Реферат Обычаи и нравы Древней Руси в 9-12 веках. Обычаи в древней руси
Древнерусские обычаи – кладезь всевозможных ритуалов
Многие обычаи, которым была подчинена жизнь древних славян, ныне кажутся нелепыми и даже смешными. Но, тем не менее, обычаям этим удалось найти отражение не только в истории и литературе, но и в некоторых моментах современной жизни. Так или иначе, а подсознательная уверенность в том, что традициями нельзя пренебрегать, в разной степени живет в каждом.
Тем более что у предков есть чему поучиться! Ведь, даже учитывая то, что вся их жизнь была подчинена строжайшим ритуалам, основанным на поклонении языческим богам, многие из них стоило бы взять на заметку. Например, те, которые касались воспитания детей.
С чего начиналось посвящение в члены рода
К этому начинали готовить ребенка буквально с момента появления на свет. В самом раннем возрасте, т.е. минимум до трех лет, малыши находились на полном попечении матери, как девочки, так и мальчики. Но непростая жизнь древних славян, основанная скорее на борьбе за выживание, заставляла их детей взрослеть гораздо раньше, чем это позволено современным малышам.
Трехлетних мальчиков ждал обряд «постриг». Это означало не только приношение в жертву богам прядки детских волос, но и то, что мальчиков начинали приучать к «мужской» деятельности. Девочек, соответственно, продолжали опекать женщины.
В возрасте приблизительно семи лет маленькие славянки должны были спрясть свой первый клубочек. Его обязательно нужно было сжечь, а пепел растворить в воде и дать девочке выпить.
Мальчиков же в таком возрасте впервые, как будущего воина, усаживали в седло. А приблизительно в 9-11 лет, когда они хорошо усваивали эту науку, их ждала череда тяжелых и даже жестоких испытаний длиной в несколько лет.
Происходило «обучение» в отдаленных лесных избушках (отсюда ведет начало появление такого персонажа, как Баба Яга, уносящая в лес детей).
Пройдя через них, мальчик, как бы заново возрождаясь, имел право называться воином и, пройдя обряд посвящения, стать полноценным членом рода.
Богатыри — кто они?
После проведения обряда, юноши-воины уходили жить в специальные лесные убежища, и на протяжении нескольких лет оттачивали там боевое искусство (практикуя, в первую очередь, нападение на соседние племена).
На этих «лесных богатырей» возлагалась миссия защиты своего поселения от нападений, а из лучших представителей князья формировали свои дружины.
Женщинам же вход в их убежища был категорически запрещен, иначе — беда! Этот закон нашел отражение в «Сказке о спящей царевне и семи богатырях» Пушкина.
Создание семьи
17-ти летний юноша, прошедший все воинские испытания, уже имел полное право жениться. Невесте, как правило, было лет 14, не более, и зачастую жила она в соседнем племени. Поэтому будущую жену надо было «умыкнуть» либо же «выкупить». Оба действия в течение длительного времени часто становились причиной столкновения между племенами. И, только спустя много лет, они стали безобидными обрядами, элементами праздников. Причем, о своем «умыкании» невеста предупреждалась заранее.
Сама же свадьба становилась кладезью всевозможных ритуалов. Это было целое театрализованной представление, как назвали бы его сейчас, с обилием еды и напитков, с определенным, многозначительными песнями, танцами и жертвоприношениями. Присутствовавшие на свадьбе жрецы проводили обряды для защиты молодой семьи от черных сил, для привлечения в нее богатства и плодородия. Надо отметить, что главным в семье с этого момента назначался мужчина. Причем старейшины и князья имели право содержать двух-трех жен.
Конец пути
Обряд похорон у древних славян сопровождался не меньшим количеством обрядов, чем свадьба. Миссией покойника было охранять на «том свете» своих потомков, заступаться за них перед богами. Поэтому провожали в последний путь с почестями, в окружении множества, необходимых при жизни, предметов.
Древние славяне-язычники своих покойников сжигали, т.к. верили, что вместе с дымом душа легко отходит в вечную жизнь. Пепел либо собирали в горшок, который ставили в специальную избушку — «домовину», либо закапывали, насыпая над пепелищем земляной холм — «курган».
Далее следовало самое странное мероприятие для современного восприятия процесса похорон — конное состязание в честь покойника, называемое «тризна». Оно завершалось большим пиром, с песнями и танцами, которые призваны были ублажать душу покойника, а также отгонять смерть от живых.
Словом, конец жизни древние язычники старались не ассоциировать с горем и слезами, а обозначали смерть просто как веху для перехода в вечную жизнь.
Просим оценить работу автора
Загрузка...Рекомендуем также почитать:
tradicii.com
Что такое нрав? Быт и нравы Древней Руси
Многие слышали выражение: «Какой у него буйный нрав!» Или: «Мне эта девушка по нраву». Так что такое нрав?
Если сказать очень кратко, то это принятые в обществе нормы поведения и морали. Недаром же говорят «высоконравственный человек». Однако в книгах можно встретить и более общее значение. Что такое нрав? По мнению писателей (представителей реализма), нрав — характер (смелость или робость, воля, милосердие), а также чувства (страсть, любовь, сострадание, ненависть) и все те привычки, традиции и верования, которые сложились у того или иного народа в процессе исторического развития. Это образцы поведения, принятого (или отвергаемого) в том или ином общественном слое.
На примерах классических произведений можно видеть, каковы русские нравы. Самоотверженность Андрея Болконского, чистота Наташи Ростовой, желание гриновского Грэя сотворить своими руками чудо для Ассоли. Но вместе с тем ханжество «высшего света» по отношению к неверной жене Анне Карениной или тяга к азарту (пресловутая русская надежда на «авось»: а вдруг повезет?) у героев Достоевского или у пушкинского Германна. Поступки людей обусловлены их нравом (и врожденным, и приобретенным в процессе воспитания), а животные действуют, лишь повинуясь инстинктам.
Нравы России закладывались в глубокой старине. В их основе лежит духовность и широта души. Распространены суждения о том, что люди на Западе живут благополучнее, поскольку умеют и любят работать, а русские, мол, бездельники: сидит такой Емеля на печи, ждет манну небесную. Зато наш герой сказок всегда готов поделиться последним, он добр и сострадателен.
Эпоха и нравственность
Что такое нрав? Данное слово происходит от слова «нравственность». Нравственность — это условная внутренняя оценка самим человеком норм своего же поведения, своих поступков с точки зрения ценности добра. Термин вплотную связан с ещё одним понятием — мораль, т. к. именно она, в нашем понимании, отвечает за различия добра и зла. Мораль сегодняшнего общества во многом опирается на десять библейских заповедей. Наши предки прожили целую эпоху до принятия Владимиром Святым христианства и распространения православия на Руси. Получается, что у них не было нравственности в нашем современном понимании этого слова, но значит ли это, что они были безнравственны? Или ответ на вопрос «Что такое нрав?» разный для каждой эпохи?
Празднование Ивана Купалы
Если вспомнить некоторые традиции и обычаи древних славян, то это именно так. Одним из главных богов языческого пантеона древних славян был Перун. Именно ему задолго до языческой реформы 980 года поклонялось большинство славянских племён. Праздник, посвященный этому богу, праздновали на Ивана Купала. Этот день совпадал с днём летнего солнцеворота и отождествлялся с божественной сущностью огня; с горы скатывали горящий обруч, прыгали через костры, собирали травы — именно в этот день они имели особую силу. Ночью, по преданию славян, зацветал папоротник — трава, которая вообще не цветёт. Счастливчик, увидевший цветок папоротника, мог ожидать исполнения своей мечты. Заветные желания многих юношей и девушек сбывались в эту ночь, когда игры и забавы становились откровенными. Они вместе купались в реке или озере и предавались после этого любовным утехам. Можно было в эту ночь найти себе суженого, а свадьбу впоследствии сыграть осенью, по окончании сбора урожая.
С другой стороны, современная молодёжь не позавидовала бы жёстким нравам в отношении ненормативной лексики. Эти слова, по понятиям славян, обладали сильной энергетикой, которая могла поднять даже мёртвого. Женщинам запрещали под страхом смерти произносить названия мужских половых органов в присутствии мужчин, потому что отрицательная женская энергетика нарушала мужскую силу, что влияло на родовитость племени. Было принято использовать эти слова исключительно для отпугивания нечистой силы. Для этого следовало в полдень выйти в поле, засеянное рожью или гречихой, остановиться и выкрикнуть все те слова, которые у нас сейчас считаются нецензурными. Обряд выполнялся в одиночестве, чтобы никто не заболел.
Таким образом, понятие «нравы» мы можем трактовать как устоявшиеся в данном сообществе формы поведения людей. Ответив на вопрос, поставленный выше, необходимо познакомиться с еще одной стороной жизни древних славян — материальной, т. е. осветить тему «быт и нравы Древней Руси».
Мужские обереги
Значение слова «быт» по словарю Ожегова — это жизненный уклад, повседневная жизнь и все предметы, которые с ней связаны. Бытовать, т. е. жить. Быт и нравы Древней Руси говорят не только о своеобразии русских нравов, но и о мудрости древних. Некоторые слова и выражения пришли в современный русский язык из словаря традиций и обычаев древних славян. Например, охранительную (обережную) функцию в гардеробе человека исполняли пояса. Если простолюдины ограничивались тонкой тесемкой (опояской) вокруг нательной рубахи и шнурком (гашником в портах), то более богатые и зажиточные оборачивали вокруг своей талии широкие кушаки из шелка несколько раз. Русичи верили, что пояс — это круг, не пропускающий из внешнего мира ничего ужасного, что могло бы серьезно навредить человеку. При этом концы пояса обязательно и весьма тщательно прятали в выкованные бляхи. А сопутствующее слово «распоясаться» в то время означало бесчестье и позор. В общем-то, «распоясаться» неприлично и сегодня, люди должны уметь держать себя в руках.
Женские обереги
Женщина - хранительница семейного очага, продлевала род, воспринималась исключительно как священное существо, была носительницей мудрости. Женская одежда включала в себя значительно больше оберегов, чем мужская. Одежды женщин были скромными, длинными и тщательно скрывали фигуру, но вышивки на женских рубахах было гораздо больше, и чаще всего в качестве универсальной защиты вышивали знак солнца — «свастику». При этом символ мог быть как мужским, так и женским, находиться под разными углами наклона и поворота «хвостиков», что обозначало и прибыль, и здоровье, и бедствие, и всемогущество разом. Часто вышивка была так же в виде уточек, у некоторых племён этот знак означал первооснову мира. Выкованные из серебра, бронзы или меди амулеты-привески в виде коня были самым излюбленным украшением, потому что это символ добра и счастья, связанного с великим культом солнца. Видимо, нынешняя «подкова на счастье» — остаток древних верований славян. Нетрудно заметить, что современная мода часто обращается к древним обычаям и традициям. Так, например, очень популярные сегодня массивные серьги в виде больших кругов, украшенные камнями и резьбой по металлу, не что иное, как колты — подвески к головным уборам. Они делались массивными не случайно: их раскачивание должно было отвлекать злых духов. Древние прародительницы украшали голову и виски, но не протыкали уши. Вместо этого они носили украшения в виде височных колец и колт: уши были скрыты под платком или другим головным убором.
Особенности быта и нравов Древней Руси
Выражение «начнём от печки» подчеркивает роль этого сооружения. Русская печь служила как обычной плитой (в современном прочтении слова) для приготовления пищи, так и лежанкой для сна, сушилкой для утвари запасов, баней-парилкой для немощных стариков и малых детей. Место у печи называли «бабий угол» (упечь). Термин «упечь» означал и в ту далекую эпоху непосильную работу или кабалу, каковой и была тяжкая женская доля. Сегодня это слово используется, в основном, в сочетании «упечь в тюрьму», что тоже означает мало хорошего. Вот такие были нравы Древней Руси.
А пар-парок и гладит, и ладит!
И в продолжение этой темы — баня! Баню считали с давних времен оберегом от всяческих напастей и недугов. Не в пример иностранцам - вычурным англичанам и любвеобильным французам - русские мылись в бане и парились с удовольствием. Говорили: «Баня парит, баня правит». А веники традиционно заготавливали в начале июня, чтобы лист березы не стал жестким. Поскольку парились каждым веником всего один раз, то в год на одного человека уходило до 70 веников. Самая чистая нация в мире во всех смыслах этого выражения! И в смысле нравственности тоже.
fb.ru
Реферат Обычаи и нравы Древней Руси в 9-12 веках
ФГОУ ВПО Московский Государственный
университет им. ЛомоносоваКафедра «История и политология»Реферат
Обычаи и нравы Древней Руси 9-12 вв Выполнила:
.Москва 2010
Содержание
1. Введение………………………………………………………………3-4
2. Свадебный обряд……………………………………………………..4-7
3. Масленица……………………………………………………………7-13
4. Святки………………………………………………………….........13-17
5. Заключение…………………………………………………………..17-18
6. Список литературы………………………………………………..18-19
1.Введение
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Богата Россия традициями и праздниками. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. И это понятно, ведь эти традиции - часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.
Цель моей работы заключается в том, чтобы понять, чем жива народная Русь - в смысле ее самобытности? Чем крепок дух великого поколения народа-богатыря? Как обычаи и нравы Древней Руси влияют на Современную Россию? Как сильно изменились нравы и мировоззрения в сознании русских людей?
Исходя из целей, я обозначила для себя несколько задач: рассмотреть обряды празднования свадьбы, масленицы, святок. Обозначить их значение, влияние на людей 9-12 века. Выяснить какое место занимали нравы в обществе тех веков.
Для обозрения этих задач я использовала такие книги, как «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа», «Русские народные праздники, обычаи и обряды», «Народные праздники на Святой Руси», «Календарь и хронология».2. Свадебный обряд.
Первый обряд, который я рассмотрю- это празднование свадьбы.
На протяжении всей истории древней России накопилось много свадебных традиций. На территории этого государства находятся огромные пространства с различными культурами и национальностями. Поэтому не удивительно, что каждый народ старался следовать обычаям и традициям, которые коренились в его земле.
Молодые люди в России на момент вступления в брак были в раннем возрасте, начиная с 12 лет. В то же время в порядке вещей было то, что жених и невеста до своей свадьбы не знали друг друга достаточно хорошо, но если их семьи жили в одном селе, то вероятней всего они хорошо знали друг друга. Решение за молодого человека было принято со стороны родителей, а о его судьбе сообщили незадолго до свадьбы. Вглядываться невеста в парня не должна была, прежде всего, представителем молодого человека являлся его отец. Если все проходило удачно, то дом девушки посылал двух сватов с хлебом.
В общем, свадьба длились в среднем 3 дня. Иногда она продолжалась в течение недели. На любой свадьбе, конечно, предшествовали так называемые «заговор» и «знакомства». Были времена, когда жениха родители невесты не видели вообще, у него был человек, который являлся посредником. Иногда родители невесты прибегали к хитрости: если их дочь была не очень приятна и хороша, они на то время заменяли невесту на горничную. Жених не имел права видеть невесту до свадьбы, поэтому когда обман раскрывался, брак мог быть расторгнут. Но это случалось очень редко. В доме невесты обычно проходили переговоры между родственниками. Родители невесты были одарены различными подарками в виде вина, пива и различных пирогов. По традиции, отец невесты в течение некоторого времени не должен был соглашаться отдавать свою дочь. Но после сговора, в конце концов, он благословил ее на свадьбу. Соглашение между семьями было организовано следующим образом: прежде чем подписать бумагу о подробностях предстоящего торжества, родители сидели друг напротив друга и некоторое время молчали. В договоре также заявлено о приданом вместе с невестой. Как правило, оно состояло из вещей невесты, разные мелочи для бедующего её дома и, если допустить богатства, то деньги и некоторая недвижимость. В этом случае, если невеста происходила из бедной семьи, жених был обязан передать родителям невесты определенную сумму денег для создания видимости приданого.
Накануне свадьбы в доме жениха и невесты были проведены сборы друзей. На «сборах» отец или брат жениха созывали многочисленных друзей. В качестве «вызова», они отправились домой с подарками и приглашены на оленя. На девишнике невеста готовится к предстоящей свадьбе: подруга говорит о злых духах. Часто невеста сетовала, прощаясь со своей семьей и мать невесты, опасалась неизвестного будущего в чужой семье. Иногда подруги невесты пели хоровые песни.
Во время свадьбы в церкви, жених был обязан держать руку невесту и не отпускать ее. Имелась смесь хлеба и вина, которое священник три раза давал пить молодым. После третьего раза жених бросал наполовину наполненный бокал вина, и топтал его ногами. После этого молодые не спешат к столу, и возвращаясь домой – ужинали в каждом доме. Получив последнее благословение родителей, жених ехал к невесте. Это было, когда свадьба уже началась. Чтобы получить невесту, жених платил выкуп, а затем неоднократно хлестал девушку плетью, что означало то, что отныне девушка будет подчиняться своему мужу. С тех пор невеста жила в доме жениха. Согласно другой традиции, в первый день свадьба проходила в доме невесты. Молодые почти ничего не ели и не пили. На второй день свадьбы переезжали в дом жениха. На третий день, невеста хвасталась своим умением готовить и её рассматривали гости.
Накануне или утром сваха невесты шли праздновать в дом жениха, чтобы подготовить супружеское ложе. Существовало поверье, что злые духи причиняли ущерб в доме, где празднуется свадьба. Таким образом, первая ночь пара никогда не спала в доме. Как правило, они спали в сарае.Вот нечто подобное произошло в старой русской свадьбе. Некоторые традиции сохранились до сих пор и количество вариаций успешно используются по сей день. В разных регионах России свадьбы игрались по-разному . На севере не так как в центральных районах, а на юге по иному нежели в центральной части и.т.д , даже в одной деревне свадьбы могли играться по разному в зависимости кто откуда и когда в нее переселился.
Цари и князья придерживались традиционного обряда , но царские свадьбы имели свои специфические черты , присущие лишь свадьбам высшей знати .
Я не стала описывать современные свадьбы, так как на мой взгляд они не достаточно интересны. Они не совсем схожи со старинными, хотя пережитки остались, как например выкуп невесты или последние лет десять стало модно венчаться и это тоже как бы возврат к традиции. Мы всего лишь отдаем дань моде и традициям, а скажем сто лет назад это было нормой жизни и все обычаи и обряды строго соблюдались..Свадьба издавна является началом новой семейной жизни двух людей. Современные семьи возникают обычно по обоюдному согласию и по взаимной любви. Как мы видим, так было не всегда. И глядя на то,что происходит в наше время нельзя однозначно сказать, что нравы древних людей были такими неправильными.
Я считаю, что свадьба-это начальный период любой зарождающейся семьи. В наше время нет определенной модели празднования свадьбы. И мы не так много значения придаем этому событию, и вообще этому периоду жизни. По статистике многие пары после свадьбы расходятся. Нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо.
В Древней Руси обычай свадьбы играл важную роль, и на основании этого формировались нравы. Как сказал историк Болтин Иван Никитьевич: «Главное влияние на человеческие нравы, имеет образ жизни, обычаи. Эти факторы содействуют влиянию главного или препятствуют ему, а иногда, при постоянстве последнего, и сами могут определить "нравы" людей; например, "они являются причиною, что нынешние наши нравы с нравами наших отцов никакого сходства не имеют"»2.Масленица
Значительная часть обычаев на масленицу, так или иначе, была связана с темой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегомасленицу. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник” или “целовальник” — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.
Эта тема нашла отражение и в специфических масленичных обычаях, посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (фактически не выполнивших своего жизненного предназначения). Подобные обряды получили широкое распространение на Украине и в славянских католических традициях. Например, на Украине и в южнорусских областях наиболее известным обычаем было “тягание”, или “привязывание” колодки, когда парню или девушке к ноге привязывали “колодку” — кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением.
Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.
Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.
Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).
Здесь необходимо отметить, что понятие "Чучело Масленицы" имеет несколько ошибочный характер, поскольку в действительности изготавливалось чучело _Зимы, его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку это действо происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучело ошибочно называют Масленицей, хотя это неверно.
Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжиганим общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда ( “молоко сгорело, в Ростов улетело”). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.
Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.
Понедельник - встреча В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:А мы Масленицу встречали,Повстречали, душа, повстречали,На горушке побывали,Блином гору выстилали,Сыром гору набивали,Маслом гору поливали,Поливали, душа, поливали.
Вторник - заигрыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор. Среда - лакомка Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Четверг - разгул (перелом, широкий четверг) На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один" (как у французов тет-а-тет - "с глазу на глаз"). Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.
Пятница - тещины вечера Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам!Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы (и в этом тоже был тайный смысл). Однако, (как вы, наверное, уже поняли из названия этого дня масленичной недели) самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице.Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота - золовкины посиделки
Начнем с того, что "золовка" - это сестра мужа. Откуда пошло такое название? Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней? Что ж, случалось и такое... (но не всегда).Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками), т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, - так было принято кое-где раньше: "Не брать в жены своих, местных".
Воскресенье - проводы, целовальник, прощенный день
В книге М. Забылина "Русский народ" рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенное воскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта.С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.[3. c.109]
На мой взгляд, этот обряд оказывал большое влияние на семейные связи и на все общество в целом. Взять к примеру тещины блины. Это ведь сближение двух или более семейств. Идти в гости в этот день было нормой поведения. А следовательно и формировались нравы. 3. Святки.Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
Впервые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству - Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного".
В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5). Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".Святочные гадания
Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Для гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, - места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п. [1. c.115]
Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть предпринимали "защитные" меры против нечистой силы - очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.
Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака - девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженном.
В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что соблюдении определенных условий, будут получены "знаки" судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее. "Знаками" могло быть что угодно - сновидения , случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, степень увялости растений, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др. и т.д. и т.п.
Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня - дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.
Чтобы приснился вещий сон, девушка должна была умыться водой, принесенной из девяти колодцев, вплести в косу травинки, подмести пол перед сном в направлении от порога к углу и обежать дом в обнаженном виде. Также помогало положить под кровать и под подушку мужские штаны, подушечку с зерном, гребень или чашку с водой.
Но все же центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья - вид круто сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (а иногда готовившейся из смеси разного вида зерна), готовили также блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по число членов семьи умерших в прошедшем году.
По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, на прямую зависел от степени одарения колядующих.
По моему мнению этот праздник являлся как бы связывающей частичкой общества с Богом. В этот праздник государи освобождали народ от разных недоимок,уменьшали подати, выпускали преступников из темниц и проч. Пастыри наставляли людей ставить праздники Господни богоугодными приношениями. Христиане ревностно выполняли благие внушения наставников,делая в пользу страждующего человечкства посильные подаяния, которые церковь освящала Божескими благословениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли святками или Святыми; народ же обратил их в свои забавы.Заключение
Обычаи – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.
Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.
По моему мнению нравы формируются из обрядов, традиций. Благодаря обычиям русский народ сохранил своё превосходство над другими. Список литературы
1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992
2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
3. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998
4. Коринфский А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901
5.Энциклопедия. Русские народные праздники, обычаи и обряды. 2006
bukvasha.ru
Реферат Тема: «Быт и нравы Древней Руси»
МОУ «Нахвальская СОШ»
Реферат
Тема: «Быт и нравы Древней Руси»
Выполнили: Лейком Валентина Клочкова Ольга 10 класс |
2011г
ПЛАН
Введение
О том, как жили древние славяне, где они расселялись и чем занимались, рассказывается в «Повести временных лет», что в переводе с древнерусского языка означает «Повесть о прошедших временах». Эта летопись (запись по годам, от лета до лета) была составлена во втором десятилетии XII века в Киеве. Возможным ее автором был ученый монах по имени Нестор. Есть объяснение происхождения слова «славяне» - это славные люди, гордые как собственными добрыми делами и поступками, так и славой своих доблестных предков.
Культура славянского народа является частью его истории. Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилась в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Столицей древнерусского государства стал г. Киев. Это произошло потому что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками - основными средствами передвижения тех времен. Киев был ядром восточнославянского мира.
На развитие русской культуры влияло и то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, древлян, северян, радимичей, кривичей, новгородских словен, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими народами и государствами.
В пору уже своего государственного становления, Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как интегрированная и синтетическая т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном и добром.
Быт народа
Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.
Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами.
По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра отделанными эмалью, чернью. Были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали платками, умели мастерски делать себе прическу: заплетали косы, укладывали их на голове, а чтобы они держались – закрепляли на висках с помощью специальных красивых колец, которые так и называются – височные.
В Киевской Руси северная изба - высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много – пять или шесть – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Севера с долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью – здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.
Ковши были самых разнообразных форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши умещалось по несколько вёдер. Ковшики для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Братины – точёные сосуды для напитков в виде шара – тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: "Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!" Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, миски, ложки. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник.
Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно, прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.
Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь — здесь располагались дружинники, слуги.
Одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Они застегивались на одном плече золотыми застежками. Народ победнее, зимой носили шубы - кожухи. Зимние шубы знатных людей шились из дорогих мехов. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного выше талии. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твердого материала, обтягивали дорогой тканью и украшали жемчугом. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапоги, часто украшенные инкрустацией.
Нравы и обычаи славян
Издревле славяне были известны своей честью и верностью слову. Не выполнить обещание считалось столь же позорным, что и нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ожидало всеобщее презрение.
Наиболее распространенными на Руси были так называемые большие семьи, где хозяином в доме и повелителем был старший из мужчин – глава семейства. В таких семьях совместно жили и вели общее хозяйство, не отделившиеся от него сыновья со своими женами и детьми. Все вместе обрабатывали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из его членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать замуж против воли. Последнее слово всегда оставалось за главой семьи: жена и дети не смели его ослушаться. Родственники стояли друг за друга горой. Если кто-то убивал или ранил человека родной им крови, либо причинял ему какой-то вред, обидчику обязательно жестоко мстили. С ним должны были поступить так же, как он поступил с членом их рода: за смерть полагалась смерть, за увечье- увечье, за выбитый зуб следовало лишить зуба того, кто это сделал.
Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал "на сенях" (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим.
Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.
В богатых и знатных семьях до года дети находились на руках кормилицы, до пяти лет - на попечении нянек. Холопка-кормилица и ее сын были самыми близкими слугами в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком. Мальчиков в знатных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе. Согласно обычаю, воспитанием княжича руководил его дядя – брат матери.
В княжеско-боярской среде в три года мальчика уже сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» — воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
На берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных, русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. После тяжелой трудовой недели отводили душу: устраивали шумные игрища, с удовольствием пели и плясали, состязались в силе и ловкости. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли. Мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.
Изготовление обуви в крестьянской семье традиционно было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк, пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры.
Обучение всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет ( а то и раньше) начинала сама готовить себе приданое. Она пряла нитки и сама ткала холст, который хранили к свадьбе. Затем она шила себе и будущему мужу рубашки и необходимое бельё, вышивала эти вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными вещами для девушки считались свадебные рубашки для будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку украшали вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по вороту, а иногда и на груди. Долгие месяцы девушка готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё будет жена и хозяйка, какая работница.
После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у неё его любовь.
Женская свадебная рубашка тоже была богато украшена вышивкой на рукавах, на плечах. «Руки крестьянки – от них зависело благополучие семьи. Они всё умели делать, никогда не знали отдыха, они защищали слабого, были добрыми и ласковыми ко всем родным и близким. Поэтому их следовало украсить красиво вышитыми рукавами в первую очередь, чтобы люди сразу замечали их, проникались к ним особым уважением, понимая особую роль рук в жизни женщины-труженицы».
В Древней Руси, особенно в крестьянских семьях, молодые люди рано вступали в брак, так как ценились трудовые руки. Девочка в 12 лет была уже на выданье. Случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.
Прясть и вышивать было принято в часы, свободные ото всех других работ. Обычно девушки собирались вместе в какой-нибудь избе и садились за работу. Сюда же приходили парни. Часто они приносили с собой балалайку, и получался своеобразный молодёжный вечер. Девушки работали и пели песни, частушки, рассказывали сказки или просто вели оживлённый разговор.
Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки, – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.
Даже после принятия христианства большинство населения носило славянские имена. Знатные люди, получив при крещении имена христианских святых, продолжали в быту именоваться славянскими – Ярослав, Святослав, Всеволод, Мстислав и т. д. Именами остальной части населения могли служить любые существительные, прилагательные и их сочетания – Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост и т. д.
Издавна существует русский обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью. Как же он возник? Для земледельцев-славян не было ничего дороже хлеба. Не случайно древнее название хлеба – жито. Хлеб для славян – это жизнь. Не меньше хлеба славянами ценилась соль. Они полагали, что соль образуется от согревающих землю солнечных лучей, поэтому слово «соль» и «солнце» имеют общий корень: славяне считали соль даром солнца. Соли было мало, к ней относились очень бережно, как к большой ценности. До сих пор живет примета: соль просыпать – к ссоре… Встречая почетного гостя хлебом-солью, славяне хотели показать, что делятся с ним самым дорогим, что у них есть. Это было знаком дружелюбия, расположения, симпатии. Так показывали, что рады пришедшему, что он желанный гость.
Заключение
Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.
Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.
В те далекие времена, под тяжелыми испытаниями и формировался свободолюбивый славянский дух, историческая гордость и всенародное мужество. Нам, как прямым наследникам древнеславянского государства нельзя забывать мудрых уроков истории и бережно хранить сокровищницу культурного наследия наших предков.
5. Литература
Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. «Мифы древних славян. Велесова книга.» Саратов: "Надежда", 1993.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России» М.; Просвещение, 2005г.
Соловьев В.М. « История России для детей и взрослых»; «ООО Белый город».
ИКТ
refdb.ru
Женщины в Древней Руси - Русские традиции, обычаи, обряды
Русь испокон веков считалась дикой страной с варварскими обычаями. Деспотизмом и дикостью нравов было проникнуто все общество в целом. И конечно такой же деспотизм царил и в семьях наших далеких предков.
Брак по-древнеславянски
Надо сказать, что само по себе понятие «брака» во времена вятичей, древлян, полян и северян не существовало. Моногамия тогда не была в почете, мужчины имели несколько жен. Мужчины, любившие в качестве развлечений посмотреть на медвежью травлю или поучаствовать в кулачных боях, не были склонны к романтике. Вполне обычным делом считалось похитить себе невесту во время языческих праздников, при этом еще ограбив и разорив ее семью и жилище.
Хотя по легендам некоторые древнеславянские женщины тоже были способны на такие «подвиги». Былины и древние предания сохранили образы женщин-воинов, женщин-богатырш, которые сами могли похитить понравившегося жениха, да еще и победив его при этом в рукопашной схватке. Таких женщин, которые могли командовать дружиной и сражаться с врагами, мужчины уважали и боялись, считали, что они наделены колдовской силой и могучими чарами.
Со временем воровство невест и женихов уступило место более цивилизованной форме заключения брака. Брак стал чем-то вроде сделки купли-продажи. Во время предсвадебных смотрин невесту внимательно осматривали, выводя на середину избы, практически так же, как осматривают перед покупкой корову или лошадь. Критерием женской красоты тогда считалась белоснежная кожа, красные щеки, соболиные брови дугой, светлые большие глаза, пышные формы, высокий стан. При этом женщина должна была еще обладать крепостью и выносливостью как будущая производительница и хозяйка. Согласия на брак невесты, конечно, никто тогда не спрашивал. Жена покупалась как товар за определенную плату и становилась собственностью своего мужа.
Женщина замужем
Женщина вела затворнический образ жизни, живя в женской половине дома (тереме), не имея права куда-либо отлучаться без позволения мужа, разговаривать с посторонними людьми, принимать от них подарки. Более того, без разрешения мужа она не имела права даже принимать пищу.
Под влиянием Церкви положение женщин становится еще более рабским и униженным. С одной стороны, Церковь защищает честь женщины, запрещает браки между кровными родственниками, налагает высокие штрафы за моральное оскорбление женщины (тем более, если она из знатного рода) или за прелюбодеяние. С другой стороны, аскетические взгляды на женщину как на нечистое, греховное существо лишь укрепляют идею о великом неравенстве мужчин и женщин. Теперь женщина считалась помехой для благочестивой жизни мужчин. Аскетизм диктовал заниматься умерщвлением плоти и молитвами и запрещал любимые ранее забавы – игры, пляски, хороводы, считая их нечестивыми занятиями от сатаны. Оправданием сексуальных отношений было только рождение детей. Жизнь женщин в теремах стала похожа на жизнь в тюрьмах и в монастырях. Особенно это касалось женщин из боярских и княжеских сословий, за чьим нравственным обликом следили наиболее строго. Женщины-крестьянки и ремесленницы не могли быть затворницами, поскольку им приходилось работать в поле и в мастерской вместе с другими мужчинами и женщинами.
Семейное воспитание
Мужчина считался холопом государя, но государем в собственном доме, и должен был проявлять свою власть в семье – воспитывать своих домочадцев. В качестве методов воспитания служили систематические побои. Доставалось и жене и детям. Даже беременность жены не защищала ее от кулака мужа. Причем такие «поучения» практиковались достаточно долго. Созданный в 16 веке «Домострой» попытался немного облегчить судьбу женщин, призывая мужчин не бить их в гневе и у всех на виду, не бить их деревом, железом или посохом. «Домострой» советовал бить жен только за серьезную провинность, но не кулаком под сердце или в глаз, поскольку от этого страдали внутренние органы, а бережно плеточкой.
Права на имущество
Несмотря на домашнее семейное бесправие женщины в Древней Руси, тем не менее, обладали некоторыми юридическими правами. Женщины имели право обладать имуществом и распоряжаться им по собственному усмотрению, могли выступать в суде. Представительницы знатных сословий могли свободно покупать и продавать земли, обменивать их, отдавать в качестве приданого дочерям.
С особой заботой и почтением древнеславянское общество относилось к вдовам. Считалось долгом и обязанностью всячески поддерживать вдову, которая после смерти мужа пользовалась его правами. Вдова признавалась главой семьи, могла распоряжаться и управлять имением ее покойного мужа. Да что уж там – могла даже управлять целым государством – вспомним самую известную древнерусскую вдову княгиню Ольгу.
Хозяйка и рукодельница
На женщине лежала вся ответственность по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Достойным для нее занятием считалось рукоделие. Рукоделие могло быть для женщины и источником дохода. Повседневной одеждой женщин того времени была льняная рубашка с рукавами, поверх которой надевался сарафан или длинная юбка. В качестве обуви – лапти или кожаные башмаки. Голову покрывали платком. Незамужним девушкам разрешалось ходить с открытой головой. Они заплетали волосы в косу, украшали голову обручем или лентой. Головным украшением замужних были кокошник и специальная шапочка – рогатая кика, поверх которой надевался платок. Одежда обычно украшалась вышивкой. В качестве орнамента для вышивки использовались знакомые природные мотивы – солнце, звезды, богатый урожай, цветы, деревья, кони, птицы. Одежду для детей шили из рубах их родителей. Дочери из рубахи матери, сыну – из рубахи отца. Считалось, что такая рубаха будет для ребенка оберегом, что его будет защищать сила его рода.
Косметикой пользовались преимущественно женщины из боярских сословий – подводили брови, щедро использовали белила и румяна. Но и обычным крестьянкам были известны секреты красоты – они собирали травы и делали из них настои для волос, ухаживали за кожей лица, смягчая и увлажняя ее сливками и простоквашей.
Женщина и образование
Затворнический образ жизни, который приходилось вести женщинам, был помехой для получения ими образования. Большинство женщин даже из высших сословий были безграмотны. Хотя в летописях некоторые представительницы привилегированного класса (дочери Ярослава Мудрого – Анна, Елизавета, Анастасия, внучки Владимира Мономаха – Анна и Евпраксия, княгини Анна Романова, Ефросинья Полоцкая и Ефросинья Суздальская) предстают как высокообразованные личности, знающие несколько языков, азы математики, философии и медицины.
Лишь после принятия Русью христианства, для женщин стало возможным получать образование в школах при монастырях. Одну из первых таких школ основала дочь Всеволода I – Анна в одиннадцатом веке.
автор Ксения Мельникова
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3184308/post258799580/
etar.ucoz.com