Укрепления и оборона поселений в древней Руси. Пленники в древней руси это


Данники и смерды в Киевской Руси. Социальное расслоение общества

Данник, каким его очерчивают исторические памятники, -довольно примечательная фигура зависимого люда эпохи древнерусского государства. Занимаясь данями, мы устанав­ливаем одну из наиболее архаических форм эксплуатации, восходящую к дописьменной истории восточного славянства. Важно поэтому определить существо этой эксплуатации и проследить ее эволюцию. Изучение даннических отношений представляет интерес и в другом плане, способствуя уточне­нию наших познаний о смердах, положение и общественная роль которых, несмотря на длительные усилия историков, ос­таются спорными и по сей день.

Полнее всего данничество отражено в летописях, причем значительная доля известий о данях падает на X в. Одна часть этих известий посвящена даням, взимавшимся с побежденных племен и народов, другая - установлению даннической зави­симости среди родственных восточнославянских племен.

Сообщения первого рода относятся к весьма туманным временам и встречаются в недатированных летописных запи­сях. Из них явствует, что дань добывают вооруженной рукой. Хазарские старцы, призванные растолковать своему «князю» полянскую загадку, с исчерпывающей полнотой охарктеризо-вывали стиль отношений в данничестве: «Мы ся доискахом оружьем одиною стороною, рекше саблями, а сих оружье обоюду остро, рекше мечь. Си имуть имати дань на нас и на инех странах».1 Побежденные платят дань ради мира («мира деля»). Она — своеобразная плата за мир и безопасность, пре­дупреждающая угрозу грабежа и разорения со стороны непри­ятеля. В этом сходятся все источники: отечественные и ино­странные.2

Обращаясь к свидетельствам о данях непосредственно у восточных славян и древних русов, замечаем аналогичное по­ложение. В 884 г. Олег «победи северяны, и възложи на нь дань легьку, и не дасть им козаром дани платити...» Очень показательна запись под 885 г.: «Посла (Олег. - И.Ф.) к ради­мичем, ръка: "Кому дань даете?" Они же реша: "Козаром". И рече им Олег: "Не дайте козаром, но мне дайте". И въдаша Ольгови по щьлягу, яко же и козаром даяху».4 Судя по извле­ченным отрывкам, существо дани, независимо от перестанов­ки тех, кто ее присваивает, не меняется. Мы не думаем, что дань, которую получали хазары от северян и радимичей, явля­лась феодальной рентой. Не стала она таковой и после того, как Олег сменил хазар на этом поприще. О том, что межсла­вянская дань была не более чем заурядным грабежом побеж­денного победителем, красноречиво говорят кровавые столк­новения киевских князей с древлянами. Стоило древлянам-данникам отказаться от повиновения Киеву, сразу же оттуда предпринимался карательный поход. Особенно драматиче­ским был 945 г. Убийство Игоря и прекращение платежа дани вызвали настоящую экспедицию против древлян, возглавлен­ную вдовой убитого князя. Минуя «затворившиеся» древлян-ские города, Ольга устремилась к Искоростеню - организаци­онному центру мятежа. И «посла ко граду, глаголюще: "Что хочете доседети? А вси гради ваши предашася мне и ялися по дань, и делають нивы своя и земле своя..."»1 Нас в данном случае не смущает, что слова Ольги - сплошная выдумка. Важно другое: старясь «переклюкать» древлян, княгиня при­бегла к правдоподобным фактам. И вот тут оказывается, что древляне, кроме скрывшихся в Искоростене, изъявили покор­ность и согласие платить дань, получив тем самым возмож­ность мирно возделывать свои нивы. В конечном итоге судьба Искоростеня была плачевной: «И побегоша людье из града, и повеле Ольга воемь своим имати а, яко взя град и пожьже и; старейшины же града изънима, и прочая люди овых изби, а другие работе предасть мужем своим, а прок их остави плати­ти дань». Здесь дань еще яснее выступает актом грабежа и на­силия победителя над побежденным.

Затем летописец рассказывает, как «иде Вольга по Дерьвь-стей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки», как она «иде Новугороду, и устави по Мьсте повос-ты и дани и по Лузе оброки и дани». Это известие привело некоторых исследователей к мысли о реформе, осуществлен­ной якобы княгиней в Древлянской земле и других областях Киевской Руси,4 а согласно С.В.Юшкову - по всей территории Киевского государства.5 В мероприятиях Ольги С.В.Юшков обнаружил «форсирование процесса сближения дани с типич­ной феодальной рентой».6 Неизвестно, почему С.В.Юшков рассуждает о всей территории Киевского государства, когда летопись вполне определенно называет области, где проводи­лась «реформа». Это территория древлян, земли по Мете и Лу­ге. С древлянами все понятно: они обложены данью как поко­ренное племя. Но если припомнить, что по Луге в те времена жила водь,1 а по Мете «сидела» весь,2 то деятельность Ольги в здешних местах будет ничем иным, как наложением дани на подвластные иноязычные племена. И вряд ли ее меры пред­ставляли собой реформу, несогласную с предшествующей практикой.3 Княгиня скорее начинала не новое дело, а возвра­щалась к старой системе фиксирования дани, отринутой алч­ностью Игоря. Древляне, восставшие против неумеренного грабежа, в «уставах» и «уроках» получали гарантию того, что дань будет браться снова по норме, а не по произволу. Однако от этого грабительская сущность дани отнюдь не менялась. Не удивительно, что единственным инструментом добывания даней служила военная сила, опираясь на которую киевские кня­зья доискивались данников, а стало быть, - различных доро­гих товаров и всякого узорочья. Владимир Святославич был по меньшей мере банален, когда изрек: «Сребромь и златом не имам налести дружины, а дружиною налезу сребро и злато, яко же дед мой и отец мой доискася дружиною злата и среб-ра».1

Весь доступный нам комплекс известий о данях X в. и бо­лее раннего времени выносит даннические отношения на аре­ну внешнеполитических комбинаций, указывая тем самым на отсутствие сбора дани внутри самого племени. Но брал ли что-нибудь киевский князь у своих людей? Сопоставив поня­тия «полюдье» и «дань», получим ответ на поставленный во­прос.

Источники, хотя и очень скудные, различают дань и по­людье как определенные сборы. Великий князь Мстислав Вла­димирович совместно с Всеволодом, сыном своим, отдают Новгородскому Юрьеву монастырю Буице «с данию, и с ви­рами, и с продажами», а также «осеньнее полюдье даровь-ное». В Уставной грамоте смоленского князя Ростислава про­водится такое же различие дани и полюдья.3 Значит, дань и полюдье - не одно и то же. О недопустимости смешения дани и полюдья говорили некоторые наши историки.4 Какова тогда функция полюдья? В грамоте Юрьеву монастырю мы имеем «даровное полюдье» — какой-то, вероятно, дар населения сво­ему князю. Эта мысль особенно укрепляется при знакомстве с источником, где упоминается полюдье в связи с именем Все­волода Большое Гнездо. Оказывается, он ходит в полюдье не среди «примученного» населения, а по жителям своего княже­ства. В Лаврентьевской летописи под 1190 годом сообщается о хождении за полюдьем Всеволода сначала в Ростов, а потом -в Переяславль.1 Но когда летопись повествует о данях, добы­ваемых тем же князем, она открывает картину военных похо­дов, «примучиваний», разворачивающихся за пределами Рос-тово-Суздальского княжества.2

Полюдье - сбор архаического происхождения. И нам лишь по необходимости, обусловленной недостатком источников, пришлось оперировать чрезвычайно малочисленным материа­лом более позднего времени. Если мотив полюдья уловлен нами верно, то косвенным аргументом в подтверждении пред­ложенного его понимания может служить еще и тот факт, что основная масса свободного населения на Руси X века и, оче­видно, предшествующей поры называлась «людьми». Поэто­му полюдье и на сей раз следует уподобить определенному сбору со свободного населения («людей»), причем сбор этот, по всей видимости, имел добровольный (договорный) харак­тер или, другими словами, являлся «даром». Возможно, по своему происхождению древнерусское полюдье сродни тем приношениям, которые, по свидетельству Тацита, древние германцы давали племенным вождям.

Таким образом, памятники отделяют дань от полюдья. Ес­ли дань была платежом, который взимался с побежденного народа под угрозой еще большего разорения и, следовательно, брался у иноплеменного населения, т.е. за границами земли победителей, то полюдье выступает актом какого-то соглаше­ния и в качестве дара, предоставляемого князю обитателями того княжества, где он являлся управителем.

Думается, нет достаточных оснований зачислить полюдье в разряд феодальных повинностей. Полюдье и разные дары — древнейшие сборы, продержавшиеся в виде пережитков дале­кой старины вплоть до времен сложившегося феодализма.1 Еще дальше, чем полюдье, от феодальных платежей стоит дань, изучавшаяся выше. По своему экономическому сущест­ву она заметно отличается от ренты продуктами. На протяже­нии IX—X вв. дань была одним из видов военного грабежа, ни­чего общего не имеющего с феодальной эксплуатацией.2

Дань-контрибуция сохраняется и позже. Из суммы извес­тий, приуроченных к XI - XII вв., вытекает, что дань в значе­нии «примучиваний» - явление нередкое. При этом она по-прежнему собирается за пределами территории победителя (с касогов, югры, чуди, ятвягов). Дань, доставлявшаяся инород­ческими племенами древнерусским князьям и их воинам, лег­ко сопоставляется с ясаком, который приносили народы Сиби­ри, покоренные Москвой в XVI - XVII вв. Отдельные совет­ские историки не без основания усматривали в данях прообраз сибирского ясака.3 Уподобление дани ясаку еще раз убеждает, что дань в на­ших примерах и феодальная рента — понятия далеко не тожде­ственные. Данью обязаны лишь покоренные народы, а сво­бодное население древнерусских земель-княжеств данниче­ского тягла не несло. Когда киевский князь Святополк в 1093 г. решал, выступить ли против половцев или вершить с ними мир, наиболее трезвые головы советовали ему: «Аще бы их (воинов-отроков. - И.Ф.) пристроил и 8 тысячь, не лихо ти есть: наша земля оскудела есть от рати и от продажь».1 При значительной интенсивности даннических отношений внутри княжества вряд ли дань выпала бы из поля зрения «смысле-них», кивавших на рать и продажи как причины оскудения Киевской земли. О том, что отсутствие упоминания дани в по­добной ситуации — дело не случайное, показывает еще одна летописная заметка, помеченная 1176 г. «Седящема Ростисла-вичема в княженьи земля Ростовьскыя, раздаяла бяста по го­родом посадничьство Руськым дедьцким. Они же многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами. А сама князя мо­лода бяста, слушая боляр, а боляре учахуть я на многое име­нье».2 Не менее красноречив отрывок из введения к Началь­ному летописному своду конца XI в., отразивший номенклату­ру повинностей, налагаемых князьями на свободных жителей. Здесь снова фигурируют «творимые» виры и продажи, а о да­ни не обронено ни слова.3

Источники XI — XII вв., помогающие вникнуть в существо даннических связей, несут в себе черты, отсутствующие в па­мятниках, рассказывающих о событиях IX - X столетий. Пер­сонификация данников - одна из этих черт; данник теперь на­зывается смердом.1 Кем же был древнерусский смерд?

* * *

Самая ранняя информация о смердах имеется в «Истории Российской» В.Н.Татищева, где говорится о договоре 1006 г. князя Владимира с волжскими болгарами, по которому бол­гарским купцам запрещалось торговать с огневщиной и смер­дами, живущими в селах.2 Поскольку доверие к татищевскому известию подорвано С.Л.Пештичем,3 обратимся к источнику, не вызывающему ни у кого сомнений, - сообщению Новго­родской Первой летописи, обозначенному 1016 г: «...Ярослав иде к Кыеву, седе на столе отца своего Володимира; и абие нача вой свои делите, старостам по 10 гривен, а смердом по гривне, а новгородцем по 10 гривен всем, и отпусти их всех домов...».4 Значит, тариф на услуги смердов был наиболее низким и служба их оплачивалась в десять раз меньше, чем тот же ратный труд обыкновенного новгородца, что, видимо, свидетельствует о смердах как о люде, социально неполно­ценном.5 С.А.Покровский видит в данном летописном тексте подтверждение своей мысли о смердах - свободном крестьян­стве Древней Руси.6 Но вся сложность в том, что летописец не дает ответа на вопрос, являлись ли упоминаемые им смерды представителями древнерусского общества. Ведь не исключе­но, что они олицетворяли собой союзные Ярославу иноязыч­ные племена, которые никакого отношения к сельскому насе­лению Киевской Руси как таковой не имели. Поэтому С.А. Покровский поступает несколько опрометчиво, настаивая на своем толковании летописи.

После мимоходом брошенной «новгородским историогра­фом» фразы о смердах памятники молчат о них пятьдесят с лишним лет и только в 1071 г. они появляются на далеком Бе-лоозере. Повесть временных лет сообщает: «В се же время приключися прити от Святослава дань емлющи Яневи, сыну Вышатину; поведаша ему белоозерци, яко два кудесника из­била уже многы жены по Волъзе и по Шексне, и пришла еста семо. Ян же, испытав, чья еста смерда, и ведев, яко своего кня­зя, послав к ним, иже около ею суть, рече им: «Выдайте волхва та семо, яко смерда еста моя и моего князя». Они же сего не послуша». Смерды здесь - жители запредельных по отноше­нию к Черниговскому княжеству земель, обязанные данью Святославу. Их этническая принадлежность, по всей видимо­сти, не славянская, так как обряды, которыми они сопровож­дали свои проделки над «лучшими женами», живо напомина­ют мордовский ритуал - обстоятельство, отмеченное в исто­рической литературе. Сквозь туман легенды о начале города Ярославля выступают сходные обстоятельства. Ярослав Муд­рый побеждает язычников, живущих в селище Медвежий угол, расположенном на берегу Волги и Которосли, и собирает у них дань. Сбор ее не был единовременным: Ярослав вновь приезжает за данью к «поганым».3 Е.И. Горюнова считает последних мерей. ' Можно думать, что население Медвежьего угла, побежденное Ярославом, превращалось в смердов, пла­тящих дань киевскому князю. В «Повести о водворении хри­стианства в Муроме» находим аналогичные факты.

Дознание Яна Вышатича насчет принадлежности смердов натолкнуло С.Н. Чернова на вполне правдоподобную идею о существовании смердов, неподведомственных Святославу черниговскому и находящихся в зависимости от какого-либо другого князя или Новгорода Великого. Догадка С.Н. Чернова о разделе «сфер влияния» и властвования над смердами между древнерусским княжьем находит полное обоснование в описа­ниях новгородского хрониста: «Иде Даньслав Лазутиниць за Волок даньником с дружиною своею, и присла Андреи полк свои на нех, и бишася с ними, и бяше новгородець 400, а суз-далець 7000; и пособи бог новгородцем, и паде их 300 и 1000 , а новгородцов 15 мужь, и отступиша новгородци, и опять ся воротивше, взяша всю дань, а на суздальскых смердах другую, и приидоша вси здрави».4 Приведенный рассказ интересен не только отражением соперничества из-за даней, но и тем, что под смердами здесь разумеются иноязычные племена, живу­щие на территории, не входящей в состав древнерусских зе­мель-княжеств. Итак, смерды тут, как и в прошлых примерах, - неславянские племена, покоренные и обложенные данью. Именно о таких смердах идет речь в Новгородской летописи под 1193 г., когда состоялся поход новгородцев на Югру, ко­торая сама себя отрекомендовала смердами-данниками. Все это свидетельствует о существовании смердов в XI - ХП вв., бывших «примученными» племенами неславянского, как правило, происхождения. В исторических источниках они начи­нают фигурировать с конца XI в. Это - условно говоря, «внешние смерды». Их главная обязанность - плата дани. «Внешние смерды» не являлись частью населения княжества-государства, обложившего их данью. Вот почему эта дань яв­лялась не феодальной рентой, а своеобразной контрибуцией. Отсюда ясно, что названных смердов нельзя толковать как феодально зависимых. Это - свободный люд, объединявшийся в общины. Поскольку же «внешние смерды» не входили в со­став древнерусского общества, то их свобода не может быть использована для характеристики внутренних социально-экономических связей в Древней Руси. Но источники сохра­нили память о смердах, живущих на территории древнерус­ских земель-княжеств. Они размещались по всей Руси: в Киев­ской «волости», Галицкой Руси, Ростово-Суздальском крае, на землях Новгорода Великого.1

Источники часто ставят их на одну доску с холопами.2 Не случайно новейший исследователь смердов пишет : «Лето­пись, как и Русская Правда, свидетельствуют о близости по своему положению смердов и холопов».3 Заключая о близости статуса холопов (рабов) и смердов, мы отнюдь не должны отождествлять их, ибо памятники, с одной стороны, уравни­вают холопа и смерда, с другой же, - разделяют.

Зависимое состояние смердов отразилось в ст.90 Про­странной Правды, говорящей насчет наследства смердов. О зависимых смердах идет речь и в грамоте Великого князя Изя-слава Мстиславича новгородскому Пантелеймонову монасты­рю: витославицкие смерды потеряли право распоряжаться своею судьбой и пребывают под безусловным контролем вла­дельца.1

В устах свободного человека слово «смерд» имело презри­тельный, оскорбительный для чести оттенок. Племя смердье -все равно, что смердье отродье.3 Бранное значение слова «смерд» держалось долго: новгородский архиепископ Генна­дий сына попа Самсонки, еретика, обругал «смердом», а раз­драженный Василий III кричал боярину И.Н. Беклемишеву: «пойди, смерд, прочь, не надобен ми еси».5 Для рассказчика, сообщающего подробносги присоединения Новгорода к Мо­скве, смерд и скот - взаимообратимые понятия: «... и еще наи-моваху злых тех смердов, убийц, шилников и прочих безъиме-нитых мужиков, иже скотом подобии суть...».6

Зависимое положение смердов подводит к мысли о смер­дах как части сельского населения Древней Руси, а не его со­вокупности. Еще в конце XIV века смерды несколько проти­вополагаются другим крестьянам. В «ободной грамоте» 1375 г. читаем: «Се докончаша мир в мир с челмужским боя­рином з Григорьем Семеновичем и се его детми... староста Вымоченского погосту Артемий, прозвищем Оря, со всем племянем да шунские смерды Иван Герасимов да Василей, прозвищем Стоивор Глебов, да Игнатей, прозвищем Игоча, да Осафей Перфильевы дети, да и вси шунжане ... мир взяли и межу в Челмужском погосте урядили...»1

Сравнительно недавно с обоснованием тезиса о смердах как о свободном сельском населении Древней Руси выступили С.А.Покровский и М.Б. Свердлов. Прав Л.В.Черепнин, когда пишет: «Мало что прибавляют к нашим представлениям о смердах рассуждения С.А.Покровского. Они очень нечетки и противоречивы».2 Действительно, потратив уйму энергии, чтобы опровергнуть своих противников и доказать свободное положение древнерусских смердов, автор неожиданно заявля­ет: «Значит ли, что смерды общинники XI - XII вв. не были зависимы от феодалов? Нет, эта зависимость имела место. Она выражалась в обязанности платить дань, в узурпированном князьями праве верховной собственности на землю и захвате ими важнейших угодий, в передаче права сбора даней и су­дебных штрафов, а значит, и права суда боярам и монастырям, все туже затягивавших петлю зависимости, в праве захвата наследия смердов, умершего без сыновей».3 Видимо, С.А. По­кровский сам еще не вполне разобрался в сущности вопроса о смердах, чем и объясняются внутренние противоречия, имеющиеся в его работе. Столь же противоречивы и выводы М.Б. Свердлова. Обращаясь к грамоте Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю, он пишет: «Одним постановле­нием смерды передаются монастырю, на новое владение дает­ся иммунитет, и смерды оказываются в феодальной зависимо­сти от своего господина». Этим автор подорвал свой собст­венный взгляд на смердов - свободных крестьян XI - XII вв. Итак, ни С.А. Покровскому, ни М.Б. Свердлову не удалось опровергнуть представления о смердах как особой категории за­висимого населения Древней Руси.

В качестве подсобного материала, подтверждающего предположение, согласно которому смерды являли собой от­дельную группу русского общества, не покрывавшую все сельское население Руси XI - XII вв., можно привлечь топо­нимические данные. Если бы термин «смерд» обозначал кре­стьян в целом, то выделять (равно обозначать) волость Смер­да,1 деревню Смердяково,2 деревню Смердыня,3 Смердьи мес­та, Смердий наволок, Смердьево озеро, Смердью речку7 не имело бы смысла. Только определенная локальность смердов вызвала потребность привязать их к той или иной местности.

Местное свободное население Древней Руси, как мы зна­ем, дани своим князьям не платило. Не взималась дань и с за­висимых людей туземного происхождения, таких, как закупы, изгои и им подобные. О смердах же памятники говорят как о плательщиках дани.9 Отсюда, по крайней мере, следуют два вывода: 1) смерды - люди зависимые; 2) они - выходцы не из местных жителей, а взяты со стороны. Последний вывод вле­чет к заключению, что смерды - это бывшие пленники.10 Мысль о смердах-пленниках, посаженных на землю, уже вы­двигалась исследователями, но в самой общей и отвлеченной форме. В. Лешков, например, высказал предположение о смердах в качестве военнопленных, поселенных на землях князя и казны.1 «В дотатарский период, - говорил Н.И. Косто­маров, - смерд был что-то среднее между свободным и рабом. Нам кажется всего вероятнее, что смерды возникли из военно­пленных, которых князья селили на своих землях».2

На Руси X - XII вв. пленники именовались челядью. Смерды, следовательно, - это челядь, посаженная на землю. В летописях примерно с XI в., т.е. со времени появления в ис­точниках термина «смерд», поветствуется о массовых перего­нах пленников.3 Совсем не случайно на Руси ходила поговор­ка: «Зле, Романе, робишь, что литвином орешь».

Нельзя, разумеется, думать, что положение челяди и смер­дов (экс-челяди) было одинаковым. Статус челяди, находив­шейся в частных руках, и смердов (челяди), поселенных на го­сударственных землях, во многом не совпадал. Смерды, в от­личие от частновладельческой челяди, имели собственное хо­зяйство. При наличии сыновей они могли завещать им свое имущество. Смерды платили князю «продажу», что поднима­ло их над остальной массой рабов. Здесь мы наблюдаем при­мерно то же, что встречалось в истории других стран. В Рим­ской империи, например, государственные рабы управляли своим имуществом, их обязательства продажи, дарения счита­лись юридически законными.4 Словом, они находились в том же положении, что и отпущенники частных лиц.5

Наделение смердов некоторыми прерогативами, по сравнению с обычной челядью, объясняется прежде всего обязан­ностями, которые лежали на них. Так, пленников древнерус­ские князья использовали для защиты границ.1 Смерды по­ставляли лошадей, необходимых для организации походов против «дикого поля».2 Смерды, наконец, «давали» дань, вли­вавшуюся в государственный бюджет. Вот почему переселе­ние пленников являлось событием государственного значе­ния.3

В своем первоначальном значении «внутренние смерды», стало быть, - это государственные рабы, возникновение кото­рых связано с поселением пленников (челяди) на государст­венных землях. Со временем князья как представители госу­дарства стали передавать власть над ними в руки частных лиц и духовных корпораций, подтверждением чего служит извест­ная грамота Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монасты­рю. Возможно и то, что князья, злоупотребляя своим положе­нием, переводили смердов в состав работников собственного хозяйства. Шло формирование частновладельческих смердов. Первоначально однородная масса смердов раскалывалась на группы, находящиеся в более тесной и непосредственней свя­зи с вотчинниками: князьями, монастырями и, возможно, дру­гими господами.4

Если государственных смердов, весьма сходных с рабами фиска Западной Европы, нельзя относить к феодально зависи­мому люду, то некоторую часть владельческих можно рас­сматривать как одну из первых групп крепостных в России. Во всяком случае, есть основания предполагать, что эволюция государственных смердов в обстановке снижения социального статуса рядовой массы свободного населения, окончательно сложившейся в послемонгольский период, и постепенного вхождения иноязычных племен в состав населения Руси шла по линии слияния этих смердов со свободным крестьянством,1 а эволюция частновладельческих смердов вела, безусловно, в феодальную неволю. Последний процесс проходил значитель­но скорее и ближайшие результаты его ощутимы уже в Киев­ской Руси, чего нельзя сказать о первом.

Таким образом, история древних смердов развивается по нескольким, доступным для изучения этапам. Появление тер­мина «смерд» связано с межплеменной борьбой. Сначала смерды выступают в роли покоренных племен, обложенных данью, которая не была феодальной рентой, а являлась самым распространенным по тому времени видом грабежа. Для XI -ХП вв. такие смерды - обычное явление. Однако в состав на­селения Древней Руси они не входили. Это, говоря условно, -«внешние смерды».

Затем появляются «внутренние смерды», живущие на тер­ритории собственно древнерусских княжеств, несущие всяко­го рода повинности государству, главной из которых была уп­лата дани. Они происходили от пленников (челяди), поселен­ных на государственных землях.

Дальнейшая эволюция «внутренних смердов» идет путем формирования следующих групп: смерды государственные и владельческие (княжеские и монастырские). Мы не рискнули бы полностью отождествлять дань, которую платили государ­ственные смерды, с феодальной рентой. Что касается характе-

1 В этой связи весьма показательна «мировая» о размежевании земель в Челмужском погосте Обонежья. «Се докончаша мир в мир, — говориться в документе, - с челмужским боярином з Григорьем Семеновичем и со его детьми, с Обакуном и Савелием, староста Вымоченского погосту Артемеи, прозвишем Оря, со всем племянем, да шунския смерды Иван Герасимов да Василеи, прозвищем Стоивор Глебов, да Игнатеи, прозвище Игоча, да Осафеи Перфильевы дети, да вси шунжане, и вси толвыяне, и вси куза-рандцы, и вси вымоченцы з Григорьем и с его детми мир взяли и межу в Челмужском погосте урядили» (Грамоты ВНП, стр. 285). Как видно из грамоты, шунгские смерды, хотя и выделяются, но мало чем отличаются от остальных общинников-крестьян.

Смерды государственные, княжеские и монастырские, а также, вероятно, других вотчинников составляли категорию смердов на Руси конца XI - XII вв. Поэтому слово «смерд» обозначало не в целом сельское население, а зависимый раз­ряд его.

Итак, есть основания говорить о существовании в XI-XII вв., с одной стороны, смердов «свободных», представ­ляющих собой покоренные племена, обязанные данью, с другой стороны, - зависимых, сидящих на государственной земле и отправляющих повинности по отношению к государству и частным лицам, если последние получили на то право.

Киевская Русь. Оглавление

www.protown.ru

Укрепления и оборона поселений в древней Руси

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н. э. Во всяком случае славянские поселения VI–VII вв. на территории современной Украины нам уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений — славянские поселения строились неукрепленными. Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать укрепленные поселения, по древнерусской терминологии — города .

В течение VIII−Х вв. славяне постепенно заселили всю территорию, где слагалось Древнерусское государство, — от границы со степью на юге до Финского залива и Ладожского озера на севере. На этом огромном пространстве нам известно большое количество славянских городищ — остатков укрепленных поселений. Они очень похожи друг на друга по общей системе обороны и, очевидно, отвечают одним и тем же тактическим приемам осады как на юге, так и на севере. Здесь и там славяне имели дело с разными врагами: на юге, в полосе лесостепи, это были степные кочевники, на севере, в лесной зоне, — различные финские и литовские племена. Конечно, эти противники были по-разному вооружены, владели различными военными приемами. Но все они не имели организованной армии и не умели осаждать укрепления.

Особенно хорошо мы знаем, как нападали степняки; они внезапно налетали на русские селения, захватывали скот, пленных, имущество и так же стремительно возвращались назад в степь. Если на пути их продвижения оказывалось укрепленное поселение, они пытались с налету захватить его, но, встретив организованное сопротивление, не старались взять поселение штурмом. Естественно поэтому, что укрепления раннеславянских градов  могли быть не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Да у славян в VIII–IX, а частично даже и в Х в., еще и не было возможностей строить мощные укрепления — ведь в это время здесь только слагалось раннефеодальное государство. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве. Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

При создании укреплений прежде всего выбирали такую площадку, которая была бы со всех сторон защищена естественными препятствиями — реками, крутыми склонами, болотом. Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. Островная схема обороны поселка требовала минимальных затрат труда для его укрепления. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Правда, у таких укреплений имелись и очень существенные изъяны. Прежде всего в повседневной жизни очень неудобной была связь такого поселения с окружающей местностью. Кроме того, размер поселения здесь целиком зависел от естественных размеров островка; увеличить его площадь было невозможно. А самое главное, далеко не всегда и не везде можно найти такой остров с площадкой, защищенной естественными преградами со всех сторон. Поэтому укрепления островного типа применялись, как правило, только в болотистых местностях. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Однако и такой тип системы обороны связан с определенными географическими условиями; отдельные холмы с крутыми склонами со всех сторон есть также далеко не везде. Поэтому наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия — отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

Все это сделало мысовой тип обороны наиболее распространенным у славян, начиная с древнейшего периода, т. е. с VIII−IX вв. Именно к этому типу относится подавляющее большинство городищ так называемой роменско-борщевской культуры, охватившей в VIII−Х вв. обширную территорию днепровского лесостепного левобережья. Одно из таких городищ — Новотроицкое — было целиком раскопано и детально изучено (рис. 1). Как и во всех укрепленных поселениях мысового типа, одна из сторон поселка не имела естественной защиты и ее прикрывал широкий ров. Никаких следов деревянной оборонительной стены по краям площадки не обнаружено, хотя возможно, что какое-либо деревянное ограждение первоначально существовало.

Восточнославянское укрепленное поселение IX в. по материалам раскопок Новотроицкого городища1. Восточнославянское укрепленное поселение IX в. Реконструкция И. И. Ляпушкина по материалам раскопок Новотроицкого городища

Основное значение в организации обороны в VIII-Х вв. имели все же не деревянные укрепления, а земляные препятствия — естественные склоны и искусственные рвы. В тех случаях, когда склоны мыса были недостаточно крутыми, их искусственно подправляли: примерно на середине высоты отрывали горизонтальную террасу, так что верхняя половина склона приобретала большую крутизну. Такой прием — террасирование, или, употребляя современный военно-инженерный термин, эскарпирование, склонов в древнерусских укреплениях применяли очень часто. Особенно часто эскарпировали не все протяжение склонов мыса, а лишь небольшой участок на самом его конце, где уклон обычно бывал менее крутым.

Хотя мысовой и островной типы укреплений существенно отличались один от другого, между ними было много общего. Это прежде всего сам принцип подчинения системы обороны естественным защитным свойствам рельефа местности. В восточнославянских поселениях VIII−Х вв. этот принцип был единственным. Наземные деревянные оборонительные конструкции играли подчиненную роль и им не уделяли большого внимания. Обычно ставили деревянный частокол, следы которого обнаружены на ряде городищ Смоленщины. Применяли и другой тип деревянного забора — горизонтально положенные бревна зажимали между попарно забитыми в землю столбами.

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство — Киевская Русь.

См. так же:Вооружённые силы во времена основания древнерусского государства



biofile.ru

Челядь и холопы. Социальный класс в Киевской Руси древней

Восточные славяне достигли социального неравенства за­долго до образования Древнерусского государства. Согласно сведениям византийских авторов VI в., склавинам и антам хо­рошо было знакомо рабство. Оберегая собственную свободу, они добывали рабов извне. Средством формирования контин­гента рабов у них являлась война, а исходным материалом -пленники.1 Следовательно, источники рабства в раннем вос­точнославянском обществе лежали за пределами отдельно взя­того племени, и рабы поставлялись за счет соседей.

Рабы-иноплеменники - наиболее древний тип зависимого люда на территории, занятой восточным славянством. Вполне естественно, что в древнерусских письменных источниках они должны появиться прежде какой-либо другой категории зави­симого населения. Самая архаическая форма зависимости, из­вестная Руси, маскируется под именем «челядь».

Впервые с челядином нас сводит «Повесть временных лет», сохранившая тексты договоров Руси с Византией. Из документов видно, что челядь всецело принадлежала господину, и если челядин бежал или похищался, хозяин разыскивал его как свою безусловную собственность.1 Челядь продавали и покупали. В Царьграде существовал даже специальный рынок, «идеже рустие купци приходяще челядь продають» .2 Право­мерно поступают те исследователи, которые в челяди догово­ров Руси с греками усматривают рабов.3

Будучи ходким товаром, челядь олицетворяла собой опре­деленное богатство. Понятно, почему ею одаривают при слу­чае.4 Нередко она ставится вровень с другими предметами торга, а порой - и просто вещами.

Г В челядине Краткой Правды (ст.И, 16) раб узнается без особого труда: он состоит в полной собственности господина, признаваемой и поддерживаемой законом. Скрывшегося челя-дина вылавливали и возвращали владельцу. Торговля челядью, судя по данным памятника, - самое заурядное явление. С юридической точки зрения, представленной в Краткой Правде, челядин целиком бесправен, выступая как объект права по от­ношению к законодателю и как вещь по отношению к госпо­дину.

Изучая челядь и холопов Краткой Правды, И.И.Смирнов уверился в том, будто внутри ее «термины "холоп" и "челядин" четко размежевываются, распределяясь между Древнейшей Правдой и Правдой Ярославичей».6 Отсюда автор сделал вьюод об исчезновении, отмирании челядинства и сме­не его холопством, произошедшей в середине XI в. 1Анало­гично рассуждают А.А.Зимин и Н.Л. Рубинштейн.2 Едва ли утверждения этих исследователей могут быть приняты, ибо в руках у нас нет двух законченных и самостоятельных кодек­сов - Древнейшей Правды и Правды Ярославичей. Мы имеем дело прежде всего с Краткой Правдой, являющейся редакцией двух основных документов, связанных с именами Ярослава и его сыновей. Краткая Правда, хотя и скомбинирована из двух Правд, но не механически, а синтетически. Поэтому она -цельный памятник, соединивший в себе несколько источников «после соответствующей переработки и редакционных изме­нений».  Но поскольку Краткая Правда есть памятник единый и цельный, надо, видимо, говорить о челяди и холопах приме­нительно именнно к Краткой Правде, а не к отдельным ее пла­стам, называемым учеными Древнейшей Правдой и Правдой Ярославичей. А это значит, что челядь-рабы - институт, рас­пространенный во времена создания Краткой Правды (конец XI в.), и что, следовательно, ни о какой замене термина «челя­дин» термином «холоп» Краткая Правда свидетельствовать не может.

О наличии челяди в социальной структуре Руси XII в. по­вествует Пространная Правда, где в ст. 32 установлено: «Оже челядин скрыеться, а закличуть и на торгу, а за три дня не вы-ведуть его, а познаеть и в третий день, то свои челядин поня-ти, а оному плати 3 гривны продажи».4 Чтобы лучше понять смысл данного предписания, сравним его со ст.56 Простран­ной Правды, повелевающей «холопить» закупа, дерзнувшего бежать «от господы»., При сопоставлении обнаруживается то обстоятельство, что побег челядина остается без социальных превращений, тогда как бегство закупа каралось переводом его в обельные холопы. Иначе, бежавший челядин при воз­вращении господину оставался челядином, а закуп терял свой прежний статус и становился рабом. Если бы термин «челя­дин» ст. 32 обозначал просто зависимого человека,1 то послед­ствия побега непременно подверглись бы детализации со сто­роны законодателя, как это мы имеем в примере с закупом. Сбежавший челядин сохранял свое челядинство только пото­му, что он был раб. Ведь низших, чем рабство, социальных ступеней жизнь не знала.

Из ст.38 Пространной Правды явствует следующее: челядь была весьма привычной в господском обиходе; челядь сплошь и рядом продается, покупается. В последнем случае замечаем необыкновенную бойкость торговых операций — живой товар проходил через одного, другого, третьего, четвертого покупа­теля. Ясно, что челядью торговали постоянно. Но продажа че­лядина была бы незаконным актом, если бы под именем «че­лядь» скрывалась «совокупность работавшего на вотчинника населения». Русская Правда, как известно, категорически за­прещает продажу закупа. Проданный господином закуп полу­чал свободу. Стало быть челядин рассматриваемой статьи -раб. Б.А.Романов, исследуя нормы Русской Правды и прини­мая во внимание содержание ст.38, писал: «Перед нами здесь картина внутренней работорговли с довольно быстрым оборо­том...»4

Ст. 38 Пространной Правды содержит довольно характерную деталь, судя по которой челядин тем лишь отличается от скота, что наделен даром речи. Статья же 99, толкующая о плоде от челяди и скота, низводит тем самым челядина до уровня домашнего животного. По наблюдениям Б.А.Романова, челядь и скот «одно из самых распространенных языковых сращений, стандартная формула летописных записей». Во всем этом нельзя не видеть указания на рабское существо че­ляди.

Итак, источники позволяют утверждать, что челядь на Ру­си X - XII вв., - это рабы.2 Между тем в литературе широко распространено мнение, будто бы челядь конца XI - XII вв. выступала в качестве всей барской дворни, включавшей раз­личные группы зависимого люда. С.А.Покровский назвал это мнение «ученой легендой».3

Какие факты приводят сторонники столь универсальной интерпретации термина «челядь»? Важное значение они при­давали и придают некоторым летописным текстам, содержа­щим упоминания о челяди. Недаром и М.Б.Свердлов заявляет: «Исследователи, определявшие положение "челядина" как ра­ба, не пересмотрели наблюдения Б.Д.Грекова о том, что ,челя-дью на рубеже XI - XII вв. назывались взятые в плен "люди", "холопы", "смерды", т.е. различные слои свободного и зави­симого населения»^ Познакомимся, однако, ближе с аргумен­тацией Б.Д.Грекова.

Он привлекает сообщение Владимира Мономаха, который однажды, напав на Минск, не оставил в городе «ни челядина, ни скотины».5 Тут, по словам ученого, «несколько яснее среди челяди проглядывают не-рабы». Б.Д.Греков верно говорит: «Трудно предположить, чтобы Владимир Мономах с дружи­ной имели возможность строго различать рабов и не-рабов в момент нападения на город Минск. Тут, несомненно, часть неселения была истреблена, часть уведена в плен без различия их социального положения».2 Но это отнюдь не значит, что сама челядь, угнанная князем, была разнородной по составу. Пленив население Минска, среди которого могли быть люди разных социальных положений, Мономах превратил его в че­лядь - пленников-рабов, т.е. в однородную социальную груп­пу.

Не оправдывает надежд Б.Д.Грекова и другой отрывок из Поучения Владимира Мономаха: «и потом к Меньску ходихом на Глеба, оже ны бяше люди заял и Бог ны поможе, и створи свое мышленое».3 Оценивая это известие, автор замечает: «Нет ничего невероятного в том, что этих захваченных Глебом людей можно назвать и челядью».4 Конечно, можно. Но по от­ношению к какому князю? К Глебу и только к Глебу. И тогда социальные признаки «людей» резко меняются: они силой вы­рываются из привычной им общественной среды, им придает­ся единая социальная форма пленников-рабов, которым соот­ветствует наименование «челядь».

Летописная фраза «Володимир же умирися и начаста быти во велице любви, Володимер же и челядь ему вороти, што бы­ла рать повоевала»,5 взятая Б.Д.Грековым, свидетельствует лишь о том, что князь Владимир Василькович вернул своему бывшему противнику пленников, захваченных в войне.

Требует оговорок и еще одна ссылка на источник, проде­ланная Б.Д.Грековым. Речь идет о требованиях, предъявлен­ных после соглашения в Уветичах Володарю и Васильку князьями Святополком, Владимиром, Давидом и Олегом: «А холопы наша выдайта и смерды». Само собой разумеется, что участники Уветичского пакта имели собственных холопов и смердов. Они (холопы и смерды) не меняли своего социально­го облика относительно к прежним господам. Однако статика эта была идеальной, существуя только в умозрении Святопол-ка, Владимира, Давида и Олега. Фактически же с княжескими холопами и смердами произошел метаморфоз: они стали челя­дью. Б.Д.Греков пишет: «Каким образом чужие смерды и хо­лопы оказались у Вол о даря и Василька, догадаться нетрудно. Это — их полон. Это они успели ополониться челядью, кото­рую недавно враждебные, а сейчас замирившиеся князья хотят получить обратно». Верно то, что чужие смерды и холопы оказались у Володаря и Василька. Но отсюда никак не следу­ет, будто примирившиеся князья стремятся получить обратно свою челядь. Они требуют выдачи не челяди, а своих холопов и смердов, о чем прямо и говорят.

В Ипатьевской летописи под 1282 г. рассказывается, как «воспомяну Володимер, оже преже того Лестко, послав Люб-линець, взял бяшеть у него село на Въкраиници именем Во-инь, и напоминася ему Володимир о том много, абы воротил челядь, он же не вороти ему челяди его».3 Какую силу доказа­тельств мог извлечь Б.Д.Греков из приведенного отрывка? Не­ужели так невероятно предположение, что владимиро-волынский князь держал пленников-рабов (челядь), сосредо­точив их в одном селе? Неужели древнерусский землевладе­лец не мог располагать семьюстами голов челяди, как это бы­ло в путивльском имении Святослава,4 или даже 5 селами с челядью, зафиксированными во вкладной Глебовны — вдовы князя Глеба Всеславича? Здесь нет ничего нелепого. Все это могло быть в жизни тем более, что в плен уже в те времена брали сотнями и тысячами.1

Внутренне противоречивым кажется один из ответствен­ных выводов Б.Д.Грекова: «Ополониться челядью не значит захватить только рабов. Захваченные в плен разные категории населения, однако, превращаются тем самым в челядь, где имеются рабы и не-рабы».2 По поводу данного суждения С.А.Покровский правильно заметил: «Это соображение труд­но понять. Видимо, Б.Д.Греков хотел сказать, что после захва­та пленных их сортировали: рабов оставляли рабами, а не ра­бов делали феодально зависимыми. Но на эту странную опе­рацию нет никаких указаний в источниках. Скорее здесь мож­но видеть пример того, как неправильная, предвзятая точка зрения заводит в тупик даже такого талантливого исследова­теля, каким был Б.Д.Греков».3

Итак, доводы Б.Д.Грекова в вопросе о челяди не убежда­ют.

В последний раз обосновывал идею о том, что термины «челядин» - «челядь» постепенно перерастают свое первона­чально узкое значение, сливаясь с названием «люди» в качест­ве обозначения всего зависимого от феодала населения, Л.В.Черепнин. Автор ссылается на ряд летописных известий о войнах XI - XIII вв., во время которых князья якобы «захва­тывали зависимых людей противника».5

При обращении к летописным материалам, на которые опирается Л.В.Черепнин, обнаруживается, что термин «люди» в них отсутствует. Поэтому сопоставление его с термином «челядь» в рамках упомянутых материалов выглядит по меньшей мере условно. Утверждение же, что во всех этих из­вестиях говорится о захвате князьями зависимых людей противника, далеко не бесспорно, ибо в подавляющей массе воен­ных повествований речь идет о захвате челяди вместе со ско­том и всяким товаром без каких бы то ни было указаний на ее принадлежность хозяевам.1 В некоторых случаях летописец, пользуясь словом «полон», раскрывает его содержание, назы­вая челядь, скот и коней.2 Легко понять, что для летописца че­лядь и пленники — синонимы. В плен брали всякого, кто попа­дется. Вот почему при сравнительно крупных военных опера­циях челяди набиралось «много»,3 «множьство»,4 «бещисле-ное множество».5 Если стать на точку зрения Л.В.Черепнина, то надо признать, что при вторжении на территорию против­ника победители забирали в плен одних зависимых, а свобод­ных людей не трогали. Трудно поверить в такую комбинацию.

Из примеров, фигурирующих у Л.В.Черепнина, только три свидетельствуют о принадлежности захваченной челяди вла­дельцам.6 Однако в летописи нет никаких данных, которые мешали бы считать челядь рабами.

Далее Л.В.Черепиин обращается к Варлааму Хутынскому, передавшему новгородскому Спасскому монастырю земли с «челядию и с скотиною». В числе первой упомянуты «отроки» и «девки».7 По их поводу Л.В.Черепнин говорит: «...может быть, - это рабы, а может быть - нет».8 Мы полагаем все же, что челядь Варлаама - рабы. К этой мысли подходит стан­дартная и вместе с тем красноречивая формула «челядь и скот», смысл и значение которой нами уже обсуждался. Кос­венным доказательством здесь могут служить сами «девки» и «отроки», особенно если вспомним, что в плен нередко брали именно женщин и детей.1 Показательно и то, что Б.Д.Греков, не упускавший малейшую возможность для толкования челя­ди как совокупности рабочего люда, отнес челядь из вкладной Варлаама к рабам.2

Л.В.Черепнин подчеркивает: «Челядь живет по селам».3 Весьма сомнительно, чтобы по месту жительства определялся характер социального положения челяди.

Наконец, автор цитирует летописные тексты, где говорит­ся о захвате «людей» в плен. Следует вывод: «Из этих терми­нологических наблюдений видно, что значительная часть сво­бодных общинников — "людей" переходила в состав феодаль­но зависимой челяди».4 Большинство используемых Л.В.Че-репниным летописных записей сообщает о захвате половцами русских людей в плен.5 Спрашивается, при чем тут древнерус­ская челядь? Совершенно ясно, что для исследования челяди как разряда зависимого населения на Руси XII в. эти тексты служить не могут. Только две записи, говорящие о пленении «людей» враждующими князьями, имеют отношение к делу.6 Но из них никак не видно, что захваченные «люди» переходи­ли в состав феодально зависимой челяди. Они позволяют за­ключить лишь об одном: «люди» превращены в пленников. Но вряд ли кто решится утверждать, что плен в Древней Руси был источником феодальной зависимости. Плен переводил человека в рабство.

Таким образом, нет оснований для того, чтобы отказаться от представления о челяди на Руси X — XII вв. в смысле рабов. Каково происхождение челяди?

Во всех случаях, когда древние памятники письменности позволяют в той или иной мере приблизиться к источнику че-лядинства, всегда взор исследователя упирается в плен. Так, в договоре с Византией 911 г. цена пленника называется ценой за челядина («челядинная цена»). 1Мы уже отмечали, что ле­тописец, оперируя термином «полон», подразумевал под ним, кроме прочего, и челядь, ставя, следовательно, знак равенства между понятиями «челядь» и «пленники». Это дает возмож­ность видеть челядь (рабов-пленников) там, где фигурирует безликое слово «полон».2

В летописных известиях о победах русских над половцами встречаем выражения «полониша челядь», «взяста веже с че­лядью».3 Л.В.Черепнин, возражая нам, пишет: «...эти примеры ничего не доказывают, ибо они имеют в виду не то, что плен­ники обращены в челядь, а то, что челядь взята в плен или возвращена из плена».4 Но пленников не надо было обращать в челядь, поскольку они и есть сама челядь, т.е. рабы-пленники. С момента пленения человек превращался в челя-дина-раба. Поэтому указанные выражения следует понимать в смысле захвата пленников, подтверждением чему служит, к примеру, следующий текст: «Взяша бо тогда (у половцев. — И.Ф.) скоты, и овце, и коне, и вельблуды, и веже с добытком и с челядью, и заяша печенегы и торки с вежами».1 Случайна ли в данном контексте фраза «печенегы и торки»? Нет. Если бы летописец вместо «печенегы и торки» поставил «челядь», он не сумел бы правильно информировать публику, так как полу­чился бы повтор, затемнивший события. Но именно «печенегы и торки» побуждают в предшествующей «челяди» усматри­вать пленных половцев.

Когда летописец рассказывает о князе Ростиславе, как тот «много зла створи волости Полотьскои, воюя и скоты и челя­дью», он хочет сообщить, что Ростислав грабил полоцкую землю и захватывал в плен ее жителей. Эти сведения, как и многие другие, приведенные в настоящем разделе, указывают на плен как на единственный источник челядинства.

На протяжении XI - XII вв. практика пленения (равно об­ращению в рабство через плен) была на редкость стабильной, и летописи буквально пестрят известиями о «полонах».3 Вот почему невозможно согласиться с Б.Д.Грековым, утверждав­шим, будто в XII в. «плен в качестве источника рабства имеет несомненную тенденцию к сокращению».4 Нельзя поддержать и А.А.Зимина, когда он пишет, что «ополонение челядью» в походах «к началу XII в. значительно уменьшилось, и пленни­ки-рабы становились редкостью».1 Однако в другом месте А.А.Зимин верно замечает: «Плен как источник рабства по­степенно теряет свою решающую роль».2 Надо только доба­вить: в Киевской Руси плен, хотя и утрачивал решающую роль в развитии рабства, но не терял функции одного из главных источников, пополняющих армию древнерусских рабов.

Итак, в челяди на Руси X - XII вв. мы видим не просто ра­бов, а рабов-пленников.

* * *

Древнерусская лексика знала еще один термин, обозна­чающий раба - «холоп». Как бы часто ни встречались на стра­ницах памятников «челядин» и «холоп», они всегда строго разграничены. Особенно показательна в этом отношении Рус­ская Правда, где данные наименования выступают не как си­нонимы, а как разные понятия.^

Термин «холоп» с конкретным социальным содержанием встречается позднее, чем «челядин». Если последний в Повес­ти временных лет появляется под 911 годом в тексте договора Руси с греками, напоминая путника, преодолевшего дальнюю дорогу, начало которой теряется где-то в VIII - IX веках, а возможно и раньше, то первый всплывает в 986 году,4 да и то в смутных чертах библейских переложений. Случайно ли это? Нет. Холоп как социальный персонаж взошел на историче­скую сцену позднее, нежели челядин. В чем же их коренное отличие? Думается, в происхождении.

Для решения вопроса об источниках холопства Русская Правда поставляет исчерпывающие материалы. Статья 11О Пространной Правды определяет такие источники, и все они - производное местных условий. Действительно, и самопрода­жа, и женитьба на рабе «без ряду», и «тиуньство без ряду» го­ворят о казусах внутренней жизни общества. По нормам ст. 56 Пространной Правды сбежавший закуп автоматически пере­водится в разряд холопов. Согласно ст. 64 проворовавшийся закуп обращался в холопа.

Давно велся спор, продавался ли злостный должник в раб­ство (холопство) или нет. Разногласия вращались, в частности, вокруг ст. 54 Пространной Правды. С.Г.Струмилин и Б.Д.Греков под «продажей» понимали продажу одного лишь имущества несостоятельного купца,1 а М.Н.Тихомиров и А.Д.Гусаков - продажу самого должника в рабство (холопст­во).2 После публикации записей Абу Хамида ал-Гарнати стало ясно, что правы М.Н.Тихомиров и А.Д.Гусаков, а не С.Г.Струмилин и Б.Д.Греков.3 В аналогичном смысле надо понимать и ст. 55 Пространной Правды, предусматривающую сходную со ст. 54 ситуацию. Значит, и ст. 54 и ст. 5 5 указывают на местный источник холопства.

Б.Д.Греков, комментируя ст. И 0, отметил: «Пространная Правда в своем перечне источников рабства пропускает плен».4 Но Пространная Правда в ст.ПО говорит об источни­ках рабства не вообще, а об одном из видов рабства - холопст­ве. Правда не называет в числе источников холопства плен по­тому, что путь в холопы начинался не с плена. Плен был ис­точником челядинства, а не холопства. Холоп, как сказано выше, появился позднее челядина, знаменуя новый этап раз­вития рабовладения на Руси. Процесс формирования холопст­ва зависел от некоторых специфических условий, связанных с обнищанием на одном социальном полюсе и складыванием крупного владельческого хозяйства - на другом. Рост вотчин­ного хозяйства замечается со второй половины XI в. Не слу­чайно и холоп упоминается в Краткой Правде - памятнике конца XI столетия. Рядом с челядином-рабом в господском хозяйстве живет теперь холоп-раб. В области терминологиче­ской в результате этого слова «челядин» и «холоп» сосущест­вуют, отражая особенности двух социальных категорий, за­ключающиеся не в общественном статусе (и тот и другой -рабы), а в происхождении. Русская Правда оттого и различает понятия «челядин» и «холоп». Рабовладельцы Древней Руси, следовательно, рабочую силу в лице холопов черпали из мест­ного o6njecTBaj тогда как челядь они добывали посредством войн, сопровождавшихся угоном пленников, которые и явля­лись источником пополнения состава челяди. Сказалось ли это на положении холопа в древнерусском обществе? Сопоставим правовое положение холопов и челяди.

^При чтении краткой редакции Русской Правды складыва­ется впечатление, что статус челядина и холопа ничем в сущ­ности не отличается: как тот, так и другой представлены в ка­честве полной и безусловной собственности господина (ст. 11, 16, 17, 29). Челядин и холоп здесь целиком бесправны и вы­ступают как объект права. Но это не должно нас смущать, ибо Краткая Правда принадлежит той эпохе, когда холопство не вполне оформилось. Поэтому она скупо и невыразительно го­ворит о холопстве и пытается решить холопий вопрос на уровне старых представлений о челядинстве. Однако жизнь заставила законодателя понять, что в лице челядина и холопа он имеет дело с разными людьми. Пространная Правда - яркое тому свидетельство^

Челядин в Пространной Правде изображен таким же, как и в Краткой Правде. Это - раб, находящийся во власти своего господина, забитое и бесправное существо, одним лишь отли­чающееся от животного, - речью. Холоп выглядит иначе.^Ёго положение двойственное: с одной стороны, холоп, подобно челядину, лишен правоспособности, с другой, - наделен пра­вами, заметно ослабляющими «работное ярмо», в которое он опрокинут. В чем же заключается правоспособность холопа?^

В ст. 66 Пространной Правды сказано: «А послушьства на холопа не складають; но оже не будеть свободного, то по нужи сложити на боярьска тивуна, а на инех не складывати». Фор­мулировка довольно противоричива: запрещая холопу высту­пать свидетелем, законодатель тут же пробивает брешь в сво­ем запрете, указав на возможность послушества со стороны высшего разряда холопов - боярских тиунов. Еще более выра­зительна ст. 85, которая определяет: «Ты тяже все судять по­слухи свободными, будет ли послух холоп, то холопу на прав­ду не вылазити; но оже хощет истець, или иметь и, а река тако: по сего речи емлю тя, но яз емлю тя, а не холоп, и емети и на железо; аже обинити и, то емлеть на немь свое не обинить ли его, платити ему гривна за муку, зане по холопьи речя ял и». Стало быть, достаточно желания истца, чтобы показания хо­лопа возымели действие

f Указания на послушество холопов находим не только в Пространной Правде. В житии Андрея Юродивого читаем «хлапъ (холоп) онъ видокъ есть былъ».1 Нельзя в этом не ви­деть подтверждения свидетельской практики холопов в Древ­ней Руси. Но право свидетельствовать по суду есть право сво­бодного человека. Холоп, пользующийся элементами этого права, поднимался тем самым над остальной массой рабов-j

г Холопы заключали различные сделки по торговле и креди-ту. Так, ст. 116 Пространной Правды предусматривает: «Аче же холоп кде куны вложить, а он будеть не ведая вдал, то гос­подину выкупати али лишитися его; ведая ли будеть дал, а кун ему лишитися». Холоп, следовательно, мог вступать в торго­вые операции, не скрывая своего холопства. Случалось, гос­подин сам пускал холопа в торг (ст. 117): «Аже пустить холо­па в торг, а одолжаеть, то выкупати его господину и не лишитися его». Если Пространная Правда, наделяя холопа эконо­мической дееспособностью, лишает его правоспособности в этой сфере, устанавливая ответственность господина за сдел­ки, совершенные им, то договор 1229 г. Смоленска с Ригою и Готским берегом говорит не только о торговой деятельности, но и о правомочии холопа. «Или Немечьскыи гость, - гласит ст. 7 договора, - дасть холопу княжю или боярьску, а кто его задницю возметь, то в того Немчичю товар взята».1

Правоспособность и дееспособность холопов была заме­чена еще дореволюционными историками и юристами. П.И.Беляеву древнерусский холоп казался «субъектом права, отнюдь не вещью, лицом правоспособным и дееспособным, могущим совершать гражданские сделки, иметь долги, дви­жимое и недвижимое имение и иметь публичные права». Быть может, П.И.Беляев несколько завысил степень правоспо­собности и дееспособности холопов. Однако идти путем голо­го отрицания правомочий холопов, как поступают С.А.Покровский и Е.И.Колычева, рискованно.3 Видимо, надо признать наличие элементов дееспособности и правоспособ­ности у древнерусских холопов рабства как такового.1 По нашему мнению, особенности пра­вового положения холопов объясняются местным происхож­дением этой категории зависимого населения Древней Руси. В холопы шел зачастую свободный человек, сохранявший связи с окружающими. Не зря в народных восстаниях, наряду со свободными, деятельное участие принимали и холопы.2 С этим необходимо было считаться учредителям законов^

Законодательство о холопах, регламент положения их за­трагивали не только интересы непосредственно холопов и их владельцев, но отчасти мелкий свободный люд, являвшийся резервом холопства, сознающий возможность своего «похоло-пливанья» и, естественно, оказывающий давление на законо­дателей в выгодном для себя смысле. Поэтому Устав о холо­пах следует рассматривать не как реализацию исключительно интересов холоповладельцев, а как отражение потребностей общества в целом. И лишь конкретное исследование Устава выявит его составные, возникшие под напором разных соци­альных сил.

Итак, абсолютное бесправие челяди и правоспособность холопов, зафиксированные памятниками старины, позволяют еще раз сделать вывод о внутриобщественном характере фор­мирования холопства.

На страницах древнерусских источников рядом с холопом нередко фигурирует смерд, чем в известной мере облегчается дешифровка термина «смерд». Но мы не сумеем серьезно про­двинуться в изучении «смердьего вопроса» без предваритель­ного решения проблемы данников и даннических отношений. Вот почему следующий раздел диссертации посвящен данни­кам и смердам в Киевской Руси.

Киевская Русь. Оглавление

www.protown.ru

Отношение к пленным в Древней Руси.

Здравствуйте. Каково было отношение жителей Древней Руси к тем, кого они захватили в плен и что они с ними делали? Есть ли какие-то упоминания в письменных источниках об этом? 1 год назад от kirill Dahnow

2 Ответы

Это смотря в какое время. Приносили в жертву, просто убивали или убивали с пытками - это время Олега, Игоря и Святослава, источники - например, " Повесть временных лет" и "История"Льва Диакона. Но вобще, как правильно пишет Ислам, пленные - это рабы, т. е. деньги. Русь в ранне средневековье -один из основных поставщиков рабов. Так что -кто мог, выкупался, кто не мог -увы. Интересно, что ранние славяне, еще не русь, относились к пленным достаточно гуманно, судя например, по Маврикию, и через какое-то время отпускали на волю или принимали в общину. 1 год назад от Вячеслав Башмановский В плен брали с удовольствием. Это же живые (в обеих смыслах) деньги! Состоятельные самовыкупались или их выкупала родня. Остальных продавали, если выкупа не было. Тем же крымчакам. Чего добру пропадать. 1 год назад от Евгений Пшеничный

Связанные вопросы

1 ответ

1 год назад от василий шпак

2 ответов

9 месяцев назад от Darrylpl

1 ответ

2 годов назад от Кристина Глинских

engangs.ru