Культура Руси. Уличане в древней руси это


Глоссарий | Культура Руси

ГОЛОСАРИЙ

АВТОКЕФАЛИЯ (от греч. «аутос» — «сам» и «кефале» — «голова») — административная самостоятельность церковной организации.

АЛЬЧИК, астрагал — баранья кость для игры в бабки; также использовалась как амулет.

АНГОБ — покрытие из белой или цветной глины, наносимое на керамическое изде­лие до обжига.

АРМЯК (тюрк.) — 1. Верхняя долгополая распашная одежда, халат из грубой шер­стяной ткани или домашнего сукна; носили в прошлом русские крестьяне. 2. Ткань из верблюжьей шерсти, изготовлявшаяся татарами, казахами, монголами.

АРХИВОЛЬТ ( итал. «archivolto») — наружное обрамление арочного проёма, выде­ляющее дугу арки из плоскости стены (в архитектуре).

АРХИЕПИСКОП (от греч. «архи» — «старший», «главный» и «епископос» — «надзира­тель», «блюститель») — глава церковной области, включающей подчинённых ему епископов.

БАРМЫ — драгоценные оплечья, украшенные сакральными изображениями; цере­мониальный убор византийских императоров, русских князей и царей.

БЕРЕНДЕИ — тюркское кочевое племя в южнорусских степях, упоминаемое в рус­ских летописях в XI—XII вв.; селились также на лесостепных границах Переяслав­ского, Черниговского видимо, других княжеств (по реке Рось) и были верными подданными русских князей, федераты Руси. С середины XII в. поросские тюрки, включая берендеев и часть огузов, известны также под общим названием «чёрные клобуки» {тюрк, каракалапаки — «чёрные шапки»).

БИРИЧ — княжеский глашатай в Древней Руси.

БРАКТЕАТ — подвеска с различными изобразительными мотивами.

ВЕКША — самая мелкая денежная единица Древней Руси; термин возводится к наиме­нованию белки.

ВЕЧЕ — народное собрание на городской площади как высший орган городской власти (на Руси X—XIV вв.). В Новгороде на вече избирались владыка (архиепис­коп), посадник и тысяцкий.

ВИРА — штраф в Древней Руси (слово скандинавского происхождения).

ВЛАДЫКА — см. «Архиепископ».

ВОТЧИНА — феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси (до XVIII в. передававшееся по наследству).

ГАНЗА (от нем. Hanse, древн. — верхи, — нем. Hansa, буквально «группа», «союз») — торговый и политический союз северо-немецких городов, сложившийся в XIV в., хотя первые купеческие объединения (гильдии) появились ещё в XII в. Фактически Ганза, опираясь на военную мощь рыцарских орденов, влияла на всю северо-европейскую торговлю: её роль заключалась в посредничестве между Западной. Северной и Восточной Европой и защите прав своих членов. Возглавлял союз город Любек: в составе было около 70 городов, в том числе Ревель (Таллинн Дер… Новгород; степень участия могла быть разной — от полноценной … городам торговых привилегий или открытия их представительств … отношения с Ганзой имели до 130 городов).

ГРИВНА — 1. Украшение в виде шейного металлического обруча. 2. Денежно-весовая единица в Древней Руси

ГРИДИН — княжеский дружинник, телохранитель князя в Древней Руси (слово скандинавского происхождения).

ГУЗЫ — см. «Огузы».

ДРОТ — кованая проволока.

ЗАПОНА — тканая храмовая завеса с изображением библейских сюжетов.

ЗЕРНЬ — напаянные на поверхность ювелирного изделия мелкие шарики из металла;  эта техника создаёт фактурную игру, декоративно обогащая оформление изделия; была широко распространена на Руси в X—ХII вв.

ЗМЕЕВИК — металлический литой амулет с изображением христианских персонажей  на лицевой стороне и античных Горгоны Медузы или змееногого персонажа на оборотной (на Руси и в Византии).

ИЗГОЙ — человек в Древней Руси, оказавшийся вне своей сословной среды, например поп, не знавший грамоты, или «сирота» — член княжеского рода, чей отец умер при жизни деда.

КАТЕПАН (от греч. «катепано» — «тот, кто наверху», «верховный») первоначально, в VIII—IX вв., предводитель воинского отряда в византийской провинции (такой отряд мог быть сформирован и из иноземцев). В X—ХIIв., с созданием наряду с фемами новых административных единиц — катепанатов, катепаны (их называли также дуками) стали наместниками важных в стратегическом отношении пограничных округов, где они, подобно стратигам, обладали всей полнотой военной и гражданской власти.

КАТЕХИЗАЦИЯ (от греч. «катехезис» — «поучение»)—ознакомление язычников с основами христианской веры и подготовка к принятию в Церковь через крещение.

КОЛТЫ — деталь женского головного убора в Древней Руси и Византии в виде парных металлических подвесок; золотые колты обычно украшали перегородчатой  эмалью, жемчугом или самоцветными камнями, серебряные-декорировали  зернью или чернью.

КОНЕЦ — городской район в Древней Руси, обычно объединяющий несколько  улиц, со своими вечем, соборным храмом и главным монастырем; от конца избирался посадник, представлявший интересы его граждан в городском совете; концы объединялись в сотни.

КОНУНГ (др.-норе.) — военный вождь, высший представитель родовой знати (у скандинавов в раннем Средневековье).

КРЕСТ ПРОЦВЕТШИЙ — древнерусский декоративный мотив с побегами у основания креста.

КРИН — древнерусский декоративный мотив, напоминающий лилию.

КРИЦА — полученное из руды губчатое железо со шлаковыми включениями.

КТИТОР (греч. «ктитор» — «основатель», «создатель») — церковный староста.

СКАНЬ (от др.-рус. «скать», «сучить», «свивать») или филигрань (от лат. «filum» — «нитка» и «granum» — «зерно») представляет собой тонкий узор, выполненный из металлической проволоки, гладкой или перевитой.

СМАЛЬТА (итал. «smalto» — «эмаль») — стеклянный сплав, различающийся по цвету в зависимости от введённых в него добавок; изготавливался в виде дисков, которые для выкладывания мозаики дробились на кусочки. Золотая смальта делалась из двух слоев прозрачного стекла, проложенных тонкой золотой фольгой между ними.

СМЕРД — на Руси лично свободный земледелец, т. е. работающий лично на себя и платящий налоги князю.

СНЕМ — сейм, съезд князей в Древней Руси.

СОТНИК, сотский — представитель княжеской администрации в Древней Руси, кото­рый управлял административной единицей, насчитывавшей сотню дворов.

СТАВКИРКА (от др.-норв. «stav» — «опора» и «kirke» — «церковь») — тип деревянного храма на опорах; подобные храмы строились с использованием приёмов корабле­строения в эпоху расцвета средневекового норвежского королевства, в основном во второй половине XII — начале XIII в.

СХИЗМА — разделение (раскол) христианских Церквей на Католическую и Пра­вославную.

ТИУН — на Руси сборщик податей и недоимок.

ТОРКИ — см. «Огузы».

ТЫСЯЦКИЙ — представитель княжеской администрации в Древней Руси, руко­водивший платившими подати «чёрными людьми» (тысячей) в Новгороде и дру­гих городах.

ТЯБЛО — ряд икон в алтарной преграде над царскими вратами.

ХОРЫ — балкон в церкви, предназначенный для именитых лиц.

ЧЕРНЬ, чернение — ювелирная техника, представляющая собой заполнение черневым сплавом предварительно травленного или гравированного рисунка; после обжига на изделии проявляется узор в виде черневого рисунка на металле.

ЧЕТВЕРТЬ — русская мера объёма сыпучих тел и жидкостей, равная примерно 3 л.

ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ — см. «Берендеи».

УЗЫ-см. «Огузы».

УЛИЧАНЕ — жители одной улицы, низшее общественное объединение в системе административного управления Новгородской республики, избиравшее на уличанском вече своего старосту и сообща строившее уличанский храм; улицы объеди­нялись в концы.

УСАДЬБА — в русском городе комплекс дворовых построек.

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. «эсхатос» — «последний», «конечный» и «логос» — «слово», «учение») — учение о конце света, являющееся составной частью многих религий.

ЯБЕДНИК — княжеский дружинник, в чьи обязанности входило оповещать князя о нарушениях закона в Древней Руси (слово скандинавского происхождения).

kulturarusi.ru

ГОЛОСАРИЙ | Культура Руси

АВТОКЕФАЛИЯ (от греч. «аутос» — «сам» и «кефале» — «голова») — административная самостоятельность церковной организации.

АЛЬЧИК, астрагал — баранья кость для игры в бабки; также использовалась как амулет.

АНГОБ — покрытие из белой или цветной глины, наносимое на керамическое изде­лие до обжига.

АРМЯК (тюрк.) — 1. Верхняя долгополая распашная одежда, халат из грубой шер­стяной ткани или домашнего сукна; носили в прошлом русские крестьяне. 2. Ткань из верблюжьей шерсти, изготовлявшаяся татарами, казахами, монголами.

АРХИВОЛЬТ ( итал. «archivolto») — наружное обрамление арочного проёма, выде­ляющее дугу арки из плоскости стены (в архитектуре).

АРХИЕПИСКОП (от греч. «архи» — «старший», «главный» и «епископос» — «надзира­тель», «блюститель») — глава церковной области, включающей подчинённых ему епископов.

БАРМЫ — драгоценные оплечья, украшенные сакральными изображениями; цере­мониальный убор византийских императоров, русских князей и царей.

БЕРЕНДЕИ — тюркское кочевое племя в южнорусских степях, упоминаемое в рус­ских летописях в XI—XII вв.; селились также на лесостепных границах Переяслав­ского, Черниговского видимо, других княжеств (по реке Рось) и были верными подданными русских князей, федераты Руси. С середины XII в. поросские тюрки, включая берендеев и часть огузов, известны также под общим названием «чёрные клобуки» {тюрк, каракалапаки — «чёрные шапки»).

БИРИЧ — княжеский глашатай в Древней Руси.

БРАКТЕАТ — подвеска с различными изобразительными мотивами.

ВЕКША — самая мелкая денежная единица Древней Руси; термин возводится к наиме­нованию белки.

ВЕЧЕ — народное собрание на городской площади как высший орган городской власти (на Руси X—XIV вв.). В Новгороде на вече избирались владыка (архиепис­коп), посадник и тысяцкий.

ВИРА — штраф в Древней Руси (слово скандинавского происхождения).

ВЛАДЫКА — см. «Архиепископ».

ВОТЧИНА — феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси (до XVIII в. передававшееся по наследству).

ГАНЗА (от нем. Hanse, древн. — верхи, — нем. Hansa, буквально «группа», «союз») — торговый и политический союз северо-немецких городов, сложившийся в XIV в., хотя первые купеческие объединения (гильдии) появились ещё в XII в. Фактически Ганза, опираясь на военную мощь рыцарских орденов, влияла на всю северо-европейскую торговлю: её роль заключалась в посредничестве между Западной. Северной и Восточной Европой и защите прав своих членов. Возглавлял союз город Любек: в составе было около 70 городов, в том числе Ревель (Таллинн Дер… Новгород; степень участия могла быть разной — от полноценной … городам торговых привилегий или открытия их представительств … отношения с Ганзой имели до 130 городов).

ГРИВНА — 1. Украшение в виде шейного металлического обруча. 2. Денежно-весовая единица в Древней Руси

ГРИДИН — княжеский дружинник, телохранитель князя в Древней Руси (слово скандинавского происхождения).

ГУЗЫ — см. «Огузы».

ДРОТ — кованая проволока.

ЗАПОНА — тканая храмовая завеса с изображением библейских сюжетов.

ЗЕРНЬ — напаянные на поверхность ювелирного изделия мелкие шарики из металла;  эта техника создаёт фактурную игру, декоративно обогащая оформление изделия; была широко распространена на Руси в X—ХII вв.

ЗМЕЕВИК — металлический литой амулет с изображением христианских персонажей  на лицевой стороне и античных Горгоны Медузы или змееногого персонажа на оборотной (на Руси и в Византии).

ИЗГОЙ — человек в Древней Руси, оказавшийся вне своей сословной среды, например поп, не знавший грамоты, или «сирота» — член княжеского рода, чей отец умер при жизни деда.

КАТЕПАН (от греч. «катепано» — «тот, кто наверху», «верховный») первоначально, в VIII—IX вв., предводитель воинского отряда в византийской провинции (такой отряд мог быть сформирован и из иноземцев). В X—ХIIв., с созданием наряду с фемами новых административных единиц — катепанатов, катепаны (их называли также дуками) стали наместниками важных в стратегическом отношении пограничных округов, где они, подобно стратигам, обладали всей полнотой военной и гражданской власти.

КАТЕХИЗАЦИЯ (от греч. «катехезис» — «поучение»)—ознакомление язычников с основами христианской веры и подготовка к принятию в Церковь через крещение.

КОЛТЫ — деталь женского головного убора в Древней Руси и Византии в виде парных металлических подвесок; золотые колты обычно украшали перегородчатой  эмалью, жемчугом или самоцветными камнями, серебряные-декорировали  зернью или чернью.

КОНЕЦ — городской район в Древней Руси, обычно объединяющий несколько  улиц, со своими вечем, соборным храмом и главным монастырем; от конца избирался посадник, представлявший интересы его граждан в городском совете; концы объединялись в сотни.

КОНУНГ (др.-норе.) — военный вождь, высший представитель родовой знати (у скандинавов в раннем Средневековье).

КРЕСТ ПРОЦВЕТШИЙ — древнерусский декоративный мотив с побегами у основания креста.

КРИН — древнерусский декоративный мотив, напоминающий лилию.

КРИЦА — полученное из руды губчатое железо со шлаковыми включениями.

КТИТОР (греч. «ктитор» — «основатель», «создатель») — церковный староста.

СКАНЬ (от др.-рус. «скать», «сучить», «свивать») или филигрань (от лат. «filum» — «нитка» и «granum» — «зерно») представляет собой тонкий узор, выполненный из металлической проволоки, гладкой или перевитой.

СМАЛЬТА (итал. «smalto» — «эмаль») — стеклянный сплав, различающийся по цвету в зависимости от введённых в него добавок; изготавливался в виде дисков, которые для выкладывания мозаики дробились на кусочки. Золотая смальта делалась из двух слоев прозрачного стекла, проложенных тонкой золотой фольгой между ними.

СМЕРД — на Руси лично свободный земледелец, т. е. работающий лично на себя и платящий налоги князю.

СНЕМ — сейм, съезд князей в Древней Руси.

СОТНИК, сотский — представитель княжеской администрации в Древней Руси, кото­рый управлял административной единицей, насчитывавшей сотню дворов.

СТАВКИРКА (от др.-норв. «stav» — «опора» и «kirke» — «церковь») — тип деревянного храма на опорах; подобные храмы строились с использованием приёмов корабле­строения в эпоху расцвета средневекового норвежского королевства, в основном во второй половине XII — начале XIII в.

СХИЗМА — разделение (раскол) христианских Церквей на Католическую и Пра­вославную.

ТИУН — на Руси сборщик податей и недоимок.

ТОРКИ — см. «Огузы».

ТЫСЯЦКИЙ — представитель княжеской администрации в Древней Руси, руко­водивший платившими подати «чёрными людьми» (тысячей) в Новгороде и дру­гих городах.

ТЯБЛО — ряд икон в алтарной преграде над царскими вратами.

ХОРЫ — балкон в церкви, предназначенный для именитых лиц.

ЧЕРНЬ, чернение — ювелирная техника, представляющая собой заполнение черневым сплавом предварительно травленного или гравированного рисунка; после обжига на изделии проявляется узор в виде черневого рисунка на металле.

ЧЕТВЕРТЬ — русская мера объёма сыпучих тел и жидкостей, равная примерно 3 л.

ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ — см. «Берендеи».

УЗЫ-см. «Огузы».

УЛИЧАНЕ — жители одной улицы, низшее общественное объединение в системе административного управления Новгородской республики, избиравшее на уличанском вече своего старосту и сообща строившее уличанский храм; улицы объеди­нялись в концы.

УСАДЬБА — в русском городе комплекс дворовых построек.

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. «эсхатос» — «последний», «конечный» и «логос» — «слово», «учение») — учение о конце света, являющееся составной частью многих религий.

ЯБЕДНИК — княжеский дружинник, в чьи обязанности входило оповещать князя о нарушениях закона в Древней Руси (слово скандинавского происхождения).

kulturarusi.ru

Челядь в Древней Руси |

 /   /  Челядь в Древней Руси

Челядь как категория древнерусского населения

В Древней Руси словом «челядь» назывались рабы, которые в девятом – десятом веках стали одним из самых распространённых объектов купли-продажи. Древний литературный памятник «Повесть временных лет» описывает так походы князей Киевской Руси (переведено): «Брали они тогда скот, вежи с добычей, верблюдов, коней, овец с челядью, захватив торков и печенегов с вежами. И возвратились на Русь с большим количеством пленных и со славой и с великой победой!».

В девятом – двенадцатом веках челядью называли лично зависимых людей из числа взятых в плен во время военных действий. Неполноправное положение челяди было закреплено и законодательно: так за то, что был убит холоп убийца был обязан уплатить штраф в пять гривен, которые отходили господину убитого в качестве возмещения ущерба. А позже, челядью принято было называть широкий круг феодально-зависимых людей вместе с холопами.

С одиннадцатого века термином «челядь» называли зависимое население, которое было занято работой в феодальном хозяйстве.

Необходимо также отметить то, что рабы – иноплеменники являлись самым древним типом зависимых людей на территории, которая была занята восточными славянами. Именно их с самого начала формирования Руси и было принято называть челядью.

Являясь ходким товаром, челядь олицетворяла собою некое богатство. При случае ею одаривают, а также она ставится наравне с неодушевлёнными вещами торга.

В описании челяди в Краткой правде (в шестнадцатой статье) в ней легко можно узнать обыкновенного раба. Так как челядь состоит в полной собственности своего господина, поддерживаемой и признаваемой законом. Сбежавшего от хозяина челядина ловили и возвращали владельцу словно скот. С юридической точки зрения, которую освещает нам Краткая правда челядин является полностью бесправным и выступает как объект права по отношению к своему законодателю и в качестве вещи по отношению ко своему господину.

Изучая холопов и челядь описанную в Краткой правде, историк И. Смирнов убедился в том, что внутри неё данные термины чётко расходятся и делятся между правдой Ярославичей и Древнейшей Правдой. Из этого автор делает вывод об отмирании челядинства, которое происходит примерно в середине одиннадцатого века.

Однако о присутствии челяди в социальной структуре Руси в двенадцатом веке говорит нам Пространная Правда, упоминая то, что сбежавшего челядина нужно возвращать господину.

Интересные материалы:

student-hist.ru