающем труде «Курс международного права». Важное значение для исследуемой темы имеют труды западных византинистов К. Неймана, Ф. Дэльгера, Д. Оболенского и Д. Милляра. В историографии, как отечественной, так и зарубежной, лишь две работы посвящены комплексному исследованию всех тех аспектов в истории древней Руси, которые рассматриваются в качестве свидетельств поступательного развития русской дипломатической службы, – это монографии М.В. Левченко и В.Т. Пашуто.
Зарождение дипломатии славян
Первые известия о дипломатической практике восточных славян относятся к V–VI вв. н.э. и содержатся в византийских источниках. Эта практика зарождалась в ходе длительного противоборства племенных союзов склавинов и антов с Византийской империей. византийские авторы сообщают о постоянных набегах склавинов и антов на владения империи в V–VI вв. о начавшемся мощном давлении склавинского мира на Балканы с начала VI в. У Прокопия Кесарийского имеются сведения о рейдах антов во Фракию, о регулярных вторжениях склавинов и антов за Дунай и о бедственном положении балканских владений Византии. Начиная с 527 г., по данным Прокопия, склавины и анты регулярно совершали набеги на владения империи, переходили Дунай, опустошали Иллирику, захватывали жителей в плен и т.п. Во время славяно-византийской войны 550 – 551 гг. славяне подступили к Константинополю. В конце VI в. они предприняли несколько попыток овладеть византийской столицей. К VI в. относятся и первые попытки империи поставить себе на службу военную мощь славянских племенных союзов, отгородиться при помощи славянских наемных отрядов и славянских пограничных поселений от натиска аваров, а позднее и болгар. Наем в императорскую армию славянских отрядов стал с VI в. обычным делом. К VI–VII вв. относятся и сведения о дипломатических контактах славянских племенных союзов между собой и с другими народами. Прокопий Кесарийский сообщает о совместных действиях против империи антов и склавинов. В VI в. во взаимоотношениях славян с империей прослеживается еще одна характерная черта: выплата антам крупных денежных сумм и предоставление им права расселяться в пределах империи в обмен на обязательство соблюдать мир и продиводействовать набегам кочевников. Первые сведения о дипломатической практике древних руссов относятся к концу VIII – первой трети IX в. и дошли до нас в двух житиях – Стефана Сурожского и Георгия Амастридского, памятниках византийской агиографической литературы. В них нашли отражение факты нападения руссов на византийские владения, расположенные вдоль Черноморского побережья, и последующие переговоры руссов с греками. Обращает на себя внимание условие о возвращении пленных – одно из древнейших в дипломатической практике всех народов, в том числе и антов. В VII–X вв. обмен и выкуп пленных как одно из условий или единственное условие мирных соглашений неоднократно встречались в практике дипломатических отношений Византии с Персией, Арабским халифатом и арабскими эмиратами, Болгарией, уграми, с Русью. Эта практика продолжалась и в X в. В XI в. условие об обмене пленными дважды входило в мирные межгосударственные договоры Византии и Болгарией. В 814 г. оно стало составной частью соглашения о 30 – летнем мире, заключенного Львом V с болгарским ханом Оморгатом, а в 893 г. явилось одним из условий мира, заключенного между Львом VI и Симеоном. Первое же крупное столкновение империи с уграми в 934 г. закончилось тем, что византийское посольство обратилось к ним с просьбой приостановить военные действия и произвести обмен пленными. В X в. этот пункт включался в договоры Руси с греками. Другим свидетельством дипломатической практики руссов является упоминание в «Житии св. Георгия Амастридского» о переговорах с греками во время нападения русской рати на главный город Пафлагонии – Амастриду. Руссы, не осмелившись напасть на Константинополь, начали разорение византийских владений от Пропонтиды, т.е. от входа в Босфор на восток и нанесли удар по Малоазиатскому побережью черного моря. Здесь лежала богатая Пафлагония с главным центром Амастридой, куда приходили купцы со всего света. Е.Е. Голубинский полагал, что в Амастриде был заключен «союз мира и дружбы». Однако такой договор заключался не в ходе локальных военных действий или пограничных инцидентов, а в результате крупных межгосударственных столкновений. Завершая, как правило, полосу военного противоборства, он устанавливал мирные или даже союзные отношения между государствами. Мы же имеем дело с договором, в котором были следующие условия соглашения: во-первых, освобождение пленных; во-вторых, «сохранение почтения к храмам», т.е. прекращение разграбления православных церквей и монастырей; в-третьих, «вольность и свобода христианам». В итоге переговоров: русские прекращают оскорбление святынь и не трогают более «божественных сокровищ». Следующей заметной вехой в развитии древнерусской дипломатии явилось русское посольство в 838 – 839 гг. в Константинополь к византийскому императору Феофилу (829 – 942 гг.) и в Ингельгейм – столицу Франкского государства – к Людовику Благочестивому. сведения об этом содержатся в Бертинской хронике, принадлежащей перу епископа Пруденция. общая канва событий такова. В 839 г. при дворе франкского императора появились послы византийского императора Феофила – епископ Феодосий Халкидонский и спафарий Феофан. Вместе с византийцами в Ингельгейм прибыли русские послы, возвращавшиеся на родину кружным путем из Константинополя. Византийские послы привезли Людовику подарки и личное послание императора Феофила, в котором тот предлагал подтвердить отношения «мира и любви» между двумя странами. 18 мая 839 г. византийское посольство было торжественно принято в Ингельгейме. Далее Пруденций сообщает: «Послал он (Феофил) с ними (послами) также неких людей, которые говорили, что их (народ) зовут рос (Rhos), и которых, как они говорили, царь их, по имени Хакан (Chacanus) отправил к нему (Феофилу) ради дружбы».
Дипломатия в XI веке
Древнерусское государство. В X — XI вв. оно превратилось в одно из крупнейших держав Европы. Время правления киевских князей Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, а позднее его внука Владимира Мономаха стало подлинным взлетом Древней Руси. Прав был автор знаменитого «Слова о погибели земли Русской», когда он, характеризуя Русь начала XII в., очерчивал огромную территорию от Венгрии, Польши и Чехии на западе до Средней Волги на востоке, от «Дышащего моря» на севере до границ с Византией на юге и писал: «...то все покорил бог народу христианскому ... великому князю Всеволоду, отцу его Юрию (Юрию Долгорукому. — А. С), князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху». К этому времени прочные политические связи имела Русь с Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, Болгарией. Ее влияние и значение учитывали в своих внешнеполитических планах Германская империя и папа римский, датское, шведское и норвежское королевства, Волжская Булгария, половецкие ханы. Русь была хорошо «ведома» Франции и Англии. В XI в. дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала королевой Франции и некоторое время, после смерти короля Генриха I , в малолетство своего сына, наследника французского престола, управляла страной. В этом же веке внучка Ярослава Мудрого стала императрицей Германской империи и была втянута в большую европейскую политику. Русские княжны стали королевами Венгрии, Норвегии, Дании. Киевский великокняжеский дом породнился с английской королевской семьей, с византийским императорским домом, а позднее с видными половецкими ханами. Характерны в этом смысле родственные связи великого киевского князя Владимира Мономаха, который был внуком шведской принцессы и внуком византийского императора, деверем германского императора, мужем английской принцессы, сватом шведского короля и половецких ханов, племянником французской, венгерской, норвежской и датской королев. Русские купцы хорошо освоили пути на Восток, были частыми гостями на рынках Константинополя. Знали их и в европейских странах. Русь принимала активное участие во всех крупных внешнеполитических событиях Восточной Европы в X — начале XII в. В чем же причины того высокого внешнеполитического престижа, того широкого международного признания, которые завоевала Русь к XII в.? Конечно, в основе этого лежат крупные успехи Киевского государства в области социально-экономического развития. Происходил бурный рост производительных сил страны; в крупных княжеских, боярских, монастырских феодальных владениях зависимые крестьяне распахивали новые земли, осваивали охотничьи и рыбные угодья. Свободные крестьяне-общинники, смерды, которые составляли в этот период значительную часть сельского населения Руси, совершенствовали искусство возделывания почвы; орудия труда, расширяли зону земледелия, шли на край дикого поля, уходили все глубже в северные леса. Споро стучали топоры по всей Руси — это возникали новые села и городки, рубились укрепленные грады. Бурно расцветало ремесло. В Киеве, Чернигове, Переяславле, Новгороде, Ростове, Полоцке и других городах ремесленники создавали разнообразные затейливые изделия. Полнились рынки рукоделием русских мастеров — древоделов и кузнецов, кожемяков и оружейников, гончаров и серебреников и многих других. Закладывались новые каменные здания, строились княжеские, боярские и епископские дворцы, поражавшие своим великолепием. Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, храм Спаса в Чернигове, Переяславские каменные бани поражали воображение современников. Лучшие из этих построек соперничали с храмами и дворцами Византии. Все больше продуктов сельского хозяйства и ремесленного производства выносилось на русский рынок и вывозилось за рубеж. В западных хрониках и византийских исторических сочинениях авторы с уважением пишут о русских товарах. Быстро увеличилось в это время и население. Все эти процессы развивались в сравнительно спокойные для Руси годы. Во второй половине I тысячелетия руссы получили временную передышку от постоянных и губительных нашествий. Русская история VI — IX вв. н. э. представляется сплошной цепью иноземных завоевательных набегов. Начиная с X — VII вв. до н. э. из глубины азиатских степей на ничем не защищенные пространства Восточно-Европейской равнины, в районы Северного Причерноморья, Среднего и Южного Поднепровья и Подунавья выходили орды кочевников, стирая с лица земли поселения, захватывая в плен людей, надолго останавливая развитие производительных сил. Сначала киммерийцы, потом скифы и сарматы, а в первой половине I тысячелетия н. э. гунны и хазары стали истинным бичом для восточного славянства. И после каждого такого нашествия население уходило из освоенных районов на север, затормаживались общественные отношения. В результате развитие восточных славян никак не могло набрать инерцию, которая привела бы к появлению классового общества и государства. Ранние признаки того и другого, замеченные учеными у восточнославянских племен еще в середине I тысячелетия до н. э., так и не нашли своего логического продолжения; восточное славянство оставалось на уровне первобытнообщинного строя, который значительно медленнее, чем на Западе, например у племен франков, лангобардов, англосаксов, германцев, развивался в сторону становления феодального общества. Лишь с V — VI вв. наступила относительная передышка. Впрочем, и в эти века восточные славяне вели упорную борьбу сначала с аварами и хазарами, с начала X в. — с печенегами, а с 1061 г. — с половцами, но таких ужасных набегов, как, например, нашествия киммерийцев, скифов или гуннов, они уже не знали. К этому времени намного возросла экономическая и военная мощь восточнославянских племен, и борьба с соседями кочевниками хотя и отнимала у них, как и прежде, много сил, но не была такой изнурительной. Вот в этих-то условиях относительной «тишины» и совершило свой качественный социально-экономический, политический и культурный скачок восточнославянское общество, сравнявшись в своем развитии с другими сопредельными народами и проявив при этом огромную жизнестойкость, этническую несгибаемость, талант к возрождению, упорство в борьбе с завоевателями, терпение и невероятную трудоспособность. На этой основе и взрастало молодое древнерусское государство, первые следы которого мы обнаруживаем на страницах истории еще в VI в., но которое сложилось в своих основных чертах к концу IX в., т. е. в ту пору, когда появились и другие крупные раннефеодальные государственные образования в Центральной, Восточной и Северной Европе. Создание мощного древнерусского государства, основывающегося на общем социально-экономическом и политическом развитии русских земель, в свою очередь способствовало дальнейшему развитию сельского хозяйства, ремесла, градостроительства, торговли. Организованные военные силы защищали границы страны от новых вражеских нашествий, охраняли торговые пути, помогали феодалам и купцам захватывать новые земли, выгодные торговые пункты, сокрушать торговых конкурентов. Быстрее созревали условия для становления феодального строя, для закабаления крестьянства, ремесленного люда крупными землевладельцами, княжескими дружинниками, церковью, ростовщиками. Таким образом, первые признаки появления государства на Руси, дальнейшие его шаги и расширение масштабов деятельности говорят о характере развития древнерусского общества, степени его зрелости, международном престиже.
Со второй половины XI в. древнерусское государство распадается на уделы. Наступает время бесконечных княжеских междоусобий и разорительных набегов кочевников. С распадом древнерусского государства на ряд обособленных княжеств, который начался после смерти Ярослава и завершился в XII в., не прекратились, однако, сношения древней Руси с Византией и Западной Европой. «Слава великая» русских князей, как говорится в летописи, доходила «ко странам дальним: к грекам и к венграм и к ляхам (полякам) и к чехам и даже до Рима». С Византией постоянная связь поддерживалась вследствие подчинения русской церкви константинопольскому патриарху. Но связи были не только церковные. У Руси и Византии был общий враг — половцы, одинаково угрожавшие благосостоянию обеих стран. Если в X в. империя натравливала печенегов против Руси, то теперь она нуждалась в союзе с русскими князьями, чтобы ослабить опасность со стороны половцев. Между византийскими императорами и русскими князьями заключались наступательно-оборонительные союзы. В 1073—1074 гг. по просьбе императора Михаила VII Дуки русские князья во главе с Владимиром Мономахом ходили на усмирение восставшего против Византии Херсонеса. В 1160 г. император Мануил Комнин просил у киевского князя Ростислава Мстиславича помощи против венгров, «в силу заключенного между русскими и греками мира». В союзе с Мануилом Комнином были и галицкие князья Владимир Володаревич и его сын Ярослав Осмомысл. Проводником византийской политики на Руси был митрополит киевский, назначаемый патриархом из греческого духовенства и фактически являвшийся агентом константинопольского правительства на Руси. О тесных связях с Византией в эту эпоху свидетельствуют и брачные союзы между русскими княжескими домами и византийским императорским домом. Владимир Мономах был по матери внуком императора Константина Моиомаха, от которого и принял свое греческое прозвище «единоборца». Дочь самого Владимира была замужем за Леоном, сыном императора Диогена, одна из его внучек — за царевичем из дома Комнинов. Сохранялись стародавние связи и со странами Северо-Западной Европы. Владимир Мономах был женат на Гиде, дочери англо-саксонского короля Гаральда.
Особенно прочные и оживленные отношения существовали между Южной Русью и непосредственно к ней примыкавшими Польшей и Венгрией. На общих «снемах» (съездах) с венгерским королем и польскими князьями обсуждались вопросы международной политики. В 1254 г. Даниил Романович Галицкий имел сном с Болеславом польским по вопросу о помощи Венгрии. В 1260 г. с тем же Болеславом русские князья «положили ряд (уговор) между собой о земле Русской и Ляшской» и утвердили его крестным целованием. На одном из таких сиемов Даниил Романович договорился с польскими князьями, чтобы во время войн «Руси не воевать челяди ляшской, ни ляхам русской челяди». Этим договаривавшиеся стороны отказались от обычая угонять в плен сельское население с неприятельской территории. Снемы сопровождались увеселениями — пирами и турнирами. Так, венгры, прибывшие на помощь к Изяславу Мстиславичу киевскому в 1150 г., устроили наездничьи потехи: «играли на фарях (конях) и на скакунах», и «киевляне «дивились венграм, множеству их слуг и коням их». Немалое политическое значение имели в эту эпоху и брачные союзы русских князей с правящими домами соседних государей. Напрасно греческое духовенство внушало русским князьям, что «недостойно зело благоверным князьям отдавать дочерей своих в страны, где служат на опресноках». Соображения политические брали верх над религиозными предписаниями. По наблюдению одного из исследователей русско-польских отношений, В. А. Линниченко, польский двор зорко следил за политическим положением на Руси и искал браков с той княжеской линией, которая в данную минуту была могущественнее. За время с 1043 г. до конца XIII в. исследователь насчитывает 15 брачных союзов между русскими и польскими правящими домами. Вступали русские князья в брачные союзы также с венгерским и чешским княжескими домами.
Другие статьи по дипломатии древней Руси:Дипломатия антов и древних славянДипломатия Руси и Византии. Русское посольствоПервое нападение русских на КонстантинопольИстория заключения мирного договора Руси с ВизантиейДоговор Руси с Византией 907 г.Достоверность данных в Повести временных лет о договоре 907 г.Русско-византийские переговоры и условия мирного договора 907 г.Форма русско-византийского договора 907 г.Историческое значение русско-византийского договора 907 г.Появление на Руси предварительных переговоровИстория русско-византийского договора 971г.Выработка договора 911 г. Русское посольствоИсторическое значение мирного договора с Византией 911 г.История древнерусской дипломатии. Источники информации и исследованияРусская политика и дипломатия на востоке в 6-10 векахИстория заключения договора с византией 944 г. Литература и исследования историковВыработки договора 944 г. Руси с ВизантиейИсторическое значение и форма договора с Византией 944 г.Дипломатия княгини ОльгиПолитическое значение крещения княгини Ольги на РусиПереговоры княгини Ольги в КонстантинополеУстановление дипломатических отношений Руси с Германским королевствомРазвитие дипломатической системы русского государства
biofile.ru
Наука — отрасль знания, которая изучает законы, закономерности развития. Экономическая история , частью которой является и история предпринимательства, изучает законы развития экономики и на основе исторического опыта может давать прогноз дальнейшего развития. Очевидно, что история предпринимательства — наука о закономерностях развития предпринимательства, а поскольку речь идет о российском предпринимательстве — и об особенностях предпринимательства в России . Закономерности же и особенности развития предпринимательства определяются конкретными историческими условиями. Например, особая форма предпринимательства в России — крепостная мануфактура — могла возникнуть только в условиях крепостничества, а предпринимательская деятельность сельской буржуазии, кулаков в пореформенной России направлялась преимущественно в сферы торговли и промышленности, поскольку предпринимательство в сельском хозяйстве сдерживалось сельской общиной. Следовательно, закономерности и особенности развития предпринимательства находятся в прямой связи с общими закономерностями и особенностями развития экономики. Очевидно, что связаны между собой и различные сферы предпринимательства, как и разные отрасли хозяйства. В России, до 90% населения которой составляли сельские жители, состояние сельского хозяйства было определяющим фактором и для развития промышленного предпринимательства. Зачем надо изучать историю предпринимательства? По той же причине, по которой надо знать экономическую историю вообще: нельзя разобраться в современном состоянии хозяйства, не зная, как оно сложилось. Экономика, в том числе и предпринимательство, — это процесс, развитие, а современное состояние — лишь момент процесса. Если не знать хода экономического развития, то невозможно видеть его направление, невозможно определить последствия тех или иных хозяйственных решений. Каждое хозяйственное явление имеет свои исторические корни, т.е. оно сложилось в результате определенных исторических процессов. Программирование экономики без учета всего этого приводит к тому, что результат хозяйственных решений получается совсем не таким, как предполагалось. К сожалению, в нашей стране история отечественного предпринимательства остается белым пятном Возраст русского предпринимательства давно перевалил за тысячу лет. Однако до сих пор, говоря о тысячелетии России, почему-то подразумевают тысячелетие российской государственности, забывая важнейший факт, что, какой бы великой ни была наша государственность, она не смогла бы выполнить свои задачи без тесного союза с русским предпринимательством. Только опираясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государство сумело освоить безбрежные просторы нашей страны. Политическое освоение гигантских территорий, осуществляемое Российским государством, шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями, тяжелым самоотверженным трудом. Очень важно подчеркнуть, что, наряду с крестьянством, русские предприниматели в гораздо большей мере, чем другие слои, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры. Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды — 271, в царствование Ивана Грозного — 715, при царе Алексее Михайловиче — 923. Были среди них и очень большие по тем временам города. Например, в XVI в. Москва по размерам превосходила Лондон . Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, гостьбы — купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие «промышленники». Места эти получали названия погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и устраивались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), товары, а также торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев хорошую пошлину. Купцы и предприниматели в древней Руси не были выделены в отдельное сословие, в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе, князья и бояре). Тем не менее, уже в XI—XII вв. русское законодательство дорожило жизнью купца, и за голову купца полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5—6 гривен, «Русская Правда» ). Интересное описание предпринимательской деятельности русских людей еще в дохристианский период оставил в своих записках византийский император Константин Багрянородный (905—959 гг.). По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись вглубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой возвращались купцы в Киев . К тому времени подготавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград . Плыли огромным караваном, состоявшим из купцов разных земель — смоленских, черниговских, новгородских, вышегородских. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть на своих утлых суденышках от крутой волны. Прибыв в Царьград, торговали там шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму они не могли. Размещали их не в самом городе, а у монастыря св. Мамонта. Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им византийским императором. В частности, русские купцы продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлин; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончанию торга греческие власти выделяли купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались купцы не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать вглубь страны, на погосты, распродавать то, что было привезено из Византии , и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах. Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом , откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности. О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует обилие кладов того времени, которые до сих пор находят поблизости старинных городов, вблизи от больших рек, на волоках, возле бывших погостов . В этих кладах находят арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе, даже отчеканенные в VIII в. Первый русский свод законов «Русская Правда» был пронизан духом предпринимательства . Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля , а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. Например, «Правда» дает определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит — тоже хорошо известно «Русской Правде». Гости , иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу» , для «оборота из барыша». Городские предприниматели, как отмечал Ключевский , являются то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Успешный рост предпринимательской деятельности в древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент) , живший в конце XII — начале XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом «Купеческого ста» (союз новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьевскому монастырю — очень типичный случай для того времени. По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты . Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий гнев. Так, весной 1113 г. в Киеве разразилось народное восстание, во время которого разгромлены дома евреев-ростовщиков , взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год). Позиции предпринимательства, наживавшегося на народной нужде, сильно ослабли, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запрещено и осуждалось. Широкое развитие предпринимательства в России , отмечает историк Иловайский , связано с исторически сложившимся характером народа — «деятельного, расчетливого, деловитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам». Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства , русский историк академик В. Безобразов выделяет: · чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и наличных способов их достижения; · практический расчет — умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями; · самообладание; · трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от поставленной задачи, от начатого предприятия; · сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию. Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех более тысячи лет. Древнерусское государство, созданное в конце IX в., складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов. Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества продуктов питания. Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства. Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Замкнутый круг можно было разорвать, только дополнив доход от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в древнерусском государстве. Для понимания специфики развития деловых отношений следует принимать во внимание и огромные усилия для обороны огромной территории и освоения новых земель. Сильное государство мобилизовало скудные ресурсы для решения этих задач. Отсюда вытекала необходимость тяжелого финансового и налогового гнета. Без усиления крепостничества становилось проблематичным содержание многочисленного войска. Все это не могло не сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства. В конце IX в., наряду с товарообменом , возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре . К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки, хозяева которых стремились заручиться вооруженной охраной и обеспечить сохранность товаров . Внешнеполитическая деятельность киевских князей IX—X вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией . заграницей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В свою очередь, в русские земли поступали шелковые ткани, золото, вина, парусина, канаты. О значении упрочения внешнеэкономического престижа свидетельствовали торговые договоры, заключенные киевскими князьями с Византией в X в. 1.2. |
stydopedia.ru