Классный час на тему "Древнерусский костюм" 6 класс. Праздничная одежда в древней руси в 9 11 века
Историческая одежда древних славян в 3 в. до н.э.
Нынешние представления о том как одевались древние славяне, особенно в ранний период (1-5 век н.э.) весьма далеки от исторических реалий. То же касается времени 6-9 веков. Как правило славян той поры изображают в одеждах 11-13 веков, похожих на варягов или франков той поры, или согласно поздним византийским и арабским описаниям, не соответствующим историческому периоду раннего славянства. Это порождает массу придуманного, лубочного искусства, создание не существовавших у славян одежд римского, византийского, германского, сарматского покроев, аналогов одежд более позднего времени.
В 3 в. до н.э. — 3 век н.э. на территории западной и центральной Украины и южной Белоруссии, территории Польши распространются культуры ранних славян: зарубинецкая археологическая культура, Пшеворская археологическая культура.
Ранние славяне на рубеже эр - зарубинецкая и пшеворская культуры (3в.до н.э - 3 в.н.э.)
Территория этих двух культур, по мнению большинства учёных-славистов, есть прародина древних славян.. Интересна научно-художественная реконструкция славянской одежды этих ранних славян на основании данных археологии.
Будничная и праздничная одежда ранних славян зарубинецкой культуры (3 в. до .н.э.- 3 в.н.э.)
Интересна одежда следующих периодов славян, культурно плавно перетекавших одна в другую на протяжении 3 - 7 веков н.э. Это период развития черняховской культуры (2 - 4 в.н.э.), киевской культуры (2-5 в.н.э.), пражско-корчацкой культуры (5-7 в.н.э.), суковско-дзедзицкой культуры (5-6 в.н.э.), пеньковской культуры (5-7 в.н.э.), колочинской культуры (4-7 в.н.э.).
Славянские культуры 3-4 веков н.э. (по Седову)
Одежда славян черняховской культуры (общинник, князь, женщины) - 2- 4 веков н.э.
Одежда антов (киевской и пеньковской культуры: 1 - княжеская погребельная, 2 - княжеская обыденная, 3 - общинников 5 - 7 веков)
В последующем эти культуры переросли в свои региональные варианты, известные как Роменско-Борщевская культура (левобережья Среднего Днепра 8 - 10 в.н.э.), Луки-Райковецкая культура (правобережья Днепра и Западного Буга 7-10 веков), Волынцевская культура (междуречья Днепра и Дона 7-9 в.н.э.).
Карта славянских культур 8-9 в.н.э.
Одежда этого периода притерпела определённые изменения. Как и прежде, она была простой, удобной, не показной, скромной. Словяне до 8-9 века избегали розкоши, чрезмерного увлечения украшательством.
Носимые украшения носили преимущественно обрядовый характер и изготовлялись из недорогих металлов. Славяне (до привнесения в их среду византизма в 10 веке) избегали золотых украшений, золотых вещей, накопления золота. Новые веяния Рюриковичей в конце 10 века изменили такое отношение к золоту, которое считалось носителем зла (зло-то).
Народная одежда волынян и полян 6-9 веков
Женская одежда волынян и древлян 6 -9 веков
Новое время, время распада единого славянского мира, время Рюриковичей, время после крещения Киевской Руси, принесло значительные изменени в быте и одежде славян. Эти изменения были вызваны вмешательством во внутреннюю жизнь славян иных культур: норманско-варяжской, византийской, позже, финно-угорской, западноевропейской, тюрской и т.п. Но это другой расказ.
О одежде древних славян можно прочитать:
в статье "Одежда Славян 6-9 век" на - http://swordmaster.org/2011/11/03/odezhda-slavyan-6-9-vek.html в стать "Одежда славян и их предков" на - http://colovrat.at.ua/publ/2-1-0-54
Похожие статьи:
Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве
Традиции → Обряды славян
Традиции → Славянские заговоры
История → Куликовская битва и Куликово поле
История → Общинное устройство славянских племен
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
10.Быт и нравы на Руси-10-12 век.Одежда
Древняя Русь изг.главным образом льняные ткани и шерсть. Лен различной выработки - от грубого холста до тончайших полотен. Домотканая шерсть была грубой выделки и называлась сермягой. Эти ткани шли на крестьянские одежды, а также на нижние и домашние одежды для посадских людей и бояр.Верхние и парадные одежды боярства, а позже дворянства, изг. из привозных тканей(Византия, Иран, Италия, Англия, Голландия)- парча — аксамит (ткань с золотыми узорами), тафта, камка(шелковая узорная ткань с одноцветным рисунком), бархат рытый с тисненым рисунком и золотный бархат (шитый золотыми нитками). Их наз.-ли наволок.Русские костюмы красочны. Шили из тканей оттенков красного сине-голубого,иногда зеленого цвета. Все цветные ткани -крашенины. В народе шили одежды из льняных тканей с набивным узором и из пестряди — ткани из ниток разного цвета.украшались вышивками — шелком, жемчугом.Часто одежду отделывали мехом. Наиболее ценными считались меха соболя, куницы, бобра, выдры. В народных костюмах использовали овчину, мех лисы, зайца, белки.простотой кроя и ткани, но изобиловали украшениями, надетыми поверх одежды. Основными предметами украшения были перстни, браслеты, бусы, серьги, колты (височные кольца, прикрепленные к женскому головному убору).В период Московского государства навесных украшений мало,но костюмы шили из богато декорированных тканей. Очень часто одежду покрывали так называемыми «неподвижными» украшениями: вышивкой шелком,канителью (крученой золотой или серебряной нитью), битью Костюмы украшали «саженым» жемчугом, а также жемчужными нитями, имевшими вид кружева — так называемыми поднизями. Характерной отделкой русского костюма была оторочка цветной тканью.Ювелирные украшения — гривны, колты, серьги, перстни — были чрезвычайно тонкой работы. Из видов ювелирной техники были особенно развиты зернь, чернь, филигрань и эмаль.Идеал красоты -статная фигура, гордая осанка, плавнуя походка. У женщин — белое лицо с ярким румянцем, соболиные брови; у мужчин — окладистую бороду . неприличны короткие одежды.В русском костюме были черты, характерные для европейского костюма эпохи раннего феодализма. Поддерживая торговые связи с различными странами, пережив монгольское иго, польское нашествие, Россия восприняла формы иноземной одежды — главным образом отдельные детали костюма.
11.Быт и нравы на Руси-10-12.Пища и питье.- Овсяная каша - каша из цельного овса, которое долго распаривали в печи, для того чтобы оно стало достаточно мягким для употребления в пищу;-Хлеб ,пироги, Мясо,Птица,Свекла,Рис-был большой редкостью, "сорочинское пшено";Льняное, Сливочное, Конопляное масло были теми маслами, которыми заправлялись каши;Оливковое масло на столах князей в праздники, редкость, везлось из Византии;Редька варили, пекли, жарилиРепа часто встречалась на любом столе Чеснок одна из немногих приправ доступная нашим далеким предкам, шел ко всему Щавель специально не выращивали, его в достатке было в местных лесах , на зиму квасили и сушили- Грибы готовили и сушили на зиму;Груши и яблоки были единственными доступными в те времена фруктами Рыба, травы и прянности, собранные в местных лесах - дикий лук, пастернак, мальвы и т.п.Мёд -дикийПитье- Взвар-крепкие компоты из сушеной вишни и малины, черники и мяты, мелиссы и яблок, груш и чернослива, шиповника и кураги, сваренные в воде и подслащенные медом или сахаром,безалкогольный. Кисель ,питейные меды ,безалкогольный или слабоалкогольный медовый напиток — сбитень.заменял русскому народу чай и кофе. пили по нескольку раз в день, особенно утром.доб. пряности и душистые травы: имбирь, лавровый лист, кардамон, корицу, гвоздику, а также мяту, зверобой, шалфей,мед. Алкоголь пили мало Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство -позор и грех
. 12.Церковь в социальной системе древней руси 10-17 век
Возд. религии на общество и происходящие в нем процессы реал. через ее институты — церковь, религиозные организации, объед.верующих.Раннехрист. общины не представляют собой церковной организации. На 1эт. Становл.христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщ. Христ. Ц. как социальный институт оформл. в Римской империи во II-V вв. н. э. О религиозно-нравственном облике древнерусского человека вернее всего можно судить по хрестоматийному “Поучению” Владимира Мономаха. становление нового типа государственности в Киевской руси.уст. взаимосвязь между светской и церковной властью, главенство 1 над 2. В XI веке начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов.>роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Митрополит и духовенство управляли и судили подчиненных на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси название Кормчей (одной из частей которой являлась потом Русская Правда). В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных Византийских императоров. Церкви принадл. земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции. вместе с новым вероучением появились новые: власти, просвещение, землевладельцы, землевладельческие обычаи, законы и суды. С Христианским учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала культуры. Уча язычников вере, стремление улучшить их житейские порядки, старалась поднять значение княжеской власти. Князей учила, как они должны управлять, поддерживала авторитет князей(князь-бог),влияла на улучшение семейных отношений и нравственности ,против рабства, влияние на гражданский быт. Настоящее единовластие на Руси - в церкви. Политическая структура и экономические отношения Киевской Руси претерпевали изменения. На 1эт. своего существования она была относительно централизованным государством. Во главе- князь, оп. на дружину и совет старейшин. Упр. на местах осущ. наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).Орган местн. крестьянского самоупр.– вервь. В Х веке княгиней Ольгой -“налоговая” реформа: уст. пункты (погосты) и сроки для сбора дани, уст. ее размеры В нач. XI века Владимиром-“десятина” – налог в пользу церкви. Судебная власть церкви -над всем христианским населением Руси, судили по своду «Русская правда» .
studfiles.net
Реконструкция мерянского костюма 9-11 веков: tjorn
Первоисточник - http://merjamaa.ucoz.ru/news/rekonstrukcija_merjanskogo_kostjuma_9_11_vekov/2010-12-23-134Владимирский молодежного клуба исторической реконструкции "Рарог" реконструирует костюмы предков 9-11 веков. В Областной библиотеке Владимира ими были проведены несколько выставок представляющие их работы.
Желание изучать родную историю выливается у молодёжи в увлечение исторической реконструкцией. Русь 9-11 веков, время перехода от язычества к христианству. Материалов о том, как одевались в те времена, почти не сохранилось. Источник - археологические раскопки, архивы, библиотеки. На одной из выставок посвященной быту древних насельников Владимирской земли клубом "Рарог" были представлены четыре костюма-реконструкции. Костюмы принадлежат финно-угорским народам, населявшим в древности Волго - Окское междуречье.
Ольга Журавлёва, член КИР "Рарог": «Славяне на этой территории жили не всегда. До середины 10 века проживали, в основном, финно-угорские племена различного происхождения. В районе Суздаля и севернее - меря, юго-восточнее - мурома и мещера».
Прическа с височными кольцами и головной убор жительницы Владимиро-Суздальского княжества (вероятнее всего мерянки) 10-11 веков.
Костюм зажиточного мужчины из племени меря. Насыщенный синий цвет ткани - индиго. Эту краску привозили из азиатских стран. Применяли в производстве и натуральные красители. Листьями березы красили ткани в желтый, светло-зеленый и коричневый цвет. Красный получали из червеца, особого червя, отсюда произошло название - червленый. Пока это экспонаты выставки, но они обязательно оживут вновь. На очередном историческом фестивале.
Реконструкция костюма женщины народа Меря. Регион Верхнего Поволжья, по материалам раскопок Курганного могильника у д. Плешково Тверской области (начало 11 века)Автор Юлия Побережник.
Реконструкции мерянского женского костюма Верхневолжья по материалам курганной группы Плешково-1 (автор - Ю.В.Степанова)
Первая слева - Тверская область. Плешково-1. Курган 1. Раскопки К.И.Комарова.
Головной убор включает, вероятно, шапочку, налобный металлический пластинчатый венчик, завязывающийся нитями на затылке, вероятно, головное покрывало, а также перстнеобразные височные кольца, пришитые к головному убору. Прическу украшает косник - лента, вероятно, синего цвета, конец которой разделен на 3 шнура, украшенные обоймицами из белого металла.На шее ожерелье из золо- и серебростеклянных бус и крестопрорезного бубенчика. Рукава обшиты ткаными лентамисинего цвета. Верхнее платье (возможно, синего цвета) подпоясано кожаным поясом с пряжкой. На правой руке браслет и перстень. Обувь не сохраниласьЮлия Степанова, 2005
Тверская область. Плешково-1фото из Тверского исторического музея.Подвеска мерянского стиля.Шумящая привеска в форме каркасного треугольника из кургана №9 п.1 могильника Плешково-1, была привязана к гривне шерстяным шнурком. Фото из Тверского Исторического музеяПодвеска мерянского стиля.Квадратная плечевая привеска из кургана №37 могильника Плешково-1Фото из Тверского Исторического музеяРеконструкция костюма женщины народа Меря. Автор Юлия Побережник.
Реконструкция костюма женщины народа Меря. Автор Юлия Побережник.
Реконструкция костюма женщины народа Меря. Автор Юлия Побережник.
Реконструкция костюма женщины народа Меря. Автор Юлия Побережник.
tjorn.livejournal.com
Классный час на тему "Древнерусский костюм" 6 класс
h594 ЗНАТОКИ
Сценарий классного часа
Тема «Древнерусский костюм в 9-13 веках»
Цели:
- формирование у школьников представления о периоде становления и расцвета Древнерусского государства, ознакомление учащихся с древнерусским народным костюмом, с его истоками и традициями, национальным своеобразием и самобытностью;
- развитие коммуникативной культуры обучающихся, самостоятельности и ответственности в ходе подготовки мероприятия
- развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
- Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
- расширить познания школьников в области истории древнерусского государства и повседневности этого периода
- способствовать воспитанию любви и уважения к истории русского народного творчества и своей страны.
- развитие навыков самостоятельной практической творческой деятельности
Ход классного часа
Выступление учителя о периоде становления и развития Древнерусского государства
Ребята, сегодня будет проходить классный час посвященный традициям и истокам Древнерусского народного костюма. Мы рассмотрим с вами русский народный костюм периода становления и расцвета Древнерусского государства, его своеобразие и характерные черты. Сначала охарактеризуем общественную и политическую жизнь данного периода.
Первые письменные источники, упоминавшие о многочисленных славянских племенах, живших на огромной территории от Балтики до Черного моря, появились на рубеже старой и новой эры. Начиная со второй половины первого тысячелетия новой эры, у славянских племен происходит распад родовых отношений и образование государственности. На смену родовым отношениям пришли феодальные. Среди славянских государств выделялись Киев и Новгород, история которых по летописям начинается с IX века, а в
h594 ЗНАТОКИ
действительности гораздо раньше. Самое прогрессивное по тем временам хозяйство, а именно пашенное земледелие и скотоводство, было широко распространено в Новгородской республике, возникшей в 1136 году. На верхней социальной ступени стоял князь. К нему примыкали дружина, богатая военная знать. Следующей социальной группой было купечество, затем мелкие торговцы, ремесленники и крестьяне: то есть мы видим сложившееся классовое общество. Становление феодального строя привело к необходимости принять единую государственную религию, которой стало христианство, воспринятое от Византии. Христианство в эпоху раннего средневековья оказало заметное прогрессивное влияние на западноевропейскую и русскую культуру, особенно в области образования и градостроительства (коснулось оно и развития костюма). «Каждая социальная группа имела свои особенности в костюме, определявшие положение человека в обществе. Тем не менее была общая национальная основа для всех костюмов, независимая от социальной иерархии. Это и основные формы одежды, такие, например, как рубахи и порты; это и принятые на Руси пропорции одежды; и характер и расположение отделки. Разница между костюмами различных классов в основном была в качестве и количестве материала и предметов одежды, и в отдельных мелочах, характерных для того или иного круга людей. Костюм как один из элементов культуры отражал социальную структуру, особенности образа жизни и деятельности людей, обычаи, природные условия. Помимо пашенного земледелия, славяне занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством. К этим видам хозяйственной деятельности присоединяется развитие ремесел: железоделательного, кузнечного, ювелирного, косторезного, кожевенного, ткачества и др. Хорошо развивалась и торговля. Таким образом, в древнерусских княжествах было все необходимое для изготовления одежды и дополнений к ней. Повсеместно женщины ткали льняные и шерстяные ткани. В деревнях валяли войлок. Льняной холст производили разного качества — грубый и тонкий, суровый и отбеленный. С древнейших времен было известно окрашивание тканей подручными минеральными и растительными красителями. Такие ткани назывались крашениной.
Сообщения учащихся
В ходе выступлений учащихся проходит просмотр презентации, посвященной данной теме классного часа.
Костюм в Древней Руси IX - ХIII вв.
1) Идеал красоты
Представители Востока и Запада (купцы, дипломаты, путешественники) всегда отмечали особую красоту русичей. Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, пропорциональное телосложение. Кожа русских мужчин домонгольского периода была белой, волосы русые, брови и ресницы
h594 ЗНАТОКИ
черные, глаза обычно серые, лицо румяное. Особая стать - широкие плечи и тонкая талия - была особенностью русских мужчин. На Востоке восхищались красотой русских купцов. Это засвидетельствовано во многих источниках, самый ранний из которых относится к Х в. Русские женщины также отличались красивой внешностью. Все иноземцы отмечали, что русские женщины были высокими, белокожими, белокурыми, с ярким румянцем, черными «соболиными» бровями и голубыми глазами. Величавая, неспешная походка, красивая осанка были как бы естественными проявлениями женственности, мягкости и сдержанности.
2) Виды и формы одежды. Текстиль.
Суровый климат оказал серьезное влияние на формирование костюма и его видов в Древней Руси. Одежды были теплыми и закрытыми, широко использовался мех. Но не только природные и климатические условия сказались на формах, видах и ассортименте русских одежд. Тесные связи с Византией, влияние христианских традиций, этические нормы и эстетические представления, выработанные церковью и людьми, - все это нашло свое отражение в древнерусском костюме. Одежды были длинные свободные, но неширокие.
Древнерусские одежды были несколько короче византийских. Однако короткие одежды носить считалось неприличным. Одежды в основном были накладными: у мужчин - кафтан киевский, рубаха, туника; у женщин - рубахи, нагрудники, запоны и свиты. Драпирующиеся одежды на Руси не прижились, их почти не носили даже среди знати. Исключение составлял лишь плащ корзно. Поскольку основным занятием русичей было земледелие и скотоводство, то главными видами текстиля стали лен и шерсть. Использовались также ткани из пеньки и конопли: пестрядь и посконина. Пестрядь имела узоры из ниток красного, синего или зеленого цвета. Довольно часто это были клетки и ромбы. Простой люд носил посконные рубахи. Отбеленная посконина почти не отличалась от льняной ткани. Но лен был все-таки самой распространенной, популярной и даже любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и разного качества. Из белого полотна шили нарядные одежды, из сурового - юбки, порты и др. На Руси с глубокой древности под рубашкой и другими верхними одеждами носили нижнюю нательную рубаху из тонкого ровного белого полотна, так называемую исподнюю рубаху. «...Современное название «белье» происходит от другого старинного слова «белье» - беленые ткани». Все цветные ткани назывались крашенинами.В холодный период года носили одежды из шерсти. Простые люди с глубокой древности умели изготовлять шерстяную ткань из овечьей шерсти - сермяжное сукно (сермягу), шедшее на изготовление теплых одежд. На княжеских дворах ткали высококачественные шерстяные ткани. Этим занимались специально обученные работники. В домонгольской Руси умели изготовлять также набивные шерстяные ткани с крупным геометрическим рисунком. На Руси
h594 ЗНАТОКИ
вырабатывалось достаточно много видов шерстяных тканей: сукно, понева (шерстяной или полушерстяной домотканый текстиль), власяница - ткань из, волос животных, пестроткань, шерстяная ткань с вытканным на ней рисунком в клетку или полоску. Тонкие высокого качества сукна поступали из Европы. Одежды князей и знати выполнялись из дорогих византийских тканей: парчовых, шелковых, вышитых золотом и серебром. Все они назывались на Руси паволоками.
Для головных уборов использовались сукно, парча, мех (в качестве отделки и утеплителя).
3) Мужская одежда.
Гардероб князей и знати был не очень разнообразным, но одежды были красивы, красочны, гармонично сочетались с образом жизни, нравами, понятиями о красоте и достоинстве. Князь носил длинную туникообразную рубаху, под которую надевал исподнюю рубаху и порты (штаны) на гашнике, т.е. шнурке. Сверху надевалась свита (киевский кафтан). Свита представляла собой накладную длинную верхнюю одежду с длинными узкими рукавами, расширенную книзу с помощью клиньев, вшитых в боковые швы. Свита отделывалась каймой по краю подола, зарукавьями по низу рукавов и петлицами на груди. Носили свиту с широким поясом. Поскольку длина свиты была выше щиколотки, приблизительно до середины икры, то обуви придавалось большое значение. Яркие сапожки из мягкого сафьяна были с высокими голенищами, которые скрывались под свитой. В холодный период года носили свиту, подбитую мехом. Поверх свиты надевался плащ корзно. Это единственный вид драпирующей одежды, который носили на Руси. Корзно оторачивался каймой из золотой ткани, скреплялся на плече застежкой, имел подкладку, как правило, контрастного с лицевой стороной цвета. Корзно мог быть наброшен только на левое плечо либо на оба плеча. На русских иконах часто встречается первый вариант ношения корзно, причем заметно стремление людей к гармоничному драпированию плаща, особенно в тех случаях, когда край его с диагональным срезом переброшен через левую руку. Так достигалась почти параллельность линий края, отделанных каймой. Почти на всех иконах святые изображены в плащах, надетых и задрапированных именно так. Застежка для корзно применялась небольшая, видимо, на Руси ей не придавалось такого значения, как в византийско-римском костюме.
Костюм дополняла круглая невысокая шапка полусферического очертания, отороченная мехом и довольно часто с отделкой из драгоценной ткани и жемчуга. Именно в таком костюме изображали Бориса и Глеба на иконах мастера среднерусской школы. Бедные люди носили одежду более простую, и ассортимент ее был не так разнообразен, как у людей богатых и знатных.
Основной одеждой была рубаха навыпуск длиной до колена у зрелых мужчин и несколько короче у молодежи. Рубаха белого, красного или синего цвета была льняная либо посконная, без воротника, с небольшим
h594 ЗНАТОКИ
разрезом спереди и широким поясом. Рубаха надевалась поверх портов (штанов). Они были длинные, неширокие, штанины постепенно и слегка сужались книзу. Порты носили на шнурке (гашнике) в сборку. Зауженные книзу порты носили обычно с лаптями или сапогами. Кафтан из сермяги довершал костюм в холодное время года. Нарядный костюм крестьянина, богатого поселянина имел более дорогую отделку: воротник-ожерелье, круглый, украшенный вышивкой жемчугом, нарядные зарукавья (прототип будущих манжет), сапоги вместо лаптей. Иногда и сама рубаха была дорогой, из узорной ткани. Необходимым дополнением к костюму была калита (кошелек на поясе).
4) Женская одежда.
Простые женщины носили длинную рубаху. Знатные женщины поверх исподней надевали верхнюю рубаху, которая шилась из дорогих тканей, а сверху плащ корзно. Рубаха имела вырез у шеи на мелкой сборке либо круглый по шее. Замужние женщины носили также поневу, надетую поверх рубахи. Понева представляла собой прямоугольный кусок ткани, сшитый из трех полотнищ и собранный на талии шнурком, т.е. это была юбка, не сшитая спереди, а напоминающая широкий фартук, надетый на поясницу и завязанный спереди. Девушки носили поверх рубахи запону - нарамник, опоясанный на талии. Поневы и запоны, как правило, шились из пестряди или пестроткани. Праздничной одеждой была дорогая, широкая, неопоясанная, узорчатая (с вышивкой) туника с короткими свободными рукавами. Она называлась навершник. Красочность, монументальность, величавая статичность парадной одежды характерны для женского костюма Древней Руси. Знатные женщины носили туники, но из более дорогих и узорчатых тканей, шелка.
Обувь.
Самой древней славянской обувью считаются поршни (постолы) - башмаки, скроенные из мягкой кожи. У богатых и знатных мужчин и женщин популярными были мягкие сафьяновые сапожки, яркие, красивые, удобные; у бедных людей - сапоги из грубой кожи и лапти из лыка с онучами (портянками) и оборами (завязками), закреплявшими их на ноге.
5) Головные уборы, прически, украшения, косметика.
Головные уборы князей, знати, богатых купцов имели вид меховых колпаков. Носили также круглые шапки из парчи и бархата, вышитого серебром, жемчугом, золотом, из сукна, часто отороченные дорогим мехом, например соболем, куницей. Дружинники и воины носили шлемы - луковицы (шеломы) с бармицей - металлической кольчужной сеткой, прикрывающей шею. Простолюдины ходили в шапках и колпаках из войлока, шерсти, меха. Женщины носили круглые шапки, напоминавшие мужские, из бархата или парчи с меховой опушкой. Шапки простолюдинок были из простых материалов. Помимо шапок существовало много видов покрывал, платков, которые прижимали к голове венцом, обручем, шапкой.
h594 ЗНАТОКИ
Убрус - покрывало, платок прямоугольной формы - обматывался вокруг головы; один конец, украшенный вышивкой, спускался на плечо и грудь, другой подтыкался под подбородок. Убрус мог быть в форме треугольника (как косынка или шаль). В этом случае он закреплялся под подбородком застежкой. С помощью убруса можно было скорректировать овал лица. Убрус мог быть белым или цветным. Княгини носили корону (венец) поверх покрывала или вуали, девушки - ленты, повязки, обручи из бересты и кожи. До XI в. в древнерусском костюме не было различия между женскими и мужскими украшениями. Основными из них были ожерелья, серьги, подвески. К ХШ в. южнорусские (Киев, Чернигов и др.) ювелирные изделия стали самыми популярными из-за высокого мастерства исполнения. Из других русских украшений можно назвать колты - височные украшения, гривны - шейные украшения кольца, серьги и браслеты. Украшения были из золота, серебра и серебра с чернью и отделывались самоцветами. Изделия были массивными, но красивыми. Киевские золотые изделия отличались особой изысканностью, так как в них применялась такая техника отделки, как скань, эмаль, зернь, широко использовался жемчуг. В одежде применяли специальные крепежные устройства из серебра - аграфы. Выбор косметических средств был невелик. Они были в основном растительного происхождения. С глубокой древности подметили, что употребление в пищу свеклы улучшает цвет лица, ею же румянили кожу щек. Брови слегка подрисовывали (корректировали) сажей.
Завершающим этапом классного часа будет рефлексия школьников по проведенному мероприятию.
Учитель: Ребята, вы прослушали сообщения и просмотрели презентацию, посвященную описанию и характеристике древнерусского костюма 9-13 веков. На основании этого я попрошу ответить вас, на несколько вопросов по данному материалу, с помощью которых можно будет оценить уровень освоения вами этой темы.
Вопросы:
1. Как характеризовали древних славян представители других государств?
2. Что оказало значительное влияние на формирование основных видов и форм одежды и текстиля?
3.Вспомните основные элементы мужского костюма?
4. Вспомните основные элементы женского костюма?
5. Вспомните основные виды головных уборов и украшений?
infourok.ru