О искусстве киевской Руси вкратце. Искусство древней руси кратко


15 Искусство древней руси

Древнерусское искусство охватывает период X–XVII вв. Как и все средневековое искусство, оно связало с религиозной догмой, отсюда его каноничность, символичность образов, условность. Несмотря на тесную связь в начале его развития с культурой Византии, древнерусское искусство самобытно. Оно проникнуто глубокой человечностью.

Произведения древнерусского искусства создавали в большинстве случаев безвестные мастера. Это были архитектурные сооружения, фрески (живопись водяными красками по сырой штукатурке), иконы, книжные миниатюры, скульптура, предметы прикладного искусства.

История искусства Древней Руси делится на следующие периоды:

1. X в. – середина XIII в.

2. Конец XIII в. – первая половина XV в.

3. Вторая половина XV в. – XVI в.

4. XVII в.

15.1 Искусство X – середины XIII вв.

Русь X–XIII вв. — эпоха славы и могущества единого феодального государства со столицей Киев. Славянские племена населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства. Самым древним местом поселения славян в Европе является побережье Среднего Дуная. Отсюда часть их расселилась по Дунаю, ближе к Черному морю, другая двинулась к северу Европы, заняла побережье Балтийского моря и его острова; третья через Карпаты двинулась в северо-восточном направлении и осела по берегам Днепра и его притоков. Постепенно расселяясь, славяне дошли на севере до озера Ильмень и Финского залива. Они входили в несметное войско Аттилы, вместе с даками воевали против Траяна на Дунае. В 1831 г. около Керчи во время раскопок захоронения скифского вождя (IV в. до н. э.) была найдена золотая ваза. На ней изображены жители славянских земель: различим костюм скифов, щиты и колчаны, короткие рубахи, подпоясанные ремнями, длинноволосые головы славянского типа. Зимой они ходили в теплых кафтанах, опушенных мехом. Предводители носили золотые венцы, а на шее гривны — толстые, отлитые из золота обручи с застежками сзади, которые иногда весили до четырехсот

граммов. Вооружение состояло из короткого меча, лука и стрел. Их культура была языческой, а потому большинство произведений искусства связаны с верованием в природу. Из дерева, глины, земли древние славяне создавали свои жилища, крепости. Деревянные части построек они стремились украсить, покрывая резьбой из геометрических или растительных орнаментов, расписывая яркими красками. В центре своих храмов славяне ставили идолов, сделанных схематично из камня, дерева, реже из металла. Особенно искусны были славянские мастера в создании ювелирных произведений. Фибулы, подвески, серьги, маленькие амулеты они украшали самыми разнообразными орнаментами, применяя сложные техники обработки металла.

X–XIII вв. — период политического и экономического расцвета Руси. В 988 г. при князе Владимире официальной религией стало христианство. Это способствовало укреплению связей Руси со странами Западной Европы и с Византией. На Руси была принята и новая система письменности. Из Болгарии пришел тогда алфавит.

С конца X в. на Руси ведется летописание, а уже через столетие отдельные летописные повествования объединяются монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в единую книгу «Повесть временных лет». Народ воспевает это время в былинах.

Архитектура. С X в. деревянные храмы, дворцы, крепости воздвигаются по всей Руси. В условиях борьбы с кочевниками главным было строительство крепостей. Уже тогда появилась та особенность русской архитектуры, которая в дальнейшем продолжала развиваться, — ее тесная связь с окружающим пейзажем.

Архитектура Киева. В 996 г. был построен первый каменный храм. Воздвигнутая в Киеве, недалеко от княжеских дворцов, эта церковь получает название Десятинной, т. к. на ее содержание князь Владимир пожаловал десятую часть своих доходов. Каждый храм по христианскому обычаю должен был быть посвящен какому-нибудь святому или христианскому празднику. Десятинная церковь посвящена Успению Богоматери. С этого времени многие русские храмы посвящались Богоматери, защитницы Руси. Этот каменный храм, стены которого обрушились во время разгрома Киева монголо-татарами в 1240 г., известен благодаря археологическим раскопкам. Для строительства Десятинной церкви были приглашены византийские архитекторы. С этого времени все русские церкви представляю собой постройки крестово-купольного типа. В плане этот храм образует квадрат, который внутри делится столпами на отдельные части — нефами. Нефы вытянуты с востока на запад. На западе расположен вход в храм, на востоке в полукруглом выступе — апсиде находится алтарь. Столпы создают в его плане крест, который определяет тип церкви так же, как и купол. Принципы этого типа храма были в дальнейшем усовершенствованы и развиты русскими зодчими. Десятинная церковь являлась центральным христианским храмом Киева. Она отличалась размерами, была многоглавой. Стены не штукатурились и казались многоцветными благодаря особенностям кладки. Такая кладка называется смешанной и характерна для большинства построек Киевской Руси. Внутри Десятинная церковь была декорирована мозаикой, майоликой, цветным мрамором, фресками, золотыми и серебряными сосудами, светильниками, иконами, привезенными князем Владимиром из крымского византийского города Корсуни.

В 1019–1031 гг. князь Ярослав Владимирович построил второй каменный храм Киева — собор св. Софии. Он был возведен на месте древнего монастыря. Венчается собор тринадцатью куполами полусферической формы, поднимающимися на разных по высоте барабанах. Надстройки и пристройки совершенно изменили внешний вид собора. Главное — «нерушимая (алтарная) стена», на которой находится колоссальная византийская мозаика, изображающая Богоматерь на золотом фоне. Высота фигуры Богоматери — 5 м.

В конце XI в. на Руси образовалось множество феодальных княжеств, начался период феодальной раздробленности. Роль Киева постепенно ослабевала, возвышались новые города. В условиях постоянной борьбы с кочевниками призывом к объединению прозвучал голос автора «Слова о полку Игореве».

Соборы удельных столиц и крупных монастырей строились по одному типу, по образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря (1078 г.). Украшавшие соборы русские живописцы отказались от мозаик.

Во второй половине XII в. началось объединение русских земель вокруг Владимира, где правил князь Юрий Долгорукий.

Архитектура Владимиро-Суздальской школы. Князь Юрий основал многочисленные крепости. Он построил соборы, которые не только имели культовое назначение, но и роль фортификационных сооружений. Это были небольшие постройки. Белокаменная (уже не смешанная) кладка подчеркивала гладь стены. Интерьер таких соборов был прост. Из многочисленных церквей, воздвигнутых Юрием Долгоруким, сохранились храмы: Спасо-Преображенский в Переславле-Залесском и Бориса и Глеба в Кидекше.

Вокруг Владимира воздвигались земляные валы, с воротами, сложенными из белого камня и названные Золотыми. Когда-то их высота достигала 14 м.

При князе Андрее Боголюбском в 1158–1161 гг. во Владимире строится кафедральный Успенский собор. Он стал не только религиозным, но также общественным и культурным центром. Здесь велось русское летописание. Известен и княжеский замок Андрея в 10 км от Владимира. Сейчас сохранились одна башня и переход.

Самая замечательная постройка времени Андрея Боголюбского — церковь Покрова на Нерли (1165 г.). Эта церковь четырехстопная, одноглавая и трехапсидная. Резное убранство, характерное для всех построек, относящихся ко времени правления князя Андрея, здесь немногосложно. В закомарах расположен рельеф, посвященный библейскому царю Давиду. Ниже проходит полоса девичьих масок, по сторонам окон изображены львы. Эта церковь считается самой красивой в мире.

При князе Всеволоде Большое Гнездо восстанавливается Успенский собор во Владимире (1185–1189 гг.). Храм становится пятиглавым. Рядом со своим дворцом князь Всеволод воздвиг Дмитриевский собор (1194–1197 гг.). Как и Покровская церковь, здание вытянуто вверх. Перегруженная декором верхняя часть здания, расположение этого декора горизонталями, массивные апсиды, спокойные очертания закомар придают храму мужественное величие. В центральных закомарах расположено изображение Давида. Вокруг него — сотни зверей, среди них и самые фантастические. Их фигуры чередуются с растениями, светскими и религиозными сценами. Легкие и плоские рельефы, словно ковер, покрывают стену.

При преемниках Всеволода продолжается строительство многочисленных храмов — Рождества Богородицы в Суздале и Георгиевского в Юрьеве-Польском.

Архитектура Новгородской школы. Среди городов северо-запада уже с давних времен выделился своим могуществом Новгород. Вольный характер новгородцев, демократический строй правления в новгородских землях, большое значение торговли, тесные связи со странами Западной Европы, — все это определило своеобразие новгородского искусства.

В Новгороде строились деревянные храмы, крепости, дворцы. В 1045–1050 гг. они возведен первый каменный собор — Софийский. Из Византии были выписаны мастера — ремесленники, знавшие общие законы архитектуры однотипных церквей. Вместе с этими мастерами в Новгород пришли и живописцы («писари»). Новгородский Софийский собор в том виде, в каком он был возведен, не сохранился. Вначале он был одноглавым, с круглым куполом и тремя апсидами. При отстройке сгоревшего собора вокруг главы, поставленной на место старой, возвели еще четыре меньшего размера, а шестую главу — над круглой лестницей в притворе. По художественному замыслу собор проще и гораздо суровее киевского. Кладка стен, состоящих в основном из огромных, грубо отесанных камней, мощные выступы членящих стену лопаток, статичность архитектурных масс — все это делает новгородский храм лаконичнее, строже. От росписей, покрывавших стены собора св. Софии в середине XI в., сохранилась композиция с изображением первого христианского императора Константина и его матери Елены.

Одной из особенностей новгородских, как и древних киевских, церквей являются голосники: горшки или кувшины, горизонтально вмазанные в стену для поглощения и отражения звука. Их вмазывали без всякой симметрии и в барабан купола, и в паруса; диаметр некоторых из них доходил до 20 см. Стоящий в центре Детинца, как новгородцы называли свой кремль, на берегу Волхова, собор св. Софии явился центром всей духовной и политической жизни города. У его стен собиралось вече. В соборе находилась большая библиотека, здесь составлялись новгородские летописи. Постоять за Софию — значило для новгородцев защитить от врагов Новгород.

В начале XII в. Новгород превращается в вечевую республику. Князей изгоняют из Детинца. Они строят себе новые храмы. На противоположном берегу Волхова, на Торговой стороне, в центре Ярослава дворища, князь Мстислав заложил в 1113 г. новый храм, посвятив его покровителю торговли святому Николе. По своим размерам Никольский собор меньше Софии, но, подражая ей, князья завершили собор пятью главами (ныне сохранилась только центральная).

В 1119 г. новгородский архитектор Петр, имя которого донесла до нас летопись, строит Георгиевский собор Юрьева монастыря. К северо-западному углу здания примыкает прямоугольная лестничная башня, стена которой сливается в единое целое с западным фасадом храма. Собор завершают 3 поставленные асимметрично главы. Высота храма, его просторные хоры напоминают св. Софию.

Во второй половине XII в. в новгородской архитектуре появляются новые черты. В это время строятся многочисленные небольшие одноглавые трехапсидные церкви. Невысокие, с маленькими редкими окнами, они удобны для отопления в условиях сурового северного климата — церкви Георгия в Старой Ладоге, Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах, Петра и Павла на Синичьей горе, Уверения Фомы на Мячине.

В это время строились и гражданские сооружения: Золотые врата в Новгороде, обитые позолоченной медью. Писались книги: Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. для новгородского посадника Остромира.

Архитектура Псковской школы. Подобным Новгороду торговым и ремесленным центром был Псков. Как и в Новгороде, городом управляло вече. Здесь оно было еще более демократичным. Одним из первых каменных храмов Пскова был Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156 г.). План собора приближается к квадрату. Его двум низким боковым апсидам на западе когда-то соответствовали два низких притвора. Стены, выложенные из местной известняковой плиты, были выровнены розоватой обмазкой. Материалом кровли служила черепица. Прекрасно найденные пропорции придавали этому одноглавому храму монументальность и величие.

Сразу же после постройки собора приступили к его росписи. Для купола был использован сюжет Вознесения Христа. На алтарном своде изображено Преображение. В верхней части апсиды помещен Деисус. Большое внимание художники уделили в храме сценам из жизни Богоматери.

Живопись. В начале XII в. была привезена в Киев икона, которую князь Андрей Боголюбский взял затем с собой во Владимир, и потому она получила название «Владимирской Богоматери». Икона была создана константинопольским художником. Богоматерь ласкает своего сына, прижимающегося щекой к ее щеке (Умиление).

«Богоматерь Оранта» — икона из собора св. Софии в Киеве — представлена фронтально, с поднятыми и открытыми к зрителю ладонями. Канон определял цвет одежд святых. Плащ Богоматери был окрашен пурпуром — царственным цветом. Платье Богоматери было синим — символ небесности. Линии, отмечающие складки ее одежд, прочерчены золотом. Богоматерь имеет приземистые пропорции, а верхняя часть ее фигуры, особенно голова, увеличена. Мастера сознательно ввели эти нарушения в пропорциональном соотношении частей тела, т. к. фигура расположена на большой высоте. Богоматерь композиционно связана с персонажами под ней. Это изображение апостолов и отцов церкви. Изображение святых, размещение персонажей и композиций в определенных местах церкви в христианском искусстве были строго канонизовано.

В Софийском соборе были совмещены техники мозаики и фрески. В западной части собора было изображено семейство Ярослава Мудрого. В западной части собора св. Софии в Киеве на хорах, образующих второй этаж, во время богослужения стояли князь с семьей, богатые люди Киева, вознесенные таким образом над своими подданными, находящимися в храме. Интерьер собора был богато оформлен. Мрамор, майолика, шиферные плиты с рельефами и особенно живопись создавали главный декоративный эффект убранства. Интересны сцены из светской жизни — скоморохи, шуты, охота, борьба. Фрески в этих церквях Новгорода отличаются цветовой гармонией и изысканностью рисунка. В декоре храмом большое место занимают растительные и геометрические орнаменты, тонкий серебристый колорит. Фоны окрашены в различные цвета: жемчужно-серый, блекло-зеленый, охристый.

Все соборы Владимиро-Суздальского княжества были расписаны фресками и украшены иконами.

Во время Великой Отечественной войны безвозвратно погибло большинство фресок церкви Спаса на Нередице; когда-то единым ковром они покрывали все стены, своды, купол храма. Суровые лики апостолов, сидящих по сторонам от Христа, мрачные священники в алтаре, грозные пророки в барабане купола окружали вошедшего в храм. Фрески отличались живописностью, широтой и смелостью письма.

Иконы Новгорода XII–XIII вв. можно отнести к двум направлениям — византийскому, аристократическому, и местному, демократическому. К первому принадлежит икона «Ангел Златые власы» в композицию Деисуса, состоявшую из нескольких икон. Лицо архангела отличают тонкая красота черт, светлая одухотворенность, с которой может сравниться только лицо Владимирской Богоматери. Мужественная сила, яркая декоративность и орнаментальность характеризуют иконы второго направления. К местной новгородской школе принадлежит икона «Христос на троне». Орнаментальность, в сочетании с яркой их окраской, в которой преобладает киноварь, придает нарядность иконам, по духу близкой светскому произведению. К новгородской школе относится икона «Николай Чудотворец». К этому периоду относится икона «Спас Нерукотворный».

Отличительные черты новгородской иконописи: движение, яркие краски (много синего), четкое прорисовывание деталей, использование белых мазков (руки).

studfiles.net

Искусство Древней Руси

Содержание

Введение

1. Становление искусства Древней Руси

2. Характеристика национального стиля в русском искусстве 9-12 вв.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Стиль – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития различных видов искусств. Понятие стиль употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественный направлений и индивидуальной манеры художника.

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.).

Этот период характеризуется блестящим расцветом искусства Древней Руси. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. Для искусства этой поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная. Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма - типичная для греко-восточных православных стран.

Основным жанром древнерусской живописи являются Иконы. Христианская религия учит, что в основе иконы лежит учение о Боговоплоще-нии, то есть икона сама по себе является выражением веры. А значит, главное в иконе – вызвать у молящегося перед ней человека впечатление присутствия Бога, его причастности к жизни людей. Все это достигалось применением особых средств художественной выразительности.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 16 страниц.

1. Становление искусства Древней Руси

История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.

Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.

В отличие от Византии Древняя Русь вступила на путь феодализма, минуя рабовладельческий строй. Это обусловило более непосредственную и глубокую связь феодальной художественной культуры с народными художественными представлениями.

Существенные особенности древнерус-ского искусства в значительной степени определялись жизненностью патриотических идей. Уже в 11-12 вв. люди Древней Руси, жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире, ощущали свою связь с русской землей.

Прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.

С 10 века древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери.

Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов. Творчество этих художников обретало на русской почве черты, свидетельствующие о сильнейшем воздействии местных художественных вкусов. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.

Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу.

В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.

2. Характеристика национального стиля в русском искусстве 9-12 вв.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Эти особенности очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов и в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях - храмах.

Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена».

В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках.

Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений, которая живет в народе и до сей поры.

Особенность зодчества Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви — Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.

Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности, тем не менее, характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

При сооружении самого значительного памятника того времени - Софийского собора в Киеве (11 в.) - древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде.

Характерна также конфигурация внешних объемов, которые плавно повышаются к центру, к главному куполу. Принцип постепенного, как бы ступенчатого нарастания массы здания стал с 11 в. последовательно проводиться в древнерусском зодчестве.

София, как и другие большие городские соборы во многом определяет характер всей древнерусской архитектуры. Храм отличался массивностью, даже тяжеловесностью своих форм. Грандиозность, представительность, торжественность определялись ролью Софийского собора как главного архитектурного сооружения города. Пять нефов Софии четко выделены, но все они тяготеют к центральному подкупольному помещению.

mirznanii.com

1.1 Типичные виды искусства древнейшей Руси и их краткая характеристика. Древнерусское искусство

Похожие главы из других работ:

Братья Ленен

1. Вступление. Краткая характеристика французского искусства XVI-XVII веков

...

Братья Ленен

2.1 Краткая биография братьев Ленен и характеристика их совместного творчества

Братья Ленен: Антуан (1588-1648), Луи (1593-1648) и Матье (1607-1677) родились на севере Франции в нормандском городке Лане в достаточно обеспеченной и по тем временам культурной семье. Живописи оба младших брата учились у старшего...

Византийский костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде

1.2 Краткая характеристика костюма

Произведения изобразительного искусства стали основным источником для реконструкции светского костюма Византии. Это тот редкий случай, когда изобразительные источники не только не уступают письменным по информативности...

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи

1. Краткая характеристика основных этапов жизни Леонардо да Винчи

В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года, в субботу родился Леонардо ди сер Пьеро д` Антонио. Его отец, нотариус, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной...

Жизнь и творчество художника И.Н. Крамского

1.1 Краткая историческая характеристика эпохи конца XIX века в России

Иван Николаевич Крамской - один из самых замечательных художников и общественных деятелей России второй половины XIX века. Автор широко известных картин и портретов, «величайший художественный критик» и теоретик реализма...

Иван Андреевич Крылов как драматург, комедия "Трумф" и её политический смысл

Краткая биография и характеристика творчества

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 в Москве. Умер 9 ноября 1844 в Санкт-Петербурге (даты по старому стилю). Он был знаменитым русским поэтом, баснописцем, переводчиком и писателем. В молодости Иван Андреевич был известен, прежде всего...

Ирландия

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА

Тип поселений хуторской, есть небольшие деревни кучевой планировки. На западе сохранились кельтские постройки - каменные дома с низкими стенами и покатыми тростниковыми или соломенными крышами...

Исследование художественно-графических особенностей эскизов театральных костюмов и возможности их использования в изображении современного костюма

1. Краткая характеристика театрального костюма

Как уже говорилось выше, театральный костюм является элементом оформления спектакля. Особенностью любого костюма - является цель, ради которой он создается. А на основе цели, как правило - режиссерской, строится художественный образ...

Культура Древней Греции

1.1 Периодизация и краткая характеристика этапов древнегреческой культуры

Античное искусство - искусство античной эпохи. Под ним подразумевают искусство Древней Греции и стран (народов) древнего мира, культура которых развивалась под влиянием древнегреческой культурной традиции...

Культурная и духовная жизнь японцев

2. Краткая характеристика этнонима

Название страны - Япония во всех европейских языках от искаженного чтения двух иероглифических знаков, составляющих собственное название этой страны - Нихон (или более официальное название - Ниппон). Первый из этих знаков обозначает - солнце...

Организация и режиссура анимационного мероприятия для выпускников спецшколы ВВС №8

3.1 Краткая характеристика места проведения праздника

В ГОУ «Саратовская кадетская школа - интернат» воспитанники обучаются с пятого по одиннадцатый классы. Воспитанники носят кадетскую форму. Обучение и проживание осуществляется полностью за государственный счет...

Праздники-легенды России

1.2 Известные персонажи легенд и их краткая характеристика

Весь мир делится на светлое и темное. Темная сторона стремится разрушить существующий миропорядок, светлая - сохраняет его. Так и мифологические персонажи условно можно разделить на светлых и темных...

Пути совершенствования деятельности предприятия (на примере Краевого театра драмы в городе Хабаровске)

2.1 Краткая организационная характеристика

Краевой театр драмы - это старейший театр в Хабаровске, один из крупнейших театральных коллективов Дальнего Востока...

Развитие традиций П.А. Федотова в жанровой живописи 1850-1860х годов

Глава 1. Краткая характеристика творчества Павла Андреевича

Павел Андреевич Федотов пришел в искусство уже взрослым человеком: решив полностью посвятить себя живописи, он подает в отставку, тем самым завершая свою военную карьеру...

Художественная культура Древней Руси

II. Художественная культура Древней Руси: краткая характеристика

Истоки древнерусского искусства восходят к искусству восточных славян, населявших в I тысячелетии н. э. европейскую территорию России...

cult.bobrodobro.ru

Искусство киевской Руси кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Ввиду большой разнообразности и многогранности искусство Киевской Руси кратко описать достаточно сложно. Одним из самых развитых видов искусства, распространенными в древнерусском государстве, является фольклорная поэзия и музыкальное творчество, посвященное славянским богам. Эти произведения прошли сквозь века вместе со всеми народами, образовавшимися на месте Киевской Руси, и во многом предопределили пути развития для народного творчества. Это различные культовые песни, связанные с теми или иными элементами общественной жизни. В своих песнях и сказаниях древние славяне повествовали о своих богах, и просили у них благословения. Современные колядки, распространенные в Украине, являются «потомками» этих древних песен.

На протяжении многих веков церковники старались бороться с проявлениями язычества, запрещая подобные песни, однако со временем эти жанры стали использоваться на новый лад, а некоторые славянские боги стали святыми русской православной церкви. В литературном наследии древних русичей также имеются многие произведения, не связанные с религиозным культом, их достаточно часто использовали в своих произведениях многие писатели. Кроме того, до наших времен дошли и древние киевские летописи, повествующие о самых важных моментах в развитии Киевской Руси, о жизни и походах царей. Из них историки сумели почерпнули немало важных сведений о тех временах.

Тесные контакт и культурный обмен с Византийской империей во времена расцвета Руси способствовали развитию архитектурного искусства. Если до 10 века русские княжества не были знакомы с каменным зодчеством, достигнув мастерства в строительстве из древесных материалов, то после прихода Христианства, в 11 веке, началось активное каменное строительство. Появились первые храмы из камня, для строительства которых использовался опыт византийских мастеров. Также началось развитие иконописи как основного вида изобразительного искусства.

В Киевской Руси строились, преимущественно, храмы крестово-купольного типа, многие из которых дошли до нашего времени. Самые яркие примеры архитектурного искусства тех времен можно найти в таких городах, как Киев, Псков и Ростов. Вершиной творчества зодчих Киева стал величественный храм София Киевская, который сумел пережить все отгремевшие войны, и дожить до наших дней. Так можно описать искусство Киевской Руси кратко.

antiquehistory.ru