2.Просвещение на Руси в XI-XII веках. Поучение в.Мономаха. Поучение в древней руси это
"Поучение Владимира Мономаха" Анализ | Инфошкола
Исторический контекст.
Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.
У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.
Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.
Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения». «Поучение Владимира Мономаха» — это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы. «Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.
Ученые относят «Поучение» к 1117 году. Основная мысль «Поучения» — изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…
Композиция произведения.
Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?
И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.
Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».
В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет». Вторая часть «Поучения» — это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни. Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.
За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко — 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.
Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов. Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха — Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.
Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» — говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.
«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI — начале XII в. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…
У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.
В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.
Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…
Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно — махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.
Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.
Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.
При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью». Это выражение — «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…
Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…
«Поучение» — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место. Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.
Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)
info-shkola.ru
Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение ВладимираМономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха. Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать. После известного Любеческого съезда на Руси вспыхнула с новой силой междуусобная вона, но Владимир, свято чтивший данное им обещание, не запятнал кровью братьев руки свои. Продолжалось поучение Владимира Мономаха детям призывом заботиться о народе, быть открытым к его нуждам и всячески проявлять свои благодетели. «Будьте отцами для своего народа, честными и справедливыми, не убивайте не виновных и защищайте слабых», - так писал Владимир. Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение ВладимираМономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди. Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав. Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой. Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим. |
istoriarusi.ru
История Руси Киевской. Поучение Владимира Мономаха
Любопытно, что великий князь Владимир Мономах, без всякого сомнения, считается одной из наиболее значимых фигур в истории русского средневековья. По сути, именно его княжение завершает эпоху Руси Киевской. Но в русскую историю Владимир Мономах вошел не только как выдающийся государственный деятель, а еще как мыслитель и писатель. Знаковым памятником древнерусской литературы считается так называемое "Поучение Владимира Мономаха".
Год написания его до сих пор неясен. Дело в том, что разные историки относят его к различным датам. Одни говорят, что оно было составлено великим князем на закате своей жизни, а другие находят основания для датирования в самом тексте. К примеру, историк Погодин утверждает, что "Поучение Владимира Мономаха" было составлено князем на пути к Ростову. Что касается упоминания в самом сочинении более поздних событий, то это, с точки зрения самого историка, не что иное, как поздние вставки.
Другой историк по фамилии Шляков датирует "Поучение Владимира Мономаха" 1106 годом. Он даже уточняет месяц и день: это пятница первой недели Великого Поста, которая в 1106 году пришлась на 9 февраля. По мнению историка, в 1117 году "Поучение" было повторно отредактировано самим князем.
Центральная идея памятки
Смысл поучения Владимира Мономаха состоит в призыве к его собственным детям и ко всем людям, которые услышат "граматицю сию", строжайше соблюдать все требования феодального правопорядка, всегда ими руководствоваться, забыть о личных и "своекорыстных семейных интересах". В результате наставление приобрело не столько семейный, сколько общественный оттенок. Об этом и поговорим.
Поучение Владимира Мономаха вкратце
Особенности
Характерной особенностью этого писания можно назвать очень тесную взаимосвязь дидактики с элементами автобиографии. Любопытно, что все наставления великого князя подкреплены не только сентенциями из Библии, но и разными примерами из личной жизни Мономаха.
Содержание
Самыми главными задачами в "Поучении" являются именно государственные. Ведь священной обязанностью великого князя считается забота о благе собственного государства, о его единстве. Кроме того, князь должен соблюдать все договоры и клятвы.
Владимир Мономах считал, что все междоусобные распри просто подрывают политическое и экономическое могущество всего государства. Единственное, что может привести к процветанию страны, это мир! Именно поэтому в обязанность любого правителя входит сохранение мира.
Еще одной немаловажной обязанностью любого князя, по мнению Мономаха, является попечение и постоянная забота о благоустройстве церкви. "Поучение Владимира Мономаха" рекомендует любому правителю, желающему упрочить свою власть, неусыпно и постоянно проявлять заботу к "священническому и иноческому чинам". Вместе с тем князь не советует своим детям "спасать души" в монастырях, т. е. постригаться в монахи, ведь это чуждо жизнелюбивому и энергичному человеку. Мономах призывает просто соблюдать религиозные обряды в виде покаяния и раздачи милостыни.
fb.ru
Владимир Мономах «Поучение детям» – краткое содержание
Владимир Мономах вступил на великокняжеский стол (1113 г.) уже шестидесяти лет, но был еще бодр и духом и телом. Половцы не смели при нем тревожить Русскую землю. Княжеские усобицы притихли. Правдивый и набожный, добродушный и вместе с тем воинственный, Мономах высоко стоял в глазах всех своих современников, привыкших видеть всюду вероломство, насилие и злобу. Удельные князья уважали Владимира и вместе с тем боялись его – был он милостив, но бывал и строг. Когда какой-нибудь князь начинал смуту, он старался всячески уговорить его, умиротворить, уладить дело мирным путем. Если же беспокойный князь упорствовал, то Владимир строго наказывал его, даже отнимал у него удел.
Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"
Автор изображения – Дар Ветер
Княжение Владимира Мономаха было самою счастливою порою в удельное время. Казалось, исполнилось заветное желание Ярослава Мудрого, чтобы великий князь заменял для младших удельных князей любящего и вместе с тем строгого отца. Был Владимир правосуден – не давал слабых в обиду сильным, сам на своем княжеском дворе творил суд.
Русскую Правду Мономах дополнил – постановил, чтобы заимодавцы не брали больших резов, то есть лихвы (процентов), с должников.
Любил и чтил он духовенство; глубоко проникнут был евангельским учением.
Лучше всего мысли и чувства Владимира видны из того Поучения, которое написал он своим детям.
Вот краткое содержание Поучения Мономаха:
[См. также полный его текст и анализ.]
«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.
Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…
Владимир Мономах
Послушайте меня, дети мои, – продолжает Мономах. – Если не все поучение мое примете, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.
Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.
Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.
Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.
Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.
Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.
Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.
Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.
Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.
А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. (В этой части «Поучения» Владимир Мономах подробно перечисляет свои походы.) Всех моих походов было, говорится далее, 83 больших, а прочих меньших и не вспомню. Девятнадцать раз заключал я мир с половцами при отце и после смерти его. Более ста вождей их выпустил из оков (из плена). Избито их в разное время около двухсот. А вот как трудился я на охотах и ловах: коней диких по 10, по 20 вязал я своими руками; два тура (дикие быки) метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал; два лося – один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь оторвал у меня меч с боку; медведь у колена прокусил подседельный войлок; лютый зверь вскочил ко мне на колени и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым; с коня много раз я падал, голову разбивал два раза и руки, и ноги вредил себе в юности моей, жизни своей не жалел, головы своей не щадил. Что можно было делать и отроку моему, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днем, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагался ни на посадников, ни на биричей – сам все делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме, охотничье дело сам правил, о конюшнях, о соколах и ястребах сам заботился. Простого человека, убогой вдовицы не давал в обиду сильным; за церковным порядком и службой сам присматривал.
Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова, – завершает Владимир Мономах своё поучение. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил меня неленивым и способным на все человеческие дела.
Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божией, а если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой…»
Из Поучения этого ясно видно, как глубоко понимал Владимир Мономах учение Христово, как заботился он о правом суде и защите слабых, как высоко понимал обязанности князя. И сам он действительно исполнял их не за страх, а за совесть.
Неустанно хлопотал Владимир Мономах о прекращении усобиц, о примирении враждующих, – по его мысли собирались княжеские съезды (Любечский, Витичевский и Долобский). Князь Владимир постоянно настаивал на общем союзе князей против половцев, – потому современники так высоко и ставили этого великого человека.
Он, по словам летописца, не величался, по заповеди Божией творил добро врагам своим, был очень милостив к нищим и убогим, не щадил имения своего – все раздавал нуждающимся. Понятно, отчего так любил Мономаха и простой народ, и духовенство; да и дружина не могла не любить его – вождя, не знавшего страха в бою, отважного охотника, князя милостивого и щедрого, хотя и не дававшего своим приближенным большой воли, не позволявшего им обижать народ. Благочестием Владимир Мономах отличался таким, что, стоя в церкви и слушая церковное пение, не мог удержаться от слез. Только к половцам, заклятым врагам Русской земли, он был суров, а иногда и беспощаден. (В одном случае он даже позволил своим боярам убить двух половецких послов.) Умер Мономах на 74-м году от роду (1125).
Шапка Мономаха
Цари московские впоследствии великою честью для себя считали называться потомками Владимира Мономаха. В Оружейной палате хранятся так называемая Мономахова золотая шапка и еще некоторые принадлежности торжественного царского убора (скипетр, держава и бармы). По преданию, они были присланы в дар Владимиру Мономаху греческим императором. Впоследствии московские цари возлагали на себя эту шапку и бармы в день венчания на царство.
rushist.com
2.Просвещение на Руси в XI-XII веках. Поучение в.Мономаха.
Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Выдающийся государственный деятель конца XI - начала XII столетия Владимир Мономах (1052-1125) своей политикой содействовал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев, отбросив их далеко за Дон, так что половцы его именем детей в колыбели устрашали. Став в 1113 г. великим князем киевским, Мономах всячески содействовал упрочению единства Русской земли. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи. «Поучение» — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ «ПОУЧЕНИЯ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Письмо князю Олегу Святославичу События, явившиеся поводом к письму Мономаха, разыгрались в 1096 г. В междоусобной битве с войсками Олега Святославича под стенами Мурома был убит сын Мономаха — Изяслав. Тогда старший сын Мономаха князь Мстислав прислал письмо Олегу с требованием отступиться от незаконно захваченных Олегом Суздаля и Мурома и с предложением помирить Олега с Мономахом. Свирепый князь Олег, враг Мономаха, всю жизнь проведший в походах, не уступил мирным предложениям Мстислава. Он попытался двинуть свои войска против Мстислава, но был разбит наголову в битве «на Кулачьце», бежал в Муром, в Рязань и далее — вон за пределы Руси.
Вторично обратился Мстислав к Олегу с предложением остаться в Русской земле, держась только своей отчины, и примириться с Мономахом: «не бегай никамо же, но пошлися к братьи своей с мольбою, не лишать тя Русьскые земли: и яз пошлю к отцю молитися о тебе». Олег обещал послушаться, и Мстислав обратился к Мономаху с просьбой за Олега. Вот в этих обстоятельствах Мономах и пишет письмо убийце своего сына. О чем мог писать могущественнейший князь, владения которого были тогда самыми обширными в Европе, своему заклятому врагу, потерпевшему страшное поражение? Преступление Олега было тем более ужасно, что убитый Изяслав приходился крестным сыном Олега. Со средневековой точки зрения Олег был сыноубийцей. Он крестил Изяслава в один из коротких промежутков между войнами с Мономахом. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды. Письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу начинается в покаянном тоне: «О, многострастный и печальны аз!» Мономах излагает повод, послуживший к написанию письма — убийство Олегом сына их обоих, — и высказывает мысль, что жизнь человеческая в руках божьих (то есть — виноватых нет!). Мономах всячески подчеркивает, что он не собирается мстить Олегу: «Дивно ли, оже мужь умерл в полку (в сражении) ти? Лепше суть измерли и роди наши». Перед нами поразительная для своего времени переделка обычной воинской формулы ободрения воинов перед битвой: «аще мужь убьен есть на рати, то кое чюдо есть?» Мономах очень смело переделал традиционную формулу ободрения воинов перед битвой здесь не случайно: Мономах ведь обращается к суровому воину Олегу и стремится говорить с ним на понятном для него языке воина. Князья обычно говорили воинам перед сражением: «Что удивительного (разве это чудо?), что муж убит на войне?» Этим они стремились вселить бесстрашие в своих воинов. Вместо побуждения к битве Мономах этой же формулой оправдывает свой отказ от мести за убитого сына и добавляет: «неси ти ворожбит, ни местьник (я не враг тебе и не мститель)». Мономах готов добром отдать побежденному Олегу его волости. Мономах призывает Олега вернуться в Русскую землю и начать княжить в своем наследственном княжестве. Больше того, Мономах просит его простить старую вражду. Письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Он заботится о правде и о своей стране. Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана . Если мы приглядимся ко всей политической деятельности Владимира Мономаха, ко всем его сочинениям, то убедимся в одном чрезвычайно важном факте: письмо его к Олегу не было вызвано случайным настроением или случайными политическими обстоятельствами (хотя какой случай может заставить победителя убийцы своего сына так полно, так искренне простить этого убийцу и отдать ему его владения?). У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу.
.2. Политические идеалы В.Мономаха В исторической науке до сих пор остается неясным вопрос о том, представляла ли политическая деятельность Владимира Мономаха прогрессивное для своего времени явление или реакционное. К чему стремился Владимир Мономах: «восстановить старый политический строй», «воскресить прошлое», как утверждают авторы «Очерков истории СССР» , или укрепить новый политический порядок феодальной раздробленности? Феодальное дробление, начавшееся еще в X в., не означало собой полного распада Руси. Выделявшиеся из относительно единого древнерусского государства княжества были связаны между собой феодальными отношениями, с одной стороны, санкционировавшими их относительную самостоятельность, а с другой стороны, объединявшими их взаимными обязательствами сюзеренитета-вассалитета. В эту систему вассалитета-сюзеренитета в качестве разрушительного начала вторгались княжеские раздоры. Усобицы князей было бы неправильно рассматривать как непременную часть самой системы феодальной раздробленности, — они были, напротив, ее нарушением и знаменовали собой ее неустойчивость, объясняемую как экономическими, так и чисто политическими причинами. Княжеские съезды конца XI — начала XII в. выдвигают новый политический принцип суверенного существования каждого княжества (князья постановляют: «кождо да держит отчину свою») и вместе с тем пытаются предотвратить окончательный распад развитием добровольных соглашений, системы съездов, совместными военными действиями, крестоцелованиями и т. д. Вот почему все увеличивается необходимость в моральном воздействии и все усиливается авторитет церкви. Церковное влияние все больше подчиняет себе общественную мысль феодалов. Сторонники феодального дробления феодального класса отнюдь не были сторонниками княжеских раздоров; напротив того, они стремились нейтрализовать невыгодные последствия дробления, отстаивали необходимость строгого выполнения отношений вассалитета-сюзеренитета, уважения к самостоятельности каждого княжества, постоянно прибегали к идеологической пропаганде против нарушения прав друг друга, обращались для этого к авторитету церкви и к церковной учительной и житийной литературе. Именно в отстаивании прав каждого княжества на самостоятельное существование и в связи с этим в протесте против междукняжеских столкновений и посягательств на землю соседа и заключалась идеология сторонников феодальной раздробленности. Вот почему отнюдь нельзя согласиться с мнением тех исследователей, которые в каждом выступлении литературы против княжеских раздоров видели выступление против феодального дробления Руси .
Общественная мысль верхов феодального общества пытается оправдать принципы суверенного существования каждого княжества, на которых зиждилось феодальное дробление, и вместе с тем не допустить раздоров. Защищая права феодалов на обособление, обосновывая необходимость строгого соблюдения прав вассалов и сюзеренов, оправдывая существование лестницы феодальных отношений, общественная мысль феодалов пыталась одновременно и оправдать обособленное существование каждого княжества, и удержать на моральной основе единство Русской земли, призывая князей к взаимному уважению прав и к строгому выполнению заветов христианской церкви с целью прекращения раздоров.
Сам Владимир Мономах, конечно, представитель новой идеологии, оправдывавшей новый, провозглашенный на Любечском съезде принцип — «кождо да держит отчину свою», признавший факт раздробления Руси. Мономах во всех случаях подавал свой голос за упорядочение государственной жизни Руси на основе нового принципа и стремился предотвратить идейной пропагандой те княжеские раздоры, которые в новых условиях могли только усилиться. Призыв к единению против общих врагов — половцев, к прекращению раздоров между князьями не был в его устах призывом к старому порядку. Сторонников раздоров самих по себе никогда не существовало. Раздоры князей были естественным следствием нового положения вещей, но следствием, против которого выступали (внешне по крайней мере) и сами враждующие стороны. Владимир Мономах стремился к объединению усилий всех русских князей по укреплению могущества Русской земли, но к объединению на основе принципа, провозглашенного Любечским съездом. Владимир Мономах отчетливо сознавал, что новому принципу общего владения Русской землей необходимо было создать моральный авторитет. Это было тем более необходимо, что сразу же вслед за Любечским съездом вновь начались кровавые раздоры князей. Нужна была идеологическая пропаганда новых идей. Задачам этой пропаганды служат собственные произведения самого Владимира Мономаха. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА «ПОУЧЕНИЯ» В. МОНОМАХА Структура и стиль «Поучения» «Поучение» построено по определенному плану: вступление, обращенное к детям, с характерным для древнерусского писателя самоуничижением - не посмеяться над его писанием, а принять в сердце свое, не браниться, а сказать, что «на долечи пути, да на санех седя, безлепицю есимолвил», и, наконец, просьба: «...ащевы последняя не люба, апередняя приймайте».
Центральная дидактическая часть «Поучения» начинается с общего философского рассуждения о человеколюбии и милостивости Бога, о необходимости победы над злом и возможности этой победы, залогом чему является красота, гармония созданного Богом мира. Используя «Шестоднев», Владимир с большим лирическим воодушевлением говорит о том, «како небо устроено, како ли сонце, како ли луна, како ли звезды, и тма и свет, и земля на водах положена...». Он удивляется чуду - человеку, «како образи розноличнии в человечъскых лицих, - аще и весь мир совокупить, не ecu в один образ, но кый своим лицъ образом...». Он любуется, и как «птица небесныя из ирья (теплых стран) идуть... и худыя идуть по всем землям...».
Воздав хвалу божественной гармонии мира, Владимир снова обращается к детям с просьбой послушать его от «худаго... безумья наказание», т. е. поучение. И начинается оно с рассуждения о пользе молитвы, а затем Владимир переходит к практическим наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственной деятельности и, наконец, поведения в быту. Завершающим аккордом «Поучения» служит вновь произнесенный с большим воодушевлением призыв воздать хвалу Богу поутру, при восходе солнца, при решении государственных дел («седше думати с дружиною», или «люди оправливати», т. е. судить), или выезжая на охоту, или отправляясь в походы, или ложась спать. «Поучение», казалось бы, логически завершено, но Мономах решает подкрепить его описанием своих «трудов». И сначала дает своеобразный дневник военных походов, по манере напоминающий краткие летописные погодные записи, только без дат. Перечисляя свои «пути», Владимир располагает их в хронологической последовательности начиная с 1072 г. по 1117 г. После походов Мономах перечисляет заключенные им мирные договоры, а затем переходит к описанию своих «ловов», обнаруживая страстную душу смелого охотника. И вновь следует заключение. Обращаясь к детям или иным, «кто прочтет», Мономах просит не осуждать его. Он восхваляет не себя, не свою храбрость, а хвалит Бога, который его «худаго и грешного» столько лет сохранял от смерти и сотворил «не ленива», «худаго», «на вся дела человечьская потребна». Мономах отводит таким образом от себя, как писателя, обвинение в гордости, в самовосхвалении. Обращаясь к детям, он уверен, что, «сю грамотицю прочитаючи», они устремятся на добрые дела, и призывает их без страха творить «мужьское дело». К «Поучению» примыкает письмо Владимира, адресованное Олегу Святославичу Черниговскому. Олег Черниговский прославился своими крамолами - не случайно автор «Слова о полку Игореве» называет его Гориславличем. Разбитый Владимиром и Святополком, Олег вынужден был покинуть Чернигов и отправиться в Ростовскую землю, где произошло его столкновение с сыном Владимира Изяславом, который был убит в бою Олегом, а жена Изяслава захвачена в плен. Это событие, происшедшее 6 сентября 1096 г., и послужило поводом для написания письма Владимиром к Олегу Черниговскому. Письмо Владимир пишет, понуждаемый сыном Мстиславом, приславшим отцу грамоту с просьбой «ладиться» и «смириться» и не мстить, чтобы не погубить Русской земли. В письме ярко выражено чувство скорби отца, преждевременно потерявшего своего сына: «егда жеубиша детя мое и твое пред тобою, и бяше тебе, узревше кровь его и тело увянувшю, яко цвету нову процветшю, яко же агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи в помыслы души своей: «Увы мне! что створих? И пождав его безумья, света сего мечетнаго кривости ради налезох грех себе, отцю и матери слезы», т. е. Владимир взывает к общечеловеческим чувствам своего врага, призывает его «вникнуть» в помыслы своей души. Желая добра «братьи» и «Русьскей земли», Владимир говорит о своем примирении с Олегом и только просит его освободить свою сноху (жену Изяслава) «да с нею кончав слезы, посажю на месте, и сядеть акы горлица на сусе древе желеючи, а яз утешюся о дозе». Поэтический образ тоскующей горлинки связан с традицией устной народной поэзии. Письмо Владимира Мономаха Олегу Черниговскому дополняло «Поучение» и, возможно, было присоединено к нему самим автором. В нем ярко проявилось торжество общегосударственного долга над личным чувством убитого горем отца. В стиле «Поучения» легко обнаруживаются, с одной стороны, книжные его элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников, а с другой - элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании «путей» и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность стиля «Поучения» - наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афористических выражений. В целом «Поучение» и письмо ярко раскрывают облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли . 2.2. Образ автора в «Поучении Владимира Мономаха Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. «Поучение» выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение. На примере личного богатого жизненного опыта Владимир дает высокий образец служения князя интересам своей земли. Характерная особенность «Поучения» - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления Мономаха подкрепляются не только сентенциями из «священного писания», но в первую очередь конкретными примерами из собственной жизни. На первый план в «Поучении» выдвигаются задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя - забота о благе своего государства, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен «пещись о хрестьянских душах», «о худом смерде» и «убогой вдовице». Междоусобные распри подрывают экономичес-кое и политическое могущество государства. Только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.
Другой не менее важной обязанностью князя, по мнению Мономаха, является попечение и забота о благе церкви. Он понимает, что церковь является верной помощницей князя. Поэтому ради упрочения своей власти князь должен неусыпно заботиться о священническом и иноческом чине. Правда, Мономах не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре, т. е. идти в монахи. Аскетический монашеский идеал чужд этому жизнелюбивому энергичному человеку. Однако он призывает к соблюдению религиозной обрядности, считая, что тремя добрыми делами - покаянием, слезами и милостыней - можно «избыти грехов своих». В соответствии с христианской моралью требует Владимир заботливого отношения к «убогим» (бедным). В то же время князь должен быть стражем справедливости и не давать «сильным погубить человека», как сам Владимир «не дал есм сильным обидети» ни «худаго смерда», ни «убогые вдовице». Князь должен быть сам примером высокой нравственности. Основным положительным качеством человека является трудолюбие. Труд, в понимании Мономаха, - это прежде всего воинский подвиг, а затем занятие охотой, когда в непрестанной борьбе с опасностями закаляются тело и душа человека. Владимир приводит примеры из своей личной жизни: он совершил только 83 больших похода, а малых и не упомнит, заключил 20 мирных договоров. На охоте он подвергался постоянной опасности, не раз рисковал своей жизнью: «Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол; ...лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже». Основным пороком Владимир считает лень: «Леность бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а егоже не умеешь, а тому ся не учить». Лень поможет повлечь за собой внезапную гибель во время военных походов, нанести ущерб хозяйству князя. Опытный хозяин-вотчинник, полководец, Владимир советует детям в ведении дел не доверять ни тиунам, ни отрокам, а самому вникать во все мелочи, также и во время военных походов не следует во всем полагаться на воевод, а самим «наряжать» сторожей и спать возле воинов, не снимая оружия. Предостерегает Владимир и от лжи, пьянства и блуда: «...в том бо душа погыбаетъ и тело», - пишет он.
Сам Мономах предстает в своем «Поучении» человеком необычайно деятельным: «Еже было творити отроку моему, то сам есмъ створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не доя собе упокоя». Владимир выступает ревностным поборником просвещения: «Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите», - говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который «дома седя», т. е. находясь в Киеве, изучил пять языков, «в том бо честь есть от инех земль». Одним из положительных качеств князя является его щедрость, постоянная забота о приумножении и распространении своего доброго имени. Поэтому необходимо, отмечает Владимир, пришедшего «гостя», простого или знатного, одарить, накормить и напоить, поскольку эти люди «мимоходячи прославлять человека по всем землям, любо добрым, любо злым». В быту князь должен быть образцом для окружающих: посетить больного, проводить покойника, ибо все смертны. Семейные отношения нужно строить на уважении мужей к женам: «Жену свою любите, но не дайте им над собою власти», - наставляет он . Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Он дает четкие ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени. Вместе с тем «Поучение» является весьма ценным материалом для представления о личности самого автора - первого известного нам мирского писателя Древней Руси. Прежде всего, это человек широко образованный, хорошо знающий литературу своего времени. В своем произведении он использует Псалтырь, Паремийник, поучения Василия Великого, Ксенофонта и Феодоры к детям, помещенные в «Изборнике 1076 г.», «Шестоднев». При этом Псалтырь служит Мономаху средством выражения своего психологического состояния. Опечаленный встречей с послами братьев, предложивших ему объединиться, чтобы выгнать Ростиславича, Владимир берет Псалтырь: «...в печали разгнух я, и то ми ся выня: «Векую печалуеши, душе? Векую смущавши мя?» Его душа опечалена намерениями братьев начать междоусобную войну, а они гневаются на него, Владимира, отказавшегося с ними объединиться и «креста переступити». Встреча, происшедшая в 1098 г., явилась тем толчком, который заставил Мономаха создать «Поучение», - он «собрах словца си любая, и складах по ряду, и написах». Эти слова дают возможность судить о процессе создания «Поучения»: сначала отбор материала из книжных источников, затем приведение его в порядок, т. е. придание ему определенного плана, и, наконец, написание.
studfiles.net
"Поучение детям" - великая книга с тысячелетней историей
Книга «Поучение детям» была написана в самом начале второго тысячелетия, однако ее содержание можно назвать актуальным и на сегодняшний день. Ее автором является Владимир Мономах - князь, который родился в 1053 году. За свою долгую жизнь (он прожил немного больше семидесяти лет) этот великий человек набрал достаточное количество мудрости и опыта, чтобы поделиться ими с детьми Руси, передать им свои знания, мысли и способности.
Примеры из жизни в книге
Как уже было сказано выше, в современности отмечается актуальность и популярность книги «Поучение детям». Краткое содержание ее заключается в том, что князь высказывает свои мысли, дает советы и наставления, а также приводит примеры из собственной жизни. Вероятно, именно поэтому книга и стала настолько популярной, поскольку мало кто из сегодняшних авторов, которые стараются дать какие-либо рекомендации своим читателям, имеют фактическое основание. Что касается непосредственно князя, то его советы действенны, и он доказывает это правдивыми историями из собственной жизни.
Как все начиналось...
Книга «Поучение детям» берет свое начало во время одного из множества путешествий. Мономах выезжает на Волгу, где встречается с послами своих братьев. Они предлагают Владимиру объединение ратных сил для того, чтобы присвоить волость, принадлежащую Ростиславичам. Если же он ответит на их предложение отрицательно, то будет лишен разного рода поддержки в случае, если на его родных территориях разразится война. Возвращаясь домой, князь был достаточно сильно разочарован, ведь междоусобицы, а также военные действия против братьев не радовали его сердце. В грустных размышлениях он открыл Псалтырь и принялся за чтение. Именно в этот момент у него и возникло желание оставить послание потомкам поколения той современности.
В чем суть праведной жизни?
В книгу «Поучение детям» входит несколько умных изречений, которые не утратили своей значимости до сегодняшнего дня. Прежде всего, детей и внуков Руси князь призывает к тому, чтобы они всегда поступали по совести и никогда не отказывались от таких добродетелей, как долг и честь, доблесть и справедливость. Конечно, описывает он эти свои мысли с точки зрения религии, но нравственности в них от этого меньше не становится. Мономах говорит, что Божья милость приходит не только тогда, когда человек ведет затворнический образ жизни, постоянно постится и становится монахом, но и при совершении добрых деяний. То есть даже если люди не следят за своей едой, забывают иногда помолиться или о другом важном элементе, то им достаточно помочь ближнему, причем не для того, чтобы Бог их отблагодарил, а с искренним желанием и по доброй воле.
Практические советы
Не лишены и практики советы, которые давал Мономах. «Поучение детям» содержит в себе следующие рекомендации от князя:
- почитать старших;
- во время войн полагаться только на самих себя, а не на воевод, устанавливая четкие правила и следуя им;
- не откладывать оружие тогда, когда за дверью неспокойные времена;
- любить супругу, но не позволять ей властвовать над главой семейства;
- не позволять своим слугам и подопечным производить различные плохие действия над крестьянами (издевательства, насилие и прочее).
Не бойтесь смерти...
Когда Мономах заканчивал книгу «Поучение детям», он написал рассказ о себе. В конце князь обратился к своим внукам с просьбой, чтобы они не судили его. Он описал много своих подвигов, но вовсе не для того, чтобы похвастаться перед потомками, а в качестве примера. И закончил повествование мыслями о том, что не стоит бояться смерти, так как только Бог может решить, когда оборвать чью-то жизнь, и пугаться или спорить с его волей нет смысла.
fb.ru
Поучение
Количество просмотров публикации Поучение - 326
ПОУЧЕНИЕ
Владимир Мономах
Глебовский В. А. Древние педагогические писатели в
биографиях и образах.-Спб., 1903.-С.96-112.
МОНОМАХ ВЛАДИМИР (1053-1125), великий князь Киевской Руси. М.- образованнейший государственный деятель Древней Руси. Его ʼʼПоучение детямʼʼ (ок. 1117 ᴦ.) является одним из первых отечественных литературных педагогических памятников, выходящих на вопросы социальной педагогики. По своей структуре - это сложное произведение, в нем содержатся автобиографические данные, описания походов, выражена забота о единстве и защите от врагов земли русской Обращаясь к своим сыновьям (оставил 5 сыновей), М. имел в виду управление землями, деятельность князя, военное дело. Один из путей возвышения Руси видел в развитии ее культуры, просвещении. По этой причине в ʼʼПоученииʼʼ М. пишет о воспитании, качествах достойного человека, хорошего христианина.
Хотел, чтобы его дети росли храбрыми, преданными своей земле, уважали образование и книгу. Свои советы М. подкрепляет примерами - ссылками на своего отца (Всеволода), знавшего 5 языков, и на собственный труд. Основа благонравия - почитание Бога, духовенства, обрядов православной церкви. Но здесь следует, предупреждает М., знать меру, следить, чтобы за молитвами, постами, отшельничеством не пострадало земное. Помолившись, нужно усердно исполнять свои обязанности. Не полагаться во всем на Слуг и воевод, а самим вникать в дела, готовить себя к руководству государством, знать законы, уметь управлять людьми, владеть военным искусством, оружием, в походах и сражениях быть впереди войска.
С раннего детства, учит М., крайне важно воспитывать любовь к ближнему, уважение к старшим, послушание им, другие качества, соответствующие христианской морали. Помогать бедным, вдовам, постоянно трудиться и бороться с леностью. У юноши должна быть чистая душа, худое тело, стремление к знанию, книге. Узнав, что-либо полезное, нужно запомнить, а чего не знаешь, тому следует учиться. Беседу вести кратко, больше думать, меньше говорить. И непременно ложиться в полдень спать, так как таковой порядок установлен Богом и для здоровья: в полдень спит и зверь, и птица, и человек.
Простые, но здравые советы М. выходили за рамки его семьи. Возможно, это первое в истории обращение монарха - великого князя, озабоченного разумным воспитанием молодых людей, к тем, кому предстоит принять будущее своей земли из рук старших, защитить и возвысить ее. Решению этих задач и служат соединенные в ʼʼПоученииʼʼ религиозные заповеди с земными целями и разумными педагогическими идеями, выходящими на решение важных государственных дел. Всему этому стремился следовать и сам М.
Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей1 и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, и будет трудиться.
Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. В случае если же кому не люба грамотка эта͵ то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил. (...)
Ибо как Василий учил2, собрав юношей: иметь душу чистую и не порочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господнее: ʼʼЕсть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. В случае если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладитсяʼʼ . ʼʼО владычица богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сегоʼʼ в ничтожной этой жизни.
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, ʼʼочам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая тебя на добрые дела, господа ради; лишаемый - не мсти, ненавидимый -- люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи, умертви грехʼʼ. ʼʼИзбавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит господь. В случае если будут грехи ваши как обагренные как снег, обелю ихʼʼ и прочее. ʼʼВоссияет вес-1на поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем:
ʼʼСлава тебе, человеколюбец!ʼʼ
Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствования небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они: ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.
ʼʼЧто такое человек, как подумаешь о нем?ʼʼ ʼʼВелик ты, господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твоиʼʼ - и снова скажем: .ʼʼВелик ты, господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вопреки по всей землеʼʼ. Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, господи, твоим промыслом! Звери различные, и Птицы и рыбы украшены твоим промыслом, господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица3, в случае если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут4 и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля...
...Дети мои, похвалите бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее - это мое собственного слабого ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.
В случае если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: ʼʼКак блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуйʼʼ. И в церкви то делайте, и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. В случае если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то ʼʼгосподи, помилуйʼʼ взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, нежели думать безлепицу, ездя.
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в данном никакой Нужды. В случае если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от бога. Паче же всего гордость не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод: ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам6 причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком - то пищей и питьем? ибо они, проходя, прославят человека, по всем землям или добрым или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего.
В случае если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыд но, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершённые. На заутрене, воздавши богу хвалу, потом на восходе солнца, и увидев солнце, нужно с радостью прославить бога и сказать:
ʼʼПросвети очи мои, Христе боже, давший мне свет твой прекрасныйʼʼ. И еще: ʼʼГосподи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в, остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь своюʼʼ; так я хвалю бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди...
Антология педагогической мысли Древней Руси
и Русского государства XIV-XVII вв. - М.. 1985.- С., 164-167.
referatwork.ru